Оглавление


1. Элементы экономической системы.............................................................. 3

2. Жесткие факторы экономической системы............................................... 13

3. Практическая часть................................................................................... 15

Список использованной литературы............................................................ 19

1. Элементы экономической системы


Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:

-    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

-    организационные формы хозяйственной деятельности;

-    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

-    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов  как крупными компаниями, так и государством для вложений в  развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами являются:

• изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

• новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

• повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;

• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек («человеческий потенциал»);

• информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);

• ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.

Традиционная экономическая система

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная,плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

 Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

 

Модели в рамках систем

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

 Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

 Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием  уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

2. Жесткие факторы экономической системы


Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки). Наиболее часто используют факторы, показанные в табл.1.

Таблица 1

Соответствие некоторых отечественных и зарубежных факторов

Отечественные факторы

Зарубежные факторы

Сырьевой — наличие сырья и его экономическая оценка

 

Расходы на используемое сырье

Расходы на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны

Топливно-энергетический — обеспеченность ресурсами ТЭК

Расходы на энергию

Водный — обеспеченность водными ресурсами

Земельный — обеспеченность земельными ресурсами

Цена земельных участков

Трудовой — обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации

Уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды

Наличие соответствующих трудовых ресурсов

Транспортный:

наличие коммуникаций стоимость перевозок

Транспортное положение и транспортные связи Транспортные издержки

Наличие телекоммуникаций

НТП — уровень НТП, обеспечивающий эффективное применение ресурсов

Наличие технологии и ноу-хау

Потребительский — наличие основной массы потребителей товаров и услуг

Покупательная способность населения

Экономико-географическое положение

 

Территориальное расположение, близость рынков

Агломерационные эффекты

Нагрузка на окружающую среду, инфраструктурное оснащение, эффекты синергии


3. Практическая часть


Экономика Челябинской области

Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. В различных отраслях экономики заняты 1701,0 тыс. человек или 48,4% от населения области. Современная структура производства сложилась с учетом исторически мощного производственного потенциала области, удобного географического расположения, наличия квалифицированных кадров. На территории области зарегистрировано более 94 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности. В области принята и реализуется стратегия социально-экономического развития до 2020 года.

В декабре 2006 года Челябинской области присвоен, а в 2007 и 2008 годах подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг категории Аа1.ru. Положительный рейтинг области определяется высоким уровнем развития промышленности, растущей инвестиционной привлекательностью, быстрым ростом доходов консолидированного бюджета, низким объемом накопленного долга, хорошей кредитной историей, а также повышающимся качеством управления.

По территории области проходят федеральные автотрассы и Южно-Уральская железная дорога, являющаяся веткой Транссибирской магистрали. Область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, уникальными природно-климатическими условиями.

Челябинская область занимает в стране 4-е место по объему промышленного производства, 9-е по строительству жилья и продукции сельского хозяйства, 10 место – по рознично-торговому обороту. По итогам 2008 года объем ВРП составил 659 млрд рублей - это 11-й результат в Российской Федерации. Челябинская область произвела промышленной продукции почти на 800 млрд рублей. Рост производительности труда составил 11,7%, производство машин и оборудования вырасло на 8%, транспортных средств – на 2%. В целом положительная динамика в услугах связи, в строительстве, легкой промышленности, в розничном и внешнеторговом товарообороте, оказании платных услуг.

Одним из важнейших видов обрабатывающих производств для Челябинской области является металлургическое производство, производство готовых металлических изделий. В металлургическом комплексе производится более 60% объема промышленной продукции. К числу наиболее значимых предприятий металлургического комплекса относятся ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Златоустовский металлургический завод». Предприятия ОАО «Челябинский цинковый завод», ОАО «Уфалейникель», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод» производят цинк, никель, рафинированную медь, а завод "Огнеупор" и Комбинат Магнезит - огнеупоры.

