Содержание



Введение

3

1.

Бухгалтерский учет бюджетных учреждений, его цели и задачи

 4

2.

Учет расчетов по дополнительному финансированию на расходы учреждения

6

3.

Учет доходов отчетного периода и доходы будущих периодов

 10

          Заключение

 13

          Список литературы

14





















Введение


     В настоящее время в Российской Федерации существует трехуровневая система финансирования бюджетных учреждений. Такая система позволяет наиболее эффективно и строго по назначению использовать бюджетные средства. В соответствии с этой системой финансирования сначала Минфин РФ выделяет объемы финансирования и направляет их главному распорядителю бюджетных средств. В роли последнего могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Главный распорядитель бюджетных средств распределяет эти средства по распорядителям и получателям, находящимся в его ведении. Затем распорядитель средств бюджета распределяет полученные от главного распорядителя бюджетные средства получателям бюджетных средств, находящимся в его ведении, которые и являются непосредственными пользователями этих средств.

     Соответственно, движение бюджетных средств на любой этапе должно быть должным образом отражено на счетах бухгалтерского учета.

     Поэтому целью выполнения контрольной работы является изучение специфических особенностей бухгалтерского учета бюджетных организаций, его целей, задач. Подробному изучению также подвергаются вопросы учета расчетов по дополнительному финансированию на расходы учреждения и учет доходов отчетного периода и доходов будущих периодов.





 



1. Бухгалтерский учет бюджетных учреждений, его цели и задачи.


     Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

     Бюджетный учет, обслуживая прямые интересы государства в области управления и контроля за общественными финансами, является одним из основных инструментов для проведения экономической политики.

     Кроме того, бюджетный учет, представляет собой бухгалтерский учет в сфере публичных финансов, призван обеспечить формирование достоверной бюджетной отчетности, выполняя при этом контрольные функции в отношении сохранности бюджетных средств.

     Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В настоящее время правовое регулирование бюджетного учета осуществляется Приказами Минфина России № 15н «Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» и №107н «Инструкция по бухгалтерского учету в бюджетных учреждениях».

     Порядок по ведению бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999г. № 107н, предусматривает:

·        план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

·        способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

·        формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

·        методы оценки активов и обязательств;

·        корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

·        другие вопросы организации бухгалтерского учета.

 Основными задачами бухгалтерского учета являются:

     формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

     обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами

и сметами;

     предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

     Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

     Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

      Бухгалтерский учет в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.


2.     Учет расчетов по дополнительному финансированию на расходы учреждения


     Распределение средств федерального бюджета производится в соответствии с законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Российской Федерации и бюджетной классификацией Российской Федерации на основе принципов самостоятельности бюджетов и единства бюджетной системы.

     На счете 09 «Средства федерального бюджета» учреждениями отражаются объемы финансирования расходов федерального бюджета, выделяемые им главными распорядителями или распорядителями и доведенные Министерством финансов Российской Федерации через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

     Субсчет 091 «Средства федерального бюджета на расходы учреждения» применяют учреждения (получатели средств) и главные распорядители, распорядители как получатели средств для учета объемов финансирования из федерального бюджета на расходы учреждения по смете доходов и расходов и осуществление кассовых расходов, проведенных по лицевому счету органа федерального казначейства Министерства финансов РФ.

     По дебету субсчета 091 «Средства федерального бюджета на расходы учреждения» и кредиту счета 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения» отражаются объемы  дополнительных источников бюджетного финансирования учреждений, определенные в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год за счет доходов бюджета, направляемых на финансирование расходов соответствующих учреждений (арендная плата за пользование государственным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства и т.п.).

     Так как суммы дополнительного финансирования также доходят до получателей через распорядителей бюджетных средств, то остаток по дебету счета 141 у распорядителя должен быть равен сумме остатков по кредиту субсчетов 242, открытых у получателей дополнительных средств.

     Аналитический учет объемов дополнительных источников бюджетного финансирования и произведенных кассовых расходов производят в ведомости ф.294.

     Для учета средств, направляемых учреждениями на расходы по сметам доходов и расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, применяют счет 10 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»  субсчет 101 «Средства на расходы учреждения».

     Субсчет 101 «Средства на расходы учреждения» применяют учреждения (получатели средств) и главные распорядители, распорядители как получатели средств для учета движения сумм финансирования из бюджета субъекта РФ, местного бюджета на расходы учреждения в соответствии со сметами доходов и  расходов.

