Введение
1.Постановка задачи
2. Оценочный анализ решения задачи.
2.1. Оценка решения сверху.
2.2. Оценка решения в виде интеграла
2.3. Выбор интервала (
) и оценка погрешности
3. Формулировка результата в виде теоремы
4. Примеры
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В ряде случаев оказывается невозможным или неприемлемым получение аналитического решения поставленной задачи. Использование основных теорем и положений анализа позволяет получить качественную картину поведения функции решения в заданной области, оценить скорость сходимости решения. Такой подход широко реализуется в областях техники, где получение результата необходимо с заданной точностью.
1.Постановка задачи
В дипломной работе рассматривается задача:
(З)
0![]()
![]()
.
t
x
Требуется привести пример оценки
решения задачи (З) в области
, и исследовать
полученную оценку при ![]()
2. Оценочный анализ решения задачи.
Оценка решения задачи (З) основывается на
принципе максимума для уравнения теплопроводности : «Всякое решение уравнения
в прямоугольнике
, непрерывное вплоть
до границы, принимает свои наибольшее и наименьшее значения на нижних или на
боковых его границах» [2].
2.1. Оценка решения сверху.
В области t=t , x=
рассмотрим
решение задачи :
, V(0,x) =
( x ), x
, (1)
это решение имеет вид [1]:
v (t, x) =
.
(2)
Зафиксируем некоторое
и перейдем к исходной системе координат, тогда (2) в системе t=t, x=
будет выглядеть
так:
V(t, x) =
(2’)
Из принципа максимума [2] заключаем, что:
U( t, x )
V( t, x ). (3)
Таким образом задача сводится к оценке интеграла (2).
2.2. Оценка решения в виде интеграла
Разобьем интервал
< x
на две части
и
, тогда интеграл (2’) запишется в виде:
V( t, x ) =
.
(*)
Исследуем знак подинтегрального выражения,
принимая во внимание, то что
:
;
(а)
;
;
где
.
После проведенного исследования видно, что

Использовав известное разложение
,
где Z
0,
, заменим
экспоненты во втором интеграле рядами:
(а)
;
(б)
.
В результате получим :

Здесь:
,
, (4.1)
,
.
(4.2)
Запишем неравенство (3) в виде, принимая во внимание только одно слагаемое суммы ряда:
m=1,
![]()
U(t, x)
. (5)
Выше приведенная оценка не отражает качественной картины и может быть
использована при дальнейших исследованиях задач подобного вида. ( т .к .
фиксированно)
Рассмотрим другую возможность оценки неравенства (3).

пусть ![]()
(т.е.
финитна), в соответствии с принципом максимума:
,
(3’)
при ![]()
где W- решение краевой задачи (З) с начальными условиями:

![]()
Аналогично, как и выше

здесь:

Таким образом,
![]()
(используем разложение в ряд Тейлора)
В итоге,
(5.1)
Рассмотрим два случая:
а) Пусть
,
тогда в правой части неравенства (5.1) третье и четвертое (3,4)
слагаемые стремятся к нулю быстрее любой степени
,
поэтому (5.1) можно переписать как:
(5.2)
б) Пусть
тогда:

где 
В результате получаем:
(5.3)
2.3. Выбор
интервала (
)
и оценка погрешности
Зададим произвольно некоторую константу
>0, потребовав чтобы в (5)
<
.
при
.
Неравенство (5) можно только усилить, если
<
(6)
Рассмотрим общий вид
:
; (7)

, (7.1)
b=x ( k=1 ) , b=2
(k=2)
оценка (7.1)
эквивалентна системе неравенств:
,
откуда:
.
(8)
Т. к. в работе
исследуется поведение неравенства (3) при
то принимаем что для
некоторого
:
.
(9)
3. Формулировка результата в виде теоремы
Обобщая результаты всей работы в целом можно сформулировать следующие теоремы:
1. Пусть для уравнения теплопроводности имеет место задача
(З)
- гладкая, непрерывно - дифференцируемая функция на
,а функция
ограничена на R
:
.
Тогда для любого сколь малого
числа
можно указать число
,
такое что имеет место следующая оценка «сверху» решения задачи (З):
![]()
Раскрыв квадратные скобки, получим:
.
2. Пусть в имеет место задача (З),
- монотонная, неограниченная, возрастающая функция,
тогда:
1) если
, то
![]()
2) если
то
![]()
Замечанние:видно, что оценку полученную в теореме 2 можно получить и при более
слабых ограничениях ![]()
4. Примеры
Пусть
, ![]()
a)

b)
.
Заключение
В дипломной работе произведена оценка решения «сверху» для уравнения теплопроводности с движущей границей по заданному закону. Аналогично, можно получить оценку решения «снизу». Для этого нужно рассмотреть ступенчатую область, в которой для каждой ступеньки решение может быть получено согласно 2.1 (2) . Число таких ступенчатых областей необходимо выбрать таким образом, чтобы оценка полученная снизу была сравнима с полученной выше оценкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Н. Тихонов, А. А. Самарский, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1966 (с. 230 -233);
2. С. К. Годунов, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1973 . 33-34);
3. Л. Д. Кудрявцев, Краткий курс математического анализа. Изд. «Наука», М. 1989.