Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра технологий социальной работы
Трудоустройство молодёжи в условиях малого города
Курсовая работа
Исполнитель:
Назарова Александра Евгеньевна
студентка 4 курса группы 551-н
_______ ____________
дата подпись
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
технологий социальной работы
Шахнович Илья Семенович
Оценка __________________
________ _______________
дата подпись
Екатеринбург 2010
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. PAGEREF _Toc252394700 \h 3 #
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы трудоустройства молодёжи. PAGEREF _Toc252394701 \h 6 #
1.1. Безработица молодёжи как социальная проблема. PAGEREF _Toc252394702 \h 6 #
1.2. Социальная работа по трудоустройству молодёжи. PAGEREF _Toc252394703 \h 12 #
Глава 2. Организация трудоустройства молодёжи в условиях малого города (на примере ГУ ЦЗН г. Новоуральска) PAGEREF _Toc252394704 \h 20 #
2.1. Основные направления деятельности ГУ ЦЗН г. Новоуральска. PAGEREF _Toc252394705 \h 20 #
2.2. Организация работы ГУ ЦЗН г. Новоуральска по трудоустройству молодёжи PAGEREF _Toc252394706 \h 23 #
Заключение. PAGEREF _Toc252394707 \h 35 #
Список использованной литературы.. PAGEREF _Toc252394708 \h 38 #
Приложения. PAGEREF _Toc252394709 \h 41 #
Введение
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик, оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно неработающая молодёжь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодёжной безработицы.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации, либо деградации трудовых ценностей.
Молодежный рынок труда, молодежная безработица, использование труда молодежи – актуальная проблема не только для города Новоуральска, но и для России в целом. В последнее время этим темам уделяется большое внимание и в научной литературе, и в периодической печати.
Противоречие: с одной стороны, молодежь, получает образование, новые знания, профессию, позволяющую молодым людям стать конкурентоспособным на рынке труда, а с другой стороны, трудоустройство молодежи осложнено нежеланием работодателей принимать на работу молодежь с отсутствием опыта работы.
Проблема: в целях указанного противоречия целесообразно организовать службу занятости населения так, чтобы помочь молодым людям устроиться на работу, применить полученные в обучении знания и навыки в профессиональной деятельности. Данная работа должна проводиться как на государственном, так и на региональном уровне.
Объектом исследования является трудоустройство молодежи.
Предмет: содержание деятельности Центра занятости населения г. Новоуральска по трудоустройству молодежи.
Цель работы: изучить основные направления деятельности Центра занятости населения г. Новоуральска по трудоустройству молодёжи.
Задачи данной работы:
· изучить безработицу как социальное явление;
· выявить проблемы молодежи на рынке труда;
· дать характеристику рынка труда в городе Новоуральске;
· проанализировать опыт деятельности Центра занятости населения г. Новоуральска по трудоустройству молодёжи.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 33 источников, и 4 приложений.
Во введении определяется направление исследования, его актуальность, приводится научный аппарат исследования. В первой главе рассматриваются понятие, формы и виды безработицы, уровень и причины безработицы на современном этапе, особенности современной молодёжи, сущность и понятие. Во второй главе рассматриваются последствия молодёжной безработицы, факторы и причины, влияющие на рост безработицы среди молодёжи, организация работы по содействию занятости молодёжи, организация временного трудоустройства молодёжи из числа выпускников начального и среднего образования. В заключении приводятся общие выводы по работе.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы трудоустройства молодёжи
1.1. Безработица молодёжи как социальная проблема
Безработица и её рост является признаком макроэкономической нестабильности, то есть такого положения в обществе, когда часть трудоспособного населения не находит работу. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места, отсюда следует определение понятия безработица.
Безработица – сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни [1, с.21].
Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, ёмкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения, и его структура [32, с.53].
Безработица становится проблемой тогда, когда начинает превышать естественный уровень, что связано с экономическим спадом. Спад производства, проходивший на протяжении нескольких последних лет, сопровождался формированием избытка рабочей силы, так как для производства меньшего количества продукции требуется меньшая численность работников, а, следовательно, и рабочих мест. Ключевое значение для территориального рынка труда имеют экономические и трудовые факторы. Существенную роль играет качество рабочей силы [2, с.125].
Город Новоуральск относится к территории, на которой лишь стабильный экономический рост обеспечит адекватное развитие занятости населения и повышение качественных характеристик труда.
Рынок труда формируется в основном из временно незанятого населения, к которым относятся длительное время неработающие граждане, более года назад закончившие учебные заведения (45,7%) и уволившиеся по причинам текучести кадров (19,7).Высвобожденные граждане составили 7,6%, выпускники учебных заведений 6,5%, уволенные из ВС – 0,7%, освобождённые из мест отбывания наказания – 0,9%.
На первый взгляд причины безработицы очевидны: слишком много работников претендует на слишком малое количество рабочих мест. Однако в течение 50 лет это простое явление было сложнейшей головоломкой для экономистов. Опыт показывает, что на конкурентных рынках равновесие обеспечивается за счёт изменения цен. По цене равновесия покупатели готовы покупать всё то, что готовы сбыть им продавцы. Но что-то мешает нормальной работе труда, если многие больницы ищут медсестёр и не могут их найти, тогда, как тысячи угольщиков хотят трудиться за текущую ставку зарплаты, но не могут найти работу [19, с.32].
Сходные симптомы несостоятельного рынка труда можно обнаружить во всех странах с рыночной экономикой.
Молодёжная занятость, как и безработица, представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема молодёжной занятости часто является предметом политических дискуссий.