     По дебету субсчета 101 и кредиту субсчета 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения» отражаются объемы дополнительных источников бюджетного финансирования  учреждений, определенных в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления за счет доходов бюджетов.

     Отзыв средств финансирования отражают по дебету субсчета 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения» и кредиту счета 101 «Средства на расходы учреждения».

     При использовании средств на основании первичных документов производятся записи по дебету счетов 12 «Касса», 15 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги», 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 18 «Расчеты по оплате труда и стипендиям», 19 «Расчеты по обязательному социальному страхованию и социальной защите населения», 20 «Расходы по бюджету» и кредиту субсчета 101 «Средства на расходы учреждения».

     Аналитический учет объемов дополнительных источников бюджетного финансирования и произведенных кассовых расходов осуществляют в ведомости ф. 294.

     Аналитический учет полученного финансирования ведется учреждением в разрезе доведенных кодов бюджетной классификации Российской Федерации в ведомости аналитического учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), объемов финансирования и кассовых расходов получателя бюджетных средств.

     В разделе 1 ведомости ф.294 записываются ассигнования, доведенные получателю в разрезе разделов и подразделов, целевых статей и видов расходов бюджетной классификации Российской Федерации с выделением кодов экономической классификации расходов. В строке раздела 1 ведомости ф. 294 «Итого утверждено на конец текущего периода» в конце месяца записываются поквартальные данные утвержденных годовых ассигнований с учетом их изменений по виду расхода с разбивкой по элементам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Итоговые суммы ассигнований записываются в строку «Итого утверждено на начало текущего месяца» ведомости следующего месяца.

     В разделе 2 ведомости ф. 294 ведется учет объемов финансирования, выделяемых в течение месяца получателю в разрезе доведенных при финансировании кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

     В ведомости ф. 294 учет операций ведется по датам выписки со счета кредитной организации. В ведомости подсчитываются итоги за месяц и с начала года. Итоги выводятся за минусом отозванных объемов финансирования. По строке «Остаток ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), не покрытый финансированием» отражается на отчетную дату разница между утвержденными ассигнованиями раздела 1 и объемами финансирования расходов раздела 2.

     Аналитический учет кассовых расходов ведется в разделе 3 ведомости ф.294 в разрезе тех кодов предметных статей, подстатей с разбивкой по элементам экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, которые предусмотрены в доведенных главным распорядителем, распорядителем ассигнований. Восстановление кассовых расходов производится по тем кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был ранее произведен расход. Итоги за месяц и с начала года подсчитываются за минусом восстановленных кассовых расходов. 

     По строке «Остаток неиспользованного объема финансирования» отражается на отчетную дату разница между доведенным объемом финансирования и произведенными кассовыми расходами.

     По строке «Остаток неиспользованных ассигнований (лимитов бюджетных ассигнований) для осуществления кассовых расходов» отражается на отчетную дату разница между доведенными ассигнованиями и произведенными кассовыми расходами.




3.     Учет доходов отчетного периода и доходы будущих периодов


Для учета доходов, прибылей (убытков) предназначены счета:

40 «Доходы»;

41 «Прибыли (убытки)».

     На счете 40 учитываются доходы отчетного периода (субсчет 400) и доходы будущих периодов (субсчет 401).

     На субсчете 400 «Доходы отчетного периода» учитывается поступившая в отчетном периоде оплата от заказчиков (юридических и физических лиц) за выполненные учреждением и сданные заказчикам продукцию, работы и услуги, приносящие доходы; внереализационные доходы (доходы от продажи неиспользуемых материальных ценностей; доходы от реализации и погашения облигаций и других ценных бумаг; проценты, полученные за предоставление в пользование кредитным организациям средств учреждения; суммы курсовой разницы и др.).

    По кредиту субсчета 400 отражается договорная (отпускная) стоимость оплаченных заказчиками выполненных и сданных учреждением продукции, работ и услуг, при этом дебетуется субсчет 401 «Доходы будущих периодов», а также полученная в кассу выручка от реализации товаров и продукции, при этом производятся записи по дебету субсчетов 111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности», 120 «Касса» и кредиту субсчета 400. Кроме того, по кредиту субсчета 400 и дебету субсчета 280 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги» отражается стоимость реализованных физическим лицам продуктов питания и товаров без наценки и сумма наценки с дебета субсчета 401 «Доходы будущих периодов».

     В дебет субсчета 400 списываются фактические расходы реализованных заказчикам продукции, работ и услуг, при этом кредитуется субсчет 280 «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги», кроме продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств, у которых в течение года записывается плановая себестоимость реализованной продукции в дебет субсчета 400 и кредит субсчета 280. По дебету субсчета 400 и кредиту субсчета 280 также отражаются стоимость реализованных продуктов питания и товаров без наценки и суммы фактических расходов, связанных с их реализацией.

