СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ И МЕСТО АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА .........................................8
1.1. Аналитическая работа в системе банковского менеджмента ...............9
1.2. Экономический анализ как особый вид деятельности ...........................12
1.2.1. Сущность и содержание аналитической работы в банке ................13
1.2.2. Виды аналитической работы ..............................................................18
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КБ «ТАГИЛБАНК» ............................................................................................20
2.1. Основные направления деятельности КБ «Тагилбанк» ...........................20
2.2. Организационная структура КБ «Тагилбанк» ...........................................23
2.3. Состояние аналитической работы в КБ «Тагилбанк» ..............................25
3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ...........................................................................28
3.1. Методика анализа деятельности банков согласно Инструкции ЦБ РФ
«О порядке регулирования деятельности банков» ....................................28
3.2. Методика рейтинговой оценки коммерческих банков,
предложенная Кромоновым В.С. .................................................................31
3.3. Методика анализа деятельности коммерческих банков
и оценка их надежности по американской системе CAMEL ....................34
3.3. Методика оценки коммерческих банков по системе INEC .....................41
3.4. Методика оценки коммерческих банков, разработанная группой
при Экспертном Совете банков Свердловской области ............................48
3.5. Сравнение методик анализа деятельности банков ...................................53
4. ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ АНАЛИЗА И ОТЧЕТНОСТИ
В КБ «ТАГИЛБАНК» ........................................................................................58
4.1. Формирование службы анализа и отчетности ........................................58
4.1.1. Цели и задачи службы ......................................................................58
4.1.2. Содержание деятельности службы .................................................59
4.1.3. Структура управления службы ........................................................60
4.1.4. Персонал службы ..............................................................................61
4.2. Модель аналитической работы службы анализа и отчетности .............62
4.2.1. Динамика объемов и структуры активов и пассивов,
доходов и расходов ...........................................................................64
4.2.2. Экспресс-анализ.................................................................................65
4.2.3. Оценка финансового состояния ......................................................68
4.2.4. Анализ собственного капитала ........................................................73
4.2.5. Анализ прибылей и убытков ............................................................78
4.2.6. Принятие решений об изменении структуры
активных и пассивных операций ...................................................84
4.2.7. Определение экономически обоснованной цены кредита ...........90
4.3. Информационная основа ..........................................................................101
4.4. Оценка экономического эффекта деятельности подразделения .........102
5. Обеспечение жизнедеятельности ....................................................................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................114
ПРИЛОЖЕНИЯ .......................................................................................................116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .....................................................................182
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России планомерно ведет отечественный бизнес к интеграции в мировую экономику. Финансовый рынок не является исключением. Развитие банковской системы в нашей стране привело к появлению большого количества коммерческих банков. Если в 1985 году в стране существовало немногим более 10 банков (без учета банков бывших союзных республик СССР), то в 1998 году в России функционирует более 1600 коммерческих банков с общим уставным капиталом 33158 млн. деноминированных рублей /11/. Одна только московская группа составляет более 400 банков. Активы тридцати крупнейших банков составляют 62% суммарных активов российских банков /17/.
Быстрый процесс развития банковской сферы привел к тому, что предложение банковских услуг превысило необходимый для российского общества уровень спроса на них. Это, в свою очередь, создало условия для возникновения конкуренции в отдельных секторах банковской деятельности. К тому же необходимо учесть специфические черты банковского дела в России. В отличие от зарубежных, российские банки находятся в особых условиях, специфику которых можно определить следующим образом: изменчивость организационной структуры банков, связанная с их стремительным и продолжающимся развитием; существование специфических правил бухгалтерского учета в России и их отличие от международных стандартов; низкое и медленно меняющееся качество работы системы РКЦ (расчетно-кассовых центров) Центрального Банка РФ, к которому, тем не менее, необходимо приспосабливаться.
Поэтому одной из важных проблем в сфере банковской деятельности выступает проблема выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Выиграть в ней может тот банк, который сумеет организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Если он учтет всю совокупность влияющих факторов, начиная от действующих в обществе закономерностей и реалий, специфичных для текущего момента и общей ситуации в стране, и заканчивая ориентацией на самые передовые технологии, разработанные в различных предметных областях. Наряду с надежностью и стабильностью банка в качестве одного из важнейших условий выживания банков при растущей конкуренции на первый план выходит качество обслуживания и расширение круга предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, требует решения целого ряда частных задач. К числу основных задач, стоящих перед российскими банками, можно отнести: повышение эффективности обработки платежного документооборота, реализация системы валютной бухгалтерии, сложная аналитическая обработка финансовой информации с последующим принятием обоснованных решений по управлению ресурсами, обеспечение составления отчетности, подготовка документов, анализа, планирования и контроля деятельности банка; создание механизма быстрого реагирования на изменение ситуации (в экономике, политике, законодательстве, банковском секторе, собственной деятельности); распространение необходимых знаний среди сотрудников банка и повышение уровня их профессиональной подготовки; проблемы, связанные с увеличением численности персонала, появлением у банков новых зданий и т.д. Совершенно очевидно, что решить перечисленные задачи может лишь эффективный менеджмент.
