13-1

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


ГЛАВА 13.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

концепция раскрытия

ИНФОРМАЦИИ

система РАСКРЫТИЯ

ИНФОРМАЦИИ

ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ

В целом концепция раскрытия информации (гласности; лежит в основе всех представлений о введении общественного и рыночного саморегулирований и является центральной в обеспечении общественной и рыночной стабильности.

Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того. чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации — нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка денных бумаг для иностранных инвестиций.

Суть принципа прозрачности рынка может быть определена:

• во-первых, как доступ к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитентов, ценные бумаги которых продаются на открытом рынке4;

• во-вторых, как та степень, в которой информация о торговых сделках (котировки, цены и объемы) открывается широкой публике сразу после выставления котировки или по завершении торговой сделки5.

4 Рынок, который «полностью" прозрачен, раскрывает следующую информацию в реальном времени о ценной бумаге: 1) точная информация о размере и цене торговой сделки: твердые котировки в типичных размерах и открытые (неисполнен­ные) приказы-распоряжения клиента с заранее обозначенными ограничениями как по наилучшей цене покупки и продажи, так и за пределами таких котировок (так называемая прозрачность «до заключения торговой сделки» («pre- trade» transparency); 2) цена и объем завершенных сделок на всех рынках, торгующих данной ценной бумагой.

5 В большинстве случаев обязательное раскрытие информации о компании осуществляется путем требования публичного допуска к следующим документам и регулирования формы и метода использования этих документов: учредительные документы и другая регистрационная информация, проспект эмиссии или другие документы по эмиссии, заявки на листинг ценных бумаг на биржах или внебиржевых торговых рынках, обращения за доверенностями к акционерам в связи с годовыми собраниями акционеров, годовая и промежуточная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с рекомендуемыми стандартами бухгалтерской отчетности и проверенная независимыми аудиторами. В дополнение большинство крупнейших компаний добровольно раскрывают дополнительную информацию в форме общения с акционерами (годовой отчет и др.).___________ _______


13

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

13-2

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

обязательное РАСКРЫТИЕ

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:

• предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

• снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

• позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

• защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;

• стимулирует конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;

• защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение, стоит ли им иметь дело с данной компанией;

• повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.

базовые ДОКУМЕНТЫ. УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ

Существуют по крайней мере два фактора, которые должны побуждать руководителей предприятий к раскрытию информации — инвестиционный» и «законодательный».

Массовая приватизация в России привела к формированию более 30 000 открытых акционерных обществ, которые встали на путь самостоятельного развития в условиях рыночной экономики. Устаревшее оборудование и технологии зачастую не позволяют предложить потребителям продукцию, отвечающую современным мировым стан­дартам, и эффективно конкурировать с зарубежными производителями. С особой остротой встает вопрос об инвестициях в модернизацию и развитие. Предприятия начинают раскрывать информацию о себе прежде всего под воздействием потребности в таких инвестициях.

В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы «Об акционерных обществах» и в0 рынке ценных бумаг». В соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом


13

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ  13-3

лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение».

В соответствии со ст. 92 Закона «Об акционерных обществах» открытое общество обязано ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.  

Закон «О рынке ценных бумаг» содержит подробные требования к:

• решению о выпуске ценных бумаг;

• сертификату эмиссионной ценной бумаги:

• проспекту эмиссии;

• раскрываемой информации о выпуске ценных бумаг;

• отчету об итогах выпуска ценных бумаг.

Также в этом законе (гл. 7) содержатся общие требования ко всем случаям раскрытия текущей информации со стороны эмитента ценных бумаг, владельца ценных бумаг и профессионального участника РЦБ.

Согласно ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» ежеквартальный отчет (включающий в себя финансовую отчетность за последние три завершенных года и на конец отчетного завершенного квартала) должен направляться в ФКЦБ России или уполномоченный ею государственный орган, а также предоставляться владельцам эмиссионных пенных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению брошюры.

