Оглавление
1. Резюме.......................................................................................................... 3
2. Анализ положения дел в отрасли............................................................... 5
3. Производственный план............................................................................ 10
4. План маркетинга....................................................................................... 15
5. Организационный план............................................................................. 18
6. Финансовый план...................................................................................... 19
Список использованной литературы............................................................ 25
1. Резюме
Изотропная высоколегированная сталь марок 2412-2414. Используется для производства реле переменного тока, двигателей переменного тока, сварочных трансформаторов, а также маломощных двигателей и дросселей. Данные устройства широко применяются как элементы в конструировании различных электроустройств и радиоэлектронной аппаратуры.
Особенность легированной стали заключается в том, что в ее состав кроме железа, углерода и неизбежных примесей, входят легирующие элементы. Они вводятся в металл для улучшения эксплуатационных или технологических свойств. Легирующие элементы вводятся в сталь в различных количествах и в разных сочетаниях - по 2, по 3 и более. Если сталь содержит в сумме до 2,5% легирующих элементов, её называют низколегированной. Сталь, содержащая 2,5-10% легирующих элементов, считается среднелегированной, более 10% - высоколегированной.
По назначению легированную сталь делят на: конструкционные стали, инструментальные стали и стали с особыми свойствами(электротехнические, нержавеющие, жаропрочные и др.)..
Легированные стали обычно маркируются в соответствии с их химическим составом (например 18Х2Н4ВА). Первые цифры показывают среднее содержание углерода: в конструкционной стали - в сотых долях процента, в инструментальной стали - в десятых долях процента. Присутствие легирующих элементов указывается буквами: Н - никель, Х - хром, Г - марганец, С - кремний, В - вольфрам, Ф - ванадий, М - молибден, Д - медь, К - кобальт, Б - ниобий, Т - титан, Ю - алюминий, Р - бор, А - азот. Цифры после букв указывают примерное содержание соответствующего элемента в процентах, причём, если содержание элемента составляет около 1% и менее, то цифра не ставится. Буква А в конце маркировки указывает, что сталь имеет пониженное содержание серы и фосфора, т. е. является высококачественной. Для некоторых сталей буквой указывается их назначение, например Р18 - быстрорежущая с 18% W, Э3А - электротехническая с 3% Si, ШХ-15 - шарикоподшипниковая с 1,5% Cr и т.д. Некоторые стали обозначаются буквами ЭИ или ЭП с соответствующим номером (например, ЭИ69, ЭП220). В большинстве случаев это новые стали, проходящие испытание и освоение в промышленности.
При производстве изотропной стали используется подкат, поставляемый Нижнетагильским Металлургическим Комбинатом (НЛМК), а также легирующие добавки соответственно вольфрам (В) - 47%, никель (Н) - 10% и особый сплав (ВН) – 38% - см. таблица 1.
Таблица 1 - Технология производства высоколегированной изотропной стали, применяемая на ООО «ЧТПЗ Урал-трак»
Сталь в толщине 0, |
Сталь в толщине 0, |
(р/к 1,028) Травление на НТА-2 (р/к 1,02) |
|
Прокатка на стане 1300 |
|
(р/к 1,022) Обработка на АПР – 1(р/к 1,051) |
|
Отжиг и нанесение покрытия на АОО |
Отжиг на АРО или АОО |
Обработка на АПР УО (р/к 1,095) |
Прокатка на стане 1200 |
Р/к 1,15 |
Обработка на АПР-8 (р/к 1,022) |
|
Отжиг и нанесение покрытия на АОО |
|
Обработка на АПР УО (р/к 1,095) |
|
Р/к 1,21 |
Примечания: НТА- непрерывно травильный агрегат,
АПР – агрегат подготовки рулонов,
АРО – агрегат рекристаллизационного отжига,
АОО – агрегат обезуглероживающего отжига,
р/к – расходный коэффициент (потери).
2. Анализ положения дел в отрасли
Металлургия – это одна из базовых отраслей, которая приносит существенный вклад в экономику России. На сегодняшний день доля металлургического комплекса в промышленном производстве России составляет 16%, в том числе 10% – чёрная металлургия, в основных фондах промышленности – 11%, в численности – 9%, в общероссийском объеме экспорта – свыше 17% (второе место после отраслей ТЭК). Доля металлургии в общих налоговых поступлениях в бюджетную систему достигает 9%.