Для российских банков в современной экономической ситуации весьма актуальным становится вопрос разработки и применения собственных эффективных методов анализа, прежде всего, финансового состояния банков, соответствующих условиям местных рынков. Успешное развитие и надежность банка сегодня во многом зависят от постановки аналитической работы, позволяющей давать реальную и всестороннюю оценку достигнутым результатам его деятельности, выявлять сильные и слабые стороны банка, определять стратегии роста и конкретные пути решения возникающих проблем.
Тема дипломной работы была определена как «Совершенствование организации аналитической работы в КБ «Тагилбанк», так как на сегодняшний день действительно эта проблема актуальна для банков, и Тагилбанк не является исключением.
Цель работы - выявить пути, методы и средства совершенствования аналитической работы в КБ «Тагилбанк».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучена современная литература по данной теме;
- проведен анализ и сопоставление имеющихся методик, и произведен отбор наиболее рациональных для проведения анализа;
- выполнены аналитические расчеты по выведенной методике;
- обоснована необходимость формирования подразделения, занимающегося анализом;
- разработан проекта службы анализа и отчетности в КБ «Тагилбанк».
1. РОЛЬ И МЕСТО АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные)[1].
Анализ (без привязки к хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с давних времен, являясь весьма веским понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ и т.п.).
Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка. В условиях централизованно планируемой экономики было принято подразделять его на политэкономический и конкретно-экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности); последний в свою очередь подразделялся на методологию экономического анализа функционирования субъектов хозяйствования (экономика в целом, регион, отрасль, предприятие) и теорию анализа хозяйственной деятельности[2]. Стержневым элементом данного подхода являлась идея планового ведения хозяйства, а, следовательно, упор делался на учет, контроль и анализ по схеме «план - факт».
Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики, а также учитывая национальные особенности реструктуризации экономики России, возможно иное представление сферы действия экономического анализа (см. рис.1).
Стержневым элементом представленной схемы является экономическая теория как наука, связанная с изучением действия законов экономического и общественного развития в конкретной социально-экономической формации. Ее главной целевой установкой является
Система экономического анализа
Статистика Финансовый анализ Анализ хозяйственной
деятельности (микроэкономика) Бухгалтерский учет
|
|||
Рис. 1.
оценка и поиск путей наиболее эффективного использования ресурсов, обеспечивающих достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества. Экономическая теория является в известном смысле теоретической базой ряда общественных наук - статистики, бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, финансового анализа и др.
В приведенной схеме учетно-аналитическая функция представлена единым блоком в виде трех дисциплин: бухгалтерский учет, финансовый анализ и анализ хозяйственной деятельности. Такое представление оправдано и в историческом, и в методологическом, и в информационном аспектах. В основе этого блока находится бухгалтерский учет, история которого насчитывает несколько тысячелетий.
1.1. Аналитическая работа. в системе банковского менеджмента
Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий, организаций и их структурных внутренних подразделений, поскольку эти низовые звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
Деятельность коммерческого банка проходит на фоне постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально-политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на финансовую устойчивость кредитной организации. В связи с этим основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на организационно-экономических мероприятиях (реинжиниринг бизнес-процессов банка), комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками), на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий (информационно-аналитическое и фукционально-технологическое обеспечение). Поэтому далее речь пойдет о банковском менеджменте, который призван обеспечивать устойчивую деятельность банка.
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управление персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент - это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере[3].
Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в банке.
Среди задач банковского менеджмента: банковская политика, банковский маркетинг, формирование клиентской базы и других, - нас особо интересуют следующие две. Это информационно-аналитическое обеспечение и экономика и финансы. Они включают обработку первичной информации, обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценку степени выполнения программы банка.
Для реализации задач банковский менеджмент должен представлять собой единую систему, и как любая система управления выполнять ряд функций (приложение 1).
Функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт специализации в сфере управления. Функции управления классифицируются на общие, или главные функции, отражающие содержание самого процесса управления, и специфические функции, отражающие различные объекты управления. Взаимосвязь общих и специфических функций управления состоит в том, что общие функции не могут осуществляться сами по себе, без приложения к какому-либо объекту управления, а любая специфическая функция управления каким-либо объектом может быть осуществлена только с помощью общих функций.
Общие, главные функции экономического управления, или, как их иногда называют основные функции экономической деятельности, можно определить так:
1) информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах);
2) анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основании научно обоснованных критериев);
3) планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы);
4) организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования ресурсов экономической системы);
5) контроль (контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений).
Первые две общие функции отражают как бы технологические этапы управления, которые сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Само принятие решений осуществляется в виде функций управления, отражающих временные этапы управления: планирования, организации управления и контроля. Следовательно, экономический анализ и другие виды управленческой деятельности, отражающие первую функцию (бухгалтерский учет, статистика), являются такими функциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.
