ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное учреждение города Москвы «Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Основы безопасности жизнедеятельности детей в организации работы с детьми в приюте (на примере ГУ Социальный приют для детей и подростков «Ховрино»)




Работу выполнила

Захарова Людмила Дмитриевна        

Воспитатель Государственного учреждения

Социальный приют для детей и подростков «Ховрино»

Руководитель: Хулина В.В.

К.с.н., старший преподаватель

ИПК ДСЗН



 

 

 





Москва, 2010

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта. 6

1.1. Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов  6

1.2. Культура безопасности как основа профессионализма педагога. 10

Глава 2. Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино». 16

2.1. Характеристика социального приюта «Ховрино». 16

2.2. Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино». 24

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 34



 

Введение

Актуальность. Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.

В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросших в последнее время опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс подготовки к обеспечению безопасной жизнедеятельности не может сводиться к формированию у человека простой совокупности знаний и умений – необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности т.е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни здоровью человека. Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что  становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего.

В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей-сирот ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в школах-интернатах, социальных приютах безопасным. Контингент данных учреждений  является наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным поведением. Поэтому реализация стратегии  организации безопасного геопространства для таких детей невозможна без выработки единого подхода всех учреждений системы образования и других социальных институтов, обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построению данного процесса.

В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление  педагогических условий  успешного формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы-интерната.

Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание  изучению и разработке путей рационального и безопасного использования учебного и внеучебного времени школьников (А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев,  Т.Н. Таранова, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов  и др.).

Проблемы физического воспитания подрастающего поколения и его роль в организации здорового образа жизни, как одной из составляющих безопасности жизнедеятельности, отражены в работах  О.А. Ахвердовой, И.А. Ахвердовой, И.В. Боева, М.Я Виленского, Д. Вильямса, Л.И. Губаревой, Н.И. Кузнецовой, В.Н. Муравьевой, И.А. Малашихиной, В.И. Панковой, Г.М. Соловьева, В. В. Филанковского  и др.

Проблема воспитания детей-сирот в условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в интернатные учреждения, пережили многочисленные психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность ребенка. Кроме того, условия подобных учреждений в ряде случаев рассматриваются как условия депривации, что усложняет процесс приспособления  их обитателей к новой жизненной ситуации.

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – дети, проживающие в приюте.

Предмет исследования – формирование основ безопасности жизнедеятельности в социальном приюте.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:

1.            Изучить условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта;

2.            Проанализировать работу воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»;

3.            Обобщить полученные результаты.


Глава 1. Условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей в условиях социального приюта

1.1. Социально-культурные и педагогические возможности социальных приютов

Социальный приют представляет собой стационарное учреждение социального обслуживания, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Специфика работы приюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей. В приюты поступают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, там им оказывается помощь по преодолению социально-опасного положения, в каком они оказались. Основная цель деятельности социального приюта – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Социальными приютами проводится значительная работа по жизнеустройству подростков: оформление опеки (попечительства), осуществляется процесс усыновления, передачи в государственные интернатные учреждения и т.д. Успешность осуществления социально-педагогического сопровождения закладывает основы ресоциализации, обусловливает социально-культурные и педагогические возможности приютов. Эффективность ресоциализации диктует необходимость социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом его своеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшего жизнеустройства[1].

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой организованный социально-психолого-педагогический процесс, обеспечивающий создание условий для принятия подростком оптимальных решений по восстановлению социального статуса, несформированных социальных навыков, переориентация его социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения в различных ситуациях жизненного выбора. Комплекс социально - педагогических условий, обеспечивающий эффективность социально - педагогического сопровождения по ресоциализации подростков в условиях социального приюта: формирование у подростков социально-значимых ценностных ориентаций, адекватного образа «Я» (создание благоприятного психологического климата; включение подростков в различные виды социально-значимой деятельности; стимулирование выхода в рефлексивную позицию); повышение теоретического и методического уровней готовности сотрудников приюта к приобщению подростков к несформированным социальным ценностям, опыту общения, поведения и жизнедеятельности; информационно-диагностическое обеспечение данного процесса; повышение культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов-воспитателей; оказание комплексного социально - педагогического сопровождения в преодолении подростком различных социальных ситуаций, социального взаимодействия и внутриличностного характера (установление контакта взаимодействия с подростком; последовательная реализация этапов педагогического сопровождения; соответствие методов и приемов решаемой ситуации, этапам социально-педагогического сопровождения и индивидуальным особенностям подростка); осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе их поэтапной ресоциализации; создание высокого нравственного, социально-психологического климата в воспитательном (образовательном) учреждении, способствующего закреплению ответственного отношения к социальным ценностям и опыту общения, поведению и жизнедеятельности.