Являясь одним из крупнейших потребителей продукции и услуг естественных монополий, металлургический комплекс потребляет 35% перевозимых в стране железнодорожным транспортом грузов, 30% производимой электроэнергии, 25% добываемого природного газа, 10% добываемой нефти и нефтепродуктов.
В 2009 году темп роста объема металлургического производства составил 102,2% (по отношению к 2008 году). Индекс металлургического производства и производства готовых металлических изделий в январе-феврале 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. составил 107,5%, в том числе по продукции металлургического производства – 103,4%.
Основным видом продукции чёрной металлургии является готовый прокат, включающий сортовой и листовой прокат. Так, рост производства готового проката в 2009 году составил 1,6% (в том числе сортового – 1,0%, листового – 2,4%, листа и жести с покрытиями – 6%); производство стальных труб выросло на 10,6%.
Рост производства за январь-февраль 2010 г. составил по трубам стальным – 112,1%, по готовому прокату - снижение на 0,4 процента; выпуск никеля возрос на 11,3%, а по алюминию первичному и меди рафинированной наблюдалось снижение – на 1,3% и 0,6% соответственно.
По оценке 2009 года сальдированная прибыль металлургического комплекса составила 380 млрд. рублей (116% к уровню 2008 г.) – это около 14% от общего объема прибыли России, в том числе в чёрной металлургии - 250 млрд. рублей (125%).
В 2009 году инвестиции в основной капитал по металлургическому комплексу составили (по оценке) 174 млрд. рублей (126% к 2008 г.), в том числе в черной металлургии — 94 млрд. рублей (128%) – это около 4% от общероссийского объема инвестиций.
Стоимостной объем экспорта продукции черной металлургии в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 14% и составил по оценке около 23 млрд. долларов. В структуре экспорта продукции чёрной металлургии основную долю составляют сортовой и листовой прокат (36%) и продукция низкого передела (31%). Основными направлениями экспорта готового проката чёрных металлов являются: Китай (12,2%), США (10,6%), Италия (10,5%), Турция (7%) и Иран (6,3%). Расширению российских экспортных поставок способствует продолжение консолидации металлургических активов. Приобретая предприятия за рубежом (страны Восточной Европы, СНГ и дальнее зарубежье) российские компании расширяют возможности выхода на зарубежные рынки, прежде всего на европейский.
В 2009 году внутреннее потребление готового проката черных металлов выросло незначительно (на 0,4%) и составило 27,8 млн.т, стальных труб увеличилось на 5,3%, составив 6 млн.тонн.
Стабильность работы металлургической промышленности зависит от многих факторов, основными из которых являются: конъюнктура внешнего и внутреннего рынков и уровень цен на сырье, природный газ, электроэнергию и транспортные услуги. Высоким темпам роста российской металлургической промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, можно говорить о тенденциях в развитии российской чёрной металлургии, укрепившихся в последние годы. Это:
· рост товарной продукции;
· рост инвестиций;
· рост экспорта металлопродукции;
· сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства;
· стабильный рост средней заработной платы;
· глобализация компаний.
Металлургическую промышленность России отличает высокая степень концентрации производства: около 90% продукции в чёрной металлургии производится шестью крупными компаниями.
Глобализация компаний, образование транснациональных промышленных гигантов с полным производственным циклом – важнейшая тенденция развития мировой экономики в последние годы. Эта тенденция характерна и для металлургии России.
Процесс полной консолидации отрасли сейчас уже практически завершен. В чёрной металлургии России появилась шестерка национальных игроков, сопоставимых по размерам и вполне жизнеспособных. В 2008-2009 гг. они активно скупали сырьевые активы – угольные и рудные, а также выстраивали собственную логистику.
Тройка лидеров российской черной металлургии выглядит неизменной, однако распределение их мест периодически изменяется. За первое место традиционно борются НЛМК и Северсталь, имеющие в последнее время весьма схожие показатели. По итогам 2008 года на первое место вырвался Новолипецкий меткомбинат, получивший большую балансовую и чистую прибыль. Выше и его оценки в работе с потребителями металла, а электронная торговая площадка Северстали вызывает много нареканий.
Магнитогорский МК, лидирующий в части валовых показателей (объема производимой стали и выручки), хронически уступает в части показателей рентабельности производства. Сказываются большие затраты ММК на закупаемое сырье. Кроме того, ниже, чем у конкурентов, оценки качества работы ММК как в части отгрузки, так и с покупателями металла.
