Оглавление
1.Инструменты управления качеством: диаграммы сродства связей, древовидная.......................................................................................................................... 3
2.Документальное подтверждение СМК........................................................ 6
3.Управеление качеством продукции или предоставленной услуги по любому этапу жизненного цикла.......................................................................................... 10
Список использованной литературы............................................................ 17
1.Инструменты управления качеством: диаграммы сродства связей, древовидная
Семь инструментов управления качеством (УК) обеспечивают понимание сложных ситуаций и позволяют облегчить задачу управления качеством путем улучшения процесса проектирования продукции или услуги.
Инструменты УК усиливают процесс планирования благодаря их способности:
· уяснять задачи;
· устранять недостатки;
· содействовать распространению и обмену информацией между заинтересованными сторонами;
· использовать бытовую лексику.
В результате инструменты УК позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки.
Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование.
Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование.
Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование.
План действий
Последовательность применения методов может быть различной в зависимости от поставленной цели.
Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов. Каждый метод может находить свое самостоятельное применение в зависимости от того, к какому классу относится задача.
Особенности метода
Семь инструментов управления качеством - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу управления качеством в процессе организации, планирования и управления бизнесом при анализе различного рода фактов.
1. Диаграмма сродства - инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных.
2. Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния.
3. Диаграмма дерева - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем.
4. Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.
5. Матрица приоритетов - инструмент, для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных. Этот анализ часто рассматривается как факультативный.
6. Блок-схема процесса принятия решения - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.
7. Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать.
Дополнительная информация:
· Семь инструментов УК обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем.
· Шесть из этих инструментов используются в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций семантики для обнаружения и сбора основных данных.
· Сбор исходных данных обычно осуществляют во время "мозговых атак".
Достоинства метода
Наглядность, простота освоения и применения.
Недостатки метода
Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.
Ожидаемый результат
Использование инструментов управления качеством позволяет экономить ресурсы и тем самым улучшает чистую прибыль компании.
2.Документальное подтверждение СМК
Понятие «качество» мы часто употребляем в повседневной жизни. Мы неоднократно ежедневно оцениваем, сравниваем и выбираем качество в процессе покупок различных товаров и услуг. И покупаем то качество, которое нас удовлетворяет или более того.
При этом мы имеем в виду, как правило, его положительное значение и подразумеваем, что товар или услуга, которые мы охарактеризовали как качественные, отвечают самым высоким стандартам и соответствуют нашим ожиданиям. Это значит: чем в большей степени в товаре или услуге реализованы наши ожидания его свойств, тем более качественным мы его считаем. Таким образом, качество - это субъективное понятие, означающее степень удовлетворенности потребителя от товара (услуги).
Однако у разных людей разные нужды и требования к товарам или услугам! Поэтому перед организацией стоит сложная задача: выявить все эти требования и реализовать их в производимом товаре или услуге. Известно, что для бизнеса важнее денег - источник денег, то есть потребитель. В жестких условиях современного рынка, когда потребитель имеет возможность выбирать из широчайшего ассортимента продуктов, выживает та компания, которая в состоянии обеспечить лояльность постоянных клиентов и привлечение новых - в том числе и за счёт оптимального соотношения цена/качество. То есть, выходит, что качество - это ещё и характеристика товара или услуги, которая удерживает постоянного потребителя и привлекает нового.
Как обеспечить стабильность требуемого уровня качества услуг? Вопрос надо решать системно и комплексно.
Для этого Компания должна:
· определять требования, которые формулирует потребитель;
· соблюдать эти требования на всех этапах предоставления услуги;
· определять степень удовлетворенности потребителя.
Система менеджмента качества (СМК), являясь одной из основных составляющих управления организацией, обеспечивает выполнение вышеперечисленных задач и гарантирует получение потребителем ожидаемого им результата - т.е. качественного продукта (услуги).
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента. (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования.»)
