Содержание

                      Введение

3

1.

Задание 1.  Нормативные требования к организации налогового отчета для исчисления налога на добавленную стоимость

 

4


1.1

 Способы налогового учета, определяющие процедуру ведения налогового учета: понятие и краткая характеристика

 4


1.2

Нормативные требования к документам, являющимся результатом налогового учета по НДС: первичным учетным документам, регистрам налогового учета (хронологическим и систематическим), формам налоговой отчетности

 


5


1.3

Оценка степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС на уровне:

-          первичных учетных документов и регистров учета;

-          отдельных показателей отчетных форм;

-          иные критерии, сформулированные студентом

 


9

2.

Задание 2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением расходов на рекламу

 

10

3.

Решение ситуационных задач

13

                      Заключение

  17

                      Список литературы

 18

                     


 















Введение

     В связи с принятием Налогового Кодекса и в связи с попытками перехода на международные стандарты финансовой отчетности все большее значение приобретает знание не только бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, но и налогового. Налоговый учет представляет собой раздел учета, позволяющий основываясь на единые первичные документы, составлять налоговые регистры, а затем налоговые декларации.    Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переход к свободным ценам на большинство товаров, работ, услуг. в настоящее время НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В целях выполнения контрольной работы необходимо описать способы налогового учета, определяющие процедуру налогового учета. Необходимо также проанализировать  нормативные требования к документам, являющимся результатом налогового учета по НДС и оценить степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС на различных уровнях.

     При выполнении задания 2 выявим взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом по вопросу осуществления расходов на рекламу.

     Выполнением ситуационных задач третьего задания закрепим полученные знаний по различным участкам учета..

















Задание 1.

1.1    Способы налогового учета, определяющие процедуру ведения

налогового учета: понятие и краткая характеристика


     Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. 

     Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

     В отличии от бухгалтерского учета, где правила ведения учета имущества, доходов и расходов регламентированы соответствующими ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, для ведения налогового учета не установлены жесткие стандарты. Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно разрабатывать систему налогового учета.

     При этом должен быть соблюден принцип последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

     Возможны два способа ведения налогового учета:

1.      Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским учетом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствующем регистре налогового учета. Использование такой системы налогового учета приведет к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут фиксироваться дважды: в налоговом и бухгалтерском учете;

2.      Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения.

     При разработке системы налогового учета, основанной на данных бухгалтерского учета, необходимо:

-          определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского учета совпадают с правилами налогового учета, и объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета различны, выделив объекты налогового учета;

-          разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета (введение соответствующих субсчетов, ведение аналитического учета);

-          разработать формы аналитических регистров налогового учета выделенных объектов налогового учета;

-          определить объекты раздельного налогового учета в случаях, предусмотренных НК РФ.

      Обложение НДС охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. В настоящее время в России используется принцип места назначения: НДС уплачивают при импорте товаров, но не взимают при их экспорте.

     НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

     В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из следующих методов: «по отгрузке» или «по оплате».

     При первом способе выручкой от реализации в целях обложения НДС будет являться отгруженная продукция (работы, услуги), независимо от ее оплаты. Если в положении об учетной политике предприятия установлен второй метод, то налогооблагаемая база будет равно сумме денежных средств поступивших в счет оплаты за продукцию (работы, услуги). При этом сумма начисленного, но не оплаченного НДС учитывается на отдельном субсчете счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении оплаты от покупателей, в том числе путем зачета взаимных требований, соответствующая сумма НДС относится на расчеты с бюджетом, то есть на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».



1.2    Нормативные требования к документам, являющимся результатом налогового учета по НДС: первичным учетным документам, регистрам налогового учета (хронологическим и систематическим), формам налоговой отчетности


Все налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, включая операции, не подлежащие налогообложению, а также при получении авансов и в других случаях, обязаны по установленным формам:

·         составить счет фактуру

·         вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур

·         вести книги покупок и книги продаж

* При реализации товаров в розничной торговле требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдан покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

* Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов фактур, книги покупок и продаж устанавливается Правительством РФ.


     Счет-фактура – документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. Основными документами, регулирующими порядок применения счетов-фактур, являются часть 2 Налогового кодекса РФ (ст.168-169) и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.07.2002 г. № 575).

