ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ………………………………………...


5

1.1. Понятие, роль и сущность денежного обращения………………………...

   5

1.2. История развития денежного обращения………………………………….

  11

1.3. Регулирование денежного обращения государством……………………..


17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА…………………………………..

  24

2.1. Скорость обращения денег………………………………………………….

24


2.2. Количественная теория денег………………………………………………

28


2.3. Проблемы денежного обращения в России………………………………..

33


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ………………………………………………………….


 39


 

3.1. Пути решения проблем денежного обращения в России…………………

39


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

43


Введение

Актуальность темы заключается в том, что деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

История денежного обращения относится к проблемам традиционно малоисследуемым в отечественной историографии, несмотря на то, что ее разработка позволяет ввести новые характеристики в изучение финансово-экономической истории Российского государства. Широкомасштабные эмиссии периода гражданской войны в России, произошедшие на фоне распада денежной системы, являются не только беспримерными в истории денежного обращения, но и выявляют сферы взаимодействия определяющих политических и социально-экономических процессов. Значимость местных эмиссий заключалась не только в количестве различных денежных знаков, выпущенных на местах, но и в фактическом возникновении обособленных денежных систем.

Важно отметить и то обстоятельство, что переломные моменты истории требуют углубленных, новых исследовательских подходов, выработка которых невозможна без обращения к местной, региональной истории. Северный Кавказ в этом плане представляет наибольший интерес для изучения денежных эмиссий в силу особенностей гражданской войны в этом регионе, связанных с географическим, политическим, социально-экономическим и военно-стратегическим положением.

Учитывая характер кризисных явлений в экономике современной России, практическое значение приобретает изучение причин распада единой денежной системы. Обращение к периоду гражданской войны позволяет установить органическую взаимообусловленность усиления политической конфронтации в обществе с глубиной финансово-экономического кризиса. Целый ряд явлений: потеря доверия к национальной валюте, инфляция, денежный голод, разменный кризис, определявшие характер денежного обращения в годы гражданской войны, проявляются и в экономике современной России, приобретая все более выраженные черты.

Сущность проблемы состоит в том, что обеспеченность денежной массой реального сектора экономики, ориентирующегося на денежное обращение, оказывается значительно выше среднестатистических данных. Но удельный вес этого сектора в общем объеме российской экономики относительно невелик и влияние предпринимаемых властями макроэкономических мер в целом оказывается незначительным.

Предметом исследования является процесс развития денежного обращения. Объектом – денежная политика России.

Целью данной курсовой работы является изучение истории развития денежного обращения.

Задачи:

·        Рассмотрение теоретических основ истории развития денежного обращения;

·        Анализ сложившегося денежного рынка;

·        Разработка путей решения по совершенствованию развития денежного обращения.




Глава 1 Теоретические основы истории развития денежного обращения

1.1   Понятие, роль и сущность денежного обращения


Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Денежное обращение активно влияет на функционирование национальной экономики: 1) денежное обращение обеспечивает отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. В случае невыполнения денежным обращением данной функции замедляется, сокращается товарно-денежный оборот, растут неплатежи; 2) денежное обращение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке. В решении этой задачи денежного обращения важнейшее значение имеет определение оптимального объема денежной массы на национальном рынке. При невыполнении данной функции денежного обращения в экономике могут возникнуть инфляционные явления или явления дефицита товарной массы, нарушения ценовых пропорций, натурализации обмена (бартер, взаиморасчеты); 3) сбалансированный денежный оборот обеспечивает социальную стабильность общества - своевременную выплату заработной платы, эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее стабильное финансирование социальных статей бюджета (выплату пенсий, социальных пособий, финансирование медицинского обслуживания, образования и т. д.). Невыполнение данной функции денежного оборота влечет за собой отток денежной массы в теневую экономику, вывоз денежной массы за рубеж, выход из-под контроля Правительства социально-политической ситуации в обществе.

  Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций. [1]

Наличный денежный оборот - непрерывный процесс движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет. Наличный денежный оборот организуется в России ЦБ РФ, его территориальными учреждениями, системой расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания ЦБ о переводе наличных денег, которое передается РКЦ, из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

Безналичное денежное обращение - списание денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачисление ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. Современный безналичный оборот в РФ работает по следующим принципам: предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках; основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк; требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого; оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица; формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями закона.

Правила денежного обращения, применительно к юридическим лицам:

1.                они обязаны хранить денежные средства в банке;

2.                они обязаны производить расчёты с др. юридическими лицами в безналичном порядке;

3.                они могут иметь наличные средства в пределах лимита.

4.                обязаны сдавать в банк всю наличность сверх лимита.

5.                имеют право хранить наличные средства сверх лимита если они предназначены для оплаты труда (в течение З-х дней).

Оптимизация денежного обращения осуществляется на основе закона денежного оборота: денежное обращение на конкретный период времени определяется как сумма цен товаров и услуг, реализованных за данный период, увеличенная на сумму платежей по наступившим обязательствам и уменьшенная на сумму цен товаров (услуг), проданных в кредит, плюс количество денег, находящихся в обращении, умноженное на скорость оборота одной денежной единицы за данный период времени. Этот закон отражает основные факторы, влияющие на поддержание устойчивости денежного обращения и товарно-денежную сбалансированность в экономике.

