Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Преподавания курса ОБЖ в школе.............................................. 4

1.1 Цели, задачи, виды, формы и методы...................................................... 4

1.2 Существующие проблемы и пути их решения......................................... 7

ГЛАВА 2. Нетрадиционные методы преподавания ОБЖ в среднем звене (5-8 класс)........................................................................................................................ 14

2.1 Эколого-туристская подготовка............................................................. 14

2.2 “Азбука рекреационного природопользования”. (5 класс).................. 15

2.3 “Человек и окружающая среда” (6 класс).............................................. 17

2.4 “Рекреационные ресурсы и их охрана”. (7 класс)................................. 19

2.5 “Рекреационные ресурсы и их охрана”. (8 класс)................................. 21

Заключение.................................................................................................... 24

Список используемой литературы............................................................... 25


Введение

Очень часто, в различных происшествиях в мире погибает огромное количество людей. В большинстве случаев, причиной летальных исходов или серьёзных телесных последствий является необразованность человека в действиях при различных чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний день человек может где угодно попасть в чрезвычайную ситуацию. И зачастую помочь не может никто, кроме самого пострадавшего. В современном мире по-прежнему существует угроза ядерной атаке от террористов, кроме того огромное количество атомных станций в любую секунду могут нарушить свою работу и привести к плачевным последствиям, а наша экология настолько неважная, что глобальные проблемы ожидаются едва ли не со дня на день. В таких случаях на чью-то помощь рассчитывать не стоит. Каждый будет думать только о том, как спасти себя. Поэтому важно знать и понимать, как действовать в той или иной ситуации, особенно в условиях всеобщей паники. 

Вообще же паника – одна из самых главных проблем при спасении в чрезвычайных ситуациях. Если человек достаточно подготовлен и оснащён необходимыми знаниями, то избежать паники не представляется особой проблемой. Кроме того, очень важно не поддаться движениям толпы, иначе попросту тебя затопчут. Ведь люди во время суеты и спешки придаются лишь инстинктам, зачастую стадным. Основам безопасности обучают в школе на уроках ОБЖ, но такие знания вряд ли помогут, если методы преподавания учителя не будут эффективны. Тем более на полное изучение этого предмета выделятся недостаточно часов.

Конечно, многие из людей вряд ли когда-либо попадут в чрезвычайную ситуацию, но обладать достаточной информативностью просто необходимо. Поэтому целью моей работы является изучение предмета, его методов, видов и форм, исследование существующих проблем и пути их решения, а так же наиболее эффективные, неординарные, нетрадиционные методы преподавания.

ГЛАВА 1. Преподавания курса ОБЖ в школе

1.1 Цели, задачи, виды, формы и методы

Говоря о преподавании курса ОБЖ в школе, естественно, прежде всего, определить цель изучения этого курса. Такой целью, на наш взгляд, является формирование у школьников правильного понимания места и роли человека в мире, смысла его жизни, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях. При этом в курсе, на наш взгляд, не должна ставиться цель получения учащимися навыков военной службы, однако полученных ими знаний и умений должно быть достаточно для овладения этими навыками и выполнения своего долга, как в Вооруженных Силах, так и в войсках МВД, ГО и ЧС и других организациях.

Цель преподавания курса ОБЖ в школе может быть достигнута только при условии:

- правильного понимания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ от разработчиков программ и учебников и учителей до методистов и начальников управления образованием стоящей перед ними цели - подготовка физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, знающих свое место и роль в жизни, понимающих ее смысл и готовых к труду на благо себя, своей Родины и других людей;

- непрерывного совершенствования курса путем включения в него новых актуальных тем и исключения старых, потерявших свою актуальность, а также широкого варьирования тематики, исходя из местных, национальных и других особенностей;

- знания всеми звеньями управления преподаванием ОБЖ общественных потребностей и правильной оценки собственных возможностей по разработке и преподаванию курса;

- систематического отслеживания за изменениями информации по курсу, взглядов специалистов по тем или иным разделам курса;

- поддержания устойчивого взаимодействия учебных заведений с организациями МО, МВД, ГО и ЧС, другими заинтересованными в изучении школьниками курса ОБЖ организациями и ведомствами;

- предвидения и целесообразного применения перспективных видов, методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики;

- применения мер по всестороннему обеспечению учебного процесса по курсу ОБЖ учебными пособиями, тренажерами, методиками и т.п.