     Счета-фактуры обязаны составлять следующие категории лиц:

-          налогоплательщики по операциям, подлежащим налогообложению;

-          налогоплательщики по операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии со ст.149 Налогового кодекса РФ;

-          налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст.145 НК РФ.

     Последние два вида налогоплательщиков в счетах-фактурах делают надпись «Без налога (НДС)».

     Форма счета-фактуры установлена приложение № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

     В соответствии с п.п.1-2 ст.169 НК РФ счет-фактура является основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету (возмещению) в установленном порядке.

     В случае, если счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка заполнения их реквизитов или подписания уполномоченными лицами, то они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету (возмещению). При этом необходимо отметить, что совершение иных нарушений в использовании счетов-фактур не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы НДС, предъявленных продавцом.

     В соответствии с п.3 ст.168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

     Согласно п.6 ст.169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.

     При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

     Согласно п.5 ст.169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре должны быть указаны следующие реквизиты:

1)      порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2)      наименование, адрес и идентификационный номера налогоплательщика и покупателя;

3)      наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

По данной строке указывается полное или сокращенное наименование грузоотправителя (грузополучателя) в соответствии с учредительными документами.;

4)      номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей

      в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5)      наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6)      количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания);

7)      цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8)      стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг без налога;

9)      сумма акциза по подакцизным товарам;

10)  налоговая ставка;

11)  сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12)   стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

13)  страна происхождения товара;

14)  номер грузовой таможенной декларации.

     Сведения, предусмотренные пунктами 13 и 14, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

      В соответствии с п.3 ст.169 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж. Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж установлен Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

     Покупатели ведут журнал учета полученных о продавцов оригиналов счетов-фактур. Данный журнал состоит из двух частей.

     Первая часть представляет собой таблицу (реестр всех полученных счетов-фактур) произвольной формы, в которой учитываются полученные счета-фактуры по мере их поступления от продавцов.

     Вторая часть состоит из самих оригиналов счетов-фактур.

Согласно п.6 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС журнал учета полученных счетов-фактур должен быть прошнурован, его страницы пронумерованы. В связи с этим, исходя из объема получаемых документов, указанный журнал можно заводить на неделю, месяц, квартал, год и т.д.

     Аналогично покупателям продавцы ведут журнал выставленных покупателям счетов-фактур. Данный журнал также состоит из двух частей.

     Первая часть представляет собой таблицу (реестр вех выставленных счетов-фактур) произвольной формы, в которой учитываются выставленные покупателям счета-фактуры по мере их составления в хронологическом порядке.

     При этом необходимо отметить, что Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС не устанавливают обязанности по учету в этом журнале счетов-фактур, составляемых не в связи с отгрузкой покупателям товаров( работ, услуг). Иными словами, счета-фактуры, составляемые продавцом для учета операций по внутреннему потреблению товаров (работ, услуг), средств полученных в виде финансовой помощи, процентов по векселям и т.д. в журнале учета выставленных покупателям счетов-фактур не отражаются. Вместе с тем, если налогоплательщик желает также учитывать данные счета-фактуры в журнале, то ему необходимо в разрезе журнала обеспечить раздельный учет названных операций.

     Вторая часть журнала состоит из вторых экземпляров счетов-фактур (первый экземпляр передан покупателю).

     Согласно п.6 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС журнал учета выставленных счетов-фактур должен быть прошнурован, его страницы пронумерованы.

     Покупатели ведут книгу покупок и регистрирую в ней счета-фактуры, выставленные продавцами, для определения суммы НДС, предъявляемого к вычету (возмещению) в порядке, предусмотренном ст.171-172 Налогового кодекса РФ.

     Счета-фактуры учитываются в книге покупок в том налогов периоде, в котором наступает право на предъявление указанных сумм к вычету (возмещению). Счета-фактуры по необлагаемым покупкам учитываются к книге покупок в том же периоде, как если бы данные покупки облагались НДС.

     Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, а также имеющие подчистки и помарки, не подлежат регистрации в книге покупок. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

     По общему правилу, счета-фактуры, полученные от продавцов, учитывают в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (работ, услуг).

     В случае частичной оплаты оприходованных товаров (работ, услуг) регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на каждую сумму, перечисленную продавцу, с указанием реквизитов счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам) и пометкой у каждой суммы «частичная оплата».

