Приложение _
Урок I. Тема: «Древнейший Рим»
Цель: |
сформировать у учащихся представление об особенностях природных условий Апеннинского полуострова и о влиянии их на занятия населения и его состав в царский период истории древнего Рима. |
Задачи: |
1) Познакомить учащихся с особенностями природных условий Апеннинского полуострова, используя географическую карту. 2) В процессе изложения нового материала закрепить и актуализировать представления учащихся об особенностях природы и занятиях населения Италии, на основе проведения сравнительного анализа природно-географических условий и занятий населения Италии и Греции. 3) Познакомить учащихся с составом населения Рима в VIII - VI веках до н.э., с помощью использования логической схемы по данному вопросу. |
|
План урока: |
1. Особенности природных условий Апеннинского полуострова.
2. Занятия населения древней Италии.
3. Состав населения Рима в царский период его истории.
|
Ход урока: |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Подача нового материала. Учитель организует работу по ознакомлению учащихся с природно-географической средой Апеннинского полуострова. Использует сравнительно-объяснительный рассказ и в качестве наглядных средств обучения географические (физические) карты Греции и Италии. В ходе своего рассказа учитель предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу природных условий Греции и Италии. |
I. Учащиеся прослушивают новый материал. Работают с картами и с помощью учителя заполняют сравнительную таблицу природных условий Греции и Италии, предложенную учителем. |
II. На втором этапе урока учитель формирует у учащихся представления о влиянии и зависимости занятий населения от природных условий данной территории. |
II. Учащиеся продолжают заполнение таблицы на основании полученной и прочитанной в учебнике информации. |
III.Для закрепления нового материала учитель задает задание: «На основе таблиц сделать вывод о природных условиях в Греции и Италии». |
III.На основе таблицы учащиеся делают вывод, что в Италии были более благоприятные условия для занятия сельским хозяйством, а в Греции - для занятия ремеслом и торговлей. |
IV.Как следствие особенностей природных условий Апеннинского полуострова, а значит и особенностей занятий населения учитель предлагает учащимся логическую схему состава населения древнего Рима в VIII - VI веках до н.э. Данная схема позволяет начать процесс формирования представлений у учащихся о процессе формирования социальной структуры древнего Рима (см. схему 1). |
IV.Учащиеся фиксируют данную схему в тетради и на основании ее и таблицы делают вывод о влиянии природных условий и занятий населения полуострова на его социальный состав. |
V.В качестве домашнего задания учащимся предлагается заполнить контурную карту, т.е. нанести рельеф местности, наличие полезных ископаемых и т.п. |
|
Таблица 1
Сравнительная таблица природных условий Греции и Италии.
|
Греция |
Италия |
Природные условия |
|
|
Где расположена |
На Балканском п-ове. |
На Апеннинском п-ове |
Береговая линия |
Сильно изрезана, много бухт |
Бухты на западном побережье |
Климат |
Сухой и жаркий, дождей мало. |
Мягкий и влажный. |
Поверхность и реки |
Много гор, скал. Рек мало, многие летом пересыхают. |
Проходят Апеннинские горы. Много равнин и рек. Полноводные реки Тибр и По. |
Почва |
В долинах мало плодородной почвы. |
Плодородной почвы много. |
Растительность |
Оливы, виноградники. |
Лиственные леса. |
Занятия населения |
Земледелие, скотоводство. Ремесло, торговля. |
Земледелие, скотоводство. |
Схема 1. Состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э.
Состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э. Рабы Свободное население Патриции Плебеи
Литература к уроку.
1. Учебник «История древнего мира» под ред. Вигасина А.А. и др.
2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителей / сост. С.А. Чернова /, - М., 1991г.
3. Рабочая тетрадь по истории древнего мира, М., 1993г.
Урок II. Тема: «Завоевание Римом Италии»
Цель: |
Сформировать у учащихся представления о республиканской форме правления в Риме и о ее влиянии на социальную структуру общества. |
Задачи: |
1) Сформировать у учащихся понятия «республика аристократическая». 2) Выяснить, как повлияли военные победы римлян над галлами на внутреннюю политику римского государства. 3) Определить причины начала борьбы патрициев и плебеев и ее хронологические рамки. |
|
План урока: |
1. Возникновение Республики.