Именно в молодом возрасте человек не имеет ни знаний, ни опыта, он только приобретает их. Конечно, мы не говорим о тех молодых, у которых имеются какие-то особые таланты, например, певцы, артисты, спортсмены и т.д.. Мы имеем ввиду среднюю массу молодежи. В это время молодежь выходит из-под родительской опеки и в большинстве случаев существует на собственные заработки или государственные пособия. Понятно, что в современном обществе это самый малообеспеченный слой населения, слой общества, в котором разрыв между потребностями и возможностями наиболее велик. Надо отметить что, границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигшего нужного уровня благосостояния и культуры. Воздействие этих факторов проявляется в продолжительности жизни людей, в расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж или пойти работать. К 30 годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
Незанятость молодых людей ведет к негативным проявлениям, как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества. С ростом числа незанятых складывается “нерациональная структура занятости”. Также молодежная среда становится опасной “криминальной зоной”. Проблемы наркомании, алкоголизма и проституции отчасти являются производными безработицы. Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.
Молодежь, как специфическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современном российском рынке труда к ним в первую очередь можно отнести дискриминацию на рынке труда [3, с.242].
Рисунок 1. Специфика молодежного рынка труда
Молодежный рынок труда имеет свою специфику (рис. 1):
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально- профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентно способность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничения спроса на рынке труда снижает возможность трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и нигде не учится.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в т.ч. недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворительности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают предпочтение явное при приеме на работу мужчинам [34, с.186].
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.
Уровень безработицы среди подростков обычно выше, чем в какой- либо другой демографической группе.
Подростковая безработица включает в себя значительный фрикционный компонент. Подростки очень часто выходят на рынок труда и покидают его. Они быстро устраиваются на работу и часто её меняют. Средняя продолжительность подростковой безработицы вдвое меньше, чем у взрослых. С другой стороны, взрослые трудятся на одном и том же рабочем месте в среднем в двенадцать раз дольше, чем подростки. Около половины безработных подростков являются новичками на рынке труда, которые никогда не выполняли оплачиваемую работу. Все эти факторы делают подростковую безработицу менее фрикционной, то есть такой, которая связана с поиском работы и с перемещением с одной работы на другую. Молодые люди должны раскрыть свои способности и понять, что значит труд [32, с.56].
Если молодые люди не в состоянии развить в себе профессиональные навыки, то с возрастом они будут получать более низкую зарплату и подвергаться более высокому риску безработицы. Отсюда следует, что государству надлежит сыграть важную роль в разработке программ по сокращению подростковой безработицы. Молодёжь отличается большим запасом энергии и быстрым приспособлением к новым условиям труда. Именно эти качества определяют поиск предпринимателями на современном российском рынке молодых работников – продавцы, секретари-референты, офис-менеджеры, парикмахеры, психологи и т.д. В тоже время недостаточный уровень профессионализма и опыта работы оставляет значительную часть молодёжи за воротами предприятия, в рядах безработных.
К сожалению, недостаточный уровень образования как препятствие к занятости не всегда осознаётся молодыми людьми, не влияет на их социальное поведение. У некоторых активность в приобретении необходимого образования и профессиональной подготовке минимальная, как минимальная и активность в поиске работы.
Процесс трудоустройства на работу сдерживают такие факторы как невыплата зарплаты, несоответствие заработной платы прожиточному минимуму. Поэтому популярным среди молодёжи стало использование незаконных средств для получения высоких доходов, либо укрепляется идеология иждивенчества [18, с.65].
Перед службой занятости сложная задача: переломить тенденцию к переходу молодёжи в криминальный слой, либо на «социальное дно» путём профессиональной ориентации, психологической поддержки, профессионального обучения, то есть перевести эту категорию в качественно новое состояние.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей, так как:
1. Её предотвращение в начале потребует меньше затрат, чем в будущем.
2. Борьба с безработицей может быть эффективной. Например: Кредитование государством дополнительных рабочих мест в США не было бросанием денег на ветер. Зарплата кредитовалась не более чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала, 100 тысяч долларов многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
3. Финансовая стабилизация не возможно без негативных последствий, это приводит к дефициту Государственного бюджета [25;216].
1.2. Социальная работа по трудоустройству молодёжи
На рубеже XX-XXI веков в России произошел устойчивый рост количества профессиональных высших учебных заведений и численности в них студентов. Однако, увеличение числа квалифицированных специалистов не сопровождается ростом эффективности использования человеческого капитала в национальной экономике. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день явилось растущее недоиспользование трудового потенциала, отсутствие взаимодействия высших учебных учреждений и предприятий. По данным экспертов, 50-70% выпускников высшей школы сегодня устраиваются не по специальности. Отмена существовавшего ранее обязательного государственного распределения выпускников, произошедшее изменение соотношения государственных и негосударственных организаций и предприятий привели к несоответствию между развитием высшей школы и потребностями сферы производства в специалистах.
Сегодня, несмотря на увеличение числа квалифицированных и образованных специалистов, наши организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов. Проблема трудоустройства квалифицированных специалистов выпускающих вузов не возведена в рамки государственной, в то время как безработица среди талантливой и перспективной молодежи является фактором напряженности, порождающей ряд негативных явлений, психологическую напряженность, депрессивность и агрессию.
Среди актуальных проблем молодежи самой злободневной и острой на сегодняшний день является проблема молодежной занятости. Здесь речь идет и о вчерашних выпускниках учебных заведений, не сумевших получить для себя постоянную работу, и о молодых людях, обучающихся, но желающих работать в свободное от учебы время.
Современный рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений, связанных с созданием эффективного механизма использования трудовых ресурсов. Хотя на данном этапе возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Сейчас необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений, которая в данный период набирает силы в России.
