ГЛАВА 15.

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО

ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

15.0 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Общие сведения о коллективном инвестировании были даны в Главе 6. Здесь рассматривается российская специфика этого типа инвестиро­вания.

В соответствии  Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вклад­чиков и акционеров» № 408 от 21 марта 1996 г., к коллективным .инвесторам относятся:

·                      паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);

·                      кредитные союзы;

·                      акционерные инвестиционные фонды;

       негосударственные пенсионные фонды.

К началу 1997 г. в России существовало около 350 работающих специализированных инвестиционных фондов приватизации, функци­онировало около 40 инвестиционных фондов, созданных вне привати­зационных программ. Быстрыми темпами развивалась индустрия него­сударственных пенсионных фондов (около 800) и страховых компаний (около 2 700 компаний), возникло около 130 кредитных союзов.

В экономическом плане понятие «коллективное инвестирование» оз­начает такую схему организации инвестиционного бизнеса, при кото­рой средства, осознанно и целенаправленно вложенные мелким инвес­тором в определенное предприятие (фонд), аккумулируются в единый пул под управлением профессионального управляющего с целью их прибыльного последующего вложения.

Форма коллективного инвестирования характеризуется одновременно следующими признаками:

• привлечение средств путем размещения ценных бумаг или за­ключения договоров;

• осуществление в качестве основной деятельности инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги и иное имущество;.


По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономи­ческое и даже политическое развитие страны. Так, расширение рынка государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свобод­ных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

Увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов, хотя и крайне низкой степени надеж-







                                 15-1


























Понятие «коллективное инвестирование»

Признаки коллективного инвестирования



                    

·       Получение основной доли доходив в форме дивидендов, про­центов и доходов от сделок, совершаемых с этим имущест­вом;

·       Распределение доходов, полученных от инвестирования, между участниками коллективного инвестирования путем вы­платы им дивидендов, процентов или иных выплат.

С точки зрения операционной деятельности коллективные инвесторы имеют ряд характерных отличительных черт:

• лица, предоставляющие свои денежные средства финансово­му посреднику (управляющему), сами несут риски, связан­ные с инвестированием;

управляющий объединяет средства многих лиц (как физичес­ких, так и юридических), обезличивая отдельные взносы в едином денежном пуле и усредняя тем самым указанные риски для участников коллективной инвестиционной схемы;

• в отличие от ряда традиционных форм инвестирования (банки, страховые компании, индивидуальные пенсионные счета и др.) схемы коллективного инвестирования не предпо­лагают обещания заранее оговоренных фиксированных вы­плат;

• инвестор, участвующий в коллективных инвестиционных схе­мах, осведомлен о направлениях инвестирования собранных средств и имеет в связи с этим возможность выбрать ту схему (форму) инвестирования, которая в наибольшей степе­ни соответствует его инвестиционным предпочтениям.

В России в настоящее время актуальность системы коллективного инвестирования вызвана, с одной стороны, заинтересованностью на­селения в надежном и прибыльном способе помещения своих доходов, с другой стороны — растущими потребностями российских предпри­ятий во внешних негосударственных источниках финансирования.

Именно коллективные инвесторы призваны стать ключевыми финан­совыми посредниками: с одной стороны — выполнять задачи консоли­дации средств мелких инвесторов, обеспечения профессионального управления инвестициями, диверсификации риска, а с другой сторо­ны — обеспечивать финансирование предприятий, позволяя широким массам инвесторов владеть ценными бумагами не напрямую, а опо­средованно.

Интерес населения к формам коллективного инвестирования и, в частности, к тем, которые намереваются вкладывать средства в кор­поративные ценные бумаги, будет расти в зависимости от следующих факторов:

• тенденция к макроэкономической стабилизации и низким тем­пам инфляционных процессов;


                     15-2














Усреднение рисков, свзяванных с инвестированием















Выбор схемы в соответствии и с предпочтением

                    

·         проведение Центральным банком политики «плавного и пред­сказуемого обменного курса рубля»;

·         общее снижение банковских процентных ставок:

·         все еще высокая, но претерпевающая общее снижение доход­ность государственных ценных бумаг:

·         несовершенство механизмов прямого инвестирования, влеку­щее непомерно высокие затраты на его осуществление.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте юридическое и экономическое определения коллективного инвестирования.

