Оглавление


1. Понятие «реальная экономика».................................................................. 3

2. Реализация принципа комплексности в муниципальном менеджменте.... 6

3. Практическая часть................................................................................... 10

Список использованной литературы............................................................ 19


1. Понятие «реальная экономика»


Реальная экономика - экономика, связанная непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета.

Сегодня реальный сектор экономики России переживает глубочайший спад. А в то же время финансовый сектор растёт быстрыми темпами, иногда – самыми высокими в мире. Эти «ножницы» в доходности виртуального и реального секторов экономики и составляют тот самый «бульдозер», который уничтожает в России даже вполне работоспособные заводы и фабрики.

Производство в реальном секторе экономики сокращается из-за сжатия платёжеспособного спроса, уменьшения реальной денежной массы, высоких кредитных ставок, прекращения кредитования, высоких тарифов на электроэнергию, газ и воду.

Нерентабельными оказались целые отрасли промышленности – металлургия, машиностроение, обработка древесины, производства строительных материалов, текстильное и швейное, кожи и обуви, целлюлозно-бумажное, химическое, резиновых и пластмассовых изделий.

Начавшись в финансовом секторе, нынешний кризис губит как раз не финансовые капиталы, а реальные производства, доходность в которых ниже доходности в сфере финансовых спекуляций. Тем самым углубляется фундаментальная причина кризиса, а именно – колоссальное перенакопление капитала, не соответствующее реально произведенным ценностям.

Во многих странах мира отмечаются аналогичные процессы. Там, где потребление превышало производство, повсеместно происходит дальнейшее падение реального сектора. Подтверждения тому приходят постоянно. В США, Европе, Японии на фоне растущих фондовых рынков банкротятся многие предприятия реального сектора. К примеру, в США один только обанкротившийся концерн GM закроет 11 заводов, распустит 40% дилерских центров и уволит 21 тыс. человек. Пострадают многие зарубежные партнёры GM.  

Но то, что это – проблема не только России, успокаивает слабо. Отрасли реального сектора слишком сильно зависели от банковского кредитования. Теперь в тысячах ещё работающих предприятий идёт быстрый рост банковских долгов и просроченной задолженности по заработной плате. Накапливается критическая масса, которая в ближайшем будущем, возможно уже этой осенью, может уничтожить целые отрасли. 

Правительство и Центральный банк России в предыдущие месяцы влили в финансовую систему триллионы рублей. Теперь же, борясь с неизбежной вследствие этого инфляцией, они ужесточают монетарную политику. И ужесточение условий кредитования, естественно, бьёт по реальному сектору. Хотя пока нарастание инфляции приостановилось, ценой этой приостановки стало сжатие платёжеспособного спроса и падение товарооборота.

В начале года, чтобы сдержать инфляцию, Центральный банк повысил рублёвые процентные ставки. Предприятиям средства достаются по 22-25%, а в некоторых случаях и по 30% годовых. Естественно, что в условиях кризиса такие кредиты непосильны для реального сектора.

Он же, «подсев» в последние годы на иглу кредитов, не в состоянии получить новые. В условиях резко упавшего спроса на продукцию и услуги многие компании не смогут вернуть в срок взятые до кризиса кредиты и окажутся перед перспективой банкротства. Выжить в условиях столь высоких процентных ставок могут лишь финансовые спекулянты, что, впрочем, они и демонстрируют.

Нынешняя ситуация радикально отличается от кризиса 1998 года. В частности, тем, что за последние полгода мы так и не увидели достаточно серьёзного развития импортозамещения – несмотря на почти двукратное  уменьшение объёмов импорта и обвал рубля. Более того, как мы уже сказали, продолжается сужение реального производства и ухудшаются условия развития для производящих секторов экономики. Мы стали чуть меньше есть и покупать товаров, но не стали больше производить.

Напротив, производство сужается, как и инвестиции в основной капитал. Ухудшается положение на рынке труда, в транспортной сфере. Зато быстро растут финансовые рынки, которые в 1999 году вообще были в зачаточном состоянии.

