Содержание

1.

Раздел 1. Аудит денежных средств

3

2.

Раздел 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами

8

3.

 Раздел 3. Аудит расчетов по оплате труда

 13

4.

 Раздел 4. Аудит сохранности и использования основных средств

 16

5

Раздел 5. Аудит правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции, и формирования финансовый результатов


20

                      Список литературы

  26

                     


 

























Раздел 1. Аудит денежных средств


     Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки – установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами на предприятии, правильность их отражения в учете.

     В процессе аудиторской проверки операций с денежными средствами следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1.      Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

2.      Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18.06.93 г. № 5215-1

3.      Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утверждено  Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н

4.      План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н

5.      Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утверждено Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. № 2н

6.      Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены Приказом МФ РФ от 13.06.1995 г. № 49

7.      Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2-П

8.      Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержден Письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. № 18

9.      Указание ЦБР от 14.11.2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»

     Источниками информации для проверки операций с денежными средствами являются: кассовая книга (ф. КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф. КО-5), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. КО-3), отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами (ф. № КО-1), расходными кассовыми ордерами (ф. № КО-2), расчетно-платежными ведомостями (ф. № 49), платежными ведомостями (ф. № 53), квитанциями и др.), сведения об открытых рублевых и валютных счетах предприятия, чековые денежные книжки, выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счетами, платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, авизо и др.), акты инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15), инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф. № ИНВ-16) и др., учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 52, 55, 57 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.

     В ходе аудита кассовых операций решаются следующие задачи:

·         изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

·         проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременность и полнота оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных), применения контрольно-кассовых машин);

·         ознакомление с условиями хранения наличных денег, ценных бумаг и других денежных документов в кассе.


Задание для проведения проверки кассовой наличности


     При проверке соблюдения кассовой дисциплины было установлено:

1.      Касса размещена в отдельном изолированном помещении, но на окнах нет решеток и сигнализации. Деньги и ценные бумаги хранятся в сейфе.

2.      Кассовые отчеты кассир составляет не ежедневно, а по мере накопления кассовых документов.

3.      Последняя проверка кассы проведена на предприятии при увольнении кассира.

4.      Кассовая книга не подписана руководителем, не прошнурована, печатью не скреплена, не пронумерованы страницы.

5.      В кассе хранится чековая книжка на получение денег с расчетного счета, в которой обнаружены чистые заготовленные бланки чеков. В чеках №№ ______, выписанных руководителем предприятия, подписанных руководителем предприятия, подписанных главным бухгалтером и заверенных печатью, не указано, кому, на какие цели и какую сумму следует выдать с расчетного счета.

6.      Обязательство о материальной ответственности за сохранность принятых ценностей с кассиром не заключено, имеется только акт приема денежных средств и ценных бумаг при оформлении на работу.

7.      Ни один документ по приходу и расходу денег не погашен штампом «Получено» и «Оплачено».

8.      В расходных документах заполняются не все реквизиты. Не заполнены: основание выдачи денег из кассы, дата выдачи ордеров, корреспонденция счетов.


Требуется:

1.      Определить результат инвентаризации кассовой наличности (таб.1).


Таблица 1

Исходные данные для проведения проверки кассы, руб.

Отчет кассира по состоянию на __ 2004 г.

Ведомости на выплату заработной платы за 2004 г.


Документы, не записанные в кассовый отчет

В наличии у кассира на момент проверки

Ведомость № 1 на общую сумму

Выплачено

Ведомость № 2 на общую сумму

Выплачено

ПКО № 18 от ___ 2004 г.

ПКО № 19 от ___ 2004 г.

ПКО № 20 от ___ 2004 г.

РКО № 8 от ___ 2004 г.

РКО № 9 от ___ 2004 г.

13220

4320

4020

5700

5700

940

200

150

460

120

5200


2.       Сделать запись в отчет аудитора.

3.      Сформулировать предложения аудитора по оформлению результатов инвентаризации.