     Не учитываются в книге покупок счета-фактуры, полученные по следующим операциям:

-          при безвозмездном получении товаров (работ, услуг);

-          участником биржи (брокером) при осуществлении операций купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг;

-          комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам;

-          покупателями товаров (работ, услуг) по авансовым платежам в счет предстоящего получения от поставщика товаров (работ, услуг).

     Счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы налога на добавленную стоимость.

     Книга покупок должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. По желанию налогоплательщика разрешается ведение книги покупок с использованием компьютера. В этом случае не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, книга покупок распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.


     Форма книги покупок установлена приложением № 2 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. Книга покупок хранится в течение полных пяти лет с даты последней записи. Контроль за правильностью ведения книги покупок осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

     Продавцы ведут книгу продаж и регистрируют в ней счета-фактуры, ленты контроль-кассовых машин, бланки строгой отчетности, составляемые продавцом как при совершении облагаемых, так и необлагаемых операций.

     Счета-фактуры учитываются в книге продаж в хронологическом порядке в том налогом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. Счета-фактуры по необлагаемым операциям учитываются в книге продаж в том же периоде. Как если бы данные операции облагались НДС. В аналогичном порядке производится учет лент контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности.

     Счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки, не подлежат регистрации в книге продаж. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

     Счета-фактуры, в которых продавцы указывают работы или услуги других продавцов, оплачиваемые покупателем сверх стоимости товаров, регистрируются в книге продаж только в части стоимости этих товаров.

      В случае получения денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) счет-фактура, составленный продавцом, регистрируется в книге продаж.

     Позднее, при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет полученных авансовых или иных платежей данный счет-фактура регистрируется в книге покупок.

В случае получения частичной оплаты за отгруженные товары (работы, услуги) при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере оплаты регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производиться на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизита счета-фактуры по этим товарам (работам, услугам) и пометкой по каждой сумме «частичная оплата».

     Счета-фактуры на суммы (подлежащие налогообложению в соответствии со ст.162 Налогового кодекса РФ) финансовой помощи, полученных в виде процента (дисконта) по облигациям и векселям, по товарному кредиту, по страховым выплатам при страховании риска неисполнения договорных обязательств составляются и учитываются в книге продаж в период получения указанных средств.

     Книга продаж, также как и книга покупок, должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. По желанию налогоплательщика разрешается ведение книги продаж с использованием компьютера. В этом случае не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, книга продаж распечатывается, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.

     Форма книги продаж установлена приложение 3 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС книга продаж храниться в течение полных пяти лет с даты последней записи. Контроль за правильностью ведения книги покупок осуществляется руководителем организации или уполномоченным им лицом.

     Согласно абз.2 п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по налогу обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Глава 21 НК РФ, регламентирующая порядок уплаты налога на добавленную стоимость не устанавливает каких-либо специальных правил преставления налоговой декларации по указанному налогу, в связи с чем налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налога к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

     Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

     Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

    

1.3 Оценка степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС на уровне:

-          первичных учетных документов и регистров учета;


-          отдельных показателей отчетных форм;


     Система и форма регистров налогового учета в зависимости от вида налога может быть утверждена налоговым законодательством либо разработана налогоплательщиком в соответствии с общими требованиями и рекомендациями МНС РФ.

     В отношении НДС ст. 169 НК РФ предусматривается ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Таким образом, счета-фактуры являющиеся первичным документом по учету НДС одинаково могут использоваться как в бухгалтерском, так и налоговой учете.

     Информация журнала учета полученных счетов-фактур (налоговый регистр) о сумме полученного НДС можно сравнить с дебетовым оборотом по счету 19 «Налог на добавленную стоимость» за аналогичный период. Сумма реализованных товаров (работ, услуг), включая НДС  указанная в книге выставленных счетов-фактур сопоставима с дебетовым оборотом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные книги покупок и книги продаж являются источниками информации для заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.


   


 
















Задание 2. Взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций связанных с осуществлением расходов на рекламу


     Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»).

     До 1 января 2002 года согласно Положению о составе затрат расходы на рекламу включались в себестоимость для целей налогообложения в пределах установленных нормативов, которые были установлены Приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26 (в редакции от 01.03.01 г. № 18н).