Организация преподавания курса ОБЖ в школе включает:

1) разработку и согласование всеми звеньями управления преподаванием курса ОБЖ программ и учебников, выработку этими звеньями единых взглядов на цель, задачи, виды, методы и формы изучения курса;

2) планирование изучения курса;

3) оснащение школы необходимыми учебными пособиями и тренажерами.

Цель преподавания курса ОБЖ в школе достигается решением целого ряда задач, основными из которых являются:

1) разработка образовательных программ и обучающих технологий по курсу ОБЖ совместными усилиями специалистов и преподавателей ОБЖ;

2) непосредственное изучение учащимися под руководством преподавателя основ курса, с получением при этом необходимых практических навыков;

3) организация посещения учащимися одного из управлений ГО и ЧС, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения с целью получения наглядного представления о работе сотрудников ГО и ЧС по ликвидации последствий аварий, инспекторов дорожно-постовой службы по обеспечению безопасности на улице, работе пожарных по ликвидации возгорания и обеспечению пожарной безопасности, медицинских работников по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях;

4) совершение под руководством преподавателя одно- двухдневного похода с целью получения учащимися навыков общения с природой;

5) отработка действий по сигналам тревоги во время школьных занятий;

6) проведение военно-спортивных, пожарно-прикладных игр и занятий в школе с привлечением специалистов из МО, МВД, МЧС, пожарной охраны;

7) привлечение учащихся к работе в одном из клубов «Юный пожарный», «Турист» и т.п.;

8) проведение в школе научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других научных мероприятий с приглашением специалистов и заинтересованных лиц.

Решение этих задач достигается проведением ряда мероприятий. В общем случае все мероприятия по изучению курса ОБЖ можно подразделить на следующие виды:

1. Учебный процесс.

2. Научно-исследовательская работа.

3. Стажировка в должности.

4. Постоянное членство в организации.

В учебный процесс входят рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, показ иллюстраций, пособий, моделей, кинофильмов, диафильмов, отработка упражнений и нормативов, а также проведение консультаций, экскурсий, семинаров, конференций, конкурсов, военно-спортивных игр. Учебным процессом в том или ином его виде охвачены 100% учащихся школ.


1.2 Существующие проблемы и пути их решения

Научно-исследовательская работа предполагает изучение влияния той или иной формы и метода обучения на качество усвоения конкретной темы по ОБЖ, определение приемлемых форм и методов обучения в том или ином классе, определение перспектив совершенствования курса, прогнозирование потребностей в изучении конкретных тем курса, анализ достижений науки и техники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. К этой работе, в той или иной мере, могут быть привлечены как учителя-предметники, так и учащиеся старших классов. При этом научно-исследовательская работа может проводиться не только расчетным и лабораторным путем, но и в виде анализа состояния и перспектив развития той или иной темы курса на основе собранного материала. Результаты научно-исследовательской работы представляются в виде докладов на уроках, специальных семинарах и конференциях, в виде публикаций в бумажных и электронных изданиях.

Стажировка в должности предполагает привлечение учащихся старших классов к работе по оказанию помощи специалистам МЧС по ликвидации последствий аварий, милиции по поддержанию общественного порядка, пожарным по контролю за соблюдением мер пожарной безопасности, врачам и медсестрам по уходу за больными. Кроме того, по желанию самих учащихся и по согласованию с Министерством Обороны, стажировка отдельных учащихся может проходить в одной из воинских частей. В любом случае эта стажировка должна быть официально отражена в школьных документах и по результатам стажировки должен быть получен отзыв на каждого учащегося из организаций, в которых они проходили стажировку. Целесообразнее всего проводить стажировку во время летней практики после 10-го класса. Оценка за стажировку должна учитываться при выставлении итоговой оценки по ОБЖ в аттестат зрелости, а отзыв организации – в характеристике выпускника школы.