Каждая страна имеет свою денежную систему и свои денежные единицы, в чем проявляется один из символов самостоятельности государства. Это не исключает применения на территории страны валюты других стран или даже использования ее (чаще всего временно) в качестве собственной валюты, от этого суть дела не меняется, но процесс выпуска и применения денег усложняется. Государство обладает суверенным правом на выпуск собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет, такой выпуск принято называть эмиссией.

Выпуск денег может преследовать разные цели. Во-первых, надо периодически обновлять старые, изношенные деньги. Банк изымает такие деньги из обращения и выпускает взамен них новые. Такое печатание бумажных денег или чеканку монет не следует считать эмиссией, так как суммарная масса денег в обращении остается при этом неизменной. Во-вторых, выпуск денег может быть обусловлен их недостаточным количеством в обращении и необходимостью перехода к более крупным денежным знакам. Это имеет место в случае, если оказывается, что находящаяся в обращении денежная масса не в состоянии обслужить товарооборот в связи, например, с ростом цен, увеличением количества товаров, снижением скорости обращения денег, выпадением части денег из денежного оборота. В-третьих, денежная эмиссия может осуществляться как способ получения недостающих денег с целью возврата внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществления социальных выплат, финансирования государственных программ сверх имеющихся средств. Наконец, возможна и довольно часто встречается ситуация, когда происходит полная или частичная замена денежных знаков в связи с проведением денежных реформ или вследствие деноминации, заключающейся в укреплении денежных единиц при одновременном изменении нарицательной стоимости денежных знаков.

В целом эмиссия денежных средств обусловливается двумя взаимозависимыми показателями: количеством уже имеющихся денежных средств в обращении, то есть предложением денег, и необходимостью денежных средств спросом на деньги со стороны разных агентов денежных отношений. Предложение денег в стране зависит от денежной политики государства и центрального банка. Они же в своей политике руководствуются как объективно существующей потребностью экономики, сферы обращения, торговли в деньгах, так и естественным стремлением сдерживать денежную массу в определенных пределах, опасаясь инфляции, обесценения денег. Основными факторами, определяющими спрос на деньги, являются уровень цен на приобретаемые товары и услуги, процентные ставки, реальные доходы населения, домашних хозяйств. Величина реальных доходов оказывает влияние на расходы, что ведет к росту спроса. Но одновременно действует и первый фактор в виде цен, с которыми связаны расходы. В связи с этим принято делить спрос на две крупные категории. Спрос на деньги со стороны сделок, или операционный спрос, связан с потребностью в деньгах для осуществления сделок, приобретения товаров и услуг. Деньги нужны предприятиям в качестве средства оплаты труда работников, закупки материалов и оборудования, оплаты услуг. Домашним хозяйствам деньги необходимы, чтобы покупать потребительские товары, оплачивать услуги. Требующиеся для этих целей денежные средства и представляют спрос на деньги для сделок, зависящий от доходов и цен, а в более общем виде от общей денежной стоимости товаров и услуг в сфере обращения.

Отсюда следует, что этот вид спроса на деньги в масштабе страны пропорционален номинальному валовому национальному продукту. Спрос на деньги со стороны финансовых активов вытекает из функции денег как средства сбережения. Людям и предприятиям деньги нужны не только для покупки товаров и услуг, но и для приобретения финансовых активов в виде акций, облигаций, а также для хранения в виде денежных сбережений. Величина спроса со стороны финансовых активов зависит от уровня банковских процентных ставок по вкладам, процентов, выплачиваемых по облигациям, дивидендов, получаемых на акции, а также от риска, инфляции и других факторов. В конечном счете на потребное количество денег, которое участники денежного обращения держат в виде финансовых активов, влияют самые разнообразные факторы, определяющие желательность или предпочтительность владения тем или иным финансовым активом в сравнении с деньгами. Если, например, процентные ставки по облигациям и срочным вкладам невелики, то агенты денежного рынка могут предпочесть чековые вклады или даже повысить спрос на наличные деньги. Если же велика опасность инфляции, то спрос на наличные деньги, используемые в качестве сбережений «в кубышке», уменьшается.

В связи с крайней многочисленностью и разнообразием влияющих факторов установить реальный спрос на деньги крайне нелегко, и денежный спрос во многом рассматривается как теоретическая категория. Следует различать два вида денежной эмиссии: налично-денежную и депозитную. Первый вид заключается в выпуске бумажных денег и чеканке монет, тогда как депозитная эмиссия это открытие дополнительных источников безналичных денег в форме ссуд или в других формах. В странах с централизованной управляемой экономикой размер налично-денежной эмиссии определяется кассовыми планами банков и финансовыми пропорциями государственного плана, а размер депозитной эмиссии кредитными планами. В странах с рыночной экономикой эмитенты, то есть организации, осуществляющие эмиссию денежных средств, более свободны в своих действиях, но и здесь не обходится без серьезного государственного регулирования.

В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования основным эмитентом является центральный банк, который действует, исходя из денежной политики государства и интересов стабилизации денежного обращения. В некоторых странах наряду с центральным банком, формально не подчиненным правительству, существует государственное казначейство, обладающее определенными правами воздействия на эмиссию денег, возможностью контролировать их печатание. Реально на процесс налично-денежной эмиссии влияют центральный банк, казначейство и правительство в лице его высших исполнительных и законодательных органов. Выпуск в обращение безналичных денег регулируется центральным банком прямыми и косвенными методами. Он воздействует либо директивным образом, либо с помощью финансовых рычагов на коммерческие банки, которые выступают в качестве эмитентов платежных средств в области платежного оборота. При всей строгости и даже жесткости государственного регулирования эмиссии денежных средств государственная система выпуска денег в обращение чаще всего бывает весьма гибкой и мобильной. Выпуск в обращение денежных средств характеризует денежно-кредитную политику государства.

