Оглавление
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1 Сущность системного подхода. Основные понятия системной парадигмы.......................................................................................................................... 5
1.1 Зарождение теории систем........................................................................ 5
1.2 Основные положения системного подхода.............................................. 7
Глава 2 Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы в конечные результаты................................................................... 11
Глава 3 Характеристика ЗАО «Агропромсервис» как открытой системы 15
3.1 Общая характеристика ЗАО «Агропромсервис».................................. 15
3.2 Системный анализ внешней и внутренней среды.................................. 17
Заключение.................................................................................................... 28
Список использованной литературы............................................................ 30
Введение
Слово «организация» происходит от латинского organize — делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.
В основе теории организации лежит теория систем. Система — это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.
На протяжении относительно короткой истории становления теории систем представления о системах, закономерностях их построения, функционирования и развития уточнялись и переосмысливались.
Применительно к задачам управления в определенный период времени имел распространение термин кибернетика, введенный Н. Винером.
Л. фон Берталанфи определял систему как «комплекс взаимодействующих компонентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях, друг с другой и со средой».
Термины «элементы» - «компоненты», «связи» - «отношения» обычно используются как синонимы. Однако, следует считать, «компоненты» - понятие более общее, чем «элементы», т.е. оно может означать и элемент, и подсистему или другое образование из элементов: относительна понятии «связь» и «отношение» существуют разные точки зрения: одни исследователи считают связь частным случаем отношения, другие - отношение частным случаем связей, третьи - предлагают понятие связь применять к статике системы, к ее структуре, а понятием отношение характеризовать некоторые действия в процессе функционирования (динамики) системы. Поэтому в разных определениях и использовались различные термины, помогающие их авторам уточнять конкретные характеристики рассматриваемых ими систем: наличие в них составляющих (компонентов) различной сложности, статику или динамику системы и т. п.
В понятии система объективное и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить не о материальности или нематериальности системы, а о подходе (обобщенном методе) к объектам исследования как к системам, о разном представлении их на различных стадиях познания или создания.
Итак, целью данной работы является анализ организации как сложной системы.
В работе поставлены следующие задачи:
- Определить сущность системного подхода. Дать основные понятия системной парадигмы;
- Охарактеризовать организацию как сложную и открытую систему, преобразующую входные ресурсы в конечные результаты;
- Дать характеристику ЗАО «Агропромсервис» как открытой системы.
Глава 1 Сущность системного подхода. Основные понятия системной парадигмы
1.1 Зарождение теории систем
В Средневековье появились новые термины: сумма, дисциплина, доктрина. Трактовка бытия как космоса сменяется рассмотрением его как системы мира, обладающей своим типом организации, иерархией, законами и структурой. Возникают науки, каждая из которых анализирует свою область своими специфическими методами. Знания расчленяются по отдельным областям, группам явлений. Это способствует тщательному и доскональному изучению предмета, но ограничивает возможности исследователей узкими рамками дисциплины, препятствуя установлению междунаучных связей. В эпоху Возрождения важнейшими категории стали — вещь и свойства, целое и часть. При этом «вещь» трактовалась как сумма отдельных свойств.
С каждым годом дифференциация науки продолжала расти, число отдельных научных дисциплин все увеличивалось, и, соответственно, ослабевали связи и взаимопонимание ученых. Но, со временем, возникают интегративные, междисциплинарные методы и теории. Так, в конце XIX — начале XX в. возникли биофизика и биохимия, химическая физика и другие. К тому времени понятием «система» привлекло к себе внимание многих выдающихся философов и ученых. Большой вклад внесла в это немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель). Философия Гегеля практически целиком основывается на системном подходе к самым различным явлениям в природе и обществе. Он предлагает историческую трактовку становления системы в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Заслуга Канта состоит не только в четком системном характере научно-теоретического знания, но и в выявлении определенных процедур и средств системного конструирования теорий. Ограниченность Кантовского понимания системности знания состоит в том, что конструктивно-методологические принципы образования научных систем являются у него характеристиками лишь формы, а не содержания знания. Исходный тезис И.Г. Фихте — научное знание есть системное целое. Это направление сосредоточивает свое внимание не на научном исследовании, а на систематическом представлении теоретического знания.
