Лист

1 Основы учета исполнения бюджета Краснодарского края

 

1.1 Общие положения


      Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

      Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий РФ.

      Бюджет РФ утверждается Государственной Думой. Бюджеты территорий, в частности Краснодарского края, утверждает Законодательное Собрание.

      Финансовый (бюджетный) год на территории РФ устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

      Решение о начале работы над проектом бюджета  принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года. По Краснодарскому краю это решение принимает Глава администрации Краснодарского края за 12 месяцев до начала соответствующего финансового года. Бюджет Краснодарского края утверждает Законодательное Собрание Краснодарского края в трех чтениях на сессии, которая проходит с марта  по  ноябрь.

      В соответствии с Конституцией РФ в бюджетную систему РФ включаются: республиканский бюджет РФ, краевые, областные бюджеты, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.


Лист

      Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной инфомации для составления консолидированного бюджета РФ, единством денежной системы.

























Лист

1.2 Основы бюджетного устройства


      Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществяемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных фондов, их частичное перераспределение. В частности, бюджет Краснодарского края включает в себя бюджеты 15 городов и 31 района. Это города: Анапа, Армавир, Белореченск, Геленджик, Горячий Ключ, Ейск и Ейский район, Краснодар, Кропоткин, Крымск, Лабинск, Новороссийск, Славянск-на-Кубани, Сочи, Тихорецк и Тихорецкий район, Туапсе и Туапсинский район; районы: Апшеронский, Белоглинский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Кавказский, Калининский, Каневский, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Курганинский, Кущевский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Северский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский.

      Республиканский бюджет РФ и бюджеты территорий являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

      К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

-      закрепленные законом  доходные источники для

каждого уровня бюджета;

-      отчисления по регулирующим доходным источникам;

-      дополнительные источники.


      Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством РФ. Налоговые органы собирают доходы от плательщиков (юридических и физических лиц) и ежемесячно перечисляют их в бюджет. Часть налогов зачисляется в федеральный бюджет, часть в краевой (областной) и в местный бюджет (города или района). Финансовые органы, в частности департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края, занимаются их учетом и перераспределением.


Лист

      Процент отчислений налогов устанавливается налоговым законодательством и Государственной Думой (Законодательным Собранием  Краснодарского края). По Краснодарскому краю это соотношение таково:

Налог на прибыль      - в федеральный бюджет 13 %,

                                        в краевой бюджет 22 %.

НДС                             - в федеральный бюджет 75 %,

                                        в краевой бюджет 25 %.

Подоходный налог     - в бюджеты территорий 100 %.

Налог на имущество   - в бюджеты территорий  100 %.

      Доходная часть бюджета складывается из налоговых и неналоговых поступлений. К налоговым платежам относятся:

-      налог на прибыль;

-      подоходный налог;

-      налоги, взымаемые в зависимости от фонда оплаты

труда (налог на транспорт, налог на образование);

-      налоги на товары и услуги (НДС, спецналог, акцизы,

лицензионный сбор)

-      налог на имущество;

-      плата за использование природных ресурсов (плата за недра, плата за пользование минерально-сырьевой базой, плата за воду, плата за землю, аренда земли);

-      прочие налоги, сборы и пошлины (госпошлина, налог


Лист

на содержание ЖКХ, налог на рекламу, курортный сбор, налог на перепродажу автомобилей, штрафы);

-      Неналоговые доходы:

-      доходы от сдачи в аренду государственного

имущества;

-      доходы от приватизации государственного

имущества;

-      административные платежи;

-      прочие доходы;

      Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

      Расходы производятся по отраслям народного хозяйства на определенные цели. Т.е. расходование средств носит строго целевой характер по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации.

      В РФ используется единая экономическая бюджетная классификация, обеспечивающая сопоставимость бюджетных данных. В соответствии с бюджетной классификацией расходы осуществляются по следующим разделам:

-      государственное управление и местное

самоуправление;

-      судебная власть;

-      международная деятельность;

-      национальная оборона;

-      правоохранительная деятельность и обеспечение


Лист

безопасности государства;

-      фундаментальные исследования;

-      промышленность, энергетика и строительство;

-      сельское хозяйство и рыболовство;

-      охрана окружающей природной среды;

-      транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

-      развитие рыночной инфраструктуры;

-      жилищно-коммунальное хозяйство;

-      предупреждение и ликвидация последствий

чрезвычайных ситуаций;

-      образование;

-      культура, искусство;

-      средства массовой информации;

-      здравоохранение и физическая культура;

-      социальная политика;

-      обслуживание государственного долга;

-      финансовая помощь бюджетам других уровней;

-      прочие расходы;

      Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

      Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета Государственной Думой (по Краснодарскому краю Законодательным Собранием) могут устанавливаться предельные  размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.


Лист

      Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (заработная плата, стипендии). Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
























Лист

1.3 Основы бюджетного процесса

 

      Составление и исполнение бюджета  является функциями органов исполнительной власти (в данном случае это Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края), рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета – функции Государственной Думы (Законодательного Собрания по Краснодарскому краю).