Крупнейшие металлургические предприятия Евразхолдинга (ЗапСиб и НТМК) в очередном рейтинге поменялись 4-5-м местами. Прежде всего – за счет снижения производства (-5,5%) на ЗСМК и роста большинства показателей НТМК. Заметный прогресс в этом холдинге в конце 2008 года продемонстрировал Новокузнецкий МК, который поднялся с 10 на 8 место. Некогда кризисное предприятие, вышло сейчасна устойчивую рентабельную работу (чистая прибыль за 2008 год – около 2 млрд.руб).
Стальная группа «Мечел» не смогла войти в пятерку крупнейший предприятий черной металлургии и вновь заняла только 6-е место. В конце года по валовым показателям ЧМК наступал «на пятки» своим конкурентам, однако показатели его рентабельности невысоки: многие обвиняют стальную группу в демпинге среди производителей арматуры. Кроме того, политика этого холдинга такова, что реализация продукции через ТД «Мечел» концентрирует все прибыли производств в управляющей компании, а ЧМК даже не хватает оборотных средств.
Региональное значение металлургии очень высоко: в то время как в России металлургия – вторая по объему производства отрасль промышленности после нефтегазовой промышленности, в Челябинской области она занимает первое место. Металлургия формирует почти половину бюджета Челябинской области. ООО «ЧТПЗ Урал-трак» является ведущим производителем трансформаторной стали в мире (занимает 3-е место и около 11% общего объема). Другим видом продукции ООО «ЧТПЗ Урал-трак» является динамная сталь.
Отрасль производства изотропной (динамной) стали характеризуется большой разбросанностью: в России существуют всего три производителя изделий из данного вида стали – Новолипецкий металлургический комбинат, АО «Северсталь» и ООО «ЧТПЗ Урал-трак». Потребителями данного вида продукции являются крупные предприятия – производители электротехнической продукции.
Металлургическая отрасль промышленности находится на стадии зрелости. На этой стадии (в отличие от стадий зарождения и роста), отрасль генерирует положительный поток денежных средств. Перед отраслью со зрелой структурой открываются такие возможности как совершенствование продукта, инвестирование в качество обслуживания и организация инновационного процесса. На данной стадии происходит полное насыщение рынка. Все или большинство потенциальных покупателей приобретают продукцию достаточно регулярно. Зрелость характеризуется стабильностью известных покупателей, технологий, распределения долей на рынке, хотя конкуренция на рынке за его перераспределение все еще может продолжаться. Объем продаж достигает предельно высокого уровня, после чего наступает замедление роста и затем полная остановка, прибыли достигают предельно высокого уровня и остаются на этом уровне или начинают немного снижаться, в то время как движение наличности становится или остается позитивным.
Рынок стали представляет собой олигополистическую модель рынка, на котором действуют ограниченное количество крупных фирм-производителей. При вступлении в данную отрасль предприятия сталкиваются с существенными препятствиями. Среди фирм очень развита неценовая конкуренция, то есть приоритет отдается качеству производимой продукции и др. неценовым факторам.
3. Производственный план
Производственный процесс не требует дополнительных капиталовложений, так как при производстве новых марок стали используется имеющееся на заводе оборудование. Подкат, полученный на НЛМК с содержанием легирующих добавок В – 47%, Р- 16%, ИР – 38%, проходит следующий производственный цикл: горячекатаные рулоны – травление – 1-я холодная прокатка – подготовка рулонов – обезуглероживающий отжиг, нанесение электроизоляционного покрытия – резка – упаковка.
На настоящий момент на заводе имеются недозагруженные производственные мощности, что создает возможность увеличить объем производства, не увеличивая при этом объем основных средств, а более рационально используя существующие. Загруженность основных средств можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 – Резервы производственных фондов по загрузке на ООО «ЧТПЗ Урал-трак»
Примечание: НТА- непрерывно травильный агрегат,
АПР – агрегат подготовки рулонов,
АРО – агрегат рекристаллизационного отжига,
АОО – агрегат обезуглероживающего отжига.
Источник: Техническая документация ООО «ЧТПЗ Урал-трак»
В связи с наличием резервов для загрузки производственных мощностей, разработаем программу по увеличению эффективности использования имеющегося оборудования.