Результаты аудиторской проверки кассовой наличности


АКТ аудиторской проверки

движения денежных средств в кассе


г. Новосибирск                                                             « ___» ____________ 2004 г.


     Мной, аудитором  _________________ с участием главного бухгалтера ____________________ в присутствии кассира _____________________________________

произведена проверка приходных и расходных документов по движению денежных средств за период с _____________________ по ___________________ 2004 г. Проверкой установлено:

     Остаток денежных средств по данным учета по состоянию на _______________2004 г. составил 13220 руб.


     Совершены операции с денежными средствами в кассе:


Содержание операций

Денежные средства

Приход

Расход

Выплачена заработная плата по ведомости № 1

 

4020

Выплачена заработная плата по ведомости № 2

 

5700

Поступление денежных средств по ПКО № 18

940

 

Поступление денежных средств по ПКО № 19

200

 

Поступление денежных средств по ПКО № 20

150

 

Выданы денежные средства по РКО № 8

 

460

Выданы денежные средства по РКО № 9

 

120


     Исправительные записи по приходу: ___________________________________

     Исправительные записи по расходу: ___________________________________

     Остаток денежных средств по данным инвентаризации по состоянию на  _________ 2004г. составил 5200 руб.

     Результат:

     Недостача

     Излишек     990 руб.

     Приложения:

1.      Объяснения кассира от ______________ 2004 г.

2.      Копии кассовых ордеров № ______ от _________ 2004 г.

3.      Акт инвентаризации кассы от _____________ 2004 г.


Аудитор

Гл. бухгалтер

Кассир


Отчет аудитора

     При проведении аудита соблюдения кассовой дисциплины было выявлено большое количество нарушения порядка ведения кассовых операций:

1.      помещение кассы не соответствует требованиям предъявляемых к ее обустройству. Отсутствие решеток на окнах и сигнализации повышает риск утраты денежных средств организации.

2.      Кассовые отчеты должны составляться кассиром ежедневно, либо по мере появления операций по движению денежных средств. Несоблюдение данного требования способствует злоупотреблению кассиров в отношении вверенных им ценностей.

3.      На предприятии не проводятся внезапные проверки кассы.

Следует уточнить, что по данному вопросу имеется в Приказе об учетной политике.

4.      В нарушение Порядка ведения кассовых операций не оформлена должным образом кассовая книга (нет подписи руководителя, не прошнурована, не скреплена печатью, не пронумерованы страницы).

5.      Не соблюдается порядок оформления чековой книжки (чистые чеки с печатью и подписями), что также способствует злоупотреблениям.

6.      Обязательным условием при принятии кассира на работу является заключение с ним договора о материальной ответственности, предусмотренного Порядком ведения кассовых операций. Отсутствие такого договора является существенным нарушением кассовой дисциплины.

7.      Отсутствие штампов «Получено» и «Оплачено» - нарушение порядка ведения кассовых операций.

8.      Кассовые документы являются унифицированными документами, что предусматривает заполнение всех имеющихся в них реквизитов. Отсутствие таковых является нарушением.

9.      В результате проведенной инвентаризации выявлены излишки денежных средств в размере 990 руб. излишки следует оприходовать, с отнесением в доходы по Кредиту сч.91 «Прочие доходы и расходы».





 
Раздел 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами

     Расчеты с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданным работникам организации на выполнение операционно-хозяйственных задач и для компенсации расходов на служебные командировки. Кроме того, расчеты с подотчетными лицами возникают при расчетах за отпущенную им продукцию на реализацию, за полученные денежные документы.

     Источниками информации для проверки расчетов с подотчетными лицами являются: авансовые отчеты, учетные регистры (журналы ордера, ведомости) по счетам 50, 71 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.

     Аудит  расчетов с подотчетными лицами может быть организован в два этапа. На первом этапе выполняется подтверждение целесообразности расходов, произведенных подотчетными лицами, правильность их оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета. На втором осуществляется проверка правильности организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами.