     Результат от реализации продукции, работ и услуг, а также внереализационных операций – превышение доходов над расходами или расходов над доходами отражается соответственно по дебету субсчета 400 и кредиту субсчета 410 «Прибыли и убытки» или дебету субсчета 410 «Прибыли и убытки» и кредиту субсчета 400 «Доходы».  

     Аналитический учет по субсчету 400 ведется на многографных карточках ф. 283 и ф. 0512026 по видам выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

     На субсчете 401 «Доходы будущих периодов» учитываются:

·        суммы, начисленные заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами (счетами) за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги ( с включением в установленном порядке налога на добавленную стоимость);

·        суммы курсовых разниц, возникшие в связи с предварительной оплатой работ, услуг в иностранной валюте;

·        суммы поступивших от заказчиков средств, не относящиеся к доходам отчетного периода.

По кредиту субсчета 401 «Доходы будущих периодов» отражаются суммы,

начисленные заказчикам за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги с дебета субсчета 153 «Расчеты  с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги», суммы наценки по переданным на реализацию продуктам питания, товарам с дебета субсчета 080 «Готовая продукция», а также суммы доходов, возникших в связи с курсовыми разницами с дебета субсчетов 118 «Средства в иностранной валюте», 120 «Касса», 153 «Расчеты  с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги», 155 «Расчеты по авансам полученным», 160 «Расчеты с подотчетными лицами».

     По дебету субсчета 401 и кредиту субсчета 400 производятся записи по поступившим от заказчиков средствам за выполненные и сданные им продукцию, работы и услуги, одновременно делается запись на сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую перечислению в бюджет по дебету субсчета 401 и кредиту субсчета 173 «Расчеты по платежам в бюджет». При оплате заказчиками сданных им отдельных этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных в договоре, записи по дебету субсчета 401 в кредит субсчета 400 производятся при поступлении оплаты за полностью законченную и сданную заказчику тему.

     По дебету субсчета 401 отражаются также суммы убытков, возникших в связи с курсовыми разницами с кредита субсчетов 118  «Средства в иностранной валюте», 120 «Касса», 153 «Расчеты  с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги», 155 «Расчеты по авансам полученным», 160 «Расчеты с подотчетными лицами».

     По другим, предусмотренным основаниям записи по дебету субсчета 401 и кредиту субсчетов 173 «Расчеты по платежам в бюджет», 400 «Доходы», 410 «Прибыли и убытки» или по кредиту субсчета 401 и дебету субсчетов 400, 410 производятся при наступлении условий, подтверждающих необходимость отнесения доходов (поступлений) или убытков будущих периодов к доходам или убыткам отчетного периода.

     Аналитический учет по субсчету 401 ведется на многографных карточках ф. 283 или ф.0512026.









Заключение


     Бюджетный учет, представляя собой бухгалтерский учет в сфере публичных финансов, призван обеспечивать формирование достоверной бюджетной отчетности, выполняя при этом контрольные функции в отношении сохранности бюджетных средств.

     В настоящее время основным документом, осуществляющим правовое регулирование бюджетного учета, является Приказ Минфина России № 107н «Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях».

     Использование данной инструкции в ходе выполнения контрольной работы позволило детально отразить порядок учета расчетов по дополнительному финансированию на расходы учреждения.

     Большое значение для налогообложения бюджетного учреждения имеет правильность отражения операций по учету доходов отчетного периода (субсчет 400) и доходов будущих периодов (субсчет 401).

     Использование данной Инструкции позволят реализовать требование по учету операций с бюджетными средствами и составление отчетности на кассовой основе, а также обеспечивает единообразный порядок проведения операций с государственными и муниципальными финансами.












Литература.


1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 144с.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2004. – 492 с. – (Б- ка российского законодательства).

3.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ

(изменениями и дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).

4.     Инструкция 15н-017 от 17.02.1999 г.: Утверждена приказом Минфина РФ от

17.02.1999 г. № 15. С. 122.

5. Инструкция 107н от 30.12.1999 г. и изменениями от 10.07.2000г. // Экономика и учет. 2000. № 4. С. 147

6. План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Инструкция по применению. Корреспонденция субсчетов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 288 с. (Серия «Документы и комментарии»)

7. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 248с.

8. Середа К.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Серия «Справочник». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.