Содержание


Введение........................................................................................................... 3

Глава 1 Понятие, сущность и классификация функций менеджмента.......... 6

1.1 Понятие, сущность и классификация функций менеджмента.................. 6

1.2 Принципы управления.............................................................................. 9

1.3 Организационные структуры управления............................................. 12

1.4 Общие функции менеджмента................................................................. 20

Глава 2 Практическая реализация функций в менеджменте на примере ООО «Первый хлебокомбинат»............................................................................................. 26

2.1 Организация............................................................................................ 26

2.2 Планирование.......................................................................................... 30

2.3 Мотивация............................................................................................... 33

2.4 Контроль за качеством............................................................................ 38

Заключение.................................................................................................... 39

Список использованной литературы............................................................ 40

 

Введение


Многосложная структура предприятия образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается управленческой деятельностью, которая представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но и НИОКР сбыт, финансы, коммуникации, т. е. все стороны обширной деятельности фирмы.

Если коротко сформулировать круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, то их можно свести к следующему: прежде всего определяются конкретные цели развития, выявляется их приоритетность, очередность и последовательность решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль за выполнением поставленных задач.

Реализация общих задач управления требует создания необходимых экономических и прочих условий в сфере управления. Так, приспособление производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга; обоснованное определение основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования; налаживание организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности фирмы на конкретный период осуществляется путем реализации функции организации; проверка выполнения деятельности, а также сравнение с намеченными целями и направлениями развития осуществляются через функцию контроля. Это означает, что содержание каждой функции управления определяется спецификой задач, которые решаются в рамках функции. Поэтому сложность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций.

Это положение имеет важное методологическое значение для раскрытия сущности и роли отдельных функций управления, которые в современных условиях значительно расширились, усложнились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства.

Управленческие функции выполняются специальным аппаратом (органами управления), состоящим из взаимодействующих между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции (как функции аппарата управления). Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А это требует применения определенных методов и средств. Так, для реализации функции маркетинга применяются такие методы, как разработка внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и прогноз развития; для выполнения функции планирования - разработка планов и прогнозов; для осуществления функции контроля - составление балансов, счетов прибылей и убытков и др.

Функции менеджмента являются актуальным вопросом управления, так как управление занимает большое место в системе управления предприятием.

Объектом исследования являются организации, занимающиеся различными видами деятельности.

Предметом исследования являются функции и виды менеджмента.

Целью исследования является осмысление значения и необходимости функций менеджмента и его видов в системе функционирования предприятия.

Для раскрытия поставленной цели следует рассмотреть ряд следующих задач:

­              Описать понятие и сущность функций менеджмента, охарактеризовать их классификацию;

­              Рассмотреть функции планирования;

­              Определить принципы управления;

­              Охарактеризовать организационные структуры управления.

Исследованием функций менеджмента занимались такие исследователи как: Глухов В.В, Китов А.И., Коротков Э.М., Мескон M.X. и др.

Глава 1 Понятие, сущность и классификация функций менеджмента

1.1 Понятие, сущность и классификация функций менеджмента


Рассмотрим основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, используя в изложении здесь и в дальнейшем по возможности русский термин "управление".

Прежде всего речь должна идти об организационном управлении, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач. Но сами эти решения являются уже объектом перспективного или текущего управления.

В рамках первого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность. Второе связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.[7, с.34]

Отсюда вытекает важное принципиальное положение, согласно которому развитие каждой из функций управления обусловливается влиянием объективных требований. Будучи частью общей системы управления, каждая из функций должна совершенствоваться в направлении, предопределяемом общими целями и задачами функционирования и развития фирмы в конкретных условиях. Это приводит к изменению содержания каждой функции.

Так, содержание понятия "маркетинг " первоначально было связано со сбором и анализом всех факторов, относящихся к сфере обращения товаров и услуг, начиная от выпуска этих товаров производителем и кончая доведением их до потребителя. Т. е. целью маркетинга считалось только обеспечение сбыта продукции, производимой фирмой. Но в дальнейшем содержание этого понятия претерпело существенные изменения и ему стали придавать принципиально новое значение.