     В процессе реализации первого этапа проверки на основе сделанного ранее вывода об эффективности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами аудиторы принимают решение о методе проверки: сплошной или выборочный. Условием применения выборочного контроля является высокая, по мнению аудиторов, эффективность функционирования названных систем. В выборку включаются авансовые отчеты различных подотчетный лиц, по различным направлениям расходов и относящиеся к разным отчетным периодам. В противном случае методом сплошной проверки авансовых отчетов аудиторы устанавливают суммы, выдаваемые отдельным сотрудникам в подотчет, назначение и фактическое использование авансов, наличие приказов о направлении работников в командировки, правильность оформления и своевременность представления авансовых отчетов, наличие по ним оправдательных документов, сроки возврата в кассу неиспользованных сумм, правильность составления корреспонденций счетов по операциям с подотчетными лицами.

В ходе аудита необходимо проверить: имеется ли утвержденный руководителем организации список (круг) подотчетных лиц; заключены ли с ними договора о материальной ответственности за выданные в подотчет денежные средства. Устанавливается целесообразность операционных и хозяйственных расходов через подотчетных лиц, возможность проведения этих расходов по безналичным расходам.

     Авансовые отчеты представляются в бухгалтерию составленными с использование типовой формы № АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».

     При проверке аудитору следует обратить внимание на заполнение всех необходимых реквизитов авансового отчета, правильность арифметического расчета и наличие всех поименованных в отчете оправдательных документов. Также  следует обратить внимание на наличие подписи бухгалтера и удостовериться, что авансовый отчет утвержден руководителем организации. Проставленная корреспонденция счетов должна соответствовать рабочему плану счетов, утвержденному в составе Приказа об учетной политике организации.

     В результате проверки авансовых отчетов могут быть выявлены факты оплаты командировочных расходов (суточных, оплаты проезда и проживания в местах командировки) сверх установленных норм.

     Особое внимание должно быть обращено на такие операции, как расчеты с водителями за приобретенные ими горюче-смазочные материалы, запасные части и т.п. Списание на себестоимость продукции израсходованных на эти цели сумм без предоставления оправдательных документов не допускается.

     Все чеки, предъявляемые водителем в оправдание расходов по приобретению горюче-смазочных материалов, проверены на наличие ИНН организации, его наименование, номер кассовой машины, дата совершения операции, суммы. Также проверяется наличие оттиска штампа или печать на оборотной стороне чека ККМ. В связи с принятием Федерального Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», к авансовым отчетам при приобретении хозяйственных материалов или канцелярских товаров, в обязательном порядке прикладываются счета-фактуры и чеки ККМ с выделенной суммой НДС (при условии, что предприятие- продавец является плательщиком НДС).

     Приобретение товарно-материальных ценностей в организациях розничной торговли должно подтверждаться также товарным чеком, дополнительно содержащим отметку об оплате.

     Товарный чек необходим для расшифровки сведений, указанных в кассовом чеке, в частности для указания конкретного перечня приобретенных товаров. Четкое указание в товарном чеке номенклатуры, количества и стоимости приобретенных организацией товаров исключит возможность ошибок в бухгалтерском учете при отражении хозяйственных операций еще и по следующим причинам.

     Согласно новой концепции учета имущества организации в основу группировки его видов положен принцип участия предметов и средств труда в процессе оборота капитала. Соответственно, критерий величины денежной оценки играет теперь подчиненную роль. В связи с этим нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, предусмотрен отказ от использования стоимостного критерия при отнесении стоимостного критерия при отнесении предметов к основным средствам или средствам в обороте. В 2001 году установлен только один критерий для отнесения средств труда к основным – срок полезного использования. Он должен превышать 12 месяцев или обычный операционный цикл, если последний превышает 12 месяцев. Соответственно, предметы со сроками службы менее 12 месяцев независимо от из стоимости будут учитываться в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей на счете 10 «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Предметы, срок службы которых более 12 месяцев, должны учитываться на счете 01 «Основные средства». Объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания теперь разрешено списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

     В связи с этим подробная расшифровка приобретенных товарно-материальных ценностей в товарном чеке приобретает особую актуальность.