Динамика первого этапа посткризисного восстановления реальных секторов экономики России за январь-май текущего года относительно аналогичного периода прошлого года, %

 

Январь-май 1999

Январь-апрель 2009

Объем   продукции промышленности

101,5

82,9

 Продукция сельского хозяйства

96,0

101,5

Инвестиции в основной капитал

98,0

85

Грузооборот предприятий транспорта

102,6

82,3

Оборот розничной торговли

84,7

97,8

Реальные располагаемые денежные доходы

73,8

99

Безработные, официально зарегистрированные

96,6

171,7

 Конечно, есть и отдельные хорошие новости. Чуть улучшилась ситуация в сельском хозяйстве. В мае появились признаки стабилизации в отдельных секторах обрабатывающей промышленности. Население понемногу адаптируется к условиям кризиса. Возможно, помогло этому и принятие ряда мер таможенно-тарифного регулирования. Но все эти успехи незначительны, импортозамещение идёт вяло и никак не сможет компенсировать общего углубления спада в реальном секторе. А в сельском хозяйстве ситуация вообще крайне запущена. Даже при полном прекращении импорта продуктов наше село без тракторов, комбайнов, другой техники, удобрений лучше работать не сможет. 


2. Реализация принципа комплексности в муниципальном менеджменте


Принцип комплексности. Этот принцип важен для целостности при построении структуры и требует при анализе структуры исходить прежде всего из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции использованы все структуры администрации.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

Каким бы непрерывным ни казался процесс развития и управления им, общая принципиальная особенность процесса управления развитием муниципальных образований - его цикличность. В вопросе управления развитием муниципального образования рассматривается два подхода (или две стратегии):

Первый подход. Если цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы, то есть начало цикла управления развитием и его конец. В этом случае полный цикл управления комплексным социально-экономическим развитием условно можно разбить на период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы.

Второй подход. В крупных муниципальных образованиях программа комплексного социально-экономического развития может быть настолько сложной, что возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно самостоятельных процессов управления: разработки программы и ее реализации. Очевидно, что эти два процесса, развиваясь относительно самостоятельно, должны быть жестко согласованы по срокам.

Однако, каким бы сложным ни был процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

в период разработки программы развития:

-         сбор и обработка информации;

-         целеопределение (постановка целей);

-         выработка стратегических установок и критериев развития;

-         оценка потенциала и ресурса развития;

-         разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

-         разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования

В период реализации программы развития:

-         разработка и принятие бюджета развития;

-         исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;

-         контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке программы (концепции).

Итак, основная особенность планирования и распределения по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования заключается в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из главных целей проводимых экономических реформ является совершенствование управления. Формирование рыночных отношений связано с развитием новых форм хозяйствования, базирующихся на многообразии форм собственности. Это предполагает радикальные изменения в хозяйственном механизме и методах регионального управления, особенно на микроуровне.

Поэтому в этих условиях среди отраслей научных знаний особое значение приобретает муниципальный менеджмент – научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление региональных социально-экономических систем. Само понятие “менеджмент” рассматривается в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.

Муниципальный менеджмент использует знания и других научных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах: менеджмента, маркетинга, основ экономической теории, экономики и социологии труда, статистики и др. Муниципальный менеджмент использует их методы и выводы для собственного развития и в то же время обогащает эти отрасли экономических знаний своими данными.

Одними из важных вопросов, находящимися в ведении муниципального менеджмента местного самоуправления, являются вопросы управленческого характера, а именно построение системы управления, наиболее приемлемой и эффективной для каждого муниципального образования; разработку и принятие уставов муниципального образования и контроль за их соблюдением; финансово-экономическое обеспечение муниципального образования.


3. Практическая часть


Социально-экономическое положение Челябинской области

Развитие экономики Челябинской области в 2008 году характеризовалось в основном положительной динамикой, по большинству основных  социально-экономических показателей достигнут рост к уровню  2007 года. Вместе с тем, темпы роста  в 2008 году были несколько ниже, чем в 2007 году, а по объему промышленного производства произошло снижение.

В целом практически по всем сферам экономической деятельности основными причинами такого положения явились: достаточно высокая база 2007 года (в 2007 году Челябинская область имела очень высокие показатели развития промышленного производства, строительства,  транспорта, торговой и внешнеэкономической деятельности) и развивающийся мировой экономический кризис, влияние которого на экономику области начало проявляться уже с III квартала и особенно в IV  квартале 2008 года.

Современный кризис предполагает серьезное обновление структуры мировой  и региональной  экономики. Тенденции снижения статуса социально-значимых, наукоемких видов деятельности свидетельствуют о деградации структуры промышленного производства в направлении увеличения роли сырьевых отраслей, а именно металлургического производства.

