МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра:
социология и
социальной работы и права
Тема: «Акцентуации характера»
Проверил преподаватель:
Козлова Е.В.
Выполнила
Студентка 4 курса
Долгова О.Ф.
Шифр: 990272
Хабаровск 2001 год
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-1" \h \z ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... PAGEREF _Toc510366823 \h 3 #
1. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ. ТИПОЛОГИЯ И ТИПИЗАЦИЯ........................... PAGEREF _Toc510366824 \h 5 #
2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРОВ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ PAGEREF _Toc510366825 \h 8 #
3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ.............................................. PAGEREF _Toc510366826 \h 14 #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. PAGEREF _Toc510366827 \h 16 #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. PAGEREF _Toc510366828 \h 18 #
ВВЕДЕНИЕ
Человеческие индивидуальные черты являются основой структуры личности, ее «становым» обоснованием, которое является как и основополагающим для целостной направленности личности, так и индивидуальным, возникшим в результате индивидуального никем не узаконенного жизненного опыта.
Характер человека – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающийся и проявляющийся в деятельности и общении, обусловленная типичными для него формами поведения[1].
Характер обусловлен бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типичные черты характера, определяемые обстоятельствами жизненного пути в конкретных исторических условиях.
Акцентуации характера и его анализ – проблема, возникшая на рубеже XIX – ХХ веков. В середине XIX века в практическом разделе психологии – психодиагностики, разрабатываемом Дж. Кеттелом, К. Эбернгеузом – французскими психологами во главе с А. Бинэ разрабатывается ряд методик по определению специфических особенностей личностей.
Определение специфических черт характера необходимо как для индивидуального психодиагностирования и психологического консультирования, так и для общей психизации характеров.
На рубеже веков XIX и ХХ возникло определенное направление в психологии – характерологии. Первоначально данное направление в психологической науке ориентировалось на физиологические особенности индивида и проводило научные переломы между строением человека и его психическими характеристиками. В ХХ веке К. Леонгард и В.Б. Лично определили особенности акцентуаций в характере человека и его специфических особенностях.
Изучая акцентуированные личности в практике, Карл Леонард предлагает целую систему практических методов, позволяющих «нивелировать» индивидуальные особенности психики человека и адаптировать личность к существующим условиям.
1. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ. ТИПОЛОГИЯ И ТИПИЗАЦИЯ
В практических исследованиях Карл Леонгард предлагает одну из простейших типологий личности для применения в профессиональном и семейном психическом консультировании.
Первый тип – это производственный организатор. Он обычно происходит из семьи, где родители ведут активную общественную деятельность, сами являются крупными руководителями, спортсменами и вообще, людьми, достигшими значительных успехов. Чаще всего они отличаются холерическим темпераментом или холеро-сангвинистическим темпераментом. Довольно редко формируются честолюбивые устремления[2]: уже в подростковом возрасте они и направлены на победу, причем во всем, за что бы он не брался.
Имеют твердые убеждения, готовы за них бороться. У них много друзей, открыты для общения, всегда готовы на новые контакты. Друзей, подчиненных, родных другим в обиду не дают, но сами могут и обидеть. Естественно они имеют много врагов и недоброжелателей.
Они всегда являются либо руководителями, либо активно занимаются общественной работой или в прежнем случае – являются лидерами неформальных групп.
Невротизм у них проявляется неосознанным стропом, потери престижа.
Из защитных механизмов у них можно наблюдать вытеснение и проекцию. Из вытесненных факторов можно выделить неудачи и неисполненные члены. Они чаще всего требовательны к себе, но также требовательны к окружающим. Проекция своих моральных качеств приводит к тому, что они не замечают отрицательных качеств и свойств окружающих их людей. Ими охватываются только деловые качествам сотрудников. Производственники – организаторы умны и настойчивы. Подобный тип личности трудно поддается психологической коррекции.
Особенные сложности в психологической коррекции и диагностировании испытывает женщина – производственного организаторского типа. Данный тип трудно совместим с любым другим.
Второй тип – производственник – исполнитель. Этот тип отличается меланхоличным или флегматичным темпераментом и большими интеллектуальными способностями.
