Оглавление
Введение................................................................................................. 3
Глава 1 Теоретические аспекты государственного регулирования конверсии ОПК.......................................................................................................................... 5
1.1 Оборонно- промышленный комплекс и организационные
проблемы конверсии....................................................................................... 5
1.2 Пути решения проблемы конверсии оборонного комплекса в России 13
1.3 Перспективы государственного регулирования конверсии оборонного комплекса............................................................................................. 16
Глава 2 Конверсия продукции ОАО «Станкомаш».................................... 25
2.1 История ОАО «Станкомаш»........................................................ 25
2.2 Конверсия предприятия................................................................. 27
2.3 ОАО «Станкомаш» в реалиях настоящего времени.................... 31
Заключение........................................................................................... 34
Список использованной литературы.................................................. 35
Введение
Осуществление реформ в экономике в значительной мере зависит от того, как будут идти преобразования в военно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал страны. ВПК аккумулировал в себе лучшую часть производственных фондов, научно-технической базы, кадровых ресурсов страны.
Несмотря на то, что в различных инстанциях неоднократно высказывались намерения провести в России военную реформу, создать профессиональную армию, принципиально обновить вооружение и военную технику, пока принципиальных изменений ни в боеготовности Вооруженных сил, ни в перспективах развития оборонной промышленности страны не произошло.
В развитии оборонного комплекса, несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели (далекие пока от уровня 1980-х годов), можно выделить ряд серьезных проблем:
– старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств;
– резкое увеличение среднего возраста занятого персонала с приближением его к пенсионному;
– недостаточные объемы денежных средств, выделяемых за последние 15 лет на НИОКР оборонной тематики, что уже в ближайшее время создаст серьезные проблемы, связанные с разработкой и выпуском в РФ вооружений и военной техники новых поколений;
Производство российских вооружений и военной техники в последние десять лет ориентировано в первую очередь на нужды других государств, поэтому результаты деятельности оборонных предприятий очень сильно зависят от наличия заказов на экспортные поставки.
Если эти проблемы не будут решены в ближайшее время, российская оборонная промышленность рискует оказаться неконкурентоспособной в производстве военной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому актуальность и практическая значимость поставленных проблем определила выбор темы курсовой работы, ее цель, предмет исследования и задачи.
Целью данной работы является описание сущности конверсии оборонного комплекса, изучение актуальных проблем реформирования ОПК, их решения, перспективы дальнейшей конверсии оборонных предприятий России, а также рассмотрение конверсии оборонного комплекса на примере предприятия Челябинской области.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются проблемы развития и реформирования российского оборонно-промышленного комплекса.
Для раскрытия данной цели определены и последовательно решаются следующие задачи:
- определение экономической сущности оборонно-промышленного комплекса;
- рассмотрение основных проблем, присущих направлению;
- выявление основных путей решения поставленных проблем;
- изучение современное реформирование комплекса и перспектив развития российской оборонной промышленности.
Глава 1 Теоретические аспекты государственного регулирования конверсии ОПК
1.1 Оборонно-промышленный комплекс и организационные проблемы конверсии
Оборонно-промышленный комплекс РФ является частью экономики России и включает в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники. Как синонимы ОПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность».
ОПК включает отрасли промышленности, которые определенно производят военную продукцию (например, артиллерию, ракеты, подводные лодки), а также отрасли, выпускающие гражданскую продукцию. В процессе разработки и выпуска вооружения и военной техники могут принимать участие предприятия различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться непрофильной. Таким образом, существует несколько определений ОПК, но все они сводятся к одному наиболее общему.
Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и обеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества. Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупные государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.), ассоциированные в своей деятельности с другими производителями военной продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами, университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями вооруженных сил и органами государственного управления.
Ядро оборонно-промышленного комплекса России сегодня объединяет более 1400 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через реализацию единой государственной политики в области ОПК (для акционерных обществ). Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы, электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда, буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. В состав ОПК в зависимости от видов деятельности входят следующие основные объекты:
- научно-исследовательские организации, занимающиеся теоретическими разработками;
- конструкторские бюро (КБ), создающие опытные образцы оружия;
- испытательные лаборатории и полигоны, где происходит испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
- производственные предприятия, где осуществляется выпуск оружия.
Доля промышленных предприятий в оборонном комплексе составляет около 45%, остальные 55% приходятся на научные организации и научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией ВВТ.
По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько основных отраслей:
1. Производство ядерного оружия
2. Авиационная промышленность
3. Ракетно-космическая промышленность
4. Производство стрелкового и артиллерийского оружия
5. Военное судостроение
6. Бронетанковая промышленность
7. Радиоэлектронная промышленность.
Снижение уровня вооруженного противостояния в мире вызвало к жизни интенсификацию процесса конверсии оборонного производства.
Сейчас более 80% основных фондов российских оборонных предприятий полностью амортизировано.Средний возраст работающих в ОПК приближается к 50 годам. Основные средства в обновление фондов вкладывают сами предприятия. Сегодня общая загрузка предприятий ОПК составляет менее 30%, доля гособоронзаказа при этом составляет 25-30% от общей загрузки.
Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращение производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг для удовлетворения нужд населения и общества в целом. С целью производства конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынка используются высокие технологии оборонного комплекса.
Таким образом, конверсия стала реальным процессом передачи новых технологий из оборонной сферы в гражданские отрасли производства. Поскольку предполагалось, что конверсия охватит все сферы экономики и общественной жизни, то требовалось решить проблему формирования и реализации эффективной российской программы конверсии, в рамках которой ОПК был бы способен выпускать большое количество различных товаров, в т.ч. наукоемкой продукции гражданского назначения. Это беспрецедентная по масштабам задача. В результате проведения конверсии удельный вес гражданской продукции в общих объемах промышленного производства оборонных предприятий существенно увеличился и по данным Минэкономразвития РФ составляет более 80%, а в Федеральной службе по атомному надзору РФ – 90% .