Таким образом, анализ играет важную роль в системе управления и тесно связан со всеми функциями управления. Он призван, с одной стороны, определить экономическую эффективность деятельности за отчетный период (или установленный изучаемый период), достижение поставленных целей. С другой - определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
Поскольку маркетинг и планирование являются исходными пунктами управленческого цикла, анализ направлен на обеспечение необходимой информацией прежде всего этих функций.
Большую роль играет анализ информации в процессе текущей оперативной деятельности фирмы, поскольку является исходной базой для принятия управленческих решений, направленных на осуществление контроля, выявление и ликвидацию отклонений от выполнения поставленных целей в процессе деятельности.
Такой анализ позволяет проводить проверку выполнения управленческих решений, соблюдение установленных нормативов и условий работы. Анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления. Кроме того, экономический анализ - это не только функция, но и определенная система мышления, которая требует определенных научных подходов, разработки методов обработки информации, умения сформулировать правильные выводы на основе анализируемых показателей, дать рекомендации управленческому аппарату по вопросам повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
Полнота экономического анализа зависит от наличия информационной базы, от уровня ведения учета и отчетности, достоверности анализируемых показателей, использования компьютерной техники как при ведении отчетности, так и в процессе проведения анализа. Он призван дать управляющим необходимый аналитический материал для принятия управленческих решений. Поэтому каждый средний и даже мелкий банк призван иметь свою аналитическую службу, которая собирает, обобщает информацию, выделяет закономерности и на этой базе прогнозирует различные тенденции.
1.2. Экономический анализ как особый вид деятельности
Руководству банка, решившему организовать у себя информационно-аналитическую службу, надо учесть следующее. Характер, методы и приемы работы классических структур формировались десятилетиями. За плечами работников этих служб - большой опыт работы таких отделов в разных ситуациях. Поэтому пред ними особенно большое поле деятельности в направлении совершенствования организации работы, компьютеризации ручных работ, подбора квалифицированных кадров, преемственного обучения молодых специалистов.
Совершенно иная ситуация наблюдается в становлении информационно-аналитической службы. Она, как и все новое, формируется трудно. Банки, впервые создающие такие службы, нередко оказываются перед проблемой - с чего начать и что анализировать? Специалисты, формирующие подразделение, отыскивают, как организовать работу. В специальной литературе, появившейся в последнее время, затрагиваются лишь частные вопросы анализа внутренних показателей банка. Отсутствие системности и комплексности в изложении аналитических разработок свидетельствует, что данное направление в нашей банковской практике находится еще в стадии становления.
К тому же, работа аналитического отдела по своим целям и задачам существенно отличается от деятельности других банковских служб. Дело осложняется тем, что традиционные службы обеспечивают проведение ежедневных технологических операций и продукты их работы - налицо также ежедневно. Результаты же деятельности аналитиков ощущаются не сразу, и может пройти немало времени, прежде чем служба внесет ощутимый вклад в результаты работы банка.
1.2.1. Сущность и содержание аналитической работы в банке
Анализ деятельности банка представляет собой многомерную задачу, при решении которой необходимо провести анализ различных сторон деятельности банка, его финансового состояния. Чтобы наглядно представить себе основные направления комплексного экономического анализа деятельности банка, можно привести схему, представленную в приложении 2. В процессе анализа основным объектом исследования выступает вся его совокупная коммерческая деятельность.
Содержание анализа определяется особенностями исследуемого объекта и целевыми установками. Объектом может быть любая структурная единица. Содержание анализа, последовательность его этапов зависят от цели, задач, условий деятельности банка, особенностей рынка. В обобщенном виде в содержание анализа входят:
1) выдача задания на проведение анализа;
2) уяснение и согласование целей и задач анализа, сроков выполнения, определение круга специалистов участвующих в проведении анализа;
3) получение оценки сложившейся ситуации, изучение причинно-следственных связей объекта, степени и направлений влияния отдельных факторов; оценка эффективности функционирования объекта и его важнейших показателей;
4) выяснение условий, благоприятствующих действию факторов, положительно влияющих на результаты деятельности объекта;
5) определение условий, отрицательно влияющих на эти результаты; поиск вариантов решений, обеспечивающих улучшение деятельности анализируемого объекта;
6) сопоставление вариантов решений;
7) подготовка одного или нескольких вариантов решений для представления руководителю.
Рассмотрим перечисленные элементы содержания анализа более подробно.
Инициатива проведения анализа часто исходит от руководителя. При выдаче задания необходимо ориентироваться на то, в какой мере полученные результаты могут быть использованы для принятия решения. Руководитель, зная квалификацию и возможности специалистов, постоянно занимающихся анализом или временно привлекаемых к этой работе, поручает им соответствующую работу. В ряде случаев анализ может проводиться в плановом или инициативном порядке. Но и в этих случаях необходим конкретный заказчик, заинтересованный в данной работе.
Важным организующим моментом является уточнение и согласование сроков проведения анализа, составление линейного, а в более сложных случаях - сетевого графика; определение формы, в какой результаты анализа будут представлены лицам, принимающим решения (ЛПР).