Ситуация, связанная с началом трудовой деятельности у нынешней молодежи очень неоднозначная. С одной стороны, увеличились возможности профессионального выбора, успешного поиска никем не навязанного места работы на предприятиях разных форм собственности, карьерного продвижения и т.д. С другой - современным молодым людям приходится решать много таких проблем, которых не знали их сверстники 15-20 лет назад.
Рынок труда проводит очень жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Если же учесть значительное снижение уровня жизни многих семей, более ранний выход молодежи на рынок труда и т.д., то приходится признать, что юноши и девушки – выпускники школ и вузов становятся одной из уязвимых социальных групп.
По различным данным, лишь немногим более чем треть всех студентов знает, где будет работать после завершения учебы в вузе. Практика показала, что престиж вузовского диплома не гарантирует работу по полученной специальности [33, с.69].
Существует достаточно резкая дифференциация в характере формирования и развития территориальных рынков труда, это объясняется спецификой социально экономического развития субъектов Федерации. В среднем по стране доля выпускников вузов и средне-специальных учебных заведений. Среди зарегистрированных безработных находится где-то в пределах 11-12%, однако в ряде субъектов РФ этот показатель превышает 30% (Санкт-Петербург – 32%, Москва -33,2%).
Негативные процессы на территориальных рынках труда усугубляют положение молодых людей, ищущих работу, что требует специальных мер, не только их социальной поддержки посредствам программ трудовой адаптации, но и по приведению в соответствие структур спроса и предложения.
Проблемы с трудоустройством выпускников профессиональных учебных заведений наблюдаются и во вполне благополучных регионах, где уровень безработицы и ее продолжительность невысоки, где ощущается потребность в служащих, заявленная работодателями в органы службы занятости [32, с.68].
Принимая, во внимание современное состояние рынка труда в России в Трудовом кодексе закреплены основные гарантии прав граждан в сфере занятости: трудоустройство, с участием органов по вопросам занятости, профориентация [30, с.326].
Политика государства направлена на регулирование занятости. Основные права граждан в сфере занятости и трудоустройстве закреплены в Конституции РФ. Ст.37 устанавливает, что каждый имеет право на свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и право на защиту от безработицы.
Основные направления в сфере государственной политики РФ рассматриваются в Законе РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 год, где государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную на полную занятость (продуктивную и свободную). В частности государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечением равных возможностей всем гражданам РФ в осуществлении права на добровольный труд с разработкой мероприятий, которые обеспечивают занятость гражданам, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поисках работы (инвалидов, женщин, лиц впервые ищущих работу и т.д.). В реализации указанных направлений государственной политики значительная роль должна принадлежать правым нормам, основы экономические и организационные [17, с.16].
Социальные индикаторы, определяющие степень участия молодежи в общественной жизни, тесно связаны с динамикой развития общества и должны в полной мере отражать эту динамику. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.
В результате проведения курса реформ в сфере занятости обозначились следующие тенденции:
· абсолютное сокращение занятых в стране;
· сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости;
· процессы реструктуризации отраслевой занятости: сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост занятых в отраслях торговли и общественного питания, материально-технического обслуживания, сбыта, ЖКХ, здравоохранения, кредитования, финансирования, страхования и т.п.;
· возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц послепенсионного возраста;
· расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт, обслуживание на дому и т.п.);
· легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; увеличение уровня латентной безработицы;
· усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовая миграция, изменение ее направлений и форм;
· активное развитие неформального сектора и роста занятости в теневой экономике;
· выделение наименее защищенных слоев населения с точки зрения трудового законодательства в лице молодежи и женщин.
В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения и прежде всего – молодежи, как наименее защищенной категории рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу же после окончания учебного заведения. Безработица среди молодого населения ведет:
· к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие – увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
· снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
· усугубляется криминогенная обстановка в стране; увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность – все это способствует естественному вырождению нации.
Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:
· молодые специалисты в силу своей “незрелости” и недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;
· чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) – завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;
· отсутствие четкой профессиональной определенности – зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не отдает конкретных предпочтений ни одной из профессий;
· отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;
· слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработной платы на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает, что наиболее острые проблемы, связанные с занятостью, у молодежи возникают по причине низкой конкурентоспособности, обусловленной следующими факторами:
· недостаток у молодежи профессиональных знаний, квалификации и навыков, в результате чего преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам;
· отсутствие централизованного распределения выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
· трудовая нестабильность молодежи: молодые люди чаще вынуждены прерывать свою трудовую деятельность в связи с призывом в армию, поступлением на учебу, отпусками в связи с рождением и воспитанием детей и пр.;
· необходимость предоставления льгот, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации в отношении молодежи.
Сохраняющийся высокий удельный вес выпускников среди безработных и тенденция роста их обращений в службу занятости объясняется не только сложившейся демографической ситуацией – вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения родившихся 80-е годы. Это свидетельствует и о перепроизводстве специалистов, и о невостребованности некоторых получаемых выпускниками профессии (специальностей) на рынке труда. В большей степени это касается выпускников среднего профессионального образования, получивших профессии “юрист” и “экономист”.
Необходимо решать проблему увеличения занятости и комплексно под ходить к ее решению:
1.Государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь – это будущее нации).
2.Органы местного самоуправления должны активно следить за положением на рынке труда своего региона.
3.Необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста.
Служба занятости принимает активное участие в мероприятиях , проводимых на территории области в рамках реализации национальных проектов.