Постоянное членство в организации предполагает работу наиболее активных учеников школы в одном из военно-спортивных клубов. Как правило, в работе этих клубов принимают участие наиболее подготовленные ученики школы, энтузиасты того или иного дела. Безусловно, участие учеников школы в работе военно-спортивных клубов также должно найти свое отражение в оценках по курсу ОБЖ и характеристиках, выдаваемых им по выпуску из школы.

Основными методами обучения курсу ОБЖ в школе должны стать наглядные (кинофильмы и компьютерные программы) и практические. Меньше всего в изучение курса следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий.

Важную роль в изучении курса ОБЖ играет правильный выбор формы обучения. При этом, если изучение таких тем, как физическое совершенствование, основы закаливания, гигиена питания, техника проведения массажа, гигиенический режим труда и отдыха, борьба с вредными привычками, самосовершенствование, духовное и умственное развитие, основы взаимоотношений с людьми, меры безопасности в повседневной жизни и т.п., возможно в классно-урочной форме, то изучение таких тем, как оказание первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаев, самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц, целесообразнее всего проводить в индивидуально-групповой форме, а изучение темы самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения – индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций. Изучение же вопросов военной службы, на наш взгляд, должно быть вынесено в факультативную форму обучения.


Отдельно стоит вопрос о том, какие знания должны получить школьники при изучении курса ОБЖ и какими навыками овладеть после его изучения. Анализ существующих программ по ОБЖ показал, что в них основное внимание уделяется изучению истории вопроса возникновения той или иной чрезвычайной ситуации, ее физическим основам и причинам возникновения. Безусловно, эти вопросы интересны и полезны, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых изучаются и должны изучаться эти вопросы (история, химия, физика, география и др.), а там, где надо действовать, надо учить тому, что надо делать и, самое главное, как делать, чтобы обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих людей.

К чему, например, нужны знания о том, что существуют такие приемы самозащиты, как блок, подножка, подсечка и другие? Для общей эрудиции? Ведь за те 6 часов, что отводятся на изучение приемов самообороны от безоружного и вооруженного противника можно только рассказать о том, что нужно делать, а на то, чтобы овладеть этими приемами нужны месяцы и годы тренировок. И что при этом будет делать ученик, вооруженный знаниями о том, как противостоять противнику, но не владеющий навыками этого противостояния? Обратиться к нему с вопросом: «Что Вы делаете? По теории Вы должны были упасть после моей защиты, а Вы почему-то не упали и продолжаете нападать?».

Или зачем всем учащимся прививать знания общевоинских уставов, навыки движения строевым шагом, умения исполнять обязанности часового или дневального по роте? Большинство из них, особенно из числа учениц, не стремится к военной службе, а те из ребят, кого призовут выполнять свой воинский долг, вполне способны, как показал многолетний опыт, в течение месяца на курсе молодого бойца овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями. Более того, общеизвестно, что переучивать гораздо труднее, чем обучать с нуля. Ведь не все преподаватели ОБЖ имеют армейскую подготовку. Многие из них, особенно в сельских школах, женщины. И что прикажете им обучать школьников строевым приемам? Безусловно прав заместитель начальника академии МЧС полковник Баринов А.В., когда на предложение подготовить для поступления в академию учащихся нашего лицея, которые будут владеть определенными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для спасателей МЧС, ответил: «Подготовьте мне физически сильных, здоровых абитуриентов, успешно освоивших курс средней школы, а уж научить их навыкам своего дела мы сможем с гораздо большей отдачей и меньшими затратами».

