сбережения инвестиции

ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1.0 СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ


В самом общем виде сбережения представляют собой доход за вычетом расходов на потребительские товары. Инвестиции равняются общему объему производства за вычетом объема произведенных потребитель­ских товаров. По сути. Инвестиции и сбережения с разных сторон характеризуют один и тот же процесс — увеличение физических активов общества.

Конечно, решения о сбережениях и решения об инвестициях принима­ются по разным причинам. Люди делают сбережения, чтобы обеспечить будущее себе и своим детям и чтобы повысить уровень жизни с течением времени. Предприниматели инвестируют деньги, приобретая капитальные активы (здания, заводы, оборудование) в целях производ­ства и в расчете на получение прибыли в будущем. В значительной степени они финансируют приобретение капитальных активов за счет кредитов от населения или банков, а не за счет своих собственных сбережений. Перспективы получения прибыли и соответственно раз­мер частных инвестиций периодически колеблются. Сумма, которую отдельные лица и компании могут отложить на будущее, зависит от размера их дохода. У человека с маленьким доходом есть очень маленькие возможности для того, чтобы делать сбережения, или таких возможностей нет вообще. Чем больше доход, тем больше та его часть, которую можно откладывать на будущее. Сумма, которую предприни­матели решают инвестировать, зависит в основном от ожидаемых расходов. Равенство между сбережениями и инвестициями поддержи­вается необязательно за счет изменений в процентных ставках, как могло бы казаться, а за счет изменений в размере национального дохода.

Соответственно сбережения могут рассматриваться как добавочный свободный доход, остающийся после оплаты всех обычных расходов. На самом деле для этих сбережений и существует финансовая система с тем, чтобы повлиять на перераспределение имеющихся финансовых ресурсов. Современное понимание природы финансовой системы не ограничивается сведением ее к поверхностным формам аккумуляции, распределения и перераспределения финансовых потоков. Финансовая система — это определенное институциональное устройство, обеспе­чивающее трансформацию сбережений в инвестиции и выбор направ­лений их последующего использования в производительном секторе экономики.














КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ





















ЦЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ

БУМАГ









ЛИКВИДНОСТЬ


Распределение ресурсов осуществляют финансовые рынки и финансо­вые институты, выполняющие различные посреднические услуги.

Для современной рыночной экономики финансовый рынок является “нервным центром” экономики. Это чрезвычайно сложная структура с множеством участников — финансовых посредников, оперирующих разнообразными финансовыми инструментами и выполняющих широ­кий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами.

Существует несколько способов классификации финансовых рынков:

• по принципу возвратности (долговые обязательства и рынок собственности);

• по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторич­ный);

• по форме организации (организованные и распределенные);

• по сроку предоставления денег (рынок денег и рынок капита­лов). Уже из приведенных классификаций становится понятно, что рынок ценных бумаг является важнейшей составной частью финансовых рынков.

Очевидно, чги понятие “финансовые рынки” шире, чем понятие “рынки ценных бумаг”. Так, например, к финансовым рынкам относятся и прямые банковские кредиты, и внутрифирменные кредиты, и перерас­пределение финансовых ресурсов через государственные и частные пенсионные системы, и аккумуляция ресурсов в страховом бизнесе.

Рынок ценных бумаг в свою очередь является важной составной частью как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые в совокупности составляют финансовый рынок,

Цель функционирования рынка ценных бумаг — как и всех финансо­вых рынков — состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необхо­димых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способ­ствующего эффективной передаче инвестиций (оформленных в виде тех или иных ценных бумаг) из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.

Рынок ценных бумаг будет выполнять стоящие перед ним задачи постоянного поддержания экономического роста только в том случае, если существует полная свобода передвижения таких инвестиций. Такая свобода называется ликвидностью. Ликвидность может сущест­вовать только при условии наличия такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять




















РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ




















ПОСТАВКА ЦЕННЫХ БУМАГ


требованиям спроса и предложения, также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям и продавцам находить друг друга относительно легко.

Все это должно основываться на информационных потоках приемле­мого качества, из которых можно будет узнать о наличии инвестици­онных продуктов и о заинтересованных заемщиках и кредиторах. Таким образом, одна из основных ролей рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать точность, правильность и содержатель­ность предоставляемой информации. В принципе все это нацелено на то, чтобы поддерживать уверенность и доверие между заемщиками, кредиторами, инвесторами и общественностью.

Следовательно, эта роль будет выполняться только тогда, когда обеспечивается раскрытие необходимой информации:

• эмитенты будут раскрывать всю важную информацию о себе и своих предприятиях, включая предоставление необходимой финансовой отчетности;

• инвесторы будут предоставлять информацию о своих сдел­ках, элементах контроля и своей способности выполнять фи­нансовые обязательства;

• посредники будут предоставлять данные о своей квалифика­ции и финансовых обязательствах, потенциальных конфлик­тах интересов и сделках от имени своих клиентов;

а организаторы торговой системы и регулирующие органы будут обеспечивать соблюдение стандартов дисциплины и на­дежности, справедливое отношение к участникам и контроль за качеством обеспечения расчетов.

Последняя ключевая функция рынка ценных бумаг состоит в поставке ценных бумаг для обеспечения процесса продажи и оплаты и, конечно, гарантии юридической правильности операций. Хотя эта

область является, вероятно, наименее привлекательной для участников рынка ценных бумаг, все-таки совершенно обоснованно она может считаться и одной из самых важных. И совершенно определенно это та область, которой уделяется больше всего внимания со стороны регулирующих органов. Следовательно, рынку ценных бумаг требу­ются системы и процедуры, которые могли бы гарантировать надеж­ность этой последней стадии.

Важнейшую роль в перемещении средств в рамках финансовой систе­мы играют финансовые посредники (институты), которые на финансо­вом рынке взаимодействуют с хозяйственными субъектами, населени­ем и между собой. По сути, их роль сводится к аккумулированию небольших, часто краткосрочных сбережений многих мелких владель­цев (инвесторов) и последующему долгосрочному инвестированию аккумулированных средств.

В мире известны три наиболее общих типа финансовых посредников:




ТРИ ТИПА ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ

депозитного типа (коммерческие банки, сберегательно-кредитные ассоциации, взаимные сберегательные банки, кредитные союзы);

контрактно-сберегательного типа (компании по страхованию жизни и имущества, пенсионные фонды);

инвестиционного типа (взаимные фонды (или паевые, или от­крытые инвестиционные), траст-фонды, инвестиционные ком­пании закрытого типа (или закрытые инвестиционные фонды).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.  Какова взаимосвязь между инвестициями и сбережениями?

2.  Что представляет собой финансовая система?

3. Какие существуют классификации финансовых рынков?

4. Как соотносятся между собой понятия “финансовый рынок” и “рынок ценных бумаг”?

5. Опишите основные цели функционирования рынка ценных бумаг.

6. Укажите ключевые характеристики рынка ценных бумаг,

1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАЕМЩИКИ И ПОСТАВЩИКИ КАПИТАЛА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг создает возможности для объединения заемщиков и инвесторов. В результате формируется система, через которую заемщики могут заимствовать средства из большого разнообразия источников, а инвесторы получают большой круг продуктов, в которые они могут вкладывать средства. Одна из основных выгод этой системы состоит в том, что заемщики могут заимствовать значительно большие суммы, чем раньше, и кредитование может осуществляться за счет объединения инвестиционных ресурсов различных инвесторов.

Для того чтобы получить представление о том, что это означает, участники финансовых рынков могут рассматриваться следующим образом:

Государство_________




Предприятия

Финансовый рынок__

________Финансовые

               институты(включая посредников)


Физические лица


На приведенной выше схеме предприятия и государство можно рас­сматривать как первоочередных заемщиков, а финансовые учреждения (институты) и физических лиц — как основных поставщиков капитала. Однако также необходимо учитывать, что как компания финансовое учреждение также может выступать заемщиком в целях финансирова­ния своих операций.

Государство использует три основных способа привлечения средств.

Первый способ — это сбор налогов на прибыль или доходы, полученные нацией. Совершенно очевидно, что ему не требуется рынок для того, чтобы добиться этого. Однако государству требуются различные регистрационные формы и наличие информации о доходах населения и предприятий для того, чтобы правильно оценить и собрать налоги.

Второй способ состоит в заимствовании сбережений населения страны или на международном рынке.

Третий способ заключается в продаже активов, которыми государство обладает на настоящий момент. Этот третий способ в тех случаях, когда он используется правительством, называется приватизацией.

Второй способ также распространяется на компании. Определяя тре­буемый размер финансирования и период времени, достаточный для погашения кредита, правительство и компании могут обратиться на рынок ценных бумаг и, используя его механизм, найти кредиторов, которые были бы готовы удовлетворить потребности заемщиков.