Государственная служба занятости готова стать активным партнером в формировании системы сохранения и развития трудовых ресурсов при заинтересованном участии всех структур. Поскольку подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от ее решения в немалой степени зависит будущее нашей страны. Трудности, с которыми сталкивается общество в своих усилиях по социализации и интеграции молодежи, проистекают из несостыковки между нуждами и устремлениями молодых людей, с одной стороны, и из того, что предлагает и требует от них общество, с другой cтороны. Чтобы разрешить данное противоречие, молодежи необходимо создать условия для самореализации, дать возможность вносить свой вклад в развитие общества. Причем, не только общество, воспитывая и образовывая, социализирует молодежь, но и сама молодежь, несущая новые идеи и взгляды, в свою очередь, вынуждает общество приспосабливаться к ней и изменяться.
Глава 2. Организация трудоустройства молодёжи в условиях малого города (на примере ГУ ЦЗН г. Новоуральска)
2.1. Основные направления деятельности ГУ ЦЗН г. Новоуральска
Одна из функций государства – регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В каждом городе или районе созданы центры занятости, они выполняют следующие функции: выплачивают пособия, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
Прежде чем приступить с рассмотрению основных направления деятельности центра занятости, покажем краткую характеристику предприятия.
Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Новоуральский центр занятости», содействуя трудоустройству безработных и незанятых граждан, предупреждая массовые увольнения, оказывая социальную поддержку, развивая систему профессиональной ориентации и профессионального обучения, городская служба занятости вносит весомый вклад с достижение социальной стабильности в городе
Сотрудники центра занятости: Заместитель директора - 1 человек, начальники отделов - 4 человека, инспекторы - 20 человек, МОП - 5 человек. Всего работников - 30 чел.
Основные показатели центра занятости г. Новоуральска:
2005 год: Обратились в службу занятости: 6315 человек; Трудоустроены: 3982 человек; Прошли переобучение по направлению службы занятости: 308 человека; Были признаны безработными: 4123 человек; Численность безработных на конец периода: 1521 человека; Уровень регистрируемой безработицы на конец периода: 2,81%.
2006 год: Обратились в службу занятости: 5744 человек; Трудоустроены: 4507 человек; Прошли переобучение по направлению службы занятости: 311 человека; Были признаны безработными: 2886 человек; Численность безработных на конец периода: 770 человека; Уровень регистрируемой безработицы на конец периода: 1,39%.
2007 год: Обратились в службу занятости: 5127 человек; Трудоустроены: 4680 человек; Прошли переобучение по направлению службы занятости: 305 человека; Были признаны безработными: 1609 человек; Численность безработных на конец периода: 448 человека; Уровень регистрируемой безработицы на конец периода: 0,81%.
Рассмотрим основные направления работы службы занятости населения г. Новоуральска:
- анализ положения на территориальном рынке труда и разработка мероприятий по предупреждению и сокращению последствий массового высвобождения работников;
- расширение информированности населения о возможностях трудоустройства, о наличии свободных вакантных мест;
- увеличение количества и повышение качества предоставляемых работодателями вакансий;
- развитие городских трудовых ресурсов;
- содействие мобильности рабочей силы;
- обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда;
- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями;
- разработка территориальной комплексной программы содействия занятости;
- распределение и контроль за использованием финансовых средств, расходуемых на реализацию основных задач и направлений деятельности центров занятости населения.
Основные задачи ГУ ЦЗН г. Новоуральска
- совершенствование работы по профилактике безработицы;
- сокращение длительной безработицы;
- улучшение информационного обеспечения политики занятости;
- развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения с учетом потребностей рынка;
- повышение эффективности активных мер на рынке труда;
- организация работы по обеспечению государственных гарантий безработным гражданам.
Основная цель:
- развитие эффективного и цивилизованного рынка труда, гармонично сочетающего интересы работодателей и граждан, ищущих работу, и обеспечивающего наиболее полную и продуктивную занятость и поддержание высокого уровня доходов населения;
- снижение уровня молодежной безработицы;
- адаптация несовершеннолетних граждан к трудовой деятельности.
Основные функции Новоуральского центра занятости населения приведены на рисунке 4.
Рисунок 4. Функции центра занятости населения г. Новоуральска
2.2. Организация работы ГУ ЦЗН г. Новоуральска по трудоустройству молодёжи
В городе Екатеринбурге и в городе Новоуральске рассматривают вопросы о реализации программы «Молодёжная практика». Её цель создание ученических рабочих мест для приобретения профессиональных навыков и умений. В 2005 году все показатели на реализацию программы отделом занятости населения были выполнены. Молодые люди работали: бухгалтером, экономистом, программистом, оператором газовой котельной, водителем, секретарём [29, с.11].
Для города Новоуральска проблема трудоустройства молодёжи – одна из самых болезненных. Внимание к рабочим кадрам, в лице несовершеннолетних подростков, должно быть усилено на первых шагах перехода во взрослую жизнь (трудовую). Такая задача не первый день стоит перед специалистами службы занятости. Специалисты ЦЗН участвуют в организации временных работ для несовершеннолетних, стараясь занять трудом всех обратившихся подростков.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осуществляется Новоуральским центром занятости в тесном взаимодействии с главой Муниципального образования город Новоуральск, с руководителями предприятий и организаций, с депутатами городской Думы и индивидуальных предпринимателей, управлением образования, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОВД.
В результате мероприятий, проведённых службой занятости, в 2005 году заключено 55 договоров на организации 769 временных рабочих мест с предприятиями и организациями города, трудоустроено 1147 подростков.
Трудоустройство несовершеннолетних в 2005 году увеличилось на 134,5% к уровню 2004 года, т.к. на своих территориях дети очень хотели помочь взрослым в подготовке и достойной встрече памятного дня – 60–и летия Победы в Великой Отечественной Войне.
Всего подростками отработало на оказании социальной помощи престарелым гражданам, ветеранам войны и труда, на озеленении, благоустройстве территорий, стадионов, спортивных площадок, населённых пунктов, озеленение скверов, парков мемориальной славы селян, ремонте школ, уход за животными, и др. – 12324 чел/дней [29, с.5].