      В РФ устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк РФ (по Краснодарскому краю – ГРКЦ ГУ ЦБ РФ) ведет счета и является кассиром соответствующих органов исполнительной власти.

      Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджета. Государственная Дума ежегодно публикует отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ. Органы исполнительной власти (в частности Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края) представляют сведения об исполнении бюджетов в Министерство финансов РФ, Государственный комитет статистики и Государственную Думу (Законодательное Собрание Краснодарского края).

      Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий (городов и районов Краснодарского края) и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти (Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края) вносят предложения в Государственную Думу (Законодательное Собрание Краснодарского края) о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Решения Законодательного Собрания края, Главы администрации Краснодарского края о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.


Лист

      Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края на основании санкционированных бюджетных расходов, с учетом реальных возможностей финансирования вносит уточненный проект бюджета на утверждение в Законодательное Собрание Краснодарского края. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.

В случае не утверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета Законодательным Собранием Краснодарского края. Пи этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных по неутвержденным статьям бюджета не может превышать 25 % годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.

      В процессе исполнения бюджета Законодательное Собрание Краснодарского края имеет право вносить изменения по доходам и расходам бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджета финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.







Лист

       1.4 Учет исполнения краевого бюджета в Департаменте по  финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края

  

      Департамент по финансам,бюджету и контролю администрации Краснодарского края ведет учет и контроль за исполнением бюджета Краснодарского края.

      На основной счет краевого бюджета Департамента по финансам ежемесячно происходит зачисление доходов от Отделений Федерального Казначейства по городу Краснодару и городам и районам Краснодарского края, от государственных налоговых инспекций по городу Краснодару, городам и районам Краснодарского края через субсчета краевого бюджета.

      Отделения Федерального Казначейства осуществляют перечиление доходов в краевой бюджет ежедневно платежными поручениями по видам доходов. ГНИ города Краснодара, городов и районов Краснодарского края осуществляют перечисление доходов в краевой бюджет по декадам в общей сумме в виде сальдо счета краевого бюджета.В конце каждого месяца высылают расшифровки доходов (справку о доходах, поступивших на текущий счет местного бюджета. ФN 3), где указывается наименование доходов, сумма каждого вида платежа и общая сумма, соответствующая сумме сальдо счета за декаду месяца.

      Учет доходов ведется по видам доходов бюджетной классификации.

      Основанием для записей по счету доходов служат копии платежных документов с отметкой учреждения Госбанка РФ об их исполнении, выдаваемые Департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края вместе с выпиской из текущего счета.

      По получении выписок из учреждения Госбанка РФ бухгалтерия Департамента по финансам тщательно проверяет документы, приложенные к выписке, устанавливает правильность зачисления поступивших сумм и определяет подразделение классификации доходов, на которое должна быть отнесена поступившая сумма.


Лист

      Ежедневно проверенные документы группируются по видам доходов и записываются общими суммами по каждому подразделению бюджетной классификации вначале в справку о доходах, поступивших на текущий счет краевого бюджета за день, а затем в книгу доходов.

      На основании записей в книгу доходов за месяц составляется месячный отчет об исполнении краевого бюджета.

      К выписке из текущего счета краевого бюджета также прилагаются копии платежных поручений по расходной части (финансирование распорядителей кредитов).

       В процессе исполнения бюджета  финансирование распорядителей кредитов осуществляется по сметам расходов, которые утверждаются на календарный год и представляют собой свод планируемых расходов по статьям затрат. Утвержденные ассигнования включаются в смету в годовых суммах и с поквартальным распределением, что позволяет регламентировать и контролиовать в течение года финансирование и расходование средств. Утвержденные ассигнования оформляются годовой росписью доходов и расходов бюджета или справкой – уведомлением (ФN  ) на открытие дополнительных кредитов сверх утвержденных в бюджете.

      Распорядители кредитов подразделяются на главных, неглавных и финансовые отделы городов и районов.

       К главным распорядителям относятся вышестоящие организации и учреждения, непосредственно состоящие на государственном бюджете. Это: Администрация  Краснодарского края, Департамент здравоохранения, Департамент образрвания, Краевое управление внутренних дел и т.д.


Лист

      К неглавным распорядителям кредитов относятся  организации и учреждения  как состоящие на государственном бюджете, так и несостоящие, которым оказывается единовременная финансовая помощь на определенные цели и по аспоряжению Главы администрации Краснодарского края.

       С финансовыми органами городов и районов осуществляются взаимные расчеты и оказывается финансовая помощь и в виде субвенции.

       Главные распорядители кредитов открывают свои счета и финансируются только через ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю. Ежемесячно Крайгосбанк представляет в Департамент по финансам выписку из лицевых счетов главных распорядителей кредитов об остатках на начало месяца по этим счетам.

       Главные распорядители кредитов ежемесячно представляют в Департамент по финансам отчет об использовании выделенных ему денежных средств (ФN  ). В конце года каждый главный распорядитель сдает годовой отчет об использовании денежных средств.

