Оглавление


Введение........................................................................................................... 3

Глава 1 Особенности формирования доходов бюджета............................... 5

1.1 Бюджетная классификация, сбалансированность бюджета..................... 5

1.2 Налоговые и неналоговые доходы бюджета............................................ 8

1.3 Доходы региональных и местных бюджетов......................................... 15

Глава 2 Бюджетные субъекты Российской Федерации как основное звено региональных финансов................................................................................ 22

2.1 Характеристика видов доходов и расходов бюджета Российской Федерации........................................................................................................................ 22

2.2 Анализ бюджетных показателей областного бюджета республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г................................................................................................. 30

2.3 Среднесрочное бюджетное планирование............................................. 33

Заключение.................................................................................................... 35

Список использованной литературы............................................................ 36


Введение


Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм -  доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

 Тема данной курсовой работы: «Анализ структуры и динамики доходов и расходов регионального бюджета», эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства для осуществления его функций, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Объектом исследования в данной курсовой работе является формирование доходов и расходов регионального бюджета, предметом исследования – непосредственно доходы и расходы бюджета республики Саха.

Цель работы: проанализировать доходы и расходы бюджета республики Саха.

Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:

- Изучить бюджетную классификацию, сбалансированность бюджета;

- Выявить налоговые и неналоговые доходы бюджета;

- Изучить доходы региональных и местных бюджетов;

- Провести анализ бюджетных показателей областного бюджета республики Саха.



Глава 1 Особенности формирования доходов бюджета


1.1 Бюджетная классификация, сбалансированность бюджета


Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований.

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

-        налоги на прибыль, доходы;

-        налоги и взносы на социальные нужды;

-        налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

-        налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

-        налоги на совокупный доход;

-        налоги на имущество;

-        налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

-        государственная пошлина;

-        задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

-        доходы от внешнеэкономической деятельности;

-        доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-        платежи при пользовании природными ресурсами;

-        доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

-        доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

-        административные платежи и сборы;

-        штрафы, санкции, возмещение ущерба;

-        доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

-        возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

-        прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

-        безвозмездные поступления от нерезидентов;

-        безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-        безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

-        безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

-        безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

-        прочие безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.

При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).  Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).


1.2 Налоговые и неналоговые доходы бюджета


Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Общественное содержание налогов дает возможность проникнуть в их глубинную сущность, раскрыть внутреннюю природу и эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.

К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом  законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  предприятий и организаций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги – это  налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.[1]

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги- налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.

Охарактеризуем конкретней федеральные налоги. Первоначально  насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог  на прибыль как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменён.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время после изменений осталось 10 федеральных налогов и 5 региональных и местных налогов[2]. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, госпошлина, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц.

Полностью в федеральный бюджет поступают платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц - это регулирующие доходы, которые процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 2004-2008гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета.

Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ))  в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.

Что  касается  прямых  налогов,  то  в  России  важное  значение   принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются  российские   организации   и  иностранные  организации,   осуществляющие   свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.[3]

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

-        доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

-        доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

-        доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-        средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

-        средства самообложения граждан;

-        иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса за счет:

-        доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

-        доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

-        части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

-        сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), - по нормативу 100 процентов;

-        прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

-        таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

-        платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

-        платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

-        платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

-        платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

-        консульских сборов - по нормативу 100 процентов;

-        патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;

-        платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.


1.3 Доходы региональных и местных бюджетов


Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.[4]

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и совместных доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

- налог на имущество предприятий;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

-        обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

-        обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

-        проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

-        обеспечение реализации региональных целевых программ;

-        формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

-        содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-        обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

-        оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-        компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство); на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

Местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого  осуществляют органы местного самоуправления. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы,  они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

-        формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;

-        распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

-        контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.

Одним из показателей децентрализации доходов служит доля доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета страны. Однако, общая сумма доходов, поступающих в бюджетную систему, не учитывает реальной степени самостоятельности местных бюджетов в вопросах регулирования обеспеченности собственными доходами, на которые местные органы власти могут влиять, изменяя ставку либо базу налогов. Используя классификацию налоговых полномочий, принятую в Организации экономического сотрудничества и развития, автор предлагает рассматривать собственные доходы бюджета обособленно от трансфертов и закрепленных отчислений в местные бюджеты от федеральных, региональных налогов и налогов со специальными режимами в силу ограниченных полномочий власти на местах по законодательному регулированию данных налогов.