Индекс промышленного производства в 2008 году по срав­не­нию с 2007 годом со­ста­вил 96,8% (в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 112,8%). Наибольшее сокращение объемов производства произошло в добывающих производствах - на 4,7%, в обрабатывающих производствах – на 3,3%, в организациях  по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 2,9%. 

Внешнеторговая деятельность Челябинской области характеризуется сохранением гипертрофированности сырьевых производств в структуре экспорта (доля черных и цветных металлов в объеме экспорта составляет более 88%) и, как следствие,  зависимостью от мировых цен. В целом за 2008 год объем экспорта вырос на 16,6% (в 2007 году - на 31,3%), объем импорта - на 43,5% (в 2007 году - на 64,5%). Объем внешнеторгового оборота за 2008 год увеличился на 24,3%, что на 14,9 п. п. ниже уровня 2007 года.

За 2008 год в экономику Челябинской области за счет всех источников финансирования направлено 178,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Рост к уровню 2007 года  составил 112,4%. Вместе с тем к концу года отмечена тенденция сокращения объемов инвестиций.

Наибольшую привлекательность для инвесторов, направляющих средства в основной капитал, сохраняют следующие виды экономической деятельности: «Обрабатывающие производства», «Транспорт и связь», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг».

Объем поступивших в нефинансовый сектор экономики Челябинской области иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США) в 2008 году к уровню 2007 года вырос в 2,4 раза (2007 год - 90,6%).

Всего в 2008 году в нефинансовый сектор области поступило 3166,6 млн. долларов США иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США). Из поступивших в 2008 году иностранных инвестиций было использовано только 37,0% их общего объема. Основные направления использования - оплата сырья, материалов, комплектующих изделий (18,7% от общего объема поступивших иностранных инвестиций), инвестиции в основной капитал (9,9%), погашение кредитов банка и займов (0,8%).

Подавляющая часть (99,2%) поступивших иностранных инвестиций была направлена на развитие промышленных видов деятельности, из них 59,3% в производство и распределение электроэнергии, газа и воды. По состоянию на конец декабря 2008 года накопленный в экономике области иностранный капитал составил 3305,6 млн. долларов США (конец декабря 2007 года - 1676,4 млн. долларов США).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», за 2008 год составил 80,5 млрд. рублей, рост к прошлому году - 120,5% (в 2007 году- 136,2%).

В 2008 году в области построено 5516 жилых домов общей площадью 2024 тыс. квадратных метров, что на 21% больше, чем в 2007 году. Индивидуальными застройщиками введено 736,9 тыс. квадратных метров жилой площади, рост к уровню 2007 года составил 106,1%. В среднем на 1000 жителей области введено 577 квадратных метров жилья.

Грузооборот транспорта общего пользования за минувший год  составил 71,4 млрд. т-км и увеличился на 0,6%.

Объем продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 62,7 млрд. рублей или 101,8% к уровню 2007 года.

По данным Министерства финансов Челябинской области, расходы территориального бюджета составили 111,4 млрд. рублей, доходы - 105,5 млрд. рублей, дефицит составил 5,9 млрд. рублей. Значительную часть доходов бюджета формируют налоги на прибыль организаций и доходы физических лиц (60,8%). В расходной части бюджета основную долю занимают расходы на образование (23,3%), которая снизилась по сравнению с 2007 годом на 1,7 п. п. По сравнению с 2007 годом в структуре расходов вырос  удельный вес расходов на жилищно-коммуналь-ное хозяйство на 3,1 п. п. и составил 15,3%, социальную политику - на 0,5 п. п. (14,1%). Сократилась доля затрат на здравоохранение и спорт на 4 п. п. и составила 14,5%, на культуру, кинематографию и средства массовой информации - на 0,5 п. п. (2,3%).

В структуре налоговых поступлений в 2008 году по сравнению с 2007 годом произошел рост по налогам на доходы физических лиц (на 7,4 п. п.), их доля составила  34,2%, налогов на имущество (на 1,1 п. п.) - 10,0%. Наибольшую долю налоговых поступлений в бюджет области по-прежнему составляют налоги на прибыль организаций - 40,8%.

