1.Законодательные основы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц.
1.1.Законы Российской Федерации, нормативные документы (правила, стандарты и др.), регламентирующие данные вопросы.
Необходимым юридическим условием деятельности туристической фирмы является её обязательная сертификация в соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. и Постановлением Госстандарта Российской Федерации «Об утверждении правил сертификации туристических услуг» от 14.12.1994г. Эта сертификация направлена на обеспечение в деятельности туристических фирм безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, предотвращение вреда их имуществу, охрану окружающей среды и повышение качества оказываемых услуг.
Кроме перечисленных законов, были приняты следующие нормативные документы:
1. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 27.12.95г. №211-ФЗ.
2. «Правила сертификации туристических услуг и услуг гостиниц», утверждены Постановлением Госстандарта России от 14.10.94г. №18
3. «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (Постановление Правительства России от 15.06.94г. №669).
4. ГОСТ Р 50644-94 «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
5. ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц».
6. ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Требования и термины».
7. ГОСТ Р 50681-94 «Проектирование туристских услуг».
8. ГОСТ Р 50690-54 «Туристские услуги. Общие требования».
Стандартизацией туристских услуг в соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации занимаются местные органы по сертификации, которые являются независимыми организациями, аккредитованные или получившие лицензию на проведение этой работы от Центрального органа по сертификации. В крупных туристских центрах, например, в Москве, С.-Петербурге, и некоторых других городах и регионах может быть по несколько аккредитованных органов по сертификации, и туристская фирма вправе выбирать любой из них для получения сертификата.
1.2.Обязательная и добровольная сертификация.
Основные правовые основы сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников определены законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг». Законом предусматривается, что сертификация продукции и услуг, под которой понимается деятельность по подтверждению продукции и услуг установленным требованиям, может иметь обязательный и добровольный характер. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагается на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции и услуг, могут быть возложены на другие органы управления Российской Федерации. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практикой. По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, и по требованиям, на соответствие которым законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом сертификации. Добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России в установленном Госстандартом России порядке. Органы по обязательной сертификации также вправе проводить добровольную сертификацию при соблюдении указанных условий.
Орган по проведению добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.
1.3.Ответственность за невыполнение требований по обязательной сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.
В соответствии с законом «О сертификации» (статья 4, раздел 4) «запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющей сертификата соответствия». Закон «О защите прав потребителя» не допускает оказание услуг без информации о проведении обязательной сертификации (статья 7, раздел 4).
«Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности» (закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», статья 5).
2.Порядок проведения сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.
2.1.Основные этапы проведения сертификации.
Орган по сертификации принимает решение по заявке на сертификацию и направляет его вместе с проектом договора на выполнение работ заявителю в кратчайшие сроки, но не более одного месяца после получения заявки.
В стоимость договора входят все расходы, связанные с проведением сертификации услуг, включая инспекционный контроль, независимо от результатов сертификации. Расчет расходов осуществляется в соответствии с рекомендации по сертификации Р 50.3.001.-96 «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» исходя из условия, что средняя дневная ставка специалистов, привлекаемых для выполнения работ по обязательной сертификации и инспекционному контролю не должна превышать минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации.
Если по заявке принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументировано сообщает в письменном виде заявителю о невозможности проведения сертификации туристических услуг.
Работа по сертификации начинается органом сертификации после получения от заявителя подписанного договора по программе, утверждаемой руководителем органа по сертификации.
Программа проверки включает:
- анализ организационной структуры предприятия;
- анализ уровня квалификации персонала, сведений о повышении квалификации;
- наличие необходимой нормативной документации;
- наличие необходимой технологической документации;
- проверка знаний работниками нормативной и технологической документации;
- анализ ассортимента предоставляемых услуг;
- анализ договоров с партнерами, наличие копий сертификатов фирм-партнеров на услуги, являющиеся составными частями путешествия, экскурсии;
- соблюдение предоставления туристам достоверной и необходимой информации об оказываемых услугах;
- проверка документов, подтверждающих обучение персонала туристского предприятия мерам по обеспечению безопасности туристов по маршрутам;
- учет претензий и пожеланий туристов;
- выборочная проверка результата услуги путем выборочного анкетирования потребителей.
