Приложение                                                                                                      _


Урок I.       Тема: «Древнейший Рим»   


                    

Цель:

сформировать у учащихся представление об особеннос­тях при­родных условий Апеннинского полуострова и о влиянии их на занятия населения и его состав в царский период истории древ­него Рима.

 

Задачи:

1)  Познакомить учащихся с особенностями природных условий Апеннинского полуострова, используя гео­графическую карту.

2)  В процессе изложения нового материала закрепить и актуали­зировать представления учащихся об особенн­остях природы и занятиях населения Италии, на ос­нове проведения сравнитель­ного анализа природно-географических условий и занятий на­селения Италии и Греции.

3)  Познакомить учащихся с составом населения Рима в VIII - VI веках до н.э., с помощью использования ло­гической схемы по данному вопросу.



План урока:


1.  Особенности природных условий Апеннинского полуострова.

2.  Занятия населения древней Италии.

3.  Состав населения Рима в царский период его истории.



Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.    Подача нового материала. Учи­тель ор­га­низует работу по озна­комлению уча­щихся с природно-географической сре­дой Апен­нин­ского полуострова. Ис­пользует срав­нительно-объяснитель­ный рассказ и в качестве наглядных средств обучения географические (физические) карты Греции и Италии. В ходе своего рассказа учитель предла­гает учащимся за­полнить сравнитель­ную таблицу природных условий Гре­ции и Италии.

I.    Учащиеся прослушивают новый мате­риал. Работают с картами и с помощью учителя заполняют сравнительную таб­лицу природ­ных условий Греции и Италии, предложенную учителем.

II. На втором этапе урока учитель форми­рует у учащихся представ­ления о влия­нии и зависимости занятий населения от природных условий данной террито­рии.

II. Учащиеся продолжают заполне­ние таб­лицы на основании полу­ченной и про­читанной в учебнике информации.

III.Для закрепления нового мате­риала учитель задает задание: «На основе таблиц сделать вывод о природных ус­ловиях в Греции и Италии».

III.На основе таблицы учащиеся де­лают вывод, что в Италии были более благо­приятные условия для занятия сельским хозяйством, а в Греции - для занятия ремеслом и торговлей.

IV.Как следствие особенностей при­род­ных условий Апеннинского полуост­рова, а значит и особенно­стей занятий населения учитель предлагает уча­щимся логическую схему состава насе­ления древнего Рима в VIII - VI веках до н.э. Дан­ная схема позволяет начать про­цесс формирования представле­ний у учащихся о процессе фор­мирования социальной структуры древнего Рима (см. схему 1).

IV.Учащиеся фиксируют данную схему в тетради и на основании ее и таблицы делают вывод о влия­нии природных условий и занятий населения полуост­рова на его со­циальный состав.

V.В качестве домашнего задания уча­щимся предлагается заполнить контур­ную карту, т.е. нанести рельеф местно­сти, наличие полез­ных ископаемых и т.п.



Таблица 1

Сравнительная таблица природных условий Греции и Италии.



Греция

Италия

Природные условия



Где расположена

На Балканском п-ове.

На Апеннинском п-ове

Береговая линия

Сильно изрезана, много бухт

Бухты на западном по­бережье

Климат

Сухой и жаркий, дож­дей мало.

Мягкий и влажный.

Поверхность и реки

Много гор, скал. Рек мало, многие летом пе­ресыхают.

Проходят Апеннинские горы. Много равнин и рек. Полноводные реки Тибр и По.


Почва


В долинах мало плодо­родной почвы.


Плодородной почвы много.

Растительность

Оливы, виноградники.

Лиственные леса.

Занятия населения

Земледелие, скотовод­ство. Ремесло, тор­говля.

Земледелие, скотовод­ство.


Схема 1. Состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э.







Состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э.

Рабы

Свободное население

Патриции

Плебеи

 






Литература к уроку.


1.  Учебник «История древнего мира» под ред. Вигасина А.А. и др.

2.  Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителей  / сост. С.А. Чернова /, - М., 1991г.

3.  Рабочая тетрадь по истории древнего мира, М., 1993г.


Урок II.     Тема: «Завоевание Римом Италии»   



Цель:

Сформировать у учащихся представления о республиканской форме правления в Риме и о ее влиянии на социальную структуру общества.

 

Задачи:

1)  Сформировать у учащихся понятия «республика аристократическая».

2)  Выяснить, как повлияли военные победы римлян над галлами на внутреннюю политику римского государства.