Таким образом, можно увидеть, что систематизация в простейшем виде применялась еще задолго до нашей эры. Соответствующий термин появляется позже. Со временем постепенно изменяется значение слова «система». Особо вырос интерес к нему в XVIII в., теперь системный подход переходит и в область философии.
1.2 Основные положения системного подхода
Единого определения «системы» нет. Одно из наиболее емких и кратких можно встретить у В. Н. Садовского: «система» – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство».
Можно выделить следующие составляющие системы:
- Внешнее окружение - вход, выход системы, связь с внешней средой и обратная связь
- Внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс влияния субъекта управления на объект, переработку входа системы в её выход и достижения целей системы. Схематическое изображение системы представлено на рис. 1.[2]
Рис. 1. Система в общем виде
Серьезной методологической проблемой является установление границ каждой системы. «Чтобы учесть все факторы, границу системы пришлось бы отодвинуть едва ли не в бесконечность». На деле, границы определяются видением объекта исследования.
Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Основные принципы системного подхода: целостность (система - единое целое); структуризация (наличие структуры взаимосвязанных элементов); иерархичность (подчинение в структуре); множественность (для анализа могут быть использованы различные модели).
Наиболее последовательной реализацией системного подхода является системный анализ – всесторонний подход к принятию решений по различным проблемам в различных сферах человеческой деятельности.
Системный подход к управлению может применяться на разных уровнях научной абстракции, методологического знания.
Таким образом, теория систем сама по себе еще не говорит, какие же именно элементы системы особенно важны. Она только показывает, что целое состоит из многочисленных взаимосвязанных подсистем и взаимодействует с внешней средой. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования.
Зарождение системной парадигмы в экономики связывают с именем К. Маркса. Он рассматривал капитализм с различных сторон, в разных областях, во взаимосвязи составляющих компонентов, изучал не отдельные институты капитализма, а их совокупность как систему в целом. Марксистская гносеология выдвинула определенные принципы анализа системности научного знания: историзм; единство содержательной и формальной сторон научного знания; объективность; рассмотрение предметов в динамике и развитии; трактовка системности не как замкнутой системы, а как развивающейся последовательности понятий и теорий.
Важный вклад в ее развитие внесла школа «Наука управления» – применение теории систем в точных науках, в технике и управлении. Но еще до количественной школы понимание системного характера менеджмента произошло в ходе формирования теории надежности. В сложных системах возрастает значения надежности подсистем, выход из стоя одной может привести к краху всей в целом Обеспечение надежной работы человека в системе (и в системе управления) является предметом рассмотрения теории надежности. Повышение надежности человека в системе управления также были предметом исследования поведенческой школы.
Одним из первых выделил ряд особенностей системного подхода С. Оптнер, которые позволяют обосновать и эффективно применять системные методы управления предприятием: возможность устанавливать как общие, так и частные проявления проблем; получать решения, описывающие конечный результат безотносительно промежуточных параметров (решения для системы) и решения, построенные для процесса, позволяющие оценить всю глубину проблемы; предложить формализованную методику решения для наиболее сложных, и слабоструктурированных проблем.
Системная парадигма является объединительной концепцией. Ее сущность попытался выявить Я. Корнаи.
Объект изучения рассматривается как целое, постоянно взаимодействующее с разнообразными внешними факторами.
- Предпочтения, характерные для относительно самостоятельных частей и элементов системы (например, индивидов), присущи системе в целом. Если система меняется, меняются и предпочтения.
- Система может развиваться как по законам собственной эволюции, так и под влиянием административных решений.
- Любая система имеет характерные только для неё недостатки.
- Количественные, иногда и качественные свойства одной системы сравниваются с соответствующими свойствами других.[3]
Не смотря на то, что Я. Корнаи в качестве типового объекта своей парадигмы имел в виду национальную экономику, она распространяется на мезо- и микроуровни.
В последнее время системный подход начинает занимать в экономических исследованиях самостоятельное место. Но это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению. Он позволяет при помощи абстрактных средств подойти к моделированию сложных, многоплановых процессов, значительно упрощая решение конкретной задачи, при этом, не теряя полноты свойств анализируемых явлений.
Таким образом, в связи с постоянным развитием экономики, появлением новой информации и появлением множества экономических объектов неизбежно возникает в объединительной концепции. На ее роль и претендует системная парадигма. Большой вклад в становление системного мышления внесли марксизм и теория надежности.