1.2. Культура безопасности как основа профессионализма педагога

Обеспечение безопасности страны и, в частности, - необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни граждан, по оценкам ряда ученых, малоэффективно, «устойчивой тенденции к уменьшению людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций в социальной сфере, на производстве и т.п. не наблюдается». Резко возрастает количество так называемых «принудительных потерь» населения по внешним причинам, в 90% которых решающую роль играет человеческий фактор, низкий уровень знаний и нарушения правил безопасного и здоровьесберегающего поведения[2].

Анализ оценок специалистов позволяет сделать выводы:

-              безопасность человека в XXI веке не может быть обеспечена только мерами защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;

-              принцип: «Спасать и защищать», - должен уступить место новому: «Предвидеть, предупреждать, предотвращать»;

-              на смену обучению ОБЖ должно прийти воспитание культуры БЖД. Жизнь требует решительно переместить акценты учебно-воспитательного;

-              процесса на формирование личности безопасного типа. Воспитание духовно-нравственных, социально значимых ценностей выходит на первый план. Сущность такого культурологического подхода заключается не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в формировании культуры БЖД (КБЖ) граждан как важного, неотъемлемого компонента личностных качеств, позволяющих регулировать, направлять и контролировать образ жизни и деятельность. Именно КБЖ служит основой для обеспечения оптимального уровня безопасности общества[3].

Таким образом, КБЖ как состояние и уровень развития представляется результатом двух естественных и обязательных для человека и общества способов осознанной деятельности:

-              обучения, дающего человеку знания и умения;

-              воспитания, содействующего развитию способности и готовности применять их. Важны последовательность и непрерывность формирования КБЖ. Начинать ее необходимо с первых дней осознанной жизни человека. Реализация принципов воспитания КБЖ может быть достигнута на основе тщательно организованной непрерывной системы образования и воспитания, охватывающей все ступени - от дошкольных воспитательных учреждений до институтов повышения квалификации и переподготовки кадров и, в первую очередь - педагогических вузов, из стен которых должны выходить компетентные преподаватели-организаторы БЖД.

Чтобы воспитывать, необходимо быть воспитанным, обладать комплексом духовно-нравственных ценностей, адекватных социальным требованиям и нормам. Чтобы дать знания, надо обладать профессиональной компетентностью - знаниями и умениями в преподаваемой дисциплине. Только в этом случае личность будет обладать компетенцией - правами на обучение других. В данном случае компетенция - производная духовно-нравственной зрелости личности, профессиональной компетентности, педагогического и методического мастерства. Если эти качества приобретаются в педагогическом вузе, то основой компетентности в вопросах БЖД служат знания и навыки, полученные в школе[4].

Как и воспитание в целом, воспитание культуры личной безопасности в качестве самостоятельных компонентов включает субъектов педагогического процесса (педагога и воспитанников), цели, содержание, формы и методы воспитания. Данные компоненты воспитания являются относительно самостоятельной подсистемой педагогического процесса, применительно к условиям воспитания культуры личной безопасности они будут рассмотрены ниже. Есть основания утверждать, что системообразующим компонентом данной подсистемы являются цели воспитания, которые придают целостность воспитанию, определяют специфику воспитания культуры личной безопасности, оказывают решающее влияние на деятельность педагога и воспитанников, на отбор содержания воспитания, на выбор форм и методов воспитательной работы.

В качестве подсистемы воспитания культуры личной безопасности выделим следующую группу компонентов воспитания: педагогическая диагностика, планирование воспитания, стимулирование деятельности воспитанников, организация воспитательного процесса, контроль эффективности воспитания, коррекция процесса воспитания. Данные компоненты воспитания выступают в качестве компонентов, если реализуются как этапы воспитания культуры личной безопасности[5]. В то же время названные компоненты являются функциями воспитания, если реализуются на других этапах воспитания. Например, диагностика уровня готовности воспитанника к опасным ситуациям в ходе контроля усвоения учебного материала на уроках ОБЖ (этап воспитания) одновременно стимулирует воспитанников к самосовершенствованию, позволяет не только выявить пробелы в подготовке воспитанников к профилактике и преодолению опасности, но и частично или полностью ликвидировать эти пробелы, т.е. при этом реализуются стимулирующая и корректирующая функции воспитания.

