Автореферат студентки 5-го курса исторического факультета
Межиной Натальи Николаевны
Данная работа посвящена вопросу изучения становления и развития социальной структуры древнего Рима. Процесс формирования социальной структуры римского государства прошел долгий путь от родового строя к классовому обществу, при этом он неразрывно был связан, и шел почти одновременно с процессом формирования государства в древнем Риме, что наложило на социальную структуру Рима определенный отпечаток, который выражался в некоторых особенностях, присущих римской социальной структуре эпохи первых царей и начала Республики. Эта особенность заключалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных групп.
Первоначально она начала складываться более или менее обычным для эпохи разложением первобытнообщинного строя, путем выделения, с одной стороны, родовой знати, глав фамилий, с другой - младших сородичей, неполноправных членов фамилий, клиентов и стоявших вне рода: организации плебеев. Затем в ходе борьбы последних за свои права, которая привела в середине VI века к необходимости проведения социальных реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, было введено новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Созданные, в результате реформ центурии и классы объединяли лиц одинакового имущественного положения, как патрициев, так и плебеев, как членов родов, так и тех кто стоял вне их. «Сервиева конституция», игнорируя родовое деление общества, юридически оформила сложившиеся в ходе исторического развития противоречия между богатыми и бедными. Не знатность, не принадлежность к роду давали политические права, а богатство, - таков был новый принцип, принцип формирующегося классового общества, который при сокращении еще в обществе сословного деления способствовал усилению в нем классовой дифференциации, тем самым все больше усложнял социальную структуру.
Актуальность и значимость данного исследования состоит в том, что проблема изучения становления и развития социальной структуры древнего общества является составной частью вопроса возникновения римского государства, т.к. служит движущей силой данного процесса, и оказывает на него непосредственное влияние. Поэтому изучение вопроса развития социальной структуры древнего общества необходимо при рассмотрении социально-политической истории римского государства.
Исходя из этого, цель данного исследования проследить процесс становления, развития и окончательного формирования социальной структуры римского общества ко времени установления империи.
Достижение этой цели требует решения ряда задач:
во-первых, изучить источниковедческую базу данной проблемы и ее роль и место в историографической литературе;
во-вторых, рассмотреть процесс возникновения, становления и развития социальной структуры древнего Рима, на примере изучения развития отдельных социальных единиц, как древнейшие социальные организмы, римский род, семья и сословие;
в-третьих, выявить закономерность влияния классовой борьбы на развитие и сложность социальной структуры древнего Рима.
Данные задачи определяют хронологические рамки исследуемого периода; это VIII век до н.э. - когда только шло становление социальной структуры, и до III века до н.э. - времени окончательного формирования социальной структуры древнеримского общества.
Изучение процесса восприятия является необходимым условием для успешной организации учебной деятельности. От качества восприятия учащимися учебной информации во многом зависит и качество сформированных в процессе восприятия учебного материала представлении о тех или иных явлениях и событиях. В основе формирования представлений, которые являются результатом восприятия, лежит процесс познания объективной действительности. Отсюда и вытекает важность работы по изучению процесса организации активного восприятия в ходе обучения истории. Изучение формирования и развития перцептивных способностей у учащихся на каждом возростном этапе позволит в значительной мере повысить уровень и качество обучения. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы учащийся оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами.
Актуальность исследования состоит в том, что обобщение представлений о социальной структуре древних обществ способствует формированию у учащихся целостной картины социального развития древних цивилизаций.
Объектом исследования является процесс восприятия исторической информации при изучении курса истории древнего мира.
Предметом исследования является содержательная и процессуальная сторона усвоения представлений о социальных отношениях в древнем Риме в VIII - III веках до н.э.
Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
- определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;
- определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;
- разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.
Изучение психолого-педагогической литературы, анализ практики формирования исторических представлений, позволили сформировать рабочую гипотезу. Повышение эффективности уровня информации о социальной структуре древнего Рима обеспечивается следующих факторов:
1. выявлением уровней развития перцептивных способностей у учащихся младшего и старшего школьного возраста, с помощью системы диагностики процесса восприятия;
2. отбором средств и приемов, обеспечивающих развитие и совершенствование аудиального, визуального и кинестетического восприятия;
3. разработкой средств и приемов, обеспечивающих развитие у учащихся аналитико-синтетического типа восприятия, как наиболее оптимального для повышения уровня и качества усвоения исторической информации в процессе обучения.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что на основе теоретического изучения вопроса разработаны пути активного восприятия исторической информации, выявлены приемы и методы обобщения у учащихся представлений о складывании и развитии социальной структуры древних обществ.
Новизна исследования состоит в том, что выявлено противоречие между возрастной нормой развития восприятия и характером исторической информации, подлежащей усвоению. Этот факт требует разработки таких приемов обучения, которые бы способствовали развитию аналитико-синтетического восприятия у учащихся.
