3.2 Борьба патрициев и плебеев


Во внутренней истории Римского государства одним из важных является процесс формирования рабовладельческого общества, в основу которого легла борьба между патрициями и плебеями.

В основу этого процесса легло прежде всего неравное экономическое положение этих двух сословий. Патриции к этому времени уже не участвуют в процессе производства. Причиной этому послужило то, что уже на стадии разложения родового строя среди патрициев наметилась экономическая дифференциация, многие патриции потеряли землю и вынуждены были стать клиентами у более богатых сородичей. Такие отношения клиентелы скрывали реальную эксплуатацию соплеменников, создавая внешние признаки большой патриархальной семьи с защитой патроном младших ее членов - клиентов. Надо отметить, что в эту же большую патриархальную семью входили и рабы, которые уже были в ранний период римской истории.

Таким образом, патриции не участвовали в производстве благодаря эксплуатации клиентов и рабов. Плебеи же занимались трудом и жили за счет доходов от своего труда, т.е. существование плебеев предполагало прежде всего существование за счет собственного труда. Однако, эти классовые различия между патрициями и плебеями были очень тесно связаны с сословными различиями и во многом ими и объяснялись. Плебеи были совершенно бесправны, хотя лично и свободны, они не могли претендовать на получение общественных земель, появляющихся в результате новых завоеваний; они так же не могли участвовать в управлении государством, в отличие от патрициев, которые этим правом пользовались. Тем самым классовые различия оказались закрепленными правовыми установлениями, неполноправием плебеев.

Такое неравное положение класса - сословий патрициев и плебеев не могло не выявиться в классовый антагонизм между ними. Усилению претензий плебеев способствовало и усилившееся и в их среде имущественная дифференциация. Требование плебеев было двуединым, которое выражало и классовые, и сословные противоречия: средства производства и равные права12.

Борьба патрициев и плебеев продолжалась с конца VI века и почти до конца IV века до н.э., принимая при этом иногда и острые формы. Эта борьба вызывала в середине VI века до н.э. проведение реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, который ввел новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Так называемая Сервиева конституция означала уничтожение примитивной патрицианской civitas и создания патрицианского - плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство13. Однако формально включение плебеев в состав единой с патрициями общины не решало вопрос о средствах производства, и прежде всего оземле. На основании этого можно сделать вывод, что суть борьбы патрициев и плебеев заключалась, или другими словами сводилась к борьбе мелкой земельной собственности с крупной14. В царский период и во времена ранней республики патриции владели крупными земельными участками из ager publicus, а большинство плебеев имело лишь приусадебные участки, или вовсе были без земли.

Таким образом, в результате реформ плебеи были включены в состав гражданской общины, а значит и в вооруженные силы государства. Все это дало в их руки своеобразную форму борьбы за свои права в виде сецессии (secessio), т.е. ухода плебеев из Рима, обычно на Авентинский холм или Священную гору. При удалении плебеев, составляющих основную массу войска, Рим тем самым оставался почти открытым для врагов.

Наиболее подробные сведения о борьбе патрициев и плебеев, а так же о проведении реформ Сервия Туллия содержатся в трудах античных авторов: Дионисия Галикорнасского, Тита Ливия, Цицерона, Пления Старшего, Теллия и Феста15.

Согласно сведениям античной традиции, сецессий нащитывается пять: в 494, 449, 445, 342 и 287 годах до н.э. Кроме общественной земли плебеи требовали отмены долговой кабалы, ограничения процента ростовщиков и уравновешивания с патрициями в политических правах16.

Тит Ливий, например, так описывает положение в Риме на кануне первой сецессии плебеев: «внутри государства царило несогласие вследствие непримеримой ненависти между патрициями и плебеями, преимущественно вследствие долговых обязательств плебеев. Последние громко роптали на то, что, сражаться в чужих краях за свободу и власть, они находятся в плену и угнетении у сограждан, что свобода плебеев в меньшей опасности на войне, чем во время мира, и среди врагов, чем среди сограждан»17. «Но восставшие, продолжая и гораздо более угрожая, чем прося, требуют созвать сенат и окружают курию, собираясь сами решать и руководить государственным советом»18.

