Глава 3      Патриции и не патриции.


3.1 Патриции и плебс.


Патрициями в древнем Риме называлась родовая аристократия. Первоначально патрициями называлась, по-видимому, коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции патриции составляли сначала 100 , затем уже 300 отцовских родов и образовывали римский народ (populus). Родовую аристократию патриции составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены которых стали претендовать на лучшую часть военной добычи, которой являлись земля и рабы, а так же на монополию вступать в сенат и становиться военноначальниками. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам.

Сначала VI века до н.э. в период формирования классового общества и государства, патриции превращаются в господствующий класс - сословие Римской республики, обладающим всеми гражданскими и политическими правами, главным из которых являлось замещение высших магистратур.

Проблема же происхождения патрициев принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Так, немецкий ученый Б. Нибур видел в патрициях коренное население, составлявшее искусственно образованную гентильную организацию. Поддерживая идею родовой патрицианской общины, русский ученый Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религиозных различиях между патрициями и плебеями. С появлением патриархального рабства и частичного владения землей внутри родовых коллективов ускорилось расслоение между родами и внутри родов. В них стали выделяться более знатные и богатые семьи. Свойственной первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности, заменялись принципом знатности, родовитости1.

Только члены этих семей, с течением времени, стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа (populus). Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи и защиты2. Они становились клиентами патрициев, а те их лабронами, т.е. покровителями. Узы патроната - клиентелы - считались священными, и нарушение их каралось смертью.

Картина социальной жизни усложнялась еще и тем, что растущий город пополнялся еще за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов. Сначала пришлое население включалось в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число же их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их и стали называть плебсом (от plere - наполнять)3.

По вопросу о происхождении плебеев существуют различные теории. Первая попытка научного объяснения происхождения плебеев принадлежит Нибуру, утверждавшему, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Они были свободными, но не имели ни каких прав и не могли вступать в брак с патрициями. Со времени Анка Марция плебеи составляли многочисленное свободное население, не имевшее своей организации вплоть до реформ Сервия Туллия4.

Теорию Нибура оспаривал Инэ, видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение. К теории Инэ примыкает и Моммзен в своей работе «История Рима». По его мнению плебс возник из клиентов и переселившихся в Рим чужестранцев. Первоначально клиенты получали защиту только через своих патронов, но по мере укрепления и развития государства клиента защищал непосредственно царь; грань между гражданами и не гражданами постепенно стиралась. Плебс противостоял полноправным гражданам вплоть до реформы Сервия Туллия, завершившей процесс двух слоев населения5. Фюстель де Куланжи, считавший культ предков главной особенностью античного города, полагал, что в ту пору, когда община состояла из семей или фамилий, основой которых был домашний культ предков, в силу разных причин появился новый общественный слой, который лишен был культа и очага6. Это чуждое основным группам населения, которое встречается не только в Риме, но и в других античных городах и составило плебс, включенный в конце концов в римскую общину. Несколько особняком стоит теория Э. Мейера, по мнению которого разделение римского населения на патрициев и плебеев было результатом экономической дифференциации населения, которая наблюдалась во всех античных городах7. Вопрос о происхождении плебеев затрагивался неоднократно и в специальной исторической литературе, появившейся в конце XIX и в начале XX века. Высказывались предположения о том, что патриции и плебеи принадлежали к различным этническим группам. Одни историки видели в патрициях сабинских завоевателей, в плебеях же - исконное латинское население. Другие считали, что патрицианские роды были потомками этрусских завоевателей, плебеи же - завоеванными латинскими жителями, постепенно добившимися своего освобождения. У Э. Мейера следующая точка зрения по данному вопросу: «Оценивая различные теории происхождения плебса, нужно во-первых, сказать, что завоевания, несомненно, сыграло большую роль в образовании плебса. Римский хозяйственный строй не был еще на столько развит, чтобы образование плебса могло быть результатом экономического расслоения». Инэ и Моммзен считают, что в традиции не осталось ни каких следов, что плебеи это потомки крепостных клиентов8.

Таким образом, мнения ученых по вопросу о происхождении социальных институтов как плебеи и патриции; очень разнообразны. Но благодаря дошедшим и сохранившимся до нас источникам, и разнообразии предположений в современной исторической науке, более или менее создается целостное представление о социальных процессах в римском обществе в VIII - III веках до н.э.