Глава 2 Организация как сложная и открытая система, преобразующая входные ресурсы в конечные результаты
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы — знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.[4]
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.
Рис. 2 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.[5]
Входы Преобразования Выходы
|
|||||||||
|
|
||||||||
Рис. 2. Организация – открытая система
Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.
Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.[6]
Глава 3 Характеристика ЗАО «Агропромсервис» как открытой системы
3.1 Общая характеристика ЗАО «Агропромсервис»
Закрытое акционерное общество «Агропромсервис» (далее - Общество).
Форма собственности: частная.
Тип бизнеса: оптовая торговля.
Организация зарегистрирована в Челябинской области и осуществляет свою деятельность на основании Устава и Учредительного Договора.
Организация, существует на рынке с 1996 г. и за это время уже успела создать устойчивые связи на рынке поставки оборудования промышленного назначения, как с потребителями так и с производителями.
Ниже приводится перечень товаров, предлагаемых нашей организацией:
Группа A «Шариковые подшипники» 5 %
Группа Б «Роликовые подшипники» 30 %
Группа В «Крупногабаритные подшипники» 55%
Группа Г «Специфические подшипники» 10 %
Ассортимент товаров будет формироваться при помощи каталогов фирм - производителей. Закуп товаров будет производиться как партиями так и индивидуально.
Кроме того планируется наладить производство подшипников по шведской технологии, которые не только легче, но и долговечнее всех существующих аналогов. А производсво их в России позволит снизить их себестоимость за счет отсутсвия таможенных платежей и транспортных расходов на их поставку из Швеции.
Миссия предприятия
Т.к. для Общества необходимо добиться процветания и роста организации; донести до потребителя свою продукцию, сохранить высокое качество продукции при увеличении объема производства, то миссия будет следующей:
Наши подшипники – основа вашей успешной деятельности.
Цели предприятия можно конкретизировать следующим образом:
Поиск надежного партнера
Реализация конкурентоспособной продукции
Налаживание контактов с посредниками
Выход на непосредственного потребителя
Повышение
качества торговой услуги
Повышение
квалификации сотрудников
1.Сертификация
продукции соответственно международным стандартам.
2.Покупка
нового оборудования
1.Создание
маркетингового отдела и службы управления качеством.
2.Участие
в специализированных международных выставках.
3.Заключение
договоров с компаниями реализующими продукцию в странах с целевыми рынками
сбыта
4.Разработка
транспортной сети предприятия.
5.Расширение
отдела сбыта.
Расширение рынка
сбыта ЗАО «Агропромсервис»
Маркетинговое
исследование потенциальных рынков сбыта
Поиск надежного партнера |
Реализация конкурентоспособной продукции |
Налаживание контактов с посредниками |
Выход на непосредственного потребителя |
Повышение качества торговой услуги |
Повышение квалификации сотрудников |
1.Сертификация продукции соответственно международным стандартам. 2.Покупка нового оборудования |
1.Создание маркетингового отдела и службы управления качеством. 2.Участие в специализированных международных выставках. 3.Заключение договоров с компаниями реализующими продукцию в странах с целевыми рынками сбыта 4.Разработка транспортной сети предприятия. 5.Расширение отдела сбыта. |
Расширение рынка сбыта ЗАО «Агропромсервис» |
Маркетинговое исследование потенциальных рынков сбыта |
Рис. 3. Дерево целей ЗАО «Агропромсервис»
В Обществе установлены очень уважительные отношения как между руководством различных подразделений, руководством и рабочими, так и между рабочими между собой. Этика не носит регламентированный и публичный характер – это один из элементов внутренней культуры Общества.
По-другому, это носит название организационной культуры Общества, т.е. это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
Для ЗАО «Агропромсервис» характерна следующая организационная система:
Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. Если продолжить наш пример с авиакомпанией, то в ее эксплуатационном отделе можно выделить такие вторичные подразделения как инженерно-техническую службу, техобслуживание, наземную службу и летную службу. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства. При этом необходимо соблюдать известную осторожность с тем, чтобы такой отдел (или подразделение) не ставили бы свои собственные цели выше общих целей всей организации.