В соответствии с той же статьей закона эмитент должен направлять в ФКЦБ России или уполномоченный ею орган, а также раскрывать в печатных средствах массовой информации сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента (реорганизация эмитента, сведения о выпуске ценных бумаг, начисленных и выплаченных доходах по ценным бумагам, об изменениях в списке акционеров, владеющих 20 и более процентами уставного капитала, и т. п.).

Согласно ст. 16 Закона «О бухгалтерском учете» (№ 129-ФЗ от 21.11.96 г.) акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


Конкретные механизмы раскрытия информации регулируются другими нормативными актами, в первую очередь постановлениями ФКЦБ России. Очевидно, что главным направлением политики ФКЦБ в этой области стало расширение объема информации, которая должна предоставляться в проспектах эмиссий для открытого размещения новых ценных бумаг, до международных стандартов. Вместе с тем важнейшей задачей контроля со стороны ФКЦБ должно стать не только количество информации и регулярных отчетов, но и качество предоставляемой информации.

Постановление ФКЦБ России № 8 от 7,05.96 устанавливает, что и случае публичного размещения облигаций и иных ценных бумаг акционерное общество должно публиковать информацию о размещении в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России», а также определяет сроки и объем публикуемой информации.

\ "Постановление ФКЦБ России № 9 от 7.05.96 определяет информацию,

которую открытое акционерное общество должно ежегодно опубликовывать в дополнение к требованиям ст. 92 Закона «Об акционерных обществах»: соотношение стоимости чистых активов и размера уставного капитала, количество акционеров и данные о реестродержателе.

«Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». утвержденная Указом Президента РФ от 1.07.96 г. № 1008, определила, что одной из ключевых задач государства в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка.

ФКЦБ России, используя зарубежный опыт и опыт первых эмиссий ценных бумаг российскими предприятиями, разработала и утвердила новый формат проспекта эмиссии акций и облигаций. Состав информации, которую необходимо указывать в проспекте эмиссии, позволит потенциальному инвестору оценить доходность и рискованность вложения в новые ценные бумаги, чтобы принять информированное решение. В сентябре 1996 года Постановлением ФКЦБ России № 19 были утверждены «Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспект эмиссии». По оценкам, этот документ ФКЦБ вполне соответствует мировым стандартам в данной области. В феврале 1997 года Постановлением № 8 приняты «Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», заменившие действовавшую Инструкцию Минфина № 2 от 3 марта 1992 года «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации.

В марте 1997 г. решено также, что к 202 крупнейшим российским эмитентам будут предъявляться наиболее жесткие требования по раскрытию информации, прежде всего в отношении данных о финансово-хозяйственной деятельности и рекламы эмиссий. При этом вторичные эмиссии этих 202 эмитентов будут регистрироваться не в Министерстве финансов, а в ФКЦБ (департамент регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг и региональные


Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ             13-5

отделения», а эмиссии остальных предприятий — в территориальных отделениях ФКЦБ. Данное решение основано на нормах Закона «О рынке ценных бумаг». Постановления Правительства РФ № 119 «Вопросы Федеральной комиссии но рынку ценных бумаг» и оформлено в распоряжении ФКЦБ № 60-р «0 государственной регистрации выпусков ценных бумаг».

ФКЦБ разрабатывает также форматы и порядок предоставления эмитентами ежеквартальной отчетности и сообщений о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, предпринимает шаги по созданию электронной базы данных для раскрытия информации об эмитентах (ежеквартальных отчетов, проспектов эмиссии и т. д.) по типу того, как это реализовано в базе данных по публичным компаниям ЕDGAR, которая действует в США с 1992 года. Это позволит ФКЦБ на регулярной основе получать информацию от российских эмитентов и обеспечивать ee дальнейшее распространение, чтобы акционеры и потенциальные покупатели ценных бумаг на вторичном рынке могли оценить инвестиции в ценные бумаги конкретной компании.