В то же время, изучение таких, важных на мой взгляд вопросов, например, как совершенствование своих умственных способностей, укрепление памяти, овладение ораторским искусством, управление эмоциями, достижение поставленной цели, преодоление конфликтных ситуаций, правильное отношение к ошибкам и неудачам, согласование своих действий и действий других людей с законом и др. в существующих программах по ОБЖ явно не просматривается. А ведь это одни из важнейших вопросов, напрямую связанные с безопасностью жизнедеятельности. Овладев этими знаниями, учащиеся смогут с успехом противостоять мошенникам и демагогам, шантажистам и вымогателям, сектантам и скандалистам, да и сами смогут найти правильный путь в жизни, свободный от всякого рода неправильных и неблаговидных поступков, имеющих негативные последствия.

На мой взгляд программа курса ОБЖ должна предусматривать следующие требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса ОБЖ по выпуску из учебного заведения учащиеся должны знать:

- упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

- гигиену труда и отдыха;

- приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;

- способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;

- правила этикета и общения с людьми;

- факторы опасностей в повседневной жизни;

- меры безопасности в быту;

- правила дорожного движения;

- порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;

- технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;

- факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

- способы предвидения, распознавания и избежание опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.

Наряду со знаниями, выпускники учебных заведений, прошедшие подготовку по курсу ОБЖ, должны уметь:

- применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

- соблюдать гигиену труда и отдыха;

- использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;

- регулировать взаимоотношения с людьми;

- соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;

- оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

- осуществлять страховку при падении;

- освобождаться от захватов;

- технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами;

- предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;

- избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.

Безусловно, программа по курсу ОБЖ должна предусматривать отсутствие жесткой регламентации действий учителя с тем, чтобы стимулировать творческое построение им учебного процесса, адаптированного к конкретным условиям. Кроме того, программа должна допускать некоторые отклонения от нее в плане практической реализации при выполнении цели каждого этапа (года) обучения.

Отдельно стоит вопрос об учебниках по курсу ОБЖ. Наряду с тем, что они обладают всеми недостатками, заложенными в программу курса, следует отметить следующее.

Как выяснилось, пишут эти учебники, в основном люди, никогда не преподававшие курс ОБЖ ни в школе, ни в вузе. Поэтому по изложению эти учебники ближе к монографиям, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенном, как в целом на курс, так и на отдельный урок или лекцию. Структура этих учебников произвольная, по ним очень трудно давать задания учащимся. Некоторые темы в этих учебниках описаны весьма подробно, другие же упоминаются лишь вскользь или не упоминаются вообще. При этом целесообразность той или иной темы этими авторами не исследовалась. При изложении материала больше внимания отводится тому, что надо делать в тех или иных чрезвычайных ситуациях и очень мало говорится о том, как это делать. Избыточная информация делает материал этих учебников трудно усваиваемым и неинтересным для учащихся.

В целом же следует отметить, что моя рекомендация по направлению решения существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носит обобщенный характер и будет меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся и др.

В следующей главе описан метод преподавания ОБЖ в среднем звене, который считается наиболее интересным, необходимым, познавательным и запоминающийся детям.

ГЛАВА 2. Нетрадиционные методы преподавания ОБЖ в среднем звене (5-8 класс)

2.1 Эколого-туристская подготовка

В системе непрерывного экологического образования “Д. сад - школа” среднее звено общеобразовательной школы (5-8 классы)  является важным этапом в формировании экологической культуры рекреационной деятельности учащихся. Именно на этом этапе обучения закладывается основная база естественнонаучных знаний, формируется экологическое мировоззрение, ответственное отношение к социоприродному окружению. Для наилучшего усвоения материала детям необходимо познавать  материал более нетрадиционным способом. Т.к, чем ярче и насыщеннее урок, тем легче его восприятия детям. Такой системой урока является эколого-туристическая подготовка.