При наличии инфляции дополнительный выпуск объективно обусловлен ростом цен. Если масштабы эмиссии превышают потребности экономики страны в денежных средствах для обращения, то происходит «перегрев» экономики и возбуждается инфляция, но одновременно может стимулироваться повышение экономической активности. В случае же недостаточной эмиссии наблюдается «охлаждение» экономики, нехватка денежных средств, которая может сопровождаться снижением деловой активности.[2]


1.2   История развития денежного обращения


1 февраля 1769 - Кроме того, в документе отмечалось, что «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». Опубликование Манифеста, последовавшее 1 февраля 1769 г., стало важной вехой в истории денежного обращения в России.Манифест лишь содержал указание на то, что выпуск новых денег, именуемых ассигнациями, осуществляется для того, чтобы способствовать «обращению денег, от которого много зависит благоденствие народа и цветущее состояние торговли». Кроме того, в документе отмечалось, что «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». Опубликование Манифеста, последовавшее 1 февраля 1769 г., стало важной вехой в истории денежного обращения в России.

 

В 1897г. в результате промышленного подъема, активного торгового баланса, увеличения золотого запаса в России было введено золотое денежное обращение - реформа С. Ю. Витте.Больше

В 1918г. банкнота номиналом пять тысяч рублей в денежном обращении России появится в девятый раз. Впервые в российской истории "пятитысячная" появилась в 1918 году.

В 1947г. ключевые слова (ненормированные): история денежного обращения - денежная реформа в России 1947г. И.В. Сталин и подготовительные мероприятия к реформе в 1943г. Роль в этом процессе наркома финансов А.Г. Зверева. Уровень жизни населения СССР после окончания войны. Сводки Министерства госбезопасности о реакции граждан на предстоящий обмен денежных знаков. И.И. Дубасов и подготовка эскизов государственных казначейских билетов СССР. Постановление Совета Министров и ЦК ВКП(б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары от 14 декабря 1947 г. Отклики граждан на финансовые мероприятия партии и правительства. Упрочение финансовой системы государства.

В 1976г. Фридман был удостоен Нобелевской премии по экономике за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ всей сложности политики экономической стабилизации.

В 1993г. - Вторая часть – «Медные русские монеты конца XIV–XVI в.» – издана отдельной книгой в 1993 г.Для научных и музейных работников, нумизматов, историков, коллекционеров, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей денежного обращения в России.В отдельных таблицах после текстовой части Каталога представлены прориси монет (с увеличением в 2 раза) и фотографии монет (с увеличением в 3 раза). Книга является первой частью исследования автора «Младшие монетные номиналы средневековой Руси». Вторая часть – «Медные русские монеты конца XIV–XVI в.» – издана отдельной книгой в 1993г. Для научных и музейных работников, нумизматов, историков, коллекционеров, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей денежного обращения.

26 ноября 2006 - Согласно данным о структуре наличной денежной массы, на 1 июля 2006 года в обращении находилось 2, 391 трлн рублей - по 26,5 тысячи рублей на гражданина трудоспособного возраста. По данным Банка России, самой популярной в России банкнотой является купюра достоинством тысяча рублей. Центробанк рассматривает планы масштабного реформирования наличного денежного оборота. Как заявил первый зампред ЦБ РФ Георгий Лунтовский, Центробанк пытается отказаться от выпуска одно- и пятикопеечных монет, а также рассматривает возможность замены десятирублевых банкнот монетами такого же достоинства. Копеечная мелочь уже не нужна - она мертвым грузом оседает в копилках, а десятирублевые купюры слишком дороги и быстро выходят из обращения, передает РИА "Новости". Будет уменьшаться количество тысячных и 500-рублевых купюр. Исчезнут бумажные десятирублевки

"Мы хотим заместить банкноты достоинством десять рублей на монеты с тем же достоинством", - заявил Лунтовский. По его словам, объемы выпуска десятирублевых банкнот в связи с этим постепенно сокращаются. Планы замещения бумажных денег металлическими Лунтовский объяснил недолговечностью десятирублевок. "Монета служит гораздо дольше бумажной банкноты".

Если срок службы 10- и 50-рублевых купюр составляет всего шесть-семь месяцев, то монеты могут без замены обращаться 15-20 лет. Однако, по словам представителя ЦБ, одномоментного прекращения выпуск десятирублевок не будет. Просто постепенно их тираж будет сокращаться и замещаться монетами.

Кроме того, по мере ввода в обращение пятитысячных купюр будет сокращаться удельный вес купюр достоинством одна тысяча и 500 рублей, на которые сейчас приходится 90% всех банкнот. Что касается планов выпуска банкнот достоинством в десять тысяч рублей, Лунтовский заявил: "У нас в планах на ближайшие годы нет".

Копеечную мелочь пока придется сохранить. Что касается выпуска мелких монет достоинством в одну и пять копеек, то здесь ЦБ и Гознак пока не могут добиться желаемого. Они бы очень хотели отказаться от чеканки мелочи, но пока сделать этого не могут в силу ряда причин. По словам гендиректора Гознака Аркадия Трачука, виноваты "правила округления". То есть правительство не имеет права просто отказаться от мелочи - ведь из-за этого автоматически будут повышены цены на многие социально значимые товары. При этом чеканка мелких монет влетает государству в копеечку.