После первой сецессии плебеи получили право избирать своих магистров, т.е. народных трибунов в трибутных комициях (согласно традиции 471 года до н.э.). Обязанность и права народных трибунов состояли в том, чтобы защитить плебеев от произвола патрицианских магистратов. На этом заканчивается первый этап борьбы, охвативший период от реформ Сервия Туллия до установления народного трибуната.

Дальнейшая борьба плебеев сосредоточилась на доступе их к использованию ager publicus наравне с патрициями19. Плебеи требовали раздела общественного поля. Тит Ливий сообщает, что в качестве инициатора аграрного законопроекта выступил консул (486 год до н.э.) Спурий Кассий, который предложил раздать плебеям половину только что отнятых у герников двух третьих земли. К этому он хотел присоединить часть уже имеющейся ager publicus20. Патриции, противясь этому требованию, в большинстве случаев выдают общественную землю за свою частную21. С помощью второго консула Прокула Вергиния законопроект Кассия был отклонен, а его автор обвинен в стремлении к захвату царской власти и казнен. В 478 году до н.э. плебеи вновь выступают с требованием закона о разделе общественных земель. Их представителем и защитником на этот раз становится народный трибун Понтифиций, который после отказа сената поставил законопроект на утверждение народным собранием22. Но сенат и патриции вновь сумели отклонить требования плебеев. В ответ на это в 460 году до н.э. вспыхнуло новое восстание плебеев под руководством Аппия Тедрония из сабинов. В нем приняло участие около 4 500 человек, которые захватили капитолий, а Аппий Тедроний заявил, что он хочет снять тяжелое ядро рабства23.

Следующий этап борьбы связан с составлением «Законов XII таблиц», когда плебеи боролись за право входить в состав комиссии децемвиров (451 год до н.э.). Но в первый год ее работы в состав комиссии они не были включены, и лишь на второй год они добились права участия в комиссии своих представителей24. Тем самым, принятие «Законов XII таблиц» стало определенной победой плебеев в борьбе с патрициями. В частности, законы частично улучшали положение эксплуатируемых: ограничен ссудный процент, уменьшен произвол патрициев над клиентами и рабами, ограничены полномочия сената, поскольку принятые законы установили, что «решение народного собрания должно иметь силу закона»25. Но остался нерешенным вопрос о долговой кабале и за патрициями сохранялось исключительное право на ager publicus. Так же, согласно «Законам XII таблиц» запрещались браки между патрициями и плебеями, но уже в 445 году до н.э. по закону народного трибуна Т. Канулея они были разрешены. Это был еще один шаг вперед в борьбе плебеев за свои права26. Следующим значительным шагом второго этапа борьбы стал 444 год до н.э. С этого года стали избирать военных трибунов с властью, равной креторской, и хотя и реже, чем патриции, но все же плебеи занимали высшую магистратуру.

Последний третий этап борьбы начинается с 80-х годов IV века до н.э., когда в результате жестокого экономического кризиса и роста задолженности, причиной которого стал набег галлов около 390 года до н.э., вновь обострилась борьба между патрициями и плебеями27. Был посажен в тюрьму Марк Манлий Капитолийский, первый патриций действовавший в интересах плебеев. Как сообщает Ливий, плебеи заставили сенат издать постановление об освобождении Манлия, который после освобождения стал еще активнее призывать простой народ на борьбу против патрициев. Но вскоре Манлий был обвинен в стремлении к царской власти и по приговору суда он был сброшен с Тарпейской скалы (384 год до н.э.)28.