Необходимо четко определить цели и задачи анализа. Сроки проведения и завершения анализа зависят, прежде всего, от предельного срока, когда должно быть принято решение. При этом полезно зарезервировать время на доработку аналитической записки в ходе работ «Аналитик - ЛПР», на оценку вариантов, на само обдумывание принятия решения.
Работу по непосредственному проведению анализа целесообразно поручать отдельным специалистам или создавать исследовательские группы (типа временных творческих коллективов). В необходимых случаях издается распоряжение, где следует отразить основные конечные результаты, которые должны быть получены, рабочий план анализа, указать руководителя группы, утвердить рабочий план-график проведения работы, состав группы и ее руководителей.
Качество анализа во многом зависит от полноты и качества используемой информации. В обобщенном виде информация охватывает практически все стороны анализируемого объекта. При определении источников информации, методов ее получения необходимо максимально ориентироваться на машинные носители.
Информационное обеспечение должно строиться на следующих принципах: целенаправленность информации (подбор сведений исходя из задач анализа); полнота информации (получение необходимого и достаточного для достижения целей анализа объема информации); достоверность; актуальность (отражение новейших представлений, чтобы информация носила опережающий, а не опаздывающий характер); конкретность (выбор из всей массы сведений информации наиболее существенной); оперативность (сокращение времени на сбор, обработку, систематизацию и представление информации).
Одна из важнейших составляющих содержания анализа - оценка сложившейся ситуации. Сюда входят характеристика основных показателей, изменения показателей, характеристика положения, занимаемого организацией на рынке, степень использования ресурсов и проч.
После получения предварительной укрупненной оценки определяются взаимодействующие факторы, раскрываются причинно-следственные связи. Следует иметь в виду большое число факторов, влияющих на экономические показатели.
Существенное место в программе и содержании анализа занимает сопоставление различных вариантов решения поставленной задачи. Сравнения проводятся с точки зрения экономического эффекта, затрат, сроков исполнения, финансовых возможностей.
Основные трудности в ходе анализа связаны с выработкой возможных вариантов решения. Сбор информации и ее организация посредством поэтапного логического анализа, выявление и оценка важнейших настоящих и будущих аспектов бизнеса позволяют разработать совокупность стратегий, приемлемых по затратам, выгоде и риску, оптимизирующих деятельность структурных единиц и банка в целом. Для того чтобы сформулировать большее число вариантов, целесообразно использовать принцип дерева вариантов. Суть его состоит в том, что в начале выделяются группы вариантов, существенно различающихся способами достижения цели, затем каждая из них подразделяется на подгруппы с менее существенными различиями. Правильно составленное дерево вариантов позволяет охватить максимально возможное количество решений возникшей проблемы.
Анализ завершается подготовкой и представлением руководителю одного или лучше нескольких наиболее предпочтительных вариантов. При определении содержания анализа следует учитывать стоимость и продолжительность проведения этих работ.
Необходимо отметить еще несколько особенностей аналитической работы. Поскольку масштабы операций банка, как правило, расширяются, любое решение, принятое в данный момент, может иметь серьезные как положительные, так и отрицательные последствия в перспективе. Хотя управление основано на знании данных и фактов, а будущее в этом отношении представляет собой сплошную неопределенность - постольку нет достоверных знаний о том, что произойдет, есть лишь предположения, оценки и более или менее обоснованные выводы. Однако будущее не является чем-то независимым от настоящего, и корни любых событий можно найти в настоящем.
В информационном аспекте это означает, что система анализа должна быть сконструирована так, чтобы обеспечивать возможность отвечать на следующие вопросы:
какая информация позволяет установить те факторы, которые будут существенно влиять на состояние организации в будущем?
каков характер этой информации?
какую информационную систему можно использовать?
как включить эту информацию в соответствующие базы данных, с тем чтобы использовать ее в дальнейшем?
Многие неудачи обычно связаны с отсутствием необходимого объема информации («баз данных», на основе которых можно принимать решения). Чтобы быть полезной, она должна показывать перспективы и быть сосредоточена на тех аспектах, которые в наибольшей мере влияют на будущее банка.
Систематизация информации означает необходимость получения (и оперативно) ответов на вопросы типа:
что необходимо знать?
где можно получить об этом данные?
кто будет их сообщать?
как будут собирать эти данные?
кто их будет анализировать и интерпретировать?
как наиболее экономично хранить собранную информацию, с тем чтобы ее столь же экономично находить и извлекать впоследствии?
как своевременно распределить извлеченную информацию между ее пользователями?
Иными словами, он должен располагать своевременной информацией для оценки тех экономических, политических, социальных, юридических факторов, которые могут повлиять на конкурентоспособность и экономическое положение банка в обозримом будущем.
Собранные данные не являются информацией до тех пор, пока они не проанализированы и интерпретированы квалифицированным экспертом. В срочных случаях информацию можно передавать лицам, принимающим решения, без изучения экспертами, но, когда время позволяет (то есть в большинстве случаев), именно обработанные сведения особенно полезны тем, кто принимает решения.