УСЛОВИЯ ДЛЯ ДВУХ ВИДОВ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Рынок ценных бумаг предоставляет условия для двух видов заимство­вания.

Во-первых, в форме займов, при которой ожидается, что к какому-то моменту в будущем заемщик погасит займ; в таких обстоятельствах заемщик будет платить комиссию за получение разрешения на исполь­зование денег в течение определенного периода времени; как правило, эта комиссия представлена в форме регулярных процентных платежей, которые рассчитываются как процент от заимствования средств.

Во-вторых, заемщик может предложить права собственности на часть компании. Здесь не ожидается, что заемщик вернет заемные средства, так как он позволяет новым владельцам компании делить с ним ответственность и (что более важно) участвовать в прибыли компании.






ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ КАК КРУПНЕЙШИЕ ЗАЕМЩИКИ

Совершенно ясно, что последний метод недоступен для правительства. Но также понятно, что предприятие не может собирать налоги для удовлетворения своих потребностей в финансировании.

Поскольку центральное правительство и местные органы власти

должны обеспечивать финансирование своей деятельности до того, как поступят доходы от налогообложения и из других источников, и деятельность этих категорий заемщиков осуществляется в большом масштабе, то совсем не удивительно, что правительства являются самыми крупными заемщиками этой системы. Конечно, тот факт, что они являются крупнейшими заемщиками, также означает, что они становятся и основными поставщиками капитала в момент окончания срока погашения займов в тех случаях, когда займы не пролонгируются и не увеличиваются. Такое заимствование принимает разные формы в зависимости от сроков погашения и соответственно по разным причинам привлекает различные категории поставщиков капитала.

Срок правительственных заимствований во многом зависит от причины возникновения потребности в средствах и от того периода времени, которого, по расчетам правительства, будет достаточно для погашения займа. В то же время государство может использовать эту систему с тем, чтобы показать рынку в целом, какими должны быть основные тенденции для реализации финансовой политики государства и, в частности, политики в области процентных ставок.

Таким образом, государства могут выпускать краткосрочные долговые инструменты для того, чтобы сгладить денежные потоки своих собст­венных ресурсов на настоящий момент, т. е. независимо от причин появления у государства срочной потребности в средствах, либо для того, чтобы заплатить своевременно за товары и услуги в то время, как денег в казне недостаточно, либо для того, чтобы увеличить краткосрочные денежные ресурсы по каким-либо другим причинам.

Государство может использовать краткосрочные формы заимствования в целях контроля за краткосрочными банковскими процентными став­ками. Например, если правительство считает, что оно должно стать более конкурентоспособным на международном рынке, то оно может повысить процентные ставки. В связи с этим оно может выпустить новый краткосрочный займ и предложить более высокие процентные ставки, тем самым показывая рынку, что в целом процентные ставки начинают расти. Государство также может использовать выпуски таких долговых инструментов в целях контроля денежной массы, находящейся в финансовой системе. Выпуск краткосрочных займов при условии их приобретения покупателями в принципе изымает денежную массу из обращения, что оставляет меньше средств, которые могут быть использованы для покупки товаров и услуг, и это также позволяет контролировать способность страны тратить деньги на потребительские товары.

Правительство также может заимствовать деньги для финансирования краткосрочных проектов или для финансирования покупки различных активов. Из политических соображений правительство, даже если у
























КОРПОРАТИВНАЯ СФЕРА





























СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА

него есть какие-то долгосрочные проекты, может продолжать заимст­вовать краткосрочные средства для того, чтобы уравновесить рыноч­ные силы спроса, в частности, для того, чтобы позволить корпоратив­ному сектору получать долгосрочные кредиты. Иными словами, в тех случаях, когда компании получили долгосрочные проекты или прави­тельство стремится создать стимулы к строительству (что требует долгосрочного финансирования), то оно может ограничить себя в стремлении конкурировать за долгосрочные ресурсы, используя рынок краткосрочных заимствований. Важным для инвесторов в этой ситуа­ции является тот факт, что кредитоспособность компаний вряд ли будет такой же высокой, как и кредитоспособность правительства.

Для того чтобы правительство могло оплачивать другие крупные контракты, а также в целях погашения долгосрочных займов ему могут понадобиться более долгосрочные средства. Таким образом, государ­ство использует эту часть рынка для финансирования крупных наци­ональных и международных проектов и программ.

Второй областью заимствования после государства является корпора­тивная сфера. Промышленное предприятие или коммерческая" фирма также  время от времени испытывают потребности в привлечении дополнительных денежных ресурсов. Как будет показано ниже, с точки зрения финансового менеджмента компаниям в любой ситуации не рекомендуется привлекать новые ресурсы только за счет размещения новых акций среди владельцев компаний. Для компании в вопросе привлечения финансирования самым важным является стоимость до­полнительного капитала.

Так же, как и правительства, компании могут испытывать потребности в заимствовании средств для финансирования краткосрочных или долгосрочных проектов. Совершенно очевидно, что пройдет много времени, прежде чем проект развития начнет приносить какую-либо пользу. Компании также могут потребоваться средства для финанси­рования приобретения какой-либо другой компании или предприятия. Однако в отличие от правительства компания имеет право выпускать акции помимо привлечения займов. Компания также должна учиты­вать, сколько денежных средств она имеет на настоящий момент. Конечно, очень хорошо, если компания обладает большим количеством ценных активов и имеет много заказов, но, не имея денег, она не сможет заплатить за сырье для производства продукции, требуемой для выполнения заказов, и не сможет выплатить заработную плату персоналу и соответственно не сможет получать прибыль.

Следовательно, как и правительство, компания должна определить срок, на который ей потребуются средства, и в течение какого периода времени она сможет погасить этот долг. Соответственно для компании важно управлять своими финансами, планируя не только на случай текущих потребностей в капитале, но и прогнозируя потребность в денежных потоках, включая возможности погашения займа.

Как уже говорилось, компания должна учитывать стоимость привле­чения капитала. Хотя технически компания, являясь юридическим




лицом, может существовать бесконечно, на практике это будет возможным только в том случае, если она имеет положительные денежные потоки. С тем, чтобы получить кредит, компания, возможно, должна будет предоставить обеспечение или гарантию того, что она сможет погасить займ. Это означает, что компания будет рисковать потерей некоторых своих активов в том случае, если она не сможет погасить свой долг вообще или погасить его своевременно; некоторые активы могут быть конфискованы для того, чтобы реализовать их и погасить долг. Если такие активы, которые могут быть жизненно важными для производства товаров или предоставления услуг, будут потеряны, то это может вылиться в закрытие предприятия. В принципе такая практика распространяется на все формы заимствований независимо от того, были ли они получены в банке или через рынок ценных бумаг.



Компания может также привлекать средства на неопределенный пери­од времени, выпуская акции. В данном случае стоимость капитала с точки зрения выплаты дивидендов по акциям контролируется самой компанией т. е., если компания не получила никакой прибыли, нет , необходимости выплачивать дивиденды. При таких условиях может оказаться, что для компании всегда менее рискованно привлекать  капитал через дальнейший выпуск акций. Однако последствием таких действий может стать размывание прав собственности акционеров компании (если, конечно, они не могут позволить себе каждый раз  подписываться на новый выпуск), и это может быть неприемлемо для старых акционеров, особенно если они владеют контрольными пакетами.



Таким образом, факторы, влияющие на стоимость капитала для компании, определяются не только ставкой и периодом погашения, но и тем воздействием, которое окажет привлечение капитала на будущее благосостояние предприятия. Следовательно, при определении потреб­ностей в финансировании необходимо оценивать соотношение между заемными и собственными средствами в структуре капитала компании. Если заемные средства намного превышают собственный капитал, то компания может стать чувствительной к любым неблагоприятным изменениям на рынке или в каком-то отдельном секторе, что может привести к неспособности компании обслуживать свой долг. В то же время маленькая доля заемных средств по отношению к собственному капиталу может выразиться в замедлении темпов роста прибыли на одну акцию компании и вылиться в перенасыщение рынка ценных бумаг акциями, что в свою очередь может привести к падению цены акции и сделать компанию открытой для поглощения другими компаниями.




Источником средств для инвестирования, как было показано раньше, являются сбережения, т. е. те средства, которые не были израсходо­ваны на потребительские нужды. Инвестиции могут исходить от государства, частных лиц, финансовых учреждений и иностранных источников. Поскольку правительство не откладывает средства спе­циально для того, чтобы потом их инвестировать в инструменты рынка ценных бумаг, то

основное внимание необходимо уделить частным
















СБЕРЕЖЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ

















ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ВКЛАДЫВАЮЩИЕ СРЕДСТВА В ЦЕННЫЕ БУМАГИ

БАНКИ










ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ


лицам и финансовым учреждениям (как национальным, так и иностран­ным) как основным поставщиками капитала.