В структуре воспитания культуры личной безопасности присутствуют следующие компоненты: воспитание, взаимовоспитание, самовоспитание, перевоспитание. Если отец учит маленькую дочь безопасному поведению в квартире, то это воспитание. Если подростки обмениваются опытом участия в драках, показывают друг другу свои «коронные» удары, то это взаимовоспитание. Если паренек читает психологическую литературу о безопасности, занимается физическим самосовершенствованием, то это самовоспитание. Если учитель пытается отучить детей переходить улицу на красный сигнал светофора, то это перевоспитание. Содержание и соотношение названных компонентов воспитания нуждаются в специальном исследовании. В условиях целесообразно организованного педагогического процесса ведущая роль, как нам представляется, должна принадлежать воспитанию культуры личной безопасности. Педагог должен организовывать взаимовоспитание и самовоспитание своих питомцев, при необходимости осуществляя коррекцию направленности развития воспитанников[6].

Воспитание культуры личной безопасности осуществляется в семье (или в первичном коллективе, заменяющем ребенку семью), в детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, в учреждениях дополнительного образования, в средних учебных заведениях, в высших учебных заведениях, в спортивных, творческих, воинских, производственных коллективах, в объединениях по месту жительства, в неформальных детских коллективах и группах и т.д. Содержание, специфику воспитания готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций в названных коллективах, объединениях, учреждениях, условиях предстоит изучить. Взаимосвязь названных компонентов просматривается уже сейчас. Основу культуры личной безопасности закладывают родители в семье. Именно в семейном воспитании формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности. Важна роль школьного воспитания. Во многом это связано с преподаванием курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Потенциал воспитания безопасной личности в школе реализуется лишь частично. Несовершенство программ, учебников, методических пособий по ОБЖ, низкий уровень подготовки учителей к преподаванию ОБЖ не способствуют эффективному воспитанию, во многих случаях просто дискредитируют учебный предмет ОБЖ, иногда даже придают отрицательный импульс всему процессу воспитания культуры личной безопасности. Например, рвение и старание отдельных преподавателей курса ОБЖ не только не развивают интереса школьников к знаниям о безопасности человека, но формируют негативную установку, нежелание изучать курс ОБЖ, овладевать опытом безопасного поведения. В связи с приведенными доводами признаем необходимость первоочередного исследования и совершенствования воспитания культуры личной безопасности в семье и в условиях общеобразовательной школы, прежде всего в ходе обучения курсу ОБЖ[7].

Подводя итоги рассмотрения проблемы воспитания культуры личной безопасности, сформулируем основные выводы:

Воспитание культуры личной безопасности является составной частью процесса воспитания культуры безопасности в целом, направлено на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Воспитание культуры личной безопасности является компонентом, целью, функцией, закономерностью и принципом педагогического процесса.

В процессе воспитания культуры личной безопасности реализуются цели, содержание и методы воспитания, отражающие общие и специфические педагогические закономерности.

Эффективности воспитания культуры личной безопасности способствует реализация принципов воспитания, вытекающих из закономерностей педагогического процесса[8].

Одной из целей образования детей в условиях социального приюта является формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношение ребенка к личной безопасности и безопасности окружающих. Данное ценностное отношение включает в себя комплекс связанных с безопасностью разнообразных социокультурных качеств; признание личностной и социальной значимости безопасности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, нормы правила поведения и образ жизни школьника, воспитывающегося в условиях социального приюта[9].

Сохранность жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната зависит от профессионально ориентированной деятельности  персонала учреждения.

Глава 2. Работа воспитателей по основам БДЖ с детьми в ГУ Социальный приют «Ховрино»

2.1. Характеристика социального приюта «Ховрино»

Социальный приют «Ховрино» для детей и подростков САО г. Москвы расположен по адресу: г. Москва, ул. Зеленоградская, 35Б.

Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.

Чаще всего в приют попадают дети из так называемых “неблагополучных” семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей или временно не имеющие возможности проживать дома. В приют могут поступить заблудившиеся дети, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению и приехавшие из различных регионов России и СНГ. Дети, лишившиеся родителей, также могут стать воспитанниками приюта.

В приют дети и подростки поступают по акту органов УВД, по направлению Управления социальной защиты населения ЮВАО г.Москвы, а также по заявлению родителей (законных представителей) или обратившись лично. Департаментом социальной защиты населения г. Москвы организована работа “Горячей линии”. Специалисты, работающие на “Горячей линии”, владеют информацией об имеющихся в детских учреждениях местах и оказывают помощь в устройстве детей. Дети и их родители (законные представители) могут лично обратиться в приют по телефону доверия, а также в отделение социальной диагностики, где существует возможность оказания помощи в нестационарной форме, без проживания в приюте.

