Министерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Кафедра экономики труда и управления персонала
Курсовая работа
ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Факультет: Менеджер
Специальность: Экономика и социология труда
№3-004002
Борисова О.В.
Хабаровск 2001
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-1" \h \z ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... PAGEREF _Toc513037667 \h 3 #
1. СТРЕСС, КАК ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ.......................... PAGEREF _Toc513037668 \h 5 #
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ....................................................................................... PAGEREF _Toc513037669 \h 9 #
3. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ........................................................................................................................ PAGEREF _Toc513037670 \h 17 #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. PAGEREF _Toc513037671 \h 19 #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. PAGEREF _Toc513037672 \h 21 #
ВВЕДЕНИЕ
Постоянно ускоряющейся темп жизни, разнообразил сферу человеческой деятельности, новые требования к критериям и возникновение новых профессий актуализировали проблему стрессовых ситуаций.
На современном этапе развития типологии и особенно практической психологии в области профилактики и предотвращения профессиональных стрессов имеется множество практических методик и теорий, объясняющих происхождение данного явления человеческой психики.
Современная медицина располагает большой базой фактов и данных, подтверждающих негативное влияние стресса на функционирование организма человека, связь стресса со многими казалось бы чисто физиологическими заболеваниями.
Цель данной работы: объяснить понятие стресса и указать причины возникновения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций.
Задачи работы:
q Отразить наиболее полно возможные варианты предотвращения стресса;
q Определить основные направления в области психофизиологических методов предотвращения профессиональных стрессов и стрессовых ситуаций.
В первой части работы объясним феномен стресса и общие причины возникновения стрессов, их отражение и влияние на психо-эмоциональную сферу.
Во второй части более подробно рассмотрены причины возникновения именно «профессиональных стрессов», факторы экзогенного и эндогенного характера. Также во второй части указаны общие положения в теории психологии стресса с точки зрения социальной, возрастной психологии, характерологии и т. д.
Третья часть содержит в себе описание перечисленных методов предотвращения стресса и стрессовых ситуаций, ликвидации последствий перенесенного стресса. В частности включены общие традиционные методы (тренинги и аутотренинги) и нетрадиционные методы (медитации и т. д.)
В заключении подведем итог состоянию в исследованиях стресса в разных научных теориях и основные направления в дальнейшем развитии данных научных изысканиях.
1. СТРЕСС, КАК ЯВЛЕНИЕ И ЕГО ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ
Стресс – термин, введенный канадским ученым Гансом Семе в 1936 году.
«Стресс – это психологический ответ организма на любое предъявления ему требования» [3. 15].
Распространено мнение, что стресс – это общий адаптационный синдром из всей сферы жизнедеятельности человека. Г. Семе сформулировал следующие положения:
q стресс – это не просто нервное перенапряжение;
q стресс – это не всегда результат повреждения;
q стресса не следует избегать.
Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она не была [3. 19].
Таким образом – стресс есть необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает с одной стороны – от условий и средств деятельности, с другой стороны – в результате взаимодействия мотивов деятельности.
В.С. Мерлин пишет по этому вопросу: « когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он с необходимостью сталкивается с противодействием. В результате возникновения внешних противодействий проявляется трудная ситуация. Состояние в трудной ситуации обозначается нервно-психической напряженности – стресс».
Функциональное значение степени напряженности и напряженных состояний состоит в том, чтобы активизировать влияние их составляющих. Однако, во многих случаях выявить фрустрацию в душевной деятельности, - в таких случаях следует говорить о сверхнапряженности.
Основными источниками эмоциональных реакций является – недостаток способностей к приспособлению, новизне, необычность, внезапность, избыточная или интенсивная мотивация, сложность выполняемой задачи.
В целом эмоциональная напряженность может представлять собой функцию двух групп: факторов – интенсивность мотивации и неопределенность ситуации протекания деятельности.
Под стрессами понимают факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресс. В наиболее общей классификации можно выделить стрессоры неопределенности и значимости, подразделяющиеся в свою очередь на внутренние и внешние.
Стрессоры неопределенности связаны с характером деятельности и первичны по своей природе.
Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности.
Стрессоры внутренней значимости определяются характером субъективной, внутренней оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности.
Стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля индивидуально и социально значимых последствий деятельности.