Таким образом процесс анализа включает следующие положения.
1. Анализ должен строиться на основе определенной входной и выходной информации, требующейся на каждой его фазе.
2. Анализ должен сочетаться с определенными действиями, спланированными таким образом, чтобы обеспечит обратную связь согласования с теми должностными лицами, которые распределяют ресурсы организации.
3. Анализ должен проводиться на циклической основе, которая дает возможность всем уровням осуществлять свое собственное планирование деятельности и организованно участвовать в проведении анализа.
4. Следует предусмотреть стандарты для представляемой плановой документации и баз данных; это обеспечивает однородность представляемых документов в качественном и количественном отношениях.
5. Анализ должен обеспечивать определенную согласованность внутренних данных, сведений о конкурентах и внешней среде.
Известно, процесс принятия управленческих решений в большей степени искусство, чем наука. Результаты выполненных формализованных аналитических процедур не являются или, по крайней мере, не должны являться единственным и безусловным критерием для принятия этого или иного управленческого решения. Они в некотором смысле - «материальная основа» управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Причем в некоторых случаях нематериальные компоненты могут иметь основополагающее значение.
Необходимость сочетания формализованных и неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает естественный отпечаток как на порядок подготовки аналитических документов, так и на саму последовательность процедур анализа финансового состояния: они не могут быть раз и навсегда жестко заданными, а, напротив, должны корректироваться как по форме, так и по существу. Именно такое понимание логики экономического анализа является наиболее соответствующим логике функционирования банка в условиях рыночной экономики.
Таким образом на уровне банка экономический анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
- оценить текущее и перспективное финансовое состояние банка;
- оценить возможные и целесообразные темпы развития банка с позиции финансового их обеспечения;
- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
- спрогнозировать положение банка на рынке банковских услуг, финансовом и проч.
Принципиальная схема организации аналитической деятельности представлена в приложении 3.
1.2.2. Виды аналитической работы
Исходя из различных критериев, выделяют следующие виды анализа, представленные на схеме в приложении 4.
В зависимости от спектра изучаемых вопросов выделяют полный и тематический анализ. Оба вида анализа осуществляются на основе соблюдения принципа комплексности. Однако если при полном анализе изучаются все стороны работы коммерческого банка, то есть как внешние, так и внутренние его связи, то при тематическом затрагивании лишь узкий круг вопросов, позволяющих выявить возможности улучшения отдельных сторон деятельности банков. Примером тематического анализа является анализ банковской прибыли, или структуры кредитов, депозитов и т.д.
Исходя из целей и характера исследования, различают предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ. Предварительный анализ применяется при оценке состояния счетов для выявления возможности осуществления банком каких-либо операций. К оперативному анализу прибегают в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей и принятия срочных мер, обеспечивающих их выполнение, а также получение достаточной прибыли. Итоговый (последующий) анализ используется при определении эффективности деятельности коммерческого банка за изучаемый период и выявлении резервов повышения доходности. Перспективный анализ - для прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определения дальнейших направлений денежно-кредитной политики.
В зависимости от объекта исследования анализ подразделяется на функциональный, структурный (анализ структуры активно-пассивных операций, доходов, расходов и прибыли банка), операционно-стоимостной и народнохозяйственный.
Функциональный анализ позволяет выявить специализацию деятельности банка, его место в системе взаимоотношений банков, возможные формы и перспективы взаимодействия с другими контрагентами этой системы, а также произвести оценку эффективности и целесообразности выполняемых банком функций.
Исследование проводится на основе общей суммы баланса, соотношений размеров депозитов и кредитов, собственных и привлеченных средств, а также доли межбанковских операций в общем объеме ресурсов и их вложений. В ходе анализа выявляются основные направления деятельности банка, определяющие его специализацию. Удельный вес той или иной производимой банком операции в общей сумме баланса характеризует ее значимость для банка.
В результате функционального анализа выявляются возможности повышения прибыльности и ликвидности банковских операций путем исключения ненужных и поиска более прогрессивных способов выполнения необходимых операций.
Операционно-стоимостной анализ углубляет исследование доходности банка и дает представление о стоимости и рентабельности (или убыточности) конкретных операций. Он позволяет оценить значение каждого вида операций в формировании прибыли банка и выработать основные направления депозитно-ссудной политики банка по отношению к конкретным контрагентам с целью максимизации дохода.
Народнохозяйственный анализ позволяет определить масштабность активно-пассивных операций и банковской прибыли, а также степень участия банка в формировании денежной массы и ссудного фонда страны.
Структурный анализ производится по видам банковских операций. Посредством данного анализа определяются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структура доходов, расходов и прибыли.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КБ «ТАГИЛБАНК»
Коммерческий банк «Тагилбанк» входит в единую банковскую систему РФ как Общество с ограниченной ответственностью. Банк зарегистрирован в ноябре 1991 года и действует на основании лицензии ЦБ РФ.