3.2 Системный анализ внешней и внутренней среды
Универсальным средством методологии системного анализа является четкое выделение пяти логических элементов в процессе исследования любых систем, подсистем и других элементов. Как указывает Ч. Хитч, бывший помощник министра обороны США, возглавлявший внедрение СА в военных ведомствах, к ним относятся:
1. цель или ряд целей;
2. альтернативные средства (или системы), с помощью которых может быть достигнута цель;
3. затраты ресурсов, требуемых для каждой системы;
4. математическая и логическая модели, каждая из которых есть система связей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и требованиями на ресурсы;
5. критерий выбора предпочтительной альтернативы; с его помощью сопоставляют некоторым способом цели и затраты, например путем максимального достижения цели при некотором запрашиваемом или заранее заданном бюджете.
Микросреда
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Силы действующие в рамках микросреды фирмы, представлены на рис. 4. Управляющие по маркетингу не могут замыкаться только на нуждах целевого рынка. Они должны принимать в расчет все факторы микросреды.
Рис. 4. Микросреда фирмы
Управляющие по маркетингу должны работать в тесном сотрудничестве и с другими подразделениями фирмы. Финансовую службу волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов. Служба НИОКР занимается техническими проблемами конструирования безопасных и красивых велосипедов и разработкой эффективных методов их производства. Служба материально-технического снабжения заботится о наличии достаточного количества деталей и узлов для производства подшипников. Производство несет ответственность за выпуск нужного количества подшипников. Бухгалтерская служба следит за доходами и расходами, помогая службе маркетинга быть в курсе дела, насколько успешно идет достижение намеченных ею целей. Деятельность всех этих подразделений так или иначе сказывается и на планах, и на действиях службы маркетинга.
Поставщики сырья, необходимого для производства подшипников: Вторчермет, ООО «Металл».
ЗАО «Агропромсервис» является на сегодняшний день торговым предприятием, предлагающим на рынок подшипники от любого производителя всех типоразмеров.
Профиль организации – заключение договоров с производителями и доставка продукции к потребителю.
Предприятие является крупным поставщиком в своей области, что подтверждается размером доли рынка, охваченного предприятием.
У ЗАО «Агропромсервис» нет крупных конкурентов в Уральском регионе. Это представляет существенное преимущество для развития не только как дилерской фирмы по продаже подшипников, но и как потенциального производителя подшипников. Несомненным преимуществом в развитии фирмы является наличие связей с поставщиками и производителями.
Таким образом, мы видим что в Уральском регионе у ЗАО «Агропромсервис» есть реальная возможность занять свою долю на рынке производителей и продавцов подшипников, тем более что планируется привлечение шведского подшипникового завода.
Сама организация расположена в Челябинске, но имеет очень эффективные связи по всей России, а также в странах СНГ. Именно благодаря этому фирма динамично развивается в рыночных условиях. По своей сущности предприятие является дилером тех производителей, с которыми мы работаем. Следовательно, одной из миссий ЗАО «Агропромсервис» является поддержание и расширение существующих связей с производителями. Эффективность данного направления деятельности подтверждается тем, что предприятие совсем недавно вышло на Урало-Сибирский рынок и выиграло тендер трех крупнейших производителей подшипников на ведение дилерской деятельности: ОАО «Московский подшипник», Самарский подшипниковый завод и Минский подшипниковый завод. Но самым приоритетным направлением на сегодняшний день является великолепная идея развития совместного российско-шведского предприятия на базе уникальной шведской технологии совмещения в подшипниках металлических и пластиковых элементов.
Макросреда
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис. 5.
Рис. 5. Основные факторы макросреды функционирования фирмы
STEEP анализ произошел от пяти английских слов:
S- социально -демографические факторы,
T- Научно-технологические факторы
E- Экономические факторы
E- Экологические факторы
P- Политическо-правовые факторы
Социально-демографические факторы
Стиль жизни: население ведущее активный образ жизни, которое большую часть времени проводит за рулем и ремонтирует самостоятельно свою машину.
Социальная активность населения приводит к развитию частного бизнеса, все больше и больше людей занимается ремонтом машин, кроме того увеличивается спрос на автомобили, а значит увеличивается спрос на подшипники.
Субкультуры в рамках единой культуры.
Отношение людей к общественным институтам. Люди отличаются друг от друга своим отношением к корпорациям, государственным органам, университетам и прочим институтам. Большинство приемлет эти институты, хотя некоторые относятся к ряду из них весьма критически. В целом люди готовы потрудиться на благо основных институтов и ждут, что те в свою очередь выполнят свои общественные обязанности. И тем не менее отмечается спад приверженности общественным институтам. Им отдают меньше усилий, меньше верят в них. Расшатываются устои трудовой этики.