Рисунок 2 – Планы по загрузке производственных мощностей ООО «ЧТПЗ Урал-трак»
В результате мы получаем 100% загрузку большинства имеющихся мощностей и возможность расширить производство, не прибегая при этом к приобретению дополнительного оборудования. Планируемое увеличение производства составило 30 т/год электротехнической изотропной стали (также имеется возможность увеличить производство электротехнической анизотропной стали также на 30 т/год).
Сопоставление планируемого объема продаж с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать объемы производства и реализации продукции на вторую половину 2010 и 2011 года. Это состояние проиллюстрировано таблицей 2.
Таблица 2 – Объемы производства и реализации продукции
Наименование продукции |
Цена за 1 тонну продукции, руб |
2-е п/г 2010 г. |
2011 г. |
||
Количество, т |
Сумма, руб |
Количество, т |
Сумма, руб |
||
Сталь марок 2412-2414 в
толщине |
26 000.0 |
9 000 |
234 000 000.0 |
18 000 |
468 000 000.0 |
Сталь марок 2412-2414 в
толщине |
24 000.0 |
6 000 |
144 000 000.0 |
12 000 |
288 000 000.0 |
Всего выручка по годам |
- |
- |
378 000 000.0 |
- |
756 000 000.0 |
Таблица 3 - Годовой расход и затраты на различные виды технологической энергии
Наименование видов энергии и энергоносителей |
Единица измерения |
Норма расхода на 1т металла |
Годовой расход |
Цена, руб. |
Затраты руб. |
Электроэнергия |
КВт |
652,1 |
19578041 |
0,149 |
2917128,1 |
Газ |
М3 |
1,13 |
33900 |
0,187 |
6339,3 |
Азот |
М3 |
160 |
4800000 |
0,068 |
326400 |
Сжатый воздух |
М3 |
30 |
900000 |
0,035 |
31500 |
Вода технологическая |
М3 |
2,28 |
68400 |
0,058 |
3967,2 |
Вода химически очищенная |
М3 |
0,83 |
24900 |
1,937 |
48231,3 |
Пар технологический |
М3 |
0,15 |
4500 |
18,562 |
83539 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
3417104,9 |
Таблица 4 - Затраты на производство высоколегированной изотропной стали марок 2412-2414, руб.
Наименование статьи затрат |
Сталь в толщине |
Сталь в толщине |
||||
Затраты на 1 т металла |
2010 г. |
2011 г. |
Затраты на 1 т металла |
2010 г. |
2011 г. |
|
Подкат (сырье) |
17550,31 |
157952790 |
315905580 |
16698,68 |
100192080 |
200384160 |
Отходы (расход металла, идущий на повторный цикл) |
-695,58 |
-6260220 |
-12520440 |
-555,11 |
3330660 |
6661320 |
Прямые передельные затраты (травление, прокатка, резка, отжиг и нанесение электроизоляц. покрытия) |
4075,75 |
36681750 |
73363500 |
2939,83 |
17638980 |
35277960 |
Ремонт (плановые ремонты оборудования) |
472,35 |
4251150 |
8502300 |
472,35 |
2834100 |
5668200 |
Общецеховые расходы (нормирование труда, уборка территории, душевые и др.) |
580,22 |
5221980 |
10443960 |
580,22 |
3481320 |
6962640 |
Итого производственная себестоимость |
21983,04 |
197847360 |
395694720 |
20135,96 |
120815760 |
241631520 |
Общезаводские расходы (отдел кадров, отдел труда и зар. платы, юридический и др. отделы заводоуправления, содержание столовых, складов и др.) |
502,23 |
4520110 |
9040140 |
502,23 |
3013380 |
6026760 |
Амортизация |
192,58 |
1733220 |
3466440 |
192,58 |
1155480 |
2310960 |
Финансовые расходы (содержание ) |
80,37 |
723330 |
1446660 |
80,37 |
482220 |
964440 |
Итого полная себестоимость |
22758,22 |
204823980 |
409647960 |
20911,14 |
125466840 |
250977680 |
Объем производства в свободных отпускных ценах |
- |
234000000 |
468000000 |
- |
144000000 |
288000000 |
Балансовая прибыль |
- |
2917602 |
5835204 |
- |
1853316 |
3702232 |
4. План маркетинга
Современный маркетинг- это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Можно с уверенностью сказать, что вся рыночная деятельность любой компании, в частности, формирование всех разделов бизнес-плана, происходит на основе маркетинговых исследований рынка, на базе широкомасштабного использования всего потенциала маркетинга. Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и желания потребителей.