В своей деятельности банк руководствуется:
- законодательством РФ,
- нормативными актами ЦБ РФ,
- нормами международного права, действующими на территории РФ,
- международными банковскими правилами и традициями,
- Уставом банка,
- Учредительным договором.
2.1. Основные направления деятельности КБ «Тагилбанк»
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основа основ деятельности коммерческого банка - формирование его собственных средств как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. Структура ресурсов за 1994 - 1997 г.г. представлена в приложении 5.
Имущество банка составляют его денежные и материальные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе банка. Источниками формирования имущества банка являются доходы и иные источники, не запрещенные на территории РФ законодательными и иными нормативными актами.
Размер уставного фонда может быть изменен в порядке, предусмотренном действующим законодательством, по решению общего Собрания пайщиков, за счет изменения размера паевых взносов, вступления в банк новых пайщиков, а также за счет прибыли банка.
Резервный фонд создается для обеспечения обязательств банка и покрытия возможных убытков по его операциям. Размер резервного фонда устанавливается собранием пайщиков и должен быть не менее 25 % от уставного фонда. Отчисления в резервный фонд производятся ежеквартально в размере 10% от прибыли, а также по решению Собрания пайщиков за счет взносов пайщиков до полного формирования резервного фонда.
Для осуществления операций и хранения денежных средств банк открывает корреспондентские счета в учреждениях ЦБ РФ и в других банках в соответствии с действующим законодательством.
Банк мобилизует свободные денежные средства предприятий и организаций и хранит их на расчетных, текущих, депозитных или иных счетах; привлекает во вклады денежные средства граждан на определенный срок и до востребования.
Основным направлением деятельности является кредитование реального сектора экономики.
Банк осуществляет кредитование, расчеты и другие операции в иностранной валюте на территории РФ и за ее пределами в соответствии с действующим законодательством и международной банковской практикой (по лицензии ЦБ РФ).
В установленном законодательством порядке выпускает, приобретает, продает, принимает на хранение и в управление ценные бумаги, осуществляет иные операции с ними. Банк осуществляет депозитарную деятельность: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав на ценные бумаги.
Осуществляя свою деятельность банк вправе:
- получать от кредитуемых предприятий и организаций отчеты, балансы и документы, подтверждающие их платежеспособность, а также обеспеченность предоставленных кредитов;
- требовать проведения экспертизы проектных решений по строительству, расширению, реконструкции и техническому перевооружению объектов, которые предполагается осуществить с участием средств или кредитов банка;
- прекращать дальнейшую выдачу кредита, досрочно взыскивать выданные суммы кредита при нарушении обязательств, предусмотренных кредитным договором, при выявлении случаев недостоверности отчетности или запущенного бухгалтерского учета;
- объявлять в установленных законодательством случаях предприятия и организации неплатежеспособными. Выносить в установленном порядке предложения об их реорганизации и ликвидации.
В настоящее время динамично развивает систему обслуживания населения по пластиковым карточкам Тагилбанка через банкоматы и торговую сеть.
К услугам населения индивидуальные сейфы для хранения ценностей физических лиц и предприятий.
Являясь членом Ассоциации Российских Банков (АРБ), Союза Уральских Банков, уполномоченным банком Правительства Свердловской области и администрации города Нижнего Тагила, действует, как единственный из 9 банков города самостоятельный банк и осуществляет все виды банковских операций в рублях и иностранной валюте.
Методика информационного центра «Рейтинг» по сумме активов устанавливает его на 153 место среди банков России и 7-е место среди крупнейших банков Свердловской области, таким образом определяя как банк средней надежности. Причем необходимо отметить, что в области нет (по методике) банков с высокой надежностью[4].
Одним из главных направлений деятельности банка является кредитование. Кредитные вложения увеличились в 1996 году по сравнению с 1995 годом со 152 до 180 млрд. руб. или в 1,2 раза. На конец 1997 года их величина - 174,5 млрд. руб. Это - и новое оборудование, и передовые технологии для тагильских производств, и товары для сферы торговли, и заработная плата для десятков тысяч тагильчан. В соответствии с собственными стратегическими установками и сложившимися экономическими условиями приоритет отдается кредитованию промышленных предприятий города. Задолженность предприятий на начало 1998 года составила 58,4 % от общего объема кредитных вложений, удельный вес задолженности по строительным организациям определяется в размере 11,4 %.
Инфляционные процессы предыдущих лет, рост взаимных неплатежей и долгов перед бюджетом негативно сказались на хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Явно наблюдается спад производства, особенно промышленных предприятий. Ухудшение их финансового положения, высокие кредитные риски, налоговое бремя, неплатежи создают проблемы для кредитования производственных программ, особенно инвестиционных. Поэтому кредиты в 1996-1997 годах выдавались в основном на поддержание производственного процесса предприятий, а также ссуды на выплату заработной платы.
Процентная политика банка строится в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка, эффективности кредитуемого мероприятия, степени риска проводимых операций.
