Глава 1. Теоретические основы организации работы коммерческого банка с физическими лицами
1.1Общая характеристика банковских услуг, предоставляемых коммерческими банками
Коммерческие банки - это банки, основной целью функционирования которых является получение максимальной прибыли.
В соответствии с российским законодательством Банк- это кредитная организация, имеющая право:
- привлекать денежные средства физических и юридических лиц;
- размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
- осуществлять расчетные операции по поручению клиента.
Коммерческий банк отличается от специализированных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. Они выполняют лишь отдельные банковские операции.
Основные функции коммерческих банков:
- аккумуляция, или привлечение денежных средств в депозиты;
-их размещение - инвестиционная функция;
-расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
В современной экономической литературе Коммерческий банк определяется также как коммерческое предприятие, обеспечивающее выгодное помещение кредитных ресурсов.
В мировой банковской практике в последние годы наметилось две тенденции: с одной стороны - универсализация; с другой - специализация.
Коммерческие банки сегодня выполняют широкий круг операций для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов (до 300 операций). Основные виды операций:
- ведение депозитных счетов,
- безналичный перевод денежных средств,
- прием сбережений,
- предоставление различных видов ссуд,
- трастовые операции,
- операции с ценными бумагами и др.
Операции коммерческих банков представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
В соответствии с российским законом “О банках и банковской деятельности” [1]основные виды операций:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады до востребования и на срок;
- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;
- осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, кассовое обслуживание клиентов;
- управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
- покупка у юридических и физических лиц иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
- осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
- выдача банковских гарантий.
В законодательстве оговорено: небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций, предусмотренных пунктами 1,2,3,9. Допустимое сочетание иных операций для небанковских кредитных институтов устанавливается Банком России.
Коммерческие банки вправе осуществлять следующие сделки:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
- оказание информационных и консультационных услуг;
- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов, в них находящихся для хранения документов или ценностей;
- лизинговые операции.
Кредитные операции вправе осуществлять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством РФ.
Все операции проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ - в валюте.
Коммерческим организациям, в том числе банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (это небанковские операции).
Под банковской услугой понимается одна или несколько операций банка, удовлетворяющих определенную потребность клиента.
Основные характеристики банковской услуги:
- носит нематериальный характер;
- продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
- проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
- автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского продукта. Банковским продуктом являются:
Во-первых: создание платежных средств и
Во-вторых: предоставление услуг.
Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макро-уровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
Второй составной частью продукта банка являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом. Представим их классификацию в таблице 1.
Таблица 1 Классификация банковских услуг
Критерии классификации |
Тип предоставляемых услуг |
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности |
Специфические услуги Неспецифические услуги |
В зависимости от субъектов получения услуг |
Юридические лица Физические лица |
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка |
Активные операции Пассивные операции |
В зависимости от оплаты за предоставление |
Платные услуги Бесплатные услуги |
В зависимости от связи с движением материального продукта |
Услуги, связанные с движением материального продукта Чистые услуги |
Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида выполняемых ими операций:
- депозитные операции,
- кредитные операции.
-расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.
Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями.
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
- посреднические услуги,
- услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
- предоставление гарантий и поручительств,
- доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
- бухгалтерская помощь предприятиям,
- представление клиентских интересов в судебных органах,
- услуги по предоставлению сейфов,
- туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
- услуги связанные с его движением,
- чистые услуги.
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода услуги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отличие от отраслей материального производства, где продукт приобретает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.[2,312-314]
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что свойство банковских услуг состоит и в том, что они охватывают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депозитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существенные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
1.2 Основные услуги, оказываемые коммерческими банками физическим лицам
Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям оказываемым физическим лицам относятся следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических лиц во вклады;
- ведение банковских счетов физических лиц;
-осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
- кассовое обслуживание физических лиц;
- купля- продажа иностранной валюты;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими лицами;
- предоставление в аренду физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
- консультационные и информационные услуги;
- трастовые операции физическим лицам;
- выдача гарантий;
- кредитование физических лиц;
Одними из самых важных банковских услуг физическим лицам являются депозитные услуги.
Депозитные счета физических лиц могут быть самыми разнообразными, и в основе их классификации имеются такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т.д.
В таблице 2 рассмотрим классификацию депозитов физических лиц.
Таблица 2 Классификация депозитов физических лиц
Признак классификации |
Классификация |
1 По форме изъятия |
До востребования (обязательства не имеющего определенного срока) Срочные (обязательства, имеющие определенный срок) -Депозиты с твердым сроком (назначается фиксированный срок, по истечении которого депозиты превращаются во вклады до востребования) - Депозиты с условным сроком(в случае неизъятия автоматически продлеваются на тот же срок с теми же условиями) - Депозиты с предварительным уведомлением (назначается минимальный обязательный срок хранения, после которого можно изъять вклад в любое время, но с предварительным уведомлением банка за 5-15 дней) Условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий) - Целевые депозиты (депозиты для выплаты дивидендов, погашения облигаций) - Пенсионные вклады - Целевые накопительные счета Бессрочные - Вечные депозиты - Сберегательные вклады |
По возможности пополнения |
Вклады без дополнительных взносов Вклады с дополнительными взносами |
По времени начисления процентов |
По истечении срока вклада Ежеквартально или ежемесячно |
По способу начисления процентов |
С использованием простых процентов С использованием сложных процентов С фиксированной процентной ставкой С плавающей процентной ставкой С возрастающей процентной ставкой |
По способу оформления |
Именные депозиты Депозиты на предъявителя |
Укрупнено все депозиты физических лиц могут быть разделены на две большие группы: депозиты до востребования и срочные депозиты. Выделение сберегательных депозитов, НАУ-счетов расширяет данную укрупненную классификацию. Кроме того, как особая разновидность срочного вклада могут рассматриваться сберегательные сертификаты, которые фактически оформляют срочный депозит.
Депозиты до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления банка со стороны клиента.
Депозиты до востребования обычно предназначены для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностью производить расчеты, совершать платежи и получать денежные средства в свое распоряжение при посредничестве банков. Движение средств по этим счетам (поступление и списание) может оформляться наличными деньгами, чеком или переводом.
У большинства коммерческих банков (особенно – в Сбербанке) депозиты до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре депозитов физических лиц. Это, как правило, самый дешевый источник образования банковских ресурсов.
Особый вид депозитов до востребования представляют вклады на текущие счета. Вклады на текущие счета – это сбережения, которыми вкладчики распоряжаются путем выдачи чековой книжки. Вкладчикам выдается чек – именной или на предъявителя одновременно с чековой книжкой. Чековая книжка бывает двух видов: расчетная и чековая. В расчетной книжке отражаются приходные и расходные операции по чеку.
Срочные депозиты вносятся в определенной сумме и могут быть изъяты лишь при наступлении установленного в договоре срока, причем в полной сумме. По срочным депозитам выплачивается более высокая ставка процента, чем по депозитам до востребования. Основная функция срочных депозитов – накопление средств.
