Оглавление


Введение................................................................................................................ 3

1. Инновационная политика хозяйствующего субъекта..................................... 5

1.1. Понятие инновационной деятельности......................................................... 5

1.2. Выбор инновационной политики.................................................................. 7

2. Организация и управление инновационным процессом проекта................ 14

2.1. Описание проекта........................................................................................ 14

2.2. Оценка параметров проекта........................................................................ 18

2.3. Оценка инновационного потенциала проекта............................................ 23

2.4. Итоговая оценка предложенного инновационного проекта...................... 25

3. Экономическое обоснование управленческих решений............................... 26

Заключение......................................................................................................... 30

Список использованной литературы................................................................. 31

Введение


Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

Целью работы является проведение организации и управления инновационного процесса на предприятии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-          Определить инновационную политику хозяйствующего субъекта;

-          Проанализировать организацию и управление инновационным процессом проекта.

1. Инновационная политика хозяйствующего субъекта

1.1. Понятие инновационной деятельности


Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

В инновационном процессе невозможно выделить наиглавнейшее звено. Удача при создании научного результата должна быть дополнена рентабельностью при производстве научной продукции или внедрении. В конечном итоге должен быть произведен продукт, имеющий коммерческий успех. Только тогда инновационный процесс можно полагать завершенным.

Инновационная деятельность не имеет универсальных субъектов или объектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность являет собой особый процесс, при реализации которого один вид деятельности сменяется другим, равно как и один субъект деятельности сменяется другим. При этом все свойства объектов и все результаты отдельных этапов инновационной деятельности одинаково необходимы и важны.

Инновации принято разделять на:

·                     продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;

·                     технологические, распространяющиеся на методы производства;

·                     нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.[1]

Процесс распространения инноваций называют диффузией технологий. Скорость диффузии зависит, в основном, от эффективности технологической инновации. Причем, чем больше число предприятий использовало данную инновацию, тем выше потери тех предприятий, которые ее не использовали. Более того, чем раньше предприятие начнет вести инновационную деятельность, тем быстрее (и дешевле) оно сможет догнать лидеров. В этой связи закономерно возникает необходимость выделения причин, связанных с инновационной активностью предприятий.

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок. Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения. Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.

Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла Федеральный закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика". Кроме этого, закон определил основы формирования государственной инновационной политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной деятельности. Принятый Федеральный закон направлен на регулирование государственной поддержки инновационной деятельности вовсе не во всем спектре гражданского оборота, а только, как сказано в законе: "в научно-технической и производственно-технологической сферах".

Наиболее широкой сферой создания инноваций является сфера науки, поскольку основные задачи и направления ее функционирования — разработка и реализация инноваций в цикле “исследование-производство”. При этом в научных инновационных процессах уже на ранних стадиях должна быть достаточно полно осознана идея нового продукта или технологии, выявлены возможности и условия их осуществления.

Для успешного претворения в жизнь инновационных решений, основанных на потребности процесса, требуется наличие пяти основных критериев:

1)         автономности процесса;

2)         одного "слабого" или "отсутствующего" звена;

3)         четкого определения цели;

4)         конкретизации решения;

5)         высокого уровня восприимчивости или же широкого понимания пользы предложенной инновации.

Результативная инновационная политика (при наличии вышеуказанных критериев) связана с последовательной реализацией алгоритма, состоящего из следующих действий:

1)         анализа возможностей:

2)         накопления специализированной информации;

3)         разработки простого и функционального изобретения;

4)         углубления специализации нововведения, выражающегося в стремлении удовлетворить потребности специфического рыночного сегмента.[2]

1.2. Выбор инновационной политики


Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (фирма, предприятие), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

Каждое поколение техники проходит в своем развитии обособленный жизненный цикл. Пусть фирма в отрезок времени от t1 до t3 работает над тремя поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга (рис. 1). На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается (диаграмма «а», рис. 2). На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма «б»). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются (диаграмма «в»), поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.

С

 

t3

 

t2

 

t1

 

А

 

В

 

Рис. 1. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов (А, В, С)


а)

 

б)

 

в)

 
 





Рис. 2. Диаграммы структуры выпуска продукции фирмы в различные моменты времени: а) момент t1; б) момент t2; в) момент t3.

На рис. 1 видно, что стабильная величина совокупного дохода предприятия (фирмы) обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что, собственно, и обуславливает циклический характер развития поколений техники.