Функция планирования также приобрела качественно новые черты и особенности. В современных условиях внутрифирменное планирование полнило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем вытекает из огромных масштабов обобществления производства. Эта функция развивается и дополняется ныне функцией маркетинга, в связи с осуществлением которой планирование приобретает новое содержание. Особо следует отметить расширение горизонта планирования. Это означает, что планирование выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования и отражает качественно иное содержание этой функции.

 В связи с этим заметные изменения претерпело содержание функции учета или контроля, который тесно связан с осуществлением функции планирования и способствует его более полной реализации.

Это означает, что к изучению функций управления нельзя подходить с чисто формальной стороны, а необходимо выявлять и анализировать изменения, происходящие в содержании управленческих понятий и представлений. Эти изменения отражают глубинные процессы, происходящие в мировой экономике, к которым в свою очередь пытаются приспособиться и современные предприятия.

Функции управления проявляются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности, применения целевого управления и создания программно-целевых структур, с помощью которых выполняются поставленные перед фирмой задачи.

Комплексный подход к изучению функций централизованного управления  охватывает такие функции, как внутрифирменное планирование и контроль, которые, как уже отмечалось, между собой тесно связаны и дополняют друг друга.

Рассмотрение наиболее важных функций централизованного управления внутрифирменного планирования и контроля как в отдельности, так и в их взаимосвязи позволяет раскрыть и глубже понять функцию управления.

Главной функцией менеджмента считается планирование, рассматриваемое в широком смысле слова. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий и, наконец, составляет необходимые планы и программы для их реализации. Образно говоря, речь здесь идет о том, чтобы определить, "где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать".[3, с.65]

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, о чем, собственно, уже шла речь выше.

Реализация задач организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя достигла своей цели, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками. В подобной координации суть третьей функции менеджмента.

Как мы знаем, ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники — руководители и исполнители — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная. Она заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.

Результаты деятельности организации и ее сотрудников необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента. Контроль призван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

Безусловно, по его результатам могут делаться и "оргвыводы", связанные с поощрением или наказанием исполнителей, однако поиск "мальчиков для битья" не является его задачей.

Функции управления реализуются с помощью определенных методов, организационных, административных, экономических и социально-психологических, к рассмотрению которых мы сейчас и переходим.


1.2 Принципы управления


Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Существует несколько подходов к классификации принципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. Доннелом в книге "Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций". Авторы рассматривают десять принципов планирования; пятнадцать — организации; десять — мотивации и четырнадцать — контроля.

Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности. [6, с.48]

Коллегиальность предполагает выработку, коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение, планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся, резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнить возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободнодействующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления — участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.

Производственная структура предприятия (АО, СП, ТОО, торговой фирмы, коммерческого банка, концерна и т. д.) определяет структуру управления им. Структура управления предприятием — это состав управленческих подразделений, и их взаимосвязи.

1.3 Организационные структуры управления


Для осуществления функций управления на предприятиях создается аппарат управления, который подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные части — органы управления. Каждый орган управления (например, планово-производственный отдел, бухгалтерия и другие) выполняет определенный комплекс операций и процедур по управлению производством, т. е. осуществляет функции управления. Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали — на ступени управления, образующие иерархию. Звено управления — это самостоятельный орган (или исполнитель) аппарата управления (например, производственно-диспетчерский отдел, инспектор по кадрам). Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления. Например, бригады на участках — это ступень управления; совокупность участков цехов — это вторая ступень, далее идет совокупность цехов и т. д.

Определение целесообразного количества ступеней в иерархии управления предприятием, установление на каждой ступени управления определенного и четкого круга прав и обязанностей, проектирование взаимосвязей между звеньями или ступенями аппарата управления составляют важнейшие вопросы управления, влияющие на рациональные структуры управления предприятием. Структура аппарата управления, дополненная связями и взаимодействием отдельных органов управления, называется организационной структурой управления. На организационную структуру управления предприятием оказывают влияние объем производимой продукции, тип производства, уровень специализации, концентрации, кооперирования производства, уровень автоматизации и другие факторы.

Существуют следующие основные виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная и программно-целевая. В соответствии с этим аппарат управления предприятием включает линейных (генеральный директор объединения, директор предприятия, начальник цеха, мастер, бригадир) и функциональных (начальников функциональных отделов, бюро) руководителей.

