2.2 Римская семья.


          Римская семья, по мере ослабления родовых связей усиливалась и в течение столетий продолжала оставаться основной хозяйственной и общественной единицей. Структура семьи была традиционна на протяжении столетий. Во главе семьи стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти. Все эти лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами и к ним принадлежали только те, кто имел кровную связь в семействе, а так же усыновленные ими и женщины, вышедшие замуж за его детей и внуков20.

          Таким образом, семья становилась вполне самостоятельным социальным и хозяйственным организмом, но еще была заключена в систему родства, что и представляло собой gens.

          Gens царской эпохи и gens существовавших в республиканское и императорское время, имели свои определенные отличия, что прямым образом сказывалось на их роли в социальных отношениях среди членов общины. Род царской эпохи носил гетерогенный, общинный характер, когда родовые организации поздней эпохи уже не составляли общин, а определялись лишь общностью имени и культов, и сокращали в общем экзогамию, хотя практически люди отходили от запретов на браки даже в границах шести степеней родства. Эти явления отражают усиление роли семьи в связи с утверждением частнособственнических начал21.

          В римской семье были довольно сильны агнатские связи, которые усиливались с развитием семейной собственности. Как отмечает Маяк, в агнатской группе проступает большая семейная община, как часть более обширных родственных единиц, имевших общинный характер. Выделение агнатства в начале царской эпохи, вероятно, служило укреплению семьи, в соответствии с римской системой определения родства и составляла 4-ю, реже 5-ю степень родства22.

          У Гая определение агнатства звучит так: «Агнаты - это связанные родством по мужской линии, как бы родственники по отцу, как например, брат, рожденный тем же самым отцом, сын брата и внук его, а так же дядя по отцу, сын или внук его»23. Таким образом, у Гая четко подчеркивается именно отцовская линия родства и определение агнатства. Агнатами могли быть братья, имеющие общих родителей, имевших в свою очередь общего отца, т.е. единокровные.

          Существовала и другая группа, носившая название «когнаты» и имевшая социально - экономическое значение для всей общины. Упоминается об этой категории населения и в Дигестах. Когнаты здесь соотнесены вместе с агнатами: «Когнатами являются и те, кого законы VII таблиц называют агнатами, но они - агнаты по отцу из той же фамилии; те же, кто связан родством через женщин, именуются только когнатами». В другом месте - Дигест - семью из всех агнатов называют «фамилией общего права»: «ведь если по смерти главы семьи, все же все, кто был под властью одного отца, называются принадлежащими той же самой семье, приходящими из того же самого дома и рода»24.

          Итак, можно сказать, что агнаты представляли собой сложную по составу группу, а именно свободных членов римской фамилии, состоявших под властью главы семьи, а так же его ближайших родственников. Но оба эти организма, агнаты и семья, полностью друг с другом не совпадали, т.к. жены, например, были связаны агнатством лишь внутри семьи того отца семейства (pater familias), под властью которого они жили. Таким образом, агнатская группа в узком значении состояла из большой семьи.

          Не смотря на отрывочность и беглость сообщений античных авторов, можно все таки составить довольно целостное представление о римской фамилии в начале царской эпохи и далее по мере ее развития.

Сначала следует остановиться на личном, так сказать, составе семьи (personal). Об этом сообщают Дигесты со ссылкой на законы XII таблиц25 перечисляющие члены семьи (proprio jure). Их много (plures), все они находятся под властью одного главы семьи либо по природе, либо на основании права. Во главе семьи - pater familias, входят в нее и mater familias, их сыновья с детьми, т.е. внуками и внучками, и дочери. Это перечисление кончается словом «deinceps», значит, ряд может быть продолжен и дальше, по крайней мере вплоть до правнуков26.

В Дигестах так же указывается, что под словом «parens» понимаются не только отец (pater), но и дед с бабкой, и прадед с прабабкой, и все следующие по восходящей линии27.

Тем самым, сведения из Дигест дают нам представление нам о явлениях, возникших в глубокой древности и свидетельствуют о многоколенности и обширности римской фамилии.

Итак, семья царской эпохи была большой домовой общиной, которая входила составной частью в родовую общину, т.е. была общиной низшего порядка, включавшейся в гентильную общину более высокого порядка.