В 378 году до н.э. для постройки каменной стены вокруг Рима был введен новый налог, следствием чего стало увеличение долгов плебейского населения и новое обострение социального конфликта29. Для решения данного конфликта, народными трибунами Лицинием и Секстием были предложены следующие законопроекты (рогации) в пользу плебеев: это ограничение земельных наделов патрициев, об освобождении должников - плебеев от уплаты процентов кредиторам, о праве избирать одного высшего магистра - консула из плебеев. Борьба за принятие этих законопроектов длилась около 10 лет, и только в 367 году до н.э. сопротивление знати было сломлено и все три закона приняты. Первым плебеейским консулом в 366 году до н.э. стал Секстий30. Воспользовавшись новым законом, богатая верхушка плебса получила возможность приобрести в собственность часть ager publicus, в то время как основная масса плебеев оставалась бедной, располагая лишь небольшим наделом. С этого времени плебеи все реже выступают единой силой, богатая плебейская верхушка все более тяготеет к патрициям и путем браков вступает в связь с ними. Начинает формироваться единый класс эксплуататоров, в то время как бедные плебеи нередко попадают в долговую кабалу31.

Недовольство основной массы плебеев вылилось в 342 году до н.э. в крупное восстание. Основным требованием восставших было отмена долговой кабалы. Но долговая кабала, не смотря на ее официальное отменение, как общественный институт осталась. В 326 году до н.э. вспыхнуло вновь восстание плебеев против долговой кабалы. Как сообщат Ливий, закабаленные были освобождены и запрещено на будущее время брать должником в кабалу32.

Последним годом борьбы между патрициями и плебеями принято считать 287 год до н.э., когда диктатор из плебеев, Гортензий вторично провел закон, по которому решения плебесцитов (постановления принятые плебеями на собраниях по трибам) - закон для всех граждан, в том числе патрициев. Таким образом с конца III века до н.э. верхушка плебса получила доступ ко всем магистратурам.

В результате борьбы патрициев и плебеев изменился и социальный состав римского общества. В ходе этой борьбы оформилась социальная структура римского общества как общества рабовладельческого. Богатые и средние слои патрициев и плебеев составили класс рабовладельцев, а бедные слои патрициев и плебеев - класс плебса. Внутри класса рабовладельцев мы видим оформившиеся в результате борьбы патрициев и плебеев сословия нобилитета и всадников. Плебс представлял из себя класс - сословие мелких собственников - производителей (земледельцы, ремесленники, мелкие торговцы). Плебс делился на сельский и городской. Сельский плебс по сравнению с городским был более однородным, хотя и среди него были люди с значительными земельными участками, а так же ростовщики, закабалившие бедноту. В состав городского плебса входили богатые торговцы и владельцы крупных ремесленных мастерских, мелкие ремесленники и торговцы, наемные работники и люмпен пролетарии, жившие на подачки государства и патронов33.

Так, борьба патрициев и плебеев сыграла роль движущей силы в процессе формирования социальной структуры римского общества. В процессе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя и рабовладельческие отношения получили более благоприятные условия для своего развития. Удовлетворение основных требований плебеев способствовало консолидации римского общества; сословная борьба, раздиравшая и ослаблявшая изнутри Римское государство постепенно затухает. Уравнение в правах плебеев с патрициями изменило классовую и социальную структуру римского общества. Патриции и плебеи перестали быть разными классами - сословиями. Верхушка плебса объединилась теперь с патрициями и образовала новое сословие - нобилити, состоявший из крупных рабо- и землевладельцев, из среды которых пополнялся сенат и избирались на государственные должности магистры. Зажиточная прослойка римских граждан, связанная со средним землевладением, торговлей и ремеслами, образовала сословие всадников. Все прочие составляли плебс - это были свободные крестьяне, мелкие ремесленники и торговцы. Нобилитии и всадничество стали господствующим классом земле- и рабовладельцев, который противостоял классу свободных мелких собственников - плебсу. Однако противоречие между плебсом и нобилитетом не носили антогонистического характера, как между патрициями и плебеями до этого. Оба класса (нобилити и плебс) объединяли некоторые общие интересы, поскольку и те и другие противостояли формирующемуся классу рабов, который превращается уже к этому времени в основной производящий класс.