Индивидуальные свойства личности включены в структуру ее деятельности, как внутренние условия или внутренние средства и в этом качестве прямо или косвенно являются характеристиками стресса и его воздействия на результаты стресса или деятельности. В качестве многочисленных факторов стрессы можно выделить общие свойства личности и специальные свойства личности, индивидуальный стиль деятельности.
Структура личности имеет иерархический фундамент строения, и личностных механизмов регуляции деятельности. В связи с этим во многих сферах психологии принято разделение общих и специальных психических структур.
Общие свойства личности представляют собой целостную характеристику индивида, определяющих схему и систему его поведения во всей сфере неизменных условиях, или большей части этих условий. К общим свойствам можно отнести свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства связанные с социальными воздействиями и ряд других. В системе поведенческих проявлений это основные свойства нервной системы – генетически обусловленные нейрофизические предпосылки лечить личности.
В целом общие свойства влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях. Это можно объяснить их функциональной ролью в общей структуре деятельности, которая состоит в том, что они представляют собой внутренние условия для целостного функционирования.
Если общие функции это то, что принято называть личностными свойствами, то специальные свойства личности представляют собой ситуационные качества.
Ситуативное свойство – это состояние менее устойчивое, чем общие свойства. Общие свойства имеют более глубокие корни и типофизиологические основания. Ситуативные качества имеют специфику внутренних способов воздействия. В этих качествах проявляется отчетливая связь с волевом поведением, ведь социально-психологическая роль определяется, как модус поведения в определенных ситуациях.
Если общие свойства личности представляют собой внутренние условия деятельности, то специальные свойства обуславливают управление внутренними условиями и характером их внешних проявлений. Частично эти параметры неоднозначны и среди множества функций существует не менее важных функциях регуляции.
Под индивидуальным стилем деятельности в целом понимается та оптимальная форма деятельности, которая должна способствовать приспособлению индивидуальных качеств в целом для достижения оптимально положительного результата.
Важными параметрами для этого является структура, перераспределения внимания, характер омтонции в деятельности.
В общем классификации типы индивидуальной деятельности можно разделить на «ровный» и «взрывной». Взрывной тип деятельности – это тип наиболее подверженный стрессовым перегрузкам.
В целом все вышеперечисленные факторы и явления причинами возникновения стрессовых ситуаций в повседневной деятельности. В профессиональной деятельности существует специфические отличия в классификации стресс-факторов.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Многие профессии связаны с множеством психологических и физических нагрузок, которые и являются основными причинами возникновения внутренних психических «конфликтов».
По степени психологического внешнего воздействия на индивида профессиональная деятельность человека подразделяется на:
q сложную (сверхсложную или экстремальную);
q средней сложности;
q простую.
К сверхсложным профессиям в отношении экзогенных психических влияний относятся профессии, связанные с сильным эмоционально-психическим, умственным напряжением, и работой связанной с условиями экстремальных внешних (климатических, функциональных и пр.) воздействий, а также работе в постоянной концентрации и стимуляции нервной деятельности. Например, работа космонавтов на арбитражных станциях (небольшой коллектив, ограниченная коммуникативная свобода, экстремальные условия проживания и т. д.) геологов, топографов, геодезистов, метеорологов, гравиметристов, альпинистов и прочее (экстремальные условия проживания – горная, горно-таежная местность, сложные климатические условия Арктики и Антарктики, ограниченная коммуникативная свобода); военные репортеры, служб ПВО, в боевых действиях; авиаторы.
К средней сложности относятся профессии связанные со сложными умственными, физическими и эмоциональными нагрузками – ученые-исследователи естественнонаучной области, спортсмены, работники системы образования, врачи-хирурги из всех отраслей медицины, технические работники предприятий промышленного значения с непрерывным производственным циклом и некоторые другие.
К простым, в отношении внешних психических и умственных нагрузок относятся работники сферы обслуживания, коммунальной и гуманитарной, на связанные с постоянным общением профессии.
Данная классификация, предложенная Ф. Смитом не является основополагающей, стрессовые ситуации не обходят ни одну из существующих профессий.
Внешние факторы воздействия формируются и складываются из ряда причин социального, личностно-коммуникативного, профессионального и географических и эстетических обусловленностей места, времени, режима работы, коллектива (малой группы), требований к тому или другому виду деятельности, профессионального долга и ответственности.