В мировой банковской практике промежуточное положение между срочными депозитами и депозитами до востребования занимают сберегательные депозиты. К сберегательным относятся вклады, образованные с целью накопления или сохранения денежных сбережений. Их характеризует специфическая мотивация – поощрение бережливости, накопление средств целевого характера и высокий уровень доходности, хотя и ниже, чем по срочным вкладам.
Эффективным способом привлечения новых вкладчиков являются пластиковые карточки (картсчета). Данные счета являются следующей разновидностью депозитов физических лиц до востребования.
В Российской Федерации используются в основном дебетовые карточки, служащие для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах и т.д. Использование пластиковых карточек в общем случае является для владельца платным.
Расчетно-кассовое обслуживание - это ведение счетов физических лиц и осуществление расчетов по их поручению банк предоставляет клиенту следующие услуги: открытие и ведение счетов, проведение безналичных расчетов, операции с наличными деньгами, открытие текущих и расчетных счетов. Расчетный счет это счет для осуществления предпринимательской деятельности, текущий счет – это счет для физических лиц, представительств, структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, предназначен для хранения денег целевого финансирования его владельца, проведения расчетных операций.
Банк открывает клиенту текущий счет в валюте РФ, принимает и зачисляет на счет денежные средства. Выполняет распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Распоряжение счетом осуществляется на основании платежных документов, унифицированные формы которых установлены банковскими правилами для совершения безналичных и кассовых операций. Распоряжения клиента о перечислении денежных средств со счета оформляются платежными поручениями. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с банковскими правилами.
Для открытия счета физические лица предоставляют в банк следующие документы: карточка подписей, заверенная работником банка (2экземпляра), заявление об открытии счета (подпись), документ удостоверяющий личность, договор банковского счета (2 экземпляра).
Распоряжаться банковским счетом клиент может как лично, так и через представителя при предоставлении ему доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством РФ. Клиент всегда может получить информацию о наличии средств на счете и их движении, может дать постоянное поручение Банку на перечисление денежных средств со своего счета в пределах остатка денежных средств, находящихся на счете.
За операции, проводимые с использованием банковского счета, Банк взимает комиссии в соответствии с тарифами.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 ''О банках и банковской деятельности'' осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) относится к банковским операциям.
Поскольку при осуществлении данной банковской операции, указанный Федеральный закон не устанавливает обязательное открытие банковского либо вкладного счета физическому лицу - получателю денежных средств, при переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, получателем денежных средств, может быть физическое лицо, как имеющее банковский или вкладной счет в кредитной организации, так и не имеющее данные счета. Кроме того, основными квалифицирующими признаками этой банковской операции является наличие договорных отношений между банком и плательщиком, в рамках которых кредитная организация, обладающая специальной правоспособностью, принимает на себя обязательство по исполнению поручения плательщика о переводе денежных средств.
Законом РФ от 9.10.1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» установил, что валютные ценности в РФ могут находиться в собственности резидентов, в т.ч. физических лиц. Физические лица-резиденты имеют право осуществлять валютные операции на территории РФ следующими способами:
- через уполномоченные банки со своих банковских счетов;
- через уполномоченные банки без открытия текущих валютных счетов;
- минуя уполномоченные банки, в специально установленных случаях.
При совершении физическим лицом - резидентом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты за наличные рубли на сумму в эквиваленте 10000 долларов США и более, рассчитанную по курсу Банка России на текущую дату, реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, заполняются кассиром обменного пункта в обязательном порядке.
В настоящее время российские коммерческие банки осваивают рынок консультационных и информационных услуг физическим лицам. Между тем в мире такие услуги давно вошли в практику банковского бизнеса, т.е. по сути стали необходимой составной частью банковской деятельности.
При характеристике сдвигов в сфере банковских услуг зарубежные специалисты наиболее часто упоминают именно консультационные услуги.
Они относятся к так называемым внебалансовым операциям, которые в последнее время представляют собой новые источники роста экономического потенциала кредитных организаций. Такие услуги не выражаются в предоставлении кредита и тому подобных операциях и не ведут к росту активов или пассивов, т.е. находятся «вне баланса», а оплачиваются в форме гонорара или комиссий. Кстати, консультирование сегодня относится за рубежом к наиболее высокооплачиваемым видам профессиональной трудовой деятельности. В зарубежной банковской практике доходы от оказания нетрадиционных услуг, к которым относятся и консультационные услуги, составляют в среднем 15-28% банковских доходов.
Что касается России, то согласно ст. 5 Федерального закона «0 банках и банковской деятельности кредитная организация вправе осуществлять такой вид сделок, как оказание консультационных и информационных услуг.
Термины «информация» и «консультация», так же как «информирование» и «консультирование», взаимосвязаны. Информация всегда присутствует при оказании консультационных услуг специалистом банка, поскольку, консультируя клиента по интересующему его вопросу банковской деятельности или не связанному с ней, специалист банка оперирует достоверной информацией.
В Федеральном законе от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ Об информации, информатизации и защите информации» записано что «информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях явлениях и процессах независимо от формы их представления» (ст. 2). Таким образом, консультация - это форма предоставления информации.
В наиболее общем смысле консультационные (консалтинговые) услуги банка можно определить как вид интеллектуальной деятельности, связанный с анализом, исследованием и выдачей информации, советов и рекомендаций по широкому кругу вопросов как в области банковской деятельности, так и за ее пределами.
К складским операциям относится - передача заложенных ценностей на хранение в банк, как один из возможных режимов залога, развитие товарно-комиссионных операций и создание ими соответствующей инфраструктуры. В этот период в числе уставных операций банков предусматривалось хранение товаров за плату на товарных складах и сдачу в наем кладовых, складов и безопасных ящиков.
Одной из форм указанных операций является в настоящее время прием вещевых вкладов на хранение банком. Эти услуги выполняются банками в двух формах: предоставление сейфов для хранения ценностей и хранение ценных бумаг в стальной камере.
Сейфы для хранения ценностей сдаются клиентам в аренду. По такому договору клиент в состоянии контролировать свои ценности в любое время. Банк лишь предоставляет сейф или ячейку и обеспечивает выполнение услуг, связанных с хранением, а также обеспечивает доступ к сейфу.
Хранение ценностей в стальной камере отличается от услуг по предоставлению сейфов в пользование граждан. В этом случае банк принимает на хранение, как правило, ценные бумаги клиента и выступает в роли агента. Срок хранения устанавливается вкладчиком. Плата за аренду сейфов ячейки взимается по договорным ценам в зависимости от емкости ячеек.
Предоставление трастовых услуг физическим лицам – это такие операции которые возникают как соглашение между доверителем и доверенным лицом и связанные в основном с передачей имущества доверенному лицу, которое в дальнейшем владеет имуществом в интересах доверителя.