Организационная структура отечественной военной промышленности, объем производства которой занимал большую долю от общего объема промышленного производства, довольно близка к корпоративной. Многие предприятия создавались и функционировали в составе конкретных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа корпораций. Для многих предприятий военно-промышленного комплекса образование корпораций является условием выживания – сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов, материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции.
За короткий срок, на основе конверсионных технологий, в отрасли было создано много новых образцов продукции, отличающихся оригинальностью конструкторских и технологических проработок. Однако в силу тяжелейшего финансового положения предприятий ОПК и снижения покупательной способности во многих случаях оказалось невозможным реализовать на должном уровне проекты по организации массового производства новых технологий и продукции.
Конверсия не может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на строительство и реконструкцию цехов, участков, модернизацию и замену оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи предполагает использование методов государственного управления в сочетании с рыночными методами.
Поэтому для обеспечения устойчивости процесса конверсии был создан по инициативе российской общественности, поддержанной руководством ОПК, Министерства обороны и заинтересованными зарубежными организациями Международный фонд конверсии (МФК). Фонд имеет статус международной независимой неправительственной организации, пользуется поддержкой федеральной и региональных администраций России, имеет обширные контакты и представительства в ряде стран и состоит членом Ассоциации неправительственных организаций ООН.
Наряду с некоторыми позитивными результатами конверсии отдельных предприятий ОПК, в этом процессе имеются существенные недостатки. В частности, анализ осуществляемой одновременно с приватизацией конверсии оборонного производства. Анализ показывает, что обвальный характер ее проведения поставил под угрозу существование ОПК России как такового, в связи с чем основные усилия государства в сложившейся ситуации должны быть направлены на обеспечение выживания этого комплекса. При этом надо учитывать градообразующий характер некоторых предприятий ОПК, а также необходимость сохранения уникальных технологий, которые не могут быть использованы в настоящее время в народнохозяйственных целях, но утрата, которых нанесет непоправимый ущерб национальным интересам.
К числу основных причин, делающих конверсию оборонного производства болезненно трудной, относятся, прежде всего, недостаточность финансирования, несовершенство форм управления конверсионными программами и недостаточная эффективность изменения форм собственности предприятий ОПК. Кроме того, большие задержки с утверждением программ развития систем вооружения и государственного оборонного заказа не позволяют руководителям отраслей и предприятий своевременно определяться с направлениями развития собственного производства, нормированием размеров мобилизационных мощностей и, следовательно, выбором путей конверсии предприятий. Попытки поддержать ОПК путем массовой конверсии предприятий и их приватизации не дали желаемых результатов. Однако многие аналитики признают, что сокращение объема производства ОПК было вызвано недостаточной эффективностью воздействия экономических механизмов и государственного регулирования, медленной адаптацией ОПК к требованиям современной экономики, их подавленной инвестиционной активностью из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей.
Несвоевременное и неполное финансирование государственных программ (своеобразная «конверсия сверху») привело к значительным убыткам, поставив многие оборонные предприятия на грань банкротства. Что же касается «конверсии снизу», то в условиях затяжного кризиса она для многих предприятий ОПК оказалась непосильной. В опасной зоне возможного банкротства, по оценкам специалистов, оказалось до 25% предприятий ОПК. Подобная ситуация не могла не отразиться на возможностях выполнения возложенных на ОПК задач по обеспечению безопасности страны. Проведенный сравнительный анализ концепций конверсии за рубежом и в России показывает следующее:
1. Общие экономические условия конверсии оборонной промышленности России кардинально отличаются от зарубежных. Если в России эти условия характеризуются постоянным ухудшением, связанным с сокращением экономического потенциала страны примерно вдвое, что по сути дела отражает глобальное поражение в «холодной войне» с Западом, то в так называемых странах-победителях экономические условия остаются в целом нормальными, и проблемы конверсии сводятся к адаптации военной промышленности к уменьшению государственных военных заказов.
2. Конверсия для России – это, по существу, ликвидация ее оборонной промышленности, в то время как конверсия для Запада – это приспособление военной промышленности к новым условиям передела сфер влияния и повышение эффективности. Не случайно, что термин «конверсия» был принят именно в России, на Западе же используют термин «адаптация».
3. В России предполагалось использовать имеющийся научно-технический потенциал и производственные мощности оборонных отраслей в качестве базы для развития гражданских отраслей промышленности и экономики, хотя известно, что 60% этого потенциала в силу специфики оборонных технологий нельзя использовать в гражданской сфере. На Западе предпочтение отдавалось созданию новых мощностей при использовании военных технологий двойного назначения.
4. Проблема приватизации предприятий оборонной промышленности на Западе также ставится совершенно иначе, чем в России. Если в России приватизация выражала идею всеобщей приватизации и поиска «эффективных собственников», то на Западе она отражает в первую очередь идею экономии государственных средств и потом уже идею повышения эффективности.
Можно выделить две взаимосвязанные неотложные системы мер, реализация которых в ОПК обеспечила бы общее сокращение издержек производства и существенно расширила бы его финансовые возможности:
– o совершенствование институциональной структуры предприятий ОПК и их управления, основанных на выборе приоритетных направлений;
– o стимулирование экспорта оружия, в котором воплощается сохраняющаяся еще большая часть интеллектуального и производственного потенциалов ОПК, особенно в сфере высоких технологий.