Социальные факторы – это совокупность производственных, социальных отношений общего социального положения (состояния) индивидуального социального положения (состояния), материальной обеспеченности и экономно-политических факторов влияющих на психику индивида через СМИ, литературу, прочие.
Например, Работники сферы обслуживания в США вследствие социальных установок на «правоту клиента»» и внутренним состоянием индивида возникает внутренний конфликт, вскрывающий психозы, неврозы, стрессы и даже патологические раздвоения личности.
Личностно коммуникативные факторы влияют на возникновение стрессовых состояний вследствие несоответствия типа личности и его профессионального окружения, деятельности и требований и способности (см. схему Типы личностей). Домашний тип, например, на общественной деятельности не просто не реализуется в полной мере, но также вступает во внутренний конфликт со своими профессиональными обязанностями (по V-Люнгарду) из подобных «конфликтов» на разных возрастных этапах возникают остро выраженные акцентуации, многие из которых ведут к депрессиям, стрессам и даже патологическим отношениям в психике индивида.
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ Производственник-организатор Производственник-исполнитель
ДОМАШНИЙ
Рис. 1. Типы личности.
Профессиональные факторы обуславливают характер профессиональной деятельности – умственной, умственно-психологической, физической, манипулятивной, творческой (художественной) и комплексной.
Каждый из видов деятельности несет на себе отпечаток определенного «оценивающего» фактора, тенденции, влияющих на психо-эмоциональное состояние индивида.
Географическая и этическая обусловленность состоит в конфликте или чрезмерном напряжении интеллектуальных и физических сил в непривычных для той или иной личности географических условиях или этносоциальной среде (работа, связанная с многочисленными командировками, дипломатическая деятельность). Эмоционально-психические перегрузки также являются причинами стрессовых ситуаций.
Временной и режимный фактор влияет на психическое состояние непосредственно. «Внутренние часы» эффективной работы организма. Общая классификация личностей по типу их трудоспособности представляет следующее:
q «сова» (ночное и вечернее время суток);
q «жаворонок» (утреннее и дневное время суток)
q «голубь» (аритмики).
ВНЕШНИЕ СТРЕСС-ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЕ
СТРЕСС-ФАКТОРЫ Генетически
обусловленные Социально-коммуникативная
среда
Приобретенные
Психоэмоциональное состояние
Психофизическое состояние индивида
Внешнее проявление
Рис. 2. Схема психофизиологического механизма формирования стресса
Несоблюдение внутреннего режима с режимом и временем профессиональной деятельности, вызывает необходимость напряжения нервно-психической энергии, ее «перебалансировка» и как результат – перенапряжение, психическая усталость, стресс.
Данный аспект является наиболее важным.
Коллективный, социальные факторы малых групп – это целый раздел в «социальной психологии» учитывающей всю совокупность межличностных отношений в коллективе.
Это в первую очередь – стиль руководства производственным, профессиональным коллективом – авторитарный, демократический или либеральный.
Во-вторых, психологическая совместимость членов коллектива.
В-третьих, характер профессиональной деятельности в ее объединяющем и коммуникативном смысле.
В-четвертых, соответствие «занимаемой» профессиональной ячейки со способностями, характером и интересами каждой личности в отдельности.
В-пятых, - общее социальное положение индивида в обществе и степени его «мергенельности» (теория Г. Мюллера «о мергенельном человеке»).
И некоторые другие менее важные коллективные социальные факторы, степень влияния которых на психо-эмоциональную сферу зависит от индивидуальных особенностей человека.
Морально-этические факторы внешнего социального характера и внутреннее морально этическое состояние психики, связанное с такими понятиями ответственности и чувства долга. Невозможность исполнить профессиональный долг, ответственность перед людьми, профессиональная этика и высокий моральный уровень индивида может привести к психическим срывам и стрессам в профессиональной деятельности.
Все вышеперечисленные факторы носят внешний характер и относятся к внешним воздействиям на внутренний психический мир человека.
Внутренние факторы можно условно назвать структурно-личностными, так как зависят от индивидуальных особенностей личности.
