Содержание
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1 Общешкольные мероприятия по правилам дорожно-транспортного движения.................................................................. 5
1.1 Материальная база кабинета по правилам дорожного движения.......... 5
1.2 Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-6транспортного травматизма......................................................................... 6
1.3 Рекомендации по организации работы школ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма........................................................... 9
1.4 Рекомендуемый план общешкольных мероприятий по правилам дорожно-транспортного движения.............................................................................. 13
Глава 2 Сценарий урока по безопасности дорожного движения агитбригады «Светофорчик».......................................................... 16
Заключение............................................................................................. 24
Список использованной литературы........................................ 25
Введение
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей – до 12 лет, и подростков – от 12 до 16 лет.
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.
Глава 1 Общешкольные мероприятия по правилам дорожно-транспортного движения
1.1 Материальная база кабинета по правилам дорожного движения
Для проведения занятий по Правилам дорожного движения в школе целесообразно иметь специальный кабинет. Для оборудования такого кабинета требуется обычная классная комната. В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 35 учащихся.
На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела. в которой. кроме обычного мела. обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.
Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков.
Для показа различных наглядно-учебных пособий на столе учителя устанавливается демонстрационное устройство.
По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для таблиц и плакатов.
Ниже классной доски устанавливаются две плакатницы для хранения таблиц агитационных и пропагандистских плакатов.
Неплохо у классной доски установить стол-макет с поднимающейся в сторону класса крышкой. Макет, помещенный на столе, представляет собой миниатюрные улицы, дороги. перекрестки, плошали и т.п. Особое внимание на этом макете должно быть уделено микрорайону школы (на занятиях с младшими школьниками по правилом дорожного движения можно наглядно знакомить учащихся с подходами к школе, показав наиболее безопасный и удобный путь в школу и обратно). В одном из ящиков стола располагаются макеты автомобилей и другого транспорта, средств регулирования, фигурки регулировщика, пешеходов (макеты могут быть намагничены). В нерабочем состоянии крышка стола-макета находится в горизонтальном положении. Стол-макет изготавливается в школьных мастерских на уроках труда.
Справа от стола-макета устанавливается стол учителя с демонстрационным устройством.
С левой стороны кабинета в проемах между окнами устанавливаются два щита: “Рулевое управление” и “Тормоза” для изучения требований безопасности движения к механизмам управления автомобилем.
На задней стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне. устанавливаются таблицы: “Российские автомобили”, “Мотоциклы”, “Городской пассажирский транспорт”, “Сельскохозяйственные машины”, “Велосипеды и мопеды” и пр.
Размещение оборудования и внешний вид кабинета должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы по безопасности дорожного движения.
1.2 Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Бесплатные памятки, буклеты, должны быть доступны для родителей и находиться, в том числе, в детских поликлиниках, детских отделах магазинов.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Авторитет учителя в начальной школе может быть выше авторитета родителей. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей в школе необходимо обсудить с детьми безопасный маршрут движения в школу и из школы, опасные участки в микрорайоне, поведение во дворах, дорогах между домами, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
1.3 Рекомендации по организации работы школ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
• Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
1. В начале учебного года издать приказ об организации в школе работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Приказом назначить школьного инструктора по безопасности движения.
3. Организовать обязательное систематическое изучение Правил дорожного движения.
4. Планировать свою работу по предупреждению детского транспортного травматизма в общешкольных планах и в планах классных руководителей.
5. Оборудовать в школе кабинет или уголок безопасности дорожного движения.
6. Практиковать проведение тематических утренников, сборов, конкурсов, соревнований, игр, викторин и т.п.
7. Привлекать к проведению мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма работников ГИБДД. школьных врачей, инженерно-технический состав шефствующих автотранспортных предприятий.
8. Доводить до сведения родителей и делать предметом широкого обсуждения в классах, на линейках, сборах, в стенгазетах и через школьное радио каждый случай нарушения детьми Правил движения.
9. Учителям начальных классов ежедневно на последнем уроке проводить двух трехминутные беседы-напоминания о соблюдении Правил движения, обращать внимание детей на погодные условия.
10. Создать отряд юных инспекторов движения и организовать его работу' согласно “Положению об отрядах юных инспекторов движения”.
11. Оборудовать на территории школы площадку для занятий по Правилам дорожного движения.
12. Сделать разметку перекрестка для практических занятий младших школьников по Правилам движения в одной из рекреаций школы.
13. Оформить маршруты безопасного движения детей.
14. В начале и в конце учебного года провести “Неделю безопасности движения”.
Положение о работе школьного инструктора по безопасности движения
1. Инструктор по безопасности движения под руководством директора школы и заместителя директора по воспитательной работе организуют всю работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Всю работу по профилактике детского травматизма инструктор строит согласно плану общих мероприятий.