Линейная структура характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единолично отвечает за работу подчиненных звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинен вышестоящему начальнику. [10, с.92]

Линейная структура обеспечивает полное выполнение принципа единоначалия, повышает ответственность каждого руководителя за конечные результаты труда в его подразделении. Но вместе с тем требует от руководителей глубоких и разносторонних знаний, что при большом объеме производства и его сложности ограничивает использование такого принципа построения организационной структуры управления.

При функциональной структуре общее руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных органов. При этом руководители специализируются по отдельным управленческим функциям. Функциональный руководитель наделен правами распорядительства.

Функциональная структура управления промышленностью была введена в СССР в 20-е годы и способствовала на первых порах улучшению организации управления. При этой структуре повышается компетентность и ответственность принимаемых решений, упрощается работа линейных руководителей. В то же время каждый исполнитель подчиняется не одному начальнику, а нескольким, что нарушает принцип единоначалия, согласованность распоряжений и снижает ответственность за конечные результаты. Эти отрицательные стороны функциональной структуры управления особенно проявились в период индустриализации страны, вследствие чего структура в 1934 г. была ликвидирована.

Стремление избежать недостатков, присущих линейным и функциональным структурам в их «чистом» виде, привело к появлению смешанных структур, примером которых является линейно-функциональная (или линейно-штабная) структура управления. Эта структура получила наибольшее распространение в управлении машиностроительными предприятиями. Она состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, группы), которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их руководитель-единоначальник подразделения. Преимуществом этой структуры является повышение качества принимаемых решений и соблюдение принципа единоначалия, а недостатки состоят в тенденции к разбуханию штатов функциональных служб, к их отрыву от проблем, наиболее важных для исполнителей.

Рыночная экономика и соответствующие ей процессы научно-технического прогресса требуют гибкости структур управления, приспособления их к изменяющимся задачам и условиям производства. В связи с этим появились программно-целевые структуры управления. Программно-целевое управление (ПЦУ) ориентируется на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы в заранее установленные сроки. Основным этапом ПЦУ является формирование цели программы, для достижения которой необходимо решить комплекс задач. Поэтому главная цель разбивается на подцели и формируется дерево целей», в котором после определения главной цели намечаются целевые направления (задачи) 1-го уровня, затем 2-го и т. д. Каждый уровень более детально определяет пути достижения поставленных целей предыдущего уровня. «Дерево целей» строится с помощью сетевого графика (метода графа), матриц, списка. [2, с.49]

В практике крупных предприятий разрабатывается и осуществляется несколько целевых комплексных программ. Они подразделяются на технические, производственные, организационные, социальные и т. д. Программы могут быть народно-хозяйственного, отраслевого и местного значения. Каждый вид программ имеет свою конкретную форму завершения: технические программы заканчиваются составлением технической документации на определенный тип изделия; производственные — выпуском изделия; организационные — созданием производственной или другой подсистемы объединения. Руководство программой осуществляет директор предприятия или один из его заместителей — в зависимости от вида программы. Руководитель программы является единоначальником по всем вопросам координации — от исследований до производства, внедрения или промышленного освоения продукции (метода или технологии) или мероприятий организационного, экономического или социального (в зависимости от вида программы) характера.

Руководитель программы должен обладать основными административными и экономическими рычагами и использовать их. Он несет ответственность за выполнение программы в целом и имеет право обращаться к любому подразделению предприятия за помощью. Его указания руководителям. подразделений — исполнителям программы являются обязательными. При руководителе программы может быть образована оперативная группа в составе плановика, нормировщика или сметчика и специалиста по материально-техническому снабжению. Основными ее функциями являются планирование, контроль и координация хода работ по программе, контроль расходов, перераспределение, ресурсов, выделенных для реализации программы.

Поиск путей совершенствования организационной структуры управления предприятием осуществляется по следующим критериям:

1) уменьшение затрат на управление,

2) повышение качества функций управления,

3) улучшение основных показателей работы предприятий.

При поиске путей совершенствования управления рекомендуется использовать методы творческого мышления (например, выдвижения идей и отбора вариантов).