     Кроме того, вставал вопрос о принятии к вычету суммы НДС по расходам на рекламу, которые были произведены сверх нормативов. Однако в главе 21 НК РФ нет положения, согласно которому принять к вычету НДС по расходам на рекламу можно только в пределах, в которых их можно отнести на себестоимость. Хотя в Методических рекомендациях по применению гл.21 НК РФ (п.41) указано, что вычесть можно только суммы налога по расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Так что, если соблюдены требования ст. 171, 172 НК РФ, сумму НДС по рекламным расходам можно принять к вычету в полном объеме.

     К расходам на рекламу относятся общие положения п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

     С 1 января 2002 г. согласно п.4 ст.264 Кодекса расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для осуществления:

1)      рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2)      световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3)      участия в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;

4)      изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах или о самой организации (введено Федеральным законом № 57-ФЗ с 1 января 2002 года);

5)      разработки, изготовления и распространения эскизов этикеток, фирменных пакетов, упаковки, приобретения и распространения рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции. Лимитированы лишь расходы налогоплательщика:

6)      на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

7)      на прочие виды рекламы.

     Расходы, не указанные в п.1-3, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, в соответствии с абзацем 5 п.4 ст.264 НК РФ для целей налогообложения будут признаваться в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.

 

     В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» рекламные расходы относятся к затратам по обычным видам деятельности. В новом Плане счетов для их учета предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

     Для учета рекламных расходов предприятия предусмотрены следующие проводки:

-          Д44-К60(76) – отражены расходы на сумму стоимости услуг сторонних организаций по изготовлению и размещению рекламы,

-          Д19-К60(76) – учтена сумма НДС по приобретенным услугам,

-          Д44-К02,10,41,43,69,70 и др. – отражены расходы по изготовлению рекламы собственными силами,

-          Д90.2-К44 – списаны рекламные расходы,

-          Д91.2-К68 – начислен налог на рекламу.

     Иногда во время проведения выставок, ярмарок организация может раздавать посетителям образцы своей продукции в рекламных целя. Есть мнение, что такая операция представляет собой безвозмездную передачу активов и должна отражаться следующей проводкой:

-          Д91.2-К43 – списана продукция, выданная бесплатно посетителям выставки.

     И тогда, соответственно ст. 146 НК РФ, обороты по безвозмездной передаче продукции облагаются НДС.

-   Д91.2-К68 – начислен НДС с оборота по безвозмездной передаче собственной продукции.

     Однако существует мнение, что раздача образцов своей продукции, также как и товаров (призов и сувениров) приобретенных на стороне, является затратами для собственных нужд, то есть для своей рекламной компании, а значит, согласно все той же ст.146 НК РФ, начислять НДС на такой оборот не нужно.

     Затраты на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором они имели мести, независимо от времени их фактической оплаты. (ПБУ 10/99).


Пример: ООО «Практика» решает провести рекламную компанию своей деятельности. Для этого она заключает договор на участие в выставке на сумму 120000 руб. (в т.ч. НДС – 20000 руб.). На выставке посетителям раздавались календари и буклеты с логотипом фирмы, на изготовление которых было затрачено 8400 руб. (в т.ч. НДС – 1400 руб.). в местной газете ООО «Практика» дала рекламу своей продукции, за что было уплачено – 15000 руб. (в т.ч. НДС – 2500 руб.). На одной из магистралей города был установлен рекламный щит. Щит был изготовлен собственными силами, на что было израсходовано 15000 руб. С рекламным агентством был заключен договор на аренду рекламного места с ежегодной оплатой в сумме 18000 руб. (в т.ч. НДС – 3000 руб.) (оплата производиться ежеквартально). Налог на рекламу в данном регионе составляет 5%. Амортизация основных средств начисляется как для бухгалтерского, так и для налогового учета линейным способом (срок службы рекламного щита – 3 года).

       Рассмотрим, какие проводки будут сделаны в 1 квартале 2002 г.

-Д44-К60 – отражены расходы за участие в выставке – 100000 руб.

-Д19-К60 – учтена сумма НДС – 20000 руб.

-Д44-К60 – отражены расходы, уплаченные за изготовление календарей и буклетов – 7000 руб.

-Д19-К60 – учтен НДС – 1400 руб.

-Д44-К60 – начислено за рекламу в местной газете – 12500 руб.