В детстве они подают большие надежды. Во-первых, подтверждаемые отличной учебой и успеваемостью. Во-вторых, четкой исполнительностью и обязательностью. Но в первые годы их карьеры это не очень заметно[3], идет накопление навыков и рост квалификации. Их редко выдвигают на организаторские должности, но так или иначе они находят выход своим способностям и становятся высококлассными специалистами в той или иной области.
Третий тип по К. Леонгарду – домашний. Эти люди довольно быстро становятся хорошими специалистами и остаются на довольно хорошем уровне весьма долгое время. Чаще всего это люди меланхоличного или флегма-меланхолического темперамента. У них довольно узкий круг друзей и знакомых.
Они редко продвигаются по службе и в большинстве случаев остаются на своей социальной «ступеньке», сами не устремляясь вверх.
Четвертый тип – общественный. Эти личности обращаются за помощью крайне редко. Еще детьми они стремятся обратить на себя минимум внимания. Чаще всего они являются носителями сангвинистического темперамента. Важнейшим элементом их психологического комфорта является совпадение их производственной деятельности с общественным делом[4].
Подобная типизация является оптимальной при семейном психологическом диагностировании и консультировании. В практических исследованиях и опытах применения этой типологии и методик «совмещения» личностей весьма эффективно, так как многие из типов легко определимы на конфликтность, совместимость и контактность.
2. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРОВ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИЙ
Людей отличает друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой степени он утвердился в той или иной социальной среде, в какой семье вырос, в каком кругу вращается. Два человека с натурами (совокупностью черт характера) первоначально сходными могут впоследствии иметь мало общего между собой.
Жизненные типы (или типы социальных групп) таких как тип служащего, офицера, ученого, коммерсанта, учителя безусловно накладывают отпечаток на характер личности и на характерные черты социальной группы в целом. Зачастую черты характера и профессиональные качества совпадают благодаря склонностям и направленности человека, но и иногда и вопреки, что вызывает внутренние конфликты в психике индивида.
Первая сфера, формирующая характер – это и есть сфера направленности. Многие профессиональные склонности, либо интересы становятся чертами характера, носят эгоистический характер или альтруистический характер.
Вторая сфера формирования – это сфера чувств. Характер внутренней «переработки» также определяет значительные индивидуальные различия. В результате появляются индивидуальные модификации в характере.
Третья сфера связана с понятием интеллекта, которое обычно не включают в понятие личности. Существует, однако, область ассоциативных чувств[5], в которых заложено начало таких черт личности, как любовь к порядку, потребность в знаниях, также к чтению и «узнаванию» нового и пр.
Четвертая сфера, не указанная специалистами по конфликтологии – сфера физиологическая и подсознательная. Отсутствие или невозможность достижения поставленной цели, в силу физических возможностей откладывает отпечаток на характер личности в виде фобий и комплексов. Но сфера бессознательного не ограничивается одними лишь страхами и комплексами. Ряд важных подсознательных элементов становится частью личности.
Последней, пятой, иногда выделяемой, сферой является психодинамические особенности индивида или особенности применения биопсихических процессов. Или темперамент, воля и многое другое. Данные подструктуры не влияют на формирование тех или иных черт характера, но могут замедлить или ускорить этот процесс.
Не всегда возможно провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуирующую личность (от англ. и лат. accent – ударение) и чертами, определяющими индивидуальные вариации характера человека. Колебания наблюдаются здесь в двух направлениях. Прежде всего это особенности застревающей, или педантичесой личности могут быть выражены в человеке столь же незначительно, что акцентуация, как типовая не имеет места. Особенно ярко это выражено при определении тех или иных свойств темперамента, представляющих все промежуточные ступени его видов, вплоть до нейтральной[6]. Акцентуация всегда предполагает усиление степени одной черты. Эта черта личности становятся образом акцентуированной.
Многие черты невозможно строгим образом дифференцировать, то есть трудно установить, относятся ли они к определенному ряду акцентуаций или лишь к вариации индивидуальности личности.