К числу трастовых услуг, оказываемых банками отдельным лицам, относятся:
- распоряжение наследством;
- управление собственностью;
- выполнение роли опекуна и (или) хранителя имущества;
- выполнение агентских посреднических функций.
Операции банка, связанные с поручительством и гарантией обязательств физических лиц регулируются соответствующими нормами гражданского права. В частности, по договору поручительства банк-поручитель обязуется перед кредитором своего клиента отвечать за исполнение последним своего обязательства полностью или частично. Выполнение этих операций банком производится, как правило, под соответствующее обеспечение.
Наиболее популярная и востребованная в последнее время банковская услуга – это кредитование физических лиц.
Кредиты предоставляются гражданам Российской Федерации в возрасте от 21 года при условии, что срок возврата кредита по договору:
- при дифференцированных платежах — наступает до исполнения заемщику 75 лет;
- при аннуитетных — ограничивается трудоспособным возрастом заемщика.
Минимальная сумма кредита — 15 тыс. рублей. Обязательным условием предоставления кредитов является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком.
В качестве обеспечения банк принимает:
- поручительство платежеспособных граждан РФ;
- поручительство юридических лиц-клиентов банка;
- залог недвижимого имущества;
- залог незавершенного строительством недвижимого имущества;
- залог транспортных средств и иного ликвидного имущества;
- залог мерных слитков драгоценных металлов с обязательным хранением закладываемого имущества в банке;
- залог ценных бумаг.
Заемщиком может быть предоставлена как одна, так и несколько форм обеспечения. В случае, если в качестве обеспечения банком принимается только поручительства физических лиц необходимо предоставление не менее :
- одного поручительства — по кредитам в сумме до 300 000 руб.;
- двух поручительств — по кредитам в сумме от 300 000 руб. до 750 000 руб.
Кредиты в сумме свыше 750 000 руб. предоставляются с обязательным оформлением залога имущества.
Документы, предоставляемые в банк для получения кредита
- заявление-анкета (на бланке банка)
- паспорта заемщика и поручителей или залогодателя (при предоставлении по кредиту соответствующего обеспечения), желательно с копиями всех страниц
- документы о доходах:
- для работающих - справка с места работы за последние 6 месяцев по форме 2 - НДФЛ, выписка из трудовой или копия трудовой книжки, заверенная предприятием;
- для пенсионеров всех категорий - пенсионное удостоверение и справка из органов социальной защиты населения (если пенсионер получает пенсию через Сбербанк России, данная справка не предоставляется);
- для граждан, получающих доход от предпринимательской деятельности, частной практики или других источников — налоговая декларация и другие документы (за дополнительной информацией обратитесь к кредитному инспектору).
Перечисленные выше услуги банка - лишь небольшая часть спектра банковских операций и услуг по обслуживанию частных клиентов. Современные банки стремятся всемерно расширять число и повышать качество выполняемых ими операций с тем, чтобы привлечь больше клиентов и повысить свою доходную базу.
В настоящее время особенно ценятся услуги по своевременным расчетам между покупателем и поставщиком, а также услуги, связанные со внедрением новых платежных средств в виде кредитных и других пластиковых карт, векселей, чеков и других.
Рост доходности работы банков на современном этапе развития могут дать услуги, которые обеспечивают улучшение комплексного расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведение операций с ценными бумагами, развития операций с наличной иностранной валютой, страховые, аудиторские и лизинговые услуги. Важным резервом в экономии затрат банка является осуществление мероприятий по компьютеризации банковских операций.
Особое значение для банка имеет правильное определение стоимости банковских услуг. Оптимальным ориентиром при установлении комиссионных платежей должны быть затраты на банковские операции и цены, сложившиеся на рынке данного вида услуг. В настоящее время размер платы может устанавливаться по абонентному принципу за комплекс услуг, оказываемых в определенном договорном порядке.
1.3 Анализ банковского сектора в условиях кризиса
Масштабная помощь госбанкам позволила избежать резкого сокращения кредитования корпоративного сектора. Портфель кредитов нефинансовым предприятиям за первую половину 2009 года вырос на 2,6%, а за 12 месяцев с 01.07.08 по 01.07.09 – на 15,3%. Это неплохой результат с учетом масштабов спада в реальном секторе (промышленное производство упало на 14,2%). Усилия госбанков, которые, за редким исключением, наращивали объем кредитов, лишь компенсировали сжатие портфелей большинства крупных частных и иностранных банков: за полгода портфели банка «Русский стандарт», Альфа-банка, банка «Уралсиб» рухнули более чем на 20%.
С заданием справились не все: «ручное управление» не обеспечило устойчивого оживления кредитования. Декабрьское поручение правительства увеличивать портфель на 2% в месяц отдельные госбанки с трудом выполняли уже в первом квартале 2009 г., когда им «помогала» переоценка валютных кредитов. А во втором квартале из-за роста проблемных кредитов среднемесячный темп прироста портфеля у Сбербанка упал до 0,4%, у ВТБ – до минус 0,4%. Правда, меньшие по размеру ГПБ и Россельхозбанк сумели сохранить среднемесячные темпы выше 2% до конца полугодия (3,3% и 3,4% соответственно). С учетом сокращения портфелей у частных и иностранных банков, пятерка крупнейших банков (Сбербанк, ВТБ, ГПБ, Россельхозбанк, Банк Москвы) нарастила свою долю в активах на 2 п.п. до 48%.
Одних денег недостаточно: помимо дефицита ресурсов, кредитную активность сдерживают негативные ожидания. Для активизации кредитования необходимо сформировать позитивные ожидания относительно дальнейшего развития хотя бы в части секторов экономики. Перелом в ожиданиях способны обеспечить позитивные сигналы как с внешних рынков, так и восстановительный рост компаний, ориентированных на внутренний спрос. Однако пока рынок, напротив, готовится к дальнейшему снижению кредитного качества заемщиков. По различным оценкам, доля проблемных кредитов к концу года вырастет с нынешних 10-14% до 20-22%.
Резервы уничтожают капитал: из топ-200 30 банков показали убытки, еще 38 – минимальную прибыль. Весь банковский сектор за полгода заработал символические 6,8 млрд руб. или 0,02% активов. Причина – досоздание резервов на возможные потери, в т.ч. в рамках санации нескольких крупных банков. Рост плохих долгов уже в начале 2009 года требовал проведения рекапитализации банков – и не точечной, как это было сделано, а системной. Между тем, один из механизмов системной рекапитализации – субординированные займы ВЭБа – по-настоящему заработал только в середине года, когда до банков дошли деньги одобренных в апреле 2009 г. заявок. В итоге крупнейшие частные банки, оказавшись без капитальной базы, способной покрыть убытки от списания плохих долгов, были вынуждены резко сокращать кредитные портфели.
Рекапитализация, если она будет проведена в разумные сроки, остановит кредитное сжатие у большинства частных банков, но вряд ли обеспечит немедленную активизацию кредитования. Однако даже незначительное улучшение ситуации в реальном секторе способно существенно улучшить балансы банков и создать условия для роста кредитных портфелей уже в конце 2009 года.
