Выводы и предложения


Развитие ОАО «Винзавод «Георгиевский» очень похоже на нашу жизнь нестабильную, неустойчивую и непредсказуемую. Поэтому нельзя однозначно оценить деятельность предприятия за анализируемый период, т.е. с 1994 г. по 1998 г., т.к. эффективность деятельности обусловлена действием многих факторов.

Потенциальный успех предприятия зависит, прежде всего от сбалансированности трудового и производственного потенциалов, как составляющих экономического потенциала и возрос более чем в 7 раз с 4716708 тыс. руб. в 1994 г. до 33567200 тыс. руб. в 1998 г. (табл. 3.1.). Однако, верные выводы о причинах увеличения экономического потенциала и изменения в его в структуре и составе даст анализ отдельных его элементов.

Производственный потенциал – составная часть экономического потенциала. Производственный потенциал в 1998 г. составлял 30454500 тыс. руб., или до 7% от суммы экономического потенциала, и возрос более чем в 7 раз по сравнению с 1994 г. Рост производственного потенциала происходил за счет роста основных фондов, оборотных фондов и фондов обращения. С 1995г в составе производственного потенциала появились нематериальные  активы, что свидетельствует об введение инноваций на предприятии. Удельный вес нематериальных активов возрос с 0,1% в 1995 г. до 0,8% в 1998 г., что составляет 168800 тыс. руб.

Хотя в денежном выражении трудовой потенциал значительно возрос, однако доля его увеличилась незначительно, на 0,3%, и в 1998 г. составляла 9,3% от стоимости экономического потенциала.

Однако, следует иметь ввиду, что стоимостная оценка дает косвенные представления о трудовом потенциале предприятия, т.к. трудовой потенциал это в первую очередь профессионализм, квалификация, работоспособность, умение работать в коллективе, опыт, способность оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы и др. качества необходимые для функционирования коллектива предприятия как единого целого организма. Тем не менее увеличения расходов на трудовой потенциал положительный момент в деятельности предприятия, хотя увеличение расходов номинальных, еще не означает увеличение расходов реальных, т.е. нужно учесть фактор инфляции.

Увеличение стоимости экономического потенциала в определенной степени связано с инфляцией, но повлияло также введение новых основных средств, увеличение стоимости оборотных фондов, фондов обращения и др. Как видим за анализируемый период, экономический потенциал предприятия возрос.

Особое внимание следует уделять эффективному использованию экономического потенциала. Из таблиц 3.2.1. видно, что использование трудового потенциала, т.е. части экономического потенциала, неэффективно. Выработка продукции на 1 человека (в тыс. дкл.) снизилась с 2,34 в 1994 г. до 0,85 в 1998г, т.е. более чем в 2,7 раза, на 16 чел. сократилась среднесписочная численность,  т.е. на 37 чел. численность ППП, за тот же период тем не менее ядро коллектива предприятия удалось сохранить. Снижение же выработки связанно со снижением объектов реализации продукции.

В 1998 г. по сравнению с 1994 г. значительно снизились показатели, характеризующие эффективность использования производственного потенциала (табл. 3.2.2.). Уменьшилась фондоотдача, фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств равнялась 353,07 дней, т.е. почти один оборот за весь год, в том случае, когда в 1994 г. коэффициент оборачиваемости ровнялся 2,47. Увеличивается за анализируемый период только  фондовооруженность. Но к увеличению данного показателя нужно подходить очень осторожно, т.к. стоимость основных средств увеличилась в значительной степени за счет индексации. Обобщающий показатель – коэффициент оборачиваемости экономического потенциала снизился с 1,079 в 1994 г. до 0,455 в 1998 г., что свидетельствует о снижении эффективности использования экономического потенциала.

От эффективности использования экономического потенциала во многом зависит рост результирующих показателей, как признаков, проявление устойчивого развития предприятия. В  таблице 3.6. представлены темные изменения основных показателей характеризующих устойчивость развития предприятия. Соотношение (2.2.1.) выполняется только в 1995 г. В этом же году наблюдается небольшой коэффициент устойчивости экономического роста, равный 0,355. В последующие годы соотношений не соблюдается, а коэффициент устойчивости экономического роста снижается до 0,008 – минимальный уровень за весь анализируемый период. Это свидетельствует о падение результирующих показателей предприятия в 1994 г. по сравнению как с 1997 г., так и с 1994 г.

