ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСЕКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК.


П.1.1 О СОДЕРЖАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


          В последние 10 лет (1988-1998) методическая деятельность претерпела определенные изменения. Изменился состав библиотек-  методических центров на федеральном и региональном уровнях. В то же время в большинстве территорий упразднены отраслевые методические центры по работе с библиотеками ПТУ, школьными, профессиональными, техническими. Распалась традиционная система координационных связей. В такой ситуации методическая работа все же приобретает узловое значение (26), потому, что ее сущность- обеспечение адекватного реагирования библиотеки на глобальные изменения социальной системы (99).

          Одним из самых заметных явлений в содержании деятельности методических центров разных уровней стали ее разнообразие, оригинальность, многовариантность, конкретность, стремление выявить тенденции и закономерности, скрывающиеся за фактами, явлениями, желание определить достойное место библиотек в современном бурном и меняющемся мире и помочь им занять это место (26).

          Однако несмотря на то, что почти все специалисты признают необходимость методической деятельности, каждый вкладывает свой смысл в ее содержание и выделяет свои функции. Чтобы определить наиболее целесообразные функции методической деятельности, был проведен контент-анализ статей, посвященных этой проблеме. Методика сбора и фиксации исходных данных отражена в кодировочной инструкции (см. приложение №1).

          По функциям методической деятельности было выявлено 22 источника. Из них 16- статьи из специализированных изданий:

 Библиотека-11(2, 17, 32, 33, 46, 54, 96, 97,99, 104, 105);

 Научные и технические библиотеки- 3 (16 22, 100);

 Библиотековедение- 2 (47, 107);

 Библиотечная жизнь России- 1 (26).

          Кроме того были выявлены две монографии (14, 53), одни материалы семинаров (3), один сборник научных трудов (25) и один автореферат диссертации (12).

          Практически все публикации (20 из 22) являются теоретическими, но есть одна статья в жанре постановки проблемы (47) и одна- описание практического опыта(103).

          Из этого следует, что эта проблема достаточно актуальна в настоящее время ( более половины публикаций по теме- из периодических изданий, что подтверждает ее актуальность).

    Чаще всего по данной проблеме писали,

-         научные работники (8 публикаций);

-         практические работники (7 публикаций).

          Этот вопрос также затрагивали преподаватели вузов (6 публикаций) и государственный служащий (1 публикация). Таким образом, эта проблема является актуальной как для теоретиков, так и для практиков.

          Из 22 авторов, писавших о функциях методической деятельности, лишь 6 охарактеризовали смысл, вкладываемый ими в названные функции. Остальные лишь их перечисляли. Это определило необходимость проведения содержательного анализа функций методической деятельности и близким им по смыслу понятий- видов (направлений) деятельности, по выявленным публикациям и энцеклопедическим изданиям и словарям. Определения функций (варианты таких определений) даны в ниже приведенной таблице№1.1.

                                                                                                Таблица№ 1.1

Содержательная характеристика функций научно-методической деятельности.

№ п/п

Функция (направле-ние деятель

ности

Содержательная характеристика функции

№ источника в списке литерату

ры

1

      2

                      3

          4














 1

Аналитическая






Анализ биб

лиотечной практики




       2

«Важно не только сравнить ситуации, надо подвергнуть тщательному анализу исследуе-

мый материал, выявить и осознать причины и факторы, которые повлияют на дальнейшее развитие процесса.»

«Исследование содержания, форм и методов работы библиотеки, а также результатов ее деятельности; проводится с целью показа нового, передового опыта, выявления недостатков и путей их

                 3

устранения.»

      46







113






            4

2







Внедренческая


Внедрение передового

библиотечного опыта

«Собственно внедрение передово го опыта и полученных научных

результатов в практику.»

«Процесс активного воздействия на работу библиотек с целью

применения в них передовых форм и методов труда; включает разработку и распространение рекомендаций по внедрению и про

поганде передового опыта, обучение новым формам работы, оказание методической помощи, контроля за проведением работ

и т.д.