Основой как семьи, так и общины были коллективное владение или собственность на главное средство производства - землю, при том, что семья получала земельный участок от общины. Эта большая семья состояла из нескольких, 3-4-х поколений прямых родственников по нисходящей линии. Как считает Л.И. Маяк, римская фамилия существовала, вероятно, и в форме консорция братьев с их потомками, но преимущественно в качестве того семейного типа, какой получил в науке наименование отцовской семьи28.

Чтобы характеристика ранней римской фамилии была более точной и объективной, необходимо отметить ее отношение к агнатской группе. Согласно сообщениям Гая в его «Институциях», агнатская группа состояла из главы семьи с его женой, его сыновьями и внуками с их женами, которые жили единой большой отцовской семьей, а после смерти главы - отдельными большими отцовскими семьями, возглавляемыми родными братьями29. Таким образом, агнатская группа включала в себя первоначально многоколенную большую отцовскую семью. И здесь, в данном случае можно сделать вывод, что римская семья на первоначальном этапе своего развития представляла собой четко функционирующий жизнедеятельный организм не только в рамках рода, но и в рамках поселений, в которых группировались как родственники, так и соседи.

Агнатство, значит, было тесно связано с семьей, с развитием семейной собственности, но учет его для реконструкции древнейшей эпохи необходим, потому что в агнатской группе проступает большая семейная община, как часть более обширных родственных единиц, имевших общинный характер, и выделение агнатства в начале царского времени служило укреплению семьи.

Еще одной из главных особенностей римской семьи, была ее замкнутость. По римским законам был установлен запрет на браки внутри родни 6-7-й степеней родства. Этот барьер был воздвигнут в силу биологических причин и вместе с тем отражал совокупность определенных условий социально - экономического развития. Ограничение семейного круга диктовалось не только биологической необходимостью, но и экономической, обусловленной количеством земли в условиях слаборазвитого производства, что влекло за собой исключения «лишних» семей из рода, представлявшего собой общину.

В условиях имущественной и социальной дифференциации в период замыкания римской общины, семьи, которые не получали родовой земли, исключались тем самым не только из рода, но и из круга формирующегося гражданства, давая начало новым, но уже плебейским родам.

Таким образом, фамилия представляла собой основную производственную ячейку, внутри которой первоначально возникло разделение труда и эксплуатация ее главой остальных сочленов. Pater familias, видимо, был несколько ограничен в своих действиях в самой фамилии, о чем свидетельствует такой институт, как домашний суд, в котором принимали участие все родные, а так же от части и несвободные сочлены фамилии, судя по тому, что Катон в случае особо серьезных преступлений, совершенных рабами, выносил решение об их наказании лишь с участием остальных рабов30. Ограничивало его и освещенная религией традиция, ставившая рабов под защиту ларов31. Но перед внешним миром pater familias выступал как единственный полноправный собственник фамилии, которой он владел в качестве сочлена гражданской общины.

Характер общественных связей обуславливался здесь опосредованием  владельческого статуса гражданским коллективным владением как личной так и общественной собственностью, что в свою очередь обуславливало и иную, по сравнению, например, с феодализмом, основу внеэкономического принуждения. Оно базировалось не на политической власти над членами фамилии (в первую очередь над рабами), а на власти господина над принадлежавшим ему имуществом, в частности в царское время (период), когда большую роль играла клиентела, а рабы (часть из них) происходили из младших и неимущих сочленов фамилии и пользовались известной - хотя и весьма ограниченной - правоспособностью. Полномочия главы фамилии не проистекали из передачи ему каких - либо политических прав и регулировались опять - таки только традицией и религией (так, обманувший клиента патрон предавался проклятию, а не карался по светским законам)32. В дальнейшем пути клиентов и рабов расходятся. Первые превращаются в граждан, вторые - после издания закона Аквилия - в полную собственность господ, и теряют всякую правоспособность, всякую связь с гражданскими институтами.

Таким образом, римский род (gens) царского времени являлся основной социальной структурой римского государства, и в свою очередь подразделялся на несколько больших патриархальных семей (familias), включавших в себя 3-4 поколения потомков главы семьи (pater familias). Социально - экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю, земельный фонд распределялся между входившими в род семьями. Римская же фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу в социально - экономической структуре древнего Рима.