ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН………………………………………………

5


1.1. Понятие, роль и сущность доходов граждан…...………………………...

5


1.2. Формирование денежных доходов населения и их использование…….

10


1.3. Неравенство в распределении доходов…………………………………...

12


ГЛАВА 2. Анализ процесса формирования и использования доходов граждан……………………

17



2.1. Доходы населения в России……………………………………………….

17


2.2. Использование доходов населения в сберегательных целях……………

22



ГЛАВА 3. Пути совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан……………………………………

26



 

3.1. Методы решения проблем формирования доходов населения………….

26


3.2. Система социальной защиты доходов граждан и ее развитие…………..

35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………

45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...

46



Введение

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Предметом исследования является процесс формирования и использования доходов граждан. Объектом – современное состояние доходов граждан в России.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования  и использования доходов граджан.

Задачи:

·                   Знакомство с теоретическими основами процесса формирования доходов граждан;

·                   Анализ процесса формирования и использования доходов населения;

·                   Рассмотрение путей совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан.


Глава 1 Теоретические основы процесса формирования доходов граждан

1.1             Понятие, роль и сущность доходов граждан

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Доход отдельного домохозяйства, как правило, подразделяют на три группы:

1) доход, получаемый владельцем фактора производства – труда;

2) доход, получаемый за счет использования иных факторов производства (капитала, земли, предпринимательских способностей);

3) трансфертные платежи (пособия, стипендии, пенсии)

Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода Домохозяйства, предоставляя в распоряжение фирм экономические ресурсы, получают вознаграждение в виде зарплаты, прибыли, процента и ренты. Эти четыре составляющие образуют в сумме доход домохозяйств.

В экономической литературе существуют различные концепции по поводу исчисления дохода. Так, Эдгар К. Браунинг считает, что к доходам следует отнести также предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, недвижимого имущества.

Некоторые виды доходов населения:

1. Рента. Рента – есть доход, полученный собственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены. Земельная рента существует в 2х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результаты производства на них будут различны. Дифференциальная рента возникает также из-за не одинакового местоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеров будут большими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структуру производства. В случае с дифференциальной рентой I издержки производства будут определяться предельными величинами наихудших по плодородию или местоположению участков. Добавочный доход, полученный на более плодородных и лучше расположенных землях, присваивается земельным собственником

Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала (наименее производительной). Выигрыш в издержках, полученный от более производительных затрат капитала, первоначально достается фермеру. Он присваивает его на протяжении действия арендного договора.

Абсолютная рента – это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения[1]

2. Процент. Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.

1) Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто- то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.

2) Деньги не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели «покупают» возможность использования денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.

3. Прибыль. Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержками (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм.

Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.

В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:

а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов; б) применять более прогрессивные способы управления фирмой; в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара; г) идти на риск принятия всех подобных решений.

Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.

4. Заработная плата. Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:

1) рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;

2) специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;

3) владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно- значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержки малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

Получателей рыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников, эффективность использования дохода и оправданность налогового бремени. Экономическая теория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Доход всегда представлен деньгами. Это значит, что условием его получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственной предпринимательской деятельности, - в любом случае мы должны сделать нечто полезное для других людей. Лишь тогда они передадут нам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своими деньгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).

Следовательно, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода - показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная на свете вещь, которую нельзя выдать самому себе: деньги можно получить только от других людей.

Прямая зависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае - при объективной невозможности участвовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населения поддерживаются всем обществом, от имени которого правительство регулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особый элемент совокупного дохода, но "рыночными" они, строго говоря, не являются.

Рыночный же доход всегда есть результат наших полезных - для других людей - усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг с предъявляемым "другими людьми" спросом. Взаимодействие спроса и предложения - объективный механизм образования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения. Конечно, в таком механизме есть элементы случайного и потому несправедливого, но другого способа получения доходов в рыночной экономике не существует.


1.2            Формирование денежных доходов населения и их использование

Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).[2]

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде: V выплат по государственному страхованию; V банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство); V процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года; V доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; V выигрышей по лотереям; V временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит; V выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.


1.3            Неравенство в распределении доходов

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).[3]

В неравенстве распределения доходов населения есть как плюсы, так и минусы. Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности (их пытались реализовать только в период «военного коммунизма») и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах.

Конечно, в СССР для подавляющей массы населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в России, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников «неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.