Приватизация предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении. Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственных интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов акций или владения «золотой акцией». Это соответствует мировой практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных программ.
К настоящему времени в основном уже сформирована организационная структура гражданского сектора оборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии. Такими приоритетами в организационной сфере являются:
· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;
· создание финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на использовании технологий двойного на значения;
· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий (в том чис ле и в других странах) как форм участия в мировом разделении труда;
· переход в полном объеме к государственной контрактной сис теме размещения заказов для нужд государства;
· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.
Реконструкция и структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их на выпуск гражданской продукции, оптимальное использование их научно-технического потенциала – ключевой вопрос развития корпоративного управления в России, определяющий его судьбу в будущем.
1.2 Пути решения проблемы конверсии
оборонного комплекса в России
Выделим следующие основные положения государственного регулирования процессов оборонного производства и конверсии.
1. По своему содержанию государственное регулирование оборонного производства и конверсии представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование военно-экономической деятельности производителей оборонной продукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономических потребностей страны в мирное время и в условиях войны.
2. В современных условиях государственное регулирование оборонного производства и конверсии, остается ведущим фактором, но оно должно быть более динамичным, гибким и квалифицированным.
3. Целесообразно на основании концепций национальной безопасности и строительства ВС РФ, Закона об Обороне, применительно к современным политическим и экономическим условиям, провести глубокий социально-экономический сравнительный анализ всех существующих и действующих руководящих документов по развитию оборонного производства и конверсии.
4. Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех силовых структурах государства, незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования оборонного производства и конверсии, совершенствования финансовой системыобеспечения военных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону.
5. В сегодняшних условиях экспорт оружия является одним из способов выживания оборонной промышленности, важным источником поступления твердой валюты, необходимой для проведения экономических реформ и решения острых социальных проблем.
6. В рамках военной реформы целесообразно создание в силовых структурах экономических подразделений с возложением на них задач обоснования и выработки экономически эффективного механизма реализации всех принимаемых государственных программ.
Для решения актуальных проблем оборонного производства и конверсии необходимо :
1. Ускорить разработку комплекса программных документов, определяющих ближайшие задачи и перспективы производства вооружени и военной техники (ВВТ) для ВС России, програм - развития оборонно-промышленного потенциала своевременно и официально довести до каждого предприятия в части, его касающейся. Это обеспечит руководителям предприятий и коллективам ясность в оценке перспективы и облегчит выработку экономической стратегии, позволит формировать политику и определять конкретные планы их действий в области производства оборонной продукции и конверсии.
2. Разработать всесторонне обоснованные формы перестройки механизма управления оборонно-промышленным комплексом на федеральном уровне, включая пересмотр функций и структур организаций, занимающихся оборонным производством, конверсией и утилизацией ВВТ. Провести независимую оценку уровня и перспективности технологий и конструкторских разработок в области фундаментальных исследований, НИОКР, опытного и серийного производства ВВТ (хотя бы выборочно).
3. Четко и однозначно зафиксировать положение, декларируемое в «Основных положениях военной доктрины РФ», о том, что структура и состав ВС РФ должны соответствовать экономическим возможностям страны.
4. В связи со значительным сокращением оборонного производства и невозможностью государственной финансовой поддержки всех оборонных предприятий целесообразно на их базе вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности после предварительного обследования их квалификации (проведения конструкторско-технологического и финансово-хозяйственного аудита) создать государственный комплекс предприятий высоких технологий, способный решать задачи разработки и изготовления современных образцов ВВТ по контрактам с государственным заказчиком.
5. Создать и законодательно закрепить систему, обеспечивающую сохранение пакета акций за российскими юридическими лицами и недопущение использования процесса приватизации предприятий ОПК для подрыва экономического и оборонного потенциала России.
6. Разработать комплексную, желательно международную, программу содействия конверсии, обратив особое внимание на информационное и методическое обеспечение конверсии военного производства и создание службы международного маркетинга, а также подготовку специалистов в этой области.
7. Повысить роль заказчиков вооружения вплоть до введения единого Государственного заказчика ВВТ. При этом все средства на заказы ВВТ должен распределять единый Государственный заказчик, а вся ответственность в последующем за создание высококачественной продукции должна быть возложена на видовых заказчиков. Это позволит предотвратить дублирование разработок и производства однотипного вооружения.
8. Определить систему приоритетов между видами ВС РФ и родами войск, а внутри видов и родов – между образцами ВВТ, оставив только перспективные образцы с необходимыми по условиям решения боевых задач тактико-техническими характеристиками или приоритетные по экспортным соображениям.
9. Обеспечить целевое финансирование не предприятия, а заказа.
10. Целью привлечения внебюджетных средств создать программу предоставления услуг силами и средствами Государственных заказчиков, в основном Минобороны РФ (совместное использование аэродромов, аренда линий связи, предоставление измерительной аппаратуры, предоставление услуг космическими средствами, аренда сооружений, приватизация промышленных предприятий и др.).
11. Изучить опыт привлечения отечественного и иностранного капитала для инвестиций в разработку и производство вооружения, конверсию военного производства.
12. Создать единый федеральный орган управления, координирующий вопросы реализации военно-технической политики.
1.3 Перспективы государственного регулирования конверсии оборонного комплекса
Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь наиболее высокотехнологичным в национальной экономике, и в то же время определяющим оборонный потенциал государства, до сих пор находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительных тенденций, относящихся главным образом к авиастроительной и судостроительной отраслям. Основные количественные и качественные показатели социально-экономического положения ОПК определяют его как стагнирующую отрасль, даже на фоне существенного общего прироста объемов производимой продукции и услуг. Для оценки текущего состояния целесообразно проанализировать несколько основных показателей функционирования оборонно-промышленного комплекса, а именно:
а) промышленное производство;
б) федеральный бюджет и государственный оборонный заказ;
в) финансово-экономическое состояние;
г) социально-экономическое положение и кадровый потенциал.
