Оглавление


1. Определение резерва по сомнительным долгам........................................ 3

2. Принципы системного подхода к изучению финансового механизма предприятия.......................................................................................................................... 8

Практическое задание................................................................................... 15

Список использованной литературы............................................................ 17

        


1. Определение резерва по сомнительным долгам


Определение суммы резерва по сомнительным долгам — осуществляется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и при этом: по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается вся выявленная на основании инвентаризации задолженность; по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50 % от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва. Особо следует подчеркнуть, что НК России в целях применения соответствующих положений о налогообложении прибыли установлено ограничение суммы создаваемого резерва по сомнительным долгам — она не должна превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода.

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, называет среди операционных расходов отчисления в оценочные резервы, а также в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Одним из наиболее распространенных оценочных резервов является резерв сомнительных долгов. Сомнительными признаются просроченные долги по расчетам за отгруженную продукцию (работы, услуги), которые не обеспечены какими-либо гарантиями (залогом, поручительством). Размер резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности отдельно по каждому сомнительному долгу исходя из предполагаемой платежеспособности должника.

В бухгалтерском балансе резерв сомнительных долгов отдельно не показывают. А на его сумму уменьшают дебиторскую задолженность, которая отражается в активе баланса. Если до конца отчетного года, следующего за годом, в котором был создан резерв, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются на конец отчетного года к прочим доходам организации.

Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать в бухгалтерском учете следующие резервы:

- на предстоящую оплату отпусков работникам;

- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

- на ремонт основных средств;

- на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

- на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

- на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- на покрытие непредвиденных затрат.

Отметим, что создавать такие резервы предприятию разрешено согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В налоговом учете организация вправе создавать только два вида резервов:

- резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);

- резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ).

Правда, профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, могут создать для целей налогообложения еще один резерв - под обесценение вложений в ценные бумаги. Он создается в порядке, установленном ст. 300 НК РФ.

Рассмотрим более подробно порядок создания «налоговых» резервов по сомнительным долгам и по гарантийному ремонту.

Резерв по сомнительным долгам

Также как и в бухгалтерском учете, для целей налогообложения сомнительным долгом признается любая

задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода и включаются в состав внереализационных расходов. При этом сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода.

Все сомнительные долги делятся на три группы исходя из срока их погашения:

1) срок погашения долга истек более чем за 90 дней до конца квартала (года);

2) срок погашения долга истек в период от 90 до 45 дней до конца квартала (года);

3) срок погашения долга истек менее чем за 45 дней до конца квартала (года).

В резерв могут войти все долги первой группы и 50 процентов каждого долга второй группы. Долги третьей группы в резерв не включаются. Величина резерва не может превышать 10 процентов выручки от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, полученной за отчетный (налоговый) период (без НДС и налога с продаж).

Резерв по сомнительным долгам можно использовать только на покрытие убытков от безнадежных долгов. А таковыми признаются те долги перед организацией, по которым истек срок исковой давности, или которые невозможно взыскать (например, в случае ликвидации организации-должника).

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная организацией в отчетном периоде может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма резерва, вновь

создаваемого по результатам инвентаризации, должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего периода.

Остаток старого резерва может быть как больше, так и меньше вновь создаваемого резерва. В первом случае разница между ними включается в состав внереализационных доходов (по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев или года), а во втором - в состав внереализационных расходов (равномерно в течение I квартала, полугодия, 9 месяцев или года). Однако та часть нового резерва, которая равна остатку старого резерва, не может быть отнесена на внереализационные расходы.

Добавим, что в том случае, когда суммы созданного резерва недостаточно для списания безнадежных долгов, то недостающая сумма относится на внереализационные расходы.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию могут создавать только те организации, которые продают товары или работы, подлежащие ремонту и обслуживанию в течение гарантийного срока.