При уравнительных принципах формирования доходов дополнительными источниками, порождающими неравенство в нашей стране, выступали недостаточное единство потребительского рынка страны, то есть неодинаковая доступность всех видов товаров для всех групп населения, неравная покупательная сила национальной денежной единицы, наличие разных видов натуральных привилегий

Необходимо помнить, что так называемый принцип распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».

Отношение к этой форме распределения среди населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.

В странах, где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

Последствия неравенства доходов населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

Если оплачивать одинаково – «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан.

Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние ещё тогда на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.

Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

Глава 2 Анализ процесса формирования и использования доходов граждан

2.1 Доходы населения в России

Об уровне жизни населения можно судить оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период. Для оценки материального положения необходима характеристика структуры денежных доходов населения и их использования, финансовых аспектов.

Денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную, скорректированную на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Другие доходы включают объем скрытой заработной платы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения.

Росстат подсчитал прошлогодние доходы россиян. Выяснилось, что треть всех российских доходов получают богатые россияне, которые составляют 10 процентов от всего населения страны. Бедных граждан (доход менее 1500 руб. в месяц) в стране ровно столько же - 10 процентов.

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата в России в декабре 2008г составила 14354 руб, что выше на 25,8 проц по сравнению с декабрем 2007г и на 27 проц - по сравнению с ноябрем 2008г. Реальная зарплата в декабре 2006г возросла на 26 проц по сравнению с ноябрем 2008г, одновременно оказавшись выше на 15,4 проц по сравнению с декабрем 2007г.

Денежные доходы населения России в 2008г сложились в размере 16 трлн 839,1 млрд руб и увеличились на 23,2 проц по сравнению с 2007г. Население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 11 трлн 828 млрд руб, что на 22,9 проц больше по сравнению с 2007г. Сбережения в 2008г составили 2 трлн 801,5 млрд руб, что на 8,2 проц больше, чем за предыдущий год.

Рассмотрим некоторые виды денежных доходов населения в России на нынешний момент.

Заработная плата в России. Проблема регулирования заработной платы в России остается одной из самых острых в системе социально-трудовых отношений. Отказавшись от нормативного регулирования заработной платы Россия не пришла к договорному ее регулированию. На сегодняшний момент мы фактически имеем диктат работодателя в этой сфере. Идеологи действующего с прошлого года Трудового кодекса попытались решить эту проблему, заложив законодательную норму, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума работника. Однако, такая норма также не может быть решением проблемы. Конечно, и прожиточный минимум, и минимальный размер оплаты труда – это определенные социальные стандарты. Но эти стандарты функционально совершенно различны.

Прожиточный минимум – это стандарт аналитический, сродни средней температуре по больнице. Совершенно очевидно, что в разных регионах страны этот показатель может иметь совершенно разное значение, различия могут быть в разы. И следовательно, этот стандарт не может выполнять регулирующих функций в целом по стране. Или, если придавать ему такие функции, то в этом случае нужно брать минимальный из 89 прожиточных минимумов по регионам и именно его закреплять в качестве единого стандарта по России. Но тогда он теряет вообще всякий смысл. Напротив, минимальный размер оплаты труда – это прямой регулирующий норматив, который может и должен быть установлен по стране в целом. Это тот порог, ниже которого заработная плата не может опускаться ни при каких условиях. И уж во всяком случае, установление соответствия между прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда не решает проблемы чрезмерной дифференциации реальной заработной платы.[4]

Среднемесячная начисленная заработная плата в январе 2009 года, по предварительным данным, составила 15,2 тысячи рублей, что на 25% меньше, чем в декабре 2008 года, но на 3% больше, чем в январе 2008 года, сообщает во вторник Федеральная служба госстатистики (Росстат).

Среднемесячная начисленная заработная плата в 2008 году составила 17,112 тысячи рублей, что на 25,2% больше, чем в 2007 году, а в декабре 2008 года средняя зарплата по стране достигла 20,238 тысячи рублей, увеличившись по сравнению с декабрем 2007 года на 8,1%.

В целом реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, по оценке, снизились на 6,7%, сообщает Росстат.

Росстат: Суммарная задолженность по зарплате предприятий РФ за декабрь 2009г. снизилась на 29,4% - до 3,565 млрд руб.