Более того Трачук рассказал, что "одно- и пятикопеечные монеты в принципе не возвращаются". Он пояснил, что если при покупке товара была выдана сдача с содержанием монет достоинством таких номиналов, то расплачиваться этими монетами в дальнейшем никто не будет - их просто положат, к примеру, "в банку или ящик".

При этом, по словам специалистов, некоторые россияне умудряются неплохо зарабатывать на мелочи. По словам Лунтовского, часть монет достоинством в одну и пять копеек идет на переплавку - то есть люди их получают по номиналу, а реализуют по более высокой цене. Зампред ЦБ заметил, что пути решения этой проблемы в настоящее время обсуждаются. "Мы направили письма в Госдуму, Совет Федерации, Минфин с просьбой высказаться по этому поводу. Поднимали мы эту тему на Национальном банковском совете. Сейчас вопрос об изъятии из обращения одной и пяти копеек активно обсуждается, идут дискуссии", - заявил Лунтовский в интервью газете "Известия".

Все российские бумажные деньги весят более 3 тысяч тонн.  Согласно данным о структуре наличной денежной массы, на 1 июля 2006 года в обращении находилось 2, 391 трлн рублей - по 26,5 тысячи рублей на гражданина трудоспособного возраста. По данным Банка России, самой популярной в России банкнотой является купюра достоинством тысяча рублей - каждая третья выпущенная банкнота.

Среди монет же, наоборот, более распространены мелкие. На долю одно-, пяти- и десятикопеечных монет приходится три четверти от числа всех отчеканенных в России монет. Только однокопеечных монет выпущено более 5,5 млрд штук. Стоимость чеканки этих монет и цена металла, из которого они изготовлены, превышает их номинальную стоимость.

Среднестатистический килограмм российских денег состоит из 1026 купюр: 257 из них имеют достоинство 1000 рублей, 246 - 500 рублей, 215 - 100 рублей, 185 - 10 рублей и 123 - 50 рублей. Общая стоимость такого денежного килограмма составляет 409,5 тыс. рублей. В настоящее время на территории России имеют хождение 4,4 млрд банкнот. Весят они более 3 тысяч тонн.

Самые дорогие деньги России - это золотые монеты весом 1 кг, которые Центральный банк выпускает один-два раза в год. Номинал каждой такой монеты - 10 тысяч рублей, и именно по этому номиналу они должны приниматься "во все виды платежей без всяких ограничений". Естественно, что их реальная стоимость значительно выше номинальной.

4 июля 2007 - При этом немало средств тратится на перевозку наличных денег - это очень затратный вариант денежного обращения. Впрочем, по словам Лунтовского, расходы на организацию денежного обращения в России вполне соответствуют расходам на эти цели в развитых странах, к примеру, в США. Банк России ежегодно тратит на организацию денежного обращения в стране 11 миллиардов рублей, продолжил тему первый заместитель председателя Центробанка Георгий Лунтовский. Из них 8 миллиардов рублей расходуется на печатание банкнот и чеканку монет. При этом немало средств тратится на перевозку наличных денег - это очень затратный вариант денежного обращения. Впрочем, по словам Лунтовского, расходы на организацию денежного обращения в России вполне соответствуют расходам на эти цели в развитых странах, к примеру, в США.

И, тем не менее доля наличных денег в обращении в России и в мире достаточно велика. По словам Лунтовского, в развитых странах доля наличных денег, несмотря на активное развитие безналичных расчетов, превышает 70 процентов, а в России она достигает 97 процентов всех расчетов. К тому же, по данным ЦБ, к 2011 году объем наличных денег в обращении удвоится по сравнению с тем, что имеется в настоящее время.

За последние 10 лет доля наличных денег в обороте в России увеличилась в 28 раз. По мнению Аксакова, такая ситуация является одной из основных причин роста "теневого сектора" в российской экономике, поэтому надзорным органам необходимо активнее работать в рамках федерального закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. По его словам, общая сумма легализации таких доходов в мире колеблется от 2 до 5 процентов мирового ВВП, от 900 миллиардов до 3,5 триллиона "теневых" долларов попадает в экономический оборот.

Тем временем, по информации директора департамента наличного обращения ЦБ Александра Юрова, в России сегодня находится в обращении 74,8 миллиона банковских карт. Однако почти 90 процентов всех этих карт приходится на реализацию зарплатных проектов и используется для обналички. Это происходит потому, что очень мало торговых точек принимают платежи по пластиковым картам. Поэтому на каждую безналичную операцию в России приходится 32 наличных расчета. По словам Юрова, большую роль в предпочтении гражданами "налички" играет то, что она принимается везде, обеспечивает скорость и безопасность расчетов, а также анонимность для покупателя. Он считает, что от наличных денег отказываться пока рано еще и по другой причине: они позволяют Центробанку обеспечивать контроль за денежной массой и инфляцией. Кроме того, гарантом наличных денег является Банк России, который не может обанкротиться по определению, а электронные деньги выпускают коммерческие банки, подверженные банкротству.

Тем временем Банк России ужесточает требования к экипировке инкассаторов, а также вводит альтернативные способы инкассации, которые позволяют нейтрализовать незаконное владение деньгами, сообщил Александр Юров. По его словам, теперь банки смогут выбирать, как перевозить деньги - "с оружием и броней" или с применением технических средств, которые полностью исключают возможность захвата. Например, в качестве альтернативных способов инкассации могут быть применены капсулы со специальным раствором краски, которые уничтожают деньги в случае несанкционированного вскрытия кейса.