Промышленное производство. Темпы роста производства в ОПК в последние докризисные годы был выше общепромышленных. По официальной информации, общий объем производства продукции ОПК возрос на 15,1%. Удельный вес продукции гражданского назначения составил 41,3% (2007г.)
Нельзя не отметить рекордный объем экспорта вооружений и военной техники: по оценкам, он достиг 5,4 млрд. долл., причем доля экспорта вооружений в общем экспорте российской машиностроительной продукции составила в 2007 г. порядка 50%, а в дальнее зарубежье – более 70%.
Традиционно тяжелое положение сохраняется в промышленности боеприпасов и специальной химии. Большая часть предприятий находится на грани банкротства или уже попала под эту неприятную процедуру. Только несколько предприятий, главным образом патронных, сумели выйти на внешние рынки со своей продукцией. Остальные в силу своей специфики (производство ручных гранат, мин и т. п.) перепрофилированию не поддаются и вынуждены к тому же поддерживать мобилизационные мощности. Формально Управление по промышленности боеприпасов Федерального агентства промышленности получает очень солидные ассигнования, но практически все они предназначены для финансирования процесса уничтожения запасов химического оружия.
Федеральный бюджет и государственный оборонный заказ. Следует отметить, что, хотя решение Совета безопасности РФ о финансировании национальной обороны в 2007 г. в целом было выдержано, однако, не были соблюдены пропорции между текущим содержанием и финансированием гособоронзаказа из-за роста денежного содержания военнослужащих и произошедшего сокращения численности Вооруженных сил. Так, если в 2001 г. на содержание войск шло 70% бюджета, а на развитие только 30%, то в 2007 это соотношение составляло 60% и 40%. По прогнозам Министерства обороны, на оптимальный уровень – 50% на содержание, 50% на развитие армии – ведомство выйдет к 2012 г. В целом расходы федерального бюджета на гособоронзаказ 2007 года составили 148 млрд. рублей.
Финансово-экономическое состояние ОПК. Финансово-экономическая ситуация на отдельных предприятиях ОПК складывается по-разному, устойчивость предприятий, в основном, по-прежнему сильно зависит от наличия или отсутствия экспортных контрактов, размера ГОЗ, выделения бюджетных средств. Негативное воздействие на работу комплекса оказывают большие значения дебиторской и кредиторской задолженностей, что ухудшает расчетно-платежную дисциплину, увеличивает количество убыточных предприятий и снижает рентабельность производства. Основным источником финансирования остаются собственные средства предприятий и организаций (около 65% от общего объема инвестиций), при этом государственные инвестиции составляют около 12,5% от общего объема инвестиций, предназначенных для финансирования гособоронзаказа и федеральных целевых программ «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологическая база», «Развитие гражданской авиационной техники», Федеральная космическая программа России и «Электронная Россия». Источниками привлечения сторонних инвестиций для предприятий остаются региональные кредиты, кредиты банков, а также фондовый рынок.
Для России проблема экономического роста имеет чрезвычайно важное значение. Подъем производства, его стабильные и достаточные темпы необходимы для решения тяжелых социальных проблем, развития научно-технического прогресса, повышения уровня конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. При этом следует иметь в виду, что именно сокращение государственного потребления, особенно вследствие значительного «урезывания» военных расходов и свертывания военного производства, явилось одним из главных факторов сокращения общего объема производства в нашей стране в начале 1990-х годов. В связи с этим, можно сделать вывод, что именно ОПК России способен стать тем локомотивом, который сможет обеспечить полномасштабный экономический рост. Развитие производства отечественной высокотехнологичной продукции военного назначения может дать существенный толчок для инновационного «прорыва» к необратимому экономическому росту России, стать предпосылкой качественного изменения состояния национальной экономики.
На совместном заседании Государственного совета Российской Федерации, Совета безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года были одобрены «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ. Ядро этой политики – формирование национальной инновационной политики государства и механизмов ее реализации на базе развития инновационных технологий. В документе особо отмечается значение инновационных технологий военного производства ОПК России для экономического роста нашего государства.
При этом в качестве ключевых направлений реализации политики, в частности, названы:
- совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, обеспечивающих «диффузию» новых научно-технических знаний и инновационных технологий из оборонно-промышленного комплекса в «гражданские» отрасли экономики страны;
- повышение эффективности функционирования национальной инновационной системы, позволяющей распространять и внедрять новые знания, технологические и управленческие нововведения ОПК России в масштабах национальной экономики;
- совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов, предусматривающих стимулирование разработок высоких технологий в военном производстве и их коммерциализацию в ходе внедрения в другие отрасли национального хозяйства нашего государства;
– коммерциализация технологий двойного назначения, то есть передача (трансферт) на коммерческих условиях (с выплатой владельцу вознаграждения в той или иной форме) ранее созданной или создание на паритетных основах новой интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности, знаний, технологий);
- государственная поддержка и регулирование процессов конверсии военного производства;
- разработка соответствующей нормативно-правовой базы;
- совершенствование государственных контрольных механизмов в направлении усиления их возможностей по селективному и оперативному выявлению, предупреждению и пресечению несанкционированных передач (продаж) технологий двойного назначения, исходя из требований:
а) сохранения государственной и коммерческой тайны,
б) нераспространения технологий военного и двойного назначения, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения или являются особо важными для организации эквивалентного межгосударственного обмена технологиями, в) обеспечения гарантированной защиты прав владельцев интеллектуальной собственности;
- профессиональная подготовка и переподготовка руководящих кадров высшего и среднего звена заказывающих органов, предприятий военно-экономического комплекса, формирование новой категории специалистов - менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.