По сведениям организаций РФ, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2010г. составила 3 млрд 565 млн руб., что на 29,4% меньше показателя на 1 декабря 2009г. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 января 2010г. составила 3 млрд 369 млн руб., или 94,5% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 декабря 2009г. она снизилась на 1 млрд 439 млн руб. (на 29,9%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 196 млн руб. и снизилась по сравнению с 1 декабря 2009г. на 43 млн руб. (на 18,1%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 170 млн руб. (снижение на 18 млн руб., или на 9,7%), бюджетов субъектов Российской Федерации - 9 млн руб. (снижение на 11 млн руб., или на 53,8%), местных бюджетов - 17 млн руб. (снижение на 14 млн руб., или на 45,9%).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 47% приходится на обрабатывающие производства, 22% - на транспорт, 12% - на строительство и 7% - на сельское хозяйство. За период с 1 декабря 2009г. по 1 января 2010г. задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций снизилась в 67 субъектах РФ, выросла - в восьми субъектах РФ, отсутствовала - в восьми субъектах РФ. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за отсутствия собственных средств из общей суммы указанной задолженности приходится на Калининградскую область (502 млн руб., или 14,9%), Кировскую область (258,3 млн руб., или 7,7%), Хабаровский край (183,1 млн руб., или 5,4%), Алтайский край (155,2 млн руб., или 4,6%), Пермский край (126,1 млн руб., или 3,7%).

Пенсия. Валоризация — денежная оценка пенсионных прав граждан или индексация пенсий с учётом трудового стажа в советское время — была проведена в России с 1 января 2010 года.

Российские пенсионеры, в январе 2010 года получили «новую» пенсию. Прибавка к  пенсии для каждого пенсионера получилась разной. Закономерно, что самую большую прибавку к пенсии получили те граждане, у которых большой период «советского» трудового стажа (валоризации подвергался расчетный пенсионный капитал до 2002 года), и заработная плата на тот период была высокой.

Пособия и льготы. В связи с отменой единого социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличится предельный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ранее размер пособий по беременности и родам устанавливался федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Теперь максимальный размер пособия отменяется, и будет зависеть от предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, т.е. ограничивается страховой суммой. В 2010 году эта база составит 415 000 рублей за календарный год.

С 2010 года в связи с изменениями и дополнениями в закон N255-ФЗ от 29 декабря 2006 года (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ), пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (ч. 1. ст. 11 Закона N255-ФЗ), но при условии, что средний дневной заработок не превышает предельный размер среднего дневного заработка (ч. 3.1 ст. 14 N255-ФЗ). Этот предел высчитывается делением предельной величины базы для начисления страховых взносов (для 2010 года это 415000 рублей) на 365, и равен 1 136,99 руб. Иными словами, в 2010 году пособие, начисленное за каждый день отпуска по беременности и родам не может превышать 1 136,99 рублей. Максимальная сумма пособия в месяц из-за разного количества дней в разных месяцах, будет разная, по сравнению с 2009 годом, в котором максимальная сумма пособия оставалась неизменной - 25 390 руб. за полный календарный месяц. В 2010 году для 31-дневного месяца — 35 246,69 рублей, для 30-дневного месяца — 34 109,70 рублей, 28-дневного — 31 835,72 рублей, в среднем сумма пособия составляет 34 583 рублей.

Размер материнского (семейного) капитала с 1 января 2010 года согласно Федеральному закону от 2 декабря 2009г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» составит 343 378 рублей 80 копеек.



2.2 Использование доходов населением в сберегательных целях

Восстановление склонности к сбережению и формирование новых тенденций начались в условиях, когда благосостояние даже относительно обеспеченных слоев населения значительно ухудшилось по сравнению с 2004г., а доля домохозяйств с отрицательной склонностью к сбережению, по нашим оценкам, достигала 60% населения.

Несмотря на это, заметный рост общей склонности к сбережению в 2005г. начался практически одновременно с началом восстановления доходов. К концу 2006г. доходы населения, дефлированные индексом цен потребительских товаров и услуг, восстановились на 95%, а потребление - полностью (2006г. к 2004г.). В то же время в долларовом выражении доходы остались на уровне около, 50%, а потребление составило 57% от докризисного (ниже, чем в 2002г.) что, конечно же, пока не позволяет говорить о восстановлении прежнего качества жизни, особенно в части потребления импортных товаров.

Темпы роста реальных доходов отдельных слоев населения зеркально отображали глубину их предшествующего падения. Наибольшими темпами росли доходы пенсионеров, хотя в 2006г. они были восстановлены лишь до 82% уровня 2004г., в то время как средняя зарплата в целом по экономике до 93%.