2.  В чем состоят операционные особенности коллективного инвестирования?

3.  Какие факторы являются определяющими для перспектив развития коллективного инвестирования в России?

15.1 АКЦИОНЕРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ, ВКЛЮЧАЯ ЧЕКОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ

Акционерные инвестиционные фонды регулируются Указом Президен­та «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе привати­зации государственных и муниципальных предприятий» от 7 октября 1992 года № 1186. Этот указ устанавливает порядок создания инвес­тиционных фондов, включая чековые инвестиционные фонды. В нем предусматривается возможность создания как закрытых, так и откры­тых инвестиционных фондов. Деятельность инвестиционных фондов регулируется также рядом нормативных актов Министерства финансов и Госкомимущества РФ. При проведении массовой приватизации чековые фонды создавались в форме закрытых инвестиционных фон­дов, не имеющих прав и обязанностей осуществления выкупа своих акций.

Фонды закрытого типа, как правило, не проводят активных операций с портфелем, поскольку над ними не довлеет обязательство выкупа акций перед акционерами. Для них также имеет гораздо меньшее значение текущая рыночная цена акций и оценка чистых активов (которая производится только один раз в квартал), поскольку акции фонда торгуются только в организованных торговых системах.


                  15-3




                    

Появление инвестиционных фондов закрытого типа исторически свя­зано с выполнением задач мобилизации средств мелких инвесторов для финансирования тех или иных проектов (см. приложение). Чековые фонды приватизации тоже образовались как фонды целевой направ­ленности и должны были выполнить следующие задачи:

• оказание помощи населению по инвестированию приватизаци­онных чеков и обеспечение профессионального управления активами;

• создание новых институциональных инвесторов на россий­ском рынке;

• создание в лице ЧИФов крупных акционеров приватизирован­ных предприятий, способных противостоять администрации.

С момента выхода положения о создании чековых инвестиционных фондов приватизации количество фондов неуклонно росло и в июле 1994 года достигло максимальной отметки — 662 фонда. В дальнейшем наметилась тенденция сокращения количества фондов. Причинами сокращения явились реорганизация фондов путем их слияния или присоединения, отзывы лицензий, трансформация фондов в иные структуры (акционерные общества, инвестиционные фонды, инвести­ционные компании). В настоящее время в Российской Федерации функционируют 350 фондов.

В настоящее время продолжается тенденция активного уменьшения количества фондов, связанная с их реорганизацией (слияние, погло­щение), переоформлением, отзывом или приостановкой лицензий че­ковых инвестиционных фондов (в связи с нарушениями требований действующего законодательства) и трансформацией фондов в иные структуры-

В ходе приватизации фонды превратились в крупных портфельных инвесторов, ими было аккумулировано 45 млн. приватизационных чеков, что составило 32% от их общего количества. По данным чековых аукционов, в среднем фонды стали владельцами порядка 10% акций приватизированных предприятий, выставленных на всероссий­ские аукционы.

В рамках отрасли можно выделить два типа фондов по инвестиционной стратегии. Первая группа фондов стремится к достижению контроля над предприятиями, как правило, имеет своих представителей в совете директоров и активно участвует в управлении предприятиями, акциями которых владеют. Довольно часто такие фонды являются членами финансово-промышленных групп.

Вторая группа фондов — портфельные инвесторы спекулятивной направленности. Их портфель характеризуется высокой скоростью обновления и соответственно более высокой долей высоколиквидных ценных бумаг, часть из них ориентирована на инвестиции в государ­ственные ценные бумаги. Остальные фонды по их инвестиционной стратегии представляют собой комбинацию первой и второй групп.

                          15-4

Два типа фондов по их инвестициолнной стратегии

Портфельные инвесторы спекулятивной направленности

Основными проблемами для акционерных инвестиционных фондов являются:

• устаревшая нормативная база;

• проблема двойного налогообложения;

• отсутствие жесткого государственного регулирования депози­тариев инвестиционных фондов.

Проблема совершенствования устаревшей нормативной базы акцио­нерных инвестиционных фондов связана с назревшей необходимостью разработки нового законодательства, соответствующего задачам раз­вития системы коллективного инвестирования с целью мобилизации отечественных сбережений.