Машиностроение является одним из приоритетных производств Челябинской области. Предприятия машиностроительного комплекса производят более 12% промышленной продукции области. К машиностроению относятся: производство машин и оборудования ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Копейский машиностроительный завод», производство электрооборудования ОАО «Теплоприбор», ОАО «Миассэлектроаппарат».

Ещё 10 лет назад наша область по производству продовольствия была в третьем десятке регионов России, а последние два года подряд занимает 9 место. Успехи аграриев дают основание считать Южный Урал не только промышленным, но и развитым аграрным районом. В 2008 году Челябинской области был присвоен статус аграрно-индустриального региона. Основная продукция южноуральских селян - зерно, молоко, мясо, птицеводческая продукция. Несмотря на сложные погодные условия в 2008 году крестьяне вырастили и собрали 1 млн 700 тыс тонн зерна. Средний надой на корову составил 3 тыс. 550 кг, это на 30 кг больше прошлогодних. Рост есть по всем направлениям животноводства, а в птицеводстве – настоящий рекорд – 137 тысяч тонн мяса птицы и 4-ое место по России. Обеспеченность мясом и мясопродуктами собственного производства в области достигает 72%, молоком и молочными продуктами - от 81 до 88%. В рамках областной целевой программы развития агропромышленного комплекса на 2008 - 2012 годы доля самообеспеченности региона будет возрастать.

Предприятия хлебной и крупяной промышленности, такие как компания "Союзпищепром", производственное объединение "Макфа", являются лидерами перерабатывающей промышленности не только Челябинской области, но и всей страны. Признанными лидерами на рынке производства алкогольной продукции являются пивоваренная компания "Балтика" и ЦПИ "Ариант" - предприятия оснащенные ультрасовременным технологическим оборудованием. Особенное место в пищевой отрасли Челябинской области занимает производство молочной и кисломолочной продукции. Продукцию таких предприятий, как Чебаркульский молочный завод, отличает высокое качество и экологическая чистота.

На капитальное и дорожное строительство, развитие инфраструктуры в 2008 году было направлена рекордная сумма в 26,1 млрд рублей. Введено 1 млн 800 тыс. кв. м. жилья. За год построено 500 км газопроводов и распределительных сетей. Подключено к газу свыше 22,4 тысячи квартир и домов. Введено в эксплуатацию 63 км новых автодорог, 8 мостов и путепроводов. Построено и отремонтировано 300 км внутригородских дорог.

В области разработана система взаимосвязанных нормативных правовых актов, направленная на государственную поддержку и предоставление гарантий инвесторам. В экономику области только в 2008 году инвестировано 151 млрд рублей и более 3 млрд долларов, это на 22,2% больше, чем сделано в предыдущем.

В Челябинской области большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства, способного наиболее быстро и эффективно решать проблемы демонополизации,  формирования и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, создания новых рабочих мест.

Банковская сеть Челябинской области представлена 10 региональными банками с многочисленными филиалами, более 70-ти филиалами банков других регионов, отделениями Уральского банка Сбербанка России и 26 представительствами банков других регионов. При этом внутри области кредитные организации имеют разветвленную сеть дополнительных офисов, операционных касс, кредитно-кассовых офисов и др. По числу региональных банков Челябинская область находится на 14 позиции в России, по числу их филиалов - на 4-й, по присутствию на территории области банков других регионов - на 8-й. Крупнейшими местными банками являются ОАО "Челиндбанк" и ОАО "Челябинвестбанк".

Область располагает богатейшими туристскими ресурсами, включающими природные, исторические и культурные достопримечательности.


Список использованной литературы


1.       Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: 2005.

2.       Киселев А. А. Экономическая теория. М.: 2009.

3.       Курс экономической теории. – Киров: АСА, 2001.

4.       МакКоннел, Б. Самуэльсон, Нордхауз. «Экономикс». С. -П.: 2004.

5.       Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: 2003. т. 1.

6.       Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М.: 2002.

7.       Чепурин М. Н. Курс экономической теории. Киров.: 2006.