2. Военные победы римлян.
3. Причины начала борьбы патрициев и плебеев.
|
Ход урока: |
I. Проверка домашнего задания.
- Учащиеся на основании своих контурных карт рассказывают об особенностях природных условий древней Италии и занятиях населения древнего Рима.
II. На втором этапе урока учитель на основании сравнительной характеристики государственного строя Афинского государства в V веке до н.э. и Рима продолжает формирование понятия «республика», только уже в новом значении - аристократическая.
Для организации данной работы используется предлагаемая таблица:
Таблица 2
Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Рима
в V веке до н.э.
|
|
Афины в V веке до н.э. |
Рим в V веке до н.э. |
Выводы по сопоставлению |
Сходства |
Кому принадлежала высшая власть. |
Народному собранию состоявшему из граждан данного государства. |
Афины и Рим в отличие от восточных монархий были рес- |
|
|
Управленческий аппарат. |
Должностные лица выбирались на определенный срок из граждан независимо от знатности и богатства, несли ответственность перед народным собранием. |
публиками, но подобно остальным государствам они защищали интересы меньшинства. |
|
|
|
Интересы меньшинства населения: |
|
|
Черты |
Чьи интересы защищала власть |
Гражданский коллектив в пользу государства шли доходы от эксплуатации работников на рудниках и т.п. |
Римских аристократов как патрицианского так и плебейского происхождения. |
|
Черты различия |
Какую роль играло свободное население в управлении. |
Весь гражданский коллектив |
Влияние не знатных и не богатых было ограничено, участвует в управлении аристократия. |
Афины были демократической республикой, т.к. все слои населения участвуют в управлении. |
|
Управление осуществлялось. |
Ареопаг - главный оплот знати - в результате борьбы делении своих прав. |
Сенат - напоминает ареопаг превратившийся из совета старейшин в важнейший орган власти. |
Рим - аристократичен - фактически власть принадлежит аристократам. Роль широких слоев гражданского населения в управлении была невелика. |
III.На данном этапе учащиеся определяют причины начала борьбы патрициев и плебеев.
Задание 1. |
описать положение плебеев и объяснить причины их борьбы с патрициями. |
Учащиеся - |
прослушивают предлагаемый учителем отрывок из хрестоматии и отвечают на вопросы: «Почему шла борьба между патрициями и плебеями ? Чего добивались плебеи ?» |
IV. Работа с учебником.
|
Задание 2. |
Учащиеся читают отрывок из рассказа Плутарха «Царь Пирр и мудрец» и отвечают на вопрос: «Каким было отношение к завоевательным войнам Кинея и Пирра ?» На основании прочитанного отрывка и ответов учащихся учитель подводит их к выводу, о значении побед римлян над галлами и о влиянии этих побед на внутреннюю политику. |
V.В качестве домашнего задания предлагается ответить учащимся на вопросы в конце параграфа.
Урок III. Тема: «Римская аристократическая республика
в III веке до н.э.»
Цель: |
Определить, какие произошли изменения в социальном составе к III веку до н.э., и как эти изменения повлияли на внутриполитическое положение в стране. |
Задачи: |
1) На основании изученного материала проследить какие изменения произошли в социальном составе населения. 2) Ознакомить учащихся с системой управления в римской республике. |
|
План урока: |
1. Изменения в составе населения Рима.
2. Влияние борьбы патрициев и плебеев на социально-политическую обстановку в древнем Риме.
3. Система управления.
|
Ход урока: |
I этап.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Проверка домашнего задания. |
I. Отвечают на вопросы в конце параграфа (на д.з.) |
II. В начале изучения новой темы учащимся предлагается вспомнить схему первого урока «Состав населения в VIII - VI веках до н.э.» и для формирования представлений об изменениях в социальном составе населения в период римской республики, учитель предлагает Схему 2. |
II. Схемы расположены в один ряд, это помогает учащимся наглядно проследить изменения в составе свободного населения Рима и сделать определенные выводы (письменно или устно) об изменении в составе населения к III веку до н.э. и способствовавших этому причин. |
Литература к уроку.
1. Учебник по истории древнего мира, под ред. Вигасин А.А. и др., М., - 1993г.
2. Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история.) - М. - 1995г.
3. Остальная литература та же, что и к первому уроку.
Схема 2. Состав населения Римской республики.
