Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи …...…………………………..…………….5

§ 1. Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества……….……………………..5

§ 2. Адиктивные формы отклоняющего поведения……………………...10

§ 3. Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества……………………………………..19

Глава 2. Исследование проблемы девиантного поведения в студенческой среде………………………………………………………………………………24

§ 1. Характеристика метода исследования…………...…………………..24

§ 2. Анализ результатов исследования…………………...……………….25

§ 3. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение1..……………………………………………………………………37

Приложение 2…………………………………………………………………….40











Введение

Во все времена основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.

Над проблемами девиантного (отклоняющегося), в том числе противоправного и преступного поведения работали многие ученые, среди них такие известные социологи, психологи и юристы, как: Андреева Л.А., Антонян Ю.М., Баранов В.И., Братусь Б.С., Бытко Ю.И., Еникеев М.И., Зейгарник Б.В., Иоффе О.С., Романов В.В., Шаргородский М.Д. и другие.

Объект исследования: студенты в возрасте от 18 до 22 лет.

Предмет исследования: девиантное поведение в студенческой среде.

Целью настоящей курсовой работы является изучение причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.

Гипотеза исследования: предполагается, что в студенческой среде меньше всего подвержены девиациям те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере.

Задачи исследования:

1.  Рассмотреть основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества;

2.  Изучить ообенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества.

3.  Составить программу исследования и провести анкетирование студентов;

4.  Проанализировать полученные результаты исследования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявление особенностей девиантного поведения студентов может послужить основой для программы профилактической, развивающей и коррекционной работы с ними. Полученные результаты могут быть интересны для социальных педагогов и социальных работников и родителей.

База исследования: В исследовании принимали участие студенты дневного отделения МАРГТУ (50 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 20 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Глава I Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи

§ 1. Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых.

Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации.

У истоков социологии девиантного (отклоняющегося)  поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями” [8, c.52], а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус” [17, c.98], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку определения девиации дает В.Н Иванов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам” [6, c.57], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

а) человека, которому свойственно определенное поведение;

б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение. [17, c.78]

Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

1)       поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2)       социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:

1) возрастом;

2) транзитивностью;

3) социокультурной средой существования;

4) спецификой студенческого коллектива.

1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет) - это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак. С психологической точки зрения, студентам (как и молодежи в целом) свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия. Во многом стиль жизни, мышление молодых людей, в частности студенчества, определяются наличием своей субкультуры, которая формирует нормы, ценности, образцы поведения. К возрастным характеристикам студенчества можно отнести и продолжающийся процесс социализации, который в современной России имеет ряд особенностей: снижение эффективности воспитательной деятельности основных институтов социализации (государства, семьи, образования) и усиление влияния СМИ, которое можно охарактеризовать как негативное.

2. Транзитивность студенчества выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения студенческой молодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них. Сочетание независимости и безответственности порождает отклоняющееся поведение.

3. Социокультурная среда существования студенчества во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования. На поведение студенчества (в том числе и девиантное) могут влиять особенности его структуры. С точки зрения структуры студенчество можно разделить на гуманитарное и техническое, бюджетное и контрактное. Предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп. Важным социокультурным фактором, детерминирующим поведение студентов, выступает их место проживания. В данном контексте поведение городской молодежи будет существенно отличаться от поведения молодых людей, приехавших из сельской местности.

4. Студенческий коллектив является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы. Э. Дюркгейм утверждал, что внутри одной и той же социальной группы происходит нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуют одинаково. Особенно это актуально для студенческого коллектива, члены которого в силу своего возраста склонны к подражанию. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.

Специфика студенчества как особой социально-демографической группы актуализирует проблему изучения девиантности в его среде на двух уровнях: общества в целом, и социального института, в частности ВУЗа.

Первый уровень включает в себя общие девиации: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д. Характерные для социума в целом, они наиболее опасны, когда речь идет о студенческой молодежи. Это связано, во-первых, с особым социальным статусом студенчества, которое является интеллектуальной основой общества и во многом определяет его будущее. Во-вторых, тесное взаимодействие студентов друг с другом способствует быстрому распространению различных отклонений среди данной социальной группы. Возникновение общих девиаций в студенческой среде исследователи объясняют влиянием следующих факторов: затянувшимся кризисом во всех сферах общественной жизни, психолого-возрастными особенностями студентов, социальным окружением, отрицательным воздействием СМИ, большой учебной нагрузкой в университете и т.п.