Активы банковской системы с начала года сократились на 0,9%. Сокращение средств, предоставленных Банком России, на банковских балансах (на 40,5%) было частично компенсировано ростом капитала 1-го уровня (на 5,5%) и увеличением средств клиентов (на 6,3%). К концу полугодия изменилось и «качество» этого роста: если в январе – феврале он был обеспечен переоценкой валютных пассивов из-за девальвации, то в мае-июне положительная динамика вкладов населения и средств организаций перестала быть «бумажной». Эти позитивные сигналы, наряду с огромным масштабом уже оказанной и анонсированной господдержки, дают повод для оптимизма. Однако, несмотря на заметные тенденции стабилизации пассивной базы, восстановления кредитной активности пока не происходит. Получается, что масштабные вливания в банковскую систему – субординированные кредиты ВЭБа, беззалоговые средства Банка России, многомиллиардные инвестиции в капитал санируемых банков – пока не приносят ожидаемых результатов.
Тем не менее определенных успехов достичь все же удалось. Кредитование нефинансовых предприятий за первые 6 месяцев 2009 года не рухнуло вслед за промышленным производством (в январе-июле 2009г. по сравнению с январем-июлем 2008г. упало на 14,2%), а выросло на 2,6%. Для сравнения: за этот же период объем кредитования физических лиц, меры по поддержке которого были куда менее масштабными и последовательными, сократился на 7,9%. Хотя с учетом инфляции (цены производителей промышленных товаров за полгода выросли на 10%, потребительские цены – на 7,5%) реальный прирост кредитов предприятиям все же оказывается отрицательным, при двузначных темпах сокращения промышленного производства более существенный рост кредитных портфелей был практически невозможен. Хорошо, что удалось избежать более жесткого кредитного сжатия, которое могло привести к единовременной остановке большого числа социально значимых предприятий из-за нехватки оборотных средств.
Слабая, но позитивная динамика кредитования нефинансовых компаний – заслуга государственных и квазигосударственных кредитных организаций, судя по продолжающемуся росту концентрации активов на 5 крупнейших банках (на 01.07.09 – 48% активов банковского сектора). Еще в декабре 2008 года госбанкам было дано поручение увеличивать кредитные портфели не менее, чем на 2% в месяц.
Увеличение резервов на возможные потери, подорвавшее прибыльность российских банков, отражает как падение платежной дисциплины (уровень просроченной задолженности по размещенным средствам, рассчитанный на основе отчетности по российским стандартам, с начала года вырос с 2,1% до 4,1%), так и резкое ухудшение финансовых показателей заемщиков. Фактическая доля проблемных кредитов в 3-3,5 выше, так как часть из них банки пролонгируют. Кроме того, помимо реального ухудшения платежеспособности растет и число случаев мошенничества со стороны клиентов, причем нередко в этом мошенничестве им помогают и сотрудники банка. У клиентов, желающих получить заемные средства, в условиях экономического кризиса возрастает мотивация к совершению мошеннических действий. У банковского персонала, на фоне сокращения зарплат и бонусов, мотивация на предотвращение подобных действий, напротив, падает. В результате, по данным МВД, число фактов незаконного получения кредитов за I полугодие 2009г. выросло по сравнению с I полугодием 2008г. на 87%. Проблема, связанная с неизбежным ростом резервов, усугубляется сужением источников, за счет которых эти резервы могут быть созданы. Прибыль банков, выступающая основным ресурсом для покрытия будущих потерь, в первом полугодии резко сократилась. Весь банковский сектор за полгода заработал символические 6,8 млрд руб. или 0,02% активов.
На фоне падения прибыльности, многие акционеры банков готовы идти на увеличение капитала, чтобы покрыть текущие и ожидаемые убытки и просто сохранить свой бизнес. На макроэкономическом уровне проблему планируется решить за счет докапитализации банков путем внесения государством в их капитал ОФЗ. К системной рекапитализации банковского сектора в России приступили довольно поздно, когда выяснилось, что накачка капиталом государственных банков не заменит аналогичных мероприятий по отношению ко всей банковской системе. Первоначально, успешно справившись с поддержкой ликвидности банков за счет беззалоговых кредитов, правительство попыталось сходу активизировать кредитование реального сектора, используя преимущественно «ручное управление». Однако неизбежный в условиях экономического спада рост плохих долгов уже в начале 2009 года требовал проведения рекапитализации банков – и не точечной, как это было сделано, а системной. Однако этого не произошло. Один из механизмов рекапитализации – субординированные займы ВЭБа – по-настоящему заработал только в середине года, когда до банков дошли деньги, заявки на которые были одобрены в апреле 2009 г. В итоге частные банки, оказавшись без капитальной базы, способной покрыть убытки от списания плохих долгов, стали резко сокращать кредитный портфель.
Рекапитализация остановит кредитное сжатие у большинства частных банков, но может не дать немедленного эффекта в виде активизации кредитования. Ведь в итоге в экономике не появятся ни новые качественные заемщики, ни источники дополнительной прибыли, а значит – не изменятся негативные ожидания банкиров. Оживление наступит, когда банки поверят в рост экономики. Даже незначительное улучшение ситуации в реальном секторе способно существенно улучшить балансы банков и создать условия для роста кредитных портфелей уже в конце 2009 года.
Глава 2 Деятельность коммерческого Банка ОАО «Челиндбанк» в направлении обслуживания физических лиц
2.1. Организационно- экономическая характеристика ОАО «Челиндбанк»
Переход к рыночным отношениям привел к необходимости создания двухуровневой банковской системы. 10 сентября было принято решение о создании Индустриального коммерческого банка Челябинской области (Челиндбанка), учредителями которого выступили крупнейшие предприятия области, сформировавшие уставный капитал банка в размере 150 миллионов рублей. Новое финансовое учреждение приняло на обслуживание всех клиентов бывшего Челябинского областного управления Промстройбанка СССР. На момент создания банк имел 297 пайщиков. Объемы кредитных вложений составляли около 2 млрд. рублей. «Челиндбанк» был зарегистрирован в Государственном банке Российской Федерации 16 октября 1990 года. На момент создания банк имел около 7 тысяч клиентов, 30 филиалов, свыше 1500 сотрудников.
Экономические реформы, начало процессов приватизации потребовало изменения организационно-правовой формы банка. Банк смог привлечь широкий круг индивидуальных инвесторов и предприятий негосударственных форм собственности. В 1992 году банк был преобразован в открытое акционерное общество и выпустил акции на сумму 200 млн. рублей, которые распространил между юридическими и физическими лицами. В течение 1992 года банк провел открытую подписку на акции второго выпуска, что позволило увеличить уставный капитал до 700 млн. руб. и изменить структуру акционеров. По состоянию на 1 января 1993 года уже 80% акций принадлежало физическим лицам.