21 марта 2008 - И самое главное - цены в России могут "округлить", чтобы полностью вывести из оборота копейки, сообщил гендиректор Гознака Аркадий Трачук. "Необходимость в деноминации возникает тогда, когда существует реальное неудобство в обращении или нужно поднять престиж национальной валюты.

1 октября 2009 - В серии "История денежного обращения России" будет выпущено пять монет - две серебряные и три золотые. Золотая монета номиналом 100 рублей изготовлена из металла 900 пробы (масса драгоценного металла в чистоте - 15,55 грамма), номиналом одна тысяча рублей - из металла 999 пробы.


1.3   Регулирование денежного обращения государством

Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает:

1) Определение объёма денежной массы на данный период;

2) Направление потоков денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства;

3) Меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

Существует 4 варианта целенаправленного действия государства:

1) Прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара;

2) Снижение или увеличение скорости обращения денег;

3) Сокращение или увеличение денежной массы;

4) Прямое (директивное) увеличение денежной массы.

Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ.

Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства.

Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах.

При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты.

Завершение денежной реформы надает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно- кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы.[3]

Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены:

• рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;

• бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен;

• наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть успешным.

Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках.

Необходимо учитывать, что изменение и, прежде всего, снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе:

• повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей;

• ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения;

• снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);

• ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов.

Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения.

Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно - денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с. точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функций не только средств обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнение его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Центральный банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Используя денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие основные инструменты: изменение учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Рассмотрим более подробно формы кредитного регулирования.

Итак, деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение связанное, прежде всего с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Наличное обращение является движением наличных денег, которые представлены банкнотами, или банковскими билетами, казначейскими билетами, металлическими разменными монетами. Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств на счета кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.



Глава 2 Анализ денежного рынка

2.1 Скорость обращения денег

Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребностям экономики. При этом, необходимо четко обосновать, сколько потребуется денег для обеспечения экономического роста.

На первый взгляд эта проблема достаточно «проста», поскольку для обеспечения товарно-денежной сбалансированности денег в обращении должно быть столько, сколько стоят все товары и услуги. Но именно здесь и возникает главный парадокс. Если увеличивать денежную массу в пропорции, соответствующей темпам роста цен, то экономический механизм быстро войдет в гиперинфляционную спираль. Если же не добавлять денег в обращение, то при низкой инфляции будет длительный и глубокий спад производства.

Можно подумать, что уравнение количественной теории денег нужно лишь для определения скорости обращения денег как отношения номинального объема ВНП к количеству денег. Вместе с тем, используя дополнительное допущение о постоянной скорости обращения денег, можно на базе этого уравнения построить важную теорию, получившую название количественной теории денег.

На скорость обращения денег влияют:

1) общеэкономические факторы — циклическое развитие производства; темпы его роста; движение цен.

2) денежные (монетарные) факторы — структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег); развитие кредитных операций и взаимных расчетов; уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке; внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях; использование электронных денег в расчетах.

Скорость изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Поскольку скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

В Российской Федерации в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступления денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сберегательного банка, на среднегодовую массу денег в обращении.

Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).

Ускорению обращения денег способствуют развитие системы взаимных расчетов, внедрение ЭВМ в банковское дело, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

Скорость обращения будет продолжать снижаться при переходе экономики в фазу экономического роста, что будет выражаться в увеличении спроса на деньги, а также в изменении структуры денежной массы за счет повышения доли менее ликвидных компонентов. На рост спроса на деньги дополнительно окажут влияние, во-первых, факт присоединения России к VIII статье Устава МВФ, что повлечет за собой более широкое использование рубля в международных расчетах, а во-вторых отмена ограничений на вывоз за границы Российской Федерации наличных.

Подобно многим другим допущениям, принятым в экономической теории, допущение о постоянной скорости обращения денег - лишь абстракция. При изменении функции спроса на деньги она также изменяется. Например, распространение банковских автоматов позволяющих снимать наличные деньги по специальным карточкам, позволило сократить среднее количество наличных денег на руках у населения. Благодаря автоматам увеличилось число оборотов денег в экономике, т.е. выросла скорость обращения денег V. Вместе с тем экономисты обнаружили, что во многих случаях предположение о постоянной скорости обращения денег позволяет получить достаточно точные результаты. В силу этого допустим, что скорость обращения денег является постоянной, и посмотрим, как в этом случае предложение денег воздействует на экономику.

Если скорость обращения денег постоянна, уравнение количественной теории денег можно трактовать как теорию формирования номинального объема ВНП. Уравнение количественной теории денег утверждает, что; черточка над V означает, что скорость обращения денег неизменна. Тогда изменение количества денег (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального объема ВНП (PQ). Таким образом, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег.

Денежный рынок многими воспринимается как нечто особенное, как особый институт экономики. Однако единственная его особенность - это то, что здесь товар не меняет собственника, а лишь на некоторое время передается в пользование, а во всем остальном денежный рынок подчиняется тем же законам, что и товарный, и рынок рабочей силы и все прочие рынки ресурсов.

Суть денежного рынка можно описать следующим образом: вся денежная масса выступает товаром на этом рынке, где продавцами выступают “кредиторы”, а покупатели - заемщики. Ценой в наше время выступает процент по кредиту. Нормой оценки денежного рынка выступает учетная ставка процента ЦБ.