За местными бюджетами Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены доходы от местных налогов и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа, нормативы отчислений от федеральных налогов, специальных налоговых режимов. Бюджетным кодексом Российской Федерации вменяется в обязанность органам государственной власти субъектов Российской Федерации передать местным бюджетам по единым и (или) дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений не менее 10% налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Помимо этого требования, Бюджетный кодекс Российской Федерации не налагает ограничений на размеры дополнительно передаваемых отчислений налогов в местные бюджеты. Законом субъекта Российской Федерации могут быть дополнительно установлены единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, однако дальнейшая возможность расширения доли единых закрепленных нормативов в объеме доходов местных бюджетов ограничена неравномерностью распределения налоговой базы между муниципалитетами.

Для повышения заинтересованности муниципальных образований в увеличении собираемости налоговых доходов, целесообразно предоставить право субъекту Российской Федерации частично или полностью заменять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами не только от налога на доходы физических лиц, но и других налоговых доходов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации (в настоящее время такое право установлено только на переходный период). Также необходимо предоставить право муниципальным районам частично или полностью заменять дотации дополнительными нормативами от налоговых доходов, зачисляемых в бюджет муниципального района.

Основным доходным источником для бюджетов поселений является земельный налог, который с 2005г. полностью зачисляется в местные бюджеты.

В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований органам местного самоуправления следует постоянно проводить проверки, в том числе и выездные, по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества.

Существенную роль в доходах бюджетов МО играют в последнее время доходы от предпринимательской деятельности и иной, приносящей доход  деятельности. В основном это доходы от платных услуг, предоставляемых населению бюджетными учреждениями  образования, здравоохранения, культуры и др. Доходы от предпринимательской деятельности являются важным источником финансирования бюджетных учреждений. При этом следует иметь в виду, что социально гарантированный минимум услуг должен предоставляться населению бесплатно и финансироваться за счет средств местных бюджетов.

В целях упорядочения взимания платных услуг с населения органы местного самоуправления обязаны разработать и утвердить перечень услуг, оказываемых бюджетными учреждениями за плату, единую методику предоставления платных услуг в муниципальном образовании, а также рекомендации по размерам платы за предоставление различных видов услуг муниципальным бюджетным учреждениям.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Глава 2 Бюджетные субъекты Российской Федерации как основное звено региональных финансов

2.1 Характеристика видов доходов и расходов бюджета Российской Федерации


Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Остановимся на первых двух классификациях: доходов и расходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

-        налоги на прибыль, доходы;

-        налоги и взносы на социальные нужды;

-        налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

-        налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

-        налоги на совокупный доход;

-        налоги на имущество;

-        налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

-        государственная пошлина;

-        задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

-        доходы от внешнеэкономической деятельности;

-        доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-        платежи при пользовании природными ресурсами;

-        доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

-        доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

-        административные платежи и сборы;

-        штрафы, санкции, возмещение ущерба;

-        доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

-        возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

-        прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления:

-        безвозмездные поступления от нерезидентов;

-        безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-        безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

-        безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

-        безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

-        прочие безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Классификация расходов бюджетов

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

-        функционирование Президента Российской Федерации;

-        функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

-        функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

-        функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

-        судебная система;

-        обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

-        обеспечение проведения выборов и референдумов;

-        международные отношения и международное сотрудничество;

-        государственный материальный резерв;

-        фундаментальные исследования;

-        обслуживание государственного и муниципального долга;

-        резервные фонды;

-        прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

-        другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

-        Вооруженные Силы Российской Федерации;

-        модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

-        мобилизационная и вневойсковая подготовка;

-        мобилизационная подготовка экономики;

-        подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

-        ядерно-оружейный комплекс;

-        реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

-        прикладные научные исследования в области национальной обороны;

-        другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

-        органы прокуратуры;

-        органы внутренних дел;

-        внутренние войска;

-        органы юстиции;

-        система исполнения наказаний;

-        органы безопасности;

-        органы пограничной службы;

-        органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

-        защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

-        обеспечение пожарной безопасности;

-        миграционная политика;

-        модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

-        прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

-        другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

-        общеэкономические вопросы;

-        топливно-энергетический комплекс;

-        исследование и использование космического пространства;

-        воспроизводство минерально-сырьевой базы;

-        сельское хозяйство и рыболовство;

-        водные ресурсы;

-        лесное хозяйство;

-        транспорт;

-        дорожное хозяйство;

-        связь и информатика;

-        прикладные научные исследования в области национальной экономики;

-        другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

-        жилищное хозяйство;

-        коммунальное хозяйство;

-        благоустройство;

