Содержание


Введение........................................................................................................... 3

1. Таможенное оформление: понятие, цели, виды......................................... 4

2. Предварительное таможенное оформление............................................... 8

3. Основное таможенное оформление (декларирование)............................ 10

4. Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме....................................................................................... 13

Заключение.................................................................................................... 18

Список использованной литературы............................................................ 19

Приложение................................................................................................... 20

Введение


Таможенное право России как часть современной российской правовой системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере таможенного дела.

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот.

С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны — путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнение доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

В этой связи весьма актуальное значение приобретает такой вопрос таможенного права как таможенное оформление.

Целью данной работы является выявление особенностей таможенного оформления в электронной форме. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: выделить понятия таможенного оформления; описать виды и цели таможенного оформления; рассмотреть вопросы предварительного и основного таможенного оформлении; определить особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме.

1. Таможенное оформление: понятие, цели, виды


Все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем, понятие, цели, формы и виды которого рассмотрены ниже, и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Законодательное определение понятия таможенного оформления содержится в п. 15 ст. 18 ТК РФ, согласно которому таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Таким образом, целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.[1]

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).

В ряде случаев таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например — при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр. Упрощенный порядок таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры таможенного оформления и сокращение времени его производства, но при этом строго в рамках и с соблюдением основных принципов таможенного оформления, предусмотренных ТК РФ.

Производство таможенного оформления осуществляется в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ) и его осуществление возложено на специализированные подразделения таможенных органов — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможен и таможенных постов. Эти отделы бывают двух видов:

1. ОТО и ТК № 1: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом «торговом обороте» (оформление товаров лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве участников внешнеэкономической деятельности и осуществляющих внешнеторговые поставки товаров в Россию или из нее).

2. ОТО и ТК № 2: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом «неторговом обороте» (оформление и досмотр багажа и ручной клади в международном пассажирском сообщении, оформление и контроль международных почтовых сообщений, транспортных средств, перемещаемых в качестве товара через таможенную границу физическими лицами и пр.).

Места таможенного оформления ввозимых товаров зависят от вида транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную границу.

Так, таможенное оформление товаров, ввозимых в Россию железнодорожным транспортом осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого находится пограничная передаточная станция, ввозимых автомобильным транспортом — в пункте пропуска через государственную границу, ввозимых морским и воздушным транспортом — в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и аэропортах).

В ряде случаев допускаются отступления от изложенного правила. Это может быть связано с просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей (существует специализированная энергетическая таможня), для подакцизных товаров (существуют специализированные акцизные таможни и акцизные таможенные посты) и др. Однако в любом случае отправитель или получатель товара не могут по своему усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места таможенного оформления товаров необходимо как в целях регулирования движения товаропотоков, так и чтобы перемещаемые через таможенную границу товары все время находились под таможенным контролем.

Ст. 127 ТК РФ также устанавливает, что производство таможенного оформления осуществляется во время работы таможенного органа, однако по просьбе заинтересованного лица, за его счет (т. е. уплата сбора за таможенное оформление согласно ст. 114 ТК РФ осуществляется в двойном размере) оно может производиться и вне времени работы таможенного органа. Однако на это, также как и на изменение места производства таможенного оформления требуется наличие согласия таможенного органа.

Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях согласно ст. 174 ТК РФ таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов. Нормативными актами ГТК России установлены также случаи, когда таможенное оформление производится на иностранном языке. Например, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с использованием так называемой книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, полномочия которых подтверждены надлежащим образом. Это право может стать обязанностью, если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц. При этом под лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, понимаются лица, перемещающие их через таможенную границу, и таможенный брокер, т. е. лица, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ имеют право осуществлять юридически значимые действия при производстве таможенного оформления, а также владельцы складов временного хранения, обладающие полномочиями на совершение от собственного имени действий с товарами в период их временного хранения. Сюда же относятся и перевозчики, на которых возложена обязанность по доставке товаров в определенное таможенным органом место.


2. Предварительное таможенное оформление


Предварительное таможенное оформление (предварительные операции) — это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (основному таможенному оформлению).

Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления. Их основное назначение — недопущение ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификация товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Основными предварительными операциями (перечислены в главе 22 ТК РФ) являются: уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки; и подача краткой декларации.

Полный перечень предварительных операций определен Приказом ГТК России от 4 апреля 1996 г. № 203 «О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля». Согласно этому приказу при предварительном таможенном оформлении таможенными органами проводится:

1. Прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России.

2. Прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории России.

3. В случае перевозки товаров под таможенным контролем, оформление таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.

4. Прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки.