Однако определяющим в формировании конкурентоспособной научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует достоверного выявления и прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад производства.

Полный цикл жизни отдельного поколения техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется разнонаправленными усилиями множества предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на протяжении жизни одного поколения техники друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.

Многочисленными исследованиями доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг, равный определенному средневероятному промежутку времени. Этот лаг располагается между моментом появления технического решения (либо между моментом оформления, регистрации технической идеи, проекта и т.д., например, получением патента на изобретение) и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов (информации).

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне.

2. Метод определения характеристик публикационной активности

Его специфика связана с тем что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.

3. Метод, базирующийся на выявлении[3]

групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патиентов-аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патиентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа

Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).

5. Метод показателей

основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок – разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение рекомендаций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.

Проведенные исследования и полученные благодаря им результаты позволяют выявить моменты развития и смены поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях с целью оптимизации научно-технической политики. Все это служит основой для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

Осуществление инновационной политики на предприятии предполагает:

• наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

• рассмотрение проектов создания новых продуктов;

• проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в подразделениях малого предприятия;

• выделение финансовых и материальных ресурсов для программ инновационной деятельности;

• создание целевых трупп для комплексного решения инновационных задач — от идеи до массового внедрения продукции на рынок.[4]

Правильно сформулированная стратегия нововведений имеет для предприятия важное значение поскольку позволяет оценить возможности развития рынка и конкретного коммерческого института, сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Такая стратегия, может  обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление внедряемой предприятием продукции, а это выдвигает на первый план вопросы организации и проведения исследовательских работ, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. При этом речь идет как о затратах на такого рода деятельность, так и о сроках реализации намечаемых видов работ. Реализация инновационной стратегии осуществляется путем разработки в подразделениях предприятия программ нововведений, в которых формулируются конкретные их цели и пути достижения. Данные программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала организации для последующего внедрения новшеств.

Результаты разработки программ лежат в основе государственного  регулирования инновационной деятельности, показатели по которой входят как в тактические, так и в стратегические планы малого предприятия.


 


2. Организация и управление инновационным процессом проекта

2.1. Описание проекта

Наименование проекта Организация промышленного производства по теплогидроизоляции труб для нефтегазовой отрасли и тепловых сетей.

Краткое описание проекта Компания образована в 1991г. специалистами в области разработки уникальных материалов и производства изделий из композиционных материалов со сферическим наполнителем (микро-и макросферы, сферопластики). Компания имеет научно-производственную базу с оборудованием, в собственности два корпуса общей площадью 2600 кв.м. с земельным участком 11 га, является обладателем 2-х патентов РФ, имеет 2 зарегистрированных товарных знака. Материалы, разработанные специалистами компании, работают на глубоководных аппаратах «Север-2», «Лорнет», «Манта 1,5», «Аква ЧС» и других, в боевых подводных лодках, в изделиях аэрокосмической техники. Успехи компании в 2007г. отмечены дипломом международной программы «Эртсмейкер». В 2007г. компания прошла конкурсный отбор и участвовала в 4-ой Российской Венчурной ярмарке в г.Перми с проектом «Сферопластик». Учредители и персонал. Учредителем компании является генеральный директор Телегина Екатерина Борисовна –100%. Постоянный персонал компании составляет 20 человек. Товарная продукция: 1. Сферопластики высокопрочные для глубоководных объектов, работающих на глубине до 6 км, специальные для изделий аэрокосмической техники, общетехнические для оснастки в автомобилестроении. 2. Полые полимерные микросферы «Полисфен». Применение - наполнитель в сферопластики и добавка в буровые растворы скважин. Мощность производства до 35 т в год. Патент РФ. 3. Специальные герметики, клеи и компаунды для производства работ под водой. Потребителями нашей продукции являются: Космический центр им. М.В.Хруничева, Ракетный центр им. В.П.Макеева, Московский институт теплотехники, ЦКБ «Малахит», «Гидроприбор», НИИ специального машиностроения МГТУ им. Н.Е.Баумана и другие. Объем реализации продукции составляет порядка 100 тыс. $ в год.

Новая продукция. Для широкого коммерческого использования компанией разработаны и апробированы сферопластики «Аквизол», которые являются новым классом теплогидроизоляционных материалов.

