Оглавление
TOC \o "1-2" Введение........................................................................................................... PAGEREF _Toc254101196 \h 3 #
Глава 1 Теоретические и методологические основы управления конфликтами в организации..................................................................................................... PAGEREF _Toc254101197 \h 5 #
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов.................................................... PAGEREF _Toc254101198 \h 5 #
1.2 Стадии протекания конфликта и его структура..................................... PAGEREF _Toc254101199 \h 11 #
1.3 Методы управления и предупреждения конфликтов............................ PAGEREF _Toc254101200 \h 13 #
Глава 2 Анализ методов управления конфликтами на ООО «Символ»..... PAGEREF _Toc254101201 \h 26 #
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Символ»........................................................................................................................ PAGEREF _Toc254101202 \h 26 #
2.2 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях................................... PAGEREF _Toc254101203 \h 28 #
Заключение.................................................................................................... PAGEREF _Toc254101204 \h 39 #
Список использованной литературы............................................................ PAGEREF _Toc254101205 \h 41 #
Введение
Социальная неоднородность общества, различия уровней дохода, власти, престижа и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов. Широкое распространение этого явления и послужило основой для данной работы.
Вопросы о возможности существования общества без конфликтов, является ли конфликт проявлением дисфункций организаций, аномалией в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми в некоторой мере освещает данное исследование.
Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни.
Сегодня конфликты — повседневная реальность. Целью данной работы является провести обзор существующих видов конфликтов и поведения в сложившихся конфликтных ситуациях. Ведь для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Все люди входят в те или иные организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.), а конфликт, назревший в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве.
Объект исследования: конфликт
Предмет исследования: методы управления конфликтными ситуациями и развитие организации
Цель исследования: проанализировать конфликты, стратегии поведения в конфликтной ситуации, способы и правила разрешения конфликтов, а также особенности регулирования в конкретной конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие конфликта и его целевое назначение, основные виды конфликтов и их причины;
2. проанализировать стадии протекания конфликта и его структуру;
3. проанализировать методы управления и предупреждения конфликтов;
4. провести анализ методов преодоления конфликтов для повышения эффективности управления организацией.
В ходе исследования использовались аналитические, статистические методы, опрос.
В качестве информационной базы дипломного проекта использовано собственное исследование уровня конфликтности коллектива, данные финансовой отчетности ООО «Символ».
Глава 1 Теоретические и методологические основы управления конфликтами в организации
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов
Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определния понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.
Одна группа ученых-социологов считаете что конфликт должен включать особую переменную - разноглассия (Дарендорф).
Согласно мнению других ученых-социологов, конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разноглассия или противоречия интересов.
Для третьих, конфликт возникает в тех случаях, когда разноглассия предполагают противоборствующие типы поведения.
Некоторые различие взглядов относят к ранним и поздним стадиям конфликта.
Согласно бихевиористкой (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других [15].
Социально-психологическое научное течение подразумевает под конфликтом анормальное, деформированное состояние чувства установок и отношений между разными сторонами.
Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.
1. Поскони Альберта Хедоури:
"'Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами." Это ситуациям когда "каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое" [10, c.56].
То есть:
а) определяя конфликт оперируют термином "согласие", отождествляют конфликт с сотоянием "согласие-несоглассие". Чем выше степень разноглассия, тем выше конфликтность
б) выделяют участников - лица или группы в организации
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников
г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников.
Недостатки определения: - конфликт - это не только разноглассия - конфликт - это не только деятельность по утверждению своей позиции и отрицанию чужой, не раскрыта стадия разрешения конфликта и позитивная деятельность участников конфликта по согласованию точек зрения.
2. "Социология труда" под ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины.
Конфликт - "любые виды борьбы между индивидами* цель которых - достижение (либо сохранение) средств производствам экономических позиций* власти или других ценностей, а также подчинением нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника" [10, c.57].
