Сопоставление динамики кредитных и депозитных ставок с изменением денежной массы М1 в Великобритании, Германии, США, Японии, а также в Китае (см. табл. 5) показало, что однозначной (обратной) зависимости между этими макроэкономическими параметрами не наблюдается. В 1985 – 1990 гг. кредитная и депозитная ставки увеличились, причем наблюдались высокие темпы роста денежной массы – наибольшие в Великобритании (379%) и в Китае (232%). В 1991 - 1994 гг. резкое снижение ставок, кроме Китая и Германии (осталась прежней только кредитная ставка). Вместе тем, темпы роста денежной массы в других странах не только не возросли, но, и даже, сократились. В Китае при увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в 1986-1990гг. Эти данные подтверждают тот факт, что все процессы происходящие в рамках реалий жизни, а не абстрактных моделей, есть совокупное влияние многих факторов и процессов. Для выявления чистого влияния конкретного фактора нужен более широкий массив экономической информации.


Нормы обязательного резерва и денежная масса

Как известно, нормы обязательных резервов – один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.

Политика обязательных резервов, как метод кредитного регулирования  представляет  собой хранение  части  резервов  коммерческих  банков  в центральном банке.   Сумма   хранения   средств   на   специальных счетах устанавливается   в  определенном  процентном  соотношении  от величины  депозитов  банка.  Центральный   банк   периодически изменяет  коэффициент,  или  норму,  обязательных  резервов  в зависимости  от  складывающейся  ситуации  и  проводимой   ими политики.  Повышение  нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних,  снижению  их  ликвидных  возможностей,  а снижение нормы   обязательных    резервов    оказывает    положительное воздействие  на  банковскую  ликвидность,  расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

Изменение нормы    обязательных    резервов   влияет   на рентабельность кредитных учреждений.  Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли.  Поэтому,  по мнению многих западных экономистов,  данный метод служит  наиболее  эффективным  антиинфляционным  средством.  К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать  норму  выдачи  кредитов,  установленную центральным банком.  На практике центральный  банк  определяет  предельные темпы  роста выдачи кредитов различным банкам страны.  Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста  выдачи кредитов.    Эффективность   кредитной   политики   при   этом повышается,  так как государственные органы оказывают  влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

Политика центрального       банка        распространяется непосредственно  на  объекты  его  контроля  -  кредиты прочих банков,  а не  их  ликвидность,  как  в  случае  использования косвенных   методов   регулирования.  Этим  также  объясняется большая эффективность кредитных ограничений.




Данный метод   регулирования   имеет   ряд   недостатков:

Остановимся на наиболее важных из них.  Во-первых,  происходит ухудшение   функционирования   банковской   системы  в  целом.  Банковские учреждения    должны    выполнять    предписания эмиссионного института в сфере активных операций.  Т.е.  зная заранее  предельные  размеры  своей  деятельности,  банки   не стремятся    их    превысить,    поскольку    это    запрещено административно.  Рынок оказывается как бы заранее разделенным между      отдельными     кредиторами.     Получается,     что контингентированием охвачены не только ссудные,  но и  заемные операции.  В  итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском  деле,  поскольку  банк  был  вынужден   заморозить дополнительную   сумму   ресурсов  на  беспроцентном  счете  в эмиссионном институте.

Анализ двух  методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои   достоинства   и  недостатки  по  сравнению  с  методами рефинансирования банков.  Следует отметить, что принудительное установление  обязательных  резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом,  в отличие от операций на открытом рынке,  относящимся к рыночным методам регулирования.

Если рефинансирование  влияет  избирательно на банки,  то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы.  Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,  например  инвестиционные  и  другие специализированные  банки,  имеющие  незначительные  депозиты, оказываются  в  преимущественном  положение  по  сравнению   с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли  указанного  метода  кредитного  регулирования.  Об  этом говорит тот факт,  что повсеместно происходит  снижение  нормы обязательных резервов и даже её отмена. Так, например, в США в 60-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16%  до 12%, а по срочным сберегательным вкладам она была совсем отменена.


Политика количественных кредитных ограничений:

 

Этот метод  кредитного  регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.  В отличие от      рассмотренных      выше     методов     регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому,  что  предприятия  заемщики  попадают   в   неодинаковое положение.  Банки  стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим   традиционным   клиентам   -   как   правило,   крупным предприятиям.  Мелкие  и  средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской  деятельности  и  умеренного роста   денежной   массы,  государство  способствует  снижению деловой активности.  Поэтому метод количественных  ограничений стал использоваться не так активно,  как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

В настоящее время в развитых странах наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования.  Это  объясняется  появлением и развитием новых форм    небанковского    кредита,    падением    эффективности интервенций на  денежном  рынке зависимостью центрального банка от правительства.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует жесткая количественная связь: с их увеличение сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитной политики. Можно лишь, утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).



