Оглавление


1. Ценные бумаги: виды, характеристика...................................................... 3

2. Планирование хозяйственной деятельности на предприятии................... 6

3. Рентабельность производства, капитала, продаж, продукции................ 11

Задачи............................................................................................................ 14

Список использованной литературы............................................................ 18

1. Ценные бумаги: виды, характеристика


Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении...

В случаях, предусмотренных законом или в установленном порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре... Такое определение дано Гражданским кодексом РФ, кроме того, им же определено, что ценные бумаги представляют собой разновидность вещей и являются движимым имуществом. Можно сказать, что ценная бумага - это имущественное право на всю или часть собственности/долгового обязательства. Поэтому все ценные бумаги принято разделять на долевые, долговые и производные (деривативы) ценные бумаги. Ценные бумаги могут быть неэмиссионными, например, вексель, или эмиссионными, например, акции, облигации. Законодательством установлено, что эмиссионная ценная бумага – это ценная бумага, которая одновременно характеризуется следующими признаками:

• закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав;

• размещается выпусками;

• имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценой бумаги.

Ценная бумага может выпускаться в документарной или бездокументарной форме. Документарная форма предполагает, что ценная бумага напечатана на бланке, удовлетворяющем техническим требованиям нормативных документов РФ. Выпускать бланки ценных бумаг имеют право только организации, получившие лицензию на данный вид деятельности.

Если ценная бумага выпущена в бездокументарной форме, то она отсутствует как физический предмет, а ее существование, т. е. права ее владельца, фиксируются в регистрационном документе. Выпуск таких бумаг оформляется документом, который называется глобальным сертификатом. В сертификате указываются параметры выпуска бумаг. По соглашению с эмитентом глобальный сертификат передается на хранение в депозитарий. Права владельца бездокументарной ценной бумаги подтверждаются выпиской с лицевого счета в реестре или депозитарии. Выписка с лицевого счета в реестре или депозитарии ценной бумагой не является.

Документарные ценные бумаги могут быть на предъявителя, именными и ордерными. Бумага на предъявителя не содержит имени владельца и передается другому лицу простым вручением. На бланке именной бумаги значится имя ее владельца. Передача именной бумаги другому лицу осуществляется с помощью передаточной надписи – цессии. Это означает, что на бланке бумаги указывается имя ее нового владельца. Лицо, передающее бумагу по цессии, именуют цедентом. Лицо, получающее бумагу – цессионарием. Бумага является ордерной, если она передается другому лицу по приказу ее владельца, т. е. ордеру. Ордер представляет собой передаточную надпись, которую именуют индоссаментом. Лицо, передающее такую бумагу, называют индоссантом или индоссатором. Лицо, получающее бумагу – индоссатом. Примером ордерной бумаги является вексель.

Размещение ценных бумаг происходит на первичном рынке, а дальнейшее их обращение происходит – на вторичном. Первичный рынок – это рынок, на котором происходит первоначальное размещение ценных бумаг эмитента. Именно с первичного рынка эмитенты получают денежные средства за свои ценные бумаги. Размещение бывает открытое и закрытое.

Закрытое размещение – это размещение ценных бумаг, среди заранее известного круга лиц по заранее установленной цене. К такому размещению прибегают в случаях, когда необходимо избежать широкого распространения ценных бумаг или, например, в случаях с закрытыми акционерными обществами.

Открытое или публичное размещение – это размещение ценных бумаг среди неограниченного круга лиц. Одно из преимуществ перед закрытым размещением заключается в том, что эмитент, как правило, размещает свои ценные бумаги по максимально высокой цене. Компании могут размещать сколь угодно свои выпуски ценных бумаг, но только один раз компания может провести первоначальное публичное размещение или IPO (initial public offering). Вторичный рынок ценных бумаг может быть организованным или биржевым и внебиржевым.