14



113









3

Инновационная

Инновация

(нововведе

ние)

«изучение, разработка и внедрение нововведений.»

«создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих зна

чимые изменения в социальной практике.»

97


6

4



  1





Информационная



























        2




Информиро

вание

«Предоставление библиотекам цен

ной информации, теоритических и практических разработок по акту

 

























                  3

льным и сложным проблемам.»

«Своевременная и полная информ

ция о достижениях библиотечной

науки и передовой практики.»

«Процесс доведения сведений до

заинтерисованного лица или группы лиц.»

100




























      4

22



113

 1

5













     2

Исследовательская















Научно-исследоват-

ельская де

ятельность

               3

«Научно-исследовательское обеспечение практической деятельности библиотеки; входит: обоснованный выбор проблем для анализа, определение его этапов, прогнозирование итогов, обработ

ка данных, обобщение материала,

подготовка рекомендаций.»

«Это анализ потребностей населе

ния и соответствия им ресурсов,

технологии и методов обслужива

ния, генерация инновационных процессов, сбор статистической информации о библиотеке, проведение сравнительного анализа

«Область народно-хозяйственной деятельности по удоволетворению потребностей в научно-технической информации. В понятие входит: сбор, аналитико-синтетическая переработка, хранение, поиск, распространение научно-технической информации.»

          4

14








53








113


6


 1

Консульта-


      2

ционная (ко

нсалтинго

вая)



консалтинг

«Научно-методическая работа в по


                 3

мощь совершенствованию обслу

живания читателей и их информационное обеспечение (обучение и консультация для биб

лиотекарей).»

«Консультирование производите

лей, продавцов и покупателей, по

широкому кругу вопросов.»

14


          4





6



7


















 1

 1

Организационно-управ

ленческая











Управление библиоте-

кой



      2

        2


Организа-

ция работы библиотек


«Организационно-управленческая

работа методических центров в по

мощь библиотекам, направленная на укрепление взаимосвязи структурных подразделений библиотеки, повышение квалификации и т.п.»

«Совокупность действий,

 деятельность, направленная на совершенствование работы библиотек. В основе- анализ состояния и развития деятельности

библиотек.»

«Целенаправленное воздействие на коллектив библиотеки для организации и координации его деятельности в процессе реализа-

ции стоящих перед ним целей и

                     3

задач.»

«Совокупность мероприятий и правил, по которым они осуществляются, направленных на обеспечение функционирования библиотеки и достижение его оптимальных результатов посредством упорядочения деятельности.»

14







22






113





        4

          4


113

8

Педагогическая (обуча-

ющая)

«Работа библиотек- методических центров по переподготовке и повышению квалификации библиотечных кадров.»

22

9







Прогности-

ческая

Прогнозирование биб-

лиотечного

дела (биб-

литоечная

Футуроло-

гия)



«Научное определение объективных тенденций, ведущих

факторов и перспектив развития библиотечного дела.»




113




10





 1

Рекламная

Реклама




       2



«Убеждающее средство информа-

ции о товаре, коммерческая пропоганда  потребительских


                     3

свойств товара, готовящая активного и потенциального поку-

пателя к покупке.»


6




        4


11

Социологи-

ческая

«Социологические исследования различных аспектов библиотечной

деятельности.»

11

12

Технологи-ческая  


Технология

«Помощь в совершенствовании библиотечно-библиографической технологии, ее обоснование.»

«Совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов  производства.»

14



72,с.692

13

Эксперементальная

Экспере-

мент



«Опыт, попытка сделать, предпри-

нять что-нибудь.»



72,с.787

14

Экспертная

Экспертиза


«Рассмотрение какого-нибудь воп-

роса экспертами для дачи заключения.»