Маркетинговой стратегией ООО «ЧТПЗ Урал-трак» является ценовая конкуренция при обеспечении высокого качества продукции. В связи с этим предприятие сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке, но и закрепится на ней, обеспечив себе гарантийный спрос.
На предприятии был произведен расчет себестоимости изотропной
высоколегированной стали марок 2412-2414 в толщине
Исходные данные для расчета:
- стоимость подката 14 515 руб/т., (содержание в задаче подката 0401 В- 47%, 0401 H- 16%б 0401 ИР – 38%);
- прямые затраты по факту февраля 2010 г.;
- постоянные расходы по факту февраля 2010 г.
Таким образом, себестоимость изотропной высоколегированной стали в
толщине
Таблица 5 - Себестоимость изотропной высоколегированной стали в толщине
Подкат |
руб/т |
16 698.68 |
Отходы |
руб/т |
-555.11 |
Прямые передельные затраты |
руб/т |
2 939.83 |
Ремонт |
руб/т |
472.35 |
Общецеховые расходы |
руб/т |
580.22 |
Итого производственная себестоимость |
руб/т |
20 135.96 |
Общезаводские расходы |
руб/т |
502.23 |
Амортизация |
руб/т |
192.58 |
Финансовые расходы |
руб/т |
80.37 |
Итого полная себестоимость |
руб/т |
20 911.14 |
Таблица 6 - Себестоимость изотропной высоколегированной стали в
толщине
Подкат |
руб/т |
17 550.31 |
Отходы |
руб/т |
-695.58 |
Прямые передельные затраты |
руб/т |
4 075.75 |
Ремонт |
руб/т |
472.35 |
Общецеховые расходы |
руб/т |
580.22 |
Итого производственная себестоимость |
руб/т |
21 983.04 |
Общезаводские расходы |
руб/т |
502.23 |
Амортизация |
руб/т |
192.58 |
Финансовые расходы |
руб/т |
80.37 |
Итого полная себестоимость |
руб/т |
22 758.22 |
Полученные данные по себестоимости на основных предприятиях-конкурентах
следующие: «Северсталь» - 28 372 руб. в толщине 0.
Данный товар – изотропная высоколегированная сталь был выбран не случайно, а на основании проведения ряда исследований.
Во-первых, данный товар пользуется устойчивым спросом на внешних рынках. Это обусловлено небольшим количеством производителей данного товара и технологической сложностью его производства.
Во-вторых, ООО «ЧТПЗ Урал-трак» использует современное оборудование для производства данного товара (лучшее по сравнению с аналогичными производителями в России), что позволяет производить товар более высокого качества по технологическим характеристикам.
В-третьих, использование современного энергосберегающего оборудования также позволяет сократить издержки на производство товара, что в свою очередь позволяет ООО «ЧТПЗ Урал-трак» установить более привлекательную по сравнению с конкурентами цену.
В-четвертых, ООО «ЧТПЗ Урал-трак» исторически занимается производством электротехнических сталей (трансформаторной и динамной), а потому имеет достаточный опыт в данной сфере и хорошо обученных специалистов, поэтому не потребуется затрачивать дополнительные средства на переподготовку кадрового состава.
На основании вышеприведенных доводов, в качестве нового товара для производства была выбрана высоколегированная изотропная сталь.
Сбытовая стратегия предприятия выстраивается на исторически сложившихся связях с зарубежными и отечественными партнерами. По данным учета, ведущегося на предприятии, более 80% объема сбыта продукции приходится на внешние рынки и лишь около 15% - на отечественного потребителя. В целом за 2005 год объем сбыта аналогичной продукции ООО «ЧТПЗ Урал-трак» – изотропной стали – составил 84 000 тонн. Предприятие планирует выпускать дополнительно до 30 000 тонн изотропной высоколегированной стали в год. По расчетам руководства, наиболее крупными потребителями станут Индия (традиционно она закупает до 21% от всего объема экспортируемой изотропной стали предприятия), Вьетнам (аналогично - 16%), Бразилия (14%), Италия (13%), Китай (11%) и Корея (8%). ООО «ЧТПЗ Урал-трак» собирается работать без посредников, напрямую с потребителями своей продукции.