Общая склонность к сбережению под влиянием перечисленных факторов в 2006г. достигла 6%, что вдвое меньше, чем в 2004г. Этого в нынешних условиях недостаточно для того, чтобы величина накопленных сбережений.росла по отношению к среднемесячным доходам.

Тенденции в динамике частных склонностей к сбережению, которые начали складываться в последние два года, во многом отличаются от наблюдавшихся ранее.

Во-первых, склонность к организованным сбережениям в банковской системе (в рублях и в валюте) в 2006г. достигла 4,2%, значительно опередив уровень 2004г. (2,5%), что обусловило существенный рост доли организованной части текущих сбережений (с 24 до 73% за тот же период) и рост их доли в накопленных сбережениях до 37,2%. Во-вторых, доля Сбербанка во вкладах населения выросла благодаря кризису до 73-74%, и даже с восстановлением нормального функционирования коммерческих банков практически не имеет тенденции к уменьшению.

На поведение вкладчиков Сбербанка в большей степени влияют номинальные ставки; однако, как показал опыт лета 2005г., они в течение нескольких месяцев привыкли к новым ставкам, и склонность к сбережению восстановилась.

Новая закономерность характеризует динамику восстановления склонности к рубленым депозитам в коммерческих банках. Если до кризиса величина вкладов практически не была связана с динамикой традиционных (трудовых) доходов населения, то в последние два года появились признаки того, что круг вкладчиков расширяется в том числе за счет людей, получающих легальную зарплату. Хотя ее средний уровень (около 80 долл.) недостаточен для ускоренного формирования сбережений, в отдельных отраслях промышленности (нефтяной и газовой) летом 2006г. средняя зарплата уже достигала 300-400 долл., что позволяет говорить о достаточно высоком сберегательном потенциале.

В-третьих, склонность к сбережению в наличной валюте, которая упала после кризиса из-за того, что для многих доллар стал "не по карману", в 2005г., несмотря на восстановление доходов, оставалась отрицательной (- 2,5%). Укрепление рубля в реальном выражении удерживало население от приобретения валюты для целей сбережения.

2004 год характеризовался позитивными изменениями в экономической, политической и социальной сферах, однако их влияние на сберегательную стратегию населения оказалось не очень весомым: нынешние стратегии населения можно охарактеризовать как предельно осторожные. Если люди и откладывают часть своих денежных средств (норма сбережений невысока), то предпочитают вклады в Сбербанк или наличные рубли (активы с низкой доходностью) на короткий срок. И все это происходит несмотря на значительный экономический рост в России в 2005г. и первой четверти 2006г.

Данные регулярных опросов позволяют оценить динамику предпочтении различных форм вложении денежных средств. Следует отметить, что респондент, отвечая на вопрос, мог выбрать не один, а несколько возможных вариантов ответа, поэтому в каждом случае сумма, полученных частот может превышать 100%.

Вплоть до конца 2005г. привлекательность организованных форм хранения сбережений непрерывно снижалась. Пик доверия к Сберегательному банку пришелся на июнь 2004г.: 37% респондентов выбрали его для вложения своих денег. В сентябре 2005г. их было уже около 25%. Наибольшее доверие к коммерческим банкам люди испытывали в 2002-2004гг. (12-17%), затем началось непрерывное снижение до 5-6%, а финансовый кризис летом 2004г. и вовсе подорвал его (1-2% осенью 2002г. и в 2004г.). Аналогично развивались события с акциями и другими ценными бумагами, хотя доверие к этим финансовым инструментам у населения оставалось все же несколько выше - около 4%.

Для того чтобы оценить склонность населения к сбережениям, в специализированном опросе (2007г.) был поставлен следующий вопрос.

Предположим, что Вы, Ваша семья располагаете денежной суммой в размере 20 тыс. руб. Как Вы, скорее всего, распорядитесь этими деньгами? (не более 2-х ответов).

Ответы на него позволяют оценить склонность респондентов к сбережениям и инвестициям безотносительно к их текущему уровню дохода. Среди предложенных вариантов ответа самым популярным оказался "потрачу на приобретение вещей для дома": так заявили 36% опрошенных. 29% отложили бы эту сумму "про запас". Следом идут такие варианты, как "на свое образование и развитие детей" (22%), "на свое мнение и лечение близких родственников" (19%), "постараюсь добавить и приобрести участок земли, домик и т.п." (12%).