- средняя продолжительность участия подростка во временных работах в 2006 году составила – 0,35 месяца (2005 год – 0,63 месяца).
- средние затраты на одного подростка в период временных работ составили 702,35 руб.
Молодёжь в возрасте 18 – 24 года – это студенты, выпускники учебных заведений, получившие начальное и среднее профессиональное образование, т.е. кадры молодых специалистов. Они являются самой уязвимой группой, так как, выступая на рынок труда, не имеют достаточно профессионального и социального опыта, следовательно, менее конкурентоспособны.
25 – 29 лет – молодые люди, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
В течение 2007 года в Центр занятости г. Новоуральск обратилось 5903 человек в возрасте от 14 до 23 лет, из них были признаны безработными 242 человека. Трудоустроены 5606 человек или 95% от общего количества обратившихся, из признанных безработными было трудоустроено 120 человек или 50% . Эта статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, она позволяет оценить тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается всё многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то её можно считать равной 40%, около четверти, которой составляет работающая молодёжь [29, с.8].
Для молодых скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, т.к. именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятия. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание. В подобной ситуации большинство молодых людей стремятся к стабилизации своего трудового статуса, пытаясь различными способами избежать возможности потери заработка.
Как показывают исследования, более 49% молодёжи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 27% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 80 – 90% зарегистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25 – 30 – летнего возраста. Собственное дело имеют 3, 7 – 4, 5% общей численности молодёжи [29, с.10].
Снижение уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащихся молодёжи, вынужденной работать в свободное время. По прогнозам в перспективе тенденция роста предложений молодёжи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится.
Возрастает количество предложений рабочей силы за счёт выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьёзных проблем. За 2005 год было устроено на работу 63,7% от обратившихся в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата молодёжью ценностей профессионализма. « Деньги любым путём» - такова формула времени для многих молодых людей.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм. Они верят, что возможно иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдаётся не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью; направленному на получение значительной материальной выгоды любым путём [20, с.22].
Положительная реакция молодёжи на возможности активного участия в «свободной» экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающийся индивидуально – трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25 – 30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки.
Стремительно растёт спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно тех, которые быстрее коммерциализировались.
В последнее время всё больше число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определённой гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом, который поддерживает качество сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяют эффективность мер по реализации молодёжной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средне – специальных учебных заведениях приём студентов в ВУЗы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трём каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
Мировой и отечественный опыт подтверждает устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодёжи.
Одновременно изменяются требования предпринимателей, к рабочей силе, они переходят к устойчивым доходам – это привлекает молодёжь [6, с.36].
В 2005 году администрация г. Новоуральск совместно с МУ «Комитет по делам молодёжи и спорта» разработали и утвердили программу на 2005 – 2008 года, «Молодёжь – наше будущее», в которой Центру занятости рекомендовано:
- принять участие в создании молодёжной биржи труда на территории;
- оказать содействие в трудоустройстве несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
За 2005 год профориентационные услуги получили 1498 человек до 29 лет, из них 812 человек до 18 лет.
Из общей численности граждан, получивших профориентационные услуги 641 учащихся (т.е. 25, 3%) образовательных учреждений.
Профконсультантом центра занятости большое внимание уделялось профориентационной работе среди несовершеннолетних граждан, т.к. профориентация готовит их к сознательному обоснованному выбору профессий, к активной трудовой деятельности. Профориентационными услугами в 2005 году было охвачено 242 общеобразовательных учреждений выпускников: из них 45% - лица, окончившие школу (109чел.), 29, 8% (72чел.) – учреждения начального образования, 23,1 (56чел.) – среднее специальное учебное заведение и 2,1 (5чел) – высшее учебное заведение.
На профобучение было направлено 274 человека в возрасте от 16 – 29 лет, в том числе несовершеннолетние в возрасте 16 -17 лет – 63 человека.
В 2005 году из числа обратившейся молодёжи, открыли предпринимательскую деятельность – 1 человек (ремонт автотранспорта) [29, с.12].
Новоуральский центр занятости проводил мероприятия для молодёжи города, имеющие большое значение.
Для молодых людей, уволенных с военной службы в рамках «Месячника Защитника Отечества» – с 1 по 28 февраля 2005 года, в Свердловской области традиционно проводился «Месячник Защитника Отечества», а в центре занятости населения г. Новоуральск он прошёл под эгидой 60-летию Великой Победы посвящается. В период проведения, специалисты Центра занятости тесно взаимодействовали с администрацией города, Новоуральским военным комиссариатом, школами города и района, работодателями, учебными заведениями. Совместно с этими структурами были проведены мероприятия:
- «Горячая линия» для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, участников боевых действий;
- «Дни профориентации» с гражданами допризывного возраста в школах города и района;
- «Школа освобождающегося» для граждан, готовившихся к освобождению из учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы;
- «День открытых дверей» для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, участников локальных вооружённых конфликтов, молодёжи допризывного возраста, в рамках которого состоялись:
- ярмарка вакансий рабочих:
- ярмарка вакансий учебных мест.
Также на Дне открытых дверей можно было получить консультации специалистов центра занятости по вопросам:
- профессиональной ориентации;
- профессионального обучения;
- оргнабору;
- юридическим вопросам.
С целью востребованности услуг занятости гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, участниками локальных вооружений конфликтов в период «Месячника» проводилось анкетирование. В анкетировании приняли участие 30 человек, граждан уволенных с военной службы, участников боевых действий, допризывников.
