Введение.



Тема нашей исследовательской работы «Развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов на занятиях по внеклассному чтению» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь  творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому мы видим необходимым уделение особого внимания развитию творческих способностей школьников.

Подростковый возраст, как указывает в своём труде «Психология юношеского возраста» известный немецкий психолог Э. Шпрангер, характеризуется как возраст начала качественного «врастания в культуру». Ребёнок начинает усваивать и принимать её, «врастать психикой» в объективный и нормативный дух эпохи [18. 342]

Доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова в работе «Воспитание детей в школе» указывает,  что «врастание в контекст культуры»  возможно только в процессе «воспроизведения в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества» [19. 11], или иными словами, в процессе индивидуального детского творчества. Поэтому мы видим подростковый возраст наиболее благоприятным школьным возрастом для развития творческих способностей и приобретения творческого опыта.

Литература одно из искусств, которому уделяется немалое внимание в школьном процессе обучения. Изучение её как носителя творческого опыта человечества играет немаловажную роль в процессе развития творческих способностей подростков.

Занятия по внеклассному чтению в отличие от обыкновенного урока предполагают немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На занятиях по внеклассному чтению учитель может уделить  больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах. Теплов Б.М., Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Лук А.Н., Пономарёв Я.А.

Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Выготского Л.С.

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

В методике преподавания литературы в школе данная проблема освещена в трудах Рыбниковой М.А., З.Я. Рез, В.А. Никольского, В.Г. Маранцмана, Н.Р. Бершадской, М.Г. Качурина.

Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития при изучении художественной литературы на занятиях по  внеклассному чтению в 5-7 классах общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся при изучении художественной литературы на занятиях внеклассному чтению в  5-7 классах общеобразовательной школы.

Тема нашей работы определила её цель – разработать систему занятий по внеклассному чтению, эффективно влияющую на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Цель работы определила следующие задачи:

1.     Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развитиятворческих способностей.

2.     Путём анализа психологической литературы, посвящённой возрастным особенностям развития личности выявить возрастные особенности становления личности подростка, влияющие на развитие творческих способностей подростков.

3.     Рассмотреть обозначенные в психолого-педагогической литературе условия и пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

4.     Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме  развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе и, на основе этого, разработать систему занятий по внеклассному чтению, направленную на развитие творческих способностей учащихся 5-7 классов.

5.     Определить методику диагностики эффективности развития творческих способностей подростков в процессе реализации на практике, разработанной нами системы занятий по внеклассному чтению.


Цели и задачи, выведенные нами, определили структуру работы.

Первая её глава, состоящая из трёх параграфов, посвящена анализу психолого-педагогической литературы по данной проблеме. В первом её параграфе мы, анализируя психологическую литературу, определяем сущность понятий «способности», «творческие способности» и сущность процесса развития творческих способностей. Во втором параграфе мы, путём анализа психологической литературы, посвящённой  особенностям развития личности подростков, выявляем особенности становления личности подростков, влияющие на процесс развития творческих способностей. В третьем параграфе, путём анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы выделяем условия и намечаем пути развития творческих способностей учащихся 5-7 классов.

Вторая глава нашей работы посвящена методике реализации путей развития творческих способностей учащихся 5-7 классов. Рассматривая и анализируя научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей в процессе изучения литературы в школе, мы определяем методы и приёмы, а также особенности занятий по внеклассному чтению, являющиеся развивающими по отношения к творческим способностям учащихся 5-7 классов. И, на основе этого разрабатываем систему занятий по внеклассному чтению, направленную на развитие творческих способностей учащихся. Определяем и реализуем методику исследования эффективности развития творческих способностей учащихся данной системой.

Наша исследовательская работа – это попытка внести свою скромную лепту в общее дело улучшения эффективности нашего российского школьного образования.