Уважаемый председатель, уважаемый члены государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Стратегия развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа»
В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей. Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия.
Целью исследования является формирование и разработка стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе.
2. Описать виды стратегии развития.
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии развития, методов и этапов.
4. Проанализировать материально-техническую базу и экономическую деятельность ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
5. Определить основные направления разработки стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
6. Составить план мероприятий по формированию стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» и оценить их эффективность.
Объект исследования – ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
Предмет исследования - стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
Структура дипломного проекта представлена тремя главами, в каждой из которых по три параграфа, заключением, списком литературы и приложениями.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования стратегии развития предприятия, дано понятие «стратегия», рассмотрены классификации стратегий, классификация стратегий, анализ этапов их разработки.
Во второй главе проведен анализ технико-экономических показателей ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
В третьей главе описано формирование стратегии развития предприятия на примере ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
Большой вклад в изучение проблемы стратегического развития предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как И. Ансофф, В.А. Боровкова, В.Р. Веснин, В. Ильин, Г. Минцберг, А.Н. Петров, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов и др.
Теоретико-методологическую основу для написания дипломной работы составили научные работы отечественных и зарубежных экономистов в области стратегического менеджмента. Информационной базой написания данной работы явились методические рекомендации, публикации различных авторов, касающихся темы формирования стратегии развития предприятия на страницах учебных пособий, книг, журналов, электронные информационные источники, а также внутренняя документация, а именно, отчет о финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
В рамках системного подхода применены приемы и методы анализа (табличный, финансовых коэффициентов, балансовый, сравнения, наблюдения, определения абсолютных и относительных величин) и синтеза, группировки и сравнения, научной абстракции и моделирования; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
В первой главе представлена характеристика теоретических основ формирования стратегии развития предприятия торговли. Раскрыты понятия – сущность, классификация стратегии развития, а также анализ этапов разработки стратегии развития.
По результатам первой главы были сделаны следующие выводы:
1. Сегодня у директоров российских компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития в долгосрочной перспективе. Дело осложняется тем, что многие российские предприятия оказались в своего рода информационном вакууме. С одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, с другой – отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направлений развития.
2. Кроме того инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования и известно о них пока сравнительно мало, так как на практике они не стали общепринятыми методами плановой работы. Большая часть отечественных руководителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом.
3. Стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.
Во второй главе представлена характеристика ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», проанализирована материально-техническая база предприятия и экономические показатели его деятельности, что позволило сделать следующие выводы:
- ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» в 2006-2007 гг. демонстрирует показатель Z соответствующий зоне неопределенности в модели Альтмана. Однако, в 2008 г. показатель смещается в сторону категории безусловно несостоятельных;
- показатели говорят об абсолютной финансовой неустойчивости предприятия и угрозе банкротства. В таких условиях все зависит от кредиторов, т.к. от них предприятие зависимо больше всего;
- при отсутствии долгосрочных займов фирма пользуется краткосрочными кредитами как финансовых лиц, так и контрагентов. При легком изменении ситуации на рынке и угрозе кредиторам, они потребуют свои денежные средства, на что будут иметь полное основание, и фирму признают банкротом, так как рассмотренные выше коэффициенты говорят о полной неспособности предприятия расплатится по своим долгам.
Третья глава посвящена анализу стратегии развития предприятия ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», проведен подробный анализ показателей и предложены корректирующие мероприятия.
Стратегия развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» представляет собой интеграцию стратегий:
1. Стратегия развития управления.
2. Стратегия сбалансированного развития основных бизнесов, входящих в бизнес-цепочку.
3. Создание на базе Томской области типовых бизнес-ячеек для тиражирования за пределами Томской области.
4. Рост ВИК бизнеса ЗАО «Аграрная Группа» до общероссийских масштабов
В целях дальнейшего формирования стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» нами предложены мероприятия по развитию селекционно-гибридного центра на базе ЗАО «Аграрная группа» и введение в практику деятельности компании компьютерной программы мониторинга оборота стада, затрат кормов, выхода продукции и учета ее себестоимости, потребности в помещениях для каждой половозрастной группы животных, прибыли и рентабельности производства.
Считаем, что данные мероприятии в полной мере будут содействовать формированию долгосрочной и успешной стратегии развития ЗАО «Сибирская Аграрная Группа».
Благодарю за внимание!
Доклад окончен!