В течение учебного года инструктор по безопасности движения проводит следующее:
- совместно с зам. директора по воспитательной работе составляет раздел общешкольного плана внеклассной работы с учащимися по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- помогает классным руководителям и учителям нaчaльных классов в составлении планов работы по безопасности движения.
- контролирует выполнение мероприятий по профилактике нарушений, детского транспортного травматизма, записанных в общешкольный план и план воспитательной работы учителей.
- в работе по безопасности движения среди учащихся и их родителей привлекает в помощь учителям актив автохозяйств, автомобилистов, сотрудников ГИБДД, а также родителей, имеющих автомобили.
- в конце каждой учебной четверти на педсовете информирует администрацию школы и учителей о результатах проведенной работы и знакомит с планом мероприятии на следующую учебную четверть:
- обобщает опыт проведения воспитательной работы по профилактике детского транспортного травматизма. Лучший опыт и методы этой работы делает достоянием всего коллектива учителей и родителей. В методическом кабинете школы создает уголок из материалов по безопасности движения, обобщает этот опыт.
- на родительских собраниях ставит на обсуждение вопросы: “Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма”. “Дети во всем подражают взрослым - служите примером правильного поведения” и др.
- привлекает старшеклассников и учителей рисования (черчения) к организации выставок и уголков безопасности движения из плакатов ГИБДД и рисунков учащихся, следит за своевременным их обновлением:
- следит, чтобы в методическом кабинете школы были материалы для работы с учащимися по безопасности дорожного движения.
- организует совместно с учителями игры и праздники “За безопасность движения”, поднимая самостоятельность детей на борьбу за укрепление дисциплины учащихся на улице.
- помогает редколлегии школы в выпуске “молний” и стенгазет, где освещает вопросы безопасности движения, публикует викторины, загадки, ребусы, кроссворды.
- следит за тем, чтобы учителя не ограничивали работу по безопасности дорожного движения только программой, а работали творчески и там, где позволяет учебный материал, увязывали тематику безопасности движения детей на улице с темами других предметов.
1.4 Рекомендуемый план общешкольных мероприятий по правилам дорожно-транспортного движения
№ пп. |
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
1. |
Семинары с учителями начальных классов и классными руководителями:
|
|
Школьный инструктор по безопасности движения, организатор внеклассной работы |
Август |
|||
Сентябрь |
|||
Март |
|||
2. |
Заслушивание отчетов учителей и классных руководителей на педагогических советах о выполнении 10-часовой программы и проведенных профилактических мероприятиях |
1 раз в полугодие |
Директор школы |
3. |
Беседы на общешкольных родительских собрания на темы: “Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге”;
“Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно”;
“Использование движения родителей с детьми по улицам города (села) для обучения детей навыкам правильного поведения на дороге” |
|
Директор школы, инструктор по безопасности движения |
Сентябрь |
|||
Январь |
|||
Апрель |
|||
4. |
Беседы по школьному радио: “Знай и соблюдай Правила дорожного движения”.
“Про того, кто головой рисковал на мостовой” (по материалам рейда патруля ЮИД).
“Каждому должно быть ясно - на дороге кататься опасно” (на коньках, санках).
“Рассказ об одном сборе” (утреннике, вечере, соревновании, конкурсе по безопасности движения)
“Помни это юный велосипедист”
“Здравствуй, лето!” (о поведении на дороге во время летних каникул) |
|
Школьный инспектор по безопасности движения. Штаб отряда ЮИД. |
Сентябрь |
|||
Октябрь |
|||
Декабрь |
|||
Март |
|||
Май |
|||
Май |
|||
5. |
Регулярные общешкольные линейки с использованием “Сообщений ГИБДД” |
Ежемесячно |
Школьный инструктор по безопасности движения |
6. |
Проведение “Недели безопасности дорожного движения” (по отдельному плану) |
Сентябрь, май |
Штаб ЮИД |
7. |
Создание отряда ЮИД и организация его работы |
Сентябрь |
Штаб ЮИД |
8. |
Общешкольные утренники, праздники “Красный, желтый, зеленый” |
В течение года |
Организатор внеклассной работы, классный руководитель, штаб ЮИД |
9. |
Выявление детей, имеющих велосипеды, организация с ними занятий и проведение зачетов по Правилам движения |
Сентябрь, Апрель |
Штаб ЮИД |
10. |
Составление схем безопасных маршрутов детей в школу и обратно, принятие мер к ограждению опасных для движения детей мест |
Постоянно |
Штаб ЮИД, Руководители клубов выходного дня |
11. |
Оборудование кабинета безопасности дорожного движения |
В течение года |
Директор школы, инструктор по БД, шефы, родители |
Глава 2 Сценарий урока по безопасности дорожного движения агитбригады «Светофорчик»
(сценарий агитбригады «Светофорчик»)
(Вступительная песня на мотив «Остров невезения».)