То есть:
а) определяя конфликт, оперируют понятиями борьба противник
б) участники - индивиды
в) конфликт рассматривается через поведение участников в различных формах борьбы
г) предмет конфликта - достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника.
Недостатки: Конфликт - это не только борьбам подчинение - не раскрывают стадию разрешения конфликта
3. Филиппова, Липинский, Князев,
Конфликт - "противоречия и разноглассия* возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов* взглядов* установок, стремлений, а также борьбам взаимное противодействием противоборством активное столкновение личностей" [28, c.7].
То есть:
а) определяя конфликт оперируют категориями и разногассие как Мескон, Альберта Хедоури и борьба-противоборство как в Социологии труда
б) Участники - личности
в) Конфликт также рассматривается через внешние формы поведения
г) предмет конфликта - отношения взаимного противодействия по поводу согласования интересов, взглядов.
Недостатки: - на первое место ставят - взаимное противодействием а потом уже разноглассия (должно быть наоборот) - конфликт - не всегда активное столкновение
4. Смольков В.
Конфликт - "осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей" [36].
5. Похожее определение дается Овчинниковой Т. "Конфликт - осознанное столкновением противоборство людей, групп, их взаимно противоположных несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей и групп" [26].
То есть:
а) конфликт определяется через категории осознанная деятельность и противоборство
б) участники - личности и группы
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения г) предмет конфликта - преодоление противоречий в потребностях, интересах, целях.
Недостатки: - конфликт - не всегда "осознанное столкновение" - конфликт - не всегда возникает по поводу "взаимно противоположных взаимоисключающих" интересов
Выявив недостатки в приведенных определениях и установив общие положения можно дать синтезированное определение конфликта.
Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий [5].
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:
· трудовым процессом;
· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью [7].
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.
Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер.
Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу.
В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении.
Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.) ;
2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодны- ми"4 недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом [9].
Можно выделить пять основных групп, которые в той или иной мере могут присутствовать в любом конфликте: информация, структура, ценности, отношения, поведение.
Особое внимание обращаем на первую и последнюю, без которых конфликт не перерастет в войну.
Информационные факторы - это все, что связано с качеством и циркуляцией информации в процессе конфликта. Это военная тайна, дезинформация и разведка, столь характерные для любых боевых действий. Устранения этого фактора часто достаточно для прекращения конфликта. Как известно, там, где нет военной тайны, не может быть войны.
Поведенческие факторы. Сюда относится поведение, и задевающее наши ценности, и угрожающее, и непредсказуемое. В конфликте поведение важно не столько само по себе, сколько как некий сигнал или знак, который одна сторона подает другой. В предконфликтной ситуации стороны резко снижают общение друг с другом, поэтому они рассматривают поведение другой стороны через вопрос: - А что они этим (действием) хотели сказать??. И поскольку ничего хорошего от противной стороны не ждут (негативная установка), то любое ее действие, даже нейтральное, скорее всего будет истолковано как враждебное. Так происходит усиление конфликта.
1.2 Стадии протекания конфликта и его структура
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:
- стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
- стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
- стадию конфликтных действий;
- стадию снятия или разрешения конфликта.
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социального взаимодействия [20].
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
1.3 Методы управления и предупреждения конфликтов
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.
Формула конфликта: Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого [30].
Разрешить конфликт - это значит:
- Устранить конфликтную ситуацию
- Исчерпать инцидент.
- Вторая формула конфликта
- Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из др. данная формула дополняет первую, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для других. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций
6 правил формулирования конфликтной ситуации.
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация - в этом человеке" и т.п., ибо мы не можем никакого права устранить человека.
Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с инцидентом.
Формулировка должна подсказывать, что делать.
Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают др.
Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщений разнородных составляющих [6].
В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п.