Акционерные инвестиционные фонды создавались на основе норматив­ной базы, адекватной периоду массовой чековой приватизации и состоянию фондового рынка в тот период. На деятельность акционер­ных инвестиционных фондов был наложен ряд жестких ограничений (запрет на привлечение заемных средств, запрет на вложения в производные ценные бумаги, векселя и т. д.).

В настоящее время развитие рынка ценных бумаг вошло в качественно иную стадию: в целом была сформирована законодательная база рынка ценных бумаг (Гражданский кодекс, законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах»), появились новые виды коллективных инвесторов, значительно возросла ликвидность российского рынка ценных бумаг. В этих условиях назрела необходимость приведения правовой базы, регламентирующей деятельность акционерных инвес­тиционных фондов, в соответствие с новыми задачами их деятельности как коллективных инвесторов и требованиями но повышению уровня защиты прав индивидуальных инвесторов.

Суть проблемы двойного налогообложения состоит в том, что сначала чековые инвестиционные фонды платят налог на полученную ими прибыль на общих основаниях (ставка налога до 35% в зависимости от региона), а затем уже при распределении чистой прибыли в качестве дивидендов акционерам фонда последние также платят налог (для физических лиц — подоходный налог по соответствующим ставкам, для банков — 18%, для остальных юридических лиц — 15%). Таким образом, суммарные выплаты акционерных инвестиционных фондов от первоначально полученной прибыли составляют в среднем 47—50%. Бремя такой налоговой политики ложится прежде всего на акционеров фондов. Дискредитируется идея института коллективного инвестиро­вания, состоящая в том, что инвестор, вкладывающий деньги через фонд, и инвестор, осуществляющий вклады самостоятельно, должны быть в равном положении относительно условий налогообложения.

Существующая в настоящее время система депозитарного обслужива­ния акционерных инвестиционных фондов не отвечает требованиям эффективной системы коллективного инвестирования ввиду следую-


 

                            

                             15-5

Основные роблемы акционерных инвестиционных фондов

Проблема двойного налогообложения

щих проолем, связанных с деятельностью депозитариев акционерных инвестиционных фондов:

• недостаточное государственное регулирование депозитариев акционерных инвестиционных фондов;

• отсутствие контрольных функций депозитариев акционерных инвестиционных фондов.

Для эффективной реализации принципов коллективного инвестирова­ния необходимо создать систему специализированных депозитариев, в функции которой должен входить контроль за деятельностью акцио­нерных фондов.

Для решения вышеуказанных проблем особенно настоятельным стано­вится принятие Закона «Об инвестиционных фондах», реализующего следующие принципы коллективного инвестирования:

• усиление государственного контроля за деятельностью инвес­тиционных фондов:

• отделение управления активами от их хранения;

• повышение требований к раскрытию информации инвесторам;

• совершенствование системы отчетности. Не менее важным является принятие изменений к Закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций», предусматривающих осво­бождение инвестиционных фондов от налога на прибыль и ликвидиру­ющих тем самым двойное налогообложение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему в последние годы происходит сокращение числа чековых инвестиционных фондов?

2. Укажите основные проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию отрасли.

15.2 ПАЕВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ:

ПРАВОВАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВЫ


Появление паевых инвестиционных фондов (ПИФ) должно благопри­ятно воздействовать на развитие рынка ценных бумаг. Аккумулируя временно свободные денежные средства населения и институциональ-


                               15-6




ных инвесторов, паевые фонды в состоянии усилить инвестиционный спрос, стимулировать обращение ценных бумаг и, в конечном счете, обеспечить приток инвестиционных ресурсов в производство.

Паев (взаимные) фонды завоевали большую популярность в разви­тых зарубежных странах, а в последние годы стали наиболее динамич­но развивающимися финансовыми институтами.

Социологические опросы, проведенные в России, показывают, что граждане готовы инвестировать в паевые фонды по крайней мере 3 млрд. из тех 30 млрд. долларов США, которые, по оценкам специ­алистов, находятся сегодня у них на руках. При этом важно отметить, что подавляющая масса опрошенных (около 80%) в качестве основного мотива вложений свободных денежных средств в паевой фонд называет получение умеренного дохода при невысоком уровне риска.