Работа учреждения социальный приют «Ховрино» направлена на предоставление ребёнку права на достойную жизнь, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи. «Я НЕ ОДИНОК» - так с уверенностью может сказать каждый ребенок, оказавшийся здесь. Для каждого воспитанника приют становится новым, пусть и временным домом, где примут, поймут и помогут. Одним из принципов работы приюта является учет того, что мир людей, в котором жил ребенок, не остается за порогом приюта. Двери приюта «Ховрино» открыты для тех, кто дорог и близок воспитанникам, кто может оказать поддержку в трудную минуту. Учреждение тесно сотрудничает с государственными службами, с учреждениями образования и здравоохранения, общественными организациями, со всеми, кто неравнодушен к проблемам детства.

Из приюта дети могут вернуться в родную семью, в семьи опекунов или родственников, в негосударственные детские дома семейного типа или детские учреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты г. Москвы.

Принимая участие в судьбе ребенка, сотрудники приюта должны выяснить причины, создавшие данную кризисную ситуацию. По мере выяснения причин, ставятся задачи как реабилитации или коррекции( медико-психологической, учебно-воспитательной) состояния ребенка в стенах приюта, так и пути дальнейшего оптимального жизнеустройства по выходу из приюта(социально-правовая помощь). Первостепенная задача - вернуть ребенка в родную семью.

Естественно, данная задача становится главной, если в семье нет какой-либо патологии во взаимоотношениях между ее членами. К таким взаимоотношениям относятся жестокость, насилие, отсутствие родительских чувств и т.п. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению и насилию, определяются по состоянию страха перед родителями( одним или всеми членами семьи), нежеланием их видеть, на их теле часто видны следы побоев, сон их беспокоен и т.д.

В случае, если возвращение ребенка в семью не отвечает его интересам, я как воспитатель произвожу поиск, совместно с органами опеки и попечительства, семей, куда ребенок может быть оформлен под опеку или попечительство (предпочтение отдается родственникам или знакомым). Возможны такие варианты, как определение детей в детские учреждения нового типа (такие, как - Детская деревня SOS, Пансион семейного воспитания, Фостеровские семьи). Если ребенок, все же, неизбежно должен попасть в государственное интернатное учреждение (воссоединение с братьями и сестрами, возможность получения жилплощади, сильная любовь к родителям и, как следствие, непринятие приемных родителей и т.п.), мы, воспитатели и социальные работники приюта производим поиск детского учреждения с наиболее щадящим режимом и домашней обстановкой ( музыкальный, цирковой и т.п.) и определяет туда ребенка и в дальнейшем курируем его нахождение там.

Я изучила проблемы детей, попадающих в приют. Все проблемы, по-моему мнению, можно разделить на четыре группы, и решаются данные проблемы соответствующими службами специалистов:

-              медицинской;

-              психологической;

-              учебно - воспитательной;

-              социально - правовой.

Наибольший интерес для меня, как для воспитателя представляет круг психологических проблем ребенка. Значение психологической работы в приюте трудно переоценить. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт. Но даже если ребенок поступил из относительно благополучной ситуации (например, по причине болезни матери), сам факт поступления в приют уже является травмой.

Заметим, что любое учреждение наносит ребенку стресс: детский сад, школа, переходы из школы в школу. Этот стресс многократно возрастает, если речь идет об учреждениях закрытого типа (детских домах, интернатах, приютах). И даже целенаправленные усилия администрации и сотрудников приюта «Ховрино», значительно смягчая психологическую травму поступления и пребывания в приюте, не могут устранить ее совсем. В чем же она заключается?

Попадая в приют, ребенок сталкивается с жесткими ограничениями действий и проявлений (нельзя курить, драться, ругаться матом), передвижения (нельзя выходить за территорию приюта, а по началу даже из санпропускника). Принятие решений относительно судьбы ребенка не зависимо от его желания, медицинские процедуры пугают и унижают - все это и многое другое, что, порой, не воспринимается взрослыми в качестве психотравмирующего фактора, неизбежно наносит психологическую травму ребенку.

А дальше нужно налаживать отношения с другими детьми, входить в их систему, приспосабливаться или пытаться завоевать себе место в коллективе. И ребенок становится то жертвой, то агрессором. А поделиться на первых порах и не с кем, ведь неизвестно как к этому отнесутся другие, да и жаловаться, «стучать» не приучены.

