ВВЕДЕНИЕ.

В поисках стиля, архитекторы и художники обращались к мотивам барокко. ренессанса, к испано-арабской, византийской, русской на­циональной традиции. От архитектора середины и второй полови­ны прошлого века требовались качества "полиглота". Стилизаторство, владение разными стилями становятся критерием мастерства и профессионализма. Особенно важным было "правило свободного вы­бора" - уметь определить, какой стиль больше подходит для данно­го помещения и для данного владельца. Ведь и само название мето­да - "эклектика" - происходит от греческого "выбираю", "избираю". Немало домов в центральной части города было надстроено и пере­строено в это время - дома превращались в доходные, а отделка ме­нялась в соответствии с новыми вкусами. Новые здания проектиру­ются уже с точно определенным назначением жилых комнат, в том числе знаменитый доходный дом Мурузи в мавританском стиле (Ли­тейный, 24), многие другие дома на Литейном, на Кирочной (ул. Сал­тыкова-Щедрина) и прилегающих к ним улицах. На изменение планировки и декора городских квартир повлияло и введение бытовых удобств: водопровода, парового отопления, позже - электрического освещения, канализации. Еще 15-20 лет назад «Удоб­ство» делалось в виде деревянного креста, а размещение ванной ком­наты в непосредственной близости к основным покоям показалось бы кощунственным. Теперь в богатых квартирах стали появляться уборные с канализацией, а ванные комнаты оформлялись не хуже ос­тальных комнат: цветной штоф и зеркала в золоченых рамах на сте­нах, изящная мебель (диваны, туалетные столики и т.д.). Ванна мог­ла быть "вделанной" в пол в виде небольшого бассейна или стоящей на гнутых ножках.

Культ роскоши

С середины века эклектический интерьер распространяется во всех слоях общества - вслед за особняками и квартирами аристократии он входит в дома петербургских чиновников, купцов, мещан. Различие интерьеров было не столько в стиле, сколько в количестве и подлинности богатой отделки. Развитие фабричного производст­ва мебели, ковров, обоев, светильников сделало роскошь или хотя бы ее имитацию доступной для многих горожан, появилось даже поня­тие "дешевая роскошь".

Стали издаваться модные журналы с образцами изделий, альбомы с рисунками предметов отделки, мебели и т.д. Например, альбом К. Шрейдера "Новые комнатные декорации, или Рисунки отделанных комнат" предлагал танцзалу в греческом вкусе, столовую в византий­ском (со звездами из разноцветного граненого стекла на потолке), го­тический кабинет, китайскую спальню, ванну в восточном вкусе, гос­тиную в новофранцузском и тд. Буль, Помпадур и другие.

Возвращение к статям XVII-XVIII веков ярко проявилось в мебели. заполнившей гостиные и будуары. Модной была мебель в технике "буль" из черного дерева с инкрустацией из золоченой бронзы, пер­ламутра, мастики "под черепаху". Эта мебель имитировала изделия А. Ш. Буля, придворного мебельщика Людовика XIV. Кресла, диванчики туалетные столики в стиле "второе рококо". или Помпадур, подража­ли мебели, создавшейся французскими мастерами для мадам Помпа­дур, фаворитки Людовика XV. Это были изящные изделия гнутых форм с позолотой и вставками яркого расписного фарфора. Позже на сме­ну "второму рококо" пришел "неоренессанс", и формы стали строже, архитектурное, позолота сменилась посеребрением.

Всего должно быть много

Важнейшая черта интерьера эклектики - предельная насыщенность. "Всего должно быть достаточно, и даже много, -провозглашало одно из руководств по меблировке дома. Обстановка призвана была про­демонстрировать вкус обывателей, показать, что хозяева следуют мо­де, неравнодушны к искусству ценят хорошие и красивые вещи, и, во­обще. привыкли жить солидно и на широкую ногу. Стало модным коллекционировать "стильную" мебель, фарфор "под Севр" или "под Сакс", бронзу "под старину".

И в мебели, и в драпировке преобладали темные густые тона. Обои тоже насыщенных тонов, с крупным рисунком. В богатых домах в от­делке использовались темные породы дерева - в особняке купца Елисеева стены и потолок столовой были целиком обшиты дубовыми па­нелями.

Обязательным элементом убранства были тяжелые портьеры, пере­хваченные шнуром с кистями, толстые ковровые скатерти с бахро­мой. Ткани обогащали интерьер, имитируя то роскошный бархат итальянского Ренессанса, то тяжелую византийскую парчу, то затей­ливый шелк французского рококо.

Распространение фотографии тоже сыграло свою роль. В 60-70-е годы фотоснимки в округлых рамках густо развешивались на стенах. расставлялись на столах, и этажерках. Непременной принадлежно­стью даже самых скромных квартир была зелень: плющ на трельяжах-решетках. корзины с цветами в центре круглого дивана, пальмы в кад­ках.

Порвать с прошлым!

Конечно, в такой обстановке нетрудно было потерять чувство меры, квартира могла оказаться перегруженной мебелью, тканями, безде­лушками. Если поначалу каждая комната отделывалась в своем стиле. то в 70-80-е годы стало обычным смешение разных стилей в интерь­ере одного помещения.

В это время и художники, и заказчики осознают невозможность бес­конечно воспроизводить прошлые формы. Общество ждало появле­ния новой эстетики и стиля, которые отвечали бы современным ему представлениям о комфорте, уровню технического прогресса, расту­щим темпам жизни. Так в конце века появился стать модерн, совер­шивший революцию в искусстве и породивший уникальные интерь­еры в Петербурге.