Частные лица могут делать сбережения, используя самые разнообраз­ные инвестиционные продукты, но обычно только объединение мелких сумм, имеющихся у отдельных вкладчиков, в крупную сумму может удовлетворить потребности правительственных и корпоративных за­емщиков. Хотя некоторая часть индивидуальных инвесторов вклады­вает средства непосредственно в ценные бумаги, все-таки большая часть предпочитает косвенное инвестирование.

Сбережения частных лиц, помимо тех средств, которые лежат на банковских счетах, могут быть использованы для покупки частных пенсионных программ у пенсионных фондов. Или же, что более вероятно, сбережения могут быть направлены на страхование жизни, страхование автомобилей и домов или могут быть вложены в другие страховые продукты. Дальнейший дополнительный доход может ис­пользоваться для вложения средств в паевые фонды или для приобре­тения паев в других коллективных инвестиционных фондах. Наконец, частные лица с большим неинвестированным доходом могут доверить свои средства финансовому менеджеру для того, чтобы он мог их инвестировать по своему усмотрению от их имени. В число финансовых учреждений, вкладывающих средства в ценные бумаги, входят:

банки, пенсионные фонды, страховые компании, паевые фонды и другие профессиональные финансовые менеджеры.


Банки привлекают депозиты в расчете на прибыль от предоставления этих средств в кредит под более высокий процент, чем они платят вкладчикам. Они также могут заимствовать средства и предоставлять их в кредит под более высокие проценты, чем та ставка, которую они выплачивают по полученному кредиту. Если рынок ценных бумаг предлагает такую же норму прибыли, а в некоторых случаях и более высокий уровень доходности, чем по простому кредиту, то банки будут стараться работать на этом рынке для того, чтобы повысить свою прибыльность. Для того чтобы сократить риск, который несут в себе заемщики с точки зрения невозврата кредита, банки становятся чле­нами банковских синдикатов по кредитованию. Покупка ценных бумаг обеспечивает то же самое объединение в синдикат и ограничивает потенциальный убыток суммой инвестиции.

Пенсионные фонды принимают взносы от будущих пенсионеров, зная, что существует большая вероятность того, что им не придется выпла­чивать пенсии большинству своих клиентов в течение первых лет. Следовательно, они могут вкладывать средства на длительные периоды и получать доходы, которые они будут накапливать и реинвестировать, не испытывая необходимости в поддержании денежных резервов для покрытия краткосрочных обязательств. Однако для того, чтобы они могли отвечать по своим обязательствам и выплачивать деньги пенси­онерам, для них важно, чтобы уровень доходности фонда по крайней мере равнялся уровню инфляции или был бы выше, что гораздо предпочтительнее. В течение каждого десятилетия XX века доходность




СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ























ПАЕВЫЕ ФОНДЫ



















Ценных бумаг всегда была выше доходности по банковским денежным депозитам.



Страховые компании обычно принимают платежи по страховым поли­сам от предприятий и частных лиц на регулярной основе. Затем они должны постоянно обеспечивать наличие достаточного количества средств для того, чтобы отвечать при необходимости по обязательст­вам по страховым полисам. Компания, занимающаяся страхованием жизни, будет иметь все больше и больше обязательств перед держа­телями полисов по мере увеличения их возраста, так как увеличива­ется вероятность смерти клиента. Для компаний, занимающихся общим страхованием и страхованием автомобилей, обязательства увеличива­ются по мере роста уровня инфляции, что приводит к повышению стоимости запасных частей, затрат на перестройку и росту счетов за ремонт.



То же самое относится и к таким продуктам, как частное медицинское страхование. Следовательно, страховым компаниям необходимо инвес­тировать избыточные активы и денежные средства с тем. чтобы обеспечить наличие капитальной базы, достаточной для того, чтобы отвечать по обязательствам по полисам, а также зарабатывать прием­лемую норму прибыли для своих акционеров. Соответственно страхо­вая компания, инвестирующая свои средства на длительный период, должна обеспечить наличие средств, достаточных  для своевременного удовлетворения обязательств,



Паевые фонды, представляющие собой коллективные инвестиционные схемы, создают инвестиционный механизм для мелких инвесторов, которые считают, что они не обладают необходимыми навыками и временем для того, чтобы самостоятельно управлять своими инвести­циями. Объединяя средства многих инвесторов, паевые фонды могут воспользоваться выгодами экономии за счет масштаба (то есть более низкие комиссионные затраты и более широкая диверсификация риска путем его распределения по большему числу индивидуальных инвес­тиций, что будет более эффективным с экономической точки, чем для индивидуального инвестора).



Конечно, такие фонды не могут инвестировать средства на столь же длительные сроки, что и пенсионные фонды и страховые компании, так как инвесторы могут потребовать возврата своих средств гораздо раньше для того, чтобы использовать их в других целях. Однако по мере повышения уровня доходов и жизни увеличивается вероятность того, что поток инвестиций в такие организации увеличится. Это выливается в то, что фондам приходится изыскивать новые инвести­ционные возможности для вложения привлеченных средств, И наобо­рот, если инвесторы хотят получить свои деньги обратно, то это означает, что в результате паевой фонд станет продавцом инвестиций.



В число других организаций по профессиональному управлению сред­ствами могут входить банковские организации, брокеры по акциям и другие организации, предоставляющие коллективные инвестиционные схемы, и даже частные инвестиционные клубы. Осуществляя свою








































ТЕРМИН «ДЕНЕЖНЫЕ РЫНКИ»





Деятельность, каждая из этих организаций будет пытаться извлечь выгоду из экономии на масштабе, о которой говорилось раньше. Соответственно они тоже могут стать крупными поставщиками капитала на рынок.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Кто является наиболее активными заемщиками капитала на фи­нансовых рынках?

2.  Почему денежные средства в противоположность активам на­столько важны для компании?

3.  В чем состоят основные различия между государством (правительством) и корпорацией как основными заемщиками капитала?

4. Кто является основными поставщиками капитала на финансовых рынках?

5.  В чем состоят особенности инвестирования частных лиц?

6. Почему инвесторы решают вкладывать средства в паевые фонды?

1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА

Термин “денежные рынки” используется для описания рынка долговых инструментов со сроком погашения менее одного года (и обычно значительно меньше одного года). Обычно операции с такими продук­тами осуществляются между банками и профессиональными управля­ющими краткосрочными денежными средствами в основном на внебир­жевом рынке, а не через официальную биржу. Частные инвесторы обычно не проявляют заинтересованности в этой области.


Это сложный рынок, на котором банки могут покрывать свои потреб­ности в ликвидности (то есть краткосрочные потребности в денежных средствах), а Центральный банк может использовать данный рынок для поставки или использования средств национальной денежной системы.

























УРОВЕНЬ ДОХОДНОСТИ  НА МОМЕНТ ЭМИССИИ






















На данном рынке действуют четыре основных инструмента:

• казначейские векселя;

• переводные векселя (коммерческие векселя);

• коммерческие бумаги;

• депозитные сертификаты.

(1) КАЗНАЧЕЙСКИЕ ВЕКСЕЛЯ

Казначейские векселя выпускаются государством в качестве обяза­тельства выплатить определенную денежную сумму, как и по всем векселям. Они выпускаются с дисконтом по отношению к лицевой (номинальной) стоимости. Вексель представляет собой долговой ин­струмент, но по нему не выплачиваются ни проценты, ни купонная ставка. Он просто обладает лицевой стоимостью. которая будет выплачена на дату погашения, которая часто наступает через три месяца с даты эмиссии векселя.

Фактический уровень доходности на момент эмиссии определяется на основе процентной ставки, которая лежит в основе дисконта. Напри мер, если в настоящий момент основная процентная ставка по госу­дарственным ценным бумагам составляет 10%, то тогда трехмесячный вексель с номинальной стоимостью $100 будет выпущен по цене $97,56. Это составит доход в размере $2,44, что равняется 2,5% (за 3 месяца) на сумму $97,56, что в свою очередь в годовом исчислении составляет 10% общего дохода.


Как правило, правительство осуществляет эмиссию казначейских век­селей регулярно, и, как говорилось раньше, это дает ему возможность изымать деньги из обращения (потому что после покупки таких векселей у банков остается меньше средств для предоставления кредитов) или вкладывать их в обращение (когда правительства выкупают векселя у банков).


В итоге формируется активный вторичный рынок, так как банки используют эти инструменты для того, чтобы их ресурсы постоянно приносили хоть какой-нибудь доход. Векселя также приобретаются крупными институциональными инвесторами для использования в ка­честве залога для выполнения маржинальных требований по производ­ным инструментам (требования доказать способность противостоять убыткам по этим продуктам — фьючерсам и опционам).