С таким положением в характерологии мы сталкиваемся при анализе, например, чувства долга. Его можно отнести к сфере направленности интересов личности, но в то же время можно различить в чувстве долга черту свойственную ананкастам. Дифференциация должна учитывать следующие моменты в случае, когда чувство долга является просто характерологической особенностью – человек обладает ровным, спокойным поведением, чувство долга является как бы само собой разумеющимся; у ананкасты это чувство сопряжено с беспокойством, постоянными расспросами достаточно ли он самоотверженно поступил.
Сильно развитая область эмоций активизирует у человека амтрулетические чувства – чувства сострадания, радости за чужую удачу, чувство долга. В гораздо меньшей мере развивается стремление к власти, корыстолюбие, возмущение, гнев и т. д. Нет возможности проследить единую генетическую основу у таких чувств и черт характера, как тревожность и боязливость и многие другие.
Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это по сути те же человеческие черты характера, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.
Личности, обозначаемые нами, как акцентуированные, являются одновременно и патологическими.
Какова же классификация акцентуированных черт личности?
1. Демонстративные личности.
При более выраженной акцентуации – истероидный (истерический) тип. Этим понятием пользовался Зигмунт Фрейд. Собственно он и ввел его в психологию. Основной чертой является вытеснение или стремление к вытеснению из памяти, воспоминаний, жизненного опыта вообще нежелательных элементов. Также личности могут почти забыть, чего они не желают знать и помнить и заменяют освободившиеся ячейки памяти выдумками, ложью и фантазией. Еще одним из выдающихся качеств – стремление к привлечению к себе внимания, причем это стремление принимает болезненные формы. Постоянный настрой на успех, но при неудаче – бегство в болезнь. Остаться незаменимым для подобных личностей практически подобно смерти. По своей ориентации – они авторитеты и хорошо «вживаются» в эту роль. Прекрасно владеют мимикой. Это «вживание» может зайти настолько глубоко, что иногда истерик забывает о конечной цели. Демонстративный (истероидный) тип акцентуаций, чаще всего возникает в детстве от чрезмерного, повышенного внимания к ребенку и его «микродостижениям».
2. Педантические личности.
Патологическое проявление педантической акцентуации – это ананкастические психопатологии.
Для подобный акцентуаций характера болезненное стремление к порядку, гинеральтруизм, который требует сил и постоянного подтверждения и одобрения.
Для педантических акцентуаций – очень трудно принять решение. Речь их обстоятельна, даже слишком обстоятельна для простых вопросов и ответов. Они чрезмерно осторожны и недоверчивы.
3. Застревающие личности.
Для застревающих личностей крайнее (патологическое) проявление акцентуации – это сложность эффективных проявлений.
Личности застревающего типа недоверчивы и подозрительны. Очень часть эгоистичны, излишне самонадеянны и не очень конкретны, склонны к параноическим (параноидальным) идеям.
4. Возбужденные личности.
Это личности с недостаточной управляемостью ни собственного поведения, ни собственных эмоций.
Они импульсивны, стремительны, в рассуждениях непоследовательны (слегка мыслей), нейтрального эмоционального состояния у них нет. Склонны впадать в ярость и в то же время склонны к депрессиям.
Состояния акцентуированных черт характера встречаются довольно часть, гораздо чаще нашли «чистые» типы, но однако можно классифицировать отдельные акцентуации по следующим:
- Гипертимные личности.
Гиперимический темперамент (в патологии – гепоманиакальное состояние) – постоянно приподнятое настроение. Гипертимные личности всегда смотрят на жизнь оптимистически, с легкостью преодолевают трудности. Жажда действий толкает их на поиск нового, проявления инициативы.
В обществе главенствует личность, являющаяся «душой» компании – они всех развлекают, обожают свою речь, прибаутки, стремятся быть центром внимания.
- Дипломатические личности (при многочисленном проявлении субдепрессивный) представляет собой противоположность гипертимному типу. Эти люди сосредотачиваются на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостях. События потрясают их очень глубоко и могут привести к проявлениям пессимизма, когда налицо сильные проявления субдепрессивных черт.
В общении дистимичные люди, почти не участвуют в беседе и лишь вставляют несколько слов после длительных пауз.
Серьезная настороженность ведет к формированию серьезных этических позиций, норм и правил.