В 1996 году банком принят новый устав, а в 2002 году изменения к нему, в которых изменено название банка. Сегодня банк называется: Акционерный коммерческий банк "Челиндбанк" (открытое акционерное общество), сокращенно - ОАО "Челиндбанк".
ОАО «Челиндбанк» является крупнейшим банком Челябинской области. Банк входит в ТОП-100 российских банков по величине активов и собственного капитала, а также в первую десятку крупнейших банков Уральского федерального округа.
Основами деятельности ОАО «Челиндбанка» являются открытые, честные отношения с клиентами и безусловное выполнение обязательств перед ними. Банк соблюдает требования надзорных органов, а также основные принципы «Кодекса корпоративного управления ОАО «Челиндбанк» по раскрытию информации о деятельности Банка.
ОАО «Челиндбанк» предлагает новую услугу – денежные переводы по системе «BLIZKO». 19.02.2009г ОАО «Челиндбанк» приступил к обслуживанию физических лиц по системе срочных денежных переводов «BLIZKO». Данная услуга позволяет гражданам осуществлять мгновенные денежные переводы в рублях и долларах США на территории России, стран СНГ и Балтии без открытия счета.
Особое внимание банк уделяет сфере индивидуального обслуживания, а также стремится к диверсификации своего бизнеса, увеличению своей доли на рынке банковских услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, розничных банковских продуктов. Деятельность банка определяется целью, которая на сегодняшний день выражается в активном участии в развитии бизнеса, предоставление большого спектра банковских услуг с максимальным качеством обслуживания на основе формирования долгосрочных партнерских отношений с клиентом.
Приоритетными направлениями развития Челиндбанка являются кредитование и розничный бизнес. С начала года кредитный портфель банка вырос на 34 % и достиг 10,6 млрд. рублей. Средства на счетах физических лиц составляют 6,7 млрд. рублей. Количество международных банковских карт "VISA", эмитированных Челиндбанком, превысило 280 тысяч штук. В соответствии с лицензиями на право осуществления банковских операций ОАО «Челиндбанк» осуществляет следующие виды операций и сделок:
- Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте;
- Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- Выдача банковских гарантий;
- Покупка - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- Осуществление переводов денежных средств в рублях и иностранной валюте с помощью системы Western Union;
- Кредитование физических и юридических лиц;
- Хранение ценностей клиентов в индивидуальных сейфах;
- Обслуживание на рынке ценных бумаг;
- Выпуск и учет векселей;
- Дистанционное банковское обслуживание: «Телефон-Банк», «Интернет-Банк Онлайн»;
- Операции со слитками и монетами из драгоценных металлов
- Международные формы расчетов;
- Лизинг;
- Обслуживание импортно-экспортных операций;
- Эквайринговые услуги торговым точкам;
- Эмиссия и обслуживание по пластиковым картам VIZA и «Золотая Корона».
Для анализа экономической деятельности ОАО «Челиндбанк» проанализируем динамику активов и пассивов на основе баланса банка, анализ доходов и расходов на основе данных отчета о прибылях и убытках.
В таблице 3 рассмотрим динамику активов банка в период 01.07.08 и 01.07.09 годов.
Таблица 3- Динамика активов ОАО «Челиндбанк», тыс.руб.
Наименование статьи баланса |
01.07.08 |
01.07.09 |
Абсолютные отклонения |
Темп роста |
1. 1. Денежные средства |
846 349 |
1 031 770 |
185 421 |
121,9 |
2. 2. Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации |
533 936 |
270 453 |
-263 486 |
50,65 |
2.1 Обязательные резервы |
318 396 |
55 481 |
-262915 |
17,42 |
3.Средства в кредитных организациях |
1 092 103 |
963 702 |
-128 401 |
88,24 |
4.Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости |
2 104 893 |
428 371 |
-1 676 522 |
20,35 |
5. Чистая ссудная задолженность |
15 428 712 |
15 681 287 |
252 575 |
101,63 |
6. Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи |
20 140 |
20 165 |
25 |
100,12 |
6.1 Инвестиции в дочерние и зависимые организации |
20 013 |
20 015 |
2 |
100,00 |
7. Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения |
0 |
1 854 630 |
1 854 630 |
0 |
8.Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы |
1 626 131 |
3 144 870 |
1 518 739 |
193,39 |
9. Прочие активы |
286 557 |
319 137 |
32 580 |
111,36 |
10. Всего активов |
21 938 821 |
23 714 385 |
1 775 564 |
108,09 |
Из таблицы видно, что величина активов по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1 775 564 тыс.руб. Наибольшее значение в активах имеют статьи «Обязательные резервы», которые снизились на 82,58% и «Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости» которые также снизились на 79,65%, снижение по этой статье можно объяснить тем, что на рынке ценных бумаг за последний год произошел резкий спад, курсы этих финансовых инструментов потеряли много пунктов. По статье «Денежные средства» произошло увеличение на 21,9%, это связано с политикой ЦБ по рефинансированию коммерческих банков. По статье «Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации» произошло снижение на 49,35%. Величина чистой ссудной задолженности осталась практически неизменной, но в условиях кризиса ликвидности это положительный результат деятельности банка. Положительную динамику можно отметить в увеличении нематериальных активов и материальных запасов.
В целом по анализируемым статьям актива наблюдается положительная динамика, что можно расценивать как благоприятный факт в деятельности банка. Покажем на рисунке 1, как изменилась динамика активов с 01.07.08 г на 01.07.09г.
Рисунок 1. Динамика активов за 01.07.08 и 01.07.09гг.
Из диаграммы видно, что почти все статьи актива за 01.07.09г выросли по сравнению с 01.07.08г. В конечном итоге тенденция роста анализируемых показателей окажет положительное влияние на конечный финансовый результат деятельности анализируемого кредитного учреждения.
Далее на основе баланса банка рассмотрим динамику пассивов и представим ее в таблице 4.
Таблица 4 Динамика пассивов баланса, тыс.руб.