(2) ПЕРЕВОДНЫЕ ВЕКСЕЛЯ

(КОММЕРЧЕСКИЕ ВЕКСЕЛЯ)

Эти векселя выпускаются компаниями опять-таки в качестве долговых инструментов в уплату за товары и услуги. Такие векселя получают













СТАВКА ДИСКОНТА ОТРАЖАЕТ ВЕЛИЧИНУ РИСКА
































«ОСНОВНАЯ СУММА ДОЛГА ПЛЮС ПРОЦЕНТЫ»




Дополнительное доказательство кредитоспособности в форме банков­ской гарантии или акцепта. Компания, получающая вексель, может извлечь из самого векселя очень мало пользы, но она может продать этот вексель другому банку для того, чтобы получить необходимые средства. Покупающий банк приобретает вексель с подходящим дис­контом по отношению к лицевой стоимости в связи с финансовым риском непогашения долгового обязательства в срок. Процесс расчета дисконта аналогичен процедуре с казначейскими векселями, однако ставка дисконта отражает величину риска, связанного с операцией

(3) КОММЕРЧЕСКИЕ БУМАГИ


Коммерческая бумага аналогична простому векселю, хотя вексель является самостоятельным инструментом, а коммерческая бумага вы­пускается как часть программы финансирования (то есть как только истекает срок действия одного выпуска, тут же выпускается другой). Фактически коммерческая бумага является альтернативой краткосроч­ного банковского кредита. Соответственно эмитент является исходным заемщиком и не перекладывает свои долговые обязательства на третью сторону.

(4) ДЕПОЗИТНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ

Депозитный сертификат — это сертификат, подтверждающий разме­щение депозита у эмитента и являющийся объектом для торговли, аналогично сберегательной книжке, выдаваемой банком при внесении депозита на индивидуальный банковский счет. Выпуск депозитного сертификата в такой форме делает его переводным. Он выпускается с фиксированной процентной ставкой, что означает, что эмитент берет на себя обязательства погасить инструмент по его лицевой стоимости плюс сумма процентов в конкретный момент в будущем. Например, депозитный сертификат может быть выпущен с лицевой стоимостью $1 млн., процентной ставкой 10% и сроком погашения один год. Следовательно, на дату погашения будет выплачена сумма, равная $1 млн. плюс $100 000, то есть $1,1 млн. Такие платежи также называ­ются “основная сумма долга плюс проценты”.



Такие документы, удостоверяющие право собственности, часто выпус­каются в форме на предъявителя (то есть они не регистрируются на имя конкретного владельца), и таким образом они могут обращаться на вторичном рынке со скидкой по отношению к окончательной стоимости, то есть $1,1 млн. Как и у векселей, размер дисконта отражает как время, оставшееся до конца срока действия, так и текущие процентные ставки, преобладающие на банковском рынке
























































фиксирование

процентной ставки

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.  Кто является основными участниками денежного рынка?

2.  Какова процедура определения дисконта в процессе ценообразования векселей?

3.  Как правительство использует денежный рынок?

4.  Опишите направления использования векселей.

5.  Каково основное различие между депозитным сертификатом и векселем?

1.3 ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Инструменты рынка ценных бумаг можно разбить на три основных категории инвестиционных продуктов:

• облигации;

• акции;

• инструменты, дающие право на другой инструмент.

Более 90 % от стоимости всех национальных и международных инвес­тиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения.


(1)        ОБЛИГАЦИИ

Облигации представляют собой кредитные соглашения, основанные на ценных бумагах, по которым не существует единственного кредитора, а, наоборот, целый ряд кредиторов, предоставляющих свои средства в кредит одному заемщику. Секьюритизация позволяет инструментам, несущим право собственности, обращаться на рынке. Следовательно, облигации представляют собой заимствование, которое представлено в такой форме, которая позволяет этим обязательствам свободно обращаться на рынке.



Особой чертой большинства облигаций является то, что они предла­гают купон с фиксированной процентной ставкой, что дает заранее известную годовую норму прибыли. Соответственно и заемщик знает свои ежегодные расходы по заимствованию, и кредитор знает ту сумму процентных платежей, которую он будет получать каждый год. Хотя
















ПЛАВАЮЩАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА





























купон и является постоянной величиной, все-таки сама цена облигации будет меняться в зависимости от процентных ставок, которые суще­ствуют на рынке в настоящий момент, а также от общего восприятия экономических факторов (в частности, уровня инфляции в стране). Фиксированная процентная ставка, устанавливаемая по облигациям, будет во многом зависеть от “качества” эмитента, а также от любых других долговых инструментов, которые были выпущены данным эмитентом и находятся в обращении в настоящий момент.


Некоторые из облигаций могут иметь купон с плавающей процентной ставкой. Для того чтобы выпустить облигации с плавающим купоном, необходимо соответствовать тем же самым критериям “качества”, а сама плавающая ставка будет объявляться как величина или процент над базовой ставкой (например, LIBOR — Лондонская межбанковская ставка предложения по межбанковским депозитам). Таким образом, рыночная цена облигации будет менее изменчивой, так как процентная ставка будет корректироваться, например, каждые шесть месяцев для того, чтобы отразить рыночные условия на настоящий момент.

Поскольку кредитные соглашения имеют определенный срок действия, большинство облигаций будут погашаемыми или срочными, т. е. это означает, что будет устанавливаться дата погашения (для погашения основной суммы долга). По некоторым облигациям будет несколько таких дат. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в Главе 3. Меньшая часть облигаций выпускается в непогашаемой или бессрочной форме. Это означает, что дата погашения не устанавли­вается, но у эмитента всегда есть право выкупить эти облигации и аннулировать выпуск (но обычно эмитенты аннулируют выпуски толь­ко в тех случаях, когда они считают, что смогут привлечь средства на более выгодной основе).

Эти принципы могут распространяться на любые виды облигаций независимо от того, были ли они выпущены государством или компа­нией.

Корпоративные заемщики могут выпускать облигации следующих видов:

• обеспеченные или ипотечные облигации;

• необеспеченные облигации;

• конвертируемые обеспеченные или необеспеченные облига­ции (подробно см. Главу 3)


(2)       АКЦИИ

Этот вид ценных бумаг может рассматриваться как бессрочный кредит, который был предоставлен компании в обмен на участие в прибыли в качестве одного из владельцев компании.



ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ




















ОТСРОЧЕННЫЕ АКЦИИ







ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОБЫКНОВЕННЫЕ АКЦИИ













ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ АКЦИИ




Основным видом акций, обращающихся на рынке капиталов, являются обыкновенные акции. Первоначальный капитал распределяется среди акционеров пропорционально сумме, внесенной при учреждении ком­пании. Дополнительные акции могут выпускаться по разным причинам для того, чтобы компания могла получить дополнительные средства. Число выпущенных акций и уплачиваемая за них цена будут разными в разных выпусках. Необходимо также понимать, что акционеры принимают на себя риск, связанный с функционированием компании, за определенную долю прибыли, но они также обычно имеют право голоса при оценке качества управления компанией, а также в процессе принятия решений по вопросам политики компании.


По некоторым эмиссиям возникают определенные различия в степени принятия риска. Эти различия можно увидеть в названиях акций, например, отсроченные или, напротив, привилегированные обыкновенные акции.


Отсроченные акции — это обыкновенные акции, которые участвуют в распределении прибыли после привилегированных, обыкновенных и других типов акций и дающие право на дивиденд только после конкретной даты или достижения компанией определенного уровня прибыли.

Привилегированные обыкновенные акции — это термин, который используется для обыкновенных акций, которые обладают определен­ными льготами, привилегиями с точки зрения выплаты дивидендов или основной суммы по отношению к первому виду, Следовательно, второй вид будет стоить больше, чем первый, так как такие приоритетные права, совершенно очевидно, сокращают риск их владельцев (но только по сравнению с первым видом). В настоящий момент исполь­зование такого метода привлечения средств не поощряется, так как регулирующие меры рынка капиталов полагают, что все акции должны иметь равные права.


Еще один вид долевых инструментов, который не входит в состав собственного капитала компании, но тем не менее является частью выпущенного капитала, называется привилегированными акциями (с фиксированным дивидендом). Они представляют собой самостоя­тельный (и отличный от других видов акций) вид долевой ценной бумаги компании. По существу это ценная бумага — гибрид, которая является частью долевых инструментов компании, и во всех выпусках она стоит на более высоком уровне, чем обыкновенные акции. В Главе 4 это вид ценных бумаг будет рассматриваться более подробно.