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В качестве убедительного примера, подтверждающего, что увидеть общее в работе всех руководителей довольно трудно, можно указать на суть управленческого труда, т. е. того, в чем состоит работа по управлению в повседневной практике. Большинство людей, в том числе и сами руководители-практики, полагают, что рутинная работа начальника цеха не намного отличается от работы тех, кем он руководит. Это тем более кажется резонным, если принять во внимание, что они постоянно взаимодействуют и получают почти одинаковое вознаграждение за свою работу. Но исследования показывают, что управленческая работа, по сути своей, очень сильно отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего звена, отмечает в своей книге "Природа управленческого труда":

«Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее характерным для него будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности. Гест. согласно исследованиям которого мастера выполняют в среднем 583 различные операции по управлению в день, замечает: "Интересно отметить, что характеристики работы мастера, включающие разнообразие, прерывистость в выполняемых действиях и их фрагментарность, диаметрально противоположны характеристикам работы многих механиков-повременщиков, работа которых очень рационализирована, носит повторяющийся характер, не прерывается и выполняется в постоянном, устойчивом, неизменном ритме движущегося конвейера».

Хорошо воспринятый анализ Минцберга о содержании управленческой работы является полезным объяснением того, чем занимается руководитель. Однако не все авторы согласны с Минцбергом в части его определений и классификаций. Не существует такого описания работы менеджера, которое устраивало бы всех в отношении содержания, ролей и функций управленческого труда. Даже в таких простых вопросах, каким на первый взгляд кажется определение управления, в управленческой мысли нет готовых ответов.

Однако широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. В настоящее время в управленческой литературе существует тенденция рассматривать управление как реализацию функций. Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала — людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример: капитан в армии — это младший офицерский состав, а во флоте — старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

По причинам, на которых мы остановимся подробнее позже, размер организации — это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь — организация, насчитывающая миллионы членов, — имеет только четыре уровня между папой римским и приходским священником. Крупнейшие фирмы розничной торговли — "Сиро" и "Мицукоси" — также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противоположность другой успешно действующей организации — армии США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне численностью 1000 человек.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническомуровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.


1.4 Общие функции менеджмента


Характеристика функции планирования

Планирование — это прежде всего процесс принятия решений позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность. Обычна эти решения образуют сложную систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются во взаимной увязке, позволяющей обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения улучшения конечного результата и наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей. Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов, в соответствии е которыми организация должна действовать в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком — планированием является составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений. [9, с.74]

Планирование базируется на ряде принципов, то есть правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Подобный подход обусловлен тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, поскольку они им ближе и понятнее, чем "спущенные сверху".

Другим принципом планирования считается его непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности организации как непосредственного объекта планирования. В соответствии с этим принципом планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс Принцип непрерывности требует, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив, того, что они послужат основой составления планов в будущем, а очередные планы базировались на предшествующих, учитывали результаты их выполнения. Непрерывность планирования позволяет реализовать такой его принцип как гибкость, подразумевающий возможность постоянного внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые "подушки", дающие при необходимости свободу маневра. Однако свобода существует лишь в определенных пределах.

Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют соблюдения в планировании ее деятельности таких принципов как координация и интеграция. Координация плановой деятельности осуществляется "по горизонтали", то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция — "по вертикали" между выше и нижестоящими.

Важным принципом планирования является экономичность суть которой состоит в том, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением.

Наконец, одним из принципов планирования является создание необходимых условий для выполнения плана.

Характеристика функции организации

Организационная функция состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей. [9, с.76]

Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели.

Как видно, вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1) определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

2) определение видов деятельности по достижении этих целей;

3) поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их выправляемые рабочие группы или подразделения;

4) координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы; должен знать, что он должен делать, сроки выполнения  работ и кто им руководит (управляет);

5) единство цели — работает ли каждый член организации на общую цель, т.е. никто не должен работать против целей организации;      

6) размах контроля или размах менеджмента — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к   организации, от одного управленческого уровня к другому.  

Так, высшие руководители контролируют (управляют) не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут руководить гораздо  большим числом сотрудников.

В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), — это время и частота. Т.е. сколько времени нужно менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения: менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых  задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

Характеристика мотивационной функции менеджмента

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно - мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

 «Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Управленческий контроль и его характеристика

Одна из функций управления - управленческий контроль, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные посели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного производства. [9, с.83]

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В и с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

Глава 2 Практическая реализация функций в менеджменте на примере ООО «Первый хлебокомбинат»

2.1 Организация


Производственная структура предприятия определяет структуру управления им. Структура управления предприятием — это состав управленческих подразделений, и их взаимосвязи. Для осуществления функций управления на предприятиях создается аппарат управления, который подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные части — органы управления. Каждый орган управления выполняет определенный комплекс операций и процедур по управлению производством, т. е. осуществляет функции управления. Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали — на ступени управления, образующие иерархию. Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления. Например, бригады на участках — это ступень управления; совокупность участков цехов — это вторая ступень, далее идет совокупность цехов и т. д.