В 2008 году организациями (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) была получена сальдированная прибыль (прибыль минус убыток) до налогообложения  в действующих ценах в размере 53,8 млрд. рублей. Ее объем в сравнении с уровнем 2007 года сократился в 2,5 раза. В формирование сальдированного финансового результата наибольший вклад внесли организации обрабатывающих производств (65,1%), в то же время по сравнению с 2007 годом ими допущено самое значительное среди базовых видов деятельности снижение (на 59,8%) объема прибыли. Почти каждая четвертая организация (27,9%) в результате хозяйственной деятельности в минувшем году была убыточной. Доля убыточных организаций в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросла на 3,7 п. п., сумма убытка - в 6,1 раза.

В 2008 году во всех секторах экономики рост цен превысил уровень  предыдущего года.

На потребительском рынке товаров и услуг цены выросли на 12,8%, в том числе на услуги - на 17,8% (за 2007 год - на 12,2%), продовольственные товары - на 16,1% (на 16,1%), непродовольственные товары - на 6,4% (на 5,7%).

В производственном секторе наибольший рост цен (18,6%)  отмечался на  строительную продукцию и промышленные товары, из которых продукция химического производства подорожала на 30,8%, металлургического производства - на 20,7%.

Тарифы на грузовые перевозки выросли на 21,1%.

На потребительском рынке товаров и услуг области сохраняется рост физического объема оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли в  2008 году по сравнению с прошлым годом вырос на 22,4% и составил  347,4 млрд. рублей. Оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 19,3%, непродовольственными товарами - на 24,6%.

Тенденция замедления динамики роста наблюдалась в течение 2008 года  в сфере платных услуг населению. В целом за год индекс физического объема платных услуг населению составил 102,3% (за 2007 год- 110,0%).

В минувшем году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2007 годом на 14,6%.

Продолжала усиливаться высокая дифференциация населения по уровню доходов. Доходы наиболее обеспеченной группы населения в 2008 году в 14,7 раза превышали доходы наименее обеспеченной группы населения (в 2007 году - в 13,9 раза). На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,8% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0% (в 2007 году -  соответственно 29,2 и 2,1%). Денежные доходы ниже величины прожиточного минимума имел примерно каждый десятый житель Челябинской области.

В 2008 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) возросла по сравнению с прошлым годом на 24,6% (в 2007 году - на 27,2%), реальная начисленная заработная плата увеличилась на 8,8%. Дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности остается достаточно высокой. Так, наибольшая величина заработной платы в 4,2 раза превысила ее наименьшую величину.

В IV квартале 2008 года у ряда организаций области из-за отсутствия собственных средств появилась просроченная задолженность по заработной плате. По состоянию на 1 ноября 2008 года общая сумма задолженности по заработной плате (по кругу наблюдаемых видов деятельности) составила 4,4 млн. рублей, на 1 января 2009 года - 70,1 млн. рублей. В среднем каждому работнику, перед которым имеется задолженность, организации должны 12474,0 рубля.  

Анализ формирования рабочей силы в Челябинской области на основе данных о численности экономически активного населения по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости показал, что население, обеспечивающее предложение рабочей силы, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 7,4% и составило 1877,1 тыс. человек.

В численности экономически активного населения 1794,9 тыс. человек - лица, имеющие работу или доходное занятие, и 82,2 тыс. человек - лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней, которые, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицируются как безработные.

Численность занятого населения в 2008 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 5,3% и составила 95,6% от численности экономически активного населения.

За 2008 год численность безработных увеличилась почти в два раза, а уровень безработицы на 1,9 п.п. и составил 4,4%.

Уровень регистрируемой безработицы к концу декабря 2008 года составил в целом по области 1,8% численности экономически активного населения, превысив аналогичный показатель 2007 года на 0,2 п. п.

Основные направления антикризисных мер - это:

1. Поддержка реального сектора экономики.

2. Реализация крупных инвестиционных проектов для повышения конкурентоспособности экономики области.

3. Стабилизация ситуации на рынке труда.

4. Привлечение средств федерального бюджета, повышение эффективности использования бюджетных средств.

5. Повышение качества жизни населения. Реализация нацпроектов.

Во-первых, из областного бюджета точечная поддержка была оказана более 320 предприятиям реального сектора экономики. Поддержка оказывалась, прежде всего, градообразующим предприятиям в городах: Аша, Карабаш, Сатка, В-Уфалей, Златоуст, Катав-Ивановск, Кыштым, Нязепетровск, Усть-Катав, Бакал, Миньяр и других. В результате на предприятиях, получивших точечную поддержку, удалось сохранить рабочие места и трудовые коллективы.