ПИФы регулируются Указом Президента «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 26 июля 1995 г. № 765, устанавливающим основные принципы организации ПИФов, и нормативными актами ФКЦБ Рос­сии. Ь. настоящему моменту разработка правовой базы деятельности ПИФов практически закончена.

Согласно российскому законодательству ПИФ представляет собой совокупность имущества, переданного инвесторами (физическими и юридическими лицами) в доверительное управление управляющей компании в целях прироста этого имущества. ПИФ не является юридическим лицом. Инвестиционный пай — именная ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца предъявим, управляющей компа-    нии требование о выкупе.

Управляющая компания вправе создавать паевые фонды как открыто­го, так и интервального типа. Для каждого типа установлены опреде­ленные ограничения по составу и структуре инвестиционных активов и обязанности управляющей компании по срокам выкупа инвестици­онных паев у их владельцев.

Управляющая компания открытого паевого фонда обязана ежедневно выкупать инвестиционные паи по требованию их владельцев, поэтому его активы состоят из наиболее ликвидных ценных бумаг: государст­венных облигаций, акций и облигаций крупнейших российских пред­приятий, денежных средств и проч. В открытом фонде рыночная стоимость финансовых вложений фонда переоценивается на основе рыночных котировок ежедневно, и на начало каждого рабочего дня управляющая компания раскрывает информацию о стоимости чистых активов фонда, стоимости инвестиционного пая, цене выкупа и цене размещения паев.

Управляющая компания интервального паевого фонда обязана обеспе чить выкуп инвестиционных паев как минимум раз в год. Временной


                                15-7

Открытые паевые фонды




Интервальные паевые фонды

Размещение и выкуп паев

 

ФКЦБ

 

Регистрация правил и проспекта эмиссии

 

ПАЕВОЙ ФОНД

 

Аудитор

 

Специализированный депозитарий

 

Специализированный регистратор

 

Независимый оценщик

 

Управляющая компания

 

Агенты

 
интервал, в течение которого компания производит прием заявок на приобретение и выкуп паев, не может составлять менее 14 рабочих дней. Частота и длительность интервалов приема заявок устанавливаются управляющим и указываются в правилах фонда. Несмотря на менее жесткие требования по выкупу паев, не менее 50% активов интервальных фондов должны удовлетворять требованиям ликвидности, которые установлены для активов открытых фондов. Схема взаимодействия сторон, участвующих в работе фонда, показана на рисунке.


                          Лицензии                                         Лицензии




                                         Договора



                                   Инвестор

Учитывая, что для успешного развития индустрии паевых фондов важно достичь полного доверия инвесторов фонда к деятельности управляющего, ФКЦБ предъявляет высокие требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов. Во-первых, размер собственного капитала управляющей компании должен составлять не менее 2,5 млрд. руб. Во-вторых, деятельность по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов является для компании исключительной и может совмещаться только с управлением активами негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов. Управляющая компания паевого фонда должна получить лицензию ФКЦБ на право осущест-



                               15-8

Требования к управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов

 

вления деятельности по доверительному управлению имуществом па­евых инвестиционных фондов.

Деятельность управляющей компании паевого фонда жестко ограни­чивается и контролируется. В частности, ей запрещено:

• совершать сделки, нарушающие правила фонда и требования к составу и структуре его активов;

• безвозмездно передавать имущество фонда;

• привлекать заемные средства, подлежащие возврату за счет имущества фонда (исключение составляет случай недостаточ­ности собственных средств для обеспечения выкупа паев, но совокупный объем задолженности строго ограничен);

• предоставлять за счет имущества фонда займы и кредиты;

• покупать за счет имущества фонда активы у своих аффили- рованных лиц, а также выпущенные этими лицами ценные бу­маги; ценные бумаги, выпущенные депозитарием, аудитором и независимым оценщиком фонда;

• приобретать акции управляемых ею инвестиционных фондов;

• приобретать имущество фонда и продавать фонду собствен­ное имущество.

Управляющая компания несет ответственность собственным имущест­вом за ущерб, причиненный владельцам инвестиционных паев в ре­зультате ее виновных действий в случае совершения сделок в свою пользу при наличии конфликта интересов с интересами владельцев инвестиционных паев.