Наименование статьи баланса |
01.07.08 |
01.07.09 |
Абсолютные отклонения |
Темп роста |
1. Средства кредитных организаций |
1 019 931 |
812 355 |
- 207 576 |
79,65 |
2. Средства клиентов (некредитных организаций) |
17 190 911 |
17 691 272 |
500 362 |
102,91 |
2.1 Вклады физических лиц |
10 264 596 |
11 167 368 |
902 772 |
108,79 |
3.Выпущенные долговые обязательства |
139 242 |
86 177 |
-53 065 |
61,89 |
4. Прочие обязательства |
125 362 |
121 801 |
-3 561 |
97,16 |
5.Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон |
49 686 |
68 862 |
19 176 |
138,59 |
6.Всего обязательств |
18 525 132 |
18 780 467 |
255 335 |
101,38 |
7. Средства акционеров |
808 575 |
808 575 |
- |
100,00 |
8. Резервный фонд |
400 000 |
808 575 |
408 575 |
202,14 |
9. Переоценка основных средств |
1 058 138 |
2 518 999 |
1 460 861 |
238,06 |
10. Нераспределенная прибыль прошлых лет |
920 946 |
768 816 |
- 152 130 |
83,48 |
11. Прибыль (убыток) за отчетный период |
226 030 |
28 953 |
-197 077 |
12,81 |
12. Всего источников собственных средств |
3 413 689 |
4 933 918 |
1 520 229 |
144,53 |
Анализируя структуру пассивов баланса банка, можно увидеть, что в абсолютном выражении, в структуре наибольшее снижение за анализируемый период (20,35%), занимают средства кредитных организаций. Выпущенные долговые обязательства были также снижены на 38,11%. Средства клиентов увеличились 2,91%, это связано с тем, что клиентами Челиндбанка в основном
являются крупные организации, которых кризис коснулся не значительно. Вклады физических лиц выросли на 8,79%, это связано с эффективной политикой банка по депозитным операциям. По статье «Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами офшорных зон» заметное увеличение на 38,59%, это связано с тем, что в условиях кризиса в связи с возможностью невозврата кредитов банк увеличивает резервы на возможные потери. Обязательства выросли на 1,38%. Средства акционеров остались без изменений. Нераспределенная прибыль снизилась на 16,52%. Резервный фонд увеличился в 2 раза, темп роста при этом увеличился на 102,14%.
Также как и активы рассмотрим динамику пассивов на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика пассивов за 01.07.08 и 01.07.09 гг.
Как видно из рисунка 2 величина пассивов увеличилась, что положительно складывается на деятельности банка.
Далее перейдем к анализу доходов и расходов банка, на основании отчета о прибылях и убытках проведем их анализ и отразим в таблице 5.
Таблица 5- Динамика доходов банка, тыс.руб.
Наименование статьи |
01.07.08 |
01.07.09. |
Абсолютные отклонения |
Темп роста |
1.Процентные доходы, всего, в том числе: |
1 230 712 |
1 407 342 |
176 630 |
114,35 |
1.1 От размещения средств в кредитных организациях |
29 561 |
31 872 |
2 311 |
107,81 |
1.2От ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям) |
1 122 458 |
1 277 636 |
155 178 |
113,82 |
1.3 От вложений в ценные бумаги |
78 693 |
97 834 |
19 141 |
124,32 |
2. Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) |
742 540 |
742 979 |
439 |
100,05 |
3.Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери |
652 513 |
299 852 |
- 352 661 |
45,95 |
4.Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
- 22 724 |
27 435 |
4 711 |
120,73 |
5. Чистые доходы от операций с иностранной валютой |
7 689 |
36 664 |
28 975 |
476,83 |
6. Чистые доходы от переоценки иностранной валюты |
4 568 |
- 13 700 |
- 18 268 |
299,91 |
7. Доходы от участия в капитале других юридических лиц |
143 |
783 |
640 |
547,55 |
8. Комиссионные доходы |
332 872 |
278 995 |
-53 877 |
83,81 |
9. Прочие операционные доходы |
54 181 |
87 510 |
33 329 |
161,51 |
Проанализировав структуру доходов банка можно сказать следующее, что процентные доходы увеличились на 176 630 тыс.руб., при этом темп роста составил 14,35%; доходы от размещения средств в кредитных организациях выросли на 2 311тыс.руб., при этом темп роста составил 107,81%; заметное увеличение произошло по статье «От ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)» на 155 178 тыс.руб., при этом темп роста составил 113,82%.
- по статье «От вложений в ценные бумаги» также произошло увеличение на 19 141 тыс.руб., при этом темп роста составил 124,32%.
- по статье «Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа)» произошло небольшое увеличение всего на 439 тыс.руб., при этом темп роста составил 100,05%.
- по статье «Чистые процентные доходы (отрицательная процентная маржа) после создания резерва на возможные потери» произошло снижение на 352 661 тыс.руб., при этом темп роста составил всего лишь 45,95%.
- по статье «Чистые доходы от операций с ценными бумагами, оцениваемыми по справедливой стоимости через прибыль или убыток» произошло увеличение на 4 711 тыс.руб., при этом темп роста составил 120,73%.
- по статье «Чистые доходы от операций с иностранной валютой» произошло увеличение на 28 975 тыс.руб., при этом темп роста составил 476,83%.
- по статье «Чистые доходы от переоценки иностранной валюты» произошло снижение на 18 268тыс.руб., при этом темп роста составил 299,91%.
- по статье «Доходы от участия в капитале других юридических лиц» произошло увеличение на 640 тыс.руб., при этом темп роста также увеличился на 447,55%.
- по статье «Комиссионные доходы» произошло снижение на 53 877 тыс.руб., при этом темп роста составил 83,81%.
- по статье «Прочие операционные доходы» произошло увеличение на 33 329 тыс.руб., при этом темп роста составил 161,51%.
В целом при анализе доходов отмечена положительная динамика. На рисунке 3, можно просмотреть, что на 01.07.09года произошло увеличение доходов практически по всем статьям.
Рисунок 3 - Динамика доходов банка за 01.07.08 и 01.07.09 гг.
Из рисунка 3 наглядно видно, что доходы банка с 01.07.08г по 01.07.09г почти по всем статьям увеличились.
Далее перейдем к анализу расходов банка. Анализ расходов представлен в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика расходов банка, тыс.руб.
Наименование статьи |
01.07.08 |
01.07.09 |
Абсолютные отклонения |
Темп роста |
1 Процентные расходы, всего, в том числе |
488 172 |
664 363 |
176 191 |
136,09 |
1.2 По привлеченным средствам кредитных организаций |
30 325 |
74 876 |
44 551 |
246,91 |
Продолжение таблицы 6
1.3 По привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций) |
455 716 |
588 104 |
132 388 |
129,05 |
1.4 По выпущенным долговым обязательствам |
2 131 |
1 383 |
-748 |
64,89 |
2 Комиссионные расходы |
35 670 |
32 908 |
- 2 762 |
92,25 |
3 Операционные расходы |
631 841 |
560 483 |
- 71 358 |
88,70 |
Из таблицы видно, что по статье «процентные расходы» произошло увеличение на 176 191 тыс.руб., за счет увеличения объема привлеченных средств и роста их стоимости под влиянием кризиса, темп роста при этом составил 136,09%. По статье «По привлеченным средствам кредитных организаций» также произошло увеличение на 44 551 тыс.руб., темп роста при этом составил 246,91%. По статье «По привлеченным средствам клиентов» произошло увеличение на 132 388 тыс.руб., при этом темп роста превысил на 29,05%. По статье «По выпущенным долговым обязательствам» произошло снижение на 748 тыс.руб., при этом темп роста составил 64,89%. Комиссионные расходы сократились на 2 762 тыс.руб., при этом темп роста снизился на 7,75%. Операционные расходы снизились на 71 358 тыс.руб., темп роста при этом составил 88,70%. Наглядно динамику расходов можно представить на рисунке 4
Рисунок 4 – Динамика расходов банка.
Из рисунка 4 видно, что расходы банка частично выросли.
