Автореферат студентки 5-го курса исторического факультета

Межиной Натальи Николаевны


Данная работа посвящена вопросу изучения становления и развития социальной структуры древнего Рима. Процесс формирования социальной структуры римского государства прошел долгий путь от родового строя к классовому обществу, при этом он неразрывно был связан, и шел почти одновременно с процессом формирования государства в древнем Риме, что наложило на социальную структуру Рима определенный отпечаток, который выражался в некоторых особенностях, присущих римской социальной структуре эпохи первых царей и начала Республики. Эта особенность заключалась в переплетении сословных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общественных групп.

Первоначально она начала складываться более или менее обычным для эпохи разложением первобытнообщинного строя, путем выделения, с одной стороны, родовой знати, глав фамилий, с другой - младших сородичей, неполноправных членов фамилий, клиентов и стоявших вне рода: организации плебеев. Затем в ходе борьбы последних за свои права, которая привела в середине VI века к необходимости проведения социальных реформ, приписываемых шестому царю Сервию Туллию, было введено новое устройство римской общины на основе территориально - имущественного принципа. Созданные, в результате реформ центурии и классы объединяли лиц одинакового имущественного положения, как патрициев, так и плебеев, как членов родов, так и тех кто стоял вне их. «Сервиева конституция», игнорируя родовое деление общества, юридически оформила сложившиеся в ходе исторического развития противоречия между богатыми и бедными. Не знатность, не принадлежность к роду давали политические права, а богатство, - таков был новый принцип, принцип формирующегося классового общества, который при сокращении еще в обществе сословного деления способствовал усилению в нем классовой дифференциации, тем самым все больше усложнял социальную структуру.

Актуальность и значимость данного исследования состоит в том, что проблема изучения становления и развития социальной структуры древнего общества является составной частью вопроса возникновения римского государства, т.к. служит движущей силой данного процесса, и оказывает на него непосредственное влияние. Поэтому изучение вопроса развития социальной структуры древнего общества необходимо при рассмотрении социально-политической истории римского государства.

Исходя из этого, цель данного исследования проследить процесс становления, развития и окончательного формирования социальной структуры римского общества ко времени установления империи.

Достижение этой цели требует решения ряда задач:

во-первых, изучить источниковедческую базу данной проблемы и ее роль и место в историографической литературе;

во-вторых, рассмотреть процесс возникновения, становления и развития социальной структуры древнего Рима, на примере изучения развития отдельных социальных единиц, как древнейшие социальные организмы, римский род, семья и сословие;

в-третьих, выявить закономерность влияния классовой борьбы на развитие и сложность социальной структуры древнего Рима.

Данные задачи определяют хронологические рамки исследуемого периода; это VIII век до н.э. - когда только шло становление социальной структуры, и до III века до н.э. - времени окончательного формирования социальной структуры древнеримского общества.


Изучение процесса восприятия является необходимым условием для успешной организации учебной деятельности. От качества восприятия учащимися учебной информации во многом зависит и качество сформированных в процессе восприятия учебного материала представлении о тех или иных явлениях и событиях. В основе формирования представлений, которые являются результатом восприятия, лежит процесс познания объективной действительности. Отсюда и вытекает важность работы по изучению процесса организации активного восприятия в ходе обучения истории. Изучение формирования и развития перцептивных способностей у учащихся на каждом возростном этапе позволит в значительной мере повысить уровень и качество обучения. Этот уровень должен быть достаточным для того, чтобы учащийся оказался в состоянии обучаться выполнению нового для него вида действий, пользуясь хотя бы самыми несовершенными способами.

Актуальность исследования состоит в том, что обобщение представлений о социальной структуре древних обществ способствует формированию у учащихся целостной картины социального развития древних цивилизаций.

Объектом исследования является процесс восприятия исторической информации при изучении курса истории древнего мира.

Предметом исследования является содержательная и процессуальная сторона усвоения представлений о социальных отношениях в древнем Риме в VIII - III веках до н.э.

Целью исследования является разработка процедуры обобщения у учащихся представлений о социальных отношениях в древнем обществе.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

-     определить структуру формируемых и обобщаемых у учащихся представлений о развитии системы социальных отношений в древнем обществе;

-     определить уровень программно - методического обеспечения процесса формирования и обобщения представлений о социальной структуре обществ древнего мира;

-     разработать на конкретном историческом материале методические приемы по обобщению у учащихся представлений о причинах и динамике развития социальной структуры древних обществ.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ практики формирования исторических представлений, позволили сформировать рабочую гипотезу. Повышение эффективности уровня информации о социальной структуре древнего Рима обеспечивается следующих факторов:

1.  выявлением уровней развития перцептивных способностей у учащихся младшего и старшего школьного возраста, с помощью системы диагностики процесса восприятия;

2.  отбором средств и приемов, обеспечивающих развитие и совершенствование аудиального, визуального и кинестетического восприятия;

3.  разработкой средств и приемов, обеспечивающих развитие у учащихся аналитико-синтетического типа восприятия, как наиболее оптимального для повышения уровня и качества усвоения исторической информации в процессе обучения.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что на основе теоретического изучения вопроса разработаны пути активного восприятия исторической информации, выявлены приемы и методы обобщения у учащихся представлений о складывании и развитии социальной структуры древних обществ.

Новизна исследования состоит в том, что выявлено противоречие между возрастной нормой развития восприятия и характером исторической информации, подлежащей усвоению. Этот факт требует разработки таких приемов обучения, которые бы способствовали развитию аналитико-синтетического восприятия у учащихся.

На защиту выносится:

1.  Приемы и средства развития аналитико-синтетического воспри­ятия.