Другим важным звеном в схеме паевого фонда является специализи­рованный депозитарий, в функции которого входит не только хранение и учет имущества фонда, но и контроль за распоряжением этим имуществом (см. также специальный параграф). Специализированный депозитарий обязан получить лицензию ФКЦБ на право осуществле­ния функций спецдепозитария паевого фонда, он не может совмещать эту деятельность с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг в качестве брокера или дилера (за исключением деятельности на рынке государственных ценных бумаг), и его собственный капитал не должен быть меньше 2 млрд. руб. Запрещается участие в уставном капитале депозитария управляющих компаний, с которыми он связан депозитарными договорами, а также участие аффилированных лиц управляющей компании в деятельности органов управления депозита­рия. Лицензия, выданная ФКЦБ специализированному депозитарию, предоставляет ему право помимо чисто депозитарных функций:

·         вести реестр владельцев инвестиционных паев фонда;

·         производить расчет стоимости чистых активов паевого фонда;

·         выступать агентом по размещению и выкупу паев фонда;



                                15-9

Специализированный депозитарий




·         в качестве номинального держателя заключать сделки по при­обретению для фонда ценных бумаг и распоряжаться ценны­ми бумагами, составляющими имущество фонда.

Специализированный депозитарий обязан принимать и хранить доку­ментарные ценные бумаги фонда и вести учет прав на эти бумаги и иное имущество фонда обособленно от собственного имущества. Де­позитарий не принимает к исполнению поручения управляющего, если они нарушают требования к составу и структуре активов фонда, и в течение суток должен сообщать ФКЦБ о фактах совершенных нару­шений с описанием состава нарушений. Депозитарий несет ответст­венность за любые убытки в результате неисполнения или ненадлежа­щего исполнения им своих обязанностей.

Реестр владельцев инвестиционных паев представляет собой систему записей о фонде, включая сведения о владельцах паев, суммарном количестве размещенных и выкупленных паев и текущем количестве размещенных паев. Управляющий вправе заключить договор на веде­ние реестра как со специализированным депозитарием, так и со специализированным регистратором, имеющим лицензию ФКЦБ на право ведения реестров владельцев именных ценных бумаг.

Регистратор открывает лицевые счета владельцам инвестиционных паев и вносит в них приходные и родные записи только после того, как им получены и проверены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие оплату паев, но в сроки, установленные правилами фонда. Регистратор несет ответственность перед владель­цами паев в случае причинения им ущерба своими виновными дейст­виями при ведении реестра.

Управляющая компания может размещать и выкупать инвестиционные паи самостоятельно или заключить соответствующие договоры с аген­тами по размещению и выкупу паев. Агентами паевого фонда могут выступать только юридические лица, осуществляющие брокерскую, дилерскую или депозитарную деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, а также кредитные организации, специализированный депозитарий и Федеральная служба  почтовой связи. Наличные денежные средства вправе принимать только агенты-банки и только на основании поручения о перечислении этих денег на счет паевого фонда. Использование агентов по размещению и выкупу паев не освобождает управляющую компанию от ответствен­ности перед инвесторами и владельцами паев фонда. Нарушение агентами требований, установленных ФКЦБ к агентской деятельнос­ти, могут привести к приостановлению или аннулированию лицензии управляющей компании.

Инвестиционные паи размещаются и выкупаются в соответствии с ценами размещения и выкупа, рассчитанными исходя из стоимости чистых активов паевого фонда на текущую дату. Стоимость чистых активов и стоимость одного инвестиционного пая ежедневно раскры­ваются управляющим через сеть Интернет. Справка о стоимости


                               15-10

Реестр владельцев инвестиционных паев

Агенты по размещению и выкупу паев

Стоимость чистых активов

Стоимость одного инвестиционного пая

чистых активов паевого фонда со всеми приложениями (они включают количественную информацию обо всех инвестициях фонда), состав­ленная на конец каждого месяца, направляется в ФКЦБ, справка. составленная на конец каждого квартала, публикуется в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» и предъявляется всем заинтересованным лицам по первому требованию.