Метод картографии конфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Для того, что бы яснее "представлять" социальную и временную "географию" конфликта некоторые авторы (например, Х. Корнелиус, Ш.Фэйр,1992) предлагают создавать карты конфликта. Примерный вид карты изображен на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Примерный вид карты конфликта
Наша практика свидетельствует о том, что создание карты конфликта действительно является целесообразным шагом:
* В процессе "рисования карты", как правило, четче формулируются проблемы и позиции участников, а четко очерченная конфликтная ситуация легче разрешается.
* Карта - это описание не только текущей ситуации, но и повод подумать о способах разрешения конфликта,
* При совместном с участниками конфликтной ситуации создании карты конфликта более понятными становятся интересы "каждой из сторон", создается ситуация, когда все участники конфликта вовлекаются в "единый процесс" уже тем самым их объединяющий и т.д.[25]
Типология конфликтных личностей.
Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов [19].
"Демонстративные"
Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
"Ригидные"
Эти люди отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
"Неуправляемые"
Эти люди отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
"Сверхточные"
Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
"Рационалисты"
Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристких или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым придав руководителя.
"Безвольные"
Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголит истина".
В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", то есть проявляется при создании определенной ситуации [21].
Управление конфликтами: предупреждение, регулирование и разрешение.
Признание конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие "управление конфликтом" выражает ее сущность.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действии представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Предупреждение и стимулирование конфликтов.
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта.в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликта с определенной вероятностьюю указания места и времени его возникновения.
Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не првязанного к точке зрения ни одной стороны.
Стратегия предупреждения конфликтов предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность [26].
Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтаций, о насаждении враждебности в обществе. Стратегия стимулирования конфликта - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратагия развитияпозитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Регулирование конфликта.
Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый.
Процесс регулирования конфликта имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта - его признание и выявление как реальности. Следующий этап -это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их.
Решению конфликта может служить последовательное ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень.
Процесс регулирования конфликта осуществляется при помощи разнообразных технологий: информационной, коммуникативной, социально-психологического воздействия, организационных приемов [22].
Разрешение конфликта: модели, стили, методы.
Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса.
Разрешение конфликта - заключительный его этап.
Различаются полное и неполное разрешение конфликта Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.
Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе.
Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично.
Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е.насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.
Не ведет к разрешению и отмена Конфликта - это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.
Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.
Предпосылки разрешения конфликта:
Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.
Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.
Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: матереальных, политических, культурологических, человеческих.
Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств.
Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, кризисы и т.д.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы, г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности [14].
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного решения конфликта; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.
В литературе различаются: "силовая", компромиссная и "интегративная" модели. Силовая модель ведет к исходам конфликтов двух видов: "победа-поражение", "поражение-поражение". Две др. модели - к возможному разрешению конфликта по типу "победа-победа", "выигрыш-выигрыш".
В зависимости от возможных моделей разрешения конфликта, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются 5 основных стилей разрешения конфликта.
Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам др., вынуждая др. людей принимать его решение проблемы.
Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с др., не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.
Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата.
Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен тогда, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо.
Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы [31].
Методы разрешения конфликтов.
Все методы делятся на 2 группы: 1) негативные, включают все виды борьбы, преследуют цель достижения победы одной стороны над другой. 2) позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.
Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга.
Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.
В любой борьбе необходимо уметь: а) наилучшим образом выбрать поле решающей схватки, б) сосредоточить нужные силы в этом месте, в) выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих составляющих.
Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. А это достигается тремя общими способами: непосредственным воздействием на противостоящий субъект, его средства борьбы, на обстановку; изменением соотношения сил; верной или ложной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки возможностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздействия в разных сочетаниях.
Основным позитивным методом разрешения конфликта являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р. и Юри У., Деном Д.[10]
Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.
Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок.
Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил.
Теоретико-методологической основой компомиссов служит положение диалектики о сочетании противоположностей как формы регулирования и разрешения социальных противоречий и конфликта. Социальной базой является общность некоторых интересов, ценностей, норм как предпосылок взаимодействия общественных сил и институтов. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: а) во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; б) в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием [16].
Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре.