Приходится решать свои проблемы своими силами.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает проявлять себя, что вызывает недовольство взрослых: «Все они в начале тихенькие, а потом начинают себя показывать! Их забрали из свинарника, одели, накормили, а они еще чем-то недовольны!» Результат - вторичная травматизация.

Решение внешних проблем - с новыми товарищами, с персоналом, с жизнеобеспечением, - позволяет ребенку обратиться к своему прошлому, осмыслить события, произошедшие с ним. У ребенка возникают вопросы: «Почему это произошло со мной? Меня не любят родители? А может, я сам виноват во всем случившемся? Или виноваты все эти люди, которые говорят о моем благе, а сами рушат мою семью, мою жизнь?».

Жизнь ребенка в приюте - это лишь малая часть его жизни в целом. Сделать ее интересной и полезной, подготовить ребенка к уходу из приюта - лишь часть работы психолога. Нужно еще подготовить тех, к кому идет ребенок. И это замечательно, если ребенок возвращается в родную семью, если родители изменили свой образ жизни: бросили пить, устроились на работу и т.д. Но где уверенность в том, что ситуация не повториться, что вновь не включится психологический механизм, разрушающий семью и ребенок не попадет в приют в еще более тяжелой ситуации? Опекунская или приемная семья - тоже хороший вариант. Но было бы большой неосмотрительностью забыть о том, что чуть ли не 2/3 семей не справляются с воспитания приемного ребенка. И ребенок вновь попадает в приют, с новой психологической травмой, с новым отказом, с неверием в себя и других. Участие психолога в работе с родными родителями, с опекунами, помогает значительно уменьшить риск для ребенка и для родителей. Конечно, в данной области как нигде важно сотрудничество психолога с социальным работником.

Проанализировав работу психологической службы социального приюта «Ховрино» я могу сказать, что эта работа идет по трем направлениям:

1.            Работа с детьми;

2.            Взаимодействие с персоналом;

3.            Работа с родителями и потенциальными опекунами.

Все эти направления тесно связаны между собой главной целью деятельности всего приюта: благополучием ребенка, и не только в стенах приюта, но и во всей последующей жизни.

Хотелось бы остановиться на том, что в приютах, должен работать профессионально подготовленный психолог – и желательно не один, а в составе психологической службы, включающей несколько психологов, различных по своей специализации (психолог, психотерапевт, консультант и т.д.). Замечу, что в настоящее время готовят большое количество психологов, но  специализация, связанная с особенностями работы в приютах, в ВУЗах осуществляется редко.

Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личности, равновесия чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.

Деятельность психолога будет сопровождать ребёнка на его этапном прохождении жизни в учреждении. На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Процесс вхождения ребёнка в коллектив приюта очень сложен, поэтому деятельность психолога будет обеспечивать смягчение данного перехода. У ребёнка должна появиться уверенность, что  его здесь поймут и защитят. Знакомство с распорядком жизни приюта протекает для ребёнка довольно  сложно, так как его уклад отличается от «домашнего». Психолог вместе с педагогами и воспитателями может помочь ребёнку найти «временного друга», который поможет ему овладеть  всеми правилами жизни в приюте.

Вхождение ребёнка в группу воспитанников приюта на втором этапе устройства его жизни также имеет много трудностей. Ребёнок прибывает в  состоянии неуверенности, неопределенности из-за незнания своей дальнейшей судьбы (будет ли он жить в детском доме или  вернется к родителям, или его заберут родственники под опеку), что приводит  к болезням, нарушениям поведения, негативизму, неблагодарности, высказыванию потребительской позиции по отношению к сотрудникам приюта.

Практика работы нашего приюта даже с самыми трудными воспитанниками показывает, что знание ребёнком своего истинного положения (т.е. почему он оказался в данном приюте, где его родители и что с ними, какие возможны перемены в его судьбе ) благотворно сказываются  на его психическом  состоянии, целях и желании выбрать верный путь в жизни.

