Введение
1.Постановка задачи
2. Оценочный анализ решения задачи.
2.1. Оценка решения сверху.
2.2. Оценка решения в виде интеграла
2.3. Выбор интервала ( ) и оценка погрешности
3. Формулировка результата в виде теоремы
4. Примеры
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В ряде случаев оказывается невозможным или неприемлемым получение аналитического решения поставленной задачи. Использование основных теорем и положений анализа позволяет получить качественную картину поведения функции решения в заданной области, оценить скорость сходимости решения. Такой подход широко реализуется в областях техники, где получение результата необходимо с заданной точностью.
1.Постановка задачи
В дипломной работе рассматривается задача:
(З)
0.
t
x
Требуется привести пример оценки решения задачи (З) в области , и исследовать полученную оценку при
2. Оценочный анализ решения задачи.
Оценка решения задачи (З) основывается на принципе максимума для уравнения теплопроводности : «Всякое решение уравнения в прямоугольнике , непрерывное вплоть до границы, принимает свои наибольшее и наименьшее значения на нижних или на боковых его границах» [2].
2.1. Оценка решения сверху.
В области t=t , x= рассмотрим решение задачи :
, V(0,x) = ( x ), x , (1)
это решение имеет вид [1]:
v (t, x) = . (2)
Зафиксируем некоторое и перейдем к исходной системе координат, тогда (2) в системе t=t, x= будет выглядеть так:
V(t, x) = (2’)
Из принципа максимума [2] заключаем, что:
U( t, x ) V( t, x ). (3)
Таким образом задача сводится к оценке интеграла (2).
2.2. Оценка решения в виде интеграла
Разобьем интервал < x на две части и , тогда интеграл (2’) запишется в виде:
V( t, x ) = . (*)
Исследуем знак подинтегрального выражения, принимая во внимание, то что :
; (а)
;
;
где .
После проведенного исследования видно, что
Использовав известное разложение ,
где Z 0, , заменим экспоненты во втором интеграле рядами:
(а) ;
(б) .
В результате получим :
Здесь:
, , (4.1)
, . (4.2)
Запишем неравенство (3) в виде, принимая во внимание только одно слагаемое суммы ряда:
m=1,
U(t, x) . (5)
Выше приведенная оценка не отражает качественной картины и может быть использована при дальнейших исследованиях задач подобного вида. ( т .к .фиксированно)
Рассмотрим другую возможность оценки неравенства (3).
пусть
(т.е. финитна), в соответствии с принципом максимума:
, (3’)
при
где W- решение краевой задачи (З) с начальными условиями:
Аналогично, как и выше
здесь:
Таким образом,
(используем разложение в ряд Тейлора)
В итоге,
(5.1)
Рассмотрим два случая:
а) Пусть
,
тогда в правой части неравенства (5.1) третье и четвертое (3,4) слагаемые стремятся к нулю быстрее любой степени ,
поэтому (5.1) можно переписать как:
(5.2)
б) Пусть тогда:
где
В результате получаем:
(5.3)
2.3. Выбор интервала ( ) и оценка погрешности
Зададим произвольно некоторую константу >0, потребовав чтобы в (5)
<.
при .
Неравенство (5) можно только усилить, если
< (6)
Рассмотрим общий вид :
; (7)
, (7.1)
b=x ( k=1 ) , b=2(k=2) оценка (7.1) эквивалентна системе неравенств:
,
откуда:
. (8)
Т. к. в работе исследуется поведение неравенства (3) при то принимаем что для некоторого :
. (9)
3. Формулировка результата в виде теоремы
Обобщая результаты всей работы в целом можно сформулировать следующие теоремы:
1. Пусть для уравнения теплопроводности имеет место задача
(З)
- гладкая, непрерывно - дифференцируемая функция на ,а функция ограничена на R : .
Тогда для любого сколь малого числа можно указать число
,
такое что имеет место следующая оценка «сверху» решения задачи (З):
Раскрыв квадратные скобки, получим:
.
2. Пусть в имеет место задача (З), - монотонная, неограниченная, возрастающая функция, тогда:
1) если , то
2) если то
Замечанние:видно, что оценку полученную в теореме 2 можно получить и при более слабых ограничениях
4. Примеры
Пусть ,
a)
b) .
Заключение
В дипломной работе произведена оценка решения «сверху» для уравнения теплопроводности с движущей границей по заданному закону. Аналогично, можно получить оценку решения «снизу». Для этого нужно рассмотреть ступенчатую область, в которой для каждой ступеньки решение может быть получено согласно 2.1 (2) . Число таких ступенчатых областей необходимо выбрать таким образом, чтобы оценка полученная снизу была сравнима с полученной выше оценкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Н. Тихонов, А. А. Самарский, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1966 (с. 230 -233);
2. С. К. Годунов, Уравнения математической физики. Изд. «Наука», М. 1973 . 33-34);
3. Л. Д. Кудрявцев, Краткий курс математического анализа. Изд. «Наука», М. 1989.