Анализ сегодняшнего внутреннего состояния оборонно-промышленного комплекса России, потенциала военного производства дает возможность выявить основные проблемы, решение которых может определить перспективы участия ОПК в качественном изменении состояния национальной экономики Российской Федерации. К ним относятся:
- накопленное неудовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- высокая доля государственной собственности при слабом контроле за ее использованием со стороны органов государственного управления;
- дезинтеграция технологически связанных военных производств и научно-исследовательских организаций, реализующих НИОКР оборонной направленности;
- прогрессирующее физическое и моральное старение парка производственного и научного оборудования предприятий, организаций и учреждений ОПК, не восполняемого в достаточном для поддержания современного технологического уровня объеме;
- «старение» и ухудшение качественного состояния (понижение квалификации) научных и производственных кадров на предприятиях военного производства;
- неэффективное (с точки зрения долгосрочной перспективы) использование доходов от экспортных контрактов на поставку ВВТ за рубеж;
- низкая (по сравнению с передовым мировым уровнем) конкурентоспособность значительной части имеющихся производственных мощностей и технологий предприятий военного производства для использования в «гражданском» секторе экономики.
Решение проблемы интеграции предприятий военного сектора национального хозяйства России в рыночную экономику, имеющей, в частности, технико-экономический и военно-экономический аспекты, связано с разработкой и внедрением технологий двойного назначения, а также развитием интеграционных процессов в управлении военной и «гражданской» экономикой, и в их взаимосвязи.
Немало предприятий ОПК сегодня не только выживают, но и развиваются за счет серийных поставок новейшей техники на экспорт. Так, в последнее время авиастроительными предприятиями Иркутска, Новосибирска были изготовлены на экспорт несколько десятков самолетов фронтовой авиации различных типов и модификаций, в то время как для ВВС России новые самолеты практически не поставлялись. Вполне естественно, что при таком положении рост промышленного производства будет сдерживаться, а цена образцов ВВТ расти.
Одна из центральных задач государства в нынешних условиях –обеспечить управляемость государственной собственностью через создание эффективных организационно -правовых форм прямого участия государства в управлении такими структурами: холдингами, финансово-промышленными корпорациями, концернами. А также путей косвенного воздействия на корпорации через трастовые инвестиционные и лизинговые компании. Холдинг – одна из современных форм управления корпорацией. Она заключается в том, что компании, производящие востребованную рынком продукцию для усиления конкурентоспособности объединяются вокруг управляющей компании. Вновь созданная интегрированная структура в силу повышения общего стратегического потенциала и оперативно-тактической мобильности становится более конкурентоспособной, а, следовательно, инвестиционно привлекательной, в том числе и для международных институтов.
Возможности государственного регулирования ценообразования на продукцию ОПК в настоящее время сводятся к установлению тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, расчету потребности финансирования. Объем финансирования и, следовательно, стартовые возможности закупок ВВТ, цена продукции, соответственно, ее серийность определяются на основе прогнозирования основных макроэкономических показателей экономики. Сейчас Министерство обороны финансирует более 150 НИОКР финальных образцов вооружений по федеральным целевым программам. Но почти все они финансируются на 15-20% от плана. В результате сроки сдачи новой техники переносятся, а средства расходуются неэффективно. Из 29 холдингов, создание которых было предусмотрено, программой реформирования оборонно-промышленного комплекса, образовано только три.
Таким образом, ОПК пока еще не справляется со своей первейшей функцией – обеспечением обороноспособности страны на базе новейших и высокоточных технологий. Для ускорения возрождения оборонно-промышленного комплекса и превращения его в научно-техническую и технологическую базу национальной экономики необходимо разработать и принять на федеральном уровне систему мер по стимулированию инновационного развития ОПК. В этой системе целесообразно предусмотреть:
- введение 5-летнего моратория на процесс банкротства предприятий ОПК;
- реструктуризацию задолженности предприятий ОПК перед бюджетом с амнистией по пеням и штрафам;
- проведение реструктуризации основных фондов предприятий ОПК с консервацией неработающих мощностей и освобождением их от всех видов налога на эти мощности;
- предельно точное регулирование затрат, относимых на себестоимость продукции, под контролем налоговых органов (налоговое администрирование);
- ревизию цен экономических монополистов, включая транспортные тарифы и цены на тепло- и электроэнергию;
- восстановление в полной мере воспроизводственной функции амортизационных отчислений, включая контроль за правильностью начисления и целевым использованием амортизационного фонда, учитываемого на отдельном специальном счете в банке;
- значительное расширение участия государства в финансировании научных исследований и опытно-конструкторских разработок за счет средств федерального и региональных бюджетов;
- расширение деятельности банков по долгосрочному инвестиционному кредитованию закупок оборудования для модернизации российской промышленности и увеличению экспортных поставок инновационных товаров, производимых в масштабах, превышающих потребности внутреннего рынка.
Реализация предложенных мер будет способствовать ускорению технологической модернизации ОПК и российской экономики в целом, укреплению оборонного, научно-технического и экономического потенциала страны.
Глава 2 Конверсия продукции ОАО «Станкомаш»
2.1 История ОАО «Станкомаш»
ОАО «Станкомаш» – уникальное предприятие. Благодаря собственному металлургическому производству замкнутого цикла, включающему выплавку стали, литье, свободную ковку и штамповку, имеет большие возможности по выпуску разнообразной продукции.