72,с.787

 

          Уже отмечалось, что немногие авторы характеризуют функции  методической деятельности. Но те, кто это делает, дают точные определения, раскрывающие суть функций. Это видно при сравнении приводимых в таблице 1.1 характеристик с научными определениями исходных понятий. Содержание лишь 4-х функций определено  только по словарям. Это следующие функции: прогностическая, рекламная, экспертная, экспериментальная.

          Для анализа функций методической деятельности был проведен контент-анализ публикаций, посвященных этой теме ( приложение 1).Результаты были обработаны по методике «совпадающих случаев». Методика «совпадающих случаев» предназначена для исследований в которых важно отметить обоснованность одновременного появления нескольких единиц анализа; в данном случае это функции методической деятельности

По результатам контент-анализа составляется таблица частоты встречаемости функций методической деятельности (приложение 2). На ее основе составляются матрица данных (приложение 3) и матрица случайностей (приложение 4). В верхнем правом углу матрицы случайностей проставляются ожидаемые частоты совпадений единиц анализа:

P=P1*P2, где P1- частота встречаемости единицы анализа 1, а P2- частота встречаемости единицы анализа 2.

В нижнем левом углу матрицы случайностей проставляются действительные частоты совпадений- отношение числа прослеживаемого по матрице данных (приложение 3) рядов одновременного появления единиц анализа в отдельных сообщениях к общему количеству наблюдений.

Если действительная частота совпадений (V)-левый нижний угол матрицы случайностей больше или равна частоте встречаемости (P), то данные признаки связаны между собой и их совместное появление не случайно.

          Согласно матрице случайностей (приложение 4), наиболее связанными между собой оказались 29 пар признаков (приложение 5). У 16 пар признаков эти связи проявились как «сильные» (7-8, 3-8, 2-7, 3-7, 2-8, 2-3, 2-4, 1-2, 6-7, 4-8, 7-11, 2-5, 4-5, 1-7, 3-10, 4-7). У 13 пар как «слабые» (2-11, 6-8, 3-6, 4-6, 1-5, 1-11, 3-4, 10-12. 10-13, 11-12, 11-13, 12-13).

          Наиболее связанными из всех единиц анализа оказались исследовательская и внедренческая функции. Они хорошо сочетаются с половиной функций методической деятельности, причем с наиболее часто встречающимися  в литературе, и это позволяет отнести их к сущностным функциям методической деятельности и включить в один блок.

          Несвязанность инновационной функции с другими (ни одного случая) можно объяснить тем, что по содержанию эту функцию можно отнести в качестве подфункции к внедренческой функции. И к тому же этот функцию стали выделять недавно.

          Не связана с другими и экспертная функция, что можно объяснить тем, что ее выделение в качестве отдельной функции недостаточно обосновано. Она сама может входить в состав аналитической или исследовательской функции.

          Наиболее «сильно» связана с другими внедренческая функция ( с организационно-управленческой, исследовательской, аналитической, информационной, консультационной, экспериментальной, технологической). Это можно объяснить тем, что в настоящее время внедрение новых разработок, новых технологий и нового ассортимента информационных продуктов и услуг становиться важнейшим направлением деятельности методических отделов. Подобные выводы можно распространить и на исследовательскую функцию.

          Наиболее часто встречающейся функцией является организационно-управленческая, можно объяснить тем, что часть авторов высказывают негативное отношение к ее реализации методическим отделом. А ее сильная «связанность» с исследовательской и внедренческой функциями может быть объяснена тем, что именно в исследовательском и внедренческом планах методические отделы должны выступать в качестве организаторов и управленцев.

          Наиболее « слабо связанными» функциями оказались: рекламная, социологическая, технологическая, прогностическая. Эти функции выделены недавно и еще не до конца определен смысл, вкладываемый в их содержание. Хотя усиление прогностической  функции представляется перспективным.

          Таким образом, при определении основных функций методической деятельности, можно признать наиболее обоснованным следующий набор функций: организационно-управленческая, внедренческая, исследовательская, информационная, аналитическая, обучающая.