Кроме того, и управляющая компания, и агенты в местах приема заявок обязаны предъявить всем заинтересованным:

• тексты правил и проспекта эмиссии фонда со всеми зареги­стрированными изменениями и дополнениями к ним;

• правила ведения реестра владельцев паев;

• сообщения о начале и завершении первичного размещения паев;

• заверенные аудитором годовой баланс имущества фонда и го­довую финансовую отчетность управляющей компании и спе­циализированного депозитария;

• справку о расходах из имущества фонда;

• исчерпывающую информацию об агентах по размещению и выкупу паев;

• список органов печати, информационных агентств, а также адрес страницы и электронной почты в сети Интернет, ис­пользуемые управляющим.

Регулярно предоставляемая инвесторам информация дает возможность вкладчикам принимать обоснованные решения о вложениях своих средств в тот или иной паевой инвестиционный фонд. У инвесторов впервые появилась возможность «голосовать ногами», регулируя таким образом распределение средств по фондам и максимально увеличивая свои вложения в фонды с наилучшими показателями.

Паевые фонды ориентированы в первую очередь на частных инвесто­ров, поэтому их успех в значительной степени зависит от уровня доверия к ним. Однако скандалы с рядом компаний — эмитентов суррогатов ценных бумаг серьезно подорвали доверие вкладчиков к российскому фондовому рынку. Росту этого доверия не способствовала и деятельность чековых инвестиционных фондов. В этих условиях немаловажным является проведение кампании по разъяснению инвес­торам преимуществ, которыми обладают паевые фонды по сравнению с другими формами коллективного инвестирования. Среди них следует особо подчеркнуть:

• жесткое государственное регулирование и надзор за деятель­ностью паевых фондов;

• информационная прозрачность паевых фондов, жесткие тре­бования к раскрытию ими информации и невозможность под­тасовок при расчете стоимости чистых активов, цен размеще­ния и выкупа паев;



                               15-11

Преимущества паевых инвестиционных фондов




• закрепленные в законодательстве обязательств управляю­щей компании фонда по выкупу паев;

• отсутствие двойного налогообложения;

• разделение функций управления средствами пайщиков (уп­равляющая компания) и хранения имущества фонда (специа­лизированный депозитарий), а также контроль депозитария за работой управляющего.

Ключевой вопрос — налогообложение паевых инвестиционных фондов. Конструкция паевого фонда, в рамках которой фонд не является юридическим лицом, позволяет избежать двойного налогообложения, которому подвергаются, в частности, чековые фонды. Доходы, полу­ченные от прироста имущества, принадлежат не фонду, а пайщикам и согласно совместному письму Госналогслужбы РФ, ФКЦБ, Минфина РФ от 15.12.95 г. № НП-2-01/80н «О некоторых вопросах налогооб­ложения, возникающих в связи с образованием и функционированием паевых инвестиционных фондов» не облагаются налогом на прибыль.

Прибыль инвесторов фонда возникает при реализации (выкупе) управ­ляющим паев. Прибыль юридического лица — инвестора фонда равна разнице между ценой приобретения и выкупа, она относится на его финансовые результаты и подлежит налогообложению в общем поряд­ке. Доходы физических лиц — инвесторов фонда, полученные от продажи паев, подлежат обложению подоходным налогом.

Как показывает практика, чековые инвестиционные фонды успешно обходили налоговый пресс, находя пути искусственного занижения своих доходов или в противном случае существенно ухудшали свои позиции. Государство в результате либо недополучает в свой бюджет сокрытые суммы доходов, либо облагает налогом уже «обнищавшие» фонды, а акционеры получают свой доход в виде дивидендов, которые исчислены из искусственно заниженной или реально низкой прибыли (да еще и за вычетом подоходного налога). Кроме того, фонды теряют доверие своих вкладчиков к неприбыльному виду деятельности и, соответственно, оказываются не в состоянии привлечь новые инвести­ции, что в конечном итоге замораживает развитие фондового рынка в целом. Соответственно двойное налогообложение доходов инвестици­онных фондов практически не приносит выгоды государству, в то время как освобождение от налогообложения прироста имущества, переданного в доверительное управление, в конечном счете увеличит налоговые поступления, так как подоходным налогом будет облагаться не заниженная, а реальная величина дохода паевого фонда.


                               15-12

Налогообложение паевых инвестиционных фондов

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.  Какими преимуществами обладает данный тип коллективного инвестирования по сравнению с другими?

2.  Какими нормативными актами регулируется деятельность паевых фондов?