Один из важных внутренних факторов являются особенности биологических процессов, которые в большей мере являются генетическими:
q темперамент – особенность психики к эмоциональному и психическому регулированию, динамики и слабости индивида. Четыре выделенных еще Гиппократом типа темперамента и объясненные с позиции психомоторики академика Павлова известен и общеприменяемому для объяснения оснований экспериментных отличий:
q сангвиники;
q флегматики;
q холерики;
q меланхолики.
Менее стойки к депрессиям и стрессам личности с сангвиническим темпераментом, более сложен тип меланхолики и холерики. Флегматики устойчивы к продолжительным негативным внешним воздействиям, но чрезмерные перегрузки приводят к «психологическим взрывам», порой непредсказуемого характера.
Воля, как подструктура личности, и непосредственно его сила, концентрация и ее наличие вообще является той характерной чертой, которая связана со стрессовыми психо-эмоциональными состояниями и непосредственно и опосредованно.
С одной стороны, воля является «нивелирующим» стимулятор дистресса, то есть способствует его внутренней ликвидации, с другой стороны в малой социальной (читайте) профессиональной группе, коллективе при различных личностных отношениях, конфликтности и типам руководства может привести к «волевому» межличностному конфликту, что может послужить причиной стресса.
Направленность личности, как психологический внутренний фактор является объектом изучения психодиагностики. Направленность и мотивация – это направляющие аспекты профессиональной деятельности индивида, его сферы интересов, устремлений. Основной причиной стресса связанной с фактором направленности личности может быть, опять же, несоответствие сферы интересов индивида и профессиональных обязанностей. Данные сложившегося несоответствия могут быть прямой причиной профессионального стресса или опосредованно влиять через возникающие в коллективе конфликтные ситуации.
Примерно таким же образом влияет и интеллектуальный фактор (привычки, опыт, знания и умения).
Более сложным является фактор эмоциональный. Эмоции, как внешнее проявление чувств, если чувства во всем их многообразии, а также другие чувственные проявления и связанные с ними индивидуальные черты влияют на стрессовые ситуации и сами лежат в сфере эмоциональной и чувственной.
В профессиональной деятельности – это чувство удачи, успеха, поражений, радости открытия и прочее. Эмоциональная окраска внешних проявлений стрессового состояния зависит и от других структур личности.
Самым значительным и поддающимся коррегированию является фактор индивидуальных черт личности – характера (от греч. - печать).
Изучение характера, исследование его особенностей началось еще в Античности, когда Фунидид выявил около 90 типов характера по доминирующей отрицательной черте. Более сложные и более научные исследования начались в XIX веке (Н. Лютерд, Ф. Эбенгеуэ и др.)
В этот же период появилась и наука основанная на эмпирических наблюдениях – характерология. Первоначально, правда, исследующая этот психологический феномен через некоторые внешние не связанные с поведенческим и эмоциональным, проявлениями (почерк, строение человеческого тела и пр.).
В настоящий момент психодиагностические, психотерапевтические разработки способствуют более точному и объективному исследованию личности и профилактике «стрессовых» ситуаций в профессиональной деятельности через психологические диагностические методики и профессиональное консультирование.
Соответствие личности профессиональным обязанностям, предотвращение конфликтных ситуаций и многое другое – задачи практической психологии.
Одним из «профилактических» средств предотвращение конфликтных и стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности является профессиональное ориентирование и коррекция черт характера через консультативно направляющую психологическую помощь.
Консультант психолог на данном этапе одна из важных профессий применимая в любой области человеческой деятельности.
3. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Наиболее ценным и одним из самых эффективных средств предотвращения назревающей стрессовой ситуации можно назвать физические упражнения. Сильное адаптационное действие оказывают любые физические нагрузки в разумных пределах.
Самым эффективным физическим упражнением, оказывающим депрессивное влияние является бег. Бег является наиболее доступным в современной действительности и самым дистрессовым упражнением из всех. Значение бега уже доказано и его пропаганда, как наилучшего дистрессора запечатлена в остросюжетном кинофильме «Fonost Cump».
Систематические физические нагрузки позволяют не только переорганизовать психическую энергию в плодотворное русло, но и избежать нежелательных воздействий путем отвлечения от внешних стрессовых факторов или внешних стрессов.
Физические нагрузки, как и стресс, активизируют процесс распада и расходование веществ необходимых для мобилизации жизни.
