Введение                                                                                                                                                                  

1.Постановка задачи                                                                                                                                           

2. Оценочный анализ решения задачи.                                                                                                        

2.1. Оценка решения сверху.                                                                                                                          

2.2. Оценка решения в виде интеграла                                                                                                       

2.3. Выбор интервала ( ) и оценка погрешности                                                                      

3. Формулировка результата в виде теоремы                                                                             

4. Примеры                                                                                                                                          

Заключение                                                                                                                                                          

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                           




























Введение

          В ряде случаев оказывается невозможным или неприемлемым получение аналитического решения поставленной задачи. Использование основных теорем и положений анализа  позволяет получить качественную картину поведения функции решения в заданной области, оценить скорость сходимости решения. Такой подход широко реализуется в областях техники, где получение результата необходимо с заданной точностью.

 

1.Постановка задачи

 

          В дипломной работе рассматривается задача:

 

(З)


0.

t                 

 x


         

          Требуется привести пример оценки решения  задачи (З)  в области  , и исследовать полученную оценку при





2. Оценочный анализ решения задачи.


Оценка решения задачи (З) основывается на принципе максимума для уравнения теплопроводности : «Всякое решение уравнения  в прямоугольнике  , непрерывное вплоть до границы, принимает свои наибольшее и наименьшее значения на нижних или на боковых его границах» [2].

2.1. Оценка решения сверху.


В области t=t , x= рассмотрим решение задачи  :


, V(0,x) = ( x ), x ,                                    (1)


это решение имеет вид  [1]:


v (t, x) = .                      (2)


Зафиксируем некоторое и перейдем к исходной системе координат, тогда (2) в системе t=t, x= будет выглядеть так:

V(t, x) =                    (2’)

Из принципа максимума [2]  заключаем, что:

 

U( t, x )  V( t, x ).                                           (3)

 

Таким образом задача сводится к оценке интеграла (2).











2.2. Оценка решения в виде интеграла


Разобьем интервал < x   на две части и  , тогда интеграл (2’)  запишется в виде:

V( t, x ) = .                      (*)

 

Исследуем знак подинтегрального выражения, принимая во внимание, то что :

 

  ;                                              (а)

 

 ;               

 

  ;

                       

где            .       

 

После проведенного исследования видно, что

 


Использовав известное разложение ,

где Z 0,  , заменим экспоненты во втором интеграле рядами:

 

(а) ;



(б) .


В результате получим :

 



Здесь:

 

,  ,                                (4.1)


, .                           (4.2)

 

Запишем неравенство (3) в виде, принимая во внимание только одно слагаемое суммы ряда:

 

m=1,

 

U(t, x)    .       (5)

 

Выше приведенная оценка не отражает качественной картины и может быть использована при дальнейших исследованиях задач подобного вида. ( т .к .фиксированно)

Рассмотрим другую возможность оценки неравенства (3).

 

пусть

(т.е. финитна), в соответствии с принципом максимума:

 

  ,                                                 (3’)

при

где W- решение краевой задачи (З) с начальными условиями:

 

Аналогично, как и выше

 

здесь:

Таким образом,

(используем разложение в ряд Тейлора)


В итоге,

 

           (5.1)

Рассмотрим два случая:

а) Пусть  

,

тогда в правой части неравенства (5.1) третье и четвертое (3,4) слагаемые стремятся к нулю быстрее любой степени ,

поэтому (5.1) можно переписать как:

                     (5.2)

б) Пусть тогда:

 

где

В результате получаем:

                                                 (5.3)

2.3. Выбор интервала ( ) и оценка погрешности

          Зададим произвольно некоторую константу >0, потребовав чтобы в (5)

<.

 при .

Неравенство (5) можно только усилить, если

<                                    (6)

 

 

          Рассмотрим общий вид :

 

         ;        (7)

                                     ,      (7.1)

b=x ( k=1 ) , b=2(k=2)  оценка (7.1) эквивалентна системе неравенств:

 

  ,

откуда:

.                                                    (8)

 

          Т. к. в работе исследуется поведение неравенства (3) при  то принимаем что для некоторого :

 

.                          (9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулировка результата в виде теоремы

          Обобщая результаты всей работы в целом можно сформулировать следующие теоремы:

 

1. Пусть для уравнения теплопроводности имеет место задача

(З)

- гладкая, непрерывно - дифференцируемая функция на ,а функция ограничена на R : .

          Тогда для любого сколь малого числа  можно указать число

,

такое что имеет место следующая оценка «сверху» решения задачи (З):

 

Раскрыв квадратные  скобки, получим:

 

.

 

2. Пусть в имеет место задача (З), - монотонная, неограниченная, возрастающая функция, тогда:

1) если , то

2) если     то

 

Замечанние:видно, что оценку полученную в теореме 2 можно получить и при более слабых ограничениях

4. Примеры

          Пусть ,

 

a)  

 

 

b)                .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В дипломной работе произведена оценка решения «сверху» для уравнения теплопроводности с движущей границей по заданному закону. Аналогично, можно получить оценку решения «снизу». Для этого нужно рассмотреть ступенчатую область, в  которой для каждой ступеньки решение может быть получено согласно 2.1 (2) . Число таких ступенчатых областей необходимо выбрать таким образом, чтобы оценка полученная снизу была сравнима с полученной выше оценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.   А. Н. Тихонов, А. А. Самарский, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1966 (с. 230 -233);

2.  С. К. Годунов, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1973 . 33-34);

3.   Л. Д. Кудрявцев, Краткий курс математического анализа. Изд. «Наука», М. 1989.