2. Планирование хозяйственной деятельности на предприятии


Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

·     формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

·     обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

·     планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

·     определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

·     проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.[2]

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по ряду классификационных признаков (таблица 1.)

Таблица 1

Виды планирования

Классификационный критерий

Виды планирования

1. Обязательность плановых решений

1.1. Директивное планирование

1.2. Индикативное планирование

2. Содержание плановых решений

2.1. Стратегическое планирование

2.2. Тактическое планирование

2.3. Оперативно-календарное планирование

2.4. Бизнес-планирование

3. Степень охвата объектов планирования

3.1. Общее планирование

3.2. Частное планирование

4. Предмет планирования

4.1. Целевое планирование

4.2. Планирование средств

4.3. Программное планирование

4.4. Планирование действий

5. Сроки планирования

5.1. Перспективное планирование

5.1.1. Долгосрочное планирование

5.1.2. Среднесрочное планирование

5.2. Текущее планирование

5.2.1. Краткосрочное планирование

6. Сферы функционирования

6.1. Планирование производства

6.2. Планирование сбыта

6.3. Планирование финансов

6.4. Планирование персонала и др.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для исполнения в отношении объектов планирования. Директивные планы являются, как правило, адресными и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Оно не является подобием директивного планирования, потому что индикативный план не носит обязательного для исполнения характера. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Тактическим планированием следует считать процесс создания предпосылок по реализации возможностей предприятия, выявленных в ходе стратегического планирования.

Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в процессе планирования хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес-планирование является методом оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Планирование средств включает в себя планирование ресурсов, необходимых для осуществления поставленных целей (например, планирование материальных ресурсов, персонала, оборудования, информации и т.п.).

Планирование средств достижения целей может осуществляться на базе имеющегося производственного потенциала или с вовлечением в хозяйственный оборот дополнительных ресурсов. В первом случае ярким примером может служить планирование рекламной кампании. Во втором случае – инвестиционные проекты, связанные с техническим перевооружением действующего предприятия, приобретением нового предприятия, созданием новых производственных мощностей и т.п.

Планирование целей носит, как правило, общий характер, а планирование средств достижения целей – частный.

Программное планирование относится к разработке и реализации конкретных программ (например, программ производства, сбыта и т.п.)

Планирование действий представляет собой способ достижения целей или реализации программ (например, планирование найма персонала, планирование маркетинга и т.п.)

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать перспективное и текущее планирование.

Перспективное планирование охватывает временной интервал свыше одного года. Оно обычно включает в себя долгосрочное планирование (на 5, 10, 15, 20 лет) и среднесрочное планирование (от 1 года до 5 лет).

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.


3. Рентабельность производства, капитала, продаж, продукции


Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Показатели рентабельности

Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости

Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств

Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение (чистой) прибыли к выручке.

Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов

Рентабельность активов (ROA) — отношение операционной прибыли к среднему за период размеру суммарных активов

Рентабельность собственного капитала (ROE):

- отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала;

- отношение дохода на обыкновенную акцию к балансовой стоимости фирмы в расчете на одну акцию.

Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и заёмному капиталу

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельность активов

Рентабельность активов – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов – индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период

Ra = P / A

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.

Рентабельность активов (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль вложенный в имущество организации.

Рентабельность производства

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Рентабельность собственного капитала

Рентабельность собственного капитала – относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Средняя величина акционерного капитала за период




Задачи


Задача 1.

Определить норму амортизации при линейном и ускоренном методах перенесения стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции.

Исходные данные

Цена единицы оборудования, Цоб

100

Срок службы Т

7


Выполнить анализ экономической целесообразности применения того или иного метода амортизации в зависимости от специфики производства.

Решение:

Определим норму амортизации при линейном способе:

На = 1/Т*100% = 1/7 = 14,28%

Ежегодная сумма амортизации составит:

14,28%*100 = 14,28

Далее определим норму амортизации при ускоренном методе амортизации:

На = ti / Σt*100%

Где: ti – соответствующий год службы, за который определяется норма амортизации;

Σt – сумма чисел лет полезного использования основных производственных фондов.