Состав населения Римской республики Рабы Свободное население Нобили Ремесленники Торговцы Крестьяне Плебеи
II этап. |
На втором этапе урока учитель предлагает учащимся на основании хронологической таблицы, посвященной этапам борьбы патрициев и плебеев, сделать выводы, как способствовала борьба плебеев против патрициев социально-политической организации Римской республики (см. Приложение с хронологической табл. 4). |
III этап. |
На третьем этапе урока изучение системы управления в древнем Риме. |
Учитель - |
Предлагает сравнить две логические схемы системы управления в Риме в VIII веке и во времена республики, которые наглядно иллюстрируют государственное устройство. |
Учащиеся - |
Фиксируют схемы в тетрадь и письменно делают выводы об изменении в государственном устройстве Рима. |
Схема 3. Правление в Риме в VIII веке до н.э.
Царь Сенат Народное собрание
Схема 4. Управление Римской аристократической республикой.
Сенат Консул Консул Народное собрание
IV этап. |
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить кроссворд с использованием новых слов (6-8 слов). |
Литература к уроку та же.
Урок IV. Тема: «Рабство в древнем Риме.»
Цель: |
Сформировать (создать) у учащихся представление об особенностях системы рабства в древнем Риме. |
Задачи: |
1) Познакомить учащихся с жизнью рабов в древнем Риме. 2) Определить в результате сравнения с другими странами источники рабства и области применения труда рабов. 3) Для формирования у учащихся понимания о причинно-следственных связях в историческом процессе определить характерные черты системы рабства в разные периоды истории Рима. |
|
План урока: |
1. Особенности развития рабства в древнем Риме.
2. Источники рабства в древнем Риме.
3. Применение труда рабов и его значение в хозяйстве.
|
Ход урока: |
Изучение данной темы является необходимым этапом в процессе обобщения представлений у учащихся о развитии социальной структуры древнего Рима.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Учитель знакомит учащихся с особенностями развития рабства в древнем Риме. Использует сюжетный рассказ «Римские ученые о рабах» (см. Хрестоматию). |
I. Задание для учащихся: Прослушать рассказ и отметить следующее: 1. Положение рабов в царский период (VIII - VI века). 2. Как изменилось положение рабов в период республики ? 3. Были ли защищены рабы правами в древнем Риме ? |
II. Для закрепления представлений об особенностях развития рабства в Риме учитель дает задание: «По трем ответам сделать вывод о положении рабов в римском обществе». |
II. Учащиеся делают выводы по ответам на вопросы (п. 1). |
III.Учитель организует работу по группам (по рядам). Вид деятельности - работа с текстом учебника. Задание: П.1 - Определить источники рабства. П.2, П.3 - Отметить области применения труда рабов. П.4 Значение труда рабов в хозяйстве Рима. Для закрепления представлений об особенностях рабства в древнем Риме учащимся предлагается заполнить уже начатую при изучении рабства в Греции сравнительную таблицу. |
III.Учащиеся работают с текстом учебника, и заполняют предложенную учителем сравнительную таблицу. |
Таблица 3
Сравнительная таблица: «Рабство в странах Востока, Греции и Рима.
Страны |
Источники рабства |
Где применялся труд рабов |
Особенности рабства |
Восток |
Война, рабство за долги, дети рабов. |
На строительстве пирамид, оросительной системы, в с/х. |
Небольшое количество рабов. Преобладал труд свободных. Классовая борьба между рабами и беднотой, с одной стороны, и рабовладельцами с другой. |
Греция |
Война, пиратство, рабство за долги, дети рабынь. |
В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, флоте. |
Труд рабов применялся во всех отраслях хозяйства. Рабы принадлежали отдельным рабовладельцам. Обострение борьбы между рабами и рабовладельцами. |
Рим |
Война, пиратство, долговое рабство, дети рабынь. |
В сельском хозяйстве, ремесле, рудниках, строительстве, домашнем хозяйстве, флоте, гладиаторы в цирках. |
Дешевый труд рабов вытеснил труд свободных и привел к разорению крестьян. Острая классовая борьба между рабами и рабовладельцами. |
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшой рассказ о жизни рабов на следующие темы:
1. Жизнь рабов в имении землевладельца.
2. Рабы в богатом доме.