       К неглавным распорядителям кредитов относятся, например, ТПО ЖКХ, Краснодаркрайгаз и т.д. ТПО ЖКХ и Краснодаркрайгазу оказывается финансовая помощь на подготовку к осенне-зимнему сезону, на приобретение топлива и т.д. Неглавные распорядители кредитов не предоставляют в Департамент по финансам ежемесячный отчет об использовании предоставленных средств, он осуществляет непосредственную проверку об использовании средств на местах.

        С финансовыми органами городов и районов Краснодарского края осуществляются взаимные расчеты. Это расчеты между вышестоящими и нижестоящими бюджетами, возникающие в процессе исполнения бюджета в тех случаях, когда в отдельные бюджеты вносятся изменения в связи с изданием после утверждения бюджета новых постановлений и распоряжений Главы администрации Краснодарского края; изменением подчиненности учреждений, предприятий и т.д.


Лист

       Основанием для перечисления сумм по взаимным расчетам служат уведомления по ФN11, составленные Департаментом по финансам. Определение суммы, подлежащей отнесению на взаимные расчеты между бюджетами, и установление сроков ее погашения производятся Департаментом по финансам.

        Погашение задолженности по взаимным расчетам по наступившим срокам производится поквартально в соответствии с уведомлением от Департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края.

       Перечисление средств с текущего счета краевого бюджета на текущие (расчетные) счета распорядителей кредитов, отделению Госбанка РФ на финансирование капитальных вложений и другие мероприятия осуществляется по ФN5 (Распоряжение на перечисление средств с текущего счета (основного) местного бюджета).

      Распоряжение составляется работником бюджетного отдела Департамента по финансам в разрезе текущих (расчетных) счетов распорядителей кредитов и финансовых отделов городов и районов Краснодарского края на основании росписи доходов и расходов бюджета и изменений, внесенных в бюджет в процессе его исполнения, и с учетом анализа периодической отчетности о состоянии сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений и других изменений, подписывается начальником бюджетного отдела или старшим инспектором по бюджету и передается в бухгалтерию Департамента по финансам для исполнения.

      Бухгалтерия департамента проверяет суммы, показанные  к перечислению в распоряжении, по каждому распорядителю кредитов с суммами остатков квартальных ассигнований, не покрытых бюджетными средствами и составляет платежное поручение (ФN3) учреждению Госбанка РФ (ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Краснодарскому краю на перечисление средств.


Лист

      В случае, когда указанная в распоряжении сумма к перечислению превышает остаток неиспользованных квартальных ассигнований, бухгалтерия возвращает его для пересоставления или перечисляет средства только в пределах остатка ассигнований.

      Перечисление средств с текущего счета краевого бюджета без получения распоряжения (ФN5) бухгалтерией Департамента по финансам не допускается.

      В Департаменте по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края учет исполнения краевого бюджета автоматизирован. Автоматизация учета необходима, так как учет исполнения краевого бюджета связан с обработкой большого количества информации,  обработка которой механическим способом за короткий промежуток времени невозможна.

       Автоматизация учета позволяет обрабатывать огромные массивы информации за короткие сроки, получать необходимые данные по исполнению краевого бюджета в любой момент времени и оформленную согласно требованиям оформления документации по исполнению бюджета. Для того, чтобы вести контроль за исполнением бюджета необходима также арифметическая точность данных, что достигается с наибольшей вероятностью лишь при использовании средств автоматизации.

      В бухгалтерии Департамента по финансам существует программа, с помощью которой ведется учет исполнения краевого бюджета, но в ней отсутствуют некоторые очень необходимые пункты. Приведем один из них. Как уже описывалось выше, перечисление денежных средств Департаментом по финансам распорядителям кредитов осуществляется по распоряжению бюджетного отдела (ФN5) и в соответствии с открытыми кредитами (ассигнованиями). Бухгалтерия Департамента по финансам при перечислении денежных средств сверяет суммы, показанные к перечислению в распоряжении с суммами остатков квартальных ассигнований. Для того, чтобы осуществить эту  сверку приходится распечатывать справки об остатках финансирования по распорядителям кредитов, что при большом количестве распорядителей (к концу года их количество превышает 150) и при ограниченном количестве времени, за которое необходимо сверить суммы к перечислению с остатками кредитов и напечатать платежные поручения, очень затруднительно.


Лист

       Поэтому программа по автоматизации учета исполнения краевого бюджета, которая будет разработана в данной дипломной работе, будет направлена на максимальное устранение данных недоработок. В данной дипломной работе будет составлена программа, в которой при печати платежных поручений будет осуществляться контроль с поквартальными остатками ассигнований по распорядителям кредитов. В случае, когда указанная в распоряжении сумма к перечислению будет превышать остаток неиспользованных квартальных ассигнований, платежное поручение печататься не будет.

       В конце каждого месяца Департамент по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края составляет отчет об исполнении краевого бюджета по доходам и расходам, а в конце года – годовой отчет об исполнении бюджета Краснодарского края. Отчеты представляются в Министерство финансов РФ и Законодательное Собрание Краснодарского края.