          Их сочетание указывает главное направление методической деятельности: изучение и внедрение новейших эффективных форм библиотечной и информационной работы, поиск инновационных решений и анализ просчетов; информирование об этом библиотечных специалистов.
















П 1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА АНАЛИТИЧЕСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ БИБЛИОТЕК.



          Одной из основных форм реализации основных функций методической деятельности было и остается издание аналитической методической продукции. В наше время издание методической продукции стало менее интенсивным по сравнению с прошлым десятилетием. Это произошло из-за общего кризиса в экономике России. Из-за уменьшения финансирования библиотеки стали гораздо меньше издавать как библиографических пособий, так и методических. Так, например, Российская Национальная Библиотека за 1986-1990 годы издала 56 пособий, а за 1991-1995 годы- 17 пособий, то есть издание пособий уменьшилось в 3,3 раза (26). Но и сейчас методическая продукция продолжает издаваться, хотя и на в прежнем объеме.

          Современный поток аналитической методической продукции был оценен нами на основе анализа «Книжной летописи» Российской Книжной Палаты за 1996-1998 годы (приложение 6). Всего за анализируемый период было выявлено 61 издание.

          Хотя хронологические раки отбора были ограничены 1996-1998 годами, выявленные издания охватывают период с 1993 по 1998 годы. Из этого следует, что сведения об издании методической продукции поступают в РКП не регулярно. Распределение выявленных изданий по годам выпуска представлено в таблице 1.2

                                                                                      Таблица 1.2

 Распределение методических изданий по годам выпуска.


Год издания

Количество изданий

                       1

                     2

            1

                   2

1993

1

1994

11

1995

18

1996

11

1997

19

1998

1


          Особенно ярко иллюстрирует нерегулярность поступления информации в РКП данные за 1998 год: в «Книжной летописи» выявлено лишь 1 издание этого года выпуска.

          Разнообразен и перечень издающих организаций: в нем есть и библиотеки федерального уровня, и центральные библиотеки субъектов федерации, и высшие учебные заведения.

                                                                                      Таблица 1.3

Распределение методических изданий по издающим организациям


Издающая организация

Количество изданий

                                    1

           2

Российская государственная библиотека

14

Российская государственная юношеская библиотека

9

Российская национальная библиотека

8

Российская государственная детская библиотека

5

Российская государственная педагогическая библиотека

3

ГПНТБ

2

                                   1

             2

Красноярская краевая научная библиотека

2

Владимирская ОНБ

2

Алтайская краевая научная библиотека

2

Библиотека Академии Наук

1

ГПНТБ СО РАН

1

Российская государственная библиотека для слепых

1

Российский архив

1

Кировская ОНБ

1

Курская ОНБ

1

Кемеровская ОНБ

1

Кемеровский. ГИИК

1

Тамбовский государственный университет

1

Мордовский государственный университет

1

Новосибирский ГТУ

1

Тверской ГТУ

1

Школа рационального чтения

1

Без указания организации

1


          Как видно из таблицы 1.3, большая часть издающейся аналитической методической продукции создается библиотеками федерального уровня- 43 издания, то есть более 2/3 всех выявленных изданий. Возможно, это объясняется тем, что у федеральных библиотек большой опыт в подготовке подобных пособий. Кроме того, федеральные библиотеки продолжают, хотя и не в прежнем объеме, выполнять функции общероссийских методических центров.

          Возможно, малая доля изданий других библиотек объясняется тем, что не все библиотеки присылают экземпляры  в РКП, так как после распада СССР была разрушена и система обязательной регистрации всех изданий в РКП.

          Тематику издаваемых в 90-ые годы продуктов можно сравнить с тематикой методических пособий, издававшихся в 1986-1990 гг.. Анализ пособий 1986-1990гг. Проводился  в1992 году РНБ. Для анализа пособий по тематике они располагали следующим банком данных: 760 пособий были просмотрены de visu и 1785 только распределены по тематике. Распределение методических пособий 1986-1990 гг. Представлено в таблице 1.4 (70):

                                                                                      Таблица 1.4

Тематическое распределение методических пособий, изданных УНБ в 1986-1990 гг. ( по отчетам, систематическим указателям Информкультуры и картотекам РНБ).