Цель. Организация серийного производства по теплогидроизоляции труб сферопластиком «Аквизол» в рамках проекта «Сферопластик». На материал и технологию непрерывной изоляции труб компанией получен патент РФ. Сферопластики «Аквизол» проверены и испытаны Газпромом для теплогидроизоляции нефтегазопроводов в зоне вечной мерзлоты и решением секции НТС рекомендованы для широкого использования. Разработана промышленная технология, документация на оборудование и ТЭО завода по изоляции труб.

Конкурентоспособность. Компания является единственной в стране по разработке сферопластиков и изделий на их основе. В этом классе материалов у компании конкурентов нет. Зарубежные производители аналогов – синтактных пенопластов, непрерывной технологией изоляции труб не владеют. Ближайшими конкурентами для компании на рынке теплоизоляции трубопроводов являются производства по изоляции труб пенополиуретаном (ППУ) в защитном кожухе по схеме «труба в трубе». Сферопластик - другой класс материалов. По комплексу технических, эксплуатационных характеристик и сроку службы в несколько раз превосходит изоляцию ППУ в защитном кожухе.

Конкурентные преимущества сферопластика: - коррозионная защита трубы; - абсолютная водонепроницаемость; - высокая прочность сферопластика сохраняет работоспособность трубопровода при любой степени внутренней коррозии трубы; - срок службы сферопластика не менее 50 лет; - не требуются эксплуатационные расходы и ремонты. В экстремальных условиях эксплуатации трубопроводов на воздухе, в грунте, в воде, под водой до глубины 6 км сферопластики вне конкуренции.

Общие затраты на весь период эксплуатации трубопроводной системы при использовании сферопластика в несколько раз ниже, чем при использовании ППУ изоляции, так как сферопластик не требует ремонтов и перекладки при большом сроке службы.

Рынок. Компания планирует занять свое место в нише изоляционных материалов для экстремальных условий эксплуатации трубопроводов на следующих рынках: нефтегазовый комплекс; тепловые сети; подводные трубопроводы. 1. Газпром определил свою потребность в трубах изолированных сферопластиком для районов Крайнего Севера в объеме не менее 100 км труб в год в расчете на диаметр 530 мм. Компания планирует обеспечить эту потребность с объемом продаж не менее 20 млн. $ в год. При освоении Газпромом новых месторождений Ямала объем рынка по нашей продукции оценивается не менее 40 млн. $ в год. 2. На рынке тепловых сетей компания планирует на начальном этапе продажу труб с изоляцией «Аквизол» в объеме не менее 4 млн. $ в год, что составит не менее 2% объема рынка. В ближайшие 5-7 лет компания планирует увеличение объема продаж на этом рынке не менее чем до 20 млн. $ в год с долей рынка не менее 10%. 3. На рынке подводных трубопроводов компания планирует предложить свою продукцию ведущим зарубежным фирмам, специализирующимся на выполнении работ с подводными трубопроводами, где наши сферопластики и технология изоляции труб будут конкурентоспособны в соотношении «цена-качество».

Организация производства. Производство предполагается разместить в корпусах компании в п.Головино Свердловской области (в 40 км от г.Екатеринбурга).

Мощность производства 120 км изолированных труб в год в расчете на диаметр 530 мм.

Объем требуемых инвестиций. Объем требуемых инвестиций составляет 2998 тыс. $, распределяется в виде двух траншей: 1-й транш – 1745 тыс.$ на запуск первого технологического комплекса с выпуском продукции мощностью 50% от проектной и проведение важнейших маркетинговых мероприятий со сроком освоения 16 месяцев; 2-ой транш – 1253 тыс.$ на запуск второго технологического комплекса с выходом на проектную мощность, ОКР по модернизации продукции для снижения стоимости - 8 месяцев.

Экономические показатели эффективности проекта. Чистый приведенный доход составляет 7233 тыс. $. Внутренняя норма рентабельности составляет 107%, что обеспечивает значительную долю «финансовой прочности» при неблагоприятном, незапланированном развитии событий.

Срок окупаемости проекта 2 года 10 месяцев.

Перспективы развития компании. К 2014-2015гг. достичь объемов продаж на рынке теплогидроизоляции труб не менее 50 млн. $ в год, расширить номенклатуру изделий и выйти на рынки судостроения и строительства гидротехнических сооружений с эксклюзивной продукцией с начальным объемом продаж не менее 10 млн. $.