Серьёзной поддержкой предприятиям стал возврат налога на прибыль - более 10 млрд. руб. из областного бюджета, несмотря на резкое падение его доходной части.

Организована работа с федеральным центром по оказанию господдержки системообразующим предприятиям, вошедшим в федеральный перечень. В результате:

ЧМК - на строительство рельсобалочного стана получил кредит в 80 млн. евро.

ЧТЗ - принято решение о субсидировании кредитов на сумму 484 млн. руб., из них 114 млн. руб. уже получены. Оказана господдержка «Уфалейникелю», на котором производство упало более чем в 3 раза от докризисного уровня, в приобретении его продукции в госрезерв.

Изменилась к лучшему ситуация с финансированием гособоронзаказа, хотя полных объемов не достигнуто.

Губернатором в различные ведомства было направлено более 100 писем в поддержку предприятий промышленности.

Для получения господдержки из федерального бюджета пакеты документов по 19 предприятиям регионального значения направлены в Минрегион, Минпромторг, Минздравсоцразвития России.

По 6 «больным» предприятиям (Златоустовский метзавод, Катав-Ивановский механический завод, Вехнеуфалейский завод металлургического машиностроения, Ашинский метзавод, Нязепетровский крановый завод, «Строммашина») Губернатором, собственниками и менеджментом предприятий подписаны отдельные протоколы по антикризисным мерам, и Губернатор лично держит на контроле их реализацию. Во исполнение антикризисного плана Губернатора по спасению ЗМЗ:

-         на завод был направлен полномочный представитель Губернатора;

-         запущены электросталеплавильное, прокатное производства, мартеновский цех;

-         погашена задолженность по заработной плате;

-         найден стратегический инвестор – ЧМК.

В итоге в августе будет реализовано металлопродукции в 4 раза больше, чем в июле, на свои рабочие места вернулись более 6 тыс. человек, которые не пополнили рынок труда г.Златоуста.

Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса, роль которого как одного из основных источников создания новых рабочих мест и пополнения местных бюджетов в условиях кризиса значительно возросла. С целью сокращения административных барьеров в феврале Губернатором было подписано распоряжение о приостановлении плановых проверок, а проведение внеплановых - только по согласованию с прокуратурой.

Снижена с 15 до 10% ставка налога на предпринимателей, работающих на «упрощёнке».

С целью повышения доступности кредитов начал действовать гарантийный фонд, для взаимодействия с которым привлечено 7 банков-партнеров. При выделенных 110 млн. руб. бюджетных средств, с учетом заявленных банками мультипликаторов, будут предоставлены гарантии малому бизнесу на сумму более 500 млн. рублей. Утверждены перечни областного и муниципального имущества для предоставления в аренду предпринимателям на долгосрочной основе и льготных условиях (а это более 1800 объектов площадью 744 тыс. кв. м).

Приняты 259 решений о выкупе предпринимателями арендуемого имущества, и уже заключены 77 договоров купли-продажи. В мае состоялось открытие бизнес-инкубатора для субъектов малого предпринимательства из числа социально незащищенных слоев населения, где уже работают 30 предприятий (это 142 новых рабочих места).

За счет принятых мер в I полугодии было создано более 8 тыс. новых рабочих мест.

Во-вторых, главное в нынешних условиях – это структурные изменения в экономике, создание новых производств по выпуску конкурентоспособной продукции. В рамках поддержки инвестиционной деятельности:

-         запущены механизмы взаимодействия с инвесторами по принципу «одного окна» и государственно-частного партнерства;

-         оказана господдержка 9 предприятиям, реализующим инвестпроекты.




 Список использованной литературы


1.       Комплексный  доклад «Социально-экономическое положение Челябинской области»  январь-ноябрь 2009 года

2.       Бартенев С.А. "Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций". - М.: Издательство Бек, 2006. - 352с.

3.       Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: новая волна, 2004.

4.       Глазьев С.Ю. Поддержка науки - приоритет экономической политики России. М., 2007.

5.       Носова С.С. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 519 с. – (Учебник для вузов).

6.       Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 2009. - 793 с. - (Системные проблемы России).