Тема

         Количество изданий


Абс.

%

                               1

          2

            3

Общественно-политическая литература

Художественная литература

Пропаганда передового опыта

В помощь СПК

Комплектование. Фонды

Пропаганда сельско-хозяйственной литературы

Краеведение

Обзор деятельности.Планирование.

Анализ

Обслуживание читателей

                  1

В помощь НТП

Работа с клубами. Досуг

В помощь методической работе


510

272

239

194

158


156

137


118

110

      2

110

86

79


20,0

10,7

9,4

7,6

6,2


6,1

5,4


4,6

4,3

     3

4,3

3,4

3,1

В помощь эстетическому воспитанию

Религия

Трезвость

Организация работы библиотек

В помощь нравственному воспитанию

СБА

Здоровый образ жизни

Руководство чтением. Изучение читательских интересов.

Экология

Хоз. Механизм

ББЗ


75

48

42

41


35

32

32


28

27

16

10


2,9

1,9

1,6

1,6


1,4

1,2

1,2


1,1

1,0

0,6

0,4


          Выявленные по «Книжной летописи» аналитические продукты распределены по темам следующим образом.


                                                                                                Таблица 1.5

Тематическое распределение методических изданий (1996-1998)

Тема

Количество изданий

                          1

                      2

Традиционные фонды и каталоги

Управление и экономика библиотек

                1

Художественная литература    Эстетическое воспитание

Обслуживание читателей

Массовая работа

Работа с литературой

Электронные ресурсы

Специальное библиотечное образование

Методическая деятельность

Проблемы чтения

Библиографическая деятельность

Платные услуги

ББЗ

Научно-исследовательская деятельность

12

12

                          2

9

5

5

4

3

3


2

2

2

2

1

1



          Как видно из приведенных таблиц, в 90-ые годы тематика издаваемой методической продукции сильно изменилась. Исчезли такие темы как: общественно-политическая литература, в помощь СПК, краеведение, трезвость, в помощь НТП, здоровый образ жизни. Но зато появились новые темы: управление и экономика библиотек, платные услуги, электронные ресурсы, научно-исследовательская деятельность, специальное библиотечное образование. На тематику сильно повлияли изменения, происходящие в настоящее время в библиотечном деле и в стране в целом. Поэтому самое большое число пособий относиться к темам: «Управление и экономика библиотек.» и « Фонды и каталоги». Ведь в настоящее время эти темы представляются особенно актуальными.

          Как  и раньше, велика доля пособий, посвященных вопросам работы с художественной литературой, эстетическому воспитанию.

          Поток выявленной методической продукции был также охарактеризован по видам ( таблица 1.6 ).

                                                                                                Таблица 1.6

Видовая структура потока методических изданий (1996-1998 гг.)


Вид методического издания

Количество изданий

                      1

                       2

Методические рекомендации

Методико-библиографические материалы

Методические пособия

Материалы в помощь

Методико-библиографические консультации

Доклад о деятельности библиотек

Методико-библиографические пособия

18

8

5

3

3

2

2

Методические материалы

Учебно-методические пособия

Аналитические материалы

Аналитические обзоры

Инструктивно-методические консультации

Информационно-аналитические бюллетени

Информационные материалы

Методики

Методические документы

Научно-практические пособия

Обзорно-аналитические материалы

Опыт работы

                               1

Организационно-методические материалы

Пособия в помощь

Практические пособия

Руководство по применению

Справочник-путеводитель

Справочно-методические пособия

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

               2

1

1

1

1

1

1


          Как видно из таблицы 1.6, наиболее распространенными видами изданий являются методические рекомендации. Это, видимо, можно объяснить тем, что этот жанр методических материалов является более традиционным для методической практики. Список видов аналитических методических продуктов достаточно обширен. Многие из них встречаются в 1 наименовании: обзорно-аналитические материалы, аналитический обзор, руководство по применению и другие.