Отчисления в резерв производятся в день реализации товаров (работ). Их размер определяют как долю фактически осуществленных организацией расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации таких товаров (работ) за предыдущие три года. Предельный размер резерва следует указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Через год организация должна скорректировать размер созданного резерва. Для этого следует определить, какова в прошедшем году была доля затрат на гарантийные работы в выручке от реализации товаров (работ), которым полагается гарантия. Далее полученную величину следует умножить на выручку от реализации всех товаров (работ), по которым еще не истек срок гарантии. В ст. 267 НК РФ ничего не говорится о том, как поступить с суммой резерва, которая превысит его скорректированный размер. По мнению автора, ее следует включить в состав внереализационных доходов. Кроме того, к внереализационным доходам необходимо относить суммы неиспользованного резерва по товарам (работам, услугам) с истекшим сроком гарантии.

В заключение разговора о резервах подчеркнем, что решение об их создании организация должна отразить в учетной политике как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.


2. Принципы системного подхода к изучению финансового механизма предприятия


Всякое научное исследование должно основываться на идеях системного анализа. Системный анализ выступает как комплекс специальных процедур, приемов и методов, обеспечивающих реализацию системного подхода, то есть данные понятия являются, по существу, достаточно близкими.

Системный подход рассматривается как совокупность методологических принципов и теоретических положений, позволяющих рассматривать каждый элемент системы в его связи и взаимодействии с другими элементами, прослеживать изменения, происходящие в системе, в результате изменения отдельных ее звеньев, изучать специфические системные качества (эмерджентные свойства), делать обоснованные выводы относительно закономерностей развития системы, определять оптимальный режим ее функционирования. А под системой будем понимать совокупность элементов (отношений), закономерно связанных в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у этих элементов (отношений). Применительно к экономической теории и практике конструктивным является определение системы как единства целей, ресурсов и строения (структуры).

1. Для большой и сложной системы (в том числе и экономической), как правило, характерны следующие характерные свойства.

2. Целостность. Это означает, что все части системы служат общей цели ее функционирования и способствуют формированию наилучших результатов применительно к определенному критерию эффективности.

3. Большие размеры системы, иначе - наличие большого числа различных элементов, выполняющих различные функции.

4. Мультипараметрические характеристики поведения системы, то есть изменение одной переменной влияет, как правило, на многие другие переменные.

Большие и сложные системы обладают свойствами, которые не присущи ни одному из формирующих эти системы элементов (блоков). По мере развития большой и сложной системы связанность элементов усиливается. На определенном этапе нарастания связанности эмерджентность достигает такого уровня, при котором целостные свойства системы не только невозможно наблюдать по свойствам отдельных элементов, но и невозможно выявить статистическим обобщением свойств отдельных элементов. Нужен специальный системный метод исследования, ориентированный на это новое качество.

По мнению многих экономистов в основе исследования экономических процессов и явлений должен лежать системный анализ, позволяющий изучить эти процессы и явления всесторонне, в единстве всех взаимосвязей и взаимозависимостей.

Это имеет огромное значение ибо рыночные преобразования требуют системных преобразований всех сторон жизнедеятельности общества, всех аспектов хозяйствующего механизма.

Управление - процесс обеспечения выполнения планов организации для достижения ее целей. Упрощенно этот процесс можно разбить на следующие этапы:

-входная информация (постановка задачи, утверждение программы);

-процесс реализации принятой программы;

-выходная информация (получение конечного результата).

Все эти этапы обслуживаются коммуникационной сетью учетно-аналитической информации, позволяющей последовательно и своевременно учитывать отклонения от запланированных параметров и ситуаций на этапах реализации поставленных задач, регулировать их с целью достижения запланированного конечного результата и создавать основу для принятия правильных решений в будущем.

Формирование учетно-аналитической информации при принятии стратегических решений обычно строится в следующем порядке:

-постановка менеджером задачи;

-определение учетно-аналитической службой факторов, влияющих на решение задачи, и представление менеджеру вариантов систем финансовой информации, необходимой для принятия решения;

-утверждение менеджером объема и формы необходимой ему информации и сроков ее представления;

-сбор, группировка и представление аналитической службой объема информации.