Таблица 6.


Ставка обязательного резерва (%)

Италия

25

Испания

17

Япония

2,5

Англия

0,45


В странах с развитой рыночной экономикой повышение норм резервирования обычно проводится в целях смягчения последствий перегрева экономики. В указанном случае оно синхронизовано со снижением предложения денег. Что бы государственная экономическая власть осуществлялась успешно, в том числе политика резервов должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и роста ВВП.











Заключение


С 1996 года экономика России проходит стадию становления нормального функционирования. Развивается финансовый рынок. Появляются банковские группы, чье мнение влияет на политику (ОНЭКСИМ, Медиа-Мост, Инкомбанк, Логоваз и т.д.). Оживляется фондовый рынок, на рынке появляются долгосрочные инвесторы (в основном в энергетические предприятия). Нерезиденты теряют спекулятивный интерес, и формируют долгосрочные портфели. Инфляция снижена, есть много позитивных сдвигов. Но работы для правительства еще много, никто не говорит, что жизнь стала проще, но задел для роста создан.

































Приложение А.


Регулирование денежной массы и денежно-кредитная политика

 на примере Японии, Мексики.

Мировой экономикой      накоплен      огромный       опыт функционирования  денежно-кредитных  и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль  в  общем  денежном  регулировании экономики,     поддержания    ликвидности    рынка, эффективном осуществлении платежей,  переливе сбережений в  инвестиции. 

Денежно-кредитная политика в Японии. Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно -   денежного  регулирования,  необходимо  отметить  следующие моменты,  которые могли бы  быть  полезны  для  решения  наших проблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорации   в   Японии   имели   слабые финансовые  возможности  в  первые  послевоенные  десятилетия, поэтому   банковская   система   сыграла   огромную   роль   в формировании  условий  для  ускоренного роста промышленности в 50-е  и  60-е  годы. Именно  банковские  учреждения   позволили "поставить  на  ноги"  группу  крупных корпораций, составляющих сегодня неизменную основу экономического  процветания  страны. Нужно отметить,     что     главной     особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода    была    высокая   степень правительственного   контроля.   Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору  на  льготных  условиях, государственная   бюрократия фактически   регулировала   как   процентные   ставки,  так  и направления кредитования, что  позволяло  сравнительно  успешно реализовывать  государственные  приоритеты.  Вместе  с тем,  в основе  механизма  такого  регулирования  лежали   чрезвычайно высокий  спрос  на  деньги  со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских  депозитах. В  последующем  постепенное  возрастание роли самофинансирования и  соответственно  меньшая  зависимость промышленных  корпораций  от  банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального  банка  и  стали  одной  из  причин либерализации кредитно-денежного рынка. В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. Что касается инструментариев  кредитно-денежной  политики Центрального  банка,  то  такие  классические средства,  как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов ,  а  также операциями  на  открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких  послевоенных  десятилетий   имели   весьма   малое значение  ,  уступая  в  этом качестве прямому количественному рационированию кредита  в  условиях  искусственно  заниженного уровня процента. В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление  напряженности  на  рынке  ссудного  капитала,  его интернационализация ,  а также появление  альтернатив  в  виде растущего  фондового  рынка  в значительной мере ликвидировали объективную     экономическую     основу     административного регулирования   и  заставили  Банк  Японии  пересмотреть  свое отношение  к  традиционному, классическому  инструментарию.  Увеличилась  степень  гибкости  процентных  ставок,  и  учетная ставка была увеличена до рыночного  уровня. С  1971  года  Банк Японии  начал  операции  на  вексельном рынке,  а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к  системе  открытой подписки на них.  Наконец, был сформирован рынок  краткосрочных  ценных  бумаг  правительства  и   начаты массовые  операции  на  других рынках краткосрочного капитала.