          Анализ ассортимента современной аналитической методической продукции показал, что система методических пособий находится сейчас в развитии. На месте старой советской системы складывается новая: с изменившейся тематической и жанрово-видовой структурой.










П.1.3 ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ.



          Для современного потока методической продукции характерно большое видовое многообразие. В систему методических изданий входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы, составляемые библиотеками всех уровней и ведомств. Развитие системы методических пособий идет как путем количественного роста, так и путем их дифференциации. Это приводит к появлению изданий различных типов и видов, имеющих конкретные задачи, но в совокупности своей способствующих выполнению функций методической деятельности: организационной, информационной и других (23).

          Многочисленность и многоплановость методических документов, создаваемых на разных уровнях, различные методические подходы к разработке одних и тех же документов в разных учреждениях, зависимость содержания от вида издания отмечают сегодня исследователи ( 23 ). Многообразие методических документов порождает проблему их классификации.

          Официально признанной до сих пор остается классификация, предложенная в 1981 году для системы НТИ. Тогда ГКНТ утвердил вторую редакцию инструкции о порядке разработки и внедрения научно-методических документов (8). В ней определены 5 видов научно-методических документов:

1.     Положения;

2.     Инструкции:

3.     Методические указания;

4.     Методические рекомендации;

5.     Методические пособия.

     Положения устанавливают основные цели, задачи и функции, права и организационную структуру системы НТИ, ее подсистем и отдельных звеньев в их взаимодействии.

          Инструкции регламентируют порядок выполнения общих и специальных функций органов НТИ, определяют содержание отдельных процессов и порядок выполнения технических операций.

          Методические указания конкретизируют методы, способы и приемы наиболее рациональной реализации обязательных к исполнению решений (документов) вышестоящих организаций.

          Методические рекомендации предлагают наиболее эффективные формы организации и технологию научно-информационной деятельности с учетом передового опыта, накопленного органами НТИ.

          Методические пособия разъясняют на основе обобщения и анализа сложившейся практики деятельности органов НТИ установленный порядок выполнения отдельных процессов и являются средством обучения специалистов, работающих в ГСНТИ, по отдельным направлениям научно-информационной деятельности. (8,с8-14.).

          Методические библиотечные центры разрабатывают собственные виды методических документов и варианты их классификации (8).

          Одной из классификаций была разработана Фруминым И.М. и приведена в учебнике «Библиотечное дело: Организация и управление»( 106  ). Эта классификация содержит следующие пункты:

1.  Инструктивные указания

1.1 Методические пособия

1.1.1  Практические руководства

1.1.2  Учебно-методические пособия

1.1.3  Инструктивно- методические пособия

1.2 Методические материалы

1.2.1  Методические консультации

1.2.2  Инструктивно-методические письма

2.  Методико-библиографические материалы

2.1 Методические разработки.

           Инструктивные указания, в зависимости от значения темы и полноты разработки, называются методическими пособиями или материалами.

          Среди методических пособий различают практические руководства, в которых преобладают подробные указания рабочего характера; учебно-методические пособия для проведения различных видов занятий по подготовке кадров; инструктивно-методические пособия, содержащие официальные положения и указания по их внедрению.

          Методические материалы могут иметь форму методических писем- печатных консультаций или инструктивно-методических писем, содержащих рекомендации обязательного характера в помощь выполнения актуальной задачи. Внедрению передового опыта и т.п.

          Особо стоят методико-библиографические материалы, рассчитанные не только на определенную группу читателей. Цель этих материалов- оказание помощи в пропаганде литературы по различным отраслям знания. К методико-библиографическим материалам относятся методические разработки- консультации по проведению отдельного мероприятия.(106, с.254-255 ).