В случае принятия перспективного управленческого решения, аналитическая служба должна принимать участие в формировании локальных задач по центрам ответственности, анализировать и увязывать представленные ими в контексте общей задачи программы ее выполнения для принятия правильного управленческого решения.

Анализ, как функция управления, должен давать качественную оценку изменений. Аналитическая информация для высшего управленческого персонала  представляет небольшое количество важных для организации показателей, позволяющих оценить правильность выбранной стратегии и тактики.

Основные требования к информации:

-         Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем.

-         Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.

-         Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

-         Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

-         Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

-         Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

Информационной основой анализа является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерский баланс как документ позволяет получить наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В нем отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах:

-    по составу (виду);

-    по источникам формирования.

Иными словами, одна и та же сумма средств, которая находится в распоряжении предприятия, представлена двояко. Это дает возможность узнать, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). Общие итоги по активу и пассиву имеют форму двусторонней таблицы. Такая форма применяется в РФ, США. Франции. Но возможно другое представление, когда пассив баланса приводится последовательно за активом (Великобритания).[1]

Так как одним из предназначения баланса является отражение изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный период, он содержит 2 колонки показателей – на начало и конец периода.

Структура баланса показана на рис.1.


Актив

Пассив

ВОА

К и Р

ОА

ДО

КО


Рис.1. Статическое представление баланса

Логика этого представления такова. Деятельность любого предприятия начинается с образования уставного капитала. Это могут быть взносы учредителей, либо средства, выделенные вышестоящей организацией. Этот источник средств является собственным и может быть в денежной форме, материальной, но обязательно должен иметь денежную оценку.

Термин «собственный» означает здесь принадлежность лицам (юридическим, физическим), создавшим предприятие. Другими словами, это задолженность (обязательство) предприятия перед своими учредителями. Экономический смысл категории «собственный капитал» таков: примерно такую сумму смогут получить владельцы предприятия в случае его ликвидации. Но так как учредители имеют право получить причитающиеся им доли лишь после погашения обязательств перед третьими лицами, то реальная их величина практически всегда отличается от учетных оценок и может быть определена лишь после выполнения ликвидационных процедур.

Кроме «собственных» средств, предприятие может привлекать заемные средства: кредиты, займы. Все средства, полученные предприятием из различных источников, вкладываются в активы: внеоборотные и оборотные.

Финансовый анализ хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики все более приобретает характер системного анализа. При проведении системного анализа выделяют, как правило, шесть этапов. Рассмотрим содержание этих этапов применительно к экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия.

На первом этапе объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Хозяйственную деятельность предприятия можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; выходом — материально-вещественные потоки готовой продукции. Производственный процесс переводит вход системы в ее выход, т. е. в результате производственного процесса производственные ресурсы, соединяясь, становятся готовой продукцией. Целью работы предприятия является рентабельность, т. е. по возможности высокий результат в денежном выражении за рассматриваемый период времени. Задача системного анализа — рассмотреть все частные факторы, обеспечивающие более высокий уровень рентабельности. Экономический принцип деятельности предприятия — обеспечение либо максимального выпуска продукции при данных затратах ресурсов, либо альтернативно заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов. Условия функционирования предприятия определяются системой долговременных экономических нормативов налогообложения и внешнеэкономическими связями предприятия, т. е. рынком финансирования, рынком купли и рынком продажи.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов и других реквизитов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет называют в рыночной экономике языком бизнеса (предпринимательства). Основные функции предприятия-товаропроизводителя (покупка производственных факторов, изготовление продукции (услуг), продажа товаров) находят отражение в денежном обороте:[2]

Д-Т...П...ТII-,

где Д — авансируемый для хозяйственной деятельности капитал;

Т — закупленные товары — производственные факторы (средства труда, предметы труда и труд);

П — организация производственного процесса для изготовления нового товара;

Т' — новый товар (продукция, услуги), стоимость которого выше себестоимости на величину прибыли;

Д' — выручка от реализации продукции, стоимость которой выше себестоимости реализованной продукции на величину прибыли.