Характер проекта Создание нового предприятия

Отрасль Химическая и Нефтехимическая промышленность

Регион Свердловская область

Объем требуемых инвестиций, тыс.$ 3000

Срок окупаемости 3 года

Форма вложений акционерный капитал

Степень освоения проекта бизнес-план

Направление использования инвестиций Закупка оборудования. Подготовка производства. Внедрение новых технологий

Адрес соискателя ЗАО Научно-производственное предприятие "Аквасинт" им. академика В.А.Телегина 600020, г.Екатеринбург, ул. Большая Нижегородская, 77 тел/факс +7 (343) 7276-326

Ответственное лицо Манушин Дмитрий Владиславович - рук. Проекта.



2.2. Оценка параметров проекта


1. Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение. Этот параметр оценивается в 5 баллов, так как предполагается развитие нового производства на базе имеющихся научно-технических разработок при наличии необходимого оборудования.

2. Представление потребителей о предприятии полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр оценивается в 10 баллов.

3. Риск при реализации данного проекта.  Предполагается организация производственного подразделения на базе научно-исследовательской компании. Параметр можно оценить в 6 баллов, так как несмотря на то, что продукция апробирована, ее производство является новым направлением в деятельности предприятия.

4. По мере коммерциализации проекта риск будет снижаться, так как появится определенность в вопросе, принял ли потребитель продукт или не принял. Этот параметр можно оценить в 9 баллов.

5. Соответствует ли проект потребностям рынка? Компания планирует занять свое место в нише изоляционных материалов для экстремальных условий эксплуатации трубопроводов на следующих рынках: нефтегазовый комплекс; тепловые сети; подводные трубопроводы.

Данный параметр можно оценить в 7 баллов.

6. Оценка общей емкости рынка. Данный параметр можно оценить в 8 баллов, так как в настоящее время ведется достаточно активное строительство трубопроводов, а также ремонт существующих магистралей во многих отраслях (нефтегазовый комплекс; тепловые сети; подводные трубопроводы), следовательно потребность в данной продукции .имеет устойчивый характер.

7. Оценка доли рынка. Проект в случае его внедрения займет не значительную долю рынка, однако, учитывая общую величину рынка, объемы реализации нового продукта могут быть значительны. В целом этот параметр можно оценить в 5 баллов.

8. Вероятность коммерческого успеха. Этот параметр можно оценить в 5 баллов, так как спрос будет наверняка, а вот величина спроса будет зависеть от эффективности продвижения услуги на рынок.

9. Объем продаж. 1. Газпром определил свою потребность в трубах изолированных сферопластиком для районов Крайнего Севера в объеме не менее 100 км труб в год в расчете на диаметр 530 мм. Компания планирует обеспечить эту потребность с объемом продаж не менее 20 млн. $ в год. При освоении Газпромом новых месторождений Ямала объем рынка по нашей продукции оценивается не менее 40 млн. $ в год. 2. На рынке тепловых сетей компания планирует на начальном этапе продажу труб с изоляцией «Аквизол» в объеме не менее 4 млн. $ в год, что составит не менее 2% объема рынка. В ближайшие 5-7 лет компания планирует увеличение объема продаж на этом рынке не менее чем до 20 млн. $ в год с долей рынка не менее 10%. 3. На рынке подводных трубопроводов компания планирует предложить свою продукцию ведущим зарубежным фирмам, специализирующимся на выполнении работ с подводными трубопроводами, где наши сферопластики и технология изоляции труб будут конкурентоспособны в соотношении «цена-качество».  По этому параметру проект может быть оценен на 8 баллов.

10. Конкурентоспособность. В настоящий момент компания является единственной в стране по разработке сферопластиков и изделий на их основе. В этом классе материалов у компании конкурентов нет. Зарубежные производители аналогов – синтактных пенопластов, непрерывной технологией изоляции труб не владеют. Ближайшими конкурентами для компании на рынке теплоизоляции трубопроводов являются производства по изоляции труб пенополиуретаном (ППУ) в защитном кожухе по схеме «труба в трубе». Сферопластик - другой класс материалов. По комплексу технических, эксплуатационных характеристик и сроку службы в несколько раз превосходит изоляцию ППУ в защитном кожухе. Данный параметр можно оценить на 9 баллов.