          Другая классификация была разработана А.Н.Ванеевым и была опубликована в учебном пособии «Система методического руководства библиотечным делом.».(23) Она содержит 21 вид научно-методических документов, различных по целевому назначению:

1.  Методические пособия

1.1 Практические пособия (руководства)

1.2 Методические письма

1.3 Методические разработки

2.  Инструктивно-методические пособия

2.1 Инструктивные материалы

2.2 Методические рекомендации

2.3 Заключения по отчетам и планам

3.  Учебно-методические пособия

3.1 Учебные планы и программы

3.2 Учебно-методические материалы

4.  Информационные пособия

4.1 Информационные листки

4.2 Информационные бюллетени

4.3 Статистические сводки

4.4 Обзоры деятельности библиотек

4.5 Тезисы докладов и сообщений

4.6 Сводные планы научно-методической работы

5.  Описание передового библиотечного опыта

5.1 Брошюры об опыте работы

5.2 Сборники об опыте работы

6.  Библиотечные пособия

6.1 Рекомендательные указатели литературы

6.2 Обзоры методических изданий

6.3 Рецензии на методические издания

7.  Издания комплексного характера

7.1 Методико-библиографические пособия

7.2 Библиотечные сборники (бюллетени)

Первую группу методических документов в данной классификации представляют методические пособия. Они имеют своей целью дать библиотечным работникам советы по организации и методике работы в библиотеках определенного типа и вида по различным направлениям и участкам их деятельности.

          Первый вид методических пособий это практические пособия (руководства). Они представляют собой комплексные, основанные на последних достижениях библиотечной теории, методики и практики, изложение методических вопросов деятельности библиотек. Издаются, как правило, всероссийскими центрами и служат руководством для повышения квалификации.

          Методические письма издаются по отдельным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в учебниках по библиотечному делу и практических пособиях, являясь новыми для библиотечных работников. Тематика методических писем определяется кругом наиболее типичных вопросов, с которыми обращаются в методический центр работники библиотек. Основу методических писем составляют практические советы по конкретным вопросам библиотечной работы, недостаточно освещенные в литературе. Письмо включает краткую характеристику темы, практические советы по выполнению конкретной работы в библиотеке и список литературы. Составляется теми методическими центрами, которые экспериментально проверяли на практике новый метод работы.

          Методические разработки представляют собой материалы в помощь выполнению конкретных работ в библиотеке и имеют своей целью облегчить труд библиотекаря по подбору литературы. Методическим разработкам в наибольшей степени присущи оперативность и конкретность.

          Следующую группу составляют инструктивно-методические пособия, представляющие материалы нормативного характера, определяющие наиболее целесообразный порядок выполнения тех или иных библиотечных процессов и операций, регламентирующие различные участки и стороны деятельности библиотеки.

          Инструктивные материалы- это инструкции, нормы, правила, положения и т.п., разработанные и утвержденные для библиотек определенного типа и определяющие строго однозначный порядок выполнения тех или иных процессов и операций. Разрабатываются всероссийскими методическими центрами, часто имеют межведомственное значение.

Методические рекомендации определяют наиболее целесообразный и эффективный порядок выполнения тех или иных библиотечных работ. В отличии от инструктивных материалов не являются директивными, безусловно обязательными для библиотек. Разрабатываются методическими центрами на основе их экспериментальной проверки на практике.

          Следующая группа включает учебно-методические пособия, которые представляют собой разнообразные материалы в помощь организации и проведению занятий в системе повышения квалификации библиотечных кадров.

          Учебные планы и программы курсов, семинаров и т.п. разрабатываются, как правило, методическими центрами, в которых проводятся мероприятия по повышению квалификации библиотечных кадров.

          Учебно-методические материалы в помощь проведению занятий по повышению квалификации представляют собой разработки отдельных занятий, содержат советы по их содержанию и методике проведения. Разрабатываются по наиболее сложным вопросам, включенным в учебные планы курсов, семинаров и т.п.