5. Организационный план
Организационная структура построена таким образом, чтобы обеспечить стабильное функционирование и эффективное управление предприятием. Предприятие имеет линейно - функциональную организационную структуру. Основные руководители ООО «ЧТПЗ Урал-трак» - генеральный директор, исполнительный директор и зам. генерального директора – директор по персоналу и связям с общественностью. В их подчинении находятся начальник производства (начальник ЦХП), технический директор (главный инженер), коммерческий директор, директор по технологии, начальник по ФБУ (начальник финансового отдела), главный бухгалтер, отдел кадров, отдел управления безопасности и др. Общая численность персонала составляет 2780 человек. Среди них 294 руководителя, 2187 рабочих, 69 служащих и 234 специалиста. Инженерно-технический и управленческий персонал это специалисты, имеющие высшее, средне -техническое и специальное образование, в основном отработавшие на производстве 10 и более лет с большим опытом работы. Как к специалистам, так и к руководителям подразделений и к рабочим предъявляются высокие требования в вопросах квалификации. Многие рабочие предприятия в среднем на 50% в совершенстве овладели 2-3 профессиями и одновременно могут обслуживать 2 рабочих места. По реализации данного бизнес-плана дополнительных рабочих мест не требуется.
6. Финансовый план
Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого бизнеса. Для эффективности предлагаемого проекта рассмотрим некоторые финансовые показатели.
Все финансовые показатели, необходимые для оценки инвестиционного проекта, рассчитаны на основе планово-расчетных документов.
Цель анализа безубыточности состоит в определении объема сбыта при котором затраты полностью перекрываются доходами от продажи продукции. Точка безубыточности показывает, при достижении какого объема сбыта предприятие покрывает свои расходы, не имея прибыли, но и не неся убытков, то есть когда затраты равны доходам. Анализ критической точки требует оценки постоянных, переменных затрат и дохода. Постоянные затраты - это затраты, которые действуют даже в том случае, если мы ничего не производим, то есть - это аренда и амортизация. Переменные затраты -это затраты, которые изменяются в зависимости от объема производства. Это материалы, заработная плата, налоги, электроэнергия и т.д.
Функция определения точки безубыточности будет иметь следующий вид: F= P (цена ед.) *Q – VC (пер. затр.) * Q – FC (пост.затр.)
Так как необходимо выяснить, при каком количестве производимого товара производство будет безубыточным, то приравниваем данную функцию к нулю.
1. Расчет точки безубыточности для стали марок 2412-1414 в толщине
24 000*x – 19 083,4*x – 5 483 250 = 0
4916,6*x = 5 483 250
X = 1115,3
Построим график точки безубыточности. – см. рис. 6
Постоянные затраты FC = 5 483 250 у.е.
Переменные затраты на ед. продукции VC = 19 083,4 у.е.
Валовые издержки TC = 5 483 250 + 19 0834*Q
Валовой доход TR = 24 000* Q
Рисунок 3 – Точка безубыточности
Таким образом, при объеме производства 1116 т стали в толщине
Расчет точки безубыточности для стали марок 2412-2414 в толщине
26 000*x – 20 734*x – 5 483 250 = 0
5266*x = 5 483 250
X = 1041,3
Таким образом, при объеме производства 1042 т стали в толщине
В условиях неопределенности никогда нельзя точно определить заранее, каковы будут фактические значения той или иной величины через определенное время. Однако для успешного планирования производственной деятельности следует предусмотреть и изменения, которые могут произойти в будущих ценах на сырье и конечную продукцию предприятия, на возможное падение или увеличение спроса на товары, производимые предприятием. Для этого выполняется аналитическая процедура, называемая анализом чувствительности. Анализ чувствительности заключается в определении того, что будет, если один или несколько факторов изменят свою величину - см. табл. 7.
Таблица 7 – Исходные данные для анализа чувствительности на 2010 г.
Показатель |
Обозначение |
Значение |
Количество проданной продукции (т) |
Q |
6000 |
Цена за 1 т.(руб.) |
P |
24 000 |
Выручка (руб.) |
R |
144 000 000 |
Переменные затраты, (руб.) |
VC |
19 083,4* 6000= 114 500 400 |
Постоянные затраты, (руб.) |
FC |
5 483 250 |
Налогооблагаемая прибыль,(руб.) |
- |
24 016 350 |
Сумма налога на прибыль, (руб.) |
N |
5 763 924 |
Чистая прибыль, (руб.) |
П |
18 252 426 |
Из этих данных видно, что рыночная цена Р единицы продукции равна 24 000 рублей, а переменные затраты на единицу продукции z – 19 083,4 рублей.