Консенсус становится принципом взаимодействия противоборствующих сил в системах, основанных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса - показатель развитости общественной демократии.
Технология достижения консенсуса сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой техноглогии являются: а) анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования общественных отношений и достижения тех целей, которые признаны общезначимыми [22].
Глава 2 Анализ методов управления конфликтами на ООО «Символ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Символ»
Название фирмы: ООО «Символ»
Полное название фирмы: Общество с ограниченной ответственностью
ООО «Символ» расположен в Металлургическом районе г. Челябинска, в районе пос. Круглое. Завод производит камень и кирпич керамический в соответствии с требованиями ГОСТ 530-80. Керамический кирпич и камни применяются для кладки стен жилых и промышленных зданий и сооружений в Челябинской области, а также широко используется в Тюменской области и Казахстане.
Страна регистрации: Россия.
Характеристика фирмы по капиталу и контролю: национальная.
Фирма ООО «Символ» в данный момент не входит ни в один из типов монополистического объединения.
Сфера деятельности фирмы: производство строительных материалов.
Объектом торговли является: продажа керамического кирпича.
Производственная и материально-техническая база фирмы состоит из комплекса производственных, складских, административных и вспомогательных зданий и сооружений.
В арсенале фирмы находится производственная линия по выпуску керамического кирпича производства итальянской фирмы «UniMORANDO» мощностью 65 млн. усл. шт. / год, комплекс вспомогательного и офисного оборудования, автопарк из 50 единиц легковой, грузовой и специальной автотехники.
Таблица 2.1
Динамика численности работников ООО «Символ»
№п/п |
Наименование показателя |
2009г. |
2008 г |
Отклонения |
1. |
Списочная численность работников |
80 |
73 |
7 |
2. |
Среднесписочная численность |
75 |
70 |
5 |
3. |
Физические лица |
76 |
78 |
-2 |
На конец 2009 года штат предприятия уменьшился на 2 единицы. Списочная численность работников ООО «Символ» возросла на 7 единиц, в том числе за счет среднесписочной численности работников, выполнявших работы по договорам-подрядам (в 2008году-3 чел., в 2009году -5 чел.).
Таблица 2.2
Состав и структура работников по должностям
№п/п |
Наименование категории персонала |
Среднесписочная численность работников |
Удельный вес % |
|
Служащие в том числе: |
45 |
56 |
1. |
Руководители |
20 |
44,4 |
2. |
Специалисты |
23 |
51,1 |
3. |
Другие служащие |
2 |
4,5 |
4. |
Рабочие |
35 |
44 |
|
ИТОГО |
80 |
100 |
Наибольший удельный вес в общей численности работников занимают специалисты (51,1%), которые обладают специальными знаниями, опытом работы и получившие образование по специальности. Работники предприятия регулярно проходят курсы повышения квалификации, посещают семинары, конференции, специализированные выставки.
Данные по движению кадров приведены в следующей таблице.
Таблица 2.3
Движение кадров
№п/п |
Показатели |
2009год |
2008 год |
1. |
Принято работников с начала года |
5 |
21 |
2. |
Уволено работников с начала года в т.ч. |
7 |
8 |
|
по собственному желанию |
7 |
8 |
3. |
Среднесписочная численность |
75 |
70 |
Коэффициент оборота кадров по приему 2008 года равен 0,3. Коэффициент оборота кадров по приему 2009 года равен 0,07.
Коэффициент текучести кадров:
2008 год- 0,11;
2009 год - 0,09
В 2008 году оборот кадров по приему (30%) был больше, чем по выбытию (11%). В 2009 году ситуация меняется и оборот кадров по приему (7%) становится меньше, чем по выбытию (9%).
2.2 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
В целях совершенствования системы управления персоналом ООО «Символ» было проведено исследование управления конфликтами на примере коллектива отдела управления и развития персонала.
Численность сотрудников данного отдела составляет 4 человека.