11. Согласованность с существующими каналами сбыта хорошая, существует реальный заказ от крупного потребителя. Наиболее полно продукт может быть реализован через дилерскую и дистрибьютерскую сеть. Данный параметр проекта может быть оценен в 9 баллов.

12. Общественное мнение о новом продукте. Продукт не нарушает этических норм, не является обязательным и вместе с тем является традиционным для большинства потребителей. По данному параметру проект может быть оценен на 9 баллов.

13. Соответствует   ли   проект   инновационной   стратегии предприятия. Компания образована в 1991г. специалистами в области разработки уникальных материалов и производства изделий из композиционных материалов со сферическим наполнителем (микро- и макросферы, сферопластики). Данный проект является практическим воплощением научных разработок   предприятия. По этому параметру проект можно оценить на 10 баллов.

14. Вероятность технического успеха. Компания имеет научно-производственную базу с оборудованием, в собственности два корпуса общей площадью 2600 кв.м. с земельным участком 11 га, является обладателем 2-х патентов РФ, имеет 2 зарегистрированных товарных знака. Производство предполагается разместить в корпусах компании в п.Головино Свердловской области (в 40 км от г.Екатеринбурга). Разработана промышленная технология, документация на оборудование и ТЭО завода по изоляции труб. Таким образом, с технической стороны проект гарантирован. Оценка проекта по этому параметру может быть 10 баллов.

15. Стоимость и время разработки проекта. Сферопластики «Аквизол» проверены и испытаны Газпромом для теплогидроизоляции нефтегазопроводов в зоне вечной мерзлоты и решением секции НТС рекомендованы для широкого использования.  По этому параметру проект может быть оценен на 10 баллов.

16. На материал и технологию непрерывной изоляции труб компанией получен патент РФ. По этому параметру проект может быть оценен на 10 баллов.

17. Наличие научно-технических ресурсов. Для широкого коммерческого использования компанией разработаны и апробированы сферопластики «Аквизол». Параметр может быть оценен на 10 баллов.

18. Предлагаемый проект будет использоваться в будущем во все возрастающем объеме и практически без изменения. По этому параметру проект можно оценить на 8 баллов.

19. Общие затраты на весь период эксплуатации трубопроводной системы при использовании сферопластика в несколько раз ниже, чем при использовании ППУ изоляции, так как сферопластик не требует ремонтов и перекладки при большом сроке службы. По этому параметру проект может быть оценен на 9 баллов.

20. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду. На предприятии существует технология утилизации отходов производства в соответствии с международными стандартами. По этому параметру можно оценить проект на 8 баллов.

21. Соответствие   продукта  текущему  и   перспективному законодательству. Продукт не нарушает текущее законодательство и не просматривается нарушение такого законодательства в будущем. По этому параметру проект можно оценить на 10 баллов.

22. Стоимость НИОКР. Сферопластики «Аквизол» проверены и испытаны Газпромом для теплогидроизоляции нефтегазопроводов в зоне вечной мерзлоты и решением секции НТС рекомендованы для широкого использования.. По этому параметру можно оценить проект на 8 баллов.

23. Затраты на производство. 1-й транш – 1745 тыс.$ на запуск первого технологического комплекса с выпуском продукции мощностью 50% от проектной. 2-ой транш – 1253 тыс.$ на запуск второго технологического комплекса с выходом на проектную мощность По этому параметру проект можно оценить на 7 баллов.

24. Стоимость маркетинговых исследований. Предполагается уделить значительное внимание. По этому параметру проект можно оценить на 7 баллов.

25. Наличие финансовых средств в необходимые сроки. Предполагается привлечение акционерного капитала для осуществления данного проекта. По этому параметру можно оценить проект на 6 баллов.

26. Согласованность с финансированием других проектов предприятия. Проект является единственным в настоящее время. По этому параметру проект можно оценить на 9 баллов.

27. Ожидаемая  норма прибыли. Прибыльность продукции достаточно велика. По данному параметру проект можно оценить на 6 баллов.

28. Соответствие проекта критериям финансовой эффективности принятым на предприятии. По этому параметру можно оценить проект на 8 баллов, так как внутренняя норма рентабельности составляет 107%, что обеспечивает значительную долю «финансовой прочности» при неблагоприятном, незапланированном развитии событий.

29. Наличие   на   предприятии   персонала   необходимой квалификации. Для реализации проекта предполагается осуществить комплектование штата специалистами и рабочими высокой квалификации. По этому параметру проект можно оценить на 7 баллов.

30. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия. Компания имеет научно-производственную базу с оборудованием, в собственности два корпуса общей площадью 2600 кв.м. с земельным участком 11 га, производство предполагается разместить в корпусах компании в п.Головино Свердловской области (в 40 км от г.Екатеринбурга), необходимое оборудование будет приобретено.  По этому параметру можно оценить проект на 7 баллов.

31. Стоимость и наличие необходимых сырья и материалов. Имеются налаженные, стабильные каналы поставки необходимого сырья. По этому параметру можно оценить проект на 9 баллов.

32. Издержки   производства.   Дополнительные   издержки производства: заработная плата руководителей проектом, расходы на проведение организационных мероприятий, переговоров с инвесторами. По этому параметру можно оценить проект на 8 баллов.

33. Уровень безопасности производства. Проект содержит операций, требующие соблюдение техники безопасности. По этому параметру проект можно оценить на 6 баллов.


2.3. Оценка инновационного потенциала проекта



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

/. Цели, стратегия и ценности предприятия

1.      Совместимость проекта с текущей стратегией предприятия, на котором предполагается внедрение.

2.       Согласованность проекта с представлением потребителей о предприятии.

3.       Соответствует ли проект отношению предприятия к риску.

4.      Временной аспект риска.





+






+






















+




+


2. Маркетинг

5.      Соответствие проекта потребностям рынка.

6.      Оценка общей емкости рынка.

7.      Оценка доли рынка.

8.      Вероятность коммерческого успеха.

9.      Возможный объем продаж.

10.  Оценка конкурентов.

11.  Согласованность с существующими каналами сбыта.

12.  Общественное мнение о новом продукте.







+

+










+


+



+








+

+


+




+




3. НИОКР

13.  Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия.

14.  Вероятность технического успеха.

15.  Стоимость и время разработки проекта.

16.  Отсутствие патентных нарушений.

17.  Наличие научно-технических ресурсов.

18.  Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии.

19.  Согласованность с другими инновационными проектами предприятия.

20.  Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду.

21.  Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству














+



+





+












+

+


+

+

+

+










4. Финансы

22.  Стоимость НИОКР.

23.  Затраты на производство. . .

24.  Стоимость маркетинговых исследований.

25.  Наличие финансовых средств в необходимые сроки.

26.  Согласованность с финансированием других проектов предприятия.

27.  Ожидаемая норма прибыли.

28.  Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятым на предприятии.











+



+




+

+



+
















+

+

5. Производство

29.  Наличие на предприятии персонала необходимой квалификации для реализации проекта.

30.  Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия.

31.  Стоимость и наличие необходимых сырья, материалов, комплектующих изделий.

32.  Издержки производства.

33.  Уровень безопасности производства.





















+





+


+


+







+












ОЦЕНКИ

10.— очень- высокая(хорошо) .

1. — очень низкая оценка (плохо)



 









Вычисление: 10 х 7 + 9 х 7 + 8 х 8 + 7 х 5 + 6 х 4 + 5 х 3 + 4 х 0 + 3 х 0 + 2 х 0 + 1 х 0 = 271 / 33 =8,21.

2.4. Итоговая оценка предложенного инновационного проекта


Составляет 8,21; что значительно выше среднего значения. На основании этой оценки можно сделать вывод, что проект жизнеспособен, будет давать прибыль и повысит имидж и конкурентоспособность предприятия.

3. Экономическое обоснование управленческих решений


Конечная цель системы менеджмента - увеличение массы прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Другими словами, улучшения финансового состояния фирмы можно достигнуть за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы - изготовителя товара.

У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование.

Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчетам. К принципам экономического обоснования относятся:

1.                 учет фактора времени;

2.                 учет затрат и результатов за жизненный цикл товара;

3.                 применение к расчету системного подхода;

4.                 применение к расчету комплексного подхода;

5.                 обеспечение многовариантности технических и организационных решений;

6.                 обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;

7.                 учет факторов неопределенности и риска.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Отняв от этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений. Сегодняшний рубль дороже завтрашнего.

Фактор времени выражается через коэффициент дисконтирования.

Применение к расчету экономического эффекта системного подхода выражается в том, что эффект считается по "выходу" системы.

Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства (процессов). Тогда в качестве объекта будет процесс, на "входе"- ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на "выходе"- нефтеаппаратура как результат преобразования "входа" в результат процесса. В этом случае экономический эффект мероприятия в совершенствование процесса как элемента системы менеджмента будет проявляться в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятия).

Для фирмы - изготовителя совершенствуется "вход" системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих. Это улучшение повлияет на повышение качества "выхода"- качества нефтеаппаратуры и, соответственно, ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и др. факторов. Дополнительно повышение качества "выхода", как в первом примере, увеличит доход потребителя нефтеаппаратуры.

Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.

Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета, социальный и экологический эффекты за счет повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

Мероприятия по повышению качества процесса в системе - по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счет "переноса" высокого качества "входа" системы через процесс системы к ее "выходу".

Допустим, качество "входа" отвечает требованиям конкурентоспособности, т.е. оценивается на "отлично", а качество процесса удовлетворительное, т.е. технология и организация процессов не отвечают требованиям "входа". Тогда на "выходе" системы будет "удочка". Для использования преимуществ высокого качества "входа" обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере - до "отлично"). На это мероприятие изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается).

Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и, соответственно, более полного удовлетворения своих потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом - повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

;

где

-         Эт - ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т);

-         i = 1, 2...n - количество наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие;

-         Цтit - прогноз цены i-го товара в году t;

-         Стit - прогноз себестоимости единицы i-го товара в году t;

-         Нтit - прогноз налогов по единице i-го товара в году t;

-         Nтit - прогноз объема выпуска i-го товара в году t;

-         tвл = 1,2....Твл - год вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе (Твл - последний год вложений, год внедрения мероприятий);

-         Зпрt - единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества процессов (на совершенствование технологии, организации и т.п.) в году tвл.

Экономические показатели эффективности проекта. Чистый приведенный доход составляет 7233 тыс. $. Внутренняя норма рентабельности составляет 107%, что обеспечивает значительную долю «финансовой прочности» при неблагоприятном, незапланированном развитии событий.

Срок окупаемости проекта 2 года 10 месяцев.

Перспективы развития компании. К 2014-2015гг. достичь объемов продаж на рынке теплогидроизоляции труб не менее 50 млн. $ в год, расширить номенклатуру изделий и выйти на рынки судостроения и строительства гидротехнических сооружений с эксклюзивной продукцией с начальным объемом продаж не менее 10 млн. $.


 

Заключение


Разработка и реализация инвестиционных проектов связаны с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других ресурсов, экономическая и функциональная отдача от которых наступает отнюдь не скоро. Поэтому в преуспевающих компаниях принятию инвестиционных решений предшествует глубокий комплексный анализ. Его принципы и механизмы постоянно совершенствуются, что позволяет повысить уровень обоснований.

В процессе оценки эффективности капиталовложений и принятия решений предпринимательские фирмы решают как стратегические, так и практические задачи.

Стратегические цели направлены на эффективное вложение капитала, т.е. получение прибыли с минимальным риском, практические - на выбор лучшего пути реализации стратегии. Здесь необходимо дать количественную оценку всем факторам эффективности и противодействующим факторам (возможные риски, непредвиденные затраты и др.), а также учесть источники и условия финансирования проекта. Наряду с коммерческими должны учитываться и социальные факторы, экологическая и техническая безопасность.

В зарубежной практике при обосновании крупных проектов, особенно промышленного назначения, для принятия решений и последующего проведения экспертизы сложилась система стандартных подходов.

К числу основополагающих принципов следует отнести комплексность анализа, высокую степень точности и надежности оценок, вариантный подход и проведение сравнительного анализа вариантов решений (технических, технологических, ресурсных, организационно-управленческих и др.).

Список использованной литературы


1.       Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.

2.       Демаков Г.В. Инновационный менеджмент. М., 2008.

3.     Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решения. - М.: Экономика, 2006.

4.       Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 5-е, переработанное и дополненное/Под редакцией П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки, 2008.

5.       Кругликов А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука.2006.

6.       Морозов Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Н. Новгород, 2007.

7.       Основы инновационного менеджмента. / Под ред. П. Н. Завлина и др. - М.: ОАО "НПО" "Издательство "Экономика", 2005.

8.       Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 2007.




[1] Инновационный менеджмент. Справочное пособие, издание 5-е, переработанное и дополненное/Под редакцией П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки, 2008.

[2] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.

[3] Морозов Ю.П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Н. Новгород, 2007.

[4] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2005.