- Аффективно-лобильный темперамент - ярко выражен цикличный (циклоидный) тип личности.
Для людей этого типа характерна частая смена настроений, на передний план выступает то один, то другой из прямо противоположных эмоциональных полюсов.
Причиной частой смены эмоционального настроя не всегда является внешний раздражитель[7], иногда достаточно одного еле уловимого поворота в общей эмоциональной настроенности.
Можно предположить, что лобильность эмоций связана с наследственным сочетанием гипертимного и дистонического типов.
- Тревожные (боязливые) личности. В детском возрасте чувство страха иногда достигает крайних проявлений. Они не уверены в себе, боятся постоянных нападков со стороны, боятся элементарного общения. Они не решаются защититься, поэтому чаще всего они становятся «козлами отпущения». И одними из частых негативных проявлений приданном типе являются страхи (фобии), комплексы неполноценности, склонность к самоуничтожению.
- Эмотивные личности.
Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубоким развитием в области тончайших эмоций. Не грубые чувства волнуют людей подобного типа, а те, что связаны с душой, гуманность, отзывчивостью.
Эмоциональность проявляется даже в общении с книгой. Душевные потрясения оказывают на таких людей болезненное влияние и вызывают реактивную депрессию. Если душевный разлад достигает критической точки, возможны даже попытки самоубийства. Незначительный успех приводит таких людей в бурный восторг, а незначительные недуги – в глубокое депрессивное состояние. Пребывание в веселой компании – приводит к первому, а в скучной - приводит ко второму варианту эмоционального состояния. Проявления жертвенности и альтруизма иногда непонятны окружающим, так как весьма далеки от рациональности.
3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
К сожалению, в современной психодиагностике нет перечня обязательных вопросов и тестов для выяснения акцентуации скрытых или ярко выраженных. Это объясняется тем, что при задаче вопросов должно применяться индивидуальное начало и индивидуальный подход. В этом направлении оптимистическая мера в вопрос – ответ становится бессмысленной.
Шмилек и Мюллер составили ряд вопросов, которые можно частично применять при диагностировании акцентуаций, однако с поправкой на возможность ошибки. Например, на один и тот же вопрос обсуждаемый может дать абсолютно противоположные ответы в зависимости от того, как он воспринимает то или иное понятие[8]. Можно, конечно, при помощи наводящих вопросов свести до минимума подобные недоразумения.
Важнейшим средством для диагностирования личности являются поведение и обследование.
Типы наблюдений для взрослых и детей разнятся по многим принципиальным отличиям. Если мы действительно хотим установить – испытывает ли человек чувство печали, радости и восторга, то необходим целостный подход, хотя большинство обследований основано на доверии.
В обследовании детских проявлений акцентуации доверие играет важнейшую роль, даже если характер исследуемого (обследуемого) ребенка замкнутый. Эмоциональные проявления детей редко бывают обманчивы.
В опрошении взрослых дело обстоит иначе. Комплексный подход наблюдений, обследований, тестирования и анкетирования дает оптимальный результат. Добиться объективности, то есть избежать непоправимой ошибки возможно при использовании всего комплекса психодиагностических методик. Тесты достижений, типы личностные, типы креативности, выявление темпераментных особенностей, анкетирование, направленное на выявление социальной среды, этических особенностей: применение опросных листов (опросников), ориентированных на генезис (происхождение) акцентуации может привести к получению объективного результата.
Немаловажен и подход З. Фрейда с его методами психоанализа, так как скрытые акцентуации имеют подсознательную природу.
Возможными методами использования акцентуации может стать генетический метод, так как темперамент, как биохимическая особенность химических процессов и их протекание является генетически обусловленным элементом.
Множество традиционных подходов в результате могут способствовать точному выявлению даже смешанных типов акцентуатированных черт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современной психологической науки изучение акцентуаций весьма необходимо. Задачи, стоящие перед психологами в этой области весьма актуальны. Леонгард, Мюллер, Эвертон лично отличают необходимость исследования акцентуаций, как в теоретическом, так и в практическом приложении.