     В случае отсутствия в товарном чеке подробной расшифровки приобретенных товаров представители организации должны составить акт, фиксирующий номенклатуру, количество приобретенных товаров и цели их приобретения. Аналогичный акт необходимо составить и в случае получения кассового чека контрольно-кассовой машины, содержащего наименование приобретенных товаров.

     При покупке товаров у частных лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо правильно оформить торгово-закупочный акт, который является в данном случае первичным документом.

     Данный документ должен содержать реквизиты, перечисленные в п.13 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: наименование документа, дату составления, наименование предприятия, от имени которого составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении), наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.  

     При аудите авансовых отчетов по командировкам следует проверить наличие командировочных удостоверений с отметками о местах пребывания согласно заданию.

     Суточные сотрудникам выплачиваются согласно норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организации, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Расходы по найму жилья подтверждаются счетами гостиниц и чеками об их оплате.

     Проверяя расчеты с подотчетными лицами, связанными с загранкомандировками, аудитор должен знать, что суточные за время командировки выплачиваются: при проезде по территории РФ – в рублях по нормам, установленным действующим законодательством; при проезде и за время пребывания на иностранной территории -–в иностранной валюте по нормам, утвержденным для работников, выезжающих во время командировки из РФ за границу. Со дня пересечения границы при выезде суточные начисляются в долларах США, а при возвращении обратно – со дня пересечения границы России – в рублях. Бухгалтерский учет с подотчетными лицами в этом случае ведется одновременно в валюте расчетов и в рублях. Здесь необходимо установить правильность: учета расчетов; возмещения работнику расходов в однодневную загранкомандировку, а также в случаях, когда работник в стране пребывания обеспечивается бесплатным питанием и жилым помещением; расчета и учета курсовых разниц на день представления подотчетным лицом авансового отчета.

     Обоснованность произведенных через подотчетное лицо представительских расходов должна подтверждаться наличием оправдательных документов: приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятия; программы встречи с представителями другого предприятия; сметы расходов, утвержденной руководителем; акта с приложенными документами, подтверждающими расходы; списка участников встречи и др.

      Для учета расчетов с подотчетными лицами на предприятии используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     При проверке в первую очередь сопоставляется сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на конец каждого месяца с данными, указанными в Главной книге. Одновременно следует сверить соответствие месячных оборотов по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с дебетовыми оборотами по счетам учета материальных запасов, затрат, имущества и прибыли. Дебетовые обороты по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» сверяют с суммами по кредиту счета 50 «Касса».

     После этого проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах.

           Затем сравниваются данные аналитического учета по каждому подотчетному лицу с представленными авансовыми отчетами за конкретный период.

     Проверяя организацию аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, аудиторы должны учитывать, что сроки, на которые выдаются денежные средства в подотчет устанавливаются приказом руководителя предприятия и фиксируются в положении об учетной политике.

     Достоверность записей по данному разделу учета подтверждаются по итогам взаимной сверки сумм сальдо и оборотов по подотчетным лицам в аналитическом учете с суммами сальдо и оборотов по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     Можно провести инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами с целью выяснения соответствия выдачи наличных денег под отчет требованиям п.11 Положения о порядке ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 № 40.

     При проверке правильности корреспонденции счетов по данному объекту контроля необходимо обратить внимание на сторнировочные и другие исправительные записи, за которыми могут скрываться факты нарушений и злоупотреблений.

        













Раздел 3. Аудит расчетов по оплате труда


     Целью аудита расчетов с персоналом – проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

     Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой по причине их разнообразия и систематического характера. Данная группа  расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по прочим операциям: личному страхованию, предоставленным ссудам, оплате товаров в кредит, возмещению причиненного ущерба и др.

     Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров кредит т др., табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости (ф. №№ Т-49, Т-51 и Т-53), лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике и др.

     Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

-          подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;

-          подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

-          установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

-          проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

-          проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.


Задание для проведения проверки расчетов по оплате труда

1.      По имеющимся данным (таблица 2, 3) рассчитать сумму начисленной оплаты труда и налога на доходы физических лиц.

Таблица 2

Сведения о работниках


Ф.И.О.

Категория

Дети

***

постоянный

1

***

постоянный

2

***

совместитель

1

***

постоянный

2

***

постоянный

1

Примечание. Заявления на предоставление стандартных вычетов имеются только у постоянных работников. Доход, полученный с начала года, не превышает 20 000 руб. по всем видам начислений.


Таблица 3

Исходные данные для проверки расчетов по оплате труда, руб.


Начислена заработная плата

Отнесена на себестоимость сумма ЕСН

1-й работник

2-й работник

3-й работник

4-й работник

5-й работник

1550

2500

1420

1250

2150

3415


2. Проверить расчет единого социального налога и установить полноту и своевременность перечисления его в бюджет.

3. Определить правильность отнесения затрат на себестоимость.

4.Сформулировать запись для включения в отчет аудитора.

     


Результаты аудита расчетов по оплате труда

Таблица 4

Расчет заработной платы и удержанного налога на доходы

с физических лиц за ______________ 200 __ г.

Ф.И.О.

Оклад, руб.

Район. коэф-т, 25%

Итого начислено, руб.

Стандарт-ные вычеты

Налогооб-лагаемая база

Сумма налога на доходы, руб.

***

1550

387

1937

700

1237

161

***

2500

625

3125

1000

2125

276

***

1420

355

1775

0

1775

231

***

1250

312

1562

1000

562

73

***

2150

537

2687

700

1987

258

ИТОГО

8870

2216

11086

3400

7686

999


Ставка единого социального налога составляет 35.6 % от ФОТ. Таким образом, сумма ЕСН начисленного к уплате равняется 3947 руб. по данным предприятия на себестоимость отнесена сумма ЕСН в размере 3415 руб. Следует внести исправительную запись:

Дебет 20 (23, 25, 26)     Кредит 69            532 руб.

     Данная ошибка привела к завышению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, так как ЕСН относится на себестоимость продукции и учитывается при налогообложении прибыли.











Раздел 4. Аудит сохранности и использования основных средств

 

     На большинстве предприятий операции с основными средствами относятся к числу сравнительно редких в отличие от операций реализации продукции, кассовых операций и др. однако независимо от количества совершенных на предприятии в проверяемом периоде операций с основными средствами аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение систем их бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

     Источниками информации для проверки операций с основными средствами являются: договора купли-продажи основных средств, акты (накладные) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1), акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3), акты на списание основных средств (ф. № ОС-4), акты на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а), акты ввода в эксплуатацию, накладные, счета-фактуры, инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6), инвентарные книги, акты о приемке оборудования  (ф. № ОС-14), акты приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. № ОС-15), акты о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16), разработочные таблицы № 6 «Расчет амортизации основных средств», дефектные ведомости, наряд-заказы на ремонт основных средств, договоры на передачу (получение) в аренду объектов основных средств, учетные регистры ( журналы-ордера, ведомости) по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 26, 84, 91, 96, 001, 011 и др., Главная книга, Положения об учетной политике предприятия и др.

     Для достижения цели аудита операций с основными средствами должны быть решены следующие задачи:

-          изучение состава и структуры основных средств, их условий хранения и эксплуатации;

-          подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств;

-          проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств;

-          оценка размеров начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;

-          установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения расходов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода;

-          подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;

-          оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.