(2)   ИНСТРУМЕНТЫ, ДАЮЩИЕ ПРАВО НА ДРУГОЙ ИНСТРУМЕНТ


Эта группа продуктов рынка ценных бумаг включает один инструмент, который создается компаниями-эмитентами, и другие инструменты, ценными бумагами искусственно создаваемые рынком и компаниями, работающими с ценными бумагами




ВАРРАНТ
































КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ









Тот продукт, который может эмитироваться компаниями, называется варрантом. Варранты выпускаются для того, чтобы сделать базовый актив более привлекательным (т. е. Они выпускаются бесплатно для того, чтобы установить хорошую цену по другому инструменту). Это дает право владельцам варрантов подписаться на акции компании по определенной цене в какой-то конкретный момент (моменты) в буду­щем. Единственное право, которое предоставляет этот инструмент, — это право приобрести акции по этим условиям.


Остальные виды долговых инструментов являются либо технически искусственными (т. е- они не были созданы компанией-эмитентом), либо представляют пакет ценных бумаг из двух предыдущих разделов. В этот вид продуктов входит большое количество разнообразных инструментов, которые имеют общее название производные инстру­менты (в Главе 5 эта тема рассматривается более подробно), а также паи в инвестиционных фондах (называемые коллективными инвести­циями). Совершенно очевидно, что такие инструменты должны при­ниматься рынком с уверенностью, а это произойдет только тогда, когда торговля такими продуктами будет проводиться организованно (и будет признана рыночными регулирующими органами).


Производные инструменты включают: американские и глобальные депозитарные расписки (ADR, GDR), фьючерсы, опционы (каждый из которых также рассматривается в Главе 5), а также СВОПы (SWAPS), соглашения о будущих процентных ставках (Forward Rate Agreements-FRAs) и свопционы (SWAPTIONS).

Последние три вида инструментов продолжают тему фьючерсов и опционов.


Последним видом продуктов на этом рынке являются коллективные инвестиции. Менеджер собирает средства индивидуальных инвесторов и инвестирует общую сумму как единый инвестор, и все инвесторы владеют определенной долей этой общей инвестиции. В число таких инвестиций входят паевые фонды, а также некоторые страховые полисы, основывающиеся на инвестиционных продуктах того же плана, что паевые фонды. Даже пенсионные фонды могут быть организованы так, что взносы в них будут представлять собой доли в паевом фонде.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Перечислите три типа инвестиционных продуктов рынка ценных бумаг.

2.  Объясните различия между обеспеченными и необеспеченными займами.

3-  Почему регулирующие органы в целом не одобряют различные ограничения, накладываемые на обыкновенные акции?














































ПРЯМОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

4.  Приведите три примера производных инструментов.

5.       Что представляет собой коллективная инвестиция?


1.4 ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ РЫНКИ


Если попытаться дать самые общие определения, то “первичный рынок” — это термин, который используется для описания тех случаен. когда ценные бумаги впервые появляются на публичной арене обычно в обмен на денежные средства. “Вторичный рынок” — это термин, который используется для описания случаев, когда вторые и после­дующие транши находящихся в обращении ценных бумаг появляются на публичной арене; это также тот рынок, на котором обращаются ценные бумаги, которые раньше появились на рынке.


Очень важно отметить, что первичный рынок представляет собой рынок новых эмиссий и метод, который большинство заемщиков использует для привлечения новых ресурсов. Для того чтобы этот рынок работал успешно, жизненно важно, чтобы вкладчики и инвес­торы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка. Следовательно, существует потребность в предо­ставлении точной информации с тем, чтобы инвесторы имели возмож­ность проводить сравнение с другими формами инвестиций и прини­мать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый выпуск. Другими словами, хороший первичный рынок должен быть селектив­ным для того, чтобы можно было судить о стоимости.


С другой стороны, эмитент нуждается в хорошем первичном рынке для того, чтобы предложение на покупку ценных бумаг охватило как можно большую аудиторию потенциальных инвесторов, что должно позволить ему получить наиболее выгодную цену за предлагаемые ценные бумаги.

Существует несколько методов листинга ценных бумаг на организо­ванном первичном рынке. В их число входят:


(1)   ПРЯМОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ КОМПАНИЕЙ:

компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бу­маги по фиксированной цене через опубликование проспекта эмиссии;

все необходимые формальности и андеррайтинг (гарантия выпуска) выполняются эмиссионной компанией (обычно инвестиционным бан­ком/компанией по работе с ценными бумагами);



ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ПРОДАЖЕ











ТЕНДЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ



















ЧАСТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ









(2) ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ПРОДАЖЕ:

этот метод может использоваться в ситуации, когда кто-то из перво­начальных или существующих акционеров хочет предложить свои акции населению. Компания может организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск для распростра­нения среди своих клиентов. Старые акционеры могут получить право первыми приобрести предлагаемые акции.

(3) ТЕНДЕРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:


инвестору предлагается участвовать в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене. После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают “цену исполнения”, которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально требуе­мое финансирование; цена исполнения может быть занижена, если компания нацеливает эмиссию на особенно широкий круг акционеров (большое число акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый). В результате подачи конкурсных заявок компания может приобрести гораздо больше средств, чем если бы она позволила спекулятивным инвесторам заработать на премии за торги первого дня, а такое может произойти, если цена выпуска была занижена. Если по выпуску кто-то выступает в качестве андеррайтера, то тогда он будет распродан по минимальной цене тендера.

(4) ЧАСТНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ:

метод, при котором инвестиционный банк подписывается на предла­гаемые акции, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции. Или же инвестиционный банк может использоваться в качестве агента и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Это метод часто бывает дешевле для компании, чем публичное предложение, так как даже несмотря на то, что цена может быть несколько занижена дли клиентов (для того чтобы сделать инвестиции более привлекательными и компенсировать их потенциальную неликвидность), и все-таки это будет меньше, чем стоимость андеррайтинга, который в данном случае не является необходимостью.

Однако следует заметить, что регулирующие органы рынка ценных бумаг обычно настаивают на защите интересов инвесторов, что опре­деляется требованием к минимальному числу акционеров и определен­ной долей акций, которая должна быть продана населению (обычно 25%). Последнее требование, как правило, выполняется через использование второго инвестиционного банка или брокерской фирмы, кото­рые и занимаются распространением акций. Использование такого метода, как размещение, может быть не только более дешевым методом для маленьких выпусков, но и наиболее быстрым. Здесь также








ОБРАТНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ












ДОПУСК АКЦИЙ К КОТИРОВКЕ НА БИРЖЕ

























выше вероятность успешного проведения эмиссии, особенно когда уже есть компании, которые стоят в очереди на подписку или на продажу, что может поглотить все имеющиеся средства.

(5) ОБРАТНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ ПУТЕМ

ОБУСЛОВЛЕННОГО ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ:

метод, при котором частная компания может добиться листинга в ситуации, когда открытое акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки активов частной компании;

если контрольный пакет переходит к частной компании, то фактически может считаться, что она имеет привилегии с точки зрения привлече­ния средств, так как она получила листинг.

(6) ДОПУСК АКЦИЙ К КОТИРОВКЕ НА БИРЖЕ:

при использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть доста­точно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже. Следует понимать, что при такой форме предло­жения компания не привлекает никаких новых средств. Компания должна предоставить документ о допуске, но, как правило, от нее не требуется предоставления проспекта эмиссии, за исключением тех случаев, когда вслед за допуском компания планирует дополнительный выпуск акций или действия по привлечению средств.


Хотя одна из основных задач, стоящих перед рынком ценных бумаг, состоит в обеспечении эффективного механизма для привлечения капитала в целях экономического роста, не менее важным является наличие возможностей для получения прибыли за риск, который берут на себя те, кто предоставляет капитал. Это подчеркивается инвести­ционным афоризмом рынка ценных бумаг: “Любой дурак умеет поку­пать, самое важное — это знать, когда продать”; другими словами, прибыль не будет прибылью, пока она не будет реализована.


Вторичный рынок состоит из двух частей. Одна из этих частей может быть описана как рынок для “подержанных” ценных бумаг. Вторая часть состоит из дополнительных выпусков ценных бумаг, уже нахо­дящихся в обращении, независимо от того, является ли результатом выпуска привлечение новых средств или нет.


Вышеупомянутые методы представляют собой общие способы получе­ния листинга для ценных бумаг компаний. Ниже приводятся методы, которые используются для получения листинга по новым выпускам уже существующих ценных бумаг, которые уже имеют .этот листинг


ЛИСТИНГ ЧЕРЕЗ ИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ КОНВЕРСИЮ












ВЫПУСК ПРАВ










ОТКРЫТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:













БОНУСНЫЕ ИЛИ КАПИТАЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ:


(1) ЛИСТИНГ ЧЕРЕЗ ИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ КОНВЕРСИЮ:

Новые ценные бумаги или новые выпуски уже обращающихся ценных бумаг могут получить листинг через исполнение опциона на новые акции (схемы премирования сотрудников или руководителей компании) или через конверсию котируемой ценной бумаги в другую форму ценной бумаги, или же через подписку на варранты для конверсии в другой вид ценных бумаг.