Она  включает четыре модуля (курса):

“Азбука рекреационного природопользования” (5 класс)

“Человек и окружающая среда” (6 класс)

“Рекреационные ресурсы и их охрана” (7-8 классы)

Предлагаемая программа составлена на основе эколого-краеведческого  содержания при тесной взаимосвязи с программным содержанием школьных курсов. Т.е не только на основе основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), но и биологии, и географии. Программа предусматривает формирование у учащихся эколого-туристских умений (поведенческих, опознавательных, организационно-пропагандистских), тех умений, которые не заложены в выше названных школьных дисциплинах. В этом  видится новизна содержания программы, а предлагаемые формы обучения – не традиционны и развивают познавательную активность детей.

Основная цель:

развитие познавательной и творческой активности подростков, формирования у них экологического мировоззрения,  потребности в исследовании  охране окружающей среды.

Задача:

Показать роль рекреационной деятельности человека в оздоровлении, развитии личности, влияние этой деятельности на окружающую  социоприродную среду.

Развивать навыки и умения исследовательской работы при работе над экологическом проектом, развивать оценочно-прогностические умения.

Расширить знания о видах туризма и отдыха, типах туристского природопользования и степени воздействия на окружающую среду разных видов рекреационной деятельности.

Закрепить навыки  и умения работы с картой спортивного ориентирования с тематическими картами по туризму и рекреации.

Закрепить  поведенческие умения в реальной ситуации: на экскурсии – практикуме, мини-походе, на учебной экологической тропе.

Формы и методы ведения занятий:

Теоретические – беседа с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; лекция (часто проблемная лекция), дискуссия.

Практические занятия – в помещении: опыты, наблюдения, эксперимент, лабораторные ролевые игры (“Наши проекты”, “Игра – путешествие”), дидактические игры и т.д.; на местности: экскурсии-практикумы на учебную экологическую тропу, детский экологический проект, эксперимент (или опыты), наблюдения, игры – соревнования, конкурсы знатоков и т.д.

2.2 “Азбука рекреационного природопользования”. 5 класс

          I. Туризм (рекреация) - что это такое?

Туризм и рекреация. Виды рекреационных ресурсов (кратко). Природопользование принципы рационального природопользования.

Рекреационные (туристское) природопользование.

            II. “Туристские (рекреационные) зоны или зелёные зоны отдыха. Парки и скверы

Зелёная зона отдыха, общая характеристика природы, условий для отдыха. Парк - это произведение искусства. Парк и город. Чем богаты леса нашей местности. Окрестности своего города (села), места отдыха.

Практическая работа:  экскурсия-практикум на учебную экологическую тропу “Парк и мы” по изучению биоценоза парка и экологического состояния. Организация детского экологического проекта “Изучаем биоценоз парка”.

III. Туризм, отдых и оздоровление

Лечебные туристские ресурсы. Зелёная аптека: состав и применение.

Биологические ресурсы. Продуценты, консументы, редуценты, сапрофаги. Растительные ресурсы: лесные ресурсы, сельскохозяйственные ресурсы, рекреационные ресурсы.

Практическая работа: определение по гербарию и описанию лекарственных растений края, составление таблицы.

IV. За город начал рыбак собираться... 

Снаряжение рыбака, грибника, ягодника. Что такое пикник и как его оборудовать. Экологически “чистый” бивак. Типы костров и немного о том, как оборудовать лагерь.

Практическая работа:  составление списка необходимого снаряжения грибника и ягодника, разработка “Памятки” по обустройству экологически “чистого” бивака.

V. Зона отдыха на карте своего края

План города (села) и его окрестности. Условные обозначения лесов на топографической карте, плане. Карты спортивного ориентирования, навыки работы с ней. Условные знаки спортивных карт.

Практическая работа:  сопоставление топографической карты и карты спортивного ориентирования. Топографический диктант.