Таблица 2.4
Возрастной состав и стаж работы сотрудников отдела персонала
Ф.И.О. |
Должность |
Возраст |
Стаж работы |
Мальцева И.Г. |
Начальник отдела персонала |
37 л. |
12 л. |
Окунева Т.В. |
Ведущий специалист |
32 г. |
9 л. |
Ширшикова Е.В. |
Специалист по мотивации |
24 г. |
1 г. |
Яблочкина Н.А. |
Специалист по подбору персонала |
25 л. |
4 г. |
В отделе управления персоналом ООО «Символ» и в целом в организации отмечается появление разногласий в разных формах взаимодействия. Выделим три типа конфликтов, имеющих место в ООО «Символ»:
1. Между начальником отдела персонала и служащими (внутриличностный) – самый распространенный.
Начальник отдела управления персоналом ООО «Символ» предъявляет достаточно высокие требования к кадрам (обязательно высшее образование, стаж работы в данной сфере, коммуникабельность, владение компьютером и т.п.), однако, после успешной адаптации, результат работы может не удовлетворить руководителя. В ООО «Символ» такой конфликт разрешается только тем, что не справившихся работников заменяют другими.
2. Межличностные конфликты.
В отделе управления персоналом ООО «Символ» работают люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями, что и вызывает данный тип конфликтов. Такие конфликты вне сферы влияния администрации, руководство лишь может предложить, но никак не приказать сосредоточить внимание на решении проблем, а не на обсуждении личных качеств друг друга.
3. Между личностью и группой.
Коллектив устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой. В процессе адаптации каждый работник сам для себя выбирает стиль своего поведения и способы разрешения и предупреждения конфликта.
В целом коллектив данного предприятия отличается достаточно частым возникновением межличностного типа конфликтов, что крайне негативно отражается на производственной ситуации. В целях выявления причин сложившейся ситуации проведем анализ конкретной конфликтной ситуации в данном коллективе.
В отдел поступила на работу новая сотрудница Ширшикова Е.В. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь, начальника.
Начальник отдела через некоторое время стала агрессивно разговаривать с сотрудницей, постоянно критиковать результаты ее работы, ставить под сомнение ее профессиональную компетенцию. Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Мальцева И.Г. достаточно властный человек, давно находится на руководящей должности.
Представим карту данного конфликта:
Начальник отдела: Потребности: Контроль Уважение подчиненных |
Опасения: Быть подвергнутой критике Потерять контроль |
Ширшикова Е.В. Потребности: Самореализация Интересная работа Опасения: Ущемление достоинства Невозможность нормально работать |
Коллектив отдела Потребности: Нормальные отношения Опасения: Ухудшения межличностных отношений. |
Рис. 2.1. Карта конфликта
Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной. Потребности каждой из сторон представлены в карте конфликта.
Объяснения сторон: начальник отдела объясняет свою резкую перемену в отношениях тем, что внешний вид сотрудницы не соответствует рабочей обстановке, также она склонна нарушать трудовую дисциплину.
Сотрудница считает все обвинения необоснованными.
Разрешение конфликта представляет собой устранение, полностью или частично, причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Как ранее уже говорилось, конфликт между начальником и подчиненным. Ситуация довольно распространенная в женских коллективах. Чтобы точно описать конфликт нужно:
Установить его действительных участников;
Изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность;
Выявить отношения в предконфликтной фазе;
Выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к конфликту.
Узнать мнения участников о приемлимых, на их взгляд, способах преодоления конфликта;
Выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих пока в конфликтном взаимодействии;
Определить все возможные в данном конфликте пути его преодоления.
В целом опрос сотрудников показал, что конфликты между начальником отдела и подчиненными происходит регулярно. В целях выяснения причин конфликта было проведено исследование особенностей реагирования персонала в условиях конфликта по методике В.П. Захарова.
Методика В.П. Захарова.
Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Таблица 2.5
Способы реагирования в конфликтной ситуации
Ф.И.О. |
Должность |
Способы реагирования в конфликте |
Мальцева И.Г. |
Начальник отдела персонала |
Конкуренция |
Окунева Т.В. |
Ведущий специалист |
Уклонение |
Ширшикова Е.В. |
Специалист по мотивации |
Уклонение |
Яблочкина Н.А. |
Специалист по подбору персонала |
Уклонение |
Таким образом, одной из причин постоянного наличия конфликтных ситуаций в коллективе является подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений в результате поведения начальника отдела в конфликтных ситуациях с одной стороны и постоянное уклонение от конфликта со стороны персонала, что не позволяет устранить конфликтную ситуацию в коллективе.
Результаты анализа по методике ПДО представлены в таблицах 2.6, 2.7, 2.8 и 2.9.
Таблица 2.6
Опросный лист основного исследования №1
Названия таблиц |
Номер выбранных ответов |
Раскодирование |
|
Подходящий выбор |
Неподходящий выбор |
||
Самочувствие |
7,8,10 |
7,10 |
8 |
Настроение |
3,9 |
3,9 |
– |
Сон и сновидения |
3,5,9,14 |
3,5,9 |
14 |
Пробуждение ото сна |
4,10,12 |
4,10,12 |
– |
Аппетит и отношение к еде |
2,5,16 |
2,5,16 |
– |
Отношение к спиртным напиткам |
4,8,9 |
4,8,9 |
– |
Сексуальные проблемы |
6 |
6 |
– |
Отношение к одежде |
5,9,11 |
5,9,11 |
– |
Отношение к деньгам |
11 |
11 |
– |
Отношение к родителям |
8 |
8 |
– |
Отношение к друзьям |
5,9,14 |
5,9 |
14 |
Отношение к окружающим |
5,9,16 |
5,9,16 |
– |
Отношение к незнакомым людям |
2,10 |
2,10 |
– |
Отношение к одиночеству |
4,8 |
4,8 |
– |
Отношение к будущему |
5,12 |
5,12 |
– |
Отношение к новому |
8 |
8 |
– |
Отношение к неудачам |
1,2 |
1,2 |
– |
Отношение к приключениям и риску |
8 |
8 |
– |
Отношение к лидерству |
1,10 |
1,10 |
– |
Отношение к критике и возражениям |
3,5 |
3,5 |
– |
Отношение к опеке и наставлениям |
1,8,11 |
1,8,11 |
– |
Отношение к правилам и законам |
2,12 |
2,12 |
– |
Оценка себя в детстве |
2,4 |
2,4 |
– |
Отношение к школе |
2,9 |
2,9 |
– |
Оценка себя в данный момент |
7 |
7 |
– |
Отмечен гипертимный тип. Сильно выражена реакция эмансипации и отмечается низкая конформность.
Таблица 2.7
Опросный лист основного исследования №2
Названия таблиц |
Номер выбранных ответов |
Раскодирование |
|
Подходящий выбор |
Неподходящий выбор |
||
Самочувствие |
8,10 |
10 |
8 |
Настроение |
6 |
6 |
– |
Сон и сновидения |
3,6 |
3,6 |
3 |
Пробуждение ото сна |
4 |
4 |
– |
Аппетит и отношение к еде |
17 |
17 |
– |
Отношение к спиртным напиткам |
1 |
1 |
– |
Сексуальные проблемы |
5,6,2 |
5,6 |
2 |
Отношение к одежде |
1 |
1 |
– |
Отношение к деньгам |
2,7 |
2,7 |
– |
Отношение к родителям |
9,10 |
9,10 |
– |
Отношение к друзьям |
3,7 |
3 |
7 |
Отношение к окружающим |
1,2,10 |
1,2 |
10 |
Отношение к незнакомым людям |
8 |
8 |
– |
Отношение к одиночеству |
5,7 |
5,7 |
– |
Отношение к будущему |
1,4 |
1,4 |
– |
Отношение к новому |
9,12 |
12 |
9 |
Отношение к неудачам |
10 |
10 |
– |
Отношение к приключениям и риску |
4,5 |
4,4 |
– |
Отношение к лидерству |
5 |
5 |
– |
Отношение к критике и возражениям |
11 |
11 |
– |
Отношение к опеке и наставлениям |
6 |
6 |
– |
Отношение к правилам и законам |
6,7 |
6 |
7 |
Оценка себя в детстве |
10 |
10 |
– |
Отношение к школе |
3 |
3 |
– |
Оценка себя в данный момент |
4 |
4 |
– |
Отмечается циклоидный тип с низкой конформностью.