На защиту выносится:
1. Приемы и средства развития аналитико-синтетического восприятия.
2. Процедура обобщения представлений о социальной структуре древнего общества.
Рассмотренный материал позволяет прийти к следующему заключению. Изучение источников и историографии вопроса развития социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - III веках до н.э. было еще архаичным, покоившемся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формирование его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зависимость от процесса формирования института римской государственности. Такая зависимость непосредственно сказывалась на особенности социальной структуры римского общества, которая выражалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных групп древнего Рима.
Решающее значение для оформления социальной структуры римского общества имела центуриатная реформа Сервия Туллия, которая уничтожила юридические различия между патрициями и плебеями, хотя практически политическая власть сохранялась у патрициев. Это обстоятельство служило причиной продолжения сословно-классовой борьбы. В результате этой борьбы падает долговое рабство. Его падению способствует развитие привозного, классического рабовладения и противоречие между рабами и рабовладельцами становится главным противоречием римского общества.
Таким образом, в период перехода от родового строя к рабовладельческому в древнейшем Риме с VIII века до н.э. по III век до н.э. происходит складывание и окончательное оформление социальной структуры древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе обнаруживаются следующие основные классы - сословия:
1. Зажиточные землевладельцы, в руках которых постепенно начинает концентрироваться владение землей. К этой группе, возвышающейся над массой мелких производителей, уже принадлежат так же и богатые не знатные семьи. Богатство перестало быть принадлежностью одной лишь знати. В этот переходный период, для которого уже с VI века до н.э. характерно существование государства, землевладельцы являются господствующим классом - сословием, а позднее, когда рабство стало основой производства, они превращаются в своем большинстве в класс рабовладельцев.
2. Класс, который составляет масса прежних рядовых членов общины, мелкие производители: ремесленники, владельцы небольших участков, обрабатывающие свою землю с помощью членов своей семьи и большей частью без рабов. В количественном отношении они составляют большинство населения и угнетаются экономически и политически членами господствующего класса.
Этрусский период был благоприятным для экономического и политического развития мелких производителей. Цари использовали их как силу, противостоящую римской родовой знати. Мелкие производители трудятся главным образом для удовлетворения собственных потребностей; производство для обмена является еще не правилом, но исключением. Этот класс разнороден и непостоянен по-своему составу и находится в состоянии беспрерывного распадения и текучести. Следует так же подчеркнуть, что для того периода невозможно провести резкие границы между классами; между ними существовали переходные слои, не дающие возможности резкого разграничения.
3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся основным классом общества, и не составлял основу производства. Противоречивость в положении рабов состояла в том, что с одной стороны, они входили в состав класса производителей, а с другой стороны, в гражданское общество как класс они не включались. Такое положение рабов составляло одну из главных особенностей производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство так же продолжает существовать, но оно все больше становится застойным элементом в обществе.
Так в процессе складывания и окончательного оформления социальной структуры римского общества в VIII - III веках до н.э. происходит уничтожение примитивной патрицианской общины и создание патрицианско-плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство.
Методические рекомендации, предложенные в данном исследовании, разработаны на основе теоретического и практического изучения процесса восприятия, его развития и влияния на процесс обучения.
В ходе практического исследования было выявлено, что уровень и качество процесса восприятия оказывают влияние на процесс формирования представлений. Исторические представления, в свою очередь, на ряду с методологией социального познания, историческим осмыслением общественных явлений и эмоционально-ценностным отношением к истории народов, являются компонентом научного исторического сознания. Следовательно, их формирование одна из задач школьного исторического образования. Представления служат базой для формирования исторических понятий, играют большую роль в психическом развитии школьника, являясь важным этапом в развитии его памяти и мышления.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что восприятие - это постоянно развивающееся явление, которое на каждом возрастном этапе имеет свои характерные признаки.
Диагностика уровня развития перцептивных способностей показало, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает аналитический тип восприятия, а у старших школьников - синтетический. Преобладание тех или иных типов восприятия на каждом возрастном этапе связано прежде всего с особенностями психического развития учащихся. Результаты диагностики индивидуальных различий в восприятии показали, что наиболее благоприятным является аналитико-синтетический тип восприятия, предполагающий наличие стремления к пониманию основного смысла явления, оценке его структуры и фактическому подтверждению, детальной характеристике предмета и явления.
Диагностика перцептивных способностей среди учащихся младшего и старшего школьного возрастов показало необходимость развития в процессе обучения аналитико-синтетического типа восприятия.
Предложенная в данном исследовании, процедура обобщения представлений о процессе развития социальной структуры древних обществ, с учетом преобладания того или иного типа восприятия, позволило проследить процесс развития восприятия, от аналитического к синтетическому.
Осуществлен отбор специальных заданий, применяемых в ходе изучения конкретного исторического материала, целью которых является процесс развития восприятия от аналитического к синтетическому и формирование на основе этого процесса оптимального типа восприятия у учащихся - аналитико-синтетического.