Второй уровень девиантности студенчества включает в себя отклонения от формальных норм, принятых в вузе: нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, платный способ сдачи сессий, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д. Эти отклонения связаны с учебным процессом и характерны только для студенчества, в связи с чем их можно охарактеризовать как специфические девиации. В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получения высшего образования.

Если общие девиации студенчества в той или иной степени анализируются социологами, то специфические девиации рассматриваются лишь эпизодически в рамках конкретно-социологических исследований молодежи. Между тем, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.



§ 2. Адиктивные формы отклоняющего поведения

Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма" [7, c.23]

В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее.

Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид [11,c.50]

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников).

Девиантное поведение подразделяется на две группы [19, с.35]:

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

Касательно темы настоящей работы интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.

Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп «риска». Это, прежде всего:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

В девиантном поведении выделяют особый его тип - аддитивное поведение.

Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций" [7, с.21]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.

Общеизвестно, что особую опасность для молодых людей в студенческой среде представляют наркотики и алкогольные напитки.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

1. Морфий и героин - алколоиды опиума;

2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты;

3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной системы.

5. Кокаин - алколоид растения кока.

Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях [12, c.111].

Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство - то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Вот почему эта проблема актуально именно для студенчества. Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

1. Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

2. Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

3. Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

4. Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

5. Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

6. Достижение чувства полного расслабления;

7. Уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, окружение. Появление хотя бы одного наркомана в студенческой аудитории, общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Токсикомания - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации. Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм.

Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм - патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Последние социологические исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет [10, c.163].

Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%. [19, c.40].

Чаще всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, бытовые неурядицы, неприятности с учебой.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

Как отмечается в ряде современных исследований [9, c.46] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных.. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты - сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.

На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10, c.163] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

Так, например, на основании анализа результатов исследования [11, c.50] Крапивко Е. Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников - у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики - это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным.

В структуре специфических девиаций современного студенчества выделяют [12, c.112] нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям. Подавляющее большинство студентов среди прочих специфических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94% опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиации превратились в норму.

Например, в ходе исследования [11, c.51] было установлено, что специфические девиации студенчества определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии. В то же время, меньше всего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере. Как правило, они характеризуют учебу как «очень интересную», в отличие от студентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома.

Сами студенты чаще всего объясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование платной сдачи экзаменов и зачетов) их ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям. Отдельные молодые люди связывают несерьезное отношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботное времяпрепровождение своих детей.

Таким образом, особую опасность для молодых людей в студенческой среде представляют наркотики и алкогольные напитки. А поведение студентов в учебном процессе тесно связано со значимостью для них высшего образования.





§ 3. Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества

Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эррозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем  и от чего происходит отклонение?

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности [9, c.47].

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится. [7, c.71]

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности. “Во всяком случае,- пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев,- по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения криминогенности социальных условий” [17, c.95]. 

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы  мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости. [1, c.82]

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям.

Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности - основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.

В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными нормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, их отличает более глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.

В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы [18, c.57].

Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.

Многочисленные социологические исследования в крупных городах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современного студенчества [12, c.113].

В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современного студенчества зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам. Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.

Трансформация ценностей студенчества к переориентации с общественных проблем на личностные является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

Таким образом, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.


Глава 2. Исследование проблемы девиантного поведения в студенческой среде

§ 1. Характеристика метода исследования

Итак, изучив теоретическую литературу по интересующей нам теме, мы предположили, что в студенческой среде меньше всего подвержены девиациям те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере.

Для проверки гипотезы была составлена программа исследования, включающая следующие этапы работы:

1.  Изучение литературы и существующих отчетов о проведенных исследованиях проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии;

2. Составление программы исследования по заданным характеристикам;

3. Проведение анкетного опроса работающих студентов.

4. Обработка и анализ данных, формулирование выводов.

Основным методом нашего исследования было выбрано анкетирование.

Анкетирование является письменной формой опроса, которая осуществляется, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) Когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) Респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений (см. Приложение 1).