Это говорит  о  качественной смене  модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на  косвенные   методы   такого   регулирования, опосредованные ликвидными    позициями    банков, выступающие   в   роли непосредственных субъектов кредитной экспансии. Рассмотрим конкретные  цели  и механизм кредитно-денежной политики. В  основе  подхода  к  данной  политике  лежала  идея избирательной  поддержки - "своего рода искусственной селекции предприятий". Инициативу в проведении  реформ  в  данной  сфере взяло на себя правительство . И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок : с одной стороны , административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962  по  1977  год)  искусственно  превышало норму   накопления   ,   перераспределяя   средства  в  пользу банковского сектора ,  а  с  другой  стороны  ,  регулирование кредитных  ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала  позволяли  Центральному  банку  и  правительству   в приказном   по   сути   порядке   направлять   его  крупнейшим  корпорациям в сфере тяжелой индустрии и  экспортных  отраслей. Главный  тезис  проводимой  политики  -  ни  Банк Японии ,  правительство не считали для себя возможным  оставить  решение вопроса   о   направлении   перераспределения   средств   ,  а соответственно  и   имевшихся   редких   ресурсов   стихийному рыночному       процессу. " Именно      способность      высшего государственного аппарата избежать чрезмерной  зависимости  от сиюминутных    интересов    первоначального    накопления    и использовать  всю  силу   государственного   принуждения   для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому , одной из причин быстрого и  здорового  экономического  подъема страны в 50-е - 70-е годы ".

Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля  за  денежной  массой  со  стороны  Банка  Японии.  Не полагаясь на косвенный  контроль  ,  Банк  прибегал   к   непосредственному вмешательству  в процессы на рынках банковского кредитования , в  первую  очередь  краткосрочного. Анализируя  политику  контроля за   денежной   массой,   автор   подтверждает  справедливость известного  тезиса  о  том  ,что   "попытки   воздействия   на инвестиционный  спрос  посредством  регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае ,  когда  они  используются для  предотвращения выхода из спада". Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по  себе не  могут  быть  стимулом  для  производственных  инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса  лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал". Поэтому политика занижения  процента на  рынке  кредитных  ресурсов  и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от  населения  и мелкого  бизнеса  в  пользу  крупнейших корпораций,  способных осуществлять эффективные инвестиции.В 80-е     годы     было    ограничено    использование кредитно-денежной  политики  для  селективного   регулирования потоков ссудного капитала , прилагались усилия для ограничения масштабов и  сфер  деятельности  правительственных  финансовых учреждений   и   институтов,   а  в  макроэкономической  сфере наблюдалось  стремление  перенести  акцент   с   регулирования совокупного  спроса  на  контроль за денежной массой и ценовой динамикой.             

Кредитно-денежная политика в Мексике

В первой  половине  80-х  годов  мексиканская   экономика находилась   в  кризисном  состоянии,  усугубленном  острейшим кризисом  внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и массовым  бегством  частных  капиталов  из  страны.  К тому же особенностью  развития  Мексики  традиционно   были   довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима   деятельности    иностранных    банков,    суровая централизация государственного регулирования деятельности национальных банков.  В  этих  условиях  правительство  начало проводить экономическую реформу.

В результате  антикризисных   мероприятий   правительства начался  поворот  финансово-экономической  политики  в сторону модернизации  и  либерализации  экономики,  развития  рыночных механизмов,   а   также   большой   "открытости"  экономики  и интегрированности ее в мировое хозяйство.

Остановимся на    основных    моментах   стабилизационной политики   Мексики.    Регулирование    денежного    обращения мексиканское  правительство  и  центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать, как инструмент  реструктивной монетарной  политики  и  придерживаться  следующих  положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более  чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов станы; лимиты   финансирования, предоставляемого    Банком    Мексики, определялись   "потолком"   (максимальной   суммой),   который устанавливался   конгрессом    ежегодно    при    рассмотрении федерального   бюджета.  Кредитные  рестрикции  обеспечивались довольно   жестким    регулированием    финансовых    операций мексиканских  коммерческих  банков,  особенно  в  форме режима "обязательных  вложений",  который  применялся  до   недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных  депозитов в  Банке  Мексики,  а  также  размер  нормативов  селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент  обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали  ставки  процентов  по  пассивным операциям коммерческих банков.     

Денежно-кредитное регулирование  в  Мексике   традиционно было   довольно   жестким  и  сложным.  Кредитным  учреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с  точки зрения   государственных   экономических  программ)  отраслей. Административному   регулированию   подлежали   также   ставки банковского    процента    и   кассовая   наличность   банков. "Зарегулированность  "  банковской  деятельности   существенно ограничивала  финансовую  базу  для активных операций,  сужала маневренность банков.  Поэтому в конце 80-х  годов  начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования,  как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде  государственных  ценных   бумаг   ("бон   экономического развития").

В 1991  году   ситуация   в   кредитной   сфере   заметно изменилась:    началась    активная    приватизация    банков, потребовавшая  и  больших  сумм   наличности,   и   банковских кредитов.  Спрос  на  кредит  резко  возрос.  В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился  нежелательным ограничителем банковской маневренности.  Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и  такой  фактор,  как  бездефицитный государственный  бюджет,  не  требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги.