Анализ ответов респондентов с использованием процедур многомерного шкалирования показал, что у населения существуют четыре наиболее распространенные стратегии использования денежных средств. Их условно можно назвать потребление, сбережение, страхование и развитие.

Так, например, на лечение потратили бы крупную денежную сумму 26% из тех, кто намерен отложить ее "про запас", 22% желающих купить страховой полис, 17% готовых инвестировать в образование. А с другой стороны, лишь 4 - 5% желающих потратить ее па развлечения, положить на депозит в банк или отложить надолго, чтобы накопить на дорогие приобретения. Таким образом, можно определить, какие способы вложения денежных средств "близки" друг к другу, а какие - "далеки".

Около 53% россиян придерживаются указанных четырех стратегий в чистом виде (это доля людей, выбиравших в ответах на данный вопрос варианты только из одного блока). При этом 19% ориентированы исключительно на потребление, 6 - на сбережение, 18 - на страхование и 10% - на развитие. Оставшиеся 47% опрошенных (за исключением 2% затруднившихся ответить) используют смешанные стратегии, причем наиболее популярными из них являются потребление/развитие (13%), потребление/страхование и страхование/развитие (по 10%).

Выделяя особенно интересующую нас группу тех, кто готов положить деньги в банк под процент, купить акции или ценные бумаги, отметим, что таких людей больше всего среди: молодежи (18-24 года) - 12,3%; студентов - 13,8; людей со среднедушевыми, доходами в семье свыше 2006 руб. в месяц - 12,1; жителей села, деревни - 8,4; людей, имеющих большие семьи (5 человек и более), - 9,2; людей, склонных к риску (готовых вложить деньги, в 'банк, предлагающий высокие проценты, но имеющий низкую надежность) - 11,2; людей, обладающих позитивным опытом инвестирования в прошлом, - 17,0%; тех, кто оценивает нынешнее положение как хорошее и с оптимизмом смотрит в будущее -14,3 %

Важную роль в определении финансовой стратегии индивида помимо указанных факторов играют и субъективные представления людей о том, что такое "сбережения", каковы должны быть их размер и срок хранения, какие из инвестиционных инструментов более доходны и какие - более надежны. Например, является ли сбережением сумма в 1 тыс. руб., или 5 тыс., или 10 тыс. руб.? Или сумма, вложенная в недвижимость, драгоценности, предметы длительного пользования и т.д.? Или сумма, которую планируется потратить в течение ближайшего месяца (2-3 месяцев)?

Данные массовых опросов показывают, что сейчас в российском обществе не только не существует какого-либо единого мнения по этим вопросам, но даже более того: представлений простых людей о сбережениях и инвестициях во многом отличаются от классических представлений экономистов и финансистов.

Для того, чтобы изучить представления россиян, определив, что в их понимании является "сбережением", в опросе (2007г.) был поставлен следующий вопрос.

Как Вы думаете, начиная с какой суммы денег можно сказать, что человек имеет сбережения; или какую минимальную сумму денег можно, по Вашему мнению, назвать сбережениями?

Прежде всего следует отметить, что 11,4% опрошенных затруднились сказать что-либо определенное на этот счет. Анализ ответов всех остальных показал, что не существует не только какого-нибудь единого мнения, но даже и сколько-нибудь доминирующего.

Таким образом, условием социальной стабильности любого государства выступает наличие широкого слоя так называемого «среднего класса» населения. В странах Запада процесс формирования этого слоя завершился несколько десятилетий назад. В нашей же стране существует значительный диспаритет между наиболее обеспеченным и наиболее бедной часть населения.

Учитывая ограниченные ресурсы государства, целесообразно поощрять любую активность населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, устанавливая выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей, повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные, страховые фонды, покупку жилья и пр.





Глава 3 Пути решения проблем формирования и использования доходов граждан

3.1 Методы решения проблем формирования доходов населения

Основной целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения.

Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основным является законодательное установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с прожиточным минимумом и, по крайней мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр величины минимальной оплаты труда сможет компенсировать рост цен. Государство в условиях рыночной экономики влияет на уровень жизни населения через оплату труда занятых в государственном секторе. Заработная плата работников здравоохранения и культуры, государственных служащих должна быть существенно увеличена, приведена в соответствие с квалификацией. Причём, в связи с дефицитом бюджета, это повышение следует рассматривать, как долговременную целенаправленную политику поддержания социальной сферы и систем управления.[5]

Также следует не допускать задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку.