Денежный оборот, отражающий реальный процесс предпринимательской деятельности, фиксируется в комплексной системе бухгалтерского учета, благодаря которому формируется информационная система предприятия — необходимая база системного экономического анализа.

Для проведения системного экономического анализа необходима разработка качественных характеристик экономики предприятия — системы синтетических и аналитических показателей. Отбор показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия, осуществляется на втором этапе анализа.

На третьем этапе проведения системного экономического анализа составляется общая схема системы, устанавливаются ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение их элементов.

На основе информационной модели хозяйственной деятельности, т. е. модели формирования экономических факторов и показателей, составляется общая блок-схема комплексного экономического анализа, классифицируются факторы и показатели, формализуются связи между ними.


Практическое задание

 

На примере конкретной организации Вам необходимо описать рисковую ситуацию.

Общественная организация «Модус» существует на российском рынке уже 6 лет. Уставной деятельностью является предоставление услуг в сфере установки тепло-, водо- и газосчетчиков, строительных работ, а также оказание стоматологических услуг, организация платных групп в спортивных секциях. В штате фирмы работает 6 ведущих менеджеров, в подчинении которых находится от 2 до 4 младших менеджеров и помощников. Эти сотрудники образуют 6 отделов организации «Модус» Возглавляет фирму Генеральный директор, в подчинении у которого более 25 человек. Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих старших менеджеров, так и тех менеджеров, которые наводятся у них в подчинении. Предварительно просьбы  и пожелания  младших менеджеров обсуждаются с их начальниками - ведущими (старшими) менеджерами. Таким образом, на фирме организованы восходящие вертикальные коммуникации.

Проанализировать рисковую ситуацию, занести результаты анализа в таблицу

Таблица

Структурная характеристика

Описание рисковой ситуации

1

Опасность риска

Опасность риска рассматриваемого предприятия не высока, так как на рынке Челябинской области существует достаточно мало конкурентов, спрос на предлагаемую продукцию хоть и имеет очень незначительный рост, но он вполне устойчивый.

Основная опасность оказаться в рисковой ситуации связана с наметившимся в наши дни финансовым кризисом.

2

Подверженность риску

Подверженность риску в первую очередь заключается в системе неплатежей по предоставляемому оборудования и услугам населению и организациям.

3

Уязвимость


4

Взаимодействие с другими рисками

Риск неплатежей по предоставляемым услугам напрямую связан с риском ликвидности, платежеспособности и банкротства

5

Классификация риска

Классифицировать риски по степени важности можно следующим образом:

1. риск неплатежей

2. риск ухода с рынка из-за конкуренции

3. риск банкротства

6

Метод управления риском

На предприятии «Модус» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы диссипации и самострахование.

Данное предприятие распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Участниками являются физические лица, которые обязаны платить членские взносы.

Можно также отметить, что в общественной организации «Модус» используется диверсификация закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих.

Помимо методов диссипации риска рассматриваемое предприятие использует такой метод снижения степени риска как самострахование. На предприятии создан резервный фонд. Создание подобных фондов особенно актуально в условиях кризиса неплатежей. Однако размер резервного фонда является недостаточным по сравнению с возможными потерями в результате возникновения просроченной дебиторской задолженности, неисполнения договора или возникновения непредвиденных расходов.

Список использованной литературы


1.       Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2004.

2.       Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. Стояновой. – Москва: Перспектива, 2006.

3.       Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). – СПб: Юность, 2004.

4.       Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами – Москва. Финансы и статистика, 2006.

5.       Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры.─ М.: Финансы и статистика, 2007.

6.       Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.─ М.: ИНФРА-М, 2005.

7.       Якубайтис Э. А. Информационные сети и системы. - М.: Финансы и статистика, 2009.



[1] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры.─ М.: Финансы и статистика, 2001

[2] Теория экономического анализа / Баканов М.И., Шеремет А.Д. – М.; ФиС, 1997г. с.275