2.2. Профессионализм воспитателя в работе по основам БДЖ в социальном приюте «Ховрино»

Культуру безопасности жизнедеятельности (КБЖ) можно определить как уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

В результате происшествий часто страдают дети. Чтобы предотвратить трагедию очень важно научить ребят, как вести себя в чрезвычайной ситуации и как избежать несчастных случаев. Поэтому сотрудники МЧС регулярно приезжают в образовательные учреждения севера столицы и объясняют школьникам основы правил безопасности. Один из таких уроков основ безопасности и жизнедеятельности прошел в нашем в социальном приюте для детей и подростков Ховрино. Именно правила пожарной безопасности важно усвоить с детства. Ведь человек в своей жизни не может обходиться без огня и воды, но эти две стихии связаны с постоянной опасностью. Поэтому сотрудники МЧС регулярно рассказывают ребятам о правилах безопасности как для предотвращения пожаров, так и вблизи водоемов. Хочу заметить, что в социальном приюте для детей и подростков Ховрино такие уроки проводятся регулярно.

Наблюдая за детьми, я могу отметить, что после занятий ребята еще долго обсуждают между собой темы бесед. Они уже давно хорошо знают правила противопожарной безопасности. Но кроме противопожарной безопасности так же важно знать и правила поведения около воды. Могу отметить - ребята легко запоминают правила поведения, и в будущем можно надеяться, что в подобных происшествиях меньше будут страдать дети.

Мною были изучены и проанализированы особенности воспитания культуры личной безопасности. Хотелось бы выделить признаки, присущие воспитанию культуры личной безопасности:

Это педагогическая практика, обеспечивающая подготовку подрастающего поколения к профилактике и преодолению опасных ситуаций.

Это педагогическое искусство, продуктом которого являются программы, учебники, методические пособия, методики воспитания и обучения, предназначенные для эффективной подготовки подрастающего поколения к профилактике и преодолению опасных ситуаций.

Это педагогическая теория, раскрывающая сущность, структуру, цели, содержание, педагогические средства, формы и методы, движущие силы, закономерности и принципы воспитания готовности к профилактике и преодолению опасных ситуаций.

Это одна из целей воспитания, заключающаяся в построении системы педагогических задач по формированию и развитию у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.

Это совместная деятельность педагога и воспитанников по присвоению и развитию культуры личной безопасности.

Это создание педагогом благоприятных условий для присвоения воспитанниками культуры личной безопасности в процессе самовоспитания и самообразования.

Это один из компонентов содержания воспитания, который представляет систематизированный и адаптированный к условиям педагогического процесса опыт предупреждения и преодоления человеком опасных ситуаций.

Это одна из функций воспитания, проявляющаяся в постоянном влиянии педагогического процесса на уровень готовности воспитанников к опасным и экстремальным ситуациям.

Это одна из закономерностей воспитания, заключающаяся в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке воспитанников к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, опасных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности.

Это один из принципов воспитания, ориентирующий воспитателей на систематическое формирование и развитие готовности воспитанников к предупреждению и преодолению опасных и экстремальных ситуаций.

Я считаю, что качество обучения детей ОБЖ в решающей степени зависит от уровня профессионального мастерства воспитателя социального приюта «Ховрино», при этом под профессиональным мастерством понимается не только педагогическое мастерство, но и глубокое знание воспитателем теории безопасности жизнедеятельности.

Я повышаю свои знания в области БЖД, много времени посвящаю изучению специальной литературы, на базе социального приюта «Ховрино» проводятся семинары для воспитателей и педагогов социальных приютов, помогающие педагогам в развитии своих знаний и повышения уровня компетентности.

Критерием сформированности содержательного компонента профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ считаю:

-              уровень сформированности знаний по безопасности жизнедеятельности (БЖД);

-              уровень  сформированности методических знаний по БЖД.

Развитие деятельностного компонента профессиональной готовности воспитателей социального приюта можно определить по критериям:

-              степень развития умений по БЖД;

-              степень развития навыков по БЖД.

Таким образом, признаками сформированности профессиональной компетентности преподавателя ОБЖ в социальном приюте «Ховрино» можно считать:

-              уровень сформированности знаний и методических знании по БЖД;

-              степень развития профессиональных умений и навыков;

-              развитие творческого мышления и профессионального мировоззрения.

Практический опыт педагогического коллектива социального приюта «Ховрино» показывает, что путем повышения качества знаний детей в области безопасности могут служить:

-              организация дополнительного образования, элективных курсов и кружков по интересам;

-              личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Эти идеи реализуются мной как воспитателем социального приюта «Ховрино» с помощью следующих механизмов обучения:

-              анализ процессов обучающего и обучающегося;

-              переосмысление понятий «научение» и «обучение»;

-              создание благоприятных морально-психологических условий для выявления и развития творческого потенциала каждого ребенка;

-              организация работы по формированию навыков и умений с использованием наиболее приемлемых для каждого ребенка средств и приемов обучения;

-              мониторинг образовательного процесса с целью выявления результативности работы.