Уровень пособий, выплачиваемых пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.

Особое внимание следует уделить повышению доходов занятых в сельском хозяйстве. Должна быть оказана поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.

Любое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить доступность таких услуг в условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем россиянам минимальный стандарт жилищных условий. Только такие меры способны обеспечить необходимое качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных случаях.

Государственной поддержки требую также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать необходимые резервные средства в бюджете. На такие регионы должны распространяться налоговые льготы, льготы по отчислению в федеральный бюджет.

Прежде всего, необходимо изменить экономическое мышление, доставшееся нам в наследство от периода, когда мы пытались построить государственный социализм. Сложилось ошибочное представление, что сначала необходимо развить производство, что позволит увеличить заработки, прибыль предприятий, получить источник для развития социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В действительности для оживления экономики трудовые и материальные ресурсы имеются. Как показал анализ, имеются и финансовые ресурсы, но они движутся по разным каналам и даже в различных направлениях, по сравнению с материальными и трудовыми ресурсами.

Нынешний уровень развития рабочей силы и средств производства, если его сравнить с достижениями европейских стран, требует обеспечения жильем омичей в 35-40 кв. на человека (фактически омичи имеют 18 кв.м., треть которых требует замены). Для достижения этой цели мы должны построить 40 млн.кв. м. Чтобы построить 20 кв. м. на человека за 25 лет, необходимо выйти на мощности строительных организаций, имевшихся в дореформенный период. При стоимости кв.м 2500 руб. потребуется 100 млрд. руб., или по 4 млрд. ежегодно. Для сравнения: На покупку квартиры среднего качества россиянин затрачивает 15 годовых зарплат, американец 5, или в три раза меньше; москвич - 50 годовых зарплат (здесь играют роль цены на жилье). Теперь посмотрим доходы населения. Средняя заработная плата в месяц - 800 руб. Но она составляет лишь половину фактической. Вторая ее половина уходит на поддержание скрытой безработицы (на выполнение сложившегося объема работы на омских предприятиях сегодня принимается два рабочих вместо одного). Превратить скрытую безработицу в открытую - значит уволить почти 30 - 40% работников. В наших условиях это может вызвать серьезный социальный конфликт. Но постепенное, в течение 4-5 лет, сокращение лишних работников и доведение интенсивности труда до нормального уровня вполне возможно. Применительно к занятому сегодня населению (865 тыс.чел.) это составит 260 тысяч. С учетом уже имеющейся безработицы их общее число возрастет до 365 тыс.чел. Если этого не сделать, то продукция омских предприятий, вследствие высоких издержек производства, останется неконкурентоспособной. Принятие рассмотренного решения позволит увеличить среднемесячную заработную плату с 800 до 1040 руб. Структура расходов сложится примерно следующей (табл.5), в %.

По расчетам автора, выполненным еще в 1996 году, сложившаяся сегодня экономическая ситуация (в том числе и проводимые реформы в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве), требования рынка труда вызывают необходимость увеличения среднемесячных заработков до 2300-2500 руб. К подобным выводам пришел и академик А.Г. Аганбегян. Свои предложения опубликовал в журнале "Человек и труд" в 1997 году.

Если предположить, что нормальное функционирование экономики обеспечит снижение численности безработных в области до 40 тыс.чел. (4-5% от общего числа работающих против 12% в настоящее время), то мы должны создать дополнительно 325 тыс.рабочих мест.

Накопление в год по всем работающим составит 2,3 млрд. руб. в год (21% от 1040 руб. х 865 тыс.чел. х 12 мес.). Предложенная выше программа жилищного строительства требует 4 млрд. руб. Недостающие 1,7 млрд. могут быть получены при реализации предложений академика А.Г. Аганбегяна по увеличению средней заработной платы до 2300 руб. При этом за счет семейных бюджетов покрываются все расходы на ЖКХ, в пять раз увеличиваются налоги, на 40% растут расходы на покупку товаров. Поскольку сегодня рынок товаров и услуг насыщен лишь на 80-85%, а увеличение их производства за короткий срок на 40% невозможно (особенно продуктов питания, одежды, обуви), то часть товарного покрытия можно обеспечить за счет строительных материалов и услуг строительных организаций. Освобождение бюджета от расходов на содержание ЖКХ также позволит выделить ресурсы на формирование фондов жилищного строительства для учителей, врачей, работников культуры, военнослужащих.

