Заключение.


Рассмотренный материал позволяет прийти к следующему заключе­нию. Изучение источников и историографии вопроса развития  социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - III веках до н.э. было еще архаичным, покоившемся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формиро­вание его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зави­симость от процесса формирования института римской государственности. Такая зависимость непосредственно сказывалась на особенности социаль­ной структуры римского общества, которая выражалась в переплетении со­словных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общест­венных групп древнего Рима.

Решающее значение для оформления социальной структуры римс­кого общества имела центуриатная реформа Сервия Туллия, которая уничтожила юридические различия между патрициями и плебеями, хотя практически политическая власть сохранялась у патрициев. Это обстоя­тельство служило причиной продолжения сословно-классовой борьбы. В результате этой борьбы падает долговое рабство. Его падению способст­вует развитие привозного, классического рабовладения и противоречие между рабами и рабовладельцами становится главным противоречием римского общества.

Таким образом, в период перехода от родового строя к рабовла­дельческому в древнейшем Риме с VIII века до н.э. по III век до н.э. проис­ходит складывание и окончательное оформление социальной структуры древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе обнаружива­ются следующие основные классы - сословия:

1. Зажиточные землевладельцы, в руках которых постепенно начи­нает концентрироваться владение землей. К этой группе, возвышающейся над массой мелких производителей, уже принадлежат так же и богатые не знатные семьи. Богатство перестало быть принадлежностью одной лишь знати. В этот переходный период, для которого уже с VI века до н.э. харак­терно существование государства, землевладельцы являются господ­ствующим классом - сословием, а позднее, когда рабство стало основой производства, они превращаются в своем большинстве в класс рабовла­дельцев.

2. Класс, который составляет масса прежних рядовых членов об­щины, мелкие производители: ремесленники, владельцы небольших участ­ков, обрабатывающие свою землю с помощью членов своей семьи и боль­шей частью без рабов. В количественном отношении они составляют большинство населения и угнетаются экономически и политически чле­нами господствующего класса.

Этрусский период был благоприятным для экономического и поли­тического развития мелких производителей. Цари использовали их как силу, противостоящую римской родовой знати. Мелкие производители трудятся главным образом для удовлетворения собственных потребнос­тей; производство для обмена является еще не правилом, но исключением. Этот класс разнороден и непостоянен по-своему составу и находится в сос­тоянии беспрерывного распадения и текучести. Следует так же подчерк­нуть, что для того периода невозможно провести резкие границы между классами; между ними существовали переходные слои, не дающие воз­можности резкого разграничения.

3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся основным классом общества, и не составлял основу производства. Противоречивость в положении рабов состояла в том, что с одной стороны, они входили в сос­тав класса производителей, а с другой стороны, в гражданское общест­во как класс они не включались. Такое положение рабов составляло одну из главных особенностей производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство так же продолжает существовать, но оно все больше становится застойным элементом в обществе.

Так в процессе складывания и окончательного оформления соци­альной структуры римского общества в VIII - III веках до н.э. происходит уничтожение примитивной патрицианской общины и создание патрициан­ско-плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство.




Методические рекомендации, предложенные в данном исследова­нии, разработаны на основе теоретического и практического изучения про­цесса восприятия, его развития и влияния на процесс обучения.

В ходе практического исследования было выявлено, что уровень и качество процесса восприятия оказывают влияние на процесс формирова­ния представлений. Исторические представления, в свою очередь, на ряду с методологией социального познания, историческим осмыслением общес­твенных явлений и эмоционально-ценностным отношением к истории на­родов, являются компонентом научного исторического сознания. Следова­тельно, их формирование одна из задач школьного исторического образо­вания. Представления служат базой для формирования исторических поня­тий, играют большую роль в психическом развитии школьника, являясь важным этапом в развитии его памяти и мышления.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что восприятие - это постоянно развивающееся явление, которое на каждом возрастном этапе имеет свои характерные признаки.

Диагностика уровня развития перцептивных способностей показало, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает аналитичес­кий тип восприятия, а у старших школьников - синтетический. Преобладание тех или иных типов восприятия на каждом возрастном этапе связано прежде всего с особенностями психического развития учащихся. Резуль­таты диагностики индивидуальных различий в восприятии показали, что наиболее благоприятным является аналитико-синтетический тип воспри­ятия, предполагающий наличие стремления к пониманию основного смысла явления, оценке его структуры и фактическому подтверждению, детальной характеристике предмета и явления.

Диагностика перцептивных способностей среди учащихся млад­шего и старшего школьного возрастов показало необходимость развития в процессе обучения аналитико-синтетического типа восприятия.

Предложенная в данном исследовании, процедура обобщения пред­ставлений о процессе развития социальной структуры древних обществ, с учетом преобладания того или иного типа восприятия, позволило просле­дить процесс развития восприятия, от аналитического к синтетическому.

Осуществлен отбор специальных заданий, применяемых в ходе изу­чения конкретного исторического материала, целью которых является про­цесс развития восприятия от аналитического к синтетическому и формиро­вание на основе этого процесса оптимального типа восприятия у учащихся - аналитико-синтетического.