Во-первых, в современной психотерапии, прикладной психологии, невропатологии существуют ряд сложностей в различии, тонком и точном выявлении акцентуации, акцентуированных черт с одной стороны и патологических проявлений в психике индивида с другой. Во многом акцентуированные черты могут быть приняты за проявление психопатологии и в этом случае можно допустить непоправимую ошибку.
Во-вторых – акцентуации характеров – весьма частое явление, и задача психологов подробно изучить подобный феномен с целью коррекции негативных акцентуаций. Коррекция и своевременная психологическая помощь помогут избежать стрессовых проявлений, минимальных психозов, неврозов и т. д.
В-третьих – исследование акцентуаций позволит выяснить генетические связи черт характера с индивидуальностями родителей.
В-четвертых, подробное изучение и анализ акцентуаций может выявить и помочь стимулировать позитивные акцентуации с целью их активизирования и использования в профессиональной и общественной ориентации индивида.
Пятая задача является одной из наиболее важных и перспективных – исследование черт характера, акцентуаций и их проявлений может помочь выработать ряд педагогических методик рекомендательного или чисто практического характера. То есть непосредственного применения накопленных знаний по этой теории в воспитании, общении, ориентации.
Перспективы, стоящие в этой области касаются не только психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и прикладной психологии, но и в областях педагогики, образования, развития и реализации творческого понимания людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александер Ф. Теория характера. – Воронеж, 1996.
2. Бренден С. Неврозы и стрессы. – М., 1994.
3. Брудер Х. Психофизиология. – Ростов-на-Дону, 1999.
4. Государев Н.А. Треугольный человек. – М., 1991.
5. Леонгард Х. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону, 2000.
6. Психологические аспекты управления. – М., 1989.
7. Психологический словарь. – М., 1989.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1984.
9. Симеонова П. Человек рядом… - М., 1989.
10. Черноушек М. Психология жизненной среды. – М., 1989.
11. Эвертон У. Психофизиология. – М., 1996.
Физиологический механизм формирования стрессовых состояний.
Стресс следует рассматривать как ответную реакцию организма на внешнее раздражение, которая осуществляется посредством нервной системы.
Знания анатомно – физиологических особенностей нервной системы людей позволяет понимать материальную основу психики. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга в которых располагаются нервные клетки или нейроны. От головного мозга отходят 12 пар черепно – мозговых нейронов. Эти нервы содержат чувствительные волокна, проводящие центростремительные импульсы от высших органов чувств расположенных в голове (сетчатка глаз, кортиева органа улитки, органов обоняния и вкуса, вестибулярных аппаратов), а так же из рецепторов других частей головы. В составе этих нервов проходит так же центробежные двигательные и вегетативные волокна к мышцам частей головы, сердца, дыхательного аппарата, пищеварительного канала, железам внутренней секреции.
Таким образом, внешний раздражитель, вызывающий стресс интерпретируется индивидуумом именно с этой позиции информация через органы чувств поступает в кору головного мозга и посредством нервной системы импульсы порожденные внешним раздражением достилают органов жизнедеятельности человека (сердце, дыхательные пути, опорно – двигательной системы и т.д.). В результате чего, наступает их дизфункция, порождающая «стрессовое» состояние индивида, то есть его физиологическую дизфункцию, вместе с тем данный процесс не завершается, а продолжается «по кольцу», то есть органы человека несут информацию к коре головного мозга и она закрепляется, формируя реакцию индивида на внешние стрессовые раздражители.
Таким образом, стресс возможно рассматривать, как действие отрицательного условного внешнего раздражителя, в результате которого возникает торможение, проявляющееся в задерживании или прекращении движений частей и органов тела индивидуума.
[1] Баева И.А. Психология в образах, понятиях и переживаниях. – М., 1996. – с. 81.
[2] К. Леонгард. Акцентуирование личности. – с. 13.
[3] К. Леонгард. Указ. соч. - с. 19.
[4] К. Леонгард. Указ. соч. - с. 25.
[5] К. Леонгард. Указ. соч. - с. 115.
[6] [6] К. Леонгард. Указ. соч. - с. 31 - 38.
[7] [7] К. Леонгард. Указ. соч. - с. 186.
[8] К. Мюллер. Акцентуации. С. 52.