Жилищное строительство вызовет к жизни производство кирпича и железобетонных изделий, заготовку и переработку леса, производство санитарно-технического оборудования, строительство дорог и благоустройство улиц, обслуживание вновь вводимого жилья.

По нашим оценкам строительство 40 млн. кв.м жилья в течение 25 лет, или 1,6 млн. в год, потребует создания примерно 32 тыс.рабочих мест и столько же в смежных со строительством отраслях (транспорт, энергетика и др.). Заработки занятых в этих отраслях вызовут спрос на товары и услуги, обеспечивающие условия их жизни. Примерно около 100 тысяч рабочих мест необходимо будет дополнительно создать для производства товаров на вывоз из области.

Крупным источником жилищного строительства могут стать Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Имея накопительный характер, они являются источником долгосрочных кредитов. На начало 1997 года резервы НПФ достигли 2,4 млрд. руб. Но они в основном инвестированы в ценные бумаги, в том числе 54% в ГКО. То есть средства НПФ пошли практически на создание пирамиды в структуре федеральных и местных бюджетов, которые, как известно, используются в основном на текущее потребление. Создание таких же пирамид в жилищном строительстве позволит получить дополнительный источник для создания новых рабочих мест. Да и вложения в жилищное строительство выступают более надежной гарантией сохранения средств вкладчиков НПФ.

Превращение доходов и потребления населения в фактор экономического роста требует восстановления равновесия между тремя факторами производства: физическим, человеческим и денежным капиталом. Мы столкнулись с непонятными большинству россиян явлениями. Физический капитал используется на 55%, скрытая и открытая безработица достигает 40-50%, спрос на товары и услуги огромный (для достижения равновесия между нынешней стоимостью и ценой рабочей силы необходимо в 2-3 раза увеличить производство товаров и услуг). Самое общее рассмотрение доходов и потребления населения и их роли в экономическом росте дает основание сделать вывод, что определенному уровню развития экономики должны соответствовать их определенные величина и структура, их дифференциация по отраслям и регионам. Чтобы сложилось статистическое равновесие между доходами населения и объемами производства, необходимо перейти от взимания налогов с доходов к обложению налогами расходов. Дифференциация ставок налогов позволит стимулировать направление потоков расходов населения. Мы рассмотрели лишь одно направление создания условий для экономического роста, связанное с доходами и потреблением населения. Создание условий для всех факторов экономического роста возможно лишь после проведения исследования рыночной конъюнктуры в настоящий период и расчетов структуры производства, обеспечивающего наиболее полную занятость населения и условия жизни населения, предъявляемые к работнику со стороны производства.

Из рассмотренного можно сделать и еще один вывод, вокруг которого идут дискуссии. Речь идет об определении экономики, которую мы сегодня создаем в России. В литературе она получает название "социально ориентированная", "демократически ориентированная", капиталистическая", "смешанная" и т. п. Делать подобные приставки к слову "экономика", это все равно, что назвать масло масленым. Экономика - система, в которой все элементы, в том числе и социальные, должны соответствовать друг другу. Каждому уровню ее развития должна соответствовать и определенная социальная политика. Экономика не будет развиваться, если не поддерживать на определенном уровне доходы и потребление населения, его образование и здоровье, не создавать условия для удовлетворения потребностей в труде. Возникновение различных моделей экономик связано скорее с нарушениями равновесия в экономике и лишь в незначительной мере отражает исторические условия развития отдельных стран.

Введением какого-либо одного нового норматива или законодательного положения здесь не обойдешься. С нашей точки зрения необходимо одновременные и комплексные изменения в разные федеральные законы.

Во-первых, как мы уже видели, не имеет решающего значения, каков конкретный уровень законодательно определенной минимальной заработной платы.

Во-вторых, размер минимальной оплаты труда должен устанавливаться почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты – это должна быть чистая часовая тарифная ставка.

В-третьих, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов: применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу; применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10% от размера дохода; наконец, применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобного) надо законодательно установить более высокую шкалу налога – ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25%.

В-четвертых, хозяйствующий субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с доходов физических лиц. Если указанный минимальный уровень менее двух минимальных законодательно установленных уровней оплаты труда, то применение налога к работникам такого субъекта должно начинаться с двух законодательно установленных минимальных размеров оплаты труда.