Потребность строительства завода крупного станкостроения в правительстве зародилась еще в 1930 году, когда принималось решение о строительстве на Урале 16 гигантских машиностроительных предприятий. А уже в 1935 году были выпущены первые два токарно-винторезных станка СО-1, названных так в честь Серго Орджоникидзе. В 1937 году заводу было присвоено его имя, и в это же время начался выпуск токарно-винторезных станков 1Д62.
В июле 1941 года на станкостроительном впервые в Челябинске была выплавлена первая мартеновская броневая сталь, началось изготовление корпусов и башен для танков, а также направляющих для пусковых установок к «катюше», бронебойных и фугасных снарядов. В военные годы на территории было организовано два завода – №78 и №200.
В послевоенные годы началось освоение мирной продукции: нефтяных буровых установок и культиваторов для сельского хозяйства, прокатных станов. Продолжало развиваться станкостроение, танковое и снарядное производство. В 50-е годы решением правительства страны на предприятии были основаны два специальных конструкторских бюро оборонного профиля. В 1953 году было создано конструкторское бюро, работавшее над проблемами создания и изготовления авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Период конверсии сказался на творческом потенциале бюро, но основные направления деятельности были сохранены, и в настоящее время СКБ под руководством лауреата Государственной премии Углова Валерия Михайловича успешно занимается разработкой и производством мишенных комплексов, авиационных ракет для ВВС и ПВО, а также производством корпусов ракетных двигателей для РЗСО. Начата подготовка производства для организации выпуска еще трех видов специальной продукции.
С 1956 года создано второе специальное конструкторсое подразделение – бюро по разработке и производству средств преодоления минных полей. ОАО «Станкомаш» стал головным разработчиком и первым в стране производителем данного вида специальной продукции.
В 1957 году заводы №78 и №200 были объединены под общим названием «Станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе». Вскоре был освоен выпуск минных трапов, твердотопливных стартовых двигателей, корпусов тактической ракеты «Луна», метеорологических ракет, пусковых установок.
В 1971 году предприятие награждено орденом Ленина, а в 1985 году — орденом Октябрьской Революции.
В 1977 году завод переименован в ПО «Завод им. С. Орджоникидзе», а в 1994-м –в АООТ «Станкомаш», в 2000 году за ряд проведенных научных исследований, разработку и производство инженерных средств преодоления минных полей заводу присвоено новое имя – ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш».
2 октября 1999 года распоряжением правительства Российской Федерации от 2.11.99 года №1545-р ОАО «Станкомаш» присвоен статус федерального научно-производственного центра по разработке средств преодоления минных полей
Имеющаяся на заводе документация и технический потенциал завода позволили получить сертификаты соответствия в системе Российского стандарта. Заканчиваются работы по сертификации продукции по европейским стандартам, что позволит увеличить рынок нефтяного оборудования за счёт поставок в зарубежные страны. В 2004 году подтверждены международные сертификаты ИСО 9001 на систему качества выпускаемой продукции для ТЭК. Сертификаты дают право широкого выхода на внутренние и зарубежные рынки.
Преодолев сложное экономическое положение начала 90-х годов «Станкомаш» сохранил высоко-квалифицированные инженерные и рабочие кадры. Сегодня «Станкомаш» располагает тремя проектно-конструкторскими бюро, имеет лицензии на проектирование и производство нефтепромыслового и горно-шахтного оборудования, а также сертификат на систему качества по стандарту ИСО, открывающий путь на международный рынок.
Специализируясь на выпуске запорной устьевой арматуры на давление от 21 до 70 Мпа. и проходных сечениях от Ду50 до Ду80, завод выпускает также фонтанную арматуру (АФ, АФК, АИК, АФКЭ, АФЭН, АИЗ), колонные обвязки (ОКК1, ОКК2, ОККЗ, ОКО, КГ) в различном исполнении, в т.ч. и коррозийно-стойкие, центраторы обсадных колонн, корпусные элеваторы, задвижки для буровых насосов ЗПРМ1. Производство горно-шахтного оборудования сосредоточено, в основном, на изготовлении лебедок типов ЛШВ1 4У1, ЛШВ25У, 1ЛШМ с тяговым усилием от 1,5 до 15 т.
Все это и многое другое оборудование поставляется более чем 30 крупным потребителям в России и СНГ, началась поставка фирмам дальнего зарубежья. По объему поставок оборудования для ТЭК завод входит в первую пятерку предприятий России. Хорошим спросом в СНГ и в мире пользуются серийно выпускаемые заводом токарно-винторезные станки модели 1 К62Д с длиной обрабатываемого изделия 1, 1,5 и 2 м. Малыми сериями выпускаются станки меньших габаритов: токарно-винторезный ТВ-250 и настольный сверлильно-фрезерный модели НСФ-1.
2.2 Конверсия предприятия
Одним из видов «гражданки», которую завод стал выпускать сразу же в первый послевоенный год (с мая 1946г.) стали нефтяные буровые установки. Впоследствии, в связи с восстановлением специализированных предприятий, потребность в производстве этой продукции отпала. Однако, опыт не пропал даром. Опираясь на сохранившиеся наработки, спустя почти пятьдесят лет, в июне 1992 года, в период обвальной конверсии оборонных предприятий, «Станкомаш» одним из первых в России освоил производство нефтепромыслового оборудования (НПО) для обустройства нефтяных и газовых скважин. Имея необходимый производственно-технический, финансовый и кадровый потенциал, предприятие в кратчайшие сроки вошло в первую пятерку производителей НПО в России. Его доля в общероссийском объеме производства фонтанной арматуры в отдельные периоды доходила до 30-40%.
Продукция завода положительно зарекомендовала себя при длительной эксплуатации на нефтегазодобывающих предприятиях известных крупнейших нефтяных компаний Лукойл, Роснефть, ТНК ВР, Сургутнефтегаз, и др.