1. Чудо-светофорчик
Появился здесь
Красный и зеленый,
Желтый тоже есть.
2. Чудо-светофорчик –
Это наш отряд,
Славная команда
Преданных ребят.
3. Все мы неустанно
На посту стоим,
За движеньем зорко
Очень мы следим.
4. Пешеход, не мешкай
На зеленый свет,
Светофор дорожный
Шлет тебе привет.
5. Ты, лихой водитель,
Жми на тормоза,
Смотрят очень строго
Светофор-глаза.
Правила движения –
Это наш закон,
Для агитбригады
Самый главный он!
Вас приветствует агитбригада.
Нам по плечу решения самых важных и ответственных задач, ЮИДовцев позиция – «Действуй».
Ведущий 1. Наш клуб «Светофорчик» достаточно молодой, он создан в ___ году, но мы знаем историю первых ЮИДовских отрядов, организованных более 30 лет назад.
Ведущий 2. А если говорить об истории возникновения правил дорожного движения, то надо перенестись на несколько столетий назад, в стародавние времена.
Ведущий 1. Так и сделаем. Наша машина времени на старте. Можно отправляться в путь.
(Звучит музыкальный фон, создается световой эффект.)
Песня из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», действующие лица в русских костюмах.
1. Сказка вдруг, наяву постучалась в двери,
В путь отправились мы, в ГИБДД поверя.
Свой дорожный маршрут вмиг определили,
Прямо в Древней Руси в одночасье были.
Припев: Сколько здесь лихих ездоков,
Кто без правил мчаться готов,
По предместьям рысью лететь,
На прохожих и не глядеть,
Где же знаки главных дорог,
Чтоб лихач увидеть их мог,
Как бы здесь инспектор помог
И отряд ЮИДа.
2. Но кругом пустота,
Светофоров нету,
Ротозея вполне
Может сбить карета,
Трудно в Древней Руси
Ездоку любому,
Не завидуем мы
Правилу такому.
Припев: Спуск опасный или подъем,
Кучер и не знает о нем,
Погоняя длинным кнутом,
Управляет резвым конем.
Без дорожных знаков Руси
Кутерьма, кого ни спроси,
Ты ЮИД помочь пригласи,
Пригласи быстрее.
(Появляется глашатай.)
– Прекратить веселье! Песни да пляски, не время сейчас! Аль знаете, что в государстве Российском делается?
– Не ведаем, барин, что случилось
Глашатай. С царем-батюшкой Иваном Васильевичем неведомое творится. Царские доспехи снял, скипетр в угол зашвырнул. На себя одежды диковинные надел. Палицу, доселе невиданную из рук не выпускает. Профессию, кричит, меняю. Царские полномочия на инспекторские. Буквы какие-то заморские твердит: ГИБДД, ГИБДД... Народ волнуется, царского указа ждет. Так что слушайте все царский указ.
(Разворачивает плакат.)
Глашатай. С сегодня повелеваю: по дорогам российским ходить и ездить только по правилам и законам. Пешему – идти не спеша, дорогу переходить в местах определенных, а указатели тех мест – столбы специальные, высоты отменной с трехцветным глазом, именуемые «светофорами». Красный свет – хода нет, желтый – будь готов идти, ну а ежели зеленый, то смелей переходи.
– А что с ездоками делать? Всяк русский быструю езду любит.
Глашатай. С ездоками – дело особое. Их всех знакам дорожным обучить надобно, да чтоб со скоростью не шалили, да крепких напитков не употребляли. И еще повелеваю: выбрать лучших молодцов и создать дружину знатную. Дать дружине той имя грозное «Государственная инспекция безопасности дорожного движения». И чтобы каждый, будь то пешеход или ездок лихой, наставления той дружины выполнял.
– Дозволь барин слово молвить. Где же чудеса такие происходят? В какой диковинной стране ездоки и пешие по правилам передвигаются? Иль государю батюшке все это во сне пригрезилось?
Глашатай: Есть такая страна «Светофория».
(Звучит песня.)
ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ
I. Где-то на белом свете чудо есть страна,
Мамам, папам, детям всем она нужна,
Без нее машинам не прожить и дня,
Без нее на трассах будет ерунда.
Припев: Ла, ла, ла, ла, ла, ла, ла
Это – светофория.
Расчудесная страна
Наша «Светофория».
Выход Шапокляк (выезжает на велосипеде). Би-би-би! Ж-ж-ж!
– Дорогу давай, недомерки! Чему только вас в школе учат – где к старшим уважение. К женщине почтение?! Иль не видите, я супер-старушка – Аварии подружка! Для вас, для малолеток – старушка Шапоклюшка!
– Эй, бабуля! Не грубите! И права нам предъявите!
Шапокляк. Что права? Щас, разбежалась! Вы отколь такие взялись?
– Из отряда мы ЮИД!