VI. Туристская (рекреационная) нагрузка

Что это такое - рекреационная нагрузка (РН), степень РН на ланшафт, зависящая от вида туризма. Пять стадий нарушений ландшафтов, на примере леса. Меры охраны от негативного воздействия рекреационного природопользования.

Практическая работа:  определение стадии нарушения ландшафта от рекреационной нагрузки (на примере парка).

VII. Изучаем место своего отдыха.

Экскурсия-практикум по изучению парка, аллеи, сквера, т.е. ближайшую к школе территорию отдыха: окончание работы по детскому экологическому проекту “Изучаем биоценоз парка”. Работа топографическим планом и картой спортивного ориентирования пришкольной территории.


2.3 “Человек и окружающая среда” (6 класс)


I. Окружающая человека среда (ОЧС)

Введение в курс: цели, задачи, предмет исследования. Виды ОЧС, границы ОЧС. Окружающая человека среда  социальная.

Экскурсия-практикум: виды природной среды, окружающей человека.

           II. Факторы окружающей среды. Фенология - наука о сезонных изменениях в природе

Среда обитания; абиотические, биотические, антропогенные экологические факторы. Свет и влажность как экологические факторы. Приспособленность живых организмов к условиям среды обитания. Экологические группы растений. Жизненные формы растений и животных. Биологические ритмы в природе. Фенология, фенологические наблюдения. Компасы, барометры и часы в природе.

Практическая работа: экскурсия-практикум по изучению мира городских растений, организация фенологических наблюдений и работы по детскому экологическому проекту. Изучение растений, выросших в разных условиях освещения.

           III. “Здоровая” окружающая среда - здоровый человек

Приспособленность организма человека к смене климато-географических факторов. Человек - существо тропического климата. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Сам себе спасатель: умение определять лекарственные, съедобные, ядовитые  растения, растения своего края. Грибы - съедобные, ядовитые. Найти и обезвредить воду. Медицинская доврачебная помощь. Один в тайге.

Практическая работа по отчистке и обеззараживанию воды, оказанию первой медицинской помощи.

           IV. Туризм и экология

Экологически “безопасный” бивак туриста: кострище, место палатки, место “захоронения” бытовых отходов. Проекты бивака и туристского снаряжения.


Практическая работа: ролевая игра по разработке экологически “безопасного” бивака.

V. План и карта в изучении окружающей среды

Виды карт и их назначение. Сходство и различие карт спортивного ориентирования и типографической. Ролевая игра “Наши проекты”: экологически “чистого” бивака, места строительства Турграда; выбор туристского маршрута, эколого-туристской тропы (на выбор). Ориентирование на местности по компасу и плану (карте), местным признакам.

Практическая работа по сопоставлению топографических карт и карт спортивного ориентирования, ориентирование по компасу и местным признакам. Ролевая игра “Наши проекты”: по составлению маршрута экологической тропы и экскурсии на ней.

VI. Лесной “кодекс” туриста

Нормы и правила туристского (рекреационного) природопользования: побочного (сбор растений и грибов), жизнеобеспечивающие (выбор места и устройства бивака, выбор места и устройства кострища - в конкретных условиях природного комплекса) и утилизации бытовых отходов (выбор места для “захоронения” в связи с видом бытовых отходов).

Практическая работа. Закрепление норм и правил туристского природопользования на уроке-походе. Разработка “памяток” для туристов, отдыхающих.

VII. Мы изучаем окружающую среду

Фенологические наблюдения. Обработка данных календаря природы. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.

Практическая работа. Изучение экологической ситуации территории около школы. Подведение итогов работы по экологическому проекту “Изучаем мир городских растений” (трудная жизнь растений в городе, растения в городе - индикаторы загрязнения).


2.4 “Рекреационные ресурсы и их охрана”. (7 класс)

 

I.   Ресурсы туризма и рекреации

Природные условия и ресурсы, необходимые для развития туризма и рекреации. Что нужно для отдыха? Группы рекреационных ресурсов. Виды рекреации. Виды побочных использований: сбор лекарственных растений; заготовка ягод, грибов, берёзового сока, хвороста; охота, рыбалка.