С целью привлечения денежных средств Тагилбанк активно занимается выпуском депозитных и сберегательных сертификатов. В 1997 году в российских банках произошел значительный отток вкладов населения, причиной которого явились отрицательные тенденции, имеющие место в экономике страны в целом. Объявленная правительством деноминация российских дензнаков, задержки в выплате заработной платы и пенсий в Нижнем Тагиле привели к снижению остатков по вкладам населения и в Тагилбанке.
В июле 1994 года Тагилбанком выпущены собственные векселя - долговые обязательства, для ускорения расчетов и погашения взаимной задолженности предприятий и организаций города. За весь период работы значительно выросли объемы выпускаемых банком векселей. Объем первичного размещения собственных векселей в 1995 году увеличился по сравнению с 1994 годом в 6,2 раза. В 1997 году - выше уровня 1996 года в 2,3 раза и составил 420,5 млрд. руб. В работе банка сохраняется тенденция выдачи векселей в качестве кредита клиентам на оплату товарно-материальных ценностей, выполненных работ и услуг. Оформление и выдача кредитных векселей осуществляется на основании кредитного договора с предоставлением залога. Сумма вексельных кредитов увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1994 года в 1995 году более чем в 5 раз и составил в 1997 году 32,4% общего объема векселей или 136,6 млрд. руб.
Также для ускорения оборачиваемости средств, помещенных в вексель, Тагилбанк активно участвует в операциях на вторичном рынке, учитывая векселя крупных банков и предприятий.
Валютные средства в 1997 году размещались банком на межбанковском валютном рынке на срок 15-30 дней. Привлечение от населения инвалютных средств осуществлялось в виде вкладов до востребования, а также на срок от 1 до 6 месяцев.
По состоянию на 1.01.98. уставный фонд банка, составляющий 41,7 млрд. рублей, оплачен денежными средствами в валюте РФ. Доля уставного капитала сформированного в результате капитализации за весь период деятельности, составила 33,8%, из них за счет капитализации дивидендов - 23,9%.
На отчетную дату уставный фонд банка выше установленного размера на 1.01.99. (эквивалент 5 млн. ЭКЮ) на 1 267 млн. рублей, или на 25,5%.
Валюта баланса выросла с 1995 года более чем в 3 раза.
По итогам 1997 года 65,5% прибыли направлено в бюджет, как налог на прибыль, кроме того, местные платежи в бюджет составили 12,2% от доходов.
В предыдущие годы с 1992 по 1996 год платежи в бюджет составляли 30-41% от прибыли, так как освобождалась от налогообложения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений и создание резервов.
2.2. Организационная структура КБ «Тагилбанк»
Организационная структура банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.
В приложении 6 схематично представлена структура управления банком.
Главное назначение органов управления - обеспечить эффективное руководство деятельностью коммерческой организации с целью реализации ее основных функций.
Общее руководство деятельностью банка осуществляет Собрание пайщиков и Совет банка, избираемый Собранием из представителей пайщиков. Количество членов Совета банка определяется Собранием пайщиков.
К исключительной компетенции Собрания пайщиков относятся:
- изменение уставного фонда, прием новых пайщиков;
- избрание Совета банка, ревизионной комиссии, назначение Председателя правления, определение срока их полномочий, досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов банка;
- распределение прибыли и убытков банка;
- решение о реорганизации или ликвидации банка.
Собрание пайщиков вправе передать Совету банка полномочия по определению порядка и методов исполнения решений Собрания в части увеличения уставного фонда банка, определения стоимости паевого взноса, вносимого в иностранной валюте.
Совет банка:
- определяет основные условия предоставления кредитов;
- вносит предложения Собранию пайщиков об увеличении или уменьшении уставного фонда, изменении и дополнении Устава банка и другим вопросам, подлежащим рассмотрению собранием;
- определяет структуру и численность работников банка, его филиалов и представительств. Утверждает экономические нормативы по труду и размеры расходов на содержание и развитие банка;
- осуществляет контроль над работой Правления банка;
- по представлению Председателя правления утверждает состав Правления;
- принимает решения о создании и ликвидации дочерних банков, филиалов и представительств банка;
- принимает решение о выпуске облигаций;
- решает другие вопросы деятельности банка, если они не отнесены к исключительной компетенции Собрания пайщиков.
Правление банка:
- организует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений Собрания пайщиков и Совета банка;
- утверждает положения о структурных подразделениях банка;
- решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров;
- рассматривает и решает другие вопросы деятельности банка в соответствии со своим Положением.
Председатель правления банка руководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом органов управления банка и Советом банка.
Ревизия деятельности банка осуществляется Ревизионной комиссией банка. В ее состав не могут быть избраны члены Совета или Правления банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутрибанковского контроля, кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение года (сплошной проверкой или выборочно), состояние кассы и имущества.
Ревизионная комиссия представляет Собранию пайщиков и копии ЦБ РФ отчет о проведенной ревизии, сопровождаемый в необходимых случаях рекомендациями по устранению недостатков, а также о соответствии представленных на утверждение баланса и отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в банке с рекомендациями по их утверждению. По результатам ревизии Ревизионная комиссия имеет право требовать созыва внеочередного Собрания Совета и Правления.
Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности банк привлекает профессионального аудитора.
Организационная структура банка включает 11 подразделений и 2 службы. Они сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Структура функциональных подразделений и служб банка представлена в приложении 7.
2.3. Состояние аналитической работы в КБ «Тагилбанк»
Как и любой быстро развивающийся организм, современный российский банк подвержен «болезням роста». Наиболее серьезная из них - неравномерность развития: в первую очередь развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу. В Тагилбанке среди них такие, например, как реклама, рисковые финансовые операции, расширение перечня предоставляемых услуг, поиск новых выгодных рынков. Такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды банка, разработка гибких стратегий развиты не на должном уровне.
Как уже отмечалось, качество управления, прямо зависит от качества формирования информационного поля. Большая часть ее, обрабатываемая в настоящее время в информационных системах банка, носит преимущественно описательно-исторический характер, относящийся к прошлой деятельности ее подразделений.
Кроме того, существенно страдает еще один, редко затрагиваемый аспект работы сотрудников - возможность заниматься непосредственно аналитической работой. 90% рабочего времени уходит на техническую обработку документов (на сегодняшний день добавилась работа в связи с введением нового «Плана счетов») и только 10% - на анализ первичной информации. При таком временном соотношении очень сложно нарабатывать серьезную информационно-аналитическую базу. К тому же та работа, которую должна бы была выполнять аналитическая служба, сегодня возлагается на отдел программного обеспечения, отдел ресурсов и кредитования. Тем самым, перегружая его работников, что вряд ли можно признать целесообразным.
Поквартально составляются плановые показатели (доходы, расходы и др.), распределение прибыли утверждается в начале года Общим собранием. При этом учитывается прошлая деятельность, доходность операций, ставка рефинансирования ЦБ. Здесь необходимо отметить о значительных трудностях, связанных с нестабильностью этого финансового инструмента. Ежемесячно результаты работы каждого подразделения отражаются в формах финансовой отчетности, представляемые по Инструкции ЦБ РФ «О составлении финансовой отчетности коммерческими банками» № 17, и расчеты обязательных экономических нормативов согласно Инструкции ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» №1. Отделы анализируют свою деятельность в соответствии с этими инструкциями. Кредитным отделом проводится анализ и оценка качества кредитного портфеля, фондовым отделом - доходность портфеля ценных бумаг. Ежедневно в соответствии с должностными обязанностями сотрудниками отслеживаются определенные статьи баланса, такие как доходность, корреспондентский счет, счета предприятий, вклады населения и т.п.
Таким образом, можно сказать, что в банке:
1) организована работа по ежемесячному автоматизированному подсчету обязательных экономических нормативов и составлению финансовой отчетности;
2) цель этой работы - поддержание необходимых значений нормативов, установленных ЦБ РФ, и составление направляемой в РКЦ финансовой отчетности;
3) ежедневно отслеживаются показатели работы банка по сводному балансу;
4) в отделах отслеживаются параметры эффективности их работы.
Организация аналитической службы должна позволить:
1) сосредоточить сбор информации о деятельности банка в одном месте;
2) разгрузить прочие отделы от работы, которую они не должны выполнять;
3) проводить развернутый анализ по направлениям, необходимым для принятия управленческих решений.
Работа службы в будущем выявит новые проблемы, решение которых потом возможно войдет в обязанности ее сотрудников.
Необходимо разработать модель, объектом анализа в которой выступают различные стороны хозяйственной и финансовой деятельности банка и его структурных подразделений. С помощью такого анализа ЛПР различных уровней будут систематически обеспечиваться свежей информацией не только о фактах отклонений исследуемого объекта от требуемого состояния, но и характере, причинах, их породивших (или могущих породить такие отклонения в дальнейшем). В ходе анализа устанавливается также, на какой уровень управления должны быть выданы результаты анализа в зависимости от серьезности отклонений («возмущений»), характера решений, которые должны быть приняты.
Такой анализ должен быть максимально приближен или практически совпадать с моментом совершения тех или иных процессов. Источники информации: преимущественно данные первичного учета и статистики, материалы непосредственных наблюдений за процессом деятельности, бесед с руководителями структурных подразделений и исполнителями, оценки специалистов-экспертов. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его опаздывающим характером.
Используя различные методы и приемы, нужно учитывать, что такой вид анализа может не ориентироваться исключительно на документированную информацию. Для получения точной и детальной оценки ЛПР требуется больше времени и при этом меньше времени остается на само принятие решения и особенно его реализацию. Вместе с тем неточная, непроверенная, недостоверная информация может привести к неверным оценкам и соответственно к принятию неудачных или даже ошибочных оперативных решений. Поэтому необходим разумный компромисс двух критериев «время - точность».
[1] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика. 1995. С. 3.
[2] Ковалев В.В. Эволюция финансового анализа в России. Бухгалтерский учет. 1996. №5. С. 56.
[3] Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е.С.Стояновой. Перспектива. 1997. С. 419.
[4] Деньги. 1998. №10 (25 марта). С.36.