ВВЕДЕНИЕ.
В поисках стиля, архитекторы и художники обращались к мотивам барокко. ренессанса, к испано-арабской, византийской, русской национальной традиции. От архитектора середины и второй половины прошлого века требовались качества "полиглота". Стилизаторство, владение разными стилями становятся критерием мастерства и профессионализма. Особенно важным было "правило свободного выбора" - уметь определить, какой стиль больше подходит для данного помещения и для данного владельца. Ведь и само название метода - "эклектика" - происходит от греческого "выбираю", "избираю". Немало домов в центральной части города было надстроено и перестроено в это время - дома превращались в доходные, а отделка менялась в соответствии с новыми вкусами. Новые здания проектируются уже с точно определенным назначением жилых комнат, в том числе знаменитый доходный дом Мурузи в мавританском стиле (Литейный, 24), многие другие дома на Литейном, на Кирочной (ул. Салтыкова-Щедрина) и прилегающих к ним улицах. На изменение планировки и декора городских квартир повлияло и введение бытовых удобств: водопровода, парового отопления, позже - электрического освещения, канализации. Еще 15-20 лет назад «Удобство» делалось в виде деревянного креста, а размещение ванной комнаты в непосредственной близости к основным покоям показалось бы кощунственным. Теперь в богатых квартирах стали появляться уборные с канализацией, а ванные комнаты оформлялись не хуже остальных комнат: цветной штоф и зеркала в золоченых рамах на стенах, изящная мебель (диваны, туалетные столики и т.д.). Ванна могла быть "вделанной" в пол в виде небольшого бассейна или стоящей на гнутых ножках.
Культ роскоши
С середины века эклектический интерьер распространяется во всех слоях общества - вслед за особняками и квартирами аристократии он входит в дома петербургских чиновников, купцов, мещан. Различие интерьеров было не столько в стиле, сколько в количестве и подлинности богатой отделки. Развитие фабричного производства мебели, ковров, обоев, светильников сделало роскошь или хотя бы ее имитацию доступной для многих горожан, появилось даже понятие "дешевая роскошь".
Стали издаваться модные журналы с образцами изделий, альбомы с рисунками предметов отделки, мебели и т.д. Например, альбом К. Шрейдера "Новые комнатные декорации, или Рисунки отделанных комнат" предлагал танцзалу в греческом вкусе, столовую в византийском (со звездами из разноцветного граненого стекла на потолке), готический кабинет, китайскую спальню, ванну в восточном вкусе, гостиную в новофранцузском и тд. Буль, Помпадур и другие.
Возвращение к статям XVII-XVIII веков ярко проявилось в мебели. заполнившей гостиные и будуары. Модной была мебель в технике "буль" из черного дерева с инкрустацией из золоченой бронзы, перламутра, мастики "под черепаху". Эта мебель имитировала изделия А. Ш. Буля, придворного мебельщика Людовика XIV. Кресла, диванчики туалетные столики в стиле "второе рококо". или Помпадур, подражали мебели, создавшейся французскими мастерами для мадам Помпадур, фаворитки Людовика XV. Это были изящные изделия гнутых форм с позолотой и вставками яркого расписного фарфора. Позже на смену "второму рококо" пришел "неоренессанс", и формы стали строже, архитектурное, позолота сменилась посеребрением.
Всего должно быть много
Важнейшая черта интерьера эклектики - предельная насыщенность. "Всего должно быть достаточно, и даже много, -провозглашало одно из руководств по меблировке дома. Обстановка призвана была продемонстрировать вкус обывателей, показать, что хозяева следуют моде, неравнодушны к искусству ценят хорошие и красивые вещи, и, вообще. привыкли жить солидно и на широкую ногу. Стало модным коллекционировать "стильную" мебель, фарфор "под Севр" или "под Сакс", бронзу "под старину".
И в мебели, и в драпировке преобладали темные густые тона. Обои тоже насыщенных тонов, с крупным рисунком. В богатых домах в отделке использовались темные породы дерева - в особняке купца Елисеева стены и потолок столовой были целиком обшиты дубовыми панелями.
Обязательным элементом убранства были тяжелые портьеры, перехваченные шнуром с кистями, толстые ковровые скатерти с бахромой. Ткани обогащали интерьер, имитируя то роскошный бархат итальянского Ренессанса, то тяжелую византийскую парчу, то затейливый шелк французского рококо.
Распространение фотографии тоже сыграло свою роль. В 60-70-е годы фотоснимки в округлых рамках густо развешивались на стенах. расставлялись на столах, и этажерках. Непременной принадлежностью даже самых скромных квартир была зелень: плющ на трельяжах-решетках. корзины с цветами в центре круглого дивана, пальмы в кадках.
Порвать с прошлым!
Конечно, в такой обстановке нетрудно было потерять чувство меры, квартира могла оказаться перегруженной мебелью, тканями, безделушками. Если поначалу каждая комната отделывалась в своем стиле. то в 70-80-е годы стало обычным смешение разных стилей в интерьере одного помещения.
В это время и художники, и заказчики осознают невозможность бесконечно воспроизводить прошлые формы. Общество ждало появления новой эстетики и стиля, которые отвечали бы современным ему представлениям о комфорте, уровню технического прогресса, растущим темпам жизни. Так в конце века появился стать модерн, совершивший революцию в искусстве и породивший уникальные интерьеры в Петербурге.