-        прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

-        другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

-        экологический контроль;

-        сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

-        охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

-        прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

-        другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование:

-        дошкольное образование;

-        общее образование;

-        начальное профессиональное образование;

-        среднее профессиональное образование;

-        профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

-        высшее и послевузовское профессиональное образование;

-        молодежная политика и оздоровление детей;

-        прикладные научные исследования в области образования;

-        другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

-        культура;

-        кинематография;

-        телевидение и радиовещание;

-        периодическая печать и издательства;

-        прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

-        другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

-        стационарная медицинская помощь;

-        амбулаторная помощь;

-        медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

-        скорая медицинская помощь;

-        санаторно-оздоровительная помощь;

-        заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

-        санитарно-эпидемиологическое благополучие;

-        физическая культура и спорт;

-        прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

-        другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

10) социальная политика:

-        пенсионное обеспечение;

-        социальное обслуживание населения;

-        социальное обеспечение населения;

-        охрана семьи и детства;

-        прикладные научные исследования в области социальной политики;

-        другие вопросы в области социальной политики;

11) межбюджетные трансферты:

-        дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-        субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

-        субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-        иные межбюджетные трансферты;

-        межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.


2.2 Анализ бюджетных показателей областного бюджета республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г.

Таблица 1

Структура доходов бюджета Республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г. (тыс. руб.)

Наименование доходов

2007

2008

2009

Доходы

4 994 634

34939813

21023301

Налоги на прибыль

2 235 726

25593643

32543780

Налоги на совокупный доход

668 660

612515

105612

Налоги на имущество

1 409 066

4954040

8504030

Государственная пошлина

92 692

251

1820

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

3 086



Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

442 553

458803

972361

Платежи при пользовании природными ресурсами

90 000

235221

1129634

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

4 256

73810

89357

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

3 300

17047

25364

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

45 295

2143

13523

Безвозмездные поступления

1 068 732,9

3714054,1

12 826 950,60

Остатки средств бюджетов

348 291,0



Всего

6 411 657,9

38653867,1

75 050 861,17


Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 75 050 861,17 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 12 826 950,60 тыс. рублей.





Таблица 2

Структура расходов бюджета Республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г. (тыс. руб.)

Наименование расходов

2007

2008

2009

Общегосударственные вопросы

1916728,10

2195822,70

4 112 812,38

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2236903,70

2652343,70

4 050 631,83

Национальная экономика

3726993,04

4342161,40

10 143 877,06

Жилищно-коммунальное хозяйство

97250,90

10262,70

599 626,20

Охрана окружающей среды

64488,12

75343,70

95 405,30

Образование

2100478,40

2092644,10

3 059 943,49

Культура, кинематография, средства массовой информации

375052,80

481471,40

700 689,30

Здравоохранение, физическая культура и спорт

4812981,40

5159793,50

8 276 713,92

Социальная политика

2179553,90

1654153,00

5 131 748,49

Межбюджетные трансферты

18906495,34

19989870,90

50 731 088,41

ВСЕГО

36 416 925,7

38 653 867,1

86 902 536,38


Динамика доходов расходов бюджета Республики Сахаза 2007, 2008, 2009 г.г.

На основании таблиц 1, 2 и графика динамики доходов и расходов бюджета Республики Саха мы видим, что по состоянию на 2007 год сумма расходов значительно превышала сумму доходов, это связано с тем, что по статьям доходов область получала очень низкие доходы от налоговых платежей.

В 2008 году ситуация значительно улучшилась и суммы доходов и расходов были примерно равны.

Как видно из графика, суммы расходов в 2007, и 2008 году были примерно на одинаковом уровне, в то время как в 2009 году сумма расходов значительно (и доходов) значительно увеличилась, это связано с реализацией различных целевых программ, увеличением расходов на здравоохранение, увеличения поступлений на укрепление национально экономики, и, в первую очередь, за счет значительного увеличения межбюджетных трансфертов.


Таблица 3

Структура доходов областного бюджета республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г. (тыс. руб.)

Наименование доходов

2007

2008

2009

налоговые доходы

18753300,1

41275630,5

55723892

неналоговые доходы

4060189,5

6591563,1

6058212,5

безвозмездные поступления

12938876,2

26421727,2

31279836

Всего

35752365,8

82625340,2

93061940,5


Таблица 4

Структура расходов областного бюджета Республики Саха за 2007, 2008, 2009 г.г. (тыс. руб.)

