3. Описание организации: вид деятельности, предлагаемый товар, рынок сбыта, целевой сегмент, схема управления маркетингом.
Государственное краевое предприятие «ДВ-Снаб» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания).
С целью получения прибыли предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- организация материально-технического обеспечения предприятий и организаций на основе заключенных хозяйственных договоров, оптовая торговля продукцией производственно- технического назначения, топливом, товарами народного потребления и продовольствием,
- осуществление закупок и поставок материально-технических ресурсов для государственных нужд: обеспечение Северных районов Хабаровского края с ограниченными сроками навигации, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, конверсионных программ и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
Основу ассортимента, реализуемой продукции составляют товары производственно-технического назначения, предназначенные для потребления предприятиями практически любой отрасли промышленности.
Основная доля товарных запасов (около 50 процентов) приходится на материалы и оборудование, предназначенные для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Это обусловлено специализацией предприятия в доперестроечный период в снабжении только жилищно-коммунального хозяйства.
Сейчас целевыми клиентами «ДВ-Снаб» являются предприятия самых различных отраслей. Это транспортники и лесозаготовители, добывающие и перерабатывающие предприятия энергетики, силовые структуры и многие другие.
Основные группы товаров, реализуемые «ДВ-Снаб» и динамика валового дохода по группам товаров представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Динамика и структура дохода «ДВ-Снаб» 2002-2003гг. в разрезе
товарных групп
Группа товаров |
2002г. |
2003г. |
Отклонение |
|||
Доход (тыс. руб.) |
Доля % |
Доход (тыс. руб.) |
Доля % |
Доля % |
Доход (тыс. руб.) |
|
Трубы |
1518 |
12 |
1518 |
10 |
0 |
-2 |
Автомобильная химия |
157 |
1 |
126 |
1 |
0 |
-31 |
Запасные части к технике |
3812 |
31 |
2638 |
17 |
-14 |
-1444 |
Запорная арматура |
453 |
4 |
1024 |
7 |
+3 |
+571 |
Химическая продукция |
211 |
1 |
381 |
3 |
+2 |
+170 |
Электро-техническая продукция |
353 |
3 |
807 |
5 |
+2 |
+454 |
Метизы |
389 |
3 |
604 |
4 |
+1 |
+215 |
Насосы промышленные |
589 |
5 |
776 |
5 |
0 |
+187 |
Техника |
291 |
2 |
407 |
3 |
+1 |
+116 |
Запасные части на бензопилы |
748 |
6 |
788 |
5 |
-1 |
+40 |
Стальной канат |
135 |
1 |
245 |
2 |
+1 |
+110 |
Бензомоторные пилы |
421 |
3 |
311 |
2 |
-1 |
-110 |
Шины автомобильные |
153 |
1 |
135 |
1 |
0 |
-18 |
Инструмент |
236 |
2 |
223 |
1 |
-1 |
-87 |
Аккумуляторы |
657 |
5 |
283 |
2 |
-3 |
-374 |
Дизель-генераторы |
119 |
1 |
109 |
1 |
0 |
-10 |
Услуги по монтажу оборудования |
2676 |
21 |
4804 |
32 |
+11 |
+2128 |
Итого |
12681 |
100 |
15179 |
100 |
|
+2498 |
На начало 2004 года в городе Хабаровске насчитывалось около 15 предприятий предлагающих аналогичную продукцию. Для сравнения, в начале 2002 года таких предприятий было около 10.
Организационная схема управления маркетингом предприятия представлена в приложении 1.
Цели и задачи отдела маркетинга и коммерции направлены на достижение общих целей предприятия.
Для отдела маркетинга существует специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несет ведущий специалист по маркетингу. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.
Важнейшей функцией отдела маркетинга и коммерции является осуществление рекламной деятельности предприятия. Рассмотрим подробнее как реализуется данная функция на предприятии.
Рекламную деятельность определяет в первую очередь специфика реализуемой продукции. В данном случае мы видим, что товар достаточно специфичен и поэтому инструменты рекламы не могут быть применены в полном объеме.
Рассмотрим сначала радиорекламу. Периодическое размещение рекламы, по пять, десять 15-и секундных роликов в месяц. В основном в эфире ДВТРК. Затраты в 2002 году - 43650 рублей. Доход - 150457 рублей. Затраты в 2003 году - 76765 рублей. Доход - 115673 рубля.
В газетах, также периодическое размещение рекламы. В основном это газеты: ТОЗ, Комсомольская правда, Аргументы и факты, спецвыпуски к выставкам. В настоящее время почти не используется. В 2002-2003 году затраты на данный тип СМИ составили 29534 рубля. Доход - 28456 рублей. На телевидении в основном прокат имиджевых видеороликов. В настоящее время почти не используется, вследствие урезания рекламного бюджета.
Основные средства рекламы - это оптовые журналы. Основные издания: «Хабаровский оптовик», «Дальневосточный оптовик», «Товары, услуги, цены», «Дальневосточный автопарк». Совокупные затраты составили 295673 рублей в 2003 году. Доход - 843902 рубля.