СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.. 3

2. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ.. 6

3. ДЕЛОВОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 16


1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


Общение – сложный социально-экономический процесс взаимодействия субъектов.

В системе взаимодействия индивидов общение начинается с того, что человек испытывает определенную потребность в деятельности, предполагающей общение. Как производная от потребности возникает коммуникативная задача, решение которой включает в себя ряд этапов: ориентирование, планирование акта общения (содержательные и выразительные его компоненты), осуществление задач говорения и обратная связь.

Общение возможно при принятии «обобщенного другого», то есть определенного отвлечения от своего внутреннего психического мира.

Имеет смысл рассмотреть следующий подход процесса общения:

1 этап – импульс – побуждение к действию,

2 этап – перцепция – предыдущий социальный опыт,

3 этап – манипуляция – общение (социальный опыт плюс новый случай),

4 этап – консумация – переоценка социального опыта на основе нового факта.

В зависимости от личностно-вовлеченного фактора имеет место три уровня общения:

-социально-волевой,

-деловой,

-интимно-личностный.

Каждый уровень предполагает использование ряда принципов.

Основой общения на первом уровне является социабильность (субъекты должны обладать определенными знаниями правил поведения, быть способными их усвоить и реализовать.

Второй уровень предполагает рациональный подход, в основе которого поиск средств, повышающих эффект сотрудничества.

В основе третьего уровня находятся эмоциональные факторы прежде всего симпатия и сопереживание.

Общение предполагает умение слушать, слышать, понимать, говорить. Таким образом, сущность общения – это понять другого, понять себя и быть понятым.

Основными социально-психическими функциями общения следует рассматривать:

1.     Потребность в человеческих связях.

2.     Потребность самоутверждения.

3.     Потребность в привязанностях.

4.     Потребность в самосознании.

5.     Потребность в ориентациях.

Реализация данных потребностей осуществляется посредством общения, без которого невозможна деятельность индивида.

Основными коммуникативными функциями общения являются:

-информативная (передача сведений),

-интерактивная (организация взаимодействия между людьми),.

-перцептивная (восприятие партнерами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания),

4. экспрессивная (интенсивная характер эмоциональных переживаний).

Таким образом, общение является процессом обмена информацией, который возникает на основе совместной деятельности или социального взаимодействия.

Процесс общения возможно рассматривать как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие плюс мышление – это общение).

Процесс начинается с восприятия – именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наше сознание «открывает» наши органы чувств, происходит восприятие информации по этим каналам. При этом у разных людей своя «формула» последовательности восприятия, то есть получения информации по тому ли иному каналу и т. д. Полученная информация «обрабатывается», после чего принимается решение на «действие», непосредственный контакт посредством вербальных и невербальных средств общения.

Отсутствие общения ставит под вопрос не только смысл существования человека, но и его физическое состояние.

2. СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ


Многоплановый характер процесса общения представлен на схемах 2.1., 2.2.

Общение, будучи сложным социальным и психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия.


Схема 2.1


                Межплановый характер процесса общения

коммуникативная

 

интерактивная

 

перцептивная

 
 



Передача                             Взаимодействие                    Взаимовосприятие

информации

                                   Определяется                        Человек осознает

Информация:             смысловыми                          себя через другого

-принимается             компонентами                       с помощью

-понимается                                                              механизмов

-осмысливается                            -цели                             -идентификации

                                            -мотивы                        -эмпатии

Коммуникативные              -потребности                -рефлексии

барьеры:                                                         -каузальная атрибуция

-социальные              (одни и те же обстоятельства    -эффективное

-политические            имеют различный смысл                восприятие

-религиозные             для разных людей)     (ореола, стереотипа, ситампа)

Схема 2.2

Средства и виды общения

Речевые (вербальные)

 

-язык

-речь

 
 




















В структуру речевого общения входят:

1.           Значение и смысл слов. Важную роль играет точность слов, выразительность, доступность, правильность, произношение, смысл, интонации.