-Д19-К60 – учтен НДС – 2500 руб.

-Д08-К10,69,70 – учтены расходы по изготовлению щита – 15000 руб.

-Д01-К08 – рекламный щит введен в эксплуатацию – 15000 руб.

-Д44-К60 – начислена плата за аренду рекламного места за квартал – 3750 руб. (15000 : 12 х 3).

-Д19-60 – учтен НДС по аренде – 750 руб.

-Д44-К02 – начислена амортизация по рекламному щиту за квартал – 1250 руб. (15000 : 36 х 3).

-Д60-К51 – оплачены услуги сторонних организаций – 147900 руб. (120000 + 8400 + 15000 + 4500)

-Д68-К19 – принята к вычету сумма НДС – 24650 руб. (20000 + 1400 + 2500 + 750)

-Д90.2-К44 – списаны рекламные расходы – 124500 руб.

     Далее необходимо начислить налог на рекламу.

Согласно п.3 ст.15 НК РФ налог на рекламу является местным налогом. Объектом налогообложения является стоимость услуг по рекламе продукции. Для целей налогообложения под стоимостью услуг по рекламе понимается:

·         Стоимость услуг производителя рекламы по приведению рекламной информации к готовой для распространения формы;

·         Стоимость услуг распространителя рекламы по размещению и (или) распространению рекламной информации, в том числе с помощью технических средств радио и телевидения, использование каналов связи и иными способами;

·         Стоимость изготовления и (или) распространения рекламы в случае самостоятельного изготовления и (или) распространения ее плательщиками налога.

     Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами власти. в нашем примере она установлена в размере 5 % от стоимости рекламы без учета НДС и НП. В зависимости от решения местных органов управления налог на рекламу может быть перечислен напрямую в местный бюджет или рекламным агентствам в составе оплаты предоставленных рекламных услуг.

-Д91.2-К68 – начислен налог на рекламу – 6225 руб. (124500 х 5%)

     С 1 января 2002 года изменился порядок признания расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли. На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на рекламу в целях налогообложения относятся к прочим расходам. Прочие расходы являются косвенными на основании пункта 1 статьи318 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому при расчете налога на прибыль эти расходы сразу списывают на затраты, не распределяя их между остатками продукции на складе и незавершенным производством.

     В бухгалтерском учете стоимость затрат на  изготовление рекламных щитов включают либо в основные средства, либо в материалы – инвентарь. Но в целях налогообложения рекламных расходов не важно, сколько будет стоить рекламный щит. Данные расходы относятся к ненормируемым рекламным расходам (статья 264 НК РФ). Если, в силу стоимостного показателя вести учет такого вида рекламы, как учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей, то при вводе в эксплуатацию его стоимость нужно списать в полном объеме на себестоимость.

     Если же рекламный щит учтен в составе основных средств, то амортизация по основным средствам входит в состав прямых расходов только для основных средств, непосредственно используемых в производстве (пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации). Рекламные щиты к таким основным средствам отнести нельзя. Поэтому начисленная по ним амортизация включается в состав косвенных расходов и в себестоимость отчетного периода в полном объеме, без распределения между остатками готовой продукции на склад и незавершенным производством.

          По условиям нашего примера, все расходы, кроме расходов по раздаче бесплатных календарей и буклетов, будут признаны в целях налогообложения без ограничения.

     Предположим, что ООО «Практика» в первом квартале 2002 года получила выручку 600000 руб. (в том числе НДС – 100000 руб.).

     Соответственно в 1 квартале ООО «Практика» сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по участию в выставке (100000 руб.), за рекламу в газете (12500 руб.), за аренду рекламного места (3750 руб.).

     Амортизация рекламного щита в целях налогообложения начисляется также как и в бухгалтерском учете линейным методом, соответственно она тоже полностью войдет в состав затрат при исчислении налога на прибыль (1250 руб.).

     Норматив для остальных рекламных расходов (в нашем случае на изготовление и раздачу календарей и рекламных буклетов) составит в 1 квартале 2002 г. – 5000 руб. (600000 – 100000) х 1%.

     ООО «Практика» в 1 квартале затратила на нормируемые расходы 7000 руб., а значит сверхнормативные расходы в сумме 2000 руб. При исчислении налога на прибыль за 1 квартал не учитываются.