          Особую группу составляют информационные пособия имеющие своей целью:

1.     информировать библиотекарей о деятельности библиотек и новейших достижениях библиотечной теории, методики и практики;

2.     информировать методические центры о планах методической работы и их осуществлении.

Информационные листки сообщают о новом в библиотечном деле, информируют о состоянии библиотечной работы. Используются пока недостаточно. Причина заключается в их низком качестве: некритический отбор фактов из библиотечной практики.

          Информационные бюллетени преследуют те же цели, что и листки. В них объединены краткие информационные сообщения о работе библиотек.

          Статистические сводки о деятельности библиотек содержат в себе итоговые показатели работы библиотек. Они издаются в целях количественной и качественной характеристики деятельности библиотек.

          Обзоры деятельности библиотек отражают состояние работы библиотек за определенный период. Они составляются на основе анализа деятельности библиотек, отчетов об их работе и т.п. Основная задача обзора- на основе анализа практики раскрыть направления деятельности библиотек, определить насколько содержание их работы актуально, установить использование библиотеками наиболее эффективных форм и методов работы, собрать воедино имеющиеся сведения о работе библиотек. Обзоры включают сведения не только о достижениях библиотек, но и об имеющихся недостатках.

          Тезисы докладов и сообщений научно-практических конференций, семинаров и т.п. Издаются методическими центрами организующими эти мероприятия, в целях информирования библиотечных работников о содержании предстоящих докладов и сообщений.

          Сводные планы научно-методической работы составляются чаще всего как межведомственные и преследуют цель координации и кооперирования деятельности методических центров.

          Следующую группу составляют описания передового опыта, представляющие собой обобщение передовой библиотечной практики, сделанное на основе ее широкого изучения. Цель описания заключается в том, чтобы обобщить то новое, что появляется в библиотечной практике.

          Брошюры об опыте работы освещают практику одной передовой библиотеки, реже нескольких библиотек. Могут отражать опыт библиотеки по всем направлениям деятельности или же по конкретному вопросу.

          Сборник об опыте работы библиотек преследует те же цели, но освещает, как правило, передовой опыт нескольких библиотек.

          Отдельную группу составляют библиотечные пособия. В нее входят: рекомендательные указатели литературы, рецензии на методические издания, а также обзоры методических изданий, которые имеют своей целью информировать библиотекарей о новой литературе по специальности и дать ее критическую оценку.

          В последнюю группу входят издания комплексного характера.

          Методико-библиографические пособия представляют собой сочетание методических советов и рекомендаций, разработок практического их осуществления, библиографических списков литературы.

          Библиотечные сборники ( бюллетени) включают разнообразные материалы, методические письма и т.п. (23, с.54-68 ).

          Приведенные классификации сильно отличаются друг от друга разнообразием выделяемых видов методической продукции, а также количеством выделяемых видов.

          Возникает вопрос о значимости для практики видового разнообразия методических публикаций, о наличии существенных содержательных и формальных отличий между отдельными видами изданных методических материалов.

          В областных библиотеках г. Кемерово (ОНБ, ОЮБ) были обнаружены 30 пособий 90-х годов издания, и проанализированы с точки зрения их видовой принадлежности ( см. таблицу 11).

          Таблица показывает, что содержание многих методических пособия не соответствует виду материала, который заявлен в названии. Например, издание «Библиографическое описание электронных ресурсов: Методические рекомендации» по сути является методической инструкцией. Об этом свидетельствует расположение материала по принципу иерархии, наличие конкретных указаний и конкретных примеров, определение порядка действий, что присуще инструкции. И таких  пособий 13 из 30. Еще 4 пособия лишь частично соответствуют указанному виду. Причем эти несоответствия встречаются в изданиях региональных библиотек и библиотек федерального уровня.

          Из этого следует, что издатели библиотечной аналитической продукции еще сами не определились в отличиях одного вида от другого.

          Определение содержательных и формальных отличий между отдельными видами методических материалов может стать темой последующих дипломных исследований.