3)  Определить причины начала борьбы патрициев и плебеев и ее хронологические рамки.



 

 

 

План урока:


1.  Возникновение Республики.

2.  Военные победы римлян.

3.  Причины начала борьбы патрициев и плебеев.



Ход урока:


I.    Проверка домашнего задания.

-     Учащиеся на основании своих контурных карт рассказывают об особенностях природных условий древней Италии и занятиях населения древнего Рима.

II. На втором этапе урока учитель на основании сравнительной характеристики государственного строя Афинского государства в V веке до н.э. и Рима продолжает формирование понятия «республика», только уже в новом значении - аристократическая.


          Для организации данной работы используется предлагаемая таблица:


Таблица 2

Сравнительная характеристика государственного строя Афин и Рима

в V веке до н.э.




Афины в V веке

до н.э.

Рим в V веке до н.э.

Выводы по сопоставлению

Сходства

Кому принадлежала высшая власть.

Народному собранию состоявшему из граждан данного государства.

Афины и Рим в отличие от восточных монархий  были  рес-


Управленческий

аппарат.

Должностные лица выбирались на опреде­ленный срок из граждан независимо от знат­ности и богатства, несли ответственность пе­ред народным собранием.

публиками, но по­добно остальным го­сударствам  они за­щищали интересы меньшинства.



Интересы меньшинства населения:


Черты

Чьи интересы

защищала власть

Гражданский коллектив в пользу государства шли доходы от эксплуатации работников на рудниках и т.п.

Римских аристократов как патрицианского так и плебейского происхождения.


Черты различия

Какую роль играло свободное население в управлении.

Весь гражданский коллектив

Влияние не знатных и не богатых было ограничено, участвует в управлении аристократия.

Афины были демократической республикой, т.к. все слои населения участвуют в управлении.


Управление

осуществлялось.

Ареопаг - главный оплот знати - в ре­зультате борьбы де­лении своих прав.

Сенат - напоминает  ареопаг пре­вратив­шийся из совета ста­рейшин в важней­ший орган власти.

Рим - аристократичен - фактически власть принадлежит аристократам. Роль широких слоев гражданского населения в управлении была невелика.


III.На данном этапе учащиеся определяют причины начала борьбы патрициев и плебеев.


Задание 1.

описать положение плебеев и объяснить причины их борьбы с патрициями.

Учащиеся -

прослушивают предлагаемый учителем отрывок из хрестоматии и отвечают на вопросы: «Почему шла борьба между патрициями и плебеями ? Чего добивались плебеи ?»


IV. Работа с учебником.



Задание 2.

Учащиеся читают отрывок из рассказа Плутарха «Царь Пирр и мудрец» и отвечают на вопрос: «Каким было отношение к завоевательным войнам Кинея и Пирра ?»

На основании прочитанного отрывка и ответов учащихся учитель подводит их к выводу, о значении побед римлян над галлами и о влиянии этих побед на внутреннюю политику.


V.В качестве домашнего задания предлагается ответить учащимся на вопросы в конце параграфа.


Урок III.    Тема: «Римская аристократическая республика

в III веке до н.э.»   


                    

Цель:

Определить, какие произошли изменения в социальном составе к III веку до н.э., и как эти изменения повлияли на внутриполитическое положение в стране.

 

Задачи:

1)  На основании изученного материала проследить какие изменения произошли в социальном составе населения.

2)  Ознакомить учащихся с системой управления в римской республике.



План урока:


1.  Изменения в составе населения Рима.

2.  Влияние борьбы патрициев и плебеев на социально-политическую обстановку в древнем Риме.

3.  Система управления.


Ход урока:


I этап.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.    Проверка домашнего задания.

I.    Отвечают на вопросы в конце параграфа (на д.з.)

II. В начале изучения новой темы учащимся предлагается вспомнить схему первого урока «Состав населения в VIII - VI веках до н.э.» и для формирования представлений об изменениях в социальном составе населения в период римской республики, учитель предлагает Схему 2.

II. Схемы расположены в один ряд, это помогает учащимся наглядно проследить изменения в составе свободного населения Рима и сделать определенные выводы (письменно или устно) об изменении в составе населения к III веку до н.э. и способствовавших этому причин.



Литература к уроку.


1.  Учебник по истории древнего мира, под ред. Вигасин А.А. и др., М., - 1993г.

2.  Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история.) - М. - 1995г.