Отсюда следует несколько выводов для системы маркетинга. Фирмам нужно изыскивать новые пути завоевания доверия потребителей. Им нужно пересматривать свои рекламные коммуникации, удостоверяясь в честности своих обращений. Им нужно пересматривать разные аспекты своей деятельности, убеждаясь, что они предстают перед общественностью как «добропорядочные организации, преисполненные гражданской ответственности».
Отношение людей к обществу. По отношению к обществу, в котором они живут, люди занимают разные позиции от патриотов, выступающих в его защиту, до реформаторов, желающих изменить, его, и недовольных, желающих его покинуть. Отмечается тенденция ослабления патриотизма и усиления критики курса страны. Отношение людей к своему обществу сказывается и на структуре потребления, и на объеме сбережений, и на взглядах на рынок.
Научно-технологические факторы
Деятель рынка должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса.
Появление безграничных возможностей. В наши дни ученые разрабатывают ошеломляющее количество новых технологий, которые способны коренным образом преобразить наши товары и производственные процессы. Сегодня ученые работают над созданием таких многообещающих товаров и услуг, как:
- практическое использование солнечной энергии,
- полная автомеханизация производства,
- электромобили.
И в каждом случае основные трудности носят не только технический, но и коммерческий характер. Ведь надо создать товар и практичный и доступный по цене.
Рост ассигнований на НИОКР.
Больше всех тратят на НИОКР следующие пять отраслей: авиационная и ракетно-космическая промышленность; электротехническая промышленность и промышленность средств связи; химическая промышленность; машиностроение; автомобильно-транспортная промышленность. Меньше всех тратят на НИОКР отрасли, производящие лесо- и пиломатериалы, мебель, текстиль, одежду, бумагу и изделия из нее. Отрасли верхнего эшелона ассигнуют на эти цели 5-10% суммы продаж, а отрасли нижнего эшелона - менее 1%. Наша фирма тратит на НИОКР около 2% суммы своего товарооборота.
Повышение внимания к внедрению небольших усовершенствований в уже существующие товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие компании занимаются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. Большинство довольствуется ассигнованиями на копирование товаров конкурентов и внедрение незначительных усовершенствований в их характеристики и оформление. Большая часть исследовательских работ носит скорее оборонительный, чем наступательный характер.
Ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Общественности нужно знать, что предлагаемые новинки безопасны. Государственные учреждения изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Федеральное управление по контролю за качеством продукции.
Ужесточились требования к безопасности и безвредности товаров в автомобильной промышленности, производство одежды и электробытовых приборов, строительство. Деятели рынка должны быть осведомлены обо всех этих требованиях.
Деятелям рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им нужно работать в тесном контакте со специалистами сферы НИОКР и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
Экологические факторы
Различаются люди по своему отношению к миру природы. Некоторые чувствуют себя во власти природы, другие в гармонии с ней, третьи стремятся подчинить ее себе. Отмечается долговременная тенденция подчинения природы человеком с помощью науки и техники и его вера в изобилие природных ресурсов. Однако в последнее время люди стали осознавать хрупкость природы и ограниченность ее ресурсов, стали осознавать, что человеческая деятельность может погубить природу или нанести ей вред.
Подорожание энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с одним невозобновляемых видов природных ресурсов нефтью. Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом 'зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике. Только в области использования солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для обогрева жилых помещений и прочих целей.
Рост загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Подумайте об удалении отходов химических и ядерных производств, об опасном уровне содержания ртути в водах морей и океанов, о содержании ДДТ и других химических загрязнителей в почве и продуктах питания, а также о засорении среды бутылками, изделиями из пластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению.
Озабоченность общественности открывает перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую возможность. Создается емкий рынок средств по борьбе с загрязнением, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие по технологии рециркуляции исходных материалов. Начинаются поиски альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда окружающей среде.
Экономические факторы
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.
Ответной реакцией большинства населения на сегодняшнюю экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, они стали покупать больше товаров «магазинных марок» и меньше товаров «общенациональных марок». Многие фирмы стали выпускать «экономичные» варианты своих товаров, а в рекламных обращениях делать упор на привлекательность цен. Некоторые потребители отложили покупки товаров длительного пользования, другие наоборот, ускорили их из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся на 10%. Многие семьи почувствовали, что большой дом, две машины, путешествия за границу и получение высшего образования в частных учебных заведениях им уже не по карману.
Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничивающие себя в расходах, но все равно чувствующие себя вполне уютно и способные приобретать дорогую одежду, антикварные изделия, второй катер или второй дом. Рабочий класс практически не должен выходить за рамки приобретения самого необходимого из пищи, одежды и крова и должен всеми силами стараться что-то сэкономить. И наконец, представители низших слоев общества (люди, живущие на пособия по социальному обеспечению), а также многие пенсионеры вынуждены считать каждый цент при совершении даже самых необходимых покупок.
Политическо-правовые факторы
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.
Руководитель маркетинга должен хорошо знать федеральные законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества, а также местные законы.
Экспертиза предприятия (методом SWOT-анализа)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Система распределения |
|
- опытные руководители - профессиональные менеджеры - наличие запасов готовой продукции - анализ потребностей покупателя - накоплен опыт продаж -создана база данных о клиентах - наличие собственных складских помещений |
- Задержки поставок продукции определенных марок |
Предлагаемая продукция компании |
|
- конкурентоспособность продукции по соотношению «цена – качество» - предлагается товар по самым низким ценам на рынке (эксклюзивность) |
- отсутствует возможность влиять на поставщиков - неосведомленность потребителей о свойствах продукции |
Собственные финансовые средства компании |
|
- адекватные финансовые ресурсы |
- недостаточно выделяются средства на работу отдела маркетинга, маркетинговые исследования и рекламу |
Организация управления компанией |
|
- мобильно и динамично реагирует на изменения - система обучения и мотивации персонала - компания с сильной организационной культурой, в которой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению философии компании, пропаганде её ценностей |
- Недостаточное количество высококвалифицированных специалистов в области менеджмента и маркетинга |
Возможности |
Угрозы |
Общество |
|
- расширение рынков сбыта |
- незастрахованность бизнеса |
Тенденции развития рынка |
|
- завоевание новых рынков |
- недостаточное исследование новых рынков |
Конкуренты |
|
- выход на новые рынки или сегменты рынка - позиционирование продукции с позиции низких цен |
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению - низкие маркетинговые способности - возможность появления новых конкурентов |
Распределение |
|
- способность обслуживать дополнительные группы клиентов - способность более активно работать в городах области |
- риск при оценке платежеспособности клиентов - уменьшение объемов продаж - низкая степень информированности населения в удаленных районах |
Потребители |
|
- поощрение покупателей - выход на новые сегменты рынка |
- увеличилось количество разнообразных торговых марок - поощрение покупателей практикуют конкурирующие фирмы |
Заключение
Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам и принципам, характерным для других открытых систем.
Организация, развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.
В организации всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.
Системный подход делает акцент на несводимость характеристик системы к сумме качеств ее элементов. Так характеристики молекулы не выводимы из суммы качеств составляющих ее атомов.
В открытой системе действует закон фон Бертоланфи, о наличии множества различных путей достижения одного и того же состояния системы или получения одного и того же результата.
Системный подход к организации позволил представить организацию как открытую систему, связанную со средой, зависимую от изменений среды, включающую в себя людей в качестве элементов, но несводимую к сумме их устремлений, способностей, желаний. Объединенные общими целями, реализующие привычные модели поведения члены организации не всегда способны увидеть то множество возможных путей и способов, которые могут привести к необходимому результату.
Организация как группа проходит ряд стадий развития. Как и этапы развития ребенка эти стадии имеют не только количественные, но и качественные различия. Стадии развития организации как группы определяют ее возможности, влияют на ее продуктивность, задают тот круг проблем, который оказывается в центре внимания ее членов.
Итак, организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия – организационный эффект. Суть этого эффекта – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Беляев А.А. Системология организации: Учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков; Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Гибсон Дж. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. / Дж. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Донелли. М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Гуиняр Фрэнсис Ж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.
5. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДЕКА, 2000.
7. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. псосбие. М.: Проспект, 2003.
8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.
9. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.
[1] Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003.
[2] Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[3] Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2003.
[4] Гуиняр Фрэнсис Ж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.
[5] Беляев А.А. Системология организации: Учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков; Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.
[6] Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.