Задание для проведения проверки сохранности

и использования основных средств


     Проверкой установлено:

1.      Инвентарные объекты основных средств номеров не имеют, карточки заведены не на все объекты. В имеющихся инвентарных карточках н указаны инвентарные номера и техническая характеристика объекта.

2.      Основные средства, поступающие на баланс предприятия, приходуются по первичным документам (счетам поставщиков, накладным) без составления акта приемки.

3.      Выбытие и передача объектов основных средств производится по накладным и справкам.

4.      В учете неправильно определяется первоначальная стоимость объектов основных средств.

5.      Имеются факты начисления амортизации по полностью амортизированным основным средствам.

6.      Согласно счету-фактуре приобретен металлообрабатывающий станок стоимостью 16000 руб. + НДС 20 % - 3200 руб.

С расчетного счета перечислены деньги поставщику в сумме 19 200 руб.

По квитанции автотранспортного предприятия тариф за перевозку станка составил 2500 руб. + НДС 20% - 500 руб.

Согласно авансовому отчету оплачено за перевозку станка 3000 руб.

В бухгалтерии предприятия сделана проводка Д20 К71 – 3000 руб.

Согласно акту о вводе станка в эксплуатацию в январе текущего года в бухгалтерии сделана запись Д01 К08 – 19200 руб.

За первый квартал текущего года начислена амортизация и сделана запись Д20 К02 – 960 руб.

Срок полезного использования объекта – 5 лет.


Требуется:

  1. Определить нарушения в сохранности и использовании основных средств, сумму завышения себестоимости.
  2. Составить запись в отчет аудитора и сделать исправительные проводки.


Результаты аудита сохранности и использования основных средств


     По данным проведенной аудиторской проверки обнаружены нарушения действующего порядка учета и отражения на счетах основных средств и операций по их движению.

     Отсутствие инвентарных карточек и не заполнение необходимых реквизитов в имеющихся может способствовать халатному отношению материально-ответственных лиц к этим основным средствам.

     В отличии от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Счет поставщика и накладные являются товарными документами и не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приема-передачи основных средств (ф. № ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации.

     Выбытие и передача объектов основных средств оформляется в обязательном порядке первичными документами (акты списания, акты приемки-передачи, накладные, счета-фактуры и др.).

     При определении первоначальной стоимости необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Так первоначальная стоимость должна определяться для объектов основных средств:

-          приобретенных за плату – как сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Если стоимость объекта основных средств при приобретении была выражена в иностранной валюте, то его оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету;

-          внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия – в их денежной оценке, согласованной учредителями (участниками);

-          полученных предприятием по договору дарения (безвозмездно) – по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;

-          полученных по договорам, предусматривающим исполнения обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие определяет стоимость аналогичных ценностей.

     Пунктом 22 ПБУ 6/01 предусмотрено прекращение начисления амортизационных отчислений с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

     Согласно имеющихся данных первоначальная стоимость металлообрабатывающего станка составит 18500 руб. (16000 руб. + 2500 руб.)

     Для внесения исправлений необходимо сделать исправительные записи в бухгалтерском учете:

1.      вместо проводки Д20 К71 – 3000 руб. следует сделать запись Д08 К71 – 2500 руб.

                                                                                                                Д19 К71 – 500 руб.

2.      вместо Д01 К08 – 19200 руб., будет сделана проводка Д01 К 08 – 18500 руб.

3.      соответственно сумма начисленной амортизации равна (18500 / (5*12) ) * 2 месяца = 617 руб.

4.      Сумма завышения себестоимости

 3000 руб. (тариф за перевозку станка) + (960 – 617) = 3343 руб.

5.      Завышение себестоимости повлечет изменение налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в сторону увеличения.

6.      Неверно рассчитанная сумма амортизационных отчислений также отразится и на расчете налога на имущество, он будет увеличен, в связи с изменение остаточной стоимости объекта основного средства.

