3. Гладиаторы.
4. Свободная тема по выбору.
Литература к уроку.
1. Учебник по истории древнего мира под ред. Вигасина А.А. и др.
2. Хрестоматия по истории древнего мира, М. - 1993г.
3. Книга для чтения по истории древнего мира, М. - 1988г.
4. Энциклопедия для детей, Т.1 (Всемирная история) - М., 1996г.
Урок V. Тема: «Повторительно-обобщающий урок.»
Цель: |
Проверить уровень качества процесса усвоения представлений о формировании и развитии социальной структуры древнего Рима. |
Задачи: |
1) Повторить изученный материал с помощью решения контрольных задач. 2) Конкретизировать и закрепить знания учащихся об изменениях в социальном составе населения в VIII-VI веках до н.з., о причинах борьбы патрициев и плебеев, о положении рабов в древнем Риме. |
|
План урока: |
1. Работа со схемами - аппликациями для закрепления и обобщения материала.
2. Решение кроссворда.
|
Ход урока: |
На первом этапе урока учащимся для закрепления и корректировки знаний предлагается решить ряд контрольных задач, в частности работы над логическими схемами - аппликациями по темам:
1. Социальный состав населения Рима в VIII - III веках до н.э.
2. Римская аристократическая республика в середине III века до н.э. и ее социально-политическое устройство.
3. Труд рабов и их положение в III - II веках до н.э.
Схема - аппликация 1. Социальный состав населения Рима в VIII - VI
веках до н.э.
Задание №1 Из представленных ниже фигур выбрать те, которые входили в состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э. Ответ: 1, 2, 3.
Задание №2 По данной схеме определить на какие две основные группы делилось население Рима после победы плебеев и провести линию в схеме, разделяющую данные фигуры. (Ответ учащихся покажет степень понимания ими рабовладельческих отношений, установившихся в Риме, и понимания ими сути борьбы патрициев и плебеев.)
Ответ: Разделяющая линия, должна отделить рабов от основных фигур, тем самым, учащиеся отмечают изменения в составе населения Рима к III веку до н.э. в результате борьбы патрициев и плебеев, когда плебеи добились прав римских граждан и запрещения обращать их в рабов.
Задание №3 Задача данного задания конкретизировать и закрепить знания учащихся о политическом устройстве Римской республики и ее аристократическом характере.
Работа с данной схемой является непосредственным продолжением работы с предшествующей композицией - схемой.
Вопрос к учащимся: «Кто участвовал в управлении республикой ?»
Ответ: Убирается фигура раба и добавляется фигура консула (2) и фигура, обозначающая сенат. Два разных изображения консулов показывают, что они осуществляли и военную и административную, а так же судебную власть. Обозначение сената фигурой аристократа подчеркивает аристократический характер этого учреждения.
Задание №4 Применение труда рабов.
В центре помещаем фигуру раба, а полукругом располагаем фигуры, которые характеризуют отрасли хозяйства, где применялся труд рабов.
Ответ: 1. В домашнем хозяйстве;
2. В ремесле;
3. На флоте;
4. В строительстве;
5. В сельском хозяйстве;
6. Гладиаторы в цирках.
Задание №5 Для закрепления знаний, учащимся предлагается заполнить, составленный учителем кроссворд:
9 |
||||||||||||||
1 |
2 |
5 |
||||||||||||
3 |
8 |
|||||||||||||
7 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
4 |
По горизонтали:
1. Форма управления в Риме, которая не передается, а выбирается и сосредоточена в руках не одного человека, а нескольких.
3. Столица Римского государства.
4. Переселенцы с завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии, ограниченные в правах.
6. Человек, которому принадлежала вся высшая власть до установления Республики.
7. Орган власти, первоначально бывший советом старейшин, члены которого выбирались пожизненно.
По вертикали:
2. Коренное население, принимавшее участие в управлении Рима.
5. Должность в Риме, которую мог занимать только богатый гражданин.
8. Бесправная группа населения, чей труд использовался как дешевая рабочая сила.
9. Река, на берегу которой возник и стоит город Рим.
Ответы к кроссворду:
1. Республика. 2. Патриции. 3. Рим. |
4. Плебеи. 5. Консул. 6. Царь. |
7. Сенат. 8. Рабы. 9. Тибр. |