Результатом деятельности любого коммерческого предприятия должно стать получение прибыли, как одного из результативных показателей. Однако анализ прибыли     (табл. 3.7) приводит к утешительным выводам. Уровень прибыли в 1998 г. наименьший за весь анализируемый период. Уменьшилась прибыль от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, и как следствие, балансовая прибыль и чистая прибыль. Однако, возросли доходы от внереализованных операций в 1998г в 5,8 раза по сравнению с 1997 г. и составили 61,2% от балансовой прибыли.

Прибыль от реализации уменьшилась за счет отрицательного влияния фондоотдачи, за счет недовыпуска продукции в результате умедления  оборачиваемости экономического потенциала (табл. 3.8.).

Анализу прибыли необходимо дополнить относительными показателями рентабельности, которые помогут сделать обоснованные выводы об эффективности деятельности предприятия. В общем виде экономичную эффективность можно представить как отношение величены экономического эффекта к величине затрат или ресурсов. Из таблицы 3.8 видно, что начиная с 1995 г. все показатели рентабельности падают. Уровень рентабельности в 1998 г. наименьший за весь анализируемый период. Причиной снижения рентабельности естественно является в первую очередь снижение прибыли.

Т.о. в целом в 1998 г. эффективность деятельности предприятия резко снизилось. Все результирующие показатели, по сравнению с 1997 г. уменьшились, увеличилась только стоимость экономического потенциала.

Снижение результирующих  показателей связано с уменьшением объемов реализации.

В нынешней экономической обстановке иметь значительный экономический потенциал для эффективной деятельности недостаточно. Предприятие должно быть ориентированно на рынок, гибко и оперативно реагировать на изменение спроса и, в соответствии, с требованиями рынка  перестраивать производство, загружать мощности. Фактически этого не происходит. Причин этому несколько. Во-первых, сама система снабжения предприятия сырьем, очень не эффективна. «Винзавод «Георгиевский» входит в состав концерна «Ставропольвиноградпром» и вино материалы получает в основном от винсавхозов Ставропольского края по квотам концерна. В практике же бывают ситуации, когда квота за месяц не используется полностью из-за отсутствия реализации, а в конце другого месяца винзавод простаивает из–за отсутствия сырья, т.к. квота полностью использована. Особенно такие случаи участились с осени 1998 г., когда объем реализации начал увеличиваться из-за подорожания импортной продукции.

Во–вторых, у предприятия нет четкой маркетинговой политики. Это не означает, что на предприятии не стараются реагировать на изменение в конъюнктуре рынка. Наоборот, в последние годы значительно обновился ассортимент, приглашались специалисты из маркетинговых фирм для консультаций, улучшался внешний вид продукции, разрабатывались мероприятия по повышению качества и т.д. Тем не менее, на мой взгляд, все это полумеры, которые не могут в достаточной степени заменить создание структурного подразделения (отдел, службы), которое на предприятии будет заниматься вопросами сбыта, прогнозирования ситуаций на рынке, разработкой комплекса мероприятий по укреплению позиций занятых на завоеванных рынках и завоеванию новых и  др., т.е. разработкой и реализацией четкой маркетинговой политики.

Особое внимание следует уделить политике правительства в области налогообложения. Существующая ныне система крайне примитивна. Акцизы, НДС, другие прямые налоги существенно влияют на прибыль предприятия. Платежи в бюджет составляли от трети до половины балансовой прибыли, не считая других обязательных платежей - т.е. налоговая система нуждается, если не в кардинальной, то в существенной доработке.

К неблагоприятным факторам можно отнести общую обстановку в стране, хотя и с большой оговоркой. Резкий взлет курса доллара, т.е. девальвация рубля, создали уникальные возможности для российских товаропроизводителей. И не воспользоваться этим шансом будет, по крайней мере неразумно. Хотя трезвая оценка обстановки показывает, что на правительственном уровне, ни на уровне местном не были готовы к такой ситуации. Однако еще не поздно.

Тем не менее, несмотря на действие ряда отрицательных факторов, как местного масштаба, так и федерального, винзавод продолжает функционировать. Продукция предприятия всегда пользовалась спросом, и будет пользоваться, т.к. сам вид продукции потенциально выигрышный. У предприятия имеется значительный экономический потенциал, который не используется полностью. Все это предпосылки дальнейшего успешного развития. Т.к. хотим мы или нет возврата к новой экономике (советской плановой экономике) не будет. Однако эффективность работы предприятия, темпы дальнейшего его развития зависят от многих обстоятельств, как субъективных, так и объективных, и в первую очередь от степени адаптации к функционированию в рыночных условиях.