Таким же образом, активизируются и восстановительные процессы в организме.
Мощным антистрессовым явлением или «антистрессором» является «йога».
Слово «йога» означает связь, соединение, осознание, участие, глубокое размышление, порядок, созерцание.
Данный антистрессор хорошо применим не для «нивелирования» негативных внешних воздействий, а для упорядочения антистрессовых стимуляторов психики.
Йога развивает и апробирует два вида или подвида антистрессовых упражнений:
Первое - выработка правильных реакций на внешние раздражители, отработка наиболее эффективна людям поведения применительно к определенной ситуации.
Второе – владение телом для более эффективного физиологического и биологического воздействия на внутренние последствия стрессовой ситуации.
Практика йоги применительна к любому субкультурному, психологическому или профессиональному подразделению.
Одним из часто применяемых для антистрессовых воздействий средством применяющей йоги являются медитации.
Медитативное антистрессовое влияние на современном этапе используется почти повсеместно.
Медитация – это умственное действие, приводящее психические процессы в состояние глубокого сосредоточения. В антистрессовой практике медитации позволяют привести также психо-эмоциональное состояние человека в норму, и психофизиологические негативные проявления также нормализовать.
Много сходств с медитацией имеет аутотренинг, разработанный Йоганом Генрихом Исульцем в 1932 году в монографии «Аутогенная тренировка».
По мнению Исульца, аутотренинг более всего подходит людям интеллектуального склада ума и доминирующих их интеллектуальной деятельностью, особенно если у них есть определенный запас терпения, и сосредоточенности и упорства.
Антистрессорами являются также занятиия по системе Бутенко или Бэнона. Но существуют и более распространенные антистресоры – отдых на природе, активный антиэмоциональный толчок через противоположные действия на стрессовую ситуацию или изменение образа жизни, что позволяет снизит психические ориентиры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стрессология и ее направление, занимающееся профессиональными стрессами, стрессовыми ситуациями на современном этапе являются проблемой номер 1.
Ускоряющийся темп жизни, работы, появление новых прогрессий требующих определенных личностных качеств – современная сложившаяся ситуация решения проблемы стрессов в непоправимых условиях жизни.
Современные методы предотвращения профессиональных стрессов психофизиологического характера весьма разнообразны, часть из них освещено в данной работе.
Множество методик или профилактических – профессиональные ориентирования и корректирования, до физиологических медицинских – иглоукалывание, психотерапия с одной стороны весьма эффективна с другой могут быть неприменимы в определенных условиях.
Многообразие литературы по профессиональным стрессам, общей стрессологии, специфическим стрессовым ситуациям, связанных со специфическими видами должности – профессиональный спорт, космонавтика и т. д. не позволяет четко сориентировать ни индивида в частности, ни профессиональную группу в целом.
Недостаточная информированность личности по специфике профессии тоже фактор, влияющий на невозможность применения многих методов в психофизиологии стрессов.
На данном этапе развития психологической науки не всегда учитывается этический фактор определяющих культур и культурных образований.
В частности исторически сложившейся черте национальности профессиональной помощи через консультирование, диагностирование и коррекцию. В азиатских культурах психофизиологический аспект предупреждения стрессов учитывается, например даже на бытовом уровне – игрушки для психологической «разрядки» и «степени» стресса.
В европейских культурах отношение к психологии в ее практическом плане весьма позитивно. В США ситуация такая же.
Поэтому возможно и необходимо учитывать культурно-этический характер проживавания и деятельности индивида и вероятно в ближайшее время такие методы будут разработаны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аурбах С. Стресс как явление. – Ростов-на-Дону, 2000.
2. Проблема профессиональных стрессов. Материалы научно-практической конференции МГУ, 1999.
3. Психологические аспекты управления. – М., 1985.
4. Психология труда. Учебное пособие. – М., 1996.
5. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? – М., 1990.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1989.
7. Селье Г. Стрессология. – М., 1995.
8. Словарь психологических терминов. – М., 1989.
9. Шишенин М. Стрессовые ситуации. – М., 1991.
10. Фишер Г., Леонгард К. Акцентуации характеров. – Воронеж, 1998.
11. Хейм А. Проблемы профессиональной коррекции. – М., 1994.