СМК основана на процессном подходе. Это один из основных принципов менеджмента качества. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
Другими словами, управление бизнес-процессами компании как системой, процессы которой ориентированны на обеспечение качества конечного результата (продукта, услуги), а, следовательно, на удовлетворение потребителей, и есть система менеджмента качества. Причем у внутренних процессов есть внутренние потребители - последующие процессы.
Существование такой управляемой системы должно быть подтверждено компетентными независимыми специалистами, которым дано на это право государственными органами. Таким документальным подтверждением является сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (российский аналог международного стандарта ISO 9001:2000).
Сертифицированная система менеджмента качества даёт главное, без чего бизнес не может быть успешным - повышение конкурентоспособности за счёт того, что:
· улучшается управляемость компании; бизнес-процессы и организационная структура становятся прозрачными и контролируемыми;
· повышается результативность деятельности, улучшается качество продуктов и услуг, растёт компетентность персонала;
· растёт вероятность успеха в тендерах и конкурсах, крепнет доверие клиентов и партнеров;
· открываются новые возможности для выхода на международный рынок.
Мы готовы помочь в создании, внедрении системы менеджмента качества, её совершенствовании и подготовке к сертификации.
1.1. Подготовка к созданию СМК:
§ проведение оценочного аудита текущей деятельности в области качества на соответствие требованиям ИСО 9001:2000;
§ определение первоочередных мероприятий по созданию и внедрению СМК;
§ развертывание работ по созданию СМК;
§ обучение специалистов по созданию СМК.
1.2. Разработка мероприятий по подготовке компании к созданию и внедрению СМК;
1.3. Документирование системы менеджмента качества:
1.3.1. разработка Политики в области качества;
1.3.2. разработка Руководства по качеству;
1.3.3. разработка обязательных процедур СМК.
1.4. Внедрение СМК и проверка функционирования;
1.5. Разработка процесса самооценки результативности СМК;
1.6. Подготовка системы менеджмента качества к сертификации;
1.7. Совершенствование СМК, в том числе для минимизации негативных последствий кризиса.
3.Управеление качеством продукции или предоставленной услуги по любому этапу жизненного цикла
ОАО «Чебаркульский электроаппаратный завод» располагает ресурсами, необходимыми для достижения стратегических целей предприятия, в том числе целей в области качества.
Требования ко всем видам ресурсов установлены в соответствующих нормативных документах, а потребность в них определяется при анализе процессов Системы менеджмента качества.
Для выполнения работы, влияющей на качество продукции, улучшения деятельности, достижения поставленных целей руководством осуществляется управление персоналом.
Персонал назначается в зависимости от квалификации и компетентности, а именно: образования, специальности (профессии), профессиональных навыков и опыта работы, и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.
Эффективность управления персоналом достигается за счет:
- анализа кадрового состава и планирования потребности в персонале;
- подготовки и обучения работников;
- системы административного контроля и управления.
Требования к квалификации персонала, участвующего в организации и осуществлении процессов, определены в технологической документации, инструкциях, должностных инструкциях.
Система менеджмента качества ОАО «Чебаркульский электроаппаратный завод» разработана в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 и внедрена в 2004 году для решения следующих задач:
- повышение удовлетворенности потребителей посредством обеспечения соответствия продукции требованиям потребителей;
- достижение целей определенных Политикой в области качества;
- повышение результативности и постоянное улучшение всех процессов;
- обеспечение качества деятельности персонала при выполнении заказов.
Система менеджмента качества ОАО «Чебаркульский электроаппаратный завод» функционирует как система взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, выделенных в соответствии с организационной структурой управления предприятием.
Система менеджмента качества ОАО «Чебаркульский электроаппаратный завод» распространяется на проектирование, производство и поставку высоковольтной аппаратуры:
- маломасляные выключатели класса 6(10) кВ ВКЭ-М-10, ВПМ-10;
- генераторные выключатели типов МГГ-10, ВГМ-15, МГУ-20;
- вакуумные выключатели класса ВБКЭ-10, ВБЦ-35, ВБУ-35;
- разъединители внутренней установки на 10 кВ.
Конкретные цели в области качества установлены по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с Политикой