Σt = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 = 28

Сумма амортизации за первый год:

7/28*100 = 25

Сумма амортизации за второй год:

6/28*1000 = 21,42

Сумма амортизации за третий год:

5/28*100 = 17,85

Сумма амортизации за четвертый год:

4/28*100 = 14,28

Сумма амортизации за пятый год:

3/28*100 = 10,72

Сумма амортизации за шестой год:

2/28*100 = 7,14

Сумма амортизации за седьмой год:

1/228*100 = 3,57


Ускоренный метод амортизации целесообразно применять на те ОПФ, которые имеют высокий уровень износа в первые годы использования, к ним относятся программные технологии, компьютеры и др.


Задача 3.

Определить стоимость поставки материальных ресурсов на предприятии за декаду.

Исходные данные

Стоимость потребления за декаду, Цдск

90

Цена за одну тонну, Цт

2,5

Интервал плановой поставки, Ипл

6

Страховой запас, Сз

3

Транспортный запас, Трз

2

Технологический запас, Техз

5


Обосновать необходимость выполнения подобных расчетов и сформулировать основную цель, преследуемую при их выполнении.

Решение:

Общий объем поставки (ПЗоб) определяется формулой:

ПЗоб = ТЗ + СЗ + ТРз + Техз

ТЗ (текущий запас) = Цдск/10*Ипл = 90/10*6 = 54

ПЗоб = 54 + 3 + 2 + 5 = 64

Стоимость поставки = 64*2,5 = 160

Данные расчеты необходимы для определения оптимального графика поставок материалов, чтобы у предприятия не было перегруженности складов запасами и не было дефицита запасов, который бы приводил к остановке производства.


Задача 5.

Определить цеховую себестоимость продукции и ее структуру.

Исходные данные

Стоимость основных материалов, Зм

1100

Заработная плата основных производственных рабочих, Ззп

70

Амортизационные отчисления, За

15

Доля затрат на амортизацию в цеховых расходах, Lа

0,25

Прочие цеховые расходы, Зпр, %

12


Решение:

Цеховая себестоимость = Зм + Ззп + Зцех + Зпр,

Где Зцех – За/Lа = 15/0,25 = 60

Зпр = Зцехпр / 100% = 7,2

Цеховая себестоимость = 1100 + 70 + 60 + 7,2 = 1237,2


Задача 7.

Определить валовую прибыль, если предприятие выпускает продукцию двух видов «А» и «Б». За отчетный период ликвидированы основные производственные фонды по двум видам объектов.

Исходные данные

Годовой объем реализации изделия «А»

2000

Годовой объем реализации изделия «Б»

1500

Цена изделия «А»

0,75

Цена изделия «Б»

0,5

Ликвидационная стоимость 1-го объекта

95

Ликвидационная стоимость 2-го объекта

110

Остаточная стоимость 1-го объекта

50

Остаточная стоимость 2-го объекта

100

Себестоимость продукции «А»

0,5

Себестоимость продукции «Б»

0,35


Решение:

Валовая прибыль = Σ(Ц – С)*А + ΣЦф

Где: Ц – цена реализации,

С – себестоимость,

А – плановый годовой объем выпуска продукции,

Цф = годовой объем реализации излишних производственных фондов,

Цф = Цл - Цо

Валовая прибыль = (0,75 – 0,5)*2000 + (0,5 – 0,35)*1500 + (95 – 50) + (110 – 100) = 780



Список использованной литературы


1.           Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2008.

2.           Ильенкова С.А. Производственный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009.

3.           Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2008.

4.           Обер-Крис Дж. Управление предприятием: Пер. с англ. – М.: Сирин, 2007.

5.           Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: «Филинъ», 2005. – 328 с.