3. Решение ситуационных задач


Ситуационная задача 1

20.07.2003г. в соответствии с договором купли-продажи имущества № 82 ООО «Рекс» получило от ООО «Станкосервис» токарный станок, договорная стоимость которого составила 96000 рублей,  в том числе НДС 20 % (счет-фактура № 14 от 20.07.2003 г.)


21.07.2003 г. акцептован счет ООО «Трансэкспресс» от 20.07.2003г. за доставку приобретаемого оборудования до склада ООО «Рекс» на сумму 1200 рублей, в том числе НДС 20 % (счет-фактура № 88 от 20.07.2003 г.)


25.07.2003 г. токарный станок введен в эксплуатацию согласно Акту о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) № 16 от 25.07.2003 г. Срок полезного использования токарного станка для целей налогового учета, установленный при вводе объекта в эксплуатацию, составляет 85 месяцев


30.07.2003 г. с расчетного счета ООО «Рекс» произведена оплата задолженности перед ООО «Станкосервис» в сумме 96000 рублей.


31.07.2003 г. с расчетного счета ООО «Рекс» произведена оплата задолженности перед ООО «Трансэкспресс» в сумме 1200 рублей.

     

Задание:


1.      Рассчитайте сумму расходов ООО «Рекс», участвующих в формировании финансового результата деятельности организации за июль 2003 года.


2.      Рассчитайте сумму расходов ООО «Рекс», учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу (глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения») за июль 2003 года.


Решение:


1.      Согласно п. 9 ст. 258  гл. 25 НК РФ начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию. 

Поэтому в июле сумма амортизационные отчисления по вновь приобретенному и введенному в эксплуатацию токарному станку рассчитана не будет, начисление амортизации начнется только с августа.


2.      Согласно п.3 ст. 346.16 гл.26.2 НК РФ расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость основных средств включается в расходы на приобретение основных средств в следующем порядке:

     в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно – в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;

     в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно:  в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения – 50 процентов стоимости, второго года – 30 процентов стоимости, третьего года – 20 процентов стоимости;

     в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.

     При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.


     В первом случае сумма расходов ООО «Рекс» равняется сумме 96000 + 1200, т.е. 97200 рублей.

     Во втором случае объект основных средств относится ко второй группе (от 3 до 15 лет).

Поэтому в первый год ежемесячная сумма расходов составит ((96000 + 1200) * 50%) / 12 = 4050 рублей.


Ситуационная задача 2

Из представленного множества выберите те виды расходов, которые принимаются к вычету при исчислении:

     а) налога на прибыль;

     б) единого налога.


1.      премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений

2.      оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах

3.      расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров

4.      расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями

5.      судебные расходы и арбитражные сборы


Решение:


Перечень видов расходов (в соответствии с условием задачи)

Расходы, учитываемые при исчислении

Ссылки на статьи (пункты) НК РФ, в соответствии с которыми сделан вывод о возможности принятия к вычету соответствующих видов расходов

Наименование

(a) налога на прибыль- Ö

(b) единого налога - Ö

1

премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений




2

оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах




3

расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров


V




V

пп.28 п.1 ст.264



пп.20 п.1 ст.346.16

4

расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями

V


пп.36 п.1 ст.264

5

судебные расходы и арбитражные сборы

V


пп.11 п.1 ст.265



Ситуационная задача 3

В соответствии с договором купли-продажи программного продукта № 145 от 11.07.2003г., заключенному с ЗАО «ИнфроЦентр» ООО «Идеал» приобрело консультационную программу «Эксклюзив плюс», получение и установка которой была произведена 12.07.2003г. Стоимость программного продукта согласно договору и счету-фактуре № 158 от 12.07.2003г. составила 30000 рублей, в том числе НДС 20%.

 

В течение июля 2003 года с расчетного счета ООО «Идеал» компании ЗАО «ИнфроЦентр» по счету-фактуре № 158 от 12.07.2003г. было оплачено 24000 рублей.


     Задание:

Рассчитайте сумму расходов ООО «Идеал» за июль 2003 года, учитываемых для целей налогообложения:

-          по правилам главы 25 НК РФ (организация определяет доходы и расходы по методу начисления);

-          по правилам главы 26.2 НК РФ.