2.           Речевые звуковые явления: темы речи, тональность, ритм, тембр, дикция речи.

3.           Выразительные качества голоса, то есть звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, вздох, кашель, паузы и т. п.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 – 10%, интонации – до 40%, остальное – неречевое взаимодействие.

Важно отметить, что речь – это не по сути процесс общения при помощи языка, именно этот вид общения обеспечивает формирование сознания человека и позволяет воспринимать другого человека на рациональном уровне.

На схеме 2.3 отражены виды речи.


Схема 2.3

Виды речи

 





                          Функции

Мышление


-мотивация

-планирование

-управление

-деятельность




 

-деловая

-безличная

-отвлеченное содержание



письмо

сообщение

трактат

конспект




 

-разговорная-личная

-содержание – непосредственное переживание


-диалогическая

-монологическая


беседа

выступление

доклад

лекция




 
 













Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1.           Кинестика – внешнее проявление чувств и эмоций: мимика, жесты, моторика типа.

2.           Таксика – тактильные контакты.

3.           Проксемика – исследует расположение людей в пространстве при общении.

Исходя из подхода, что общение есть восприятие плюс мышление, на схеме 2.4 отражена система сигнального комплекса в восприятии человека человеком.


Схема 2.4

Сигнальный комплекс в восприятии человека человеком

Физический облик (элементы)

 

Внешний облик

 

-лицо и его мимика (психологическое и социальное восприятие)

-жесты (произвольные и непроизвольные; усвоенные, предначертанные)

-поза (интерпретируется с «позиции ролей»)

-голос и речь




0


 

-информирует:

о деятельности , национальности, возрасте, вкусе, привычках

 

Сигнализируют

 

-о намерениях

-о работе

-о целях и задачах

-об особенностях личности

*убеждение

*потребностях

*мотивах

*способностях

 
 


















Таким образом, структура общения носит сложный взаимосвязанный, многоплановый  характер, в которой каждый компонент выполняет свою функцию для обеспечения взаимодействия индивидов с целью получения, обработки и передачи информации в определенных социально психологических условиях с использованием тех или иных средств общения.

Выделяют следующие виды общения:

1.     «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.

2.     «Примитивное общение» - происходит оценка необходимости дальнейшего контакта, если «нужен», происходит дальнейший контакт; если нет – субъект отталкивается.

3.     Формально-ролевое общение – при данном виде общения имеет место регламентация содержания и средств общения, в основе – знание социальной роли индивида.

4.     Деловое общение – в основе деловые интересы, общение происходит на рациональной основе, то есть поиск эффективного сотрудничества.

5.     Межличностное общение. При данном общении в центре – личностные особенности собеседника, индивиды знают друг друга, стремятся к общению, «читают» друг друга по жестам, мимике, позе и т. д., совокупность вербальных и невербальных средств общения.

6.     Манипулятивное общение – стремление использовать собеседника для достижения власти над ним, построено на знании средств общения и «чтении» собеседника.

7.     Светское общение – общение, в центре которого выполнение определенного ритуала и соблюдение норм и требований этикета при отсутствии «предмета» общения. (На схеме 2.2 отражены элементы видов общения на основе иных признаков). Совокупность вышеуказанных подходов классификации позволяет иметь развернутое представление о видах общения как структурном компоненте процесса общения.

3. ДЕЛОВОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ


Исходя из вышеуказанного определения под деловым общением рассматриваем общение, при котором учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение предполагает рациональный подход, то есть поиск средств, повышающих эффективность сотрудничества.

В основе делового общения лежит диалог, среди форм можно выделить:

-         деловая беседа,

-         деловая дискуссия,

-         деловое совещание,

-         переговоры.

В ходе делового общения необходимо:

Понять себя, то есть:

-         узнать себе цену,

-         разумно подходить к жизни,

-         совершенствовать свои качества,

-         иметь внутреннее спокойствие,

-         быть эмоционально зрелым человеком,

-         иметь меру во всем,

-         быть способным творчески мыслить,

-         готовым быть к неожиданностям,

-         иметь социальный опыт,

-         воспринимать жизнь такой, какой она есть.