2.2.Туристические услуги и услуги гостиниц, подлежащие обязательной и добровольной сертификации в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании перечня продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, Госстандарт России с 1 июля 1995г. ввел обязательную сертификацию туристических услуг и услуг гостиниц и Постановлением от 14.10.94г. №18 утвердил «Правила сертификации туристических услуг и услуг гостиниц».
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) следующие туристические и экскурсионные услуги подлежат обязательной сертификации:
Код ОКУН |
Наименование услуги |
061200 (061201-061219) |
Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам |
061300 (061301-061309) |
Туристские походы выходного дня |
061600 (061601-061605) |
Услуги по предоставлению мест проживания |
062200 (062201-062211) |
Экскурсии |
041201-041202 |
Услуги гостиниц, мотелей |
082201 |
Проживание в санаториях |
2.3.Схемы сертификации туристических услуг и услуг гостиниц.
Для сертификации туристских услуг применяются следующие схемы:
Номер схемы сертификации Процедура |
1 |
2 |
4 |
5 |
Оценка мастерства исполнения услуги, знаний технологической и нормативной документации, правил обслуживания |
* |
|
|
|
Оценка процесса оказания услуги (все этапы от продажи путевки и формирования группы до окончания тура) |
|
* |
|
|
Аттестация предприятия |
|
|
* |
|
Сертификация системы качества |
|
|
|
* |
Проверка результата услуги (выборочно) |
* |
* |
* |
|
Инспекционный контроль |
* |
* |
* |
* |
Схема №1 рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро.
Схема №2 - для туристских путешествий по маршрутам, турагенств.
Схема №4 - для гостиниц, мотелей, кемпингов.
При сертификации по этой схеме предприятию присваивается определенная категория «звезда», в соответствии с ГОСТ Р 50645-94.
2.4.Что включает сертификационная проверка предприятия?
Сертификационная проверка предприятия, осуществляемая специально назначенным руководством органа по сертификации экспертами-аудиторами, включает:
1. Оценку на месте служебного помещения, его соответствия профессиональным требованиям.
2. Оценка и анализ основополагающих документов и документов оперативной деятельности предприятия. Например, соответствие договора с клиентом законодательству Российской Федерации, в первую очередь, наличие в нем существенных условий, регламентируемых статьей 10-й Закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», или соответствие указанному закону (статья 17) страховых полисов, предоставляемых клиентом для временного выезда в страны, где законодательством установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи – такие полисы должны предусматривать оплату медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
3. Беседы с сотрудниками и определение профессионального уровня персонала предприятия.
4. Заполнение аттестационного листа-анкеты предприятия.
5. Подготовка акта сертификационной проверки и вынесение решения о возможности выдачи сертификата соответствия с рекомендациями о необходимых корректирующих мероприятиях с последующей оценкой их выполнения при инспекционном контроле.
При отрицательных результатах сертификационных проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуги, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа выдачи сертификата.
6. Оформление, регистрация в государственном Реестре системы сертификации ГОСТ Р и выдача заявителю сертификата (в срок не более 10 дней после получения органом по сертификации всех материалов для сертификационной проверки от заявителя).
2.5.Оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия.
Согласно Закона Российской Федерации от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», сертификат соответствия (далее – сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается Госстандартом России. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми Госстандартом России.
Оформление, регистрация в государственном Реестре системы сертификации ГОСТ Р и выдача заявителю сертификата (в срок не более 10 дней после получения органом по сертификации всех материалов для сертификационной проверки). Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на сертифицируемую услугу, результатов оценки услуги, или системы качеств, но не более чем на три года.
2.6.Инспекционный контроль.
Инспекционный контроль осуществляется в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок (в случае жалоб к сертифицированной услуге от потребителей или органов государственного или общественного контроля). Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов контроля и делается заключение о возможности сохранения действия данного сертификата. При неудовлетворительных результатах инспекционного контроля действие сертификата может быть приостановлено или аннулировано, о чем орган сертификации доводит до сведения исполнителя услуг. Аннулирование сертификата вступает в силу с момента исключения его из Государственного Реестра. В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию Центрального органа по сертификации – Управление лицензирования и сертификации при Государственном комитете Российской Федерации по физкультуре и туризму, а при несогласии с решением данной комиссии – в Центральную апелляционную комиссию Госстандарта России.