Наименование расходов

2007

2008

2009

Общегосударственные вопросы

204719103

4258365,8

4965328,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2351912

3402512,6

4024563,1

Национальная экономика

3105841,3

5187236,1

5863211,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

102621,5

231450

450853

Охрана окружающей среды

196315

415325

4963150,1

Образование

1825374,1

5742365,4

6251365,7

Культура, кинематография, средства массовой информации

689258,1

2105831,5

4567184,2

Здравоохранение, физическая культура и спорт

5120750,5

13569254


21856902,5

Социальная политика

2946400,4

6852149,3

10274711

Межбюджетные трансферты

18426850,0

39606325,6

33835096,7

ВСЕГО

36812514,2

83245196,8

94052365,9



2.3 Среднесрочное бюджетное планирование


Среднесрочное финансовое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат – принципиально новые методы формирования и исполнения бюджета. Они позволяют наиболее оптимальным путем распределить ограниченные бюджетные ресурсы по наиболее эффективным мероприятиям, обеспечивающим решение задач государственной политики, и при этом уже сегодня определить среднесрочные последствия принимаемых решений.

Поправки в бюджетное законодательство, предусматривающее повсеместное внедрение среднесрочного планирования, ориентированного на результат, находятся пока только в стадии обсуждения. Но первый среднесрочный финансовый план или бюджетный документ на трехлетний период был утвержден в Республики Саха еще более двух лет назад. Принята концепция среднесрочного финансового планирования, разработаны необходимые методические документы.

Приоритеты по дальнейшему реформированию бюджетной системы определены в послании президента Федеральному собранию и Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами.

 Для создания условий широкого внедрения системы среднесрочного финансового планирования в муниципалитетах области предполагается, что с 2008 года суммы финансовой помощи местным бюджетам определены не только на предстоящий год, но и на следующие два года. Это позволит наиболее дотационным муниципалитетам планировать свои возможности по предоставлению населению бюджетных услуг на среднесрочную перспективу.

Первые шаги по внедрению системы бюджетного планирования, ориентированной на достижение общественно значимого результата уже сделаны. Но построение действительно эффективной, результативной системы распределения бюджетных ресурсов требует значительного времени. В некоторых западных странах для этого потребовались десятилетия. Вопросы, которые здесь предстоит решить обусловлены не только объективными причинами. Прежде всего, здесь необходима смена психологии многих руководителей. Каждый рубль бюджетных средств должен быть обусловлен совершенно четкой общественно значимой целью и наиболее эффективным образом работать на ее достижение. Вопрос о том, на что конкретно будет потрачен этот рубль – на заработную плату или приобретение оборудования – в этих условиях уже менее значим.

 И, конечно, приоритетным направлением работы в республике, является повышение публичности процесса управления государственными финансами. Поэтапно должны расширяться перечни публикуемой информации о состоянии и качестве управления бюджетом области. Создана Общественная палата республики Саха. Эти формы работы позволяют субъектам гражданского общества иметь информацию и, самое главное, оказывать влияние на осуществление бюджетной политики в регионе.

  


Заключение


Формирование доходов и их использование как федерального бюджета, так и бюджетов регионального и местного уровня является основной задачей правительства, так как в зависимости от уровня доходов, поступивших в бюджет зависит развитие страны, уровень благосостояния населения, и многое другое.

Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение доходов и расходов регионального бюджета на примере республики Саха. В ходе написания курсовой работы данная цель была полностью выполнена. В первой главе были даны теоретические особенности формирования доходов бюджета, была дана бюджетная классификация, определены особенности налоговых и неналоговых доходов бюджета, дано понятие доходов бюджетной системы, определены особенности региональных и местных бюджетов.

Во второй главе дан анализ поступлений и использования денежных средств в региональный бюджет в 2009 году и его сравнение с поступлениями денежных средств в 2008 году, а также предложены основные направления бюджетной реформы в бюджетного планирования.

Список использованной литературы


1.    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.)

2.    Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

3.    ФЗ от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп.)

4.    Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации  -  М: «Дашков и Ко»,  2008.

5.    Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 861с.

6.    Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А., Киров, "АСА", 2008 г.

7.    Бюджетная система России /Под ред. Г.Б. Поляка. – М., ЮНИТИ, 2009. – 540 с.

8.    Бюджетная система РФ: Учебник /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М., Юрайт, 2007.

9.    Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы, 2009, № 5.


[1] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации  -  М: «Дашков и Ко»,  2008.


[2] Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ

[3] Бюджетная система России /Под ред. Г.Б. Поляка. – М., ЮНИТИ, 2009. – 540 с.


[4] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации  -  М: «Дашков и Ко»,  2008.