Анализируя все факторы внешней и внутренней среды (будет далее) руководство Общества пришло к выводу, что из существующих систем окружения (линейная, функциональная, матричная, дивизионная) для Общества более всего подходит функциональная.

Структурная схема управления

Руководитель





Гл. бухгалтер

Гл. технолог

Гл. инженер

Начальник отдела снабжения

Зав. производства


    




Бухгалтера

Технологи

Контролеры

Ремонтная группа

Снабженцы,

Водители,

Работники ООО

Производственные рабочие

Функциональная схема управления

Руководство

Технологическое подразделение


Производственное подразделение


Отдел сбыта

Цеха и подразделения

1

2

3

4

5


Преимущество функциональной системы управление в том, что ответственность за работу возлагается на функциональное подразделение структурной единицей, которого является отдельно взятый работник на конкретном участке операции.

Функции аппарата управления

Руководитель предприятия (генеральный директор Общества) осуществляет оперативное управление Обществом, выполняет основные задачи и цели, поставленные учредителями, контролирует деятельность главного бухгалтера, главного технолога, главного инженера, начальника отдела снабжения и заведующего производством.

Контролирует наиболее крупные сделки, поставки продукции и сырья, заключает различные договора, разрабатывает и подписывает приказы, несет перед учредителями ответственность за эффективность управления Обществом.

Главный бухгалтер ведет финансовый и управленческий учет предприятия, контролирует деятельность бухгалтера, представляет интересы Общества в налоговых органах, ежегодно заключает контракт с аудиторами, контролирует аудиторскую проверку, ведет финансовый анализ Общества, представляет различную отчетность руководителю предприятия.

Главный технолог разрабатывает и внедряет (после одобрения руководителем предприятия) наиболее эффективную технологию производства продукции, следит за развитием технологий в данной отрасли, за технологиями конкурентов, за возможностью появления ноу-хау. Контролирует деятельность технологов-контролеров (которые следят за исправностью действия данной технологии производства макаронной продукции).

Главный инженер следит за состоянием основных фондов предприятия, разрабатывает различные проекты, представленные руководителем и контролирует работу ремонтной группы.

Начальник отдела снабжения контролирует работу снабженцев, водителей и других работников отдела снабжения, разрабатывает и выдает различные инструкции, подписывает сметы расходов, договаривается с поставщиками, несет ответственность перед руководителем предприятия за эффективную снабженческую политику.

Заведующий производством непосредственно управляет производственным процессом на предприятии и несет ответственность за эффективность свой деятельности. Инструктирует производственных рабочих и выдает им производственные планы на каждые месяц, неделю и день. Перед началом каждой смены устраивает небольшие собрания, на которых объясняет производственным рабочим их задачи на данную смену. Докладывает о возникших неисправностях в работе производственного цеха главному инженеру.

Организационная структура предприятия

Перерабатывающая подсистема  состоит из:

-     Производственных цехов,

-     цеха расфасовки,

-     цеха по производству тары.

Подсистема обеспечения состоит из:

-     автотранспортный цех,

-     снабжение,

-     ремонтная бригада,

-     столовая, и т.д.

Подсистема планирования и контроля состоит из:

1. Аппарат управления ООО, в том числе:

-     планово-учетный отдел,

-     производственный отдел,

-     отдел по охране труда,

-     технологический отдел,

-     контрольно-качественная служба,

2. Цеховые аппараты управления:

-     мастер – контролер,

-     бригадир и т. д.

Аппарат управления и контроля следит за:

-     Соответствием производимой и реализуемой продукции ГОСТам и другим нормативным требованиям,

-     Непрерывностью и бесперебойностью производственного цикла,

-     Своевременностью обеспечения доставки продукции в розничную сеть и на оптовые клады;

-     Производит контроль за качеством продукции и соответствием процесса производства нормам охраны труда.

Техническая структура

Техническая структура отвечает за бесперебойный выпуск нужного количества продукции.