Решение:


1.      По правилам главы 25 НК РФ (метод начисления)

На затраты будет списана сумма в размере 25000 рублей (30000 – НДС 20% -5000 рублей)


2.      По правилам главы 26.2 НК РФ

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты – 24000 рублей.      


Ситуационная задача 4

В июне 2003 года ООО «Сотовая связь» осуществило расходы на приобретение лицензии на предоставление услуг сотовой связи № 5860 в размере 120000 рублей. Срок действия полученной организацией лицензии – с 01.07.2003г. по 01.07.2008г.


     Задание:

1.      Рассчитайте сумму расходов ООО «Сотовая связь», участвующих в формировании финансового результата деятельности организации за июнь 2003 года.

2.      Рассчитайте сумму прочих расходов ООО «Сотовая связь», связанных с производством и (или) реализацией, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июнь 2003 года.


Решение:

Расходы на приобретение лицензии на предоставление услуг сотовой связи в размере 120000 рублей не относятся к расходам, уменьшающим полученные доходы при определении объекта налогообложения.


Согласно условия задачи ежемесячная сумма расходов по лицензионному сбору равна 2000 рублей, но отнесение к прочим расходам будет осуществлено только с момента действия лицензии, т.е. с июля 2003 года.


Ситуационная задача 4

01 августа 2003г. в соответствии с условиями кредитного договора № 10 от 28.07.2003г. на расчетный счет ООО "Строймаш" был получен целевой кредит на строительство офисного здания в размере 500000 рублей. Условиями указанного договора предусмотрено начисление процентов за временное пользование денежными средствами, полученными по кредитному договору № 10 от 28.07.2003г. в размере 4246,58 рублей. Величина начисленных процентов для целей бухгалтерского учета включена в состав расходов на строительство здания.


По данным налогового учета за аналогичный период сумма начисленных процентов учтена в качестве внереализационных расходов отчетного периода.


Сумма доходов, полученных ООО «Строймаш» за июль 2003 года, по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 250000 рублей.

 

Общая сумма расходов организации за июль 2003 года (за исключением упомянутой выше суммы начисленных процентов по кредиту) по данным бухгалтерского учета и по данным налогового учета совпадает и равна 100000 рублей.


     Задание:

1.      Рассчитать и квалифицировать полученную ООО «Строймаш» за август 2003 года разницу в расходах по данным бухгалтерского финансового и налогового учета в соответствии с терминологией ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

2.      Рассчитать сумму расхождения условного налога на прибыль и текущего налога на прибыль за август 2003 года.

3.      Квалифицировать рассчитанные в п.2 расхождения как постоянное налоговое обязательство, отложенное налоговое обязательство или отложенный налоговый актив.


Решение:


1. В соответствии с терминологией ПБУ 18/02 «Учет расчетов на прибыль» полученная за август разница в расходах по данным бухгалтерского и налогового учета будет квалифицирована как налогооблагаемая временная разница. (п.12 ПБУ 18/02)


2.Условный расход по налогу на прибыль  - 150000 рублей (250000 – 100000) * 24% = 36000 рублей


текущий налог на прибыль 145753,42 (250000 – 100000 – 4246,58) * 24% = 34980,82


3. Согласно п.15 ПБУ 18/02 расхождение в размере 1019,18 квалифицируется как отложенное налоговое обязательство.

 







Заключение

     В ходе выполнения контрольной работы были изучены нормативные требования к организации налогового учета для исчисления налога на добавленную стоимость, к документам, являющимся результатом налогового учета по НДС.

     Была сделана попытка оценить степень интеграции бухгалтерского и налогового учета по налогу на добавленную стоимость на различных уровнях.

     Изучение Налогового Кодекса и бухгалтерских нормативных документов дало понятие взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по порядку отражения операций связанных с осуществлением расходов на рекламу.

     Решением ситуационных задач закреплялись полученные знания по налоговому и бухгалтерскому учету различных участков учета.  







 


















Список литературы.

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации, части первая и вторая

2.      Федеральный закон  от 18.07.1995 № 108-ФЗ  «О рекламе»

3.      Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4.      Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»

5.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).

6.      План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176 с.

7.      Стасенко А.В. Счета-фактуры: особенности оформления // «Главбух», 2001, № 17

8.      Титова Г. Обязанность представления налоговой декларации // «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2003, № 28