Как показал анкетный опрос:
- 67% желают получить от службы занятости содействие в трудоустройстве;
- 33% хотят приобрести востребованные на рынке труда профессии (водитель категории «С», «Д», «Е», электрогазосварщик), т.е. обучиться на курсах по направлению центра занятости, чтобы в последующем трудоустроиться по уже имеющейся профессии [29, с.11].
Все оппоненты хотели бы устроиться на предприятие, где преобладает высокий уровень зарплаты, которая регулярно выплачивается.
В рамках «Месячника Защитника Отечества» прошли «Дни открытых дверей» службы занятости для допризывной молодёжи. 41 подросток, состоящий на учёте в центре занятости, из числа допризывной молодёжи также получили профориентационные услуги.
«Ярмарка вакансий»:
Работодателями было предложено 38 вакансий. Посетили ярмарку 52 человека: граждане, уволенные с военной службы, участники боевых действий, допризывная молодёжь. Участники ярмарки, заинтересованные в трудоустройстве, очень оживлённо беседовали с работодателями, в результате 15 человек были приглашены на дополнительное собеседование к работодателям, 10 из которых трудоустроились, 5 человек решили всерьёз подумать о службе по контракту [29, с.13].
«Ярмарка учебных мест»:
Цель проведения – предоставление информации бывшим военнослужащим, молодёжи, готовящейся к службе в Вооружённых Силах о получении профессии (специальности) при содействии центра занятости.
В 2005 году в службу занятости обратилось 2469 человек от 16-29 лет 37,07% от общего количества обратившихся. Из них несовершеннолетних 14-17 лет 1401 (22,17%).
С трудностями в поиске работы сталкивается молодёжь, из-за недостатка профессиональных знаний и опыта, следовательно, каждый 4 участник общественных работ от 16-29 лет.
Доходное занятие при содействии службы занятости нашли 1194 человек от 16-29 лет, в том числе:
165 – приняли участие в общественных работах;
24 – несовершенно безработных граждан особо нуждающихся в социальной защите трудоустроены;
1147 – несовершеннолетних от 14-18 лет трудоустроены в период летних каникул [29, с.13].
Помогают находить рабочие места неопытным ребятам, в 2005 году по программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан от 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» на конкурсной основе заключён 21 договор, на трудоустройство 21 человека, благодаря проведённой работы специалистами службы занятости:
- провели анкетирование (415 человек) будущих выпускников 2005 года начального и среднего профессионального образования с целью определения планов по трудоустройству после окончания учебных заведений;
- приняли участие в классных часах проводивших в учебных заведениях, где предоставляли информацию будущим выпускникам об условиях участия в программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан от 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»;
В 2006-7 году в Новоуральский центр занятости населения обращалась молодёжь и до присвоения им статуса безработного, для активизации работ предлагалось:
- направление на профессиональную консультацию индивидуального собеседования с целью выяснения мотивов обращения в службу занятости, разъяснения ситуации на рынке труда, ориентации на получение профессионального образования, либо продолжения базового образования, переподготовки в зависимости от ситуации на рынке труда;
- участие в групповых консультациях «Правовой статус безработного»;
- обучение по краткому курсу поиска работы через «Клуб ищущих работу», «Технологические сессии по поиску работу» [29, с.12].
С целью обеспечения занятости выпускников начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, центр занятости работает с программой «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».
В мае-июне 2007 года специалистами центра занятости населения были разработаны анкеты и проведено анкетирование будущих выпускников 2005 года начального и профессионального образования с целью определения планов по трудоустройству после окончания учебных заведений [29, с.13].
В анкетировании приняли, участие 415 выпускников в результате из них планируют:
- продолжить обучение в учебном заведении высшего уровня 176 человек;
- найти работу по специальности – 154 человека;
- трудоустроиться на работу по любой профессии – 85 человек.
Специалисты отдела специальных программ принимали участие в классных часах проходивших в учебных заведениях, где представляли информацию об условиях участия в программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан от 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В рамках подготовительных мероприятий разработаны проекты: договоров в соответствии с формами предложенными Департаментом Федеральной Государственной Службы занятости населения по Свердловской области: «На организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18-20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования ищущих работу впервые». К каждому договору был подготовлен образец пакета документов, на основании которого должна осуществляться поддержка доходов выпускников от 18-20 лет начального и среднего профессионального образования.
Информирование для выпускников представлялось через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение). В результате в центр занятости населения стали поступать звонки по вопросу трудоустройства молодёжи [29, с.15].
За 12 месяцев в центр занятости населения обратилось в поиске работы – 247 выпускников в возрасте от 18-20 лет.
В 2007 году на конкурсной основе заключено 21 договор, трудоустроен 21 человек (план 21) из числа выпускников начального и среднего профессионального образования по специальности – бухгалтер, столяр, электромонтёр, электрогазосварщик, слесарь – ремонтник, воспитатель, кондуктор, повар, маляр, швея, музыкальный руководитель.
Максимальный срок заключения договоров на организацию временного трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования, составил 2 месяца. Средняя продолжительность участия выпускников в мероприятиях – 1,4.
После окончания программы трудоустроились 16 человек:
- 10 человек начального образования, из них по полученной профессии – 10.
- шесть человек среднего профессионального образования, по полученной профессии.
Общая сумма затрат на реализацию программы – 150906 рублей;
- средства работодателей (город) – 89278 рублей;
- средства местного бюджета – 23816 рублей;
- средства федерального бюджета – 36445 рублей;
- наглядная информация – 1367 рублей;
Годовой план выполнен на 100%.
Важной особенностью программы является помощь в трудоустройстве выпускников учебных заведений по полученной специальности, для того, чтобы получить навыки по полученной профессии и зарекомендовать себя у работодателя с целью постоянного трудоустройства. Финансирование программы из федерального бюджета открывает возможность для временного трудоустройства выпускников по полученной специальности [32, с.56].