Быть понятым, то есть:

-               знать правила общения: вежливость, внешний вид, правильно выбранная дистанция, иметь уверенность, обладать самоуважением и уважать другого,

-               иметь свое мнение и отстаивать его аргументированно,

-               уметь отказать в просьбе,

-               уметь прервать беседу,

-               уметь решать конфликт.

Понять другого, то есть:

-         дать оценку,

-         дать ответ,

-         не подчеркивать социально-ролевые различия,

-         использовать уточняющие (контролирующие) вопросы,

-         не забывать о собеседнике,

-         уметь говорить и слушать,

-         учитывать эмоции собеседника.

Важно помнить, что деловое общение благоприятствует:

1.     Соответствующий внешний вид и манера разговора.

2.     Отсутствие двусмысленных фраз.

3.     Доброжелательное, уважительное обращение.

4.     Неподдельный интерес к собеседнику и делу.

5.           Обращение к его точке зрения, аргументированные своей, а не манипуляция им.

Технология делового общения:

1.           Подготовка к деловому общению (определение темы, целей, вопросов, проектируемых результатов, знание собеседника).

2.           Определение места, времени беседы и т. п.

3.           Знание психологических закономерностей вступления в контракт.

4.           Определение проблемы и передача информации.

5.           Обращение к другой точке зрения.

6.           Аргументирование точки зрения.

7.           Определение вариантов решения проблемы (либо компромисс, либо конфронтация).

8.           Принятие решения по результатам общения и доведение его до собеседника.

9.           Фиксация договоренности или решения.

10.      Завершение общения.

11.      Анализ результатов и хода общения.

Американские специалисты по менеджменту приводят следующие десять заповедей хорошей деловой коммуникации:

1.     Четко определять идеи, вкладываемые в сообщение.

2.     Определить цель общения, адаптировать язык, стиль, методы.

3.     Учитывать общение.

4.     Получать информацию по существу вопроса.

5.     Следить за реакцией адресата.

6.     Учитывать его цели, ценности, интересы.

7.     Убедиться, что информация понята.

8.     Создавать ситуацию последующего контакта.

9.     Действие и слова должны совпадать.

10.     Важно быть понятым, но и понимать другого.

Следовательно, деловое общение – основа эффективной профессиональной деятельности человека и обеспечения его комфортных межличностных связей.

Педагогическое общение – феномен сложный. Подчиняясь общим закономерностям общения, он имеет свои специфические характеристики.

В педагогическом общении система коммуникаций приобретает педагогическую заданность, то есть потребность в коммуникации диктуется не только личностными, но и педагогическими задачами. Следовательно, претерпевают изменение и компоненты общения.

Исходя из того, что педагогический процесс имеет следующие стадии: замысел, воплощение замысла, анализ и оценка, то выделяются следующие этапы педагогического общения.


 











Общение в педагогической работе выступает как:

1.     Средство решения учебных задач.

2.     Социально-психологическое обеспечение учебного процесса.

3.     Способ организации отношения «учитель-ученик».

Педагог в своей деятельности выступает и как источник информации, и как человек, осознающий другого, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. В процессе обучения общение обеспечивает решение трех основных задач обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей.  В первом случае общение создает контакт, формирует мотивацию, создает психологическую обстановку.

Во втором обеспечивает преодоление барьеров, налаживает межличностный контакт. При решении третьей задачи обеспечивает понимание индивидуальности ученика, обеспечивает его коррекцию.

Таким образом, педагогическое общение – это профессионально-этический феномен, ибо как элемент общения должен быть обогащен правильным опытом воспитателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

2.     Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

3.     Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – М., 1997.

4.     Скородумов А.А. Роскошь, которой мы плохо владеем // Социс. - №7. – 1998.

5.     Шмидт Р.В. Искусство общения. – М., 1992.