Однако прелесть денежного рынка заключается еще и в том, что от количества денег в обращении зависит здоровье экономики, уровень цен и уровень жизни. При несоответствии денежной массы и товарной массы может возникнуть или инфляция, или дефляция. Последнее маловероятно из-за чисто психологического фактора, и вместо дефляции наблюдается просто падение объемов инвестиций и сужение воспроизводства. При инфляции помимо падения инвестиций наблюдается еще и рост цен, хотя свертывание производства при недостатке денежной массы происходит из-за невозможности получить кредит, а при ее избытке - из-за его невыгодности.

Предложение на денежном рынке формируется ЦБ, вернее его денежно- кредитной политикой, а спрос - конъюнктурой рынка. Процент устанавливается частично ЦБ (командными методами), а частично и кредитными учреждениями (по законам спроса и предложения).

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

2.2 Количественная теория денег

Количественная теория денег гласит, что номинальный объем ВНП пропорционален денежной массе, или, что то же самое, спрос на денежные средства в реальном выражении пропорционален реальному объему ВНП. Поскольку реальный объем ВНП определяется имеющимися в экономике факторами производства и производственной функцией, из количественной теории денег следует, что уровень цен пропорционален количеству денег. Таким образом, темп прироста денежной массы определяет темп инфляции.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый момент для обращения, можно определить по следующей формуле:

М * V = P * T

М - деньги; V - скорость обращения; Р - цены; T – сделки (в классическом виде используется буква Q, означающая величину всех товаров к реализации. В данном случае я рассматриваю ситуацию, когда по всем товарам произошли сделки продажи).

Все денежное обращение стран подчиняется этой формуле, также известной как уравнение обмена.

Очевидно, что все переменные здесь зависят друг от друга, и эта формула предоставляет возможность предвидеть последствия изменения какой- либо переменной в этом уравнении.[4]

Рассмотрим теперь каждый из четырех членов данного уравнения.

Члены, находящиеся в правой части уравнения, несут в себе информацию о сделках. Через T обозначено общее число операций за определенный период времени, скажем, за год. Другими словами, T обозначает, сколько раз в течение года какие-либо лица обменивают товары или услуги на деньги. Р — цена, по которой совершается типичная сделка, — количество передаваемых в ее ходе денег. Произведение средней суммы сделки на количество сделок РT равно числу денег, обернувшихся в течение года.

Члены уравнения, стоящие в левой части, списывают деньги, использованные при совершении сделок. М — количество денег, V- называется скорость обращения денег и характеризует скорость, с которой деньги циркулируют в экономике, т.е. сколько раз за определенный промежуток времени рубль переходит из рук в руки.

Предположим, например, что в данном году 60 батонов хлеба продаются по цене 5 рублей за батон. Тогда T равняется 60 батонов в год, а Р - 5 рублям. Общее число рублей, участвовавших в сделках, равно:

РT = 5 рублей/за батон х 60 батонов/в год = 300 рублей в год.

Расчет правой стороны уравнения количественной теории денег позволяет получить денежное выражение суммы всех совершенных за год сделок, равной 300 рублям в год.

Предположим теперь, что всего в экономике обращается 100 рублей. В этом случае мы можем рассчитать скорость обращения денег так:

V = РT/М = (300 рублей в год)/(100 рублей) = 3 раза в год.

Это означает, что для того, чтобы в экономике, где обращается 100 рублей, за год были совершены сделки на сумму 300 рублей, необходимо, чтобы каждый рубль за год трижды перешел из рук в руки.

Уравнение количественной теории денег, по сути, является тождеством: его выполнение обусловлено самими определениями всех входящих в него переменных. Тем не менее, оно имеет важное значение, так как из него следует, что при изменении одной из переменных одна или более из оставшихся также должны измениться для сохранения равенства. Например, если количество денег увеличивается, а скорость их обращения остается неизменной, то должны увеличится либо цена, либо число сделок.

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.

Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части - социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).

Причин бюджетного дефицита может быть много:

. спад общественного производства;

. рост предельных издержек общественного производства;

. массовый выпуск “пустых” денег;

. неоправданно “раздутые” социальные программы;

. возросшие затраты на финансирование ВПК;

. крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

. огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточение налогообложения.

Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг - это сумма накопленного за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.[5]

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.



2.3 Проблемы денежного обращения в России

На самом деле в России сложилась ненормальная ситуация. Параллельно существуют два рынка: спекулятивный высокодоходный финансовый рынок и отдельно рынок производства и обращения товаров, имеющие весьма относительную связь между собой. Часть предприятий более включена в работу по законам нормального денежного рынка, реализует свою продукцию полностью или большей частью за деньги, использует кредиты для пополнения оборотных средств и зависит от параметров денежного рынка. Другая часть использует бартер и взаимозачеты и практически никак не зависит от состояния финансового рынка, а стало быть, практически не поддается регулированию традиционными макроэкономическими методами.

В результате обеспеченность денежной массой реального сектора экономики, ориентирующегося на денежное обращение, оказывается значительно выше среднестатистических данных. Но удельный вес этого сектора в общем объеме российской экономики относительно невелик и влияние предпринимаемых властями макроэкономических мер в целом оказывается незначительным.

Причины, по которым большая часть реального сектора российской экономики неадекватно реагирует на сокращение денежной массы и повышение учетных ставок, кроются не только в менталитете российского директорского корпуса. Нормальная реакция рыночной экономики, вызывающая при снижении спроса соответствующее снижение цен, не может работать в наших условиях в силу целого ряда причин.