5. Контроль за помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и оформление такого помещения.

6. Прием краткой декларации.

7. Получение проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и их представителями.

8. Контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет.

9. Передача оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа в установленном порядке.[2]

Предварительное таможенное оформление направлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на ускорение пропуска товаров через таможенную границу. Следовательно, объединение усилий всех субъектов, имеющих прямое отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках своей компетенции для достижения целей таможенного контроля — основная задача предварительных операций.

Предварительное таможенное оформление при ввозе товаров и транспортных средств начинается после подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации.


3. Основное таможенное оформление (декларирование)


Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование как составная часть основного таможенного оформления товаров и транспортных средств и само таможенное оформление — это настолько близкие по смыслу понятия, что для избежания путаницы в понятийном аппарате, а также с целью унификации и гармонизации таможенных процедур с общепринятыми в мировой практике разработчики Проекта нового Таможенного кодекса РФ вообще исключили из него понятие «таможенное оформление», заменив его понятием «таможенное декларирование», в которое вложили смысл процедуры основного таможенного оформления товаров и транспортных средств в его сегодняшнем понимании.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и выполняет следующие функции:

• обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

• служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

• носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.[3]

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

Декларирование осуществляется в строго определенных формах. Форма декларирования — это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.

В настоящее время нормами таможенного законодательства предусмотрено три формы декларирования:

1) устная форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами;

2) письменная (основная) форма;

3) декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на магнитных носителях информации (является вспомогательной формой и используется одновременно с письменной формой в случаях декларирования с использованием грузовой таможенной декларации).

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, как при их вывозе из России, так и при ввозе в нее, участники внешнеэкономической деятельности должны соблюдать следующий порядок:

1) получить разрешение на занятие внешнеэкономической деятельностью посредством регистрации в таможенных органах, т. е. зарегистрироваться в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности;

2) заключить договор (контракт) на производство, куплю, продажу товара, на товарообменные (бартерные) операции, на транспортировку, погрузочно-разгрузочные, страховые и иные операции, связанные с хранением, экспертизой и иными действиями в отношении товаров;

3) получить в случае необходимости соответствующие лицензии на импорт или экспорт определенных видов товаров, разрешения на вывоз или ввоз определенных количеств товаров или на определенную сумму (количественных или стоимостных квот), т. е. выполнить существующие в данный момент меры экономической политики государства;

4) оформить соответствующие товарно-транспортные и иные документы, отражающие все необходимые вопросы относительно наименования, качества, количества, классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой, их стоимости, условий поставки, страхования, транспортировки и прочих условий;

5) доставить товары и документы на них в согласованное с таможенным органом место (например, на склад временного хранения);

6) задекларировать товары (произвести их декларирование) по установленной форме;

7) уплатить все необходимые налоги и сборы или предоставить необходимые гарантий такой уплаты;

8) распоряжаться товарами только после их выпуска в свободное обращение или помещения их под иной таможенный режим.


4. Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме


При декларировании товаров в электронной форме лицом, декларирующим товары, формируются следующие электронные документы:

- таможенная декларация, в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая;

- электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;

- полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;

- документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом";

- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 150 Кодекса - обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений.

Таможенными органами формируются следующие электронные документы:

- акт таможенного досмотра (осмотра);

- уведомления, требования;

- иные документы, формируемые при проведении таможенного контроля.

Электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией. Технология взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме, приведена в приложении 1.

Одновременно с электронной декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при таможенном оформлении товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.

В таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных (далее - ФЛК).

В случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. С момента присвоения электронной декларации регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.[4]

Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации (статья 129 Кодекса).

Проверка электронной декларации проводится с использованием информационной системы таможенного органа и должна быть завершена в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации (далее - опись документов). Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.

Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений) (далее - электронные долгосрочные документы), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив.

Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.

Если таможенным органом в результате применения системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством авторизованного сообщения информирует об этом решении лицо, декларирующее товары в электронной форме (статья 372 Кодекса). Результаты таможенного досмотра или таможенного осмотра оформляются актом таможенного досмотра или таможенного осмотра, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и также направляется лицу, декларирующему товары.

Если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров производится в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. В случае выявления признаков преступлений либо административных правонарушений таможенный орган принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если при применении системы управления рисками в ходе проверки таможенной декларации выявлена необходимость проведения консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, применения мер нетарифного регулирования, определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей, а также валютного контроля либо принятия решения по указанным вопросам функциональным отделом таможни, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет авторизованное сообщение (либо при необходимости электронную декларацию и электронные документы) в соответствующий функциональный отдел таможни и информирует об этом лицо, декларирующее товары. Срок проверки электронной декларации в данном случае увеличивается на время, необходимое для проведения консультаций либо принятия соответствующих решений, но не может превышать сроков, указанных в статье 152 Кодекса.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие результаты таможенного контроля, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки) в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.

Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченный сотрудник таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ.

В случае, если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации (статья 150), то для выпуска товаров, лицо, декларирующее товары, направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 150 Кодекса, в виде электронных документов.

В информационной системе таможенного органа данному обязательству присваивается регистрационный номер и оно помещается в электронный архив. Информационной системой таможенного органа отслеживается соблюдение срока, по истечении которого лицо, декларирующее товары, обязано подать электронную декларацию, после подачи которой в информационной системе делается отметка о выполнении условий обязательства.

Хранение таможенной декларации в электронной форме, других документов, подаваемых в таможенный орган в электронном виде, осуществляется в информационной системе таможенного органа способом, исключающим возможность внесения в них изменений.

Заключение


Таможенное оформление является одним из разделов таможенного права. В него входит основной институт, три предметных института: предварительные операции, временное хранение и декларирование, а также два вспомогательных института: таможенный брокер и таможенный перевозчик, имеющих непосредственное отношение к таможенному оформлению. Проделав данную работы и решив поставленные в ней задачи мы можем сделать выводы о том, что вопросы таможенного оформления не являются исчерпывающими. Они, в условиях возрастающей внешнеэкономической деятельности государства являются наиболее приоритетными в своём качественном развитии для повышения эффективности всего таможенного дела, что является одним из существенных показателей в повышении качества уровня таможенной политики и всей внешнеэкономической деятельности государства.

Список использованной литературы


1.     Таможенный Кодекс Российской Федерации

2.     Борисов К.Г. Международное таможенное право – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007

3.     Драганов В.Г. Основы таможенного дела – М.: Экономика, 2008

4.     Пресняков В.Ю. Таможенная политика России – М.: РИО РТА, 2006

5.     Тимошенко И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.:Феникс,2006

6.     Шишаев А.И. Международная торговля – М.: ЦЭМ, 2008


Приложение 1


Технология взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме

1. Электронный способ обмена информацией между лицами, декларирующими товары, и таможенными органами обеспечивается посредством взаимодействия информационной системы лица, декларирующего товары, и информационной системы таможенного органа.

2. Для организации декларирования товаров в электронной форме лица, претендующие на получение ЭЦП, самостоятельно комплектуют свою информационную систему необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, а также необходимым программным обеспечением, средствами защиты информации.

3. Информационная система, используемая таможенным органом при электронном декларировании, должна обеспечивать передачу системных сообщений о получении информации от таможенного органа к лицу, декларирующему товары, не позднее одного часа рабочего времени таможенного органа после ее отправки.

4. Информационной системой таможенного органа протоколируются с проставлением соответствующих системных отметок о дате и времени их совершения следующие события:

- получение информационной системой таможенного органа электронной декларации;

- принятие таможенным органом электронной декларации;

- направление информационной системой таможенного органа лицу, декларирующему товары, сообщения об ошибках, выявленных в результате ФЛК;

- начало и завершение проверки электронной декларации уполномоченным должностным лицом таможенного органа;

- запрос уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

- получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа электронных документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения;

- принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) и формирование в электронном виде акта таможенного досмотра (осмотра);

- получение уполномоченным должностным лицом таможенного органа информации о товарах в виде их описания, графических изображений и другой визуальной информации;

- принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа решения о выпуске (условном выпуске) товаров либо о невозможности выпуска товаров и (или) иных результатах таможенного контроля;

- поступление от лица, декларирующего товары, обращения об изменении, дополнении сведений, заявленных в электронной декларации (статья 133 Кодекса), либо об отзыве электронной декларации (статья 134 Кодекса) и принятие таможенным органом соответствующих решений;

- другие действия, связанные с получением, принятием, проверкой электронной декларации и принятием решения о выпуске (условном выпуске) товаров.

5. Информационное взаимодействие между лицом, декларирующим товары в электронной форме, и таможенным органом (в том числе направление запросов, уведомлений, требований, направление ответов на них, выдача обязательств в случаях, предусмотренных Кодексом и правовыми актами ГТК России) осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП.


[1] Таможенный Кодекс Российской Федерации п.15 ст.18

[2] Драганов В.Г. Основы таможенного дела – М.: Экономика, 2008

[3] Пресняков В.Ю. Таможенная политика России – М.: РИО РТА, 2006

[4] Борисов К.Г. Международное таможенное право – М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007