Отмена  вышеуказанного  инструмента  банковского регулирования проводилась   почти   одновременно   с    введением    другого регулирующего    показателя    -    "коэффициента   инвалютной ликвидности",  который предписывал банкам держать часть  своих пассивов  в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг.  Данная политика была  вызвана  опасениями  центральных банковских властей,  что обильный приток в Метсику иностранных капиталов,  а  также  частных  мексиканских  капиталов   из-за рубежа,   репатриация   так  называемых"беглых"  капиталов  из зарубежных банков могут иметь некоторый инфляционный эффект  и влияние на  денежную массу в обращении. Либерализация государственного  регулирования  банковской системы  не означает полной его отмены и осуществляется теперь по следующим направлениям:

·         операции  Банка  Мексики  как  кредитора  всех банков в последней инстанции;

·         поддержание  нормативов  минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к  пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

·         хранение  всеми  банками депозитов до востребования,  а также кассовой наличности в Банке Мексики;

·         интервенции  Центрального  банка  на денежном рынке;  - осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей  в  основном через государственные банки развития,  предоставляющие  дешевые  кредиты   и   техническую помощь;

·         введения  для  банков  нового  норматива   контроля  

·         «коэффициента инвалютной ликвидности";

·         создание специальных резервов банков  под  сомнительные долги;

·         разработка  более  строгих   правил   и   условий   для предоставления  кредита  лицам  и  организациям,  связанные  с акционерами и руководством банка;

·         более   четкое   определение   содержания  должностного преступления в банковской сфере и  применение  соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;

·         разрешение на ассоциирование банковских и  небанковских финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер  позволил  к  1992  году  добиться успеха  в  деле  стабилизации национальной валюты и внутренних цен,  снизить темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.

Приложение Б.

Структура денежной массы в России[1]

Денежная масса М2 (всего)

В том числе:

Наличные деньги М0

Безналичные средства

Трлн. руб.

Трлн. руб.

%

Трлн. руб.

%

01.01.96

220,8

80,8

36,6

140,0

63,4

01.02.96

216,7

75,4

34,8

141,1

65,2

01.03.96

229,2

80,4

35,1

148,8

64,9

01.04.96

241,8

86,7

35,9

155,1

64,1

01.05.96

251,0

93,1

37,1

157,9

62,9

01.06.96

254,2

93,7

36,9

160,5

63,1

01.07.96

266,9

104,4

39,1

162,5

60,9

01.08.96

271,9

102,8

37,8

169,1

62,2

01.09.96

275,3

101,1

36,7

174,2

63,3

01.10.96

276,0

96,2

34,9

179,8

65,1

01.11.96

278,8

94,4

33,9

184,4

66,1

01.12.96

282,3

95,8

33,9

186,5

66,1

01.01.97

295,2

103,8

35,2

191,4

64,8

01.02.97

297,4

96,3

32,4

201,1

67,6

01.03.97

307,6

102,0

33,2

205,5

66,8

01.04.97

315,5

105,2

33,3

210,3

66,7

01.05.97

328,4

115,2

35,1

213,2

64,9

01.06.97

339,4

120,4

35,5

219,0

64,5

01.07.97

363,8

136,8

37,6

227,0

62,4

01.08.97

375,5

140,3

37,4

235,2

62,6

01.09.97

377,7

141,6

37,5

236,1

62,5

01.10.97

376,2

134,8

35,8

241,4

64,2

01.11.97

382,3

135,7

35,5

246,6

64,5

01.12.97

371,1

128,7

34,7

242,3

65,3

\s


Список использованной литературы:


Кэмпбелл Р.  Макконнелл,  Стэнли  Л.  Брю  "Экономикс",  "Республика", 1992

Расторгуева Е.А."Мексика: по пути финансово - экономической стабилизации";    "Деньги     и кредит" 1992, N8.  

Американский   опыт    функционирования центральной   банковской   системы   и угроза       инфляции/ Симпсон   Т.// Вопросы экономики,1992, N12.

Денежная масса и факторы ее формирования /В. Сенчагов //Вопросы экономики.-1997.-10.97(№10).-С.21-40

Денежная эмиссия и переходная экономика:/ В. Евстегнеев// Вопросы экономики.-1997.-10.97(№10).-С.4-20

Регулирование денежной массы в условиях гиперинфляции/Белоусов В.Д.//Финансы.-1993.-№4


При подготовке работы были использованы материалы с Интернет-серверов правительства РФ, ЦБР, ФКЦБ.


[1] Данные на 14 января 1998 года. Информация взята с оффициального Internet-сервера Центрального Банка Российской федерации: “http://www.cbr.ru/dp/massa.html”