Из анализа банка можно сделать выводы по основным статьям баланса:
-Активы Банка по сравнению с 01.07.08 (21938821 тыс.руб.) увеличились на 1775564 тыс.руб. и составили 23714385 тыс.руб..Темп роста при этом составил 108%;
- Объем средств на счетах клиентов с 17190911 тыс.руб. увеличился по сравнению с прошлым полугодием на 500361тыс.руб и составил 17691272 тыс.руб.Темп роста при этом составил 102,9%;
- Средства населения увеличились на 902772 тыс.руб. по сравнению с 01.07.08 и составили на 01.07.09г 11167368 тыс.руб..Темп роста при этом составил 108,7%.Наибольший прирост средств на счетах физических лиц достигнут за счет увеличения срочных вкладов граждан.
Далее подробно рассмотрим организацию и технологию обслуживания физических лиц. Для этого сузим объект исследования до филиала, в котором более углубленно изучим услуги предоставляемые физическим лицам.
2.2. Анализ основных услуг по обслуживанию физических лиц.
Деятельность Калининского филиала ОАО «Челиндбанк» в достаточной степени диверсифицирована. Имеющиеся у филиала лицензии и применяемые технологии работы позволяют предоставлять клиентам разнообразные услуги.
Приоритетными направлениями деятельности филиала являются: кредитование корпоративных клиентов, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц; расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц; привлечение вкладов граждан; предоставление услуг населению, включая прием платежей, денежные переводы; эмиссия и обслуживание международных банковских карт VISA; операции с ценными бумагами; валютно-обменные и валютно-конверсионные операции.
Более подробно остановимся на одной из главных на сегодняшний день услугой – это кредитование физических лиц.
2.2.1. Анализ операций по кредитованию физических лиц
Основным видом деятельности коммерческих банков с точки зрения получения доходов является предоставление ссуд заемщикам.
Ссуды, связанные с кредитными операциями, - самая важная часть банковских активов, а доходы от кредитной деятельности – самая крупная составляющая часть банковской прибыли. В мировой практике до 40% операционных доходов по активным операциям коммерческих банков составляют проценты по кредитам.
При осуществлении кредитования банк и филиалы банков руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Центрального банка Российской Федерации, уставом банка и инструктивными документами.
В Калининском филиале Челиндбанка разработаны и успешно реализуются различные программы кредитования физических лиц: потребительское кредитование, автокредитование, кредитование в рамках зарплатных проектов, включая кредитные карты, ипотечное кредитование на приобретение жилья и улучшение жилищных условий.
Отдел кредитования физических лиц является самостоятельным структурным подразделением. Работа отдела строится на основе следующих документов: Положение о кредитовании физических лиц, нормативные документы ЦБ РФ.
Филиал предоставляет своим клиентам кредиты в рублях и иностранных валютах.
Конкретные процентные ставки, под которые предоставляются кредитные продукты филиала, зависят от множества факторов:
- коньюнктуры рынка денежных ресурсов;
- вида кредитного продукта;
- вида обеспечения возвратности кредитных средств;
- срока использования кредитных средств;
- валюты кредита;
Для более подробного изучения рассмотрим такие виды кредитования, как потребительское кредитование физических лиц, автокредитование и ипотечное кредитование физических лиц.
Калининский филиал «Челиндбанка» предоставляет кредиты физическим лицам на потребительские цели: приобретение бытовой и компьютерной техники, мебели, спортивного инвентаря, туристических путевок, ремонт квартиры или автомобиля, оплата отдыха, медицинских услуг, обучения и многое другое .
Филиал предлагает следующие виды потребительских кредитов:
- «Стандартный» - кредиты на любые цели.
-«Почетный» - кредиты для клиентов, имеющих положительную кредитную историю в ОАО «ЧЕЛИНДБАНКе».
-«Образовательный» - на оплату обучения в учреждениях профессионального образования.
Рассмотрим и проанализируем процентные ставки по потребительскому кредитованию в таблице 7.
Таблица 7- Процентные ставки по потребительским кредитам с 01.07.08 по 01.07.09гг.,%
Процентные ставки по потребительским кредитам в рублях |
|||||||
Вид кредита |
Сумма кредита, в руб. |
Срок размещения / годовые процентные ставки, 2008г. |
Срок размещения / годовые процентные ставки, 2009г. |
||||
До 6 месяцев |
До 1 года |
От 1 до 3 лет |
До 6 месяцев |
До 1 года |
От 1 до 3 лет |
||
Стандартный |
От 5 000 |
16,5% |
18,0% |
19,5% |
16,5% |
17,5% |
18,5% |
Почетный с обеспечением |
От 5 000 |
15,5% |
17,0% |
18,5% |
15,5% |
16,5% |
17,5% |
Почетный без обеспечения |
От 5 000 до 150 000 |
16,5% |
18,0% |
19,5% |
16,5% |
17,5% |
18,5% |
Удобный |
От 200 000 |
16,5% |
18,0% |
19,5% |
16,5% |
17,5% |
18,5% |
Свадебный |
От 10 000 до 100 000 |
16,5% |
18,0% |
х |
16,5% |
17,5% |
х |
Отпускной |
От 10 000 до 150 000 |
16,5% |
18,0% |
х |
16,5% |
17,5% |
х |
Продолжение таблицы 7
Образовательный |
От 15 000 |
|
15,0% |
х |
|
15,0% |
х |
Как видно из таблицы 7 процентные ставки почти по всем видам потребительского кредитования на 01.07.09 г. были филиалом снижены, для привлечения клиентов в условиях кризиса. В связи с понижением ставок у филиала банка возникает риск не возврата по кредиту.
Далее проанализируем как изменился кредитный портфель Калининского филиала по предоставлению ссуд по потребительскому кредитованию с 01.07.08 г и по 01.07.09г. Для этого рассмотрим таблицу 8.
Таблица 8 – Ссуды, предоставленные на потребительские цели, тыс.руб.
Наименование ссуды |
Количество договоров на 01.07.08 |
Ссудная задолженность на 01.07.08 |
Количество договоров на 01.07.09 |
Ссудная задолженность на 01.07.09 |
Ссуда на потребительские цели |
582 |
73 366 |
599 |
65 778 |
Как видно из таблицы 8 количество договоров увеличилось на 17 штук, а ссудная задолженность была снижена на 7 588 тыс.руб..
Динамику ссуд на потребительские цели рассмотрим на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамика ссуд на потребительские цели.
На рисунке 5 можно увидеть, что ссудная задолженность снижена на 5,0%, что говорит о том
Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование и т.д.) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам и т.д.). [ учеб]
Наиболее быстро развивающимися направлениями кредитования являются экспресс – кредиты, автомобильные кредиты и инвестиционное кредитование (в том числе ипотечное). [ ]
В настоящее время банки выдают кредиты населению на неотложные нужды сроком до 4-5 лет для приобретения транспортных средств, гаражей, дорогостоящих предметов домашнего обихода, на хозяйственное обзаведение, платные медицинские услуги и другие цели.