Во-первых, это налоговая система, предусматривающая в случае продажи продукции или товара по цене ниже себестоимости необходимость уплаты налога. Убытки от такой продажи резко возрастают, и предприятия используют встречный бартер, чтобы этого избежать. Однако более высокие зачетные цены бартерных операций повышают издержки предприятий, что приводит к более высокому уровню себестоимости, и история повторяется. В результате образуется дутый товарооборот. По данным Института проблем инвестирования банка "Менатеп", к началу 2005 года объем фиктивного ВВП составил 38 процентов. С учетом этого дефицит денежной массы в российской экономике может оказаться не так велик, как это говорилось ранее.

Другой существенной причиной, влияющей на завышение себестоимости продукции российских производителей, является действующий порядок начисления амортизации. В результате ежегодно проводившихся переоценок основных фондов балансовая стоимость производственных фондов предприятий оказалась сильно завышена относительно реальной рыночной стоимости. Завышенная балансовая стоимость мешает избавляться от них по реальным ценам (см. выше о налогообложении при продаже ниже себестоимости).

Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. Так, за период 1992- 1999 гг. индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли примерно в 6000-6500 раз, тогда как агрегат денежной массы М2 увеличился за тот же период примерно в 530 раз. В результате реальная денежная масса сократилась более чем в 10 раз.

При этом не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости денег, которая могла бы компенсировать сжатие. Более того, с учетом частых задержек перевода средств, осуществления платежей и т.д. скорость оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась (при всей условности этого показателя в России, когда к середине 1990-х гг. лишь около 20% экономики обеспечивалась «живыми» деньгами, а 80% операций осуществлялось без их участия).

Ситуация еще более усугубилась тем, что на денежную массу, которая до этого традиционно обслуживала текущие операции, стала ложиться дополнительная нагрузка по обслуживанию и обеспечению ликвидности принципиально нового сегмента рынка - акций, облигаций и т.д., ранее не являвшихся объектами сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой.

По оценке журнала "Эксперт" монетизация хозяйства в России в преддверии августовского кризиса составила 16 процентов, в то время как в Южной Корее в прошлом году она составляла 47 процентов, а в Китае - все 100. Вице-президент РАЕН и директор центра финансовых и банковских исследований Института экономики РАН профессор Вячеслав Сенчагов оценивает существующий уровень денежной массы в 12 процентов от ВВП, в то время как необходимый уровень для российской экономики, по его мнению, должен составлять от 30 до 60 процентов. При этом для реальной экономики проблема выглядела еще более остро, поскольку при нехватке денег они стали настолько дорогими (процентная ставка иногда превышала 100%), что их окупаемость по такой цене можно было обеспечить только на краткосрочных операциях финансового рынка, где и сконцентрировалась большая часть финансовых ресурсов, оголив тем самым реальный сектор (к середине 1998 г. объем рынка ГКО составил свыше 300 млрд. руб. при денежной массе М2 около 370 млрд. руб. в тот же период). Кроме того, часть денег утекла на обслуживание теневого оборота.

Очевидно, что такой перекос ускорил развитие двух встречных процессов: падения экономического роста, с одной стороны, и восполнения недостающей денежной массы различными суррогатами - с другой. Возникающие на местах средства расчетов (векселя и прочее), а также неплатежи, которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым со стороны продавца неплатежеспособному покупателю, и фактически представляют собой стихийную эмиссию, не поддающуюся контролю со стороны ЦБ, - все это значительно затрудняло проведение эффективной денежно-кредитной политики.[6]

При этом интенсивный рост неплатежей стал отмечаться в 1994-1996 гг. сразу же вслед за наибольшим реальным сжатием денежной массы. ЦБ РФ в 1993г. справедливо отмечал, что ограничительные меры в денежно-кредитной сфере «привели к лавинообразному росту неплатежей предприятий». Так, если в середине 1992г. размер неплатежей составлял около 3 трлн. руб., то к 1994- му - уже около 100 трлн. руб., а в 1996-м - 540 трлн. руб.

Отсутствие денег усилило и натурализацию обмена - бартерные операции. Поэтому предположения о том, что предприятия добровольно отказываются от использования "живых" денег для минимизации расходов или налоговых платежей, представляется односторонним. Как показывает практика, использование бартера вынуждает оценивать товары по более высоким ценам, что увеличивает налогооблагаемую базу, приводит к недоимкам, ведет к потерям и удорожанию денежных ресурсов для продавцов, которые в большинстве случаев предпочли бы «живые» деньги в качестве платежа за свои товары. И хотя, конечно, сложившаяся ситуация создавала благоприятную почву для нарушений, и действительно можно найти немало примеров злоупотреблений и преднамеренного использования бартера, в целом речь идет о его вынужденном использовании из-за отсутствия "живых" денег.

Когда же после ликвидации рынка ГКО-ОФЗ в результате августовского кризиса финансовые ресурсы стали возвращаться в реальный сектор, то это сразу привело к увеличению доли расчетов в этом секторе денежными средствами - с 37% в июне 1998 г. до 47% в июне 1999 г. и более чем до 50% - на начало 2000 г. Если бы речь шла действительно о преднамеренных злоупотреблениях при помощи бартера и о его "системном" характере, то приток дополнительных денежных ресурсов не привел бы к столь значительным изменениям и бартер продолжал бы использоваться в прежних объемах.

В условиях необходимости «живых» денег и невозможности получить их внутри страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и доступнее. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровнях). Более того, к 1998г., по сути, весь дефицит бюджета финансировался из внешних источников, что и предопределило августовский кризис.

