Краткая характеристика экономического потенциала Монголии
Площадь страны - 1 566 500 кв. км. Население - 2 371 000 человек. Столица Улан-Батор. Денежная единица - тугрик.
Основные статьи экспорта - минералы, мясо, шкуры, шерсть, домашний скот, потребительские товары.
Форма правления - многопартийная республика.
Основу экономики страны составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству, которое дает большую часть всей сельскохозяйственной продукции. Общее поголовье скота в 2000 г. достигло рекордного показателя в 32,9 млн. голов. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. путем освоения целинных земель при технико-экономической помощи СССР. В 2000 г. ВВП увеличился на 3,5%, промышленное производство возросло на 3,3%.
В связи с переходом Монголии к рыночной экономике, правительством Монголии в 1997 году было принято решение о начале новой общенациональной кампании «Зеленая революция».
Программа, разработанная при помощи западных специалистов, рассчитана на 1997-2004 гг. Ее цель состоит в том, чтобы путем более полного использования внутренних ресурсов в относительно короткие сроки повысить реальные доходы населения, улучшить количественные и качественные показатели его питания, создать новые рабочие места, снизить уровень бедности. В частности, в случае успешного вовлечения к 2004 г. не менее 175 тыс. семей, или 50% всего городского населения страны, в занятие подсобным земледелием, прежде всего выращивание картофеля, овощей, ягод и фруктов, среднегодовой доход одной семьи может быть увеличен на 200 тыс.тугр.
Руководство страны, независимо от неоднократной смены правительств, придает значение массовому развертыванию «Зеленой революции» по примеру ряда других стран (Индия, Япония, Корея, Китай и др.), добившихся заметных успехов в этом деле.
В 2000 г. на реализацию этой программы было израсходовано 623 млн. тугр., в том числе из централизованного бюджета – 114 млн., местных бюджетов – 140 млн., из средств организаций и отдельных граждан – 369 млн. тугр. В масштабе страны на первом этапе «Зеленой революцией» (1997-98 гг.) были охвачены 2347 хозяйствующих субъектов и более 106 тыс. семей. Эти данные существенно превышают первоначально запланированные, в соответствии с которыми, в частности, предполагалось охватить 35 тыс., или 10% всех городских семей. В 1998 г. в масштабе страны начали выращивать картофель и овощи 40 тыс. семей. Сбор картофеля увеличился с 54,6 тыс. т. в 1997 г. до 64,8 тыс. т. в 2000 г., или на 18,7%, и овощей – с 34 тыс. т. до 44,3 тыс. т., или на 30,3%.
В процессе перехода к рыночной экономике в результате усиления имущественного и социального расслоения общества продолжает обостряться проблема бедности. К категории «бедняки» относятся лица, имеющие среднемесячные доходы ниже официально установленного прожиточного минимума – 10,4 тыс.тугр. (12 долл.) на одного члена семьи в городах и аймачных центрах и 9 тыс.тугр. (10 долл.) в сельской местности. Существует категория «особо бедных», чьи среднемесячные доходы не превышают 40% установленного прожиточного минимума на одного человека.
В начале 2000 г. общая численность людей, живущих за чертой бедности, достигала 126 тыс. семей, или почти 590 тыс.чел., т.е. фактически каждый четвертый житель страны. Борьба с бедностью – одна из острейших социальных проблем, которая оказывает непосредственное и сильное влияние на всю внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в стране.
В 1994 г., при помощи международных организаций (ПРООН, Всемирный банк и др.) впервые была разработана и принята Национальная программа по снижению уровня бедности. Основная ее цель состояла в том, чтобы остановить негативную тенденцию к расширению бедности и снизить ее уровень до 10% общей численности населения страны.
Рамки Программы охватывают следующие основные направления: возрождение национального производства и обеспечение стабильного экономического роста; стимулирование продуктивной занятости и создание рабочих мест; сохранение ранее достигнутого уровня в социальной сфере, в том числе в области образования и здравоохранения, и обеспечение условий для их дальнейшего улучшения в будущем; создание новой системы социальной защиты населения, соответствующей новой экономической системе; повышение участия женщин во всех сферах жизни – политической, экономической и культурной; усиление рыночных отношений в сельской местности и повышение уровня жизни сельского населения.