Раскрываемая информация должна быть достаточной для принятия решения инвесторами и представлена в форме, доступной для понимания. Тем не менее российская финансовая отчетность не предназначалась для широкого круга пользователей, а лишь для специфических целей налоговых и статистических органов. Минфин и ФКЦБ России ведут работу по приближению российской финансовой отчетности к международным стандартам. Кроме того, необходимы и технические условия для распространения информации.

Помимо расширения требований к раскрытию информации необходимо ужесточать и законодательно определять ответственность за укрытие информации. Но и этого будет недостаточно до тех пор, пока сами менеджеры (собственники) не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

Что касается информации о торговых операциях, то в 1993—1996 гг. большинство ценных бумаг продавалось и покупалось на внебиржевом рынке при отсутствии учета операций и технических средств для объявления котировок на продажу и покупку. Если и выставлялись котировки в какой-либо системе, они в лучшем случае были индикативными (информационными). Создание РТС в мае 1995 г. (и введение твердых котировок) привело к заметно возросшему в последнее время объему информации, однако этого недостаточно в масштабах рынка. Второй существенный сдвиг в этой области будет достигнут, когда реально заработает предусмотренный постановлением ФКЦБ Технический центр раскрытия информации.

В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» (гл. 7) профессиональный участник РЦБ при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

13-6                 РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

информации. Требований от участников рынка отчетов о котировках или о торговых сделках (за исключением сделок с большими объемами одного вида бумаг) в законе не предусмотрено.

Последние должны стать объектом регулирования ФКЦБ и саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ.

С февраля 1996 года функционирует Internet-сервер ФКЦБ России, на котором раскрывается нормативная информация по рынку ценных бумаг, а также представлены сведения о выданных лицензиях и другая информация о регистраторах, депозитариях, управляющих компании ПИФов, специализированных депозитариях и др.

Положение о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ России от 9.01.97 № 2, определяет систему раскрытия информации как техническую систему сбора информации и обеспечения доступа к ней. Система раскрытия информации основывается на введении Технического центра раскрытия информации.

Положение предусматривает присутствие в системе раскрытия информации в широком смысле следующих участников:

• ФКЦБ России создает систему раскрытия информации, является также раскрывателем своей информации (согласно Закону  «0 рынке ценных бумаг», а также потребляет эту информацию в лице своих аналитических служб;

• другие регулирующие органы принимают участие в создании системы раскрытия информации, сами являются раскрывателями и потребителями этой информации:

• раскрыватели информации (регулирующие органы, СРО, профессиональные участники рынка, эмитенты, инвесторы);

• «информационные агентства» — непосредственные клиенты Технического центра раскрытия информации, которые имеют доступ к оригинальному «сырому» потоку раскрываемой информации. Информационные агентства добавляют стоимость к информации (добавляют дополнительную информацию, улучшают формат, вычисляют дополнительные значения, предоставляют развитые функции поиска и т. д.) и осуществляют «розничное» распространение этой информации для потребителей;

• «аналитики» — потребители информации: аналитические службы профессиональных участников, службы регуляторов рынка, консультанты, специальная и общая пресса, отдельные интересующиеся из мелких инвесторов;

• мелкие инвесторы.

Из приведенной схемы видно, что в доведении необходимой информации до мелкого инвестора обычно задействована целая цепочка различных участников системы раскрытия информации (в широком смысле). Основная идея такой схемы — это максимальное удовлетворение интересов инвесторов за счет включения механизма конкуренции.

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ      13-7

Было принято несколько других крупных решений по организации системы раскрытия информации:

• механизм исправления ошибок, внесения дополнений и изменении в раскрытую информацию будет разработан на уровне регламентов;

• оплачиваться функционирование системы предоставления информации должно первичными пользователями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему необходима система раскрытия информации?

2.  В чем состоит суть принципа прозрачности на рынке ценных бумаг?

3. Какие функции выполняет обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке?

4. Перечислите базовые документы, устанавливающие требования по раскрытию информации.

Базовый курс по рынку ценных бумаг — Часть II