           II. Природа леса (парка, сквера)

Что такое лес. Типы лесов края. Типичные растения и животные края на примере основного типа лесов. Взаимосвязь компонентов лесного (паркового) ландшафта. Редкие исчезающие виды.

Экологические факторы в лесу. Лес и свет. Лес и тепло. Лес и ветер.

Практическая работа по подборке материала  и подготовке иллюстрированных  рефератов на тему “Основные виды растений и животных в наших лесах”. Организация работы по детскому проекту “Экодом”.

III. Лес - источник здоровья и наслаждения

Лес как место отдыха. Рекреационная способность леса. Правила обращения с огнём в лесу и утилизации бытовых отходов после отдыха. Что такое рециркуляция?

Сосновый оздоровитель. Состав воздуха соснового леса. Значение сосны в жизни человека. Лекарственные растения сосняков.

Лес и здоровье человека. “Травник туриста” - о лекарственных растениях, которые можно использовать в походе. Ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы (грибы двойники) как их определить.

Практическая работа: Обобщающее занятие “Травник туриста” по закреплению умений работы с карточками - определителями, гербарием.

IV. Лесной пожар

Причины возникновения пожаров, их виды. Противопожарные меры, поведение человека во время лесного пожара. Период восстановления.


Практическая работа по сопоставлению данных о количестве пожаров и погодных условиях за весенне-осенний период своей местности; нанесение на контурную карту области районов с наибольшим количеством пожаров.

V. Карта “Ягодника - грибника”

Специальные карты края для грибников, ягодников, рыбаков, охотников. Обозначения типов лесов на топографическом плане, карте. Растительность и гидрография на карте спортивного ориентирования.

Практическая работа по сопоставлению способов изображения растительности и гидрографии на топографической карте и карте спортивного ориентирования; по выявлению особенностей специальных карт для рекреации (карт “Ягодников -грибников”).

VI. Советы ягоднику - грибнику

Правила сбора дикорастущих растений. Почему опустела “грибная” поляна. “Красная книга растений” своей области, края.

Практическая работа по составлению “Памятки”, плаката, пропагандирующие экологически грамотные нормы и правила побочного природопользования.

VII. Экологический практикум

Знакомство с народной промысловой экологией. Лесные жители на твоей грядке: выращивание дикорастущих растений, грибов на даче. Огород на подоконнике ... и даже в бутылке.

Как богаты наши леса? Учёт запасов и определение урожайности дикорастущих.

Практическая работа по выращиванию дикорастущих растений на даче, пришкольном участке. Подведение итогов по детскому экологическому проекту “Экодом”: изучение теплового, светового климата и других параметров квартиры и сравнение их  с физико-географическими условиями леса (парка), где происходит рекреационная деятельность человека.

 

2.5 “Рекреационные ресурсы и их охрана”. (8 класс)


I.   Введение. Рекреационные ресурсы, их значение

Рекреационные ресурсы, их виды. Основные функции и виды рекреации по использованию ресурсов. Рекреационное районирование. Значение рекреационных ресурсов.

II. Рекреационные ресурсы России, своей области (края), меры охраны

Лесные, лечебные, культурно-исторические и природные рекреационные ресурсы. Оценка. Меры охраны.

Практическая работа: оценка лесных ресурсов, климатических условий для развития туризма и рекреации в регионах России.

Организация работы по детскому экологическому проекту “Дыхание города”.

III. Природа - источник здоровья

Оценка и описание лесных, лечебных рекреационных ресурсов окрестностей своего населённого пункта.

Санитарно-гигиенические умения: как одеться в поход,  оказание первой медицинской помощи, использование лекарственных, дикорастущих растений в полевых условиях.

Эколого-гигиенические умения: хранение продуктов питания, забор и обеззараживание воды, обезопасить себя от гнуса.