Шапокляк. Ась, чего-то гудит?
– Не гудит и не пищит!
Светофор для вас горит!
Шапокляк. Свето-что? Свето-зачем? Ох, запутали совсем!
Ни к чему нам светофоры,
Мы и так: супершоферы!
– Нет, бабуля, не скажите, повнимательней взгляните:
Красный свет – хода нет!
Желтый свет – тормози!
А зеленый свет зажгли –
Не задерживай – иди!
Шапокляк. Так я и иду, в смысле еду, а вы не мешайте моему движенью – в смысле перемещенью!
Заладили свое: красный – синий, беленький в желтую полосочку... А может, я – дальтоник!
Шапокляк (поет):
Ты светофор – я машина!
Ты горишь, а я мимо!
Ты свистишь – я икаю!
Почему – не понимаю!
Шина моя – я насосик!
Это ручка – это носик!
Ты гаишник – я водитель
– Нет, вы просто нарушитель!
Зайка моя!
Шапокляк: Я ночами плохо сплю,
Потому что и во сне рулю,
Не умею, нарушаю, но рулю!
Все: Ты ночами плохо спишь,
Не умеешь, а рулишь!
И в аварию однажды угодишь!
Шапокляк: Тормозите! Задний ход!
Нет, так дело не пойдет!
Смерти моей хотите,
Не выйдет, не дождетесь!
А ну, показывай, где тут дорожной грамоте учат?! Да поподробнее: как добраться, куда ехать.
– Никуда ехать не надо, вы уже приехали, точно на место, к самым лучшим знатокам дорожных наук! К лучшим ЮИДовцам всех времен и народов!
Все. К НАМ! В ШКОЛУ ГИБДД НАУК!
Внимание, внимание!
Дядя Степа говорит:
«Для гостей шлагбаум открыт!»
Вот пожалуйте сюда,
Дорогая госпожа.
Не встречали вы такой
Карты точной городской.
Здесь и улицы, проспекты
С ПДД все связаны,
Соблюдать те правила
Жители обязаны.
И каждый житель нашего славного города нацелен на смелость, верность, точность, фортуну, решительность, чистоту, красоту, а это и есть «Светофорчик»
А теперь начнем знакомство –
Площадь эта не проста,
Именем «Дорожных знаков»,
Называется она.
Дядя Степа – постовой
Знак покажет вам любой.
Обратите вы вниманье!
Вновь дорожное названье.
Школа ГИБДД-наук –
Гимназистов лучший друг!
Перейдя из класса в класс,
Вам доложим без прекрас,
Можно действовать в ЮИДе
И пресс-центр посещать,
По наукам светофорным
В ней магистром можно стать.
Ну, конечно, в этой школе
Средств технических не счесть!
Теле-, видео, компьютер
С нужною программой есть.
(Надпись: «Дорожный знак».)
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход.
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.
Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак!
Этот знак важнее всех,
Он требует внимания.
Жизнь детей он бережет
От травмы и страдания.
Этот знак для всех тревога:
Это «Скользкая дорога»!
Тише, тише, не шумите,
Вы на знак лишь посмотрите!
Тут сигналить не годиться –
Рядом школа и больница.
Нужно вам связаться с другом?
«Телефон» к вашим услугам.
«Место отдыха» – знак означает:
Каждый водитель знак этот знает.
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправиться немножко.
Вот, пожалуйста, «Пункт питания»,
А теперь спасибо за внимание.
Шапокляк (после школы ГИБДД).
Надо же! Как интересно
Вашу школу посещать.
В одночасье захотелось
Мне магистром тоже стать!
Ваш урок усвоив первый
Рвется вся моя душа
Повторять закон дорожный,
Час за часом не спеша.
Изучить его хочу я
На «отлично»! Не шучу!
Шапокляк в ЮИД примите,
Я в инспекторы хочу.
– Что, ж принимаем!
– Повезло вам, госпожа Шапокляк. Вы вступаете в наш отряд накануне большого юбилея. Совсем скоро исполняется 200 лет со дня образования органов правопорядка. И мы хотим встретить этот юбилей музыкальным поздравлением.
Звучит песня «Поздравляю».
Заключение
Для безопасности дорожного движения детям необходимо привить следующие моменты:
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. 1-11 классы Савина Л.М., Северина О.А. – 2007 г.
2. Предметная неделя по Правилам дорожного движения: 5-11 классы (сост. Поддубная Л.Б.) – 2005 г.
3. Школьный клуб. 5-11 классы: Сценарии мероприятий и праздников. Методы, формы и виды клубной работы. Клуб для подростков. Клуб для старшеклассников. Клубные мероприятия – 2008 г.
4. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. 5-11 классы: Формирование гражданского самосознания учащихся. Основы правовых знаний. Сценарии классных часов и внеклассных мероприятий – 2004 г.