Планирование выпуска продукции осуществляется с учетом долгосрочных договоров на поставку и анализа объема реализации истекшего периода. Но при этом мелкосерийное производство при отсутствии спроса на нестандартные макаронные изделия переходит на массовое производство.

На предприятии применяется стратегия производства «переменный объем выпуска при переменной численности работников». Это достигается за счет различных режимов работы применяемых на предприятии. Постоянную численность работающих составляют работники на сменном и ненормируемом режиме работ. При необходимости предприятие нанимает временных работников, что существенно увеличивает объем производства.

Планирование запасов почти не осуществляется так как продукция пользуется стабильным спросом и сразу же отгружается. Кроме того, предприятие может в определенной степени изменять объем выпуска.

Заказ

Планирование


Производство


Поставка


2.2 Планирование

Миссия предприятия

Т.к. для Общества необходимо добиться процветания и роста организации; донести до потребителя свою продукцию, сохранить высокое качество продукции при увеличении объема производства, то миссия будет следующей:

«Макароны «Первый хлебокомбинат» - истинное наслаждение для истинных ценителей качества и вкуса».

Долгосрочные цели и задачи

-          Увеличение своей доли на рынке макаронных изделий как Челябинской, так и других областей России, а также выход на продовольственные рынки Москвы и Санкт-Петербурга (на челябинском рынке занять лидирующее положение, а на продовольственном рынке России, в зависимости от производственных мощностей – от 5 до 10%;

-          За увеличением долей рынка в различных территориальных единицах нашей страны последует непосредственно увеличение объемов производства;

-          Дальнейшее совершенствование качества продукции, а также совершенствование технологии её изготовления до сведения процента брака до нуля.

-          Диверсификация производства.

-          Диверсификация видов деятельности.

-          Диверсификация риска потерь вложенного в основные средства капитала.

Для решения некоторых из этих целей перечислим задачи:

Цель (максимизация прибыли и увеличение объема производства)

Задачи

Повысить качество

Снизить расходы (т.е. себестоимость)

Завоевание большей доли рынка

Расширение ассортимента

Повышение заинтересованности персонала

Совершенствование технологий производства


Планирование выпуска продукции осуществляется с учетом долгосрочных договоров на поставку и анализа объема реализации истекшего периода. Но при этом мелкосерийное производство при отсутствии спроса на нестандартные макаронные изделия переходит на массовое производство.

На предприятии применяется стратегия производства «переменный объем выпуска при переменной численности работников». Это достигается за счет различных режимов работы применяемых на предприятии. Постоянную численность работающих составляют работники на сменном и ненормируемом режиме работ. При необходимости предприятие нанимает временных работников, что существенно увеличивает объем производства.

Планирование запасов почти не осуществляется так как продукция пользуется стабильным спросом и сразу же отгружается. Кроме того предприятие может в определенной степени изменять объем выпуска.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.


Рис. 1. Микросреда фирмы

Силы действующие в рамках микросреды фирмы, представлены на рис. 1. Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды.

В ООО «Лада» к высшему руководству относятся генеральный управляющий, члены исполнительного комитета, директор-распорядитель, председатель и члены совета директоров. Этот высший эшелон руководства определяет цели фирмы, ее общие стратегические установки и текущую политику. Управляющие по маркетингу должны принимать решения, не противоречащие планам высшего руководства. Более того, все их маркетинговые проекты подлежат утверждению высшим руководством.

Управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов. Деятельность всех подразделений так или иначе сказывается и на планах, и на действиях службы маркетинга.

У ООО «Лада» достаточное количество конкурентов. Поэтому нужно следить за качеством и ценой продукции.


2.3 Мотивация

Основным мотивом для работы как и на всех предприятиях служит зарплата. Существует несколько форм оплаты труда сдельная, сдельно – повременная и окладная. Первые две системы оплаты труда существенно стимулируют труд работников.

Трудовая мотивация широко применяется на предприятии.

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами. На ООО принято проводить соревнования по цехам и внутри цеха по итогам которого в конце года победитель получают вознаграждение.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Для этого в основном применяется сдельная и сдельно - повременная формы оплаты труда. Возможен карьерный рост (например, от простого рабочего чеха до мастера и т. д. ).

На ООО «Первый хлебокомбинат» были разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления оплаты труда на предприятии по следующему плану.

1) Первый этап.