В-пятых, надо законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда для работников одного хозяйствующего субъекта (например, в 7 раз). Это требование необязательно закреплять в положениях Трудового кодекса, достаточно закрепление применения прогрессивной шкалы налога на доходы с физических лиц применительно к оплате труда работников, превышающей минимальный размер, установленный в организации в какое-то количество (например, 7) раз. При этом прогрессивная шкала должна начинаться достаточно резким возрастанием – например, в 2 – 2,5 раза.

Наконец, в-шестых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. Это тот редкий случай, когда средняя температура по больнице играет положительную роль. При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.


3.2 Система социальной защиты доходов граждан и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах «государственного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.[6]

Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальные справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет).

Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью»

Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально-ориентированное рыночное хозяйство»).

«Справедливое» же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего. Это хорошо подтвердил так называемый «Шведский социализм», в результате стремления правительства к социальной справедливости экономическая эффективность экономики значительно упала и страна оказалась на пороге экономического кризиса.

Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью» И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.

Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего “среднего класса” как приспособления общества – большинства населения – к рыночным условиям.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные “элементы”. Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы контроля, типа "народного контроля". К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был высок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные.

В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определяла характер потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью "блата", связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л. Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям. Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.

Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование - квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления, обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде "отлучения" от источников дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что "выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска "работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд, прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности населения и существующим спектром политических взглядов различных групп населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально- экономического развития страны, предлагаемых различными политическим силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты, в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью, которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль, социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения); во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия, практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна дисгармония отношений между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это связано с механизмом приватизации. способствовавшим созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в качестве основной "архитекторами" приватизации,

Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

Итак, анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально- экономических преобразований в стране.



Заключение

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально- экономических преобразований в стране.

Целесообразно рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников. Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания основной массы населения такой великой державы, как Россия, и создать предпосылки для преодоления социального кризиса в стране. А у России есть для этого все возможности.

В ходе написания данной курсовой работы были решены следующие задачи:

·                   Рассмотрены  теоретические основы процесса формирования доходов граждан;

·                   Проанализирован процесс формирования и использования доходов населения;

·                   Рассмотрены пути совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан.


Список использованной литературы

1.           М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков Экономическая Теория, М. Б Инфра М, 2006г. Экономическая теория // учебник для вузов под ред. Добрынина А.И. изд ПИТЕР. Санкт-Петербург 2007г.

2.           Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2006г.

3.           Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 2005, № 10.

4.           Доверие к статистике // Вестник статистики, 2007, № 7. 4. Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России.

5.           Проблемы прогнозирования, 2006, № 4.

6.           Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2005, № 6.

7.           Аганбегян А.Г. О реформе заработной платы// Человек и труд. 2005. 9. С.48-50.

8.           Илларионов А. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ века // Вопросы экономики. 2005. 10. С.123-126.

9.           Илларионов А. Инфляция - денежное явление. Вопросы экономики. 2007. 12. C.149-153.

10.      Уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России, 2006. 204с.

11.       Департамент доходов населения и уровня жизни Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения по состоянию на 20 февраля 2006 года.

12.       Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению.// Экономист. 2007. - 1. с. 73-82.

13.       Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное М.: Соминтэк, 2006.

14.       Кэмпебелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю "Экономикс".- Москва "Республика"2006г.

15.       Р. Яковлев. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры. Российский экономический журнал 2006г.

16.      Основные направления и приоритеты государственной социальной политики по повышению доходов и уровня жизни населения интернет: http://www.nasledie.ru/fin/6_7/6_7_1/1.html

17.      Распределение доходов населения в России в 2008 году, социальная стратификация и стандарты потребления Интернет: http://marketers.rsuh.ru/lib/midclass.html


[1] М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков Экономическая Теория, М. Б Инфра М, 2006г. Экономическая теория // учебник для вузов под ред. Добрынина А.И. изд ПИТЕР. Санкт-Петербург 2007г.


[2] Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 2005, № 10.


[3] Уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России, 2006. 204с.


[4] Уровень жизни населения России. М.: Госкомстат России, 2006. 204с.


[5] Илларионов А. Инфляция - денежное явление. Вопросы экономики. 2007. 12. C.149-153.


[6] Р. Яковлев. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры. Российский экономический журнал 2006г.