Суть описываемой технологии в том, что весь процесс обучения направлен на активное получение детьми знаний, приобщение к творчеству, воспитание социально значимых качеств личности.

Проводимые в социальном приюте «Ховрино» учебно - тренировочные занятия призваны способствовать выработке практических навыков. Они проводятся в кабинете, спортзале, но ни с чем не сравнить эффективность занятий в условиях, приближенных к экстремальным. В разное время года я с детьми совершаем выходы на природу. В условиях автономии дети закрепляют теоретические знания.

Я работают над упорядочением системы таких занятий – созданием экспериментальной программы и тематического планирования, идея которых вкратце выглядит следующим образом:

-              первое полугодие – изучение теоретических основ БЖД;

-              второе полугодие – практические занятия.

Мы организуем занятия с детьми в нестандартных условиях. Дети отрабатывают практические навыки. Например, занятия по безопасности и защите человека в ЧС проводились мной на природе с организацией «зоны заражения», имитацией сборного эвакуационного пункта и т.д. Дети отрабатывали навыки использования средств защиты, первой помощи, частичной санитарной обработки и другие.

Объектовые тренировки вырабатывают у детей своего рода шаблоны действия в различных техногенных ЧС. Для этого я разработала легенду тренировочного занятия – сценарий игры, в которую с удовольствием включились и взрослые и дети. Каждый получил определенную роль и выполнял ее. В конце проводился подробный анализ с указанием ошибок. После ряда тренировок проводилась тренировка по внезапной (без предупреждения) эвакуации приюта из здания. Это своеобразное зачетное занятие, проверка качества усвоения знаний.

Особое внимание в своей работе я уделяю организации обучения, интеграции основного и дополнительного образования. В кружки по интересам дети идут охотно, в них можно получить необходимые знания. Изучив интересы детей, воспитателями социального приюта «Ховрино» были разработаны программы деятельности таких объединений как, «Натуралист», «Травология», «Патриот».

Программы этих объединений рассчитаны на формирование практических навыков обеспечения безопасности, умения оказывать помощь в ЧС себе и окружающим, воспитание детей.

В ходе своей работы я спланировала и провела урок-игру на тему «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера».

Цели игры:

·        Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера”.

·        Выявление творческих способностей детей при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

·        Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе капитана. Игра состоит из 4 геймов. В ходе игры команды получают баллы за каждый гейм и та команда, которая наберет больше очков, станет победителем.

Ход игы

Гейм 1. “Кто первый…”

Вопросы для команд (отвечает та команда, участник которой первым поднял руку). Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Что приходит перед цунами на берег? (внезапный отлив, быстрое понижение уровня воды и сильная воздушная волна)

При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (при наводнении)

Чем отличаются низовые пожары от верховых и какие опаснее? (низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

Что такое эпицентр? (участок земли, находящийся под очагом землетрясения)

Как называют первоочередные работы в зоне ЧС? (аварийно-спасательные)

Отрыв и падение массы горных пород называют… (обвал)

Какие виды наводнений преобладают на реках России? (половодья и паводки)

Какие из видов ЧС техногенного характера имеют наиболее серьезные прогнозируемые последствия? (аварии с выбросом химически опасных веществ, пожары, радиационные аварии).

Каковы основные параметры оползня? (скорость его движения, мощность и масштаб)

Что является следствием снежных бурь? (прекращение движения транспорта, гибель животных и даже людей).

Гейм 2. Конкурс капитанов

По тестовым листам выбрать правильные ответы:

1. Где больше всего выпадает осадков?

а) в Индии

б) в России

в) в Бразилии

2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по разрушениям?

а) нет

б) иногда

в) да

3. Цунами – это:

а) сильная волна

б) речное землетрясение

в) “волна в гавани”

4. Где зафиксировано большее число землетрясений?

а) в Китае

б) в Японии

в) в Америке

Практическое задание: кто из капитанов быстрее наденет противогаз.

Гейм 3. “Заморочки из бочки”

Команды по очереди достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. При отсутствии ответа одной команды отвечает команда соперница.

Назовите пути передачи инфекции и хотя бы по одному названию болезни, характерного для данного пути (обстоятельный ответ)

Чем печально знаменита дата 26 апреля 1986 года? (авария на Чернобыльской АЭС)

Как действовать в случае возгорания одежды на человеке? (обстоятельный ответ)

Какие виды возгораний запрещено тушить не только водой, но и пенным огнетушителем? (электроустановки, электропровода).