Разработка показателей оценки трудового вклада коллективов структурных подразделений организации и работников

На уровне организации необходимы следующие мероприятия:

-     оценка и пересмотр стратегии, миссии, целей и задач;

-     оценка и пересмотр организационной структуры;

-     оценка и пересмотр тактики, политики, процедур и правил.

-     разработка системы управления:

-     распределение ресурсов;

-     освоение руководителями ценностями и стилем организации.

На уровне структурного подразделения (СП):

-     оценка и пересмотр целей, задач и функций;

-     оценка и пересмотр организационной структуры;

-     доведение до СП тактики, политики, процедур и правил организации.

Разработка специфических для СП процедур и правил:

-     разработка правил работы;

-     разработка системы оценки и оплаты индивидуального труда, других видов вознаграждения.

На уровне работников:

-     определение целей, задач, функций руководителей СП, разработка показателей их деятельности;

-     разработка целей, задач и функций специалистов и рабочих;

-     разработка должностных инструкций;

-     разработка планов работы;

-     разработка системы оценки и оплаты индивидуального труда, других видов вознаграждения.

2) Второй этап.

Оценка трудового вклада, оплата труда в соответствии с ним и не материальное вознаграждение.

Реализация поставленных целей, задач и функций путем эффективной организации всех видов деятельности, обеспечения всеми видами ресурсов, своевременной постановки и решения проблем организации, эффективной системы контроля, учета и анализа, принятия оперативных мер и оказания практической помощи коллективам и работникам в случаях:

-     отклонения от запланированных результатов и хода работы;

-     изменения внешних и внутренних условии и необходимости адаптации к ним.

На уровне структурного подразделения:

-     организация всех видов работ в соответствии с Уставом организации, действующими Технологиями, ТУ, нормативами, инструкциями, режимами работы и т.д.;

-     контроль, учет, анализ хода и результатов работы;

-     принятие управленческих решений.

На уровне работника:

-     организация труда на рабочем месте, выполнение трудовых обязанностей;

-     контроль, учет и анализ хода и результатов индивидуальной работы;

-     принятие и реализация принимаемых решений;

-     обмен информацией.

З) Третий этап.

Формирование материального и нематериального вознаграждения.

Обеспечение справедливой оценки и оплаты труда, а также социальных выплат в полном соответствии с трудовым вкладом в реализацию миссии, целей и задач организации.

Нематериальное вознаграждение в соответствии с трудовым вкладом.

На уровне организации:

-     оценка работы организации;

-     формирование ФОТ организации;

-     формирование фонда социальных выплат.

На уровне структурного подразделения:

-     оценка трудового вклада;

-     формирование ФОТ по трудовому вкладу;

-     формирование фонда социальных выплат.

На уровне работника:

-     оценка трудового вклада;

-     определение заработной платы по трудовому вкладу;

-     определение социальных выплат в соответствии с трудовым вкладом;

-     определение нематериальных видов вознаграждения.


Таблица 1

Практические рекомендации по повышению стимулов к труду в ООО «Первый хлебокомбинат»

Рекомендация

Содержание рекомендации

Применяется

Введение системы сдвинутого графика работы

Работники ООО «Первый хлебокомбинат» имеют возможность в течение недели (месяца) свободно распоряжаться своим рабочим временем, что удобно в быту, устраняет излишнюю напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы, снимает проблему «самоволок» и скрытую потерю рабочего времени

Система применяется практически во всех западных фирмах

Учреждение приза «Здоровье»

В ООО «Первый хлебокомбинат» в течение года ведется учет заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими к нему по тяжести и последствиям. При подведении итогов призами награждаются работники, которые меньше всех отсутствовали на работе из-за болезней, что дает ощутимую выгоду предприятию


Премирование временем

Работникам предоставляется возможность выполнить положенную норму в то время, в которое они способны это сделать. Излишки рабочего времени работник может использовать по своему назначению

Применяется при условии четкой договоренности об исключении пересмотра норм выработки

Введение платы за любое рационализаторское предложение

Применяются все предложения и сразу выплачивается небольшое вознаграждение


Программы «Имидж фирмы»

Специальная программа по повышению имиджа рекламы в городе и через специальные атрибуты: спецодежду, фирменные знаки, спонсорство, меценатство и акции милосердия, спортивные команды и т.д.