Практическая работа: комплексная оценка рекреационных ресурсов своего города (села) и его окрестностей. Работа по определению и описанию растений “зелёной аптеки”, закрепление навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.

IV. Туризм и экология

Экологически “чистый” бивак. Самодельное туристское снаряжение, костровое оборудование, способствующие охране природы. Нормы и правила рекреационного (туристского) природопользования - жизнеобеспечивающие: выбор места и устройство бивака, выбор и сбор топлива, устройство кострища. Правила хождения в природном окружении.

Практическая работа: “Микромир воздушной среды”: определение загрязнённости и изучение микроорганизмов воздушной среды в помещениях школы.

V. Карта “сигналит”

Карта экологических ситуаций региона. Карта “Охраны природы”. Экологический проект: работа с топографическим планом местности, экологическое картирование.

Практическая работа “Экологическое состояние своего города (села)”: работа с картами экологических ситуаций.

Подведение итогов детского экологического проекта “Дыхание города”.

VI. В дружбе с природой

Нормы и правила рекреационного (побочного) природопользования: закрепление. Рекреационная нагрузка на ландшафт. Степень нагрузки. Стадии нарушения ландшафтов, меры от рекреационной нагрузки.

Практическая работа по решению задач по определению рекреационной нагрузки на почвенно-растительный покров соснового бора, лиственного леса и т.д.

VII. Эколого-туристский практикум

Урок-поход с исследованием: “Экологическое состояние леса (парка)”, “Рекреационная нагрузка на ландшафт”. Подготовка снаряжения в походе: выбор места для бивака, кострища; определение степени рекреационной нагрузки на ландшафт; зарисовки для плаката, пропагандирующего нормы и правила рекреационного природопользования; после похода: оформление дневника полевых исследований, плаката; защита.

 

















Заключение


Целью моей работы являлось изучение предмета, его методов, видов и форм, исследование существующих проблем и пути их решения, а так же наиболее эффективные, неординарные, нетрадиционные методы преподавания. Я считаю, что тема мной раскрыта полностью. Может мой метод преподавания не всем понравиться, и кто-то со мной не согласиться, но лично, по моему мнению, это подходящая и интересная идея для нынешнего поколения. Ведь чем разнообразнее и много обхватывающее будут проводиться уроки в школах, тем усвоения предметов будет легче. Дети смогут с разных аспектов посмотреть на одну и ту же ситуацию, а ведь это большой плюс для любого человека!

В заключении могу сказать, что на первый взгляд кому-то покажется, что данный предмет не имеет большого значения в жизни, но как показывает практика, с ним мы сталкиваемся более часто, чем с другими науками.
















Список используемой литературы


1. Балышев И.Н. Из жизни леса. - Л.: Лениздат, 1987.- 175 с.

2. Вопросы охраны и использования природы в процессе изучения биологии в школе: Методические  рекомендации для учителей биологии. - Новгород, 1989.- 83 с.

3. Детская энциклопедия, 4 том. Растения и животные. - М.: Педагогика, 1973. - 448 с.

4. Куприн А.М. Слово о карте. - М.:Недра, 1987.- 143 с.

5. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.

6. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.

7. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиздат, 1987. - 174 с.

8. В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. - Мн.: Полымя, 1989. - 157 с.

9. Игры и развлечения юных туристов - краеведов. Вып.3. (Ролевые игры и комплексные). / Сост. Л.Е. Куприна, Л.В. Крылова. - Тюмень: ЦДЮТ, -  80 с.

10. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. - 160 с.

11. Бобров Р.В. Беседы о лесе. -  М.: Молодая гвардия, 1982. - 240 с. - (Эврика).

12. Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. для руководителя путешествия. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.

13. Афанасьева Л.Ф., Мордовской Г.Я., Нешта И.Д., Зелёная аптека,, Свердловск: Средн. - Урал. кн. из-во, 1981. - 160 с.

14. Волович В.Г. Академия выживания. - М.: Толк, 1995. - 368 с.