Гейм 4. “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды:

Способ остановки венозного кровотечения – это (наложение жгута или закрутки)

Кто последним покидает корабль при кораблекрушении? (капитан)

Какой важнейший прибор на судне? (компас)

Токсичные вещества называют… (яды)

Затопление водой большой территории называют (наводнением)

Ветер с большим количеством снега – это (буран, метель)

Нарушение целостности кости называют. ..(переломом)

Для чего предназначен противогаз? (для защиты органов дыхания от вредных примесей)

Вопросы для 2 команды:

Первая помощь при пищевом отравлении – это (промывание желудка)

Организованный вывоз населения из зоны ЧС (эвакуация)

Нагромождение льдин, вызывающее подъем воды называют… (затор)

Кто первым покидает судно во время кораблекрушения? (крысы)

Что такое респиратор? (индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных примесей)

Первая помощи при капиллярном кровотечении (промыть рану, наложить повязку)

Простейший способ очистки воды (кипячение, фильтрование)

Нарушение целостности кожи (рана).

Подведение итогов игры: объявить результаты по количеству набранных баллов командами.

Вывод по уроку: На этом уроке мы проверили знания о стихийных бедствиях. Участникам команды-победительницы выставляются оценки в журнал.

Я считаю, что преподаватель  культуры безопасной жизнедеятельности должен создать условия для формирования у детей-сирот опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных задач, возникающих в процессе образования.

В процессе реализации программ по формированию культуры безопасной жизнедеятельности возможно формирование следующих ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных и здоровьесберегающих. Этому будут способствовать анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных и проблемных задач, использование в учебно-воспитательном процессе ролевых и деловых игр, дискуссий, проблемного и модульного обучения.

Таким образом, для формирования жизненной компетентности воспитанников социальных приютов мы считаем  необходимым формирование у них социального статуса, позволяющего разрешать личностно значимые проблемы в самостоятельной жизнедеятельности.




Заключение

Основная цель деятельности социального приюта – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. Социальными приютами проводится значительная работа по жизнеустройству подростков: оформление опеки (попечительства), осуществляется процесс усыновления, передачи в государственные интернатные учреждения и т.д. Успешность осуществления социально-педагогического сопровождения закладывает основы ресоциализации, обусловливает социально-культурные и педагогические возможности приютов. Эффективность ресоциализации диктует необходимость социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом его своеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшего жизнеустройства

Теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций жизнедеятельности личности показал, что в формировании активной жизнедеятельности детей в социальных приютах, учитывая особенности их личностного и физического развития, особое значение имеет аксиологический подход, то есть развитие системы социальных ценностей, определяющих направленность личности.

Развитию социально  и нравственно ориентированной личностной позиции детей из социальных приютов могут способствовать комплексные программы формирования культуры безопасной жизнедеятельности у детей, разработанные  на основе знаний специфических особенностей работы в специализированных учреждениях и с учетом требований модернизации образования. Компетентностный подход  в реализации данной программы  предполагает акцентирование практической направленности, продуктивной работы в малых группах, развитие самостоятельности детей-сирот и их личной ответственности за принятие решения.

Мною были выявлены педагогическими условиями, обеспечивающими успешное  формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях социального приюта «Ховрино». Такими условиями являются: организация учебно-воспитательной работы на основе научно обоснованной системы, характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностной направленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов (цели, задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование мотивации, соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном поведении; использование инновационных форм и методов при апробации образовательных программ; профессиональная подготовленность учителей к деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и вариативность форм и методов обучения; организация мониторинговой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность организации педагогической деятельности по формированию культуры безопасной жизнедеятельности в социальном приюте «Ховрино» зависит от следующих условий: четкости понимания целей, задач, принципов реализации данного процесса, диагностики уровня сформированности культуры безопасного поведения у воспитанников интернатных учреждений, профессиональной подготовленности учителей, грамотной организации педагогического процесса, контроля за качеством обучения основам культуры безопасного поведения и т.д.


Список использованной литературы

1.            Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.

2.            Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008.

3.            Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006.

4.            Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009.

5.            Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008.

6.            Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.

7.            Никитина Л. Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007.

8.            Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.

9.            Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009.

10.       Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009.



[1] Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009. – с. 64.

[2] Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – с. 115.

[3] Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2006. – с. 37.

[4] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 37.

[5] Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – с. 59.

[6] Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. – с. 137.

[7] Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2008. – с. 99.

[8] Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Академия, 2009. – с. 54.

[9] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – с. 129.