Раздел 5. Аудит правильности отнесения затрат на производство и реализацию

продукции и формирования финансовых результатов


     При проверке хозяйственных операций процесса производства, реализации и финансовых результатов деятельности предприятия аудитору следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1.      Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

2.      Налоговый Кодекс РФ части 1 и 2

3.      Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом МФ РФ от 29.07.98 г. № 34н

4.      План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н

5.      Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утверждено Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. № 43н

6.      Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н

7.      Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н

8.      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утверждено Приказом МФ РФ от 09.12.98 г. № 60н

     Цель аудита затрат на производство продукции (работ, услуг) – установление обоснованности формирования и правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

     Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции.

    Цель аудита финансовых результатов – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия.

     Источниками информации для проведения аудита будут являться: карточки (ведомости) по заказам; разработочные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, амортизации нематериальных активов); ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство; карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № МХ-18), товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупателей, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (ф. № МХ-19), выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами (платежные поручения, платежные требования и др.), кассовые документы о поступлении выручки (приходные кассовые ордера, квитанции строгой отчетности и др.), учетные регистра (журналы-ордера, ведомости) по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 68, 90, 91, 96, 97, 99 и др., Главная книга, «Бухгалтерский баланс (ф. № 1), «Отчет о прибылях т убытках» (ф. № 2), расчеты (декларации) по отдельным налогам,  Положение об учетной политике предприятия и др.

     В процессе проверки затрат на производство, выпуска готовой продукции и ее реализации решаются следующие задачи:

-          оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, метода учета затрат, вариант сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

-          подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта оценки готовой продукции;

-          подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

-          подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;

-          оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;

-          арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство;

-           установление полноты оприходования готовой продукции;

-          подтверждение объемов реализованной (отгруженной) продукции;

-          подтверждение себестоимости реализованной (отгруженной) продукции.

     В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов аудиторы должны решить следующие задачи:

-          установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг.

     Аудиторская проверка производственных затрат является довольно трудоемким процессом, требующим от аудиторов знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудиторам необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудиторы выясняют обоснованность применяемого на практике варианта формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.

     На предприятии в зависимости от отраслевой специфики, вида и масштабов деятельности могут применяться следующие методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции:

-          попередельный метод;

-          позаказный метод;

-          попроцессный метод.

При использовании указанных методов себестоимость исчисляется как сумма остатка незавершенного производства на начало месяца и затрат за месяц минус остаток незавершенного производства на конец месяца;

-          нормативный метод учета затрат;

-          «директ-костинг».

     Сводный учет затрат на производство ведется по полуфабрикатному или бесполуфабрикатному варианту. Существует также нормативный метод учета затрат.

     Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудиторы выясняют обоснованность отнесения каждого вида затрат на себестоимость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие выполненных корреспонденций счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. Все затраты, предусмотренными нормативными документами, относятся на себестоимость в полном объеме, но для целей налогообложения по налогу на прибыль некоторые из них принимаются только в пределах установленных норм (командировочные расходы, расходы на подготовку кадров, на оплату процентов по ссудам банков, на рекламу, представительские расходы, компенсация за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и др.).

     Аудиторы должны выяснить: правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации по основным средствам и нематериальным активам, других видов расходов в том числе связанных с управлением производством; обоснованность распределения общепроизводственных расходов по объектам калькуляции; организацию учета возвратных отходов, брака и др.

      Аудитору необходимо также проанализировать правильность формирования различных резервов предстоящих расходов ( на оплату очередных отпусков сотрудников, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на ремонт основных средств и др.), учет которых ведется на счете 96 «Резервы предстоящих резервов». Аудиторы выясняют правильность использования средств каждого резерва, своевременность доначисления недостающих и списания (сторнирования) излишне начисленных сумм по ним, отражения хозяйственных операций в учете.

     В процессе изучения затрат аудиторам важно убедиться, что они правильно документально оформлены и отражены на счетах бухгалтерского учета. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны содержать все обязательные реквизиты, подписи ответственных лиц. Используемые схемы корреспонденции счетов должны соответствовать схемам корреспонденций, предусмотренным Планом счетов.