(2) ВЫПУСК ПРАВ:


компания хочет привлечь дополнительные средства через выпуск и листинг нового выпуска обыкновенных акций при соблюдении приви­легированных условий по фиксированной цене (обычно несколько ниже текущей рыночной цены). Если кто-то из акционеров не захочет приобрести эти права, то они могут быть проданы за пределами компании, а премия, т. е- сумма превышения цены выпуска, будет кредитована на счет отказавшегося акционера.


(3) ОТКРЫТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

предложение выносится на рассмотрение акционеров, приглашая их подписаться на покупку дополнительных акций по фиксированной цене, но (в отличие от выпуска прав” число приобретаемых акций необязательно будет зависеть от количества акций, которыми акцио­нер уже владеет. Это процесс приводит к более высокой цене. так как акционеры, готовые заплатить больше, получат и больше акций. С точки зрения регулирования существует компромисс между принципом преимущественного права и фактом привлечения компанией дополни­тельных средств.

 (4) БОНУСНЫЕ ИЛИ КАПИТАЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ:


акции создаются в результате капитализации резервок и бесплатно раздаются существующим акционерам пропорционально числу акций, которыми они уже владеют.


Этот и другие вопросы функционирования вторичных рынков будут более подробно рассматриваться в Главе 4.






















КОМПАНИЯ ПО РАБОТЕ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
















ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЙСТВИЯ СВОИХ КЛИЕНТОВ








РОЛЬ БРОКЕРА




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

I. Каковы основные различия между первичными и вторичными рын­ками?

2  Почему на первичных рынках так необходимо раскрывать важную информацию?

3.  Опишите три метода листинга на первичном рынке.

4.  Опишите две составные части вторичного рынка.

5. Каковы различия между выпуском прав и открытым предложением?




1.5.РОЛЬ ПОСРЕДНИКОВ

Большинство людей считают, что компания по работе с ценными бумагами — это фирма, выступающая в качестве агента, который берет комиссию за консультацию и предоставление услуг для клиен­тов, предполагая, что этот агент всегда будет зарабатывать деньги, так как он берет комиссию за то, что покупает ценные бумаги, когда цены начинают расти, и продает их, когда цены начинают падать (хотя на самом деле все может быть совсем по-другому).

В общих чертах деятельность компаний, работающих с ценными бумагами, называется посредничеством, так как они выступают в качестве промежуточного звена в процессе сведения покупателей и продавцов.


Основная часть их работы заключается в том, что они выступают в ка-честве агента клиента, что закреплено в контракте. Теоретически  это означает, что брокер знакомит покупателя и продавца для того, чтобы обеспечить проведение операции. На практике это происходит" очень редко. На западных организованных рынках биржи и рынки требуют, чтобы в соответствии с их правилами брокерские конторы несли ответственность за действия своих клиентов. Таким образом, если клиент не может совершить поставку ценных бумаг при сделке на продажу, то тогда брокер должен осуществить эту поставку сам, купив ценные бумаги на рынке. И наоборот, если клиент не может заплатить за ценные бумаги при сделке на покупку, то тогда брокер должен сам профинансировать покупку и затем продать эти ценные бумаги для того, чтобы осуществить платеж (или оставить позицию у себя).





























ПЛАТЕЖНО-РАСЧЕТНЫЕ УСЛУГИ













Для понимания роли брокера нужно учитывать те взаимоотношения, которые существуют на бирже/рынке. Обычно регулируемые биржи устанавливают жесткие условия членства и получения листинга. Таким образом, каждая брокерская фирма должна удовлетворять требованиям к достаточности капитала и компетентности, чтобы под­держивать надежность рынка и уверенность в нем пользователей. Обычно требуется, чтобы брокер располагал техникой, которая позво­ляет предоставлять отчеты в соответствии с требованиями биржи и соблюдать стандарты проведения платежей. В дальнейшем взаимоот­ношения, которые складываются на рынке, зависят от структуры биржи, например, от того. использует ли биржа маркет-мейкеров, или же операции проводятся напрямую между брокерами.


Таким образом, взаимоотношения будут зависеть от того, должны ли брокеры как агенты проводить операции через оптового маркет-мей-кера, или же операции осуществляются только тогда, когда брокер найдет агента со встречной заявкой (или принципала). Обычно на рынках, не использующих маркет-мейкеров. брокеры совершают боль­шинство сделок с принципалами (это будет обсуждаться позже). С точки зрения проводимых на бирже операций, как правило, брокерам не разрешается отказываться от сделки только потому, что они не хотят работать с этим контрагентом.

На посредническом рынке от брокеров, как правило, требуется предо­ставлять своим клиентам платежно-расчетные услуги по всем опера­циям, которые прошли через их агентство, или операциям с принци­палами. Поскольку от брокера обычно требуется, чтобы он брал на себя обязательства по осуществлению расчетов в соответствии с правилами биржи или рынка, то ему необходимо иметь системы и процедуры, которые позволят осуществлять этот процесс правильно и эффективно. Это влечет за собой то, что при заключении сделок системы брокера должны обеспечивать получение и передачу всей необходимой документации. Эта документация будет зависеть от стиля поставки, характерного для данного рынка.


Если условия требуют физически поставить сертификаты или права, то тогда будут требования, например, поставить действительный сертификат на имя владельца, форму, подтверждающую передачу, квитанцию, подтверждающую продажи (или его эквивалент). Если ценная бумага не представлена никакими бумажными носителям, то документация может потребовать только электронных шифрованных сообщений. В любом случае следующая стадия состоит в том, чтобы обеспечить перерегистрацию для формального перехода прав от про­давца к покупателю. Затем происходят расчеты с продавцом, когда полученные от покупателя деньги переводятся продавцу.


В случае с клиентом-покупателем у брокера совершенно очевидно существует потребность быть уверенным в том, что покупатель предо­ставит ему достаточно средств для того, чтобы оплатить покупку своевременно. Любая задержка в получении чистой суммы приведет к тому, что брокер должен будет профинансировать покупку ценных бумаг из своих собственных источников. Конечно, при выполнении













ЗАЩИТА СРЕДСТВ КЛИЕНТА

























ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ





всех этих действий очень важно учитывать время. В настоящий момент на многих рынках существуют требования к тому, что весь процесс должен быть завершен в течение короткого периода времени. На многих рынках существуют определенные условия расчетов, которые обязательно должны выполняться, которые называются Т + 3 (или 5), т. е- расчеты и поставка происходят на третий (или пятый) рабочий день с момента заключения сделки.


Следующий фактор, который является жизненно важным на организо­ванных рынках, состоит в том, что от брокера, выполняющего посред­нические функции, ожидается или даже требуется обеспечение защиты средств клиента. Это нормативное требование означает, что брокер всегда должен суметь продемонстрировать раздельность (официаль­но — обособленность) средств, активов и инвестиций клиента от денежных средств и активов брокерской фирмы, выступающей в качестве принципала. Это обеспечивается в результате создания отдельных банковских счетов, на которых будут находиться средства клиентов, которые пока не требуются для расчетов. Уполномоченный банк должен четко определить номенклатуру этих счетов и в офици­альном порядке осуществлять контроль за этими средствами с тем, чтобы они не использовались ни брокером в личных целях (только для погашения долга клиента перед брокером), ни в процессе официальной ликвидации брокерской фирмы.


Меры регулирования, как правило, также требуют проведения тща­тельного аудита этих счетов. Результатами этого процесса является следующее: брокеру необходим доступ к средствам для того, чтобы проводить в случае необходимости расчеты по операциям клиентов;

вероятность использования средств клиента в мошеннических целях сокращается; таким образом, клиент будет чувствовать себя более уверенно, оставляя деньги у брокера. Поощрение клиентов оставлять средства на таких счетах позволяет системе расчетов быть более эффективной.



И последнее. Выполняя роль посредника, брокер выполняет еще одну очень важную роль: предоставление инвестиционных консультаций клиентам. В этой связи необходимо понимать, что клиенты должны рассматривать брокера как профессионала в области инвестиций и будут обращаться к нему за советом по выбору инвестиций (в соот­ветствии с определенными требованиями к соблюдению критериев), по налогообложению и планированию. С психологической точки зрения следует понимать, что большинство инвесторов полагают, что те инвестиции, которые приносят им хорошую прибыль, являются их заслугой (независимо от того, следовали ли они рекомендациям бро­кера или нет), а те инвестиционные решения, которые приводят к убыткам, являются виной брокера.