Практически ни один значительный тендер по нефтегазопромысловому оборудованию не проходит без участия ФНПЦ «Станкомаш». Сегодня завод выпускает фонтанную и нагнетательную арматуру, широкий спектр задвижек, обвязки обсадных колонн и многое другое – всего более 80-ти наименований. Это устьевая арматура, позволяющая эксплуатировать скважину в фонтанном и нагнетательном режимах, а также в режиме откачивания рабочей среды с помощью электропогружных и штанговых насосов; запорная арматура типа ЗПУ, ЗМС, ЗПМ, ЗПРМ всех типоразмеров, применяемых на нефтегазопромысловых предприятиях; монтажные и запасные части, предназначенные для монтажа обвязок обсадных колонн на устье, соединения фонтанной арматуры и обвязок между собой, для центрирования обсадных колонн при бурении (центраторы всех типоразмеров, манифольды, вентили, ключи и многое другое). Уверенный и успешный вход предприятия в число лучших производителей НПО объясняется целенаправленной и последовательной политикой предприятия в данной области.
Основной и наиболее важной задачей, поставленной руководством завода перед специалистами, стало качество продукции. Большая часть узлов изготавливается цельнолитыми, корпусные детали – штампованными или цельноковаными, что значительно повышает надежность и срок службы изделия, а также снижает стоимость продукции. Качество такого оборудования ориентировано на суровые условия Западной Сибири и Севера и соответствует мировым стандартам.
На достижение такого результата работает тот факт, что разработку, опытное производство и внедрение в серию было поручено конструкторскому отделу, обладающему высокоинтеллектуальными и квалифицированными инженерными кадрами с хорошим научным и творческим потенциалом. Специалисты-разработчики военно-инженерной техники прошли специальное обучение особенностям создания нефтепромыслового оборудования, изучили опыт предприятий, специализирующихся в этой отрасли, установили устойчивые связи с соответствующими институтами.
Завод также имеет возможность вести широкий научно-исследовательский поиск, проводя полный цикл отработки всех разрабатываемых изделий.
Еще в 2000 году сертифицирована в российской системе ГОСТ Р и международной системе TUV CERT система качества производства нефте- и газопромыслового оборудования. Получены сертификаты соответствия и Разрешение Гостехнадзора России на изготовление оборудования с рабочим давлением до 70МПа. Вся техническая документация, материалы и производимые изделия подвергаются нормоконтролю и техническому контролю, как на предприятии, так и представителями заказчика. Специалисты завода постоянно работают над совершенствованием технологических процессов и конструкций НПО с целью повышения надежности и долговечности продукции. В настоящее время доля нефтепромыслового оборудования в общем объеме выпускаемой предприятием продукции равна примерно 40%, а в общем объеме производства фонтанной арматуры в России составляет до 8%. Определенное снижение доли предприятия в общероссийском масштабе по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия обусловлено тем, что на рынке НПО появилось значительное количество новых предприятий, работающих в данном направлении. Кроме того, цены на продукцию ОАО «ФНПЦ «Станкомаш» относительно высоки, что связано с использованием качественных материалов и рядом других сопутствующих обстоятельств.
Перед предприятием встала новая задача: снижение трудоемкости и материалоемкости за счет использования прогрессивных методов производства заготовок для деталей фонтанной арматуры при сохранении высокого качества продукции.
Сейчас завод ускоренно наверстывает внедрение новой техники. Действуют две установки электронно-лучевой сварки. Лазерный комплекс Херб-25 с программным управлением для вырезки деталей из обширной номенклатуры материалов позволил отказаться от изготовления дорогостоящих штампов. Ряд деталей сложной конфигурации полируется электролитно-плазменным методом. Разработаны и внедрены программы нарезания резьб на деталях нефтегазового оборудования на станках с ЧПУ и на особоточных типа «Батресс». Антикоррозийная защита нефтяного оборудования, работающего в агрессивных средах, производится по техпроцессам, составляющим ноу-хау заводских специалистов.
Металлургическое производство обеспечивает собственную потребность предприятия, а также поставляет заказчикам слитки, литье, штамповки, поковки и другие виды заготовок из углеродистых и высоколегированных сталей.
2.3 ОАО «Станкомаш» в реалиях настоящего времени
В настоящее время на Станкомаше трудятся более двух тысяч человек. Соотношение продукции военного и гражданского назначения составляет 60 на 40%. Руководство предприятия с сожалением констатирует, что объем гособоронзаказа 2007-2008 годах был сокращен в 2 раза. Последние годы завод активно развивал производство гражданской продукции, освоив выпуск более 100 наименований оборудования для нефте- и газодобычи, а также горно-шахтного оборудования. Продукция цеха, где производят фонтанную арматуру для добычи нефти и газа, поставляется не только на российский рынок, но и в Казахстан, Туркменистан, Белоруссию и Украину. Однако в текущем году в связи со спадом экономической активности и спроса, предприятие вынуждено было сократить на 20% объем производства этого вида продукции, то же касается и производства горно-шахтного оборудования. Комплекс проблем, которые испытывают предприятия оборонно-промышленного комплекса существуют и на Станкомаше. Тяжелым бременем для предприятия являются огромные долги в размере 2,4 млрд. рублей, которые сформировались в основном еще в 90-ые годы.
Руководство Челябинской области и главный акционер предприятия ФГУП ГНПП «Тула-СПЛАВ» считают, что единственным способом спасти предприятие в рамках антикризисных мер станет процедура финансового оздоровления, решение о введении которой было принято на недавнем собрании акционеров. В настоящее время решается вопрос об определении кандидатуры внешнего управляющего и формируется программа работы на следующий год. В рамках процедуры финансового оздоровления предприятие, которое занимает значительную территорию в центре Челябинска сможет выгодно избавится от излишних производственных мощностей и земли.