Таблица 2.8
Опросный лист основного исследования №3
Названия таблиц |
Номер выбранных ответов |
Раскодирование |
|
Подходящий выбор |
Неподходящий выбор |
||
Самочувствие |
7,8,10 |
7,10 |
8 |
Настроение |
3,9 |
3,9 |
– |
Сон и сновидения |
3,5,9,14 |
3,5,9 |
14 |
Пробуждение ото сна |
4 |
4 |
– |
Аппетит и отношение к еде |
5,16 |
5,16 |
– |
Отношение к спиртным напиткам |
0 |
0 |
– |
Сексуальные проблемы |
6 |
6 |
– |
Отношение к одежде |
3 |
3 |
– |
Отношение к деньгам |
11 |
11 |
– |
Отношение к родителям |
8 |
8 |
– |
Отношение к друзьям |
5,9,14 |
5,9 |
14 |
Отношение к окружающим |
5,9,16 |
5,9,16 |
– |
Отношение к незнакомым людям |
2,10 |
2,10 |
– |
Отношение к одиночеству |
4,8 |
4,8 |
– |
Отношение к будущему |
5,12 |
5,12 |
– |
Отношение к новому |
8 |
8 |
– |
Отношение к неудачам |
1,2 |
1,2 |
– |
Отношение к приключениям и риску |
8 |
8 |
– |
Отношение к лидерству |
1,10 |
1,10 |
– |
Отношение к критике и возражениям |
3,5 |
3,5 |
– |
Отношение к опеке и наставлениям |
1,8,11 |
1,8,11 |
– |
Отношение к правилам и законам |
2,12 |
2,12 |
– |
Оценка себя в детстве |
2,4 |
2,4 |
– |
Отношение к школе |
2,9 |
2,9 |
– |
Оценка себя в данный момент |
6 |
6 |
– |
Тип является неопределенным с выраженной реакцией эмансипации.
Таблица 2.9
Опросный лист основного исследования №4
Названия таблиц |
Номер выбранных ответов |
Раскодирование |
|
Подходящий выбор |
Неподходящий выбор |
||
Самочувствие |
10 |
10 |
–6 |
Настроение |
3,9 |
3,9 |
– |
Сон и сновидения |
3,5,9,14 |
3,5,9 |
14 |
Пробуждение ото сна |
4,10,12 |
4,10,12 |
– |
Аппетит и отношение к еде |
2,5,16 |
2,5,16 |
– |
Отношение к спиртным напиткам |
4,8,9 |
4,8,9 |
– |
Сексуальные проблемы |
6 |
6 |
– |
Отношение к одежде |
5,9,11 |
5,9,11 |
– |
Отношение к деньгам |
11 |
11 |
– |
Отношение к родителям |
8 |
8 |
– |
Отношение к друзьям |
5,9,14 |
5,9 |
14 |
Отношение к окружающим |
5,9,16 |
5,9,16 |
– |
Отношение к незнакомым людям |
4 |
4 |
– |
Отношение к одиночеству |
4,8 |
4,8 |
– |
Отношение к будущему |
5,12 |
5,12 |
– |
Отношение к новому |
8 |
8 |
– |
Отношение к неудачам |
1,2 |
1,2 |
– |
Отношение к приключениям и риску |
8 |
8 |
– |
Отношение к лидерству |
1,10 |
1,10 |
– |
Отношение к критике и возражениям |
3,5 |
3,5 |
– |
Отношение к опеке и наставлениям |
11 |
11 |
– |
Отношение к правилам и законам |
2,12 |
2,12 |
– |
Оценка себя в детстве |
2,4 |
2,4 |
– |
Отношение к школе |
2,9 |
2,9 |
– |
Оценка себя в данный момент |
1 |
1 |
– |
Тип является неопределенным.