Заключение
В заключение хочется отметить, что проблемы безработицы не возникают в один миг и не решаются в одну секунду. Они носят многогранный характер, и мы не можем разрешить часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Естественно, что России потребуется не один год для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.
Рассматриваемая тема, представляется сложной и неоднозначной, потому что вопрос трудоустройства в нашей стране, стоит очень остро. В настоящее время многие предприятия становятся банкротами и вынуждены закрываться. Вследствие этого появляются новые безработные, но это не единственный вариант, когда человек остается без работы. Ежегодно сотни ПТУ, техникумов, вузов выпускают молодых специалистов, из которых только половина сможет трудоустроиться. Остальные же будут вынуждены обратиться в службу занятости, куда ежедневно приходят устраиваться десятки безработных.
В течение многих лет эта проблема оставалась без должного внимания, и только в последние 3- 4 года в средствах массовой информации появились объявления о том, что проводятся ярмарки вакансий для молодежи, или еще какие-то мероприятия по трудоустройству для всех безработных.
Однако, несмотря на выше перечисленное, нельзя не отметить, что Центр занятости помогает многим гражданам в поисках работы. Как уже говорилось, он изучает спрос и предложение на рынке труда, занимается профориентацией молодежи, переподготовкой лиц, нуждающихся в работе, обучает новым профессиям, что является существенным вкладом в разрешение проблемы занятости населения. Но эти меры не решают обозначенную выше проблемы, а лишь частично сглаживают ее.
Поэтому, с одной стороны, казалось бы, меры, которые принимает центр занятости по решению проблемы безработицы, довольно эффективны, а с другой напоминают, замкнутый круг. И остается только радоваться за то, что на самом деле намного проще. И, как видно, из приведенных в Главе II данных, процент трудоустройства с каждым годом повышается, хотя бы на десятую его долю, а процент безработицы колеблется примерно на одном уровне, что позволяет надеяться на то, что рано или поздно проблема занятости будет решена.
Итак, мы рассмотрели сложившуюся ситуацию, связанную с центром занятости населения. И пришли к выводу, что положение здесь довольно сложное и требует внимательного и глубокого осмысления и принятия еще более действенных мер, чем принимаются в настоящее время. И, как мне кажется, расширение производства, привлечение молодых и более энергичных специалистов будут не самыми худшими их предпринятых решений этой проблемы. Однако, это самые поверхностные меры и не являются теми методами, которые бы позволили быстро и без излишних проблем и затрат справиться со сложившейся ситуацией.
А так, как до решения выше указанной проблемы еще далеко, то необходимыми мы считаем реализацию следующих мер:
- проведение мероприятий по трудоустройству молодых специалистов;
- повышение пособия по безработице;
- усиление мер по поиску вакансий для безработных и т.д.
|
Решая проблемы трудоустройства молодые люди г. Новоуральска обращаются в государственную службу занятости населения. Анализ обращений молодежи за последние пять лет показал, что наблюдается тенденция колебательного характера. Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет будет снижаться, в том числе и в связи с ростом обучающейся молодежи. Это несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится заинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых.
Важное значение имеет создание условий, способствующих привлечению и закреплению молодых специалистов на производстве, это: достойная заработная плата и своевременность ее выплаты, наличие социальных гарантий работнику, возможность продвижения по службе, решение жилищного вопроса, проявление инициативы о проведении производственной практики студентов среднего и учащихся начального профессионального образования на предприятиях, возрождение традиций наставничества на производстве. Необходимо признать сферу молодежной занятости приоритетной частью социальной политики государства, так как молодежь – величайший стратегический ресурс страны.
Список использованной литературы
1. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий./ Под ред. Ю. В. Колесникова-М.;1996.-256.
2. Безработица в современной России. Бреев Б. Д. М.; 2005-193с.
3. Волосатов В. А. «Регионы Урала и Сибири: Занятость и безработица». // Журнал «Человек и труд»,№2/2005.
4. Газета « Восход»№15 8 февраля 2006 года (ст.: «Целый месяц – парад профессий»).
5. Газета « Экономика и жизнь» №24 2001 год (ст.: «Современная экономика труда»).
6. Головичев В. «Портрет молодого поколения Россиян в зеркале социологии»//Газета «Труд»,17 октября 2001г.
7. Генин Л. В., Вишневский В. Ю., Кораблёва Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодёжью»// «Социс»,№10, 2002, с.88
8. Ежемесячный деловой журнал «Управление персоналом»,№6/ июнь 2003 год-М., С.Дудников «Дискриминация в сфере труда». С . 63-64.
9. Журнал «Служба кадров»№3 2003 год (ст. Труд молодёжи).
10. Журнал «Человек и труд»,№10/2002.-М., С. Дудников «Важно вернуть быстрее человека к труду», с.40-42.
11. Журнал «Человек и труд», №11/2002. Т. Костенко «Вакансий хватает, мало квалифицированных соискателей рабочих мест», с.37-39.
12. Журнал «Управление персоналом»№12 2000 год (ст. «Потеря работы» Е. Брук).
13. Журнал «Человек и труд», 2004, №2-М., С.Рощин «Активность населения: условия и факторы», стр.46-49.
14. Журнал «Человек и труд», 2004,№4-М., Е.Таюрская «Как улучшить положение с трудоустройством молодёжи», с.55-57.
15. Журнал «Человек и труд», №3, 2004 Т. Четвернина «Российская служба занятости: деградация или ренессанс».
16. Журнал «Человек и труд», №6 2005-М., Ю. Герций «Востребованность - критерий признания», с.70-72.
17. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года.