Хороший брокер должен сделать частью своей работы постоянные исследования рынков и инвестиций, направленные на то, чтобы рас­ширить свои знания, на основе которых он дает рекомендации клиен­там. Очень важно, чтобы инвестиционные решения основывались на известной информации. Исследования, таким образом, представляют















УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ОТ ИМЕНИ КЛИЕНТА




























собой толкование информации с точки зрения понимания последствий событий, которые периодически повторяются в истории. Другими словами, в процессе исследований осуществляется попытка сформи­ровать свою точку зрения на ценность каждой конкретной инвестиции. Брокеры могут использовать результаты своих решений в пользу клиентов в качестве основы для принятия инвестиционных решений.


Помимо посреднических и исследовательских функций брокерские компании предоставляют и ряд других услуг, которые являются частью обычного набора услуг, ожидаемых рынком. Поскольку одна из основ­ных функций брокера, выступающего в качестве агента, состоит в предоставлении консультаций по инвестиционным вопросам, то вполне логично, что брокеры хотят предлагать и услуги по управлению средствами от имени клиента. Большинство индивидуальных инвесто­ров хотят зарабатывать на своих деньгах больше, чем они могут получить от банковских депозитов. Однако, не имея специальных знаний, возможностей и времени для отслеживания цен, управлять индивидуальным портфелем очень сложно.


В большей степени это распространяется на сбережения среднего уровня. Следовательно, для большинства частных лиц выгодно вкла­дывать свои средства (или, по крайней мере, часть своих средств) на счет к брокеру для того, чтобы он профессионально управлял ими. В такой ситуации регулирующие органы почти наверняка потребуют проводить операции при соблюдении определенных согласованных условий. Такие условия, например, могут зависеть от готовности инвестора принимать на себя риск (и различные категории риска); от того, какой убыток может себе позволить инвестор; насколько серье­зен получаемый доход для клиента; хочет ли клиент добиться прироста капитала (самого по себе или в сочетании с получением текущего дохода); какие виды инвестиционных продуктов могут быть приобре­тены, а какие нет; а также любые другие разумные ограничения. Также необходимо, чтобы брокер получил доверенность или какой-либо аналогичный документ, который позволял бы ему управлять средства­ми клиентов, поскольку эти активы остаются собственностью клиента, и брокер будет осуществлять покупку и продажу от имени клиента.

Другие клиенты могут попросить брокера не только предоставляв I рекомендации относительно инвестиций, но и консультировать их по вопросам управления портфелем. Здесь основная задача состоит в том, чтобы посоветовать клиенту, как правильно сформировать портфель. Хотя клиенты могут (и, как правило, так и происходит) настаивать на том, чтобы самим принимать инвестиционные решения, брокер все-таки может им посоветовать, как правильно сочетать в портфеле инвестиции с фиксированным доходом и долевые инструменты (для того чтобы иметь равные возможности как для получения дохода, так и для прироста капитала).


Наряду с рекомендациями относительно оптимальной диверсификации портфеля необходимо также обратить внимание клиента на валютный, страновой и отраслевой риски. Это также распространяется на те случаи, когда счета клиентов управляются брокером, но для тоге








ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ








ИНВЕСТИЦИИ



































АРБИТРАЖ


чтобы принять какое-либо инвестиционное решение, брокер должен получить разрешение клиента.


Еще один вид услуг, который следует упомянуть. — это проведение оценки. На многих строго регулируемых международных рынках предоставление таких услуг часто является регулятивным требованием по отношению к тем клиентам, счетами которых брокеры управляют по своему усмотрению. Хотя многие инвесторы следят за своими инвестициями, все-таки для них это мало полезно, если они не знают их стоимости. Как уже говорилось раньше, большинство брокеров имеют быстрый доступ к текущим и историческим ценам Иногда через электронные системы), и, следовательно, для инвесторов было бы выгодно воспользоваться этой информацией для оценки стоимости своих инвестиций. При такой оценке необходимо знать о том, что входит а состав конкретной инвестиции (включая число акций), а также необходимо делать корректировки на различные капитальные действия, такие, как выпуск прав и бонусные эмиссии.


При проведении полной оценки необходимо определить стоимость каждого компонента инвестиции, умножить на число акций и соответ­ственно определить общую стоимость инвестиции. Затем будет необ­ходимо проиллюстрировать добавление и изъятие ценных бумаг из портфеля со времени предыдущей оценки. Более того, эффективная оценка включает в себя разбивку инвестиций на различные категории (например, по странам и отраслям). И последнее, в процессе оценки отслеживаются все денежные позиции, которые отражаются в отчет­ности по валютам, а в случае необходимости конвертируются в базовую валюту.

Стоимость таких услуг будет разной у разных брокеров. Некоторые фирмы могут предоставлять часть (но вряд ли все) своих услуг бесплатно, включая их стоимость в общую комиссию за обслуживание.

Важное значение имеет та деятельность, которой фирма занимается от своего собственного имени и которая может облегчить операции клиентов наряду с тем, что является потенциальным источником прибыли для самой фирмы. Этой деятельностью не могут заниматься фирмы, которые выступают только в качестве агентов. Однако с приходом компаний, работающих в двух направлениях (т. е. как агент и как принципал), и с вторжением коммерческих и инвестиционных банков в сферу финансовых услуг (хотя в США и в большинстве европейских стран это существовало всегда) профессиональные кли­енты ожидают такого обслуживания.


Одна из таких областей, которая облегчает обслуживание клиентов, называется арбитражем. Под арбитражем подразумеваются операции, при которых брокеры ищут аномалии, несоответствия в инвестицион­ных ценах, например, между: обыкновенной акцией и инструментом. в который она может быть конвертирована; акцией национальной компании и ее АДР или ГДР; производным инструментом и его базовым активом; двумя аналогичными производными инструментами; государ­ственными облигациями с различными сроками погашения и т. д



















ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ МАРКЕТ- МЕЙКЕРОВ




























КОНЦЕПЦИЯ ВСТРЕЧНЫХ ПРИКАЗОВ КЛИЕНТОВ




В определенной степени клиенты (особенно институциональные) часто считают, что арбитражная торговля осуществляется за счет конечного пользователя. Это происходит потому, что предполагается, что самое “дешевое” предложение будет использовано арбитражером, так как он постоянно ищет такие аномалии и не предоставляет таких возможнос­тей другим конечным пользователям. Однако необходимо понимать, что процесс арбитража особенно важен для любого рынка капитала, так как его основная функция заключается в создании ликвидности. Таким образом, результат арбитража заключается в том, что, создавая ликвидность, он позволяет клиентам заключать выгодные для них сделки тогда, когда это для них удобно.


Еще одна область, которая облегчает проведение операций клиентами (здесь брокерская фирма выступает в качестве принципала), — это предоставление услуг маркет-мейкеров, что означает, что фирма (или отдельное лицо) выступает оптовым продавцом ценных бумаг. Не на всех рынках работают маркет-мейкеры; это является особой чертой рынков, расположенных, например, в Великобритании. В принципе роль маркет-мейкера состоит в готовности назвать двустороннюю котировку рыночным посредникам с тем, чтобы обеспечить ликвид­ность продуктов, обращающихся на рынке. Маркет-мейкеры, обеспе­чивающие ликвидность рынка, получают определенные привилегии в качестве вознаграждения за тот риск. который они берут на себя, заключая сделки независимо от того, хотят они этого или нет. Процесс выставления котировок состоит в том, что маркет-мейкер определяет спрэд между ценой, по которой он готов купить инструмент, и ценой, по которой он готов его продать. По крайней мере теоретически потенциальная прибыль для маркет-мейкера как для оптовика заклю­чается в разнице между двумя ценами.

На самом деле торговля не так уж проста, как может показали, так как в одно и то же время может существовать очень много покупателей и лишь несколько продавцов, и наоборот. В связи с этим необходимо, чтобы маркет-мейкер мог открыть короткую позицию (т. е- продать те ценные бумаги, которых у него нет) и иметь возможность взять ценные бумаги в кредит для того, чтобы осуществить поставку этих ценных бумаг. Более того, маркет-мейкерам обычно предоставляется приори­тетное право заключать сделки по своим котировкам до того, как это сделают другие пользователи рынка. Если фирма выступает и как агент, и как принципал, то тогда маркет-мейкеры могут предоставлять агентам из их же группы некоторые привилегии с точки зрения готовности осуществить сделку по запрашиваемой цене.