Сектор потребительского кредитования в нашей стране стремительно растет. Одним из наиболее востребованных остается кредит на покупку автомобиля. Калининский филиал Челиндбанка постоянно совершенствует условия автокредитов, а также разрабатывает и предлагает клиентам новые виды кредитных продуктов.
Кредиты предоставляются физическим лицам на приобретение новых и подержанных легковых автомобилей и микроавтобусов, как отечественного, так и иностранного производства.[сайт банка]
Процентные ставки по автокредитованию за период с 01.07.08 по 01.07.09гг. не изменялись. Действующая процентная ставка по автокредитованию в рублях составляет 19,0%, а действующая процентная ставка в иностранной валюте составляет 16,0%.
Кредитный портфель по предоставлению автокредитов рассмотрим в таблице 9.
Таблица 9 – Ссуды, предоставленные на приобретение автомобиля, тыс.руб.
Наименование ссуды |
Количество договоров на 01.07.08 |
Ссудная задолженность на 01.07.08 |
Количество договоров на 01.07.09 |
Ссудная задолженность на 01.07.09 |
Ссуда на приобретение автомобиля |
98 |
33 504 |
99 |
24 129 |
Как видно из таблицы 9 количество договоров с 01.07.08 г увеличилось на 1 штуку, ссудная задолженность была снижена на 9 375 тыс.руб.
Динамику ссуд на приобретение автомобиля рассмотрим на рисунке 6.
Рисунок 6 – Динамика ссуд на приобретение автомобиля.
Как видно из рисунка 6 динамика ссуд снизилась на16,0%.
Далее рассмотрим еще один вид кредитования физических лиц, который направлен на покупку жилья - ипотечное кредитование.
При получении документов от заемщика для выдачи ипотечного кредита банк проверяет их достоверность и юридическое оформление, особое внимание обращая на оценку стоимости квартиры и ее юридическую чистоту, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним, платежеспособность заемщика. После проверки рассчитывают максимальную сумму кредита и сроки его погашения.
Общими критериями для определения максимальной суммы кредита и расчета ежемесячного платежа по кредиту выступают ежемесячные доходы семьи, которые и определяют срок кредита.
При выдаче ипотечных кредитов многие банки требуют страхование рисков. Программа страхования, как правило, включает три договора:
- страхования жизни и потери трудоспособности заемщика;
- страхования квартиры;
- страхования права собственности на нее.
Страхователем по договорам страхования является заемщик, первым выгодоприобретателем – кредитор. []
Какая же выгода в ипотеке? Это прежде всего: Возможность в достаточно короткие сроки стать собственником жилья и вселиться в новую квартиру; Возможность оплачивать собственную квартиру, а не арендовать чужую недвижимость, в то время как проценты по кредиту сопоставимы с месячной арендной платой за аналогичную квартиру; Ипотечный кредит позволит купить квартиру при наличии только части средств, имея на руках 30% от стоимости недвижимости, можно занять оставшиеся 70% в банке и жить в собственной квартире сразу же; Возможность зарегистрироваться (прописаться) в квартире, приобретенной по ипотечному кредиту, заемщику и членам его семьи; Выгодное вложение средств (цены на недвижимость ежегодно растут); Получение налоговой льготы на весь срок ипотеки, с суммы в пределах 2 000 000 рублей налоговый вычет, а так же с суммы выплачиваемой по процентам на срок выплаты кредита.[сайт]
В Калининском филиале активно развиваются программы ипотечного кредитования. Филиал предлагает клиентам как собственные, так и партнерские ипотечные программы. В 2007 году банк и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) заключили кредитный договор на сумму 140 млн.руб. сроком на 7 лет на финансирование ипотечного кредитования. Вместе с ресурсами ЕБРР предоставил консалтинговые услуги по ипотечному кредитованию.
Процентные ставки по ипотечным кредитам в рамках программ ЕБРР в рублях с 01.07.08 по 01.07.09 составляет 18,0%, процентная ставка по ипотечным кредитам в рамках собственной программы «специальная программа» в рублях на этапе строительства процентная ставка составляет 21,0%, при официальном источнике доходов (справка 2 - НДФЛ) процентная ставка составляет 17,0%.
Далее рассмотрим кредитные показатели в разрезе кредитного портфеля Калининского филиала с 01.07.08 по 01.07.09гг., анализ показателей представим в таблице 10.
Таблица 10 – Ссуды на ипотеку, тыс.руб.
Наименование ссуды |
Количество договоров на 01.07.08 |
Ссудная задолженность на 01.07.08 |
Количество договоров на 01.07.09 |
Ссудная задолженность на 01.07.09 |
Ипотечная ссуда |
17 |
17 988 |
17 |
15 590 |
Как видно из таблицы 10 количество договоров за период с 01.07.08 по 01.07.09 не изменилось, ссудная задолженность была снижена на 2 398 тыс.руб.
Динамику ипотечной ссуды рассмотрим на рисунке 7.
Рисунок 7. Динамика ипотечной ссуды.
Как видно из рисунка, ссудная задолженность на 01.07.09 снизилась на 8,0%.
Уже давно в нашу привычную жизнь вошло такое понятие как кредитование физических лиц, или как еще говорят, кредиты частным лицам.
В настоящее время кредиты физическим лицам позволяют достичь желанной цели немедленно, когда нам это необходимо. Благодаря кредитованию любой человек может приобрести машину, бытовую технику, мебель, слетать в отпуск, отдохнуть, сделать ремонт в квартире, получить образование и даже приобрести недвижимость, не дожидаясь полного накопления необходимой для этого суммы.
Кредитование физических лиц предусматривает большое количество различных видов кредитов. К примеру, кредит на потребительские нужды, кредит на машину, ипотека молодым семьям, образовательный кредит, отпуск в кредит и т.д.
Кредиты физическим лицам избавляют нас от многих проблем, связанных с томительным ожиданием покупки нужных нам вещей, товаров, недвижимости. Каждый человек с легализованной заработной платой может всегда найти приемлемый вариант кредитования для себя. Однако в последнее время банки зачастую предлагают кредитование частных лиц, позволяющее людям, даже с «серым» доходом, получить кредит. Это так называемые экспресс-кредиты, часто их называют кредит без справки о доходах, или кредит без залога.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что кредитование физических лиц – это услуга, доступная практически каждому, с любыми формами и размерами доходов. Более того, каждый человек, так или иначе, сталкивался с кредитованием. Даже если сам лично и не брал кредит, то был у кого-то поручителем, или просто задумывался о том, чтобы начать «жить в долг». Сегодня все больше людей сталкиваются с кредитованием и между банками разворачивается настоящая борьба за каждого нового клиента.
Кредитование физических лиц - это одна из самых частых услуг предлагаемых банками. Для них - это очень серьезная доля дохода.
Глава 3. Совершенствование организации и технологии обслуживания физических лиц в условиях кризиса
3.1 Перспективы развития новых форм банковских услуг