18. Занятость населения. Боровик В. С. Ростов н/Дону ; 2001- 263с.
19. Зубок Ю.А. «Молодёжь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект// социально-гуманитарные знания, №2/2002 с.183-199.
20. Котляр Э. «Управление трудоустройством: региональный подход». // Журнал «Человек и труд»,№4,2005 стр.77-80.
21. Кашебеков Д. «Современная проблема молодёжи», №8, 2004, с.18-25.
22. Лещинская Г. «Молодёжный рынок труда»,№8, 2000г., стр.68.
23. Мкртчан Г. М., Чистяков И. М. «Молодёжь на рынке туда»// Социс, №12/2000 с.44-50.
24. Орлов С. В. «Молодёжь и её ценностные ориентации». //Современная молодёжная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. М.: Научно-исследовательский центр при институте молодёжи,2000.стр.54-58.
25. Основы социальной работы. Учебник под ред. П. Д. Павленок. – М.;2006- 560с.
26. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред.П.Д.Павленок.-2-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.-395 с.
27. Рынок труда. Учебник. Под ред. Буланова В.С. и Волгина Н.А.- М.: «Экзамен», 2004г.
28. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001, -320с.
29. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. проф.А.С.Сорвина.-М.: ИНФРА-М, 2003.-427 с.
30. Социальная эффективность и структура безработицы в России. Гордон Л. А., Клопока Э. В. М.; 2005-378с.
31. Старовойтова Л. И., Золотарёва Т. Ф. Занятость населения её регулирование:-М.; 2001-с.192.
32. Социальная политика. Учебник. Под общей ред. Волгина Н. А. –М., «Экзамен»,2001г.
33. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда», №2,2004 с.102.
Приложения
Приложение 1
Направления государственной политики занятости
Приложение 2
Численность экономически активного населения России
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
тысяч человек |
|
|||||||
Экономически активное население – всего |
74946 |
70488 |
69660 |
68079 |
66736 |
69701 |
71464 |
70968 |
Мужчины |
39171 |
37165 |
36749 |
35925 |
35273 |
36767 |
37154 |
36846 |
Женщины |
35774 |
33323 |
32911 |
32154 |
31464 |
32934 |
34310 |
34122 |
В том числе: |
|
|||||||
занятые в экономике – всего |
71068 |
64785 |
62928 |
60021 |
57860 |
60631 |
64465 |
64664 |
мужчины |
37145 |
34091 |
33087 |
31554 |
30586 |
32010 |
33374 |
33435 |
женщины |
33923 |
30695 |
29841 |
28467 |
27374 |
28662 |
31091 |
31229 |
безработные – всего |
3877 |
5702 |
6732 |
8058 |
8876 |
9070 |
6999 |
6303 |
мужчины |
2026 |
3074 |
3662 |
4371 |
4787 |
4757 |
3781 |
3411 |
женщины |
1851 |
2628 |
3070 |
3687 |
4090 |
4313 |
3219 |
2893 |
В процентах к итогу |
|
|||||||
Экономически активное население – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Мужчины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Женщины |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
|
|||||||
занятые в экономике – всего |
94,8 |
91,9 |
90,3 |
88,2 |
86,7 |
87,1 |
90,2 |
91,1 |
мужчины |
94,8 |
91,7 |
90,0 |
87,8 |
86,4 |
87,1 |
89,8 |
90,7 |
женщины |
94,8 |
92,1 |
90,7 |
88,5 |
87,0 |
86,9 |
90,6 |
91,5 |
безработные – всего |
5,2 |
8,1 |
9,7 |
11,8 |
13,3 |
13,0 |
9,8 |
8,9 |
мужчины |
5,2 |
8,3 |
10,0 |
12,2 |
13,6 |
12,9 |
10,2 |
9,3 |
женщины |
5,1 |
7,9 |
9,3 |
11,5 |
13,0 |
13,1 |
9,4 |
8,5 |
Приложение 3
Основные особенности первичного и вторичного рынков труда
|
Особенности |
Первичный рынок труда |
Вторичный рынок труда |
1. |
Уровень оплаты труда |
Высокий |
Низкий |
2. |
Важнейшие зарплатообразующие факторы |
Должность, стаж, квалификация, мера ответственности |
Выработка, дисциплинированность |
3. |
Специфика систем заработной платы |
Высокая доля единовременных выплат, индивидуальный характер оплаты труда |
Ведущая роль основной заработной платы, коллективная форма оплаты труда |
4. |
Содержание труда |
Творческий, высококвалифицированный труд |
Исполнительский, рутинный труд |
5. |
Условия труда |
Хорошие |
Плохие |
6. |
Степень ответственности за конечные результаты производства |
Высокая |
Низкая |
7. |
Поддержка со стороны профсоюзов |
Большая |
Слабая |
8. |
Характер занятости |
Стабильный |
Прерывный |
9. |
Особенности рабочего времени |
Нормальная или ненормированная продолжительность рабочего дня, недели, года |
Неполный рабочий день, неделя; сезонная и временная работа |
10. |
Продолжительность трудовых контрактов |
Долгосрочная |
Краткосрочная |
11. |
Развитость нормирования труда |
Низкая |
Высокая |
12. |
Доля женщин, молодежи, людей предпенсионного возраста, других лиц, особо нуждающихся в социальной защите |
Низкая |
Высокая |
13. |
Степень социальной защищенности |
Высокая |
Низкая |
14. |
Объем вложений в образование и профессиональную подготовку |
Большой |
Малый |
15. |
Возможности продвижения по службе |
Широкие |
Ограниченные |
16. |
Степень участия работников в управлении производством |
Высокая |
Низкая |
Приложение 4
Блок-схема последовательности действий при первом и последующем обращении в центр занятости населения г. Новоуральска