В результате всего этого, как только в нашей экономике проявляются инфляционные тенденции, цены начинают расти. Но при обратной ситуации их снижению препятствует слишком много обстоятельств.

Таким образом, в 2009 году достигнута положительная тенденция снижения скорости обращения денег. Этому процессу способствовали осторожная и взвешенная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов предприятий и населения, что сопровождалось не только ростом остатков на текущих и расчетных банковских счетах, но и позитивной тенденцией к увеличению срочных вкладов и депозитов.






Глава 3 Совершенствование развития денежного обращения

3.1 Пути решения проблем денежного обращения в России

В настоящее время решение проблемы выхода российской экономики из кризиса - возобновление устойчивого экономического роста, уменьшение неплатежей, осуществление инвестиций, нормализация финансового и банковского секторов и целый ряд других вопросов - в значительной мере упираются в низкий уровень капитализации экономики, в недостаточность ресурсов.

В связи с этим,  критически посмотрим на тезис, предполагающий, что все увеличение ресурсов в экономике должно идти в жесткой привязке к золотовалютному обеспечению и лишь на величину поступающей валюты можно увеличивать денежную массу.

Отметим, что данный подход основывается на давно переставшем выполняться многими странами принципе, когда эмиссия осуществлялась под соответствующее золотое или золотовалютное обеспечение.

В настоящее время для США соотношение резервы/денежная база составляет около 35% (в России - свыше 100%). Если учесть при этом государственный внутренний долг Соединенных Штатов, который потенциально может быть превращен его держателями в доллары, то величина обеспечения такого «расширенного долларового навеса» составляет менее 5%. Это лишний раз подчеркивает, что принципы и критерии пополнения ликвидности в развитых странах давно модифицировались и исходят из иных экономических ориентиров.

В современных условиях центр тяжести при проведении денежно-кредитной политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос, формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на соответствующих сегментах рынка.

В этой связи реальные операции, которые обслуживаются суррогатами или валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения капитальной базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной валюты.

При этом пополнение ликвидности в экономике должно осуществляться в первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как это происходит во многих ведущих странах (так, объемы государственных казначейских обязательств, находящихся на балансе Федеральной резервной системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 1990- х гг. около 500 млрд. долл.). И вопрос состоит в том, какие механизмы следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в частности, как валютный рынок.

При этом также есть большой международный опыт и уже накапливающийся российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании и банки к участию в различных целевых программах, поощряют инвестиции в регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие удешевлению инвестиционных ресурсов.

Естественно, следует вести речь о комплексном подходе, создающем благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования. Так, начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что даст возможность устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же самое касается и последующих этапов движения ресурсов.

В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота, структуры денежной массы и с политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.

Таким образом, с учетом тех подходов, которые используются в других странах и, принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.



Заключение

В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги:

"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски.

Итак, деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывное движение в сфере обращения, и это движение связанное, прежде всего с исполнением функций средства и платежа, называется денежным обращением. А денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. В основе денежной системы находится денежное обращение, под которым понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий обращение товаров и услуг, движение капитала.

Таким образом, в ходе исследования были решены следующие задачи:

1.     Рассмотрены теоретические основы истории развития денежного обращения;

2.     Проанализирован сложившийся в России денежный рынок;

3.     Разработаны пути решения по совершенствованию развития денежного обращения.

Список использованной литературы

1.         Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и  статистика, 2006.

2.         Банковские операции:  маркетинг,  анализ, расчеты, М.: 2005. Черкасов В.Е., Платицына Л.А.

3.         "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2006 г.

4.         Деньги. Кредит. Банки,: Учебное пособие/ Под ред.  Е.Ф.  Жукова.  -   М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

5.         "Денежное   обращение   и   банки"   под   ред.   Г.Н.    Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2006 г.

6.         Общая теория денег и кредита: Учебное пособие/ Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

7.         «Правовое регулирование безналичных расчетов в  РФ».-  М.:  Де-Юре,  2005.- 340 с.

8.         Финансы предприятий.: Учебное пособие/ Под ред. Н. В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.

9.         «Финансы.  Денежное  обращение.   Кредит»   под   редакцией   Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,2007.

10.    А.М. Литовских, И.К.Шевченко Финансы, денежное обращение и кредит Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2006. 236с.

11.     Е.Ф.Жуков. Деньги, кредит, банки. Москва: Издателсьтво "ЮНИТИ" 2006. 158с.

12.    Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Москва: Издательство ЮНИТИ, 2005. 479 с

13.    Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. Финансы предприятий: Учебное пособие. Москва: Издательство Высшая школа. 2005. 256 с

14.    О.И.Лаврушина "Деньги, кредит, банки". Москва: Издательство "Финансы и статистика" 2007 . 179с.

15.     www.cbr.ru

16.     www.mk.ru

17.     www.bank-klient.ru

18.     www.creditblog.ru


[1] Банковское дело./ Под ред. В.И. Колесникова. - М.: Финансы и  статистика, 2006.


[2] "Деньги и кредит" учебное пособие, А.Г.Мнацаканян, 2006г.


[3] «Правовое регулирование безналичных расчетов в  РФ».-  М.:  Де-Юре,  2005.- 340 с.


[4] Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Москва: Издательство ЮНИТИ, 2005. 479 с


[5] «Финансы.  Денежное  обращение.   Кредит»   под   редакцией   Л.А. Дробозиной.- М.: Юнити,2007.


[6] Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Москва: Издательство ЮНИТИ, 2005. 479 с