Этот принцип и стремление брокеров заработать комиссию на той и на другой стороне приказа приводят к концепции встречных приказов клиентов. Поскольку потребности и инвестиционные портфели разных клиентов могут значительно различаться, то очень часто бывают случаи, что одна и та же ценная бумага может рассматриваться как убыточная для одного инвестора и в то же время оставаться привле­кательной для другого инвестора. Соответственно брокер с приказом на продажу может знать о том, что существуют клиенты, которые хотели бы купить эту же ценную бумагу (хотя запрашиваемые клиен-










































тами цены могут быть разными). Однако верным является и то. что рынки не стоят на месте, и взгляды могут резко измениться. Соответственно для брокерской конторы может быть выгодно постараться как можно быстрее найти встречные заявки для заявок своих клиентов, не говоря уже о том, что клиент будет благодарен за ту помощь, которую ему предоставили (т. е. он будет лоялен по отношению к тому, кто ему помогает).


Как говорилось раньше, этот процесс помощи клиентам в проведении операций может являться неотъемлемой частью роли маркет-мейкеров, входящих в группу компании, но это также может являться продолже­нием процесса помощи клиентам, т. е. здесь компания будет выступать в качестве принципала. При условии, что компания, работающая с ценными бумагами, имеет достаточно свободных средств (или возмож­ность получить кредит), фирма может использовать эти средства для себя как независимого инвестора, т. е. в дополнение к агентской функции. Тогда та часть компании, которая работает как принципал, может продолжать помогать агентскому отделу обслуживать клиентов (по тем причинам, которые упоминались раньше), поскольку склады­вающиеся позиции могут быть захеджированы (защищены) или управ­ляться с использованием различным методов.


В принципе и маркет-мейкеры, и внутренние арбитражеры тоже могут выступать в качестве принципалов помимо фактических внутренних инвесторов-принципалов. Естественно, основная задача каждого из этих сегментов — это получение прибыли для фирмы к повышение доходности используемого капитала. Принцип, лежащий в основе двойного функционирования, состоит в том. чтобы попытаться добить­ся лояльности клиентов, предоставляя им столько услуг, сколько им надо. Однако в действительности клиенты, особенно институциональ­ные клиенты, постоянно находятся под давлением с точки зрения повышения собственной результативности, поэтому соблюдение лояльности не всегда бывает экономически оправданно.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каково различие между деятельностью агента и принципала?

2.  Какие преимущества дают брокеру инвестиционные исследования?

3. Что имеется в виду под защитой средств клиентов?

4. Почему клиенты поручают брокеру управлять их средствами по своему усмотрению?

5.  В чем состоит роль арбитражера?



























ИНВЕСТИЦИИ ИМЕЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ
















1.6 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И РЕШЕНИЯ

Научный теоретический подход предполагает, что инвесторы рацио­нальны и инвестируют средства с конкретной целью. Хотя это верно для профессиональных менеджеров, все-таки следует понимать, что не существует четкой границы между инвестициями и спекуляцией, и то, что имеет целью получение быстрой прибыли, должно скорее считаться спекуляцией, а не инвестицией.


На самом деле частные инвесторы не всегда используют рациональный подход. Например, частные лица покупают акции универсального магазина только потому, что они чувствуют себя более важными людьми, когда приходят в этот магазин за покупками; или же они покупают акции компании, предоставляющей коммунальные услуги, только потому, что считают себя вправе жаловаться на размеры счетов за коммунальные услуги. На некоторых развивающихся рынках такой нерациональный подход можно наблюдать у квази-профессиональных менеджеров, которые покупают большие пакеты акций только для того, чтобы получить место в совете директоров компании (это не следует путать с венчурным капиталом, когда приобретается большое количество акций для того, чтобы превратить слабое предприятие в более эффективное). От этого нерационального инвестиционного под­хода пострадал рынок в Чешской республике, который превратился в рынок для контрольных пакетов, а не в настоящий рынок инвестиций в экономику.


Возвращаясь к теории, следует сказать, что инвестиции имеют три основных цели: создание потока доходов; достижение прироста капи­тала; или же сочетание первых двух задач с какой-то конкретной конечной целью.


Доход можно определить как регулярный приток денежных средств для покрытия расходов. Этот денежный поток обыч­но имеет форму процентов (от облигаций) или дивидендов (от акций), но также доход может быть получен от капитала в случае ликвидации.

Прирост капитала может быть определен как увеличение цены через повышение стоимости акционерного капитала или через непрерывное реинвестирование сложных процентов.



Принятие инвестиционного решения будет зависеть от целей, которые стоят перед инвестором, и различных характеристик финансовых активов, которые должны быть выбраны для инвестиций. Следовательно, предпосылкой инвестиционной консультации являются несколько факторов, наиболее важным из которых является денежная сумма, которая может быть использована для инвестирования. Этот фактор предполагает, что был проведен анализ ситуации и выяснено, что эти средства не потребуются ни для каких других целей.























ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА, УПРАВЛЯЮЩИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ИНВЕСТИЦИЙ







ЛИКВИДНОСТЬ


















ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОХОДА



ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РОСТА КАПИТАЛА






Следующий фактор — каковы причины потребности инвестора в этой инвестиции, т. е. целью может быть получение дохода сейчас для того, чтобы покрыть какие-то будущие расходы; обеспечить получение доходов для оплаты каких-то непредвиденных расходов и покупок, другими словами, доход для будущего; защити, капитал от инфляции (хранение сбережений под матрацем приводят к падению покупатель­ной силы денег по мере роста цен на товары и услуги) или увеличить капитал для использования в будущем (т. е. используя краткосрочное наличие текущих доходов); период времени, на который инвестор готов инвестировать средства; отношение инвестора к риску (или потере части или всей суммы в результате инвестиции); а также налоговые условия клиента.


Поскольку никто не может предоставить гарантии прибыльности инвестиции и всегда существует вероятность того, что стоимость инвестиции упадет, то наиболее важным из вышеперечисленных фак­торов является подход инвестора к риску. Эта тема более подробно будет обсуждаться в Главе 7. Однако уже на данном этапе изложения следует понимать, что существуют два основных принципа, управля­ющих рентабельностью инвестиций. Они состоят в следующем:

• чем выше риск, связанный с данным продуктом, тем более высокое вознаграждение захочет получить инвестор;

• чем больше период инвестирования средств, тем большее воз­награждение будет ожидать инвестор.

При выборе конкретной инвестиции также необходимо учитывать ликвидность продукта, а ликвидность в данном случае означает спо­собность легко получить денежный эквивалент, т. е. не только спо­собность продать инструмент, но и быстрота, с которой можно полу­чить за него деньги.

Более того, необходимо учитывать налоговые условия. Здесь имеются в виду ставки налогообложения доходов индивидуального инвестора, а также налоговые условия, связанные с данным продуктом. В случае с иностранной инвестицией также следует учитывать правила налого­обложения или соответствующие меры валютного контроля.


И последняя характеристика инвестиционного продукта, которую не­обходимо принимать во внимание, — приносит ли данный продукт текущий доход или он больше подходит с точки зрения роста капитала.


В общих чертах, инвестиции, которые больше подходят для получения дохода, — это банковские депозиты и инструменты денежного рынка, облигации с высоким купоном, долевые инструменты с высоким дохо­дом. В число инвестиций, которые больше подходят для роста капита­ла, входят: долевые инструменты, взаимные фонды и облигации с нулевым купоном.


Опять-таки в общих чертах, в число инвестиций, которые считаются инвестициями с низким риском, входят: государственные ценные бу-



ИНВЕСТИЦИИ С НИЗКИМ РИСКОМ































маги; банковские депозиты; инструменты денежного рынка; корпора­тивные облигации (компании с высоким кредитным рейтингом); взаим­ные фонды, инвестирующие средства в государственные ценные бума­ги или инструменты денежного рынка. Высокорисковые инвестиции включают в себя: долевые инструменты в тех случаях, если акции не котируются на бирже; производные инструменты, такие, как фьючерсы и опционы (но необязательно АДР или конвертируемые инструменты).

В конечном итоге, принимая инвестиционное решение и выбирая объект инвестиций, инвестор должен задать себе два вопроса. Первый:

могу ли я позволить себе потерять все эти деньги, если инвестиция будет неудачной? Второй: какова вероятность того, что эта инвестиция будет неудачной? Как правило, инвесторы не ставят перед собой такие вопросы, так как они считают, что инвестиции и делаются для того, чтобы получить прибыль или требуемые потоки доходов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Объясните, почему частные инвесторы не всегда принимают рациональные инвестиционные решения.

2.  Каковы основные цели инвестирования?

3.  Назовите два принципа, лежащих в основе рентабельности инвестиций?

4.  Какие характеристики инвестиции могут отпугнуть иностранного инвестора?

5. Какие инвестиции считаются приносящими доход и имеющими низкий риск?