2.  Процедура обобщения представлений о социальной структуре  древнего общества.


Рассмотренный материал позволяет прийти к следующему заключе­нию. Изучение источников и историографии вопроса развития  социальной структуры древнего Рима показало, что римское общество в VIII - III веках до н.э. было еще архаичным, покоившемся на принципах коллективных форм собственности на основе средств производства - землю и формиро­вание его социальной структуры шло одновременно и имело прямую зави­симость от процесса формирования института римской государственности. Такая зависимость непосредственно сказывалась на особенности социаль­ной структуры римского общества, которая выражалась в переплетении со­словных и классовых признаков в эволюции социальной структуры общест­венных групп древнего Рима.

Решающее значение для оформления социальной структуры римс­кого общества имела центуриатная реформа Сервия Туллия, которая уничтожила юридические различия между патрициями и плебеями, хотя практически политическая власть сохранялась у патрициев. Это обстоя­тельство служило причиной продолжения сословно-классовой борьбы. В результате этой борьбы падает долговое рабство. Его падению способст­вует развитие привозного, классического рабовладения и противоречие между рабами и рабовладельцами становится главным противоречием римского общества.

Таким образом, в период перехода от родового строя к рабовла­дельческому в древнейшем Риме с VIII века до н.э. по III век до н.э. проис­ходит складывание и окончательное оформление социальной структуры древнего Рима. В ходе этого процесса в римском обществе обнаружива­ются следующие основные классы - сословия:

1. Зажиточные землевладельцы, в руках которых постепенно начи­нает концентрироваться владение землей. К этой группе, возвышающейся над массой мелких производителей, уже принадлежат так же и богатые не знатные семьи. Богатство перестало быть принадлежностью одной лишь знати. В этот переходный период, для которого уже с VI века до н.э. харак­терно существование государства, землевладельцы являются господ­ствующим классом - сословием, а позднее, когда рабство стало основой производства, они превращаются в своем большинстве в класс рабовла­дельцев.

2. Класс, который составляет масса прежних рядовых членов об­щины, мелкие производители: ремесленники, владельцы небольших участ­ков, обрабатывающие свою землю с помощью членов своей семьи и боль­шей частью без рабов. В количественном отношении они составляют большинство населения и угнетаются экономически и политически чле­нами господствующего класса.

Этрусский период был благоприятным для экономического и поли­тического развития мелких производителей. Цари использовали их как силу, противостоящую римской родовой знати. Мелкие производители трудятся главным образом для удовлетворения собственных потребнос­тей; производство для обмена является еще не правилом, но исключением. Этот класс разнороден и непостоянен по-своему составу и находится в сос­тоянии беспрерывного распадения и текучести. Следует так же подчерк­нуть, что для того периода невозможно провести резкие границы между классами; между ними существовали переходные слои, не дающие воз­можности резкого разграничения.

3. Класс рабов. В этот ранний период он еще не являлся основным классом общества, и не составлял основу производства. Противоречивость в положении рабов состояла в том, что с одной стороны, они входили в сос­тав класса производителей, а с другой стороны, в гражданское общест­во как класс они не включались. Такое положение рабов составляло одну из главных особенностей производственных отношений античного мира. Патриархальное рабство так же продолжает существовать, но оно все больше становится застойным элементом в обществе.

Так в процессе складывания и окончательного оформления соци­альной структуры римского общества в VIII - III веках до н.э. происходит уничтожение примитивной патрицианской общины и создание патрициан­ско-плебейского государства, которое в ходе своего дальнейшего развития превращается в классическое рабовладельческое государство.


Методические рекомендации, предложенные в данном исследова­нии, разработаны на основе теоретического и практического изучения про­цесса восприятия, его развития и влияния на процесс обучения.

В ходе практического исследования было выявлено, что уровень и качество процесса восприятия оказывают влияние на процесс формирова­ния представлений. Исторические представления, в свою очередь, на ряду с методологией социального познания, историческим осмыслением общес­твенных явлений и эмоционально-ценностным отношением к истории на­родов, являются компонентом научного исторического сознания. Следова­тельно, их формирование одна из задач школьного исторического образо­вания. Представления служат базой для формирования исторических поня­тий, играют большую роль в психическом развитии школьника, являясь важным этапом в развитии его памяти и мышления.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что восприятие - это постоянно развивающееся явление, которое на каждом возрастном этапе имеет свои характерные признаки.

Диагностика уровня развития перцептивных способностей показало, что среди учащихся младшего школьного возраста преобладает аналитичес­кий тип восприятия, а у старших школьников - синтетический. Преобладание тех или иных типов восприятия на каждом возрастном этапе связано прежде всего с особенностями психического развития учащихся. Резуль­таты диагностики индивидуальных различий в восприятии показали, что наиболее благоприятным является аналитико-синтетический тип воспри­ятия, предполагающий наличие стремления к пониманию основного смысла явления, оценке его структуры и фактическому подтверждению, детальной характеристике предмета и явления.

Диагностика перцептивных способностей среди учащихся млад­шего и старшего школьного возрастов показало необходимость развития в процессе обучения аналитико-синтетического типа восприятия.

Предложенная в данном исследовании, процедура обобщения пред­ставлений о процессе развития социальной структуры древних обществ, с учетом преобладания того или иного типа восприятия, позволило просле­дить процесс развития восприятия, от аналитического к синтетическому.

Осуществлен отбор специальных заданий, применяемых в ходе изу­чения конкретного исторического материала, целью которых является про­цесс развития восприятия от аналитического к синтетическому и формиро­вание на основе этого процесса оптимального типа восприятия у учащихся - аналитико-синтетического.