Полные затраты определяются по формуле (13):
ТС = FC + VC = FC + z * Q
Налогооблагаемая прибыль составит:
HП=R-FC- z * Q
Чистая прибыль рассчитывается по формуле (15):
П=[(P-z)Q - FC](1-T)
Рассмотрим чувствительность прибыли к изменению основных параметров на 1 %.
1. Пусть удельные переменные затраты z увеличились на 1%.
П z: 6 000* (24 000 - 1,01*19 083,4) – 5 483 250 = 22 871 346 рублей
22 871 346 * 24% = 5 489 123 рублей
22 871 346 – 5 489 123 =17 382 223 рублей
Видно, что рост удельных переменных затрат на 1% привёл к снижению прибыли на 5%. Аналогично можно показать, что при снижении затрат на 1% прибыль увеличится на 5%.
2. Пусть на 1% изменились постоянные расходы FC.
Пfc: 6 000*(24 000 - 19 083,4) – 5 483 250* 1,01 = 23 961 518 рублей
23 961 518 * 24% = 5 750 764,3 рублей 23 961 518 – 5 750 764,3 = 18 210 754 рублей.
Следовательно, увеличение объема FC на 1% влечет за собой уменьшение прибыли на 1%.
3.Рассмотрим случай увеличения цены P на 1%
Пр: 6 000 * (1,01*24 000 – 19 083,4) – 5 483 250 = 25 256 350 рублей
25 456 350 * 24% = 6 109 524 рублей 25 256 350 - 6 109 524 = 19 146 826 рублей
Это, значит, что при плановом объёме выпуска увеличение цены реализации на 1% приведёт к росту прибыли на 5%.
4. Изменение прибыли при изменении объёмов производства Q на 1% относительно планового уровня.
Пq: 6 000* 1,01 *(24 000 – 19 083,4) – 5 483 250 = 24 311 346 рублей
24 311 346 * 24% = 5 834 723 рублей 24 311 346 – 5 834 723 = 18 476 623 рублей.
Следовательно, увеличение объёма на 1% влечёт за собой увеличение прибыли на 1%.
Проведенный анализ показывает, что прибыль предприятия наиболее чувствительна к изменению цены (увеличение или уменьшение цены реализации на 1% приводит к росту или падению прибыли на 5 %). Такое же влияние на уровень прибыли оказывают переменные затраты (±5% в ответ на изменение = -+ 1% от z). Наиболее слабое влияние на прибыль оказывает изменение объема производства и постоянных расходов (однопроцентное колебание их уровня приводит к изменению величины прибыли на 1%). Поэтому руководству данного предприятия стоит уделить наибольшее внимание вопросам ценообразования и переменных затрат, поскольку это дает наибольший эффект.
Таким образом, из выше рассмотренных показателей можно сделать вывод, что ООО « ЧТПЗ Урал-трак» по состоянию на 2010 год имеет устойчивое финансовое состояние, т.к. все коэффициенты находятся в пределах нормативных. Это дает основания сделать вывод, что реализация проекта по производству высоколегированной изотропной стали экономически целесообразна.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 248 с.
2. Бизнес-план: методические материалы /Под ред. Р.Г.Маниловского. -М.: Финансы статистика, 2004. - 80 с.
3. Бизнес-план. Полное справочное руководство. /Под ред. И.М. Степнова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 240 с.
4. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. - М.: «Ось-89», 2006. - 864 с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 2007.
6. Ковалев B.C. Управление финансами. Учебное пособие.— М.: ФЮБК-Пресс, 2008.
7. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов //Российский экономический журнал, 2008.— №4. — с. 49 - 63.
8. Управление проектом. / Под ред. В.Д. Шапиро.- СПб.: ДваТрИ, 2006.
9. Уткин Э.А. Бизнес-планирование. - М.: Изд-во «ЭКМос», 2005. - 320 с.
10. Черняк В.З. Бизнес-планирование. – М.: Юнити, 2009. – 469 с.
11. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве. - М.: Финансы,2007.