В течение нескольких лет распродавались непрофильные активы «Станкомаша» с целью расчетов с кредиторами. В марте 2009 года долги «Станкомаша» вновь стали горячей темой для обсуждения. Тогда предприятие было названо в числе главных неплательщиков Челябинскрегионгаза – энергетики отключили предприятие.
22 июля 2009 года Арбитражный суд Челябинской области принял к производству заявление ОАО «ФНПЦ "Станкомаш"» о признании его банкротом. Арбитражный суд Челябинской области 28 сентября 2009 года принял решение ввести на «Станкомаше» процедуру банкротства.
К сожалению выйти на нормальную деятельность с такими долгами перед налоговыми органами, газовиками, энергетиками, различными фондами предприятие не могло, так как все счета закрыты. Нужен был мораторий на счета, либо реструктуризация задолженности. При введении процедуры наблюдения появляются новые условия, предприятие сможет вновь проводить платежи.
Перспективы предприятия далеко не радостные: уже в последние годы существования СССР страна стала отставать от зарубежных производителей оружия в области производства высокоточного оружия, систем управления огнем, средств радиоэлектронной борьбы. После распада Союза ситуация ухудшилась. Инженерные средства разминирования и комплексы для учебных стрельб, боеприпасы для ПВО и ВВС оказались не нужны. В отсутствие оборонного заказа «Станкомаш» стал перебиваться случайными заказами. Производство некоторых видов нефтепромыслового и газодобывающего оборудования, а также токарно-винторезных станков и оборудования для железной дороги смогло лишь отсрочить процедуру банкротства.
В настоящее время даже крупный госзаказ вряд ли кардинально исправит ситуацию, поскольку к финансовым проблемам предприятия добавился дефицит сотрудников соответствующей квалификации. Сейчас объем производства «Станкомаша» в общем промпроизводстве Челябинской области ничтожен. В условиях дальнейшего ухудшения состояния ОПК России не находится явных способов финансового оздоровления предприятия.
Заключение
В России существуют серьезные проблемы социально - экономического развития страны, которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно:
– резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения конверсионных процессов;
– деградация основных фондов оборонного комплекса;
– спад наукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое снижение научно-технического потенциала;
– распад сложившихся кооперационных связей;
– нарушение функционирования крупных стратегически важных для России систем вооружения, потеря вооружения на территории ближнего и дальнего зарубежья;
– система перспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и обеспечения их вооружением и военной техникой практически перестала функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся ситуации в стране и т.п.
Таким образом, существующая система управления развитием оборонного комплекса, базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных, экономических, организационных и других отношениях, практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям. Возникли серьезные противоречия между объективными потребностями государства в военной и гражданской продукции и финансовой базой их удовлетворения.
На примере нынешних проблемОАО «Станкомаш» можно рассмотреть глубину кризиса оборонного комплекса и необходимость направления средств государственного бюджета на реформирование и модернизацию отрасли.
Список использованной литературы
1. Астахов А.А. Проблемы ценообразования на продукцию оборонного назначения./А.А. Астахов// Финансы.-2007.-№7. С.11-13.
2. Бажанов В.А. Цирулис К.Н. Экономика военной реформы./В.А. Бажанов// ЭКО.2008 г..-№12. с.21-29.
3. Гельвановский М. К идентификации и самоидентификации российского оборонного комплекса./ М. Гельвановский// РЭЖ.- 2009.-№5. С.37-43.
4. Данилкин В.А. «О подходах к реорганизации «оборонки»/. В. А. Данилкин., В.Н. Калашников// «ЭКО». 2008.-№ 12. С.130-137
5. Мадякин Ф.П., Тихонова Н.А. Конверсия и высокие технологии.-М.:Инфра-М,2004.
6. Паничев Н. Загубим машиностроение - утратим суверенитет страны // Российская Федерация сегодня.2007, №16. С.40-41.
7. Пикулькин А.В. Управление оборонно-промышленным комплексом // А.В Пикулькин,. Система государственного управления.- Москва, 2004.- C. 378-384.
8. Пискунов А. Оборонное наследство. Дар или бремя? // Российская Федерация сегодня. 2007,№ 4. С.3.
9. Птичкин С. Валютный заказ оборонки/С.Птичкин//Российская газета.- 2005 г. -8.февраля. №24(3693).
10. Российский статистический ежегодник. М: Госкомстат России,2005.
11. Сабинина А.Л. Распределение дохода от реализации военной техники на основе теории компенсационных отношений./А.Л. Сабинина / /Вопросы экономики.- 2006.-№ 21 (163). -С. 62-65.
12. Сабинина А.Л. Структура жизненного цикла продукции военного назначения как фактор повышения уровня ее конкурентоспособности/А.Л. Сабинина // Экономический анализ: теория и практика. 2004 г. -№5. С.40-47.
13. Соколов А.В, Состояние и тенденции развитие российской оборонной промышленности/А.В.Соколов// ЭКО.-2008.-№4. С.110-134.
14. Хайтбаев В.А. К вопросу об особенностях реформирования отечественного ОПК// ЭКО.2007 г..- № 3. с.62-29.
15. Хайтбаев В.А. Промышленность боеприпасов и специальной химии: логистизация, проблемы и перспективы развития. Саратов: Изд-во СГАПС,2005.
16. Юшкевич П.П. особенности конкурсного размещения государственного оборонного заказа /П.П. Юшкевич // Закон.-2008. -№5. С.62-66.