По результатам исследования можно назвать и такую причину конфликта как ярко выраженная гипертимная акцентуация характера начальника отдела, конфликтность самой его личности, раздражительность вспыльчивость, эмоциональность, частое повышение голоса и переход на крик. Конфликт в данном случае_-_это возможность «разрядки», возможность сбросить свое внутреннее напряжение на другого и тем самым освободиться и успокоиться.
Также можно назвать такие качества данной личности как неадекватно завышенная самооценка наряду с неадекватно низкой оценкой окружающих. Неадекватно завышенная самооценка проявляется в том, что человек недостаточно критичен к самому себе и не способен замечать собственные ошибки и просчеты. При неудачах в работе он всегда перекладывает вину на других. Сценарный конфликт в данном случае выступает следствием внутренней завышенной самооценки и внешней заниженной оценки окружающих, проявляющихся в общении с подчиненными или коллегами.
Повышенная критичность к окружающим. Конфликтный человек часто анализирует характер и поступки других людей только с позиции критики, при этом положительные качества стремится представить как недостатки. Например, нетрудно критично оценить такую особенность коллеги, как частые опоздания. Но конфликтный человек может негативно оценить и высокую работоспособность: «Он много работает потому, что он -карьерист».
Результаты диагностики по методике В.П. Захарова показали, что преобладает директивный стиль руководства, характеризующийся на ориентацию на собственное мнение и оценки; стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки; игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений; контроль за действиями подчиненных.
Таким образом, анализ показал, что основной причиной возникновения конфликтов в данном коллективе является конфликтная личность начальницы отдела.
В целом данная ситуация характерна и для других подразделений предприятия. Такое положение скорее всего обусловлено тем, что руководящий состав предприятия в основном представлен сотрудниками с большим стажем руководящей работы, возрастом старше среднего в то время как основной персонал предприятия представлен сотрудниками в возрасте 21-29 лет. Такая очевидная разница поколений определяет и постоянный конфликт интересов.
Заключение
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Конфликты бывают конструктивными и деструктивными; реалистическими и нереалистическими; внутриличностные, межличностные, между дличностью и группой и межгрупповые.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться?
Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми. Выходить с честью из конфликтных ситуаций.
Конфликт - это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Усилия по разрешению конфликта могут принимать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны - посредники. Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах: путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого; уход от конфликта; ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.
В условиях кризиса в организации минимизация времени разрешения конфликтов выступает одним из важнейших требований к его эффективному преодолению.
Список использованной литературы
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп.)
3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп.)
4 Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп.)
5 Белоусов Р.А. Общий и специальный менеджмент. М., 2006. 158с.
6 Богданова Е. Л. Маркетинговая концепция организации персонал -менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. - СПб., 2006. 250с.
7 Бойдаченко П. Г. Служба управлений персоналом. - Новосибирск: ЭКО 2007. 220с.
8 Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2008.180с.
9 Грачев М. В., Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. - М.: Дело, 2007. 180с.
10 Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2008.
11 Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Одегов Ю. Г., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учебник. - М.: Академия, 2005. 2т.
12 Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ПРИОР, 2008. 205с.
13 Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. -Н. Новгород: НИМБ, 2009.320с
14 Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2006.180с.
15 Кибанов А. Я., Федорова Н. В. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие. - М.: Финстатинформ, 2004. 340с.
16 Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 2008. 250с.
17 Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Финстатинформ, 2007. 302с.
18 Практикум по управлению персоналом / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.:ГУУ,2009. 89с.
19 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. 350с.
20 Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА -ИНФРА-М, 2008. 430с.