§ 2. Анализ результатов исследования

В исследовании принимали участие студенты дневного отделения МАРГТУ - 50 человек (рис. 1).

Рис. 1. Участники исследования

Их вниманию была предложена анонимная анкета (см. Приложение 2), состоящая из 20 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа

При анализе данных, полученных в ходе анкетирования, нам стало известно, что основная масса студентов (94%) употребляет алкоголь (рис.2).


Рис.2. Ответ студентов на вопрос анкеты «Употребляете ли вы алкоголь»

Большинство студентов начали употребление алкоголя «за компанию» -70% (рис. 3).

Рис.3. Ответ на вопрос анкеты «Вы начали употреблять алкоголь…?»

Однако лишь 18 % ответили, что чувствуют «особую тягу к алкоголю». Основная масса продолжает употреблять алкоголь «за компанию». Студенты считают, что в употреблении алкоголя существуют свои положительные стороны (рис. 4).

Рис.4 положительные стороны употребления алкоголя по мнению студентов.

Как видно из диаграммы на рис.4, большинство студентов считают, что алкоголь снимает стресс и помогает расслабиться (44%). Некоторые студенты считают алкоголь средством борьбы с комплексами и способом ухода от проблем. Таким образом, с помощью алкоголя студенты пытаются решить свои психологические проблемы.

Почти половина опрошенных студентов пробовали наркотики (рис.5).

Рис. 5. Ответ студентов на вопрос анкеты «Пробовали ли вы наркотики»

Поводом для первого употребления наркотических средств, так же как в случае с алкоголем, стало влияние компании (рис. 6).

Рис.6. Ответ студентов на вопрос анкеты «Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?»

В настоящее время из всех опрошенных нами студентов только 6 человек признались, что продолжают иногда употреблять легкие наркотики. Остальные, из тех, кто пробовал наркотики, ответили, что прекратили их употребление по следующим причинам (рис 7).

Рис.7. Ответ студентов на вопрос анкеты «Что послужило поводом прекратить употреблять наркотическое средство?»

Из диаграммы на рис. 7 видно, что основные причины отказа от наркотиков это мысли о будущем, учеба и будущая карьера.

Итак, мы видим, что не смотря на решающее мнение компании при первом употреблении наркотиков, мнение друзей при отказе от употребления наркотиков не имеет решающего значения.

Большая часть студентов ответили, что борьба с наркоманией имеет смысл, и обязательно должна проводиться среди студентов (74%).

Основная масса студентов понимают, что алкоголь и наркотики могут оказать отрицательное влияние на их будущее (83%). Но пятая часть опрошенных уверены, что при разумном употреблении ни алкоголь ни наркотики не смогут помешать их жизненным планам (рис 8.)

Рис.8. Ответ студентов на вопрос анкеты «Как алкоголь и наркотики

могут повлиять на ваше будущее?»

Таким образом, по результатам проведенного анкетирования, мы сделали следующие выводы:

- основная масса студентов (94%) употребляет алкоголь;

- большинство студентов попробовали алкоголь и наркотики «за компанию»;

- с помощью алкоголя студенты пытаются решить свои психологические проблемы;

- не смотря на решающее мнение компании при первом употреблении наркотиков, мнение друзей при отказе от употребления наркотиков не имеет решающего значения. Основные причины отказа от наркотиков это мысли о будущем, учеба и будущая карьера;

- пятая часть опрошенных уверены, что при разумном употреблении ни алкоголь ни наркотики не смогут помешать их жизненным планам;

- большая часть студентов понимает, что алкоголь и наркотики могут оказать отрицательное влияние на их будущее, считают, что борьба с наркоманией имеет смысл, и обязательно должна проводиться среди студентов.


§ 3. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи

С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами [9, c.47] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.

Как было показано выше, определяющая роль в коррекции девиантного поведения принадлежит социальному контролю, в структуре которого выделяют три компонента [17, c.136]:

1. Человека, совершающего определенные поступки;

2. Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;

3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.

Соответственно этому разделению целесообразно использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде.

Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций.

Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации ВУЗа. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции за их невыполнение. В конечном итоге эта структура следит за уровнем преподавания в ВУЗе, оценивает поведение студентов и несет ответственность за их воспитательное, образовательное и культурное совершенствование.

Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации.


Заключение

Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения.

Мы постарались выяснить, что же такое отклоняющееся поведение, каковы его причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.

Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В результате анализа теоретической литературы по теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

·     Даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.

·     Особую опасность для молодых людей в студенческой среде представляют наркотики и алкогольные напитки. Поведение студентов в учебном процессе тесно связано со значимостью для них высшего образования.

·     Трансформация ценностей студенчества к переориентации с общественных проблем на личностные является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.

По результатам проведенного анкетирования, мы сделали следующие выводы:

- основная масса студентов (94%) употребляет алкоголь;

- большинство студентов попробовали алкоголь и наркотики «за компанию»;

- с помощью алкоголя студенты пытаются решить свои психологические проблемы;

- не смотря на решающее мнение компании при первом употреблении наркотиков, мнение друзей при отказе от употребления наркотиков не имеет решающего значения. Основные причины отказа от наркотиков это мысли о будущем, учеба и будущая карьера;

- пятая часть опрошенных уверены, что при разумном употреблении ни алкоголь ни наркотики не смогут помешать их жизненным планам;

- большая часть студентов понимает, что алкоголь и наркотики могут оказать отрицательное влияние на их будущее, считают, что борьба с наркоманией имеет смысл, и обязательно должна проводиться среди студентов.

Итак, мы видим, что студенты, которые обеспокоены вопросами успешной учебы и будущей карьеры, отказываются от употребления алкоголя и наркотиков. Что подтверждает гипотезу нашей работы о том, что в студенческой среде меньше всего подвержены девиациям те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере.

Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации.

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: отклоняющееся поведение пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное и психологическое яв­ле­ние, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

 Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эф­фек­тив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния  мож­но толь­ко при глу­бо­ком изу­че­нии психологии отклоняющегося поведения.


















Список литературы

1.     Глинский Я. Девиантология. М. Наука:. 2000,- 270 с.

2.     Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Атлант:. 2005.- 368с.

3.     Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ Эксмо-Пресс.: 2001.- 360с.

4.     Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Наука:. 2005.- 459с.

5.     Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб:. Нева, 2002. -369с.

6.     Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. - 2005. - № 2., С.31-37.

7.     Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2001.- № 1., С. 8-15.

8.     Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 2005.- №4. С.21-23.

9.     Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности - альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006- С. 46-48.

10.    Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива - 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. - С.163-165.

11.    Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - С.50-53.

12.    Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. - С.111-113.

13.    Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 2003.- 304 с.

14.    Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

15.    Павленок П. Д. Основа социальной работы: Учебник М:. Наука. 2008. - 267 с.

16.    Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 2009.- 306 с.

17.    Смальзер Н. Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит. 2009. - 275 с.

18.    Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки его модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) Выпуск 2/ Под ред. В.В.Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.249-258

19.    Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2005. - 48 с.

20.    Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд., перераб. и доп М., Наука:. 2004. – 370с.

Приложение 1

Анкета

Уважаемый респондент!

Мы приглашаем вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым нами с целью изучения проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде. Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением квадратик, который находится рядом с тем вариантом ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные нами.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании! ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1.Употребляете ли вы алкоголь?

·        да,

·        нет

2.Вы начали употреблять алкоголь?

·        из-за семейных проблем

·        из интереса

·        за компанию

·        Что-то другое

3.Как часто вы употребляете алкоголь?

·        нечасто

·        только по большим праздникам

·        всякий раз когда появится повод

·        всякий раз когда появится желание

·        что то другое

4.С какой целью вы употребляете алкоголь?

5.Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?

·        Да

·        Нет

 затрудняюсь ответить

6.Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к бутылке?

·        Часто

·        Нечасто

·        Никогда

·        затрудняюсь ответить

7.Как вы думаете широкий доступ дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?

·        влияет

·        нет не влияет

·        затрудняюсь ответить

8.Есть ли по вашему мнению положительные стороны употребления алкоголя?

·        Да

·        Нет

9.Если на вопрос 8 вы ответили «Да», то какие?

10.По вашему мнению имеет ли смысл борьба с употреблением алкоголя среди студентов?

·        Да

·        Нет

11.Вы пробовали наркотические препараты?

·        Да

·        Нет

12.Какие виды наркотиков вы пробовали?