3. Опишите основных участников деятельности паевого фонда и их функции

15.3 НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Проведение пенсионной реформы в Российской Федерации, составной частью которой должно быть развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, является одной из первоочередных задач на сегодняшний день.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 была одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основным направлением реформирования сис­темы пенсионного обеспечения является создание трехуровневой сис­темы. Первый уровень будут составлять базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии, в основу которых положен страховой принцип, и, наконец, третий уровень — негосударственные пенсии. Кардинальный пересмотр нынешней пенсионной системы будет заключаться именно в развитии негосударственного пенсионного обеспече­ния.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государствен­ному и может осуществляться как в форме дополнительных пенсион­ных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо тер­риторий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Предпо­лагается развитие обеих форм.

Развитие негосударственных пенсионных фондов в России происходит достаточно быстрыми темпами. Их возникновению положил начало Указ Президента Российской Федерации № 1077 от 16 сентября 1992 г. Однако указ только обозначил легитимность существования таких институтов, как негосударственные пенсионные фонды, и он до сих пор остается единственным основным нормативным актом в данной сфере. В соответствии с указом пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного обеспечения. Учредителями



                               15-13

Трехуровневая система пенсионного обеспечения

Базовые пенсии

Трудовые пенсии

Негосударственные пенсии

Независимость пенсионных фондов от системы государственного обеспечения




пенсионных фондов могут быть как юридические, так и физические лица. Размещением пенсионных активов фондов занимаются специа-лизированные управляющие компании.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов постановлениями Правитель­ства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 730 и от 17 ноября 1994 г, № 1266 была создана Инспекция негосударственных пенсион­ных фондов при Министерстве социальной защиты населения Россий­ской Федерации — государственный орган по контролю за деятель­ностью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компа­ний.

Одним из основных инструментов государственного контроля за дея­тельностью негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами является ее лицензирование в соответствии с Положением о порядке лицензирования деятельности негосударст­венных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 792.

По данным Инспекции НПФ, на 1 января 1997 года 257 негосударст­венных пенсионных фондов и 142 компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов получили лицензию на право заниматься этими видами деятельности. Всего регистрацию учреди­тельных документов в Инспекции НПФ прошло 480 негосударствен­ных пенсионных фондов. В 63 субъектах Российской Федерации было зарегистрировано в 1993—1995 годах более 800 юридических лиц, называющихся НПФ.

На сегодняшний день негосударственные пенсионные фонды находятся на начальной стадии своего становления. Основными проблемами, стоящими на пути их развития, являются следующие:

• отсутствие законодательной базы в области негосударствен­ного пенсионного обеспечения;

• отсутствие разработанных комплексных мер по финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и защи­те их участников;

• отсутствие налоговых льгот как для вкладчиков и участни­ков негосударственных пенсионных фондов, так и для самих фондов;

• отсутствие долгосрочных ценных бумаг.

Таким образом, в целях урегулирования деятельности НПФ прежде всего необходимо установить законодательные рамки их функциони­рования, что возможно сделать посредством принятия федерального закона. Кроме того, должны быть разработаны меры по комплексной защите вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фон­дов. И наконец, чтобы дать толчок развитию цивилизованного рынка

     

                    15-14

Инструменты государственного контроля

Инспекция НПФ

Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов

НПФ. с одной стороны, должна быть создана система мер по стиму­лированию их деятельности (налоговые льготы и т. д.), а с другой стороны, необходимо жесткое регулирование деятельности фондов и их управляющих компаний со стороны государственных органов (ре­гистрация, лицензирование и постоянный контроль за деятельностью НПФ и управляющих компаний).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.  Почему развитие негосударственных пенсионных фондов выгодно как для государства, так и для населения?

2. Укажите основные законодательные акты, регулирующие деятельность фондов.

3.                        Решение каких проблем необходимо для дальнейшего развития отрасли?



15.4 КРЕДИТНЫЕ СОЮЗЫ

Кредитные союзы являются неотъемлемой и необходимой частью рынка ссудо-сберегательных услуг России. Мировой опыт показывает, что эта форма вполне отвечает современным задачам инвестирования и развития производительных сил. В ряде стран наблюдается бурный рост кредитной кооперации. В настоящее время в мире существует около 36 тысяч кредитных союзов, количество пайщиков которых достигло почти 85 миллионов человек, а активы составляют 336 млрд. долларов.