Так, принимая за достоверность данные Т. Ливия, можно констатировать увеличение численности населения за период от Ромула до Сервия Туллия, а точнее до времени окончательного утверждения центуриантного порядка на несколько десятков тысяч человек, но эти расчеты приблизительны. Новые поселенцы, как правило, прибывали в Рим либо целыми родами, либо частью их, но в любом случае пополняли число римских родов, включаясь в существующие трибы и курии9. По сообщениям Т. Ливия - «уже при Тулле Гостилии, число граждан удвоилось за счет альбанцев. Анк Марций после взятия Гелен и Фиканы переселил много тысяч латинян в Рим в качестве граждан». Хотя эти переселенцы расцениваются обычно исследователями не как полноценные граждане, а как плебеи, они все-таки увеличивали реальное население Рима, но если даже полагать, что из «многих тысяч» в гражданство была включена лишь часть, то и она повлияла на количественные показатели римского народа.

Таким образом, в условиях развития в Риме рабовладельческих отношений, на ряду с местным населением, когда-то принадлежавшем к родовым организациям, и уже в царский период все еще сохранившем родовые формы общежития, стало появляться и быстро увеличиваться пришлое население. Оно было лично свободным, но т.к. не происходило из старых римских родовых общин, не могло пользоваться общей землей и не имело права принимать участие в решении общих дел. В результате уже в этот период в Риме создается сложная картина социального расслоения. На ряду с зарождением в обществе двух основных групп - рабов и рабовладельцев, среди свободных уже в царский период обособляются - римский народ (populus), т.е. потомки старых родовых организаций и плебеи - жители покоренных Римом областей, и новые поселенцы, причем надо учитывать, что каждая из двух последних групп - римский народ и плебеи - не была однородна по своему социальному составу. В ожесточенной борьбе этих групп и происходит крушение родового строя в Риме. Уже в конце царского периода эта борьба привела к тому, что были заложены основы будущего римского государства. Об этом свидетельствует деятельность шестого римского царя Сервия Туллия, который провел реформы, напоминающие реформы Солона и Клисфена.

Так, Тит Ливий в своей «Римской истории от основания города» говорит о Сервии Туллии - как об основателе сословного деления государства, которое определило различия в правах и положении. Он установил ценз, учреждения в высшей степени благотворное для государства, которому было суждено достичь такого величия: на основании его, военные и гражданские обязанности были распределены на поголовно, как прежде, а по имущественному положению; тогда установлены были классы и центурии и на основании ценза было сделано ряд распределения,  удобное для мирного и военного времени10.

Таким образом по реформе Сервия Туллия свободное население Рима было разделено на классы по имущественному цензу и соответственно этому делению пользовалась политическими правами. Вместе с этим было введено территориальное деление. «Так и в Риме - пишет Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - еще до упразднения так называемой «царской власти» был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях». Хотя эти реформы Солона и Клисфена и были вызваны теми же причинами, действие которых известно в Аттике, но вместе с тем, они имели и значительные отличия. Одной из причин этих отличий было то, что римская родовая знать - патриции, располагавшая земельными угодьями, была более сильной, чем в Аттике, где на ряду с земледелием развивалось ремесло и торговля, служившие материальной базой для демократической партии. Поэтому патриции сумели захватить командные позиции в молодом римском государстве. Об этом свидетельствует то, что плебеи после реформы оставались политически бесправными, т.е. не могли принимать участие в работе органов римского государства и становились экономически угнетенными.

По своему составу плебс делился на городской и сельский. Последний был значительно более однородным, различались в основном лишь по размерам принадлежащему тому или иному крестьянину участка, хотя, как отмечает Штаерман, несомненно и в его среде выделялись более богатые люди, выступавшие в качестве ростовщиков, закабалявших бедноту, и неимущие, наживавшиеся батраками, попадавшие в кабалу, уходившие в город и в армию.

Городской плебс был гораздо более многосложен, включая как богатых торговцев и владельцев ремесленных предприятий, так и мелких ремесленников и торговцев, наемных работников, людей без определенных занятий, живших за счет государства и патронов. Не смотря на разнообразие этого сословия, права которыми они располагали распространялись на всех11. Так, плебеи, например, не имели права пользоваться общественной землей, т.к. реформа Сервия Туллия даже в народном собрании представляла преимущественное положение римской знати.

Таким образом в эпоху существования Рима, быстрый процесс разложения родового строя, развитие рабовладения в Средиземноморье, завоевание Рима этруссками создали здесь сложную и своеобразную социальную дифференциацию.