·        лёгкие наркотики

·        серьёзные наркотики

13.Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?

·        Компания

·        Желание ощутить новые ощущения

·        Что-то ещё

14.В настоящее время вы употребляете наркотики?

·        да

·        бросил

·        пробовал только один раз

15.Если на вопрос 14 вы ответили «бросил» то что послужило поводом?

·        друзья

·        родители

·        собственное сознание

·        что-то другое

 16. Как, по вашему мнению, алкоголь и наркотики влияют на успеваемость студентов?

         17. Как вы считаете, алкоголь и наркотики может повлиять на ваше будущее?

         18. Как вы думаете борьба с наркоманией имеет смысл?

         19. Нужны ли нашему обществу социальные нормы?

В заключение сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

20.Ваш возраст?

21.Ваш пол?

·        мужской

·        женский


Приложение 2

Результат анкетирования

1.Употребляете ли вы алкоголь?

·        Да - 47

·        Нет - 3

2.Вы начали употреблять алкоголь?

·        из-за семейных проблем - 5

·        из интереса - 4

·        за компанию - 35

·        чтобы снять стресс - 6

3.Как часто вы употребляете алкоголь?

·        нечасто - 5

·        только по большим праздникам - 8

·        всякий раз, когда появится повод - 15

·        всякий раз, когда появится желание - 10

·        по выходным - 12

4.С какой целью вы употребляете алкоголь?

·        за компанию - 35

·        чтобы снять стресс – 6

·        для настроения - 9

5.Чувствуете ли вы особую тягу к алкоголю?

·        Да - 9

·        Нет - 21

·        затрудняюсь ответить - 10

6.Часто ли ваши неудачи заставляют вас прибегать к бутылке?

·        Часто - 18

·        Нечасто - 16

·        Никогда - 1

·        затрудняюсь ответить - 12

7.Как вы думаете, широкий доступ дешевых алкогольных напитков влияет на рост потребления алкоголя в среде студентов?

·        влияет - 38

·        нет, не влияет - 12

8.Есть ли по вашему мнению положительные стороны употребления алкоголя?

·        Да - 36

·        Нет - 14

9.Если на вопрос 8 вы ответили «Да», то какие?

·        Можно снять стресс, расслабиться - 22

·        Это хорошее средство борьбы с комплексами - 3

·        Забываешь о проблемах - 11

10.По вашему мнению имеет ли смысл борьба с употреблением алкоголя среди студентов?

·        Да - 31

·        Нет - 19

11.Вы пробовали наркотические препараты?

·        Да - 22

·        Нет - 28

12.Какие виды наркотиков вы пробовали?

·        лёгкие наркотики - 18

·        серьёзные наркотики - 4

13.Что послужило поводом попробовать наркотическое средство?

·        Компания - 11

·        желание ощутить новые ощущения - 7

·        надо все попробовать в жизни - 4

14.В настоящее время вы употребляете наркотики?

·        Да - 6

·        бросил - 8

·        пробовал только один раз - 8

15.Если на вопрос 14 вы ответили «бросил», то что послужило поводом?

·        Друзья - 1

·        родители - 1

·        собственное сознание - 1

·        мысли о будущем - 2

·        наркотики стоят на пути к успешной учебе - 2

·        наркоман не сможет сделать карьеру - 1

16. Как по вашему мнению алкоголь и наркотики влияют на успеваемость студентов?

·        Отрицательно  – 34

·        Никак не влияет –  14

·        Стресс снимают -2

   17. Как алкоголь и наркотики может повлиять на ваше будущее?

·         Если не увлекаться, то - никак - 17

·        Есть риск не закончить ВУЗ – 16

·         Могут быть проблемы с карьерой – 5

·         От наркотиков СПИД бывает - 2

   18.Как вы думаете борьба с наркоманией имеет смысл?

·        Да – 37          

·        Нет – 13

    19. Нужны ли нашему обществу социальные нормы?

·        Да – 23          

·        Нет, их все равно никто не соблюдает – 27

    20. Ваш возраст?

·        18-19 – 9 чел.

·        19-20 – 11 чел.

·        20-21 – 12 чел.

·        21-22 – 18 чел.

    21. Ваш пол?

·        мужской 21 

·        женский 29

В анкетировании приняло участие 50 человек.