3.  Остальная литература та же, что и к первому уроку.



Схема 2. Состав населения Римской республики.


Состав населения Римской

республики

Рабы

Свободное население

Нобили

Ремесленники

Торговцы

Крестьяне

Плебеи

 
















II этап.

На втором этапе урока учитель предлагает учащимся на основании хронологической таблицы, посвященной этапам борьбы патрициев и плебеев, сделать выводы, как способствовала борьба плебеев против патрициев социально-политической организации Римской республики (см. Приложение с хронологической табл. 4).


III этап.


На третьем этапе урока изучение системы управления в древнем Риме.


Учитель -

Предлагает сравнить две логические схемы системы управления в Риме в VIII веке и во времена республики, которые наглядно иллюстрируют государственное устройство.


Учащиеся -

Фиксируют схемы в тетрадь и письменно делают выводы об изменении в государственном устройстве Рима.


Схема 3. Правление в Риме в VIII веке до н.э.







Царь

Сенат

Народное собрание

 






Схема 4. Управление Римской аристократической республикой.



Сенат

Консул

Консул

Народное собрание

 












IV этап.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить кроссворд с использованием новых слов (6-8 слов).


Литература к уроку та же.



Урок IV.    Тема: «Рабство в древнем Риме.»   


                    

Цель:

Сформировать (создать) у учащихся представление об особенностях системы рабства в древнем Риме.

 

 

Задачи:

1)  Познакомить учащихся с жизнью рабов в древнем Риме.

2)  Определить в результате сравнения с другими странами источники рабства и области применения труда рабов.

3)  Для формирования у учащихся понимания о причинно-следственных связях в историческом процессе определить характерные черты системы рабства в разные периоды истории Рима.



План урока:


1.  Особенности развития рабства в древнем Риме.

2.  Источники рабства в древнем Риме.

3.  Применение труда рабов и его значение в хозяйстве.



Ход урока:


          Изучение данной темы является необходимым этапом в процессе обобщения представлений у учащихся о развитии социальной структуры древнего Рима.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.    Учитель знакомит учащихся с особенностями развития рабства в древнем Риме. Использует сю­жетный рассказ «Римские ученые о рабах» (см. Хрестоматию).

I.    Задание для учащихся: Прослу­шать рассказ и отметить следую­щее:

1.  Положение рабов в царский пе­риод (VIII - VI века).

2.  Как изменилось положение рабов в период республики ?

3.  Были ли защищены рабы правами в древнем Риме ?

II. Для закрепления представлений об особенностях развития рабства в Риме учитель дает задание: «По трем ответам сделать вывод о положении рабов в римском обществе».

II. Учащиеся делают выводы по ответам на вопросы (п. 1).

III.Учитель организует работу по группам (по рядам).

Вид деятельности - работа с текстом учебника.

Задание:

П.1 - Определить источники рабства.

П.2, П.3 - Отметить области применения труда рабов.

П.4 Значение труда рабов в хозяйстве Рима.

Для закрепления представлений об особенностях рабства в древнем Риме учащимся предлагается заполнить уже начатую при изучении рабства в Греции сравнительную таблицу.

III.Учащиеся работают с текстом учебника, и заполняют предложенную учителем сравнительную таблицу.


Таблица 3

Сравнительная таблица: «Рабство в странах Востока, Греции и Рима.


Страны

Источники

рабства

Где применялся

труд рабов

Особенности рабства

Восток

Война, рабство за долги, дети рабов.

На строительстве пирамид, ороси­тельной системы, в с/х.

Небольшое количество рабов. Преобладал труд свободных. Классовая борьба между рабами и беднотой, с одной сто­роны, и рабовладельцами с другой.

Греция

Война, пират­ство, рабство за долги, дети рабынь.

В сельском хозяй­стве, ремесле, руд­никах, строитель­стве, флоте.

Труд рабов применялся во всех отраслях хозяй­ства. Рабы принадлежали отдельным рабовладель­цам. Обострение борьбы между рабами и рабовла­дельцами.



Рим

Война, пират­ство, долговое рабство, дети рабынь.

В сельском хозяй­стве, ремесле, руд­никах, строитель­стве, домашнем хо­зяйстве, флоте, гладиаторы в цир­ках.

Дешевый труд рабов вы­теснил труд свободных и привел к разорению кре­стьян. Острая классовая борьба между рабами и рабовладельцами.