По России в целом насчитывается около 130 кредитных потребитель­ских кооперативов (кредитных союзов) с числом пайщиков порядка 40 тысяч человек и активами около 30 млрд. руб.

Кредитный союз (КС) — это добровольное самодеятельное и самоуп­равляемое на демократических началах объединение лиц в целях создания коллективного денежного фонда для аккумуляции денежных средств и использования их на кредитование производственных или потребительских нужд или на страхование своих членов. Как и другие г.иды кооперации, кредитные кооперативы являются объединением лиц, а не капиталов. Членство в них является персональным и непередава­емым. В них действует принцип доступности и добровольности член­ства,  управление осуществляется на демократических  началах.




                              15-15

Система мер по стимулированию деятельности НПФ

Кредитный союз

Объединение лиц

Принцип доступности и добровольности




КС является некоммерческой кооперативной организацией со стату­сом юридического лица. КС приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации.

КС создаются по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой другой общности граждан. Число членов КС ограничено и в большинстве случаев не превышает двух тысяч. Эти условия вводятся для того, чтобы повысить личную ответственность пайщиков перед кредитным союзом, а его администрации — перед пайщиками.

Уже нынешний опыт работы КС в России за неполные четыре года показал, что данный финансовый институт помогает гражданам решать свои текущие проблемы, открывая широкий доступ к потребительско­му кредиту и к надежным условиям формирования семейных накопле­ний с минимальным риском потери вкладов.

КС в настоящий момент является единственным кредитным учрежде­нием, которое может предоставить ссуду частному лицу на экономи­чески приемлемых для него условиях. КС ввиду своих небольших размеров и на основе принципа «все знают всех» способен без значительных издержек и наиболее точно оценить кредитоспособность своего пайщика, основываясь не только на материальном или юриди­ческом обеспечении кредита, но и на его личной порядочности, что значительно упрощает процедуру получения кредита пайщиком КС.

Необходимо учесть, что важнейшим преимуществом кредитных союзов перед другими финансовыми институтами является их высокая надеж­ность, достигаемая высоким уровнем взаимного доверия внутри КС и демократическими процедурами управления и контроля.

Для обеспечения своей надежности КС необходимо выявлять и оцени­вать риски своей деятельности и управлять ими. Основными финансо­во-кредитными рисками являются:

• риски пассивных операций (риск досрочного изъятия вкладов (депозитов); риск массового изъятия паев; риск привлечения «грязных денег» (криминальных, связанных с уклонением от налогов и т. п.); риск завышенной ставки по депозитам;

• риски активных операций (риск невозврата кредита (ссуды)) вследствие недобросовестности заемщика, его разорения или смерти; риск неплатежеспособности крупного заемщика, раз­новидность кредитного или рыночного риска; риск неликвид­ности активов; риск потери капитальной стоимости активов (обесценение ценных бумаг);

• смешанные риски (риск несбалансированности структуры ак­тивов и пассивов по срокам; риск юридической некачествен­ности договоров (как по привлечению средств, так и по их размещению) и т. д.).

                          15-16

Некоммерческая кооперативная организация со статусом юридического лица

Высокий уровень взаимного доверия

Демократические процедуры управления и контроля

Риски пассивных операций

Риски активных операций

Смешанные риски

Вышеперечисленные риски присущи в той или иной мере всем кредит-но-финансовым учреждениям. Но, поскольку КС делают ставку на повышенную надежность, для них особенно важно не переступить черту допустимого риска. Допустимыми рисками для КС являются те риски, без которых невозможно осуществлять основную деятель­ность - оказание услуг частным лицам по кредитованию и сбереже­нию средств.

Исходя из мирового опыта, устойчивая деятельность, повышение

надежности и развитие системы кредитных союзов возможны лишь при

наличии специального законодательства, определяющего специфику     

их деятельности и одновременно наделяющего их разнообразными     

льготами, в том числе налоговыми.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение кредитного союза?

2.  Перечислите основные кредитно-финансовые риски в деятельности кредитного союза?                                  



                               15-17

Допустимые риски

Необходимость наличия специального законодательства