Внешнеторговый оборот России и Монголии в 2001 г. составил 183 млн.долл., в том числе наш экспорт – 145 млн.долл. В его структуре больше половины занимают энергоносители. Это нефтепродукты, включая масла и мазут, и электроэнергия. В дальнейшем возможно расширение номенклатуры за счет поставок газа.
Энергетическая отрасль Монголии базируется на построенных при техсодействии СССР 6 ТЭЦ (от 21,5 до 540 мвт.); ТЭЦ – 2,3,4 в г. Улан-Баторе, ТЭЦ в г.г. Дархане, Эрдэнэте и Чойбалсане, а также нескольких ГЭС малой мощности (от 0,5 до 2 мвт.). Десятки дизельных электростанций мощностью от 10 квт. до 3 мвт. обеспечивают электроэнергией отдаленные районы страны и не имеют электрических связей с энергосистемами Монголии. Сейчас на средства донорской помощи Японии и США идет их замена. Все указанные выше ТЭЦ, за исключением ТЭЦ в Чойбалсане, работают в Центральной энергосистеме: через двухцепную ЛЭП-220 кв. Селендум-Дархан с энергосистемой АО «Бурятэнерго». ТЭЦ в Чойбалсане работает автономно, обеспечивая электроэнергией Восточные районы страны, но имеет аварийную связь с энергосистемой «Читаэнерго». В дек. 1995 г. осуществлено соединение ЛЭП-220 кв. «Хандагайты-госграница» на территории России с аналогичной ЛЭП «Улан-Гом-госграница» на территории Монголии и начаты поставки электроэнергии из России в Западную энергосистему Монголии.
Общая установленная мощность шести ТЭЦ Монголии составляет около 830 мвт. и в целом превышает потребности страны. Вместе с тем Монголия вынуждена импортировать электроэнергию из России, что вызвано рядом факторов. Главным из них является особенность суточного графика нагрузки, когда дневные потребности превышают имеющиеся мощности, а также невозможность регулирования и аккумулирования электроэнергии в ночное время. Другим фактором является низкое качество эксплуатации ТЭЦ, что приводит к перебоям в электроснабжении. 5 из 6 ТЭЦ эксплуатируются более 20 лет и требуют реконструкции.
На 95% Монголия покрывает свои потребности в нефтепродуктах поставками из России.
Стратегической задачей, провозглашенной правительством, является самообеспечение страны нефтепродуктами. В этих целях ведутся активные работы по разведке и добыче нефти в Восточных районах страны. Разрабатываются планы строительства НПЗ, рассчитанного на переработку 1 млн.т. нефти в год. Если завод будет построен, его продукция будет достаточно дорогой, так как для рентабельной работы такого уровня завода необходимо перерабатывать до 5 млн.т. в год. В Монголии такой нефти пока нет. В 2001 г. здесь добыто 7 тыс.т. сырой нефти, которая полностью экспортировалась в Китай. Известно, что на Дзун-Баянском месторождении за 10 лет эксплуатации было добыто около 500 тыс.т. нефти. Возможная конкуренция со стороны Китая хотя и существует, но не составляет реальной угрозы из-за более высоких цен и низкого качества поставляемой ими продукции. В 2001 г. в КНР было закуплено только 2,2 тыс.т. автобензина и 1,5 тыс.т. дизельного топлива для обеспечения Южных районов страны.
Монголия будет вынуждена закупать нефтепродукты в России, постепенно повышая объемы закупок по мере улучшения положения в экономике страны: 2000 г. – 405 тыс.т., 2001 г. – 415 тыс.т. При условии начала организации собственного производства объемы закупок постепенно будут снижаться.
Поставки нефтепродуктов из РФ (тыс.т.):
|
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Автобензин |
189,2 |
187,9 |
184 |
211,4 |
Диз. Топливо |
113,2 |
120,4 |
128,2 |
132,2 |
Реактивн. топливо |
20,4 |
27,5 |
24,7 |
20,3 |
Мазут |
33,1 |
33,6 |
34,5 |
31,8 |
Всего: |
355,9 |
369,4 |
371,4 |
395,7 |