     Полнота оприходования произведенной продукции может быть проверена путем составления альтернативного баланса расхода материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат.

    Фактическое движение готовой продукции анализируется по данным производственных отчетов и отчетов о движении материальных ценностей на складах.

     Проверяя достоверность определения выручки от реализации продукции, аудиторы должны прежде всего установить: наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию.

    Аудиторы должны изучить также правильность отражения в учете реализации продукции (работ, услуг) при осуществлении товарообменных (бартерных) операций, расчетов путем зачета взаимных требований  (особенно при многосторонних зачетах), при получении векселей банка или третьей стороны за отгруженную продукцию и др. Объектом их внимания должны быть: документальное подтверждение совершенных хозяйственных операций, применяемые схемы корреспонденции счетов по ним, исчисление различных налогов (на прибыль, НДС и др.).


Задание для проведения проверки правильности отнесения затрат

на производство и реализацию продукции

        

     Проверкой установлено:

1.      В феврале была перечислены арендная плата за помещение по счету-фактуре:

За 1 квартал –10 000 руб.

НДС 20% - 2 000 руб.

За 2 квартал – 10 000 руб.

НДС 20% - 2 000 руб.

В бухгалтерии было отражено

  Д 20 К 51 - 20 000 руб.

Д 68 19  - 4 000 руб.

2.      Отнесены на себестоимость следующие расходы:

2.1  Расходы, связанные с инициативной аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия   - 1750 руб.

2.2   Отчисления по добровольному медицинскому страхованию   - 1400 руб.

2.3  Оплата консультационных и информационных услуг – 2000 руб.

2.4  Некомпенсируемые потери от стихийных бедствий – 1400 руб.

2.5  Расходы по аннулированным производственным заказам – 600 руб.

2.6  Присужденные штрафы и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров – 500 руб.

2.7  Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности – 300 руб.

2.8  Штрафы, взысканные за несвоевременную уплату налога на прибыль в бюджет – 250 руб.

2.9  Расходы по оплате услуг банков в соответствии с заключенными договорами – 100 руб.


Требуется:

1.      Определить, какие затраты неверно были отнесены на себестоимость.

2.      Определить сумму завышения себестоимости и занижения налогооблагаемой прибыли.

3.      Составить запись в отчет аудитора.


Результаты аудита правильности отнесения затрат на производство

и реализацию продукции


1.      В феврале следовало сделать следующие проводки:

Д60 К51 24000 руб.

Д20 К60 10000 руб.

Д97 К60 10000 руб. (2 квартал)

Д19 К60  4000 руб.

Д 68 К19  2000 руб.


2.      Расходы:

2.1                   Д 99 К76   - 1750 руб.

2.2                   Д99 К76    - 1400 руб.

2.3                   Д26 К76    - 2000 руб.

2.4                                        Д99 К10,43 и т.д. – 1400 руб.

2.5                                        Д91 К20,21,23,25,26,28,29 – 600 руб.

2.6                                        Д76 К91    - 500 руб.

2.7                                        Д91 К60,76  - 300 руб.

2.8                                        Д91 К 51   - 250 руб.

2.9                                        Д91 К51   - 100 руб.

Все расходы, кроме консультационных и информационных услуг неправомерно отнесены на затраты в сумме 6300 руб.

Эта же сумма является занижением налогооблагаемой прибыли.











Список литературы

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)  

2.      Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (изменениями и дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).

  1. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  2. Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» // «Финансовая газета», № 20, 2001
  3. Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55 «Об утвеждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»
  4. Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
  5. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ковалевой. – М.: «Приор-издат», 2003. – 320 с.
  6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).
  7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001. – 176с.
  8. Положения по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 176 с.
  9. Учет затрат в бухгалтерском учете / Е.В. Акчурина, Е.С. Таран, А.Н. Казин. – М.: ТК Велби, 2003. – 272 с.