          В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшой рассказ о жизни рабов на следующие темы:

1.  Жизнь рабов в имении землевладельца.

2.  Рабы в богатом доме.

3.  Гладиаторы.

4.  Свободная тема по выбору.


Литература к уроку.


1.  Учебник по истории древнего мира под ред. Вигасина А.А. и др.

2.  Хрестоматия по истории древнего мира, М. - 1993г.

3.  Книга для чтения по истории древнего мира, М. - 1988г.

4.  Энциклопедия для детей, Т.1 (Всемирная история) - М., 1996г.



Урок V.     Тема: «Повторительно-обобщающий урок.»   


                    

Цель:

Проверить уровень качества процесса усвоения представлений о формировании и развитии социальной структуры древнего Рима.

 

Задачи:

1)  Повторить изученный материал с помощью решения контрольных задач.

2)  Конкретизировать и закрепить знания учащихся об изменениях в социальном составе населения в VIII-VI веках до н.з., о причинах борьбы патрициев и плебеев, о положении рабов в древнем Риме.




План урока:


1.  Работа со схемами - аппликациями для закрепления и обобщения материала.

2.  Решение кроссворда.




Ход урока:


          На первом этапе урока учащимся для закрепления и корректировки знаний предлагается решить ряд контрольных задач, в частности работы над логическими схемами - аппликациями по темам:


1.  Социальный состав населения Рима в VIII - III веках до н.э.

2.  Римская аристократическая республика в середине III века до н.э. и ее социально-политическое устройство.

3.  Труд рабов и их положение в III - II веках до н.э.



Схема - аппликация 1. Социальный состав населения Рима в VIII - VI

веках до н.э.


Задание №1  Из представленных ниже фигур выбрать те, которые входили в состав населения Рима в VIII - VI веках до н.э. Ответ: 1, 2, 3.











Задание №2  По данной схеме определить на какие две основные группы делилось население Рима после победы плебеев и провести линию в схеме, разделяющую данные фигуры. (Ответ учащихся покажет степень понимания ими рабовладельческих отношений, установившихся в Риме, и понимания ими сути борьбы патрициев и плебеев.)


Ответ: Разделяющая линия, должна отделить рабов от основных фигур, тем самым, учащиеся отмечают изменения в составе населения Рима к III веку до н.э. в результате борьбы патрициев и плебеев, когда плебеи добились прав римских граждан и запрещения обращать их в рабов.


































Задание №3  Задача данного задания конкретизировать и закрепить знания учащихся о политическом устройстве Римской республики и ее аристократическом характере.

          Работа с данной схемой является непосредственным продолжением работы с предшествующей композицией - схемой.


Вопрос к учащимся: «Кто участвовал в управлении республикой ?»


Ответ: Убирается фигура раба и добавляется фигура консула (2) и фигура, обозначающая сенат. Два разных изображения консулов показывают, что они осуществляли и военную и административную, а так же судебную власть. Обозначение сената фигурой аристократа подчеркивает аристократический характер этого учреждения.





















Задание №4  Применение труда рабов.

В центре помещаем фигуру раба, а полукругом располагаем фигуры, которые характеризуют отрасли хозяйства, где применялся труд рабов.
















Ответ:        1. В домашнем хозяйстве;

          2. В ремесле;

          3. На флоте;

          4. В строительстве;

          5. В сельском хозяйстве;

          6. Гладиаторы в цирках.









Задание №5  Для закрепления знаний, учащимся предлагается заполнить, составленный учителем кроссворд:


9

1

2

5

3

8

7

6

4



По горизонтали:


1. Форма управления в Риме, которая не передается, а выбирается и сосредоточена в руках не одного человека, а нескольких.

3. Столица Римского государства.

4. Переселенцы с завоеванных Римом латинских поселений и других областей Италии, ограниченные в правах.

6. Человек, которому принадлежала вся высшая власть до установления Республики.

7. Орган власти, первоначально бывший советом старейшин, члены которого выбирались пожизненно.


По вертикали:


2. Коренное население, принимавшее участие в управлении Рима.

5. Должность в Риме, которую мог занимать только богатый гражданин.

8. Бесправная группа населения, чей труд использовался как дешевая рабочая сила.

9. Река, на берегу которой возник и стоит город Рим.

Ответы к кроссворду:


1.  Республика.

2.  Патриции.

3.  Рим.

4.  Плебеи.

5.  Консул.

6.  Царь.

7.  Сенат.

8.  Рабы.

9.  Тибр.