Одно из основных направлений работы менеджера по персоналу

Доплата некурящим или при для некурящих

Вводится либо постоянная доплата некурящим, т.е. ежемесячная доплата к тарифу (окладу) в объеме 5 %, либо постоянное премирование некурящих

Применяется в большинстве фирм Запада. Возможны два источника доплат: за счет курящих (т.е. недоплата), за счет специального фонда

Введение ежегодной аттестации персонала

По специальной программе и методике оцениваются количество и качество труда за год. От результатов аттестации зависят рождественский бонус и присвоение очередного класса, разряда и т.д.

Проводят все фирмы Японии и большая часть фирм Западной Европы. В Японии проводится 2 раза в год, в Европе – 1 раз

Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства

Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призер получает крупный приз и становится известным всему коллективу

Наиболее развито в США

Неформальное общение в коллективе

Практикуются регулярные неформальные встречи коллектива вне работы, которые сплачивают коллектив, позволяют поднять престиж формального лидера

На Западе широко практикуются совместные поездки на природу, организация вечеров отдыха, соревнования и т.д.

Использование системы профессионального продвижения и ротации персонала

Вырабатывается специальная система повышения квалификации всего персонала предприятия. Создается специальная профессиограмма, позволяющая каждому работнику видеть свою перспективу



Заработная плата руководителей находится в прямой зависимости от уровня материального благосостояния руководимых ими коллективов. Заработная плата генерального директора возрастает на 5 процентов за каждый процент повышения оплаты труда всех работающих, а при понижении снижается. У директоров комплексов это же соотношение. На уровне подкомплексов соотношение равно 3:1, а на уровне производительного цикла – 1,5:1.На отдельных предприятиях отказались от гарантированного вознаграждения своей деятельности. Высшие руководители оплачиваются по доле в доходе, создаваемом трудовым коллективом под их руководством.


2.4 Контроль за качеством


За качеством продукции на предприятии следит контрольно-качественная служба, которая не только производит выбраковку готовой продукции, но и сырья.

На предприятии существует карта контроля за качеством, кроме того периодически осуществляется выборочный контроль.

В заключении необходимо отметить, на ООО «Первый хлебокомбинат» существует исторически и производственно сложившаяся система управления, которая осуществляет оперативное управление не всех этапах производства.


 


 

Заключение


Проблема исследования функций управления  в современных условиях является наиболее актуальной, противоречивой и трудоемкой. Она непосредственно связана с проблемой организации аппарата управления, совершенствованием всей системы руководства научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирмы. Однако, как бы хорошо ни были развиты функции управления, для осуществления управленческой деятельности этого еще недостаточно. Необходимы еще такие экономические рычаги и инструменты, которые позволяют реализовать эти функции достаточно полно и эффективно. Мы исходим из положения, согласно которому функции управления и экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления.

Организационно-технический характер функций аппарата управления определяется тем, что они включают в себя сбор, систематизацию, обработку и анализ информации; выработку и принятие решений; доведение решений до конкретных исполнителей и организацию их выполнения; проведение контроля за выполнением решений.

Каждое подразделение аппарата управления осуществляет такую деятельность в рамках своей компетенции, т. е. в соответствии с реализуемыми им функциями управления.

В литературе встречается много определений функций менеджмента. В них всех пытаются различными терминами выразить главное в функциях управления: тесную взаимосвязь между всеми функциями и их огромное место во всей системе управления.

Список использованной литературы


1.           Актуальные проблемы управления персоналом. Под ред. Платонова Ю.П., Делком, СПб, 2005.

2.           Большаков А.С., Менеджмент: Учебное пособие. СПб: Питер,2006.

3.           Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008.-  N 4. - С. 38-50.

4.           Глухов В.В. Основы менеджмента. – СПб., 2005.

5.           Зуб А.Т., Маринко Г.И. Менеджмент: принятие решений и планирование. М.: 2003.

6.           Ириков В.А. Модели и методы управления. – М., 2004.

7.           Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. М.: ЮНИТИ, 2005.

8.           Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М., 2005.

9.           Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – Н. Новгород, 2006.

10.      Кохно П. А., Микрюков В. А., Коморов С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 470 с.

11.      Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд 2008 №10.

12.      Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 2005.

13.      Смирнов Э.Р. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ, 2006.

14.      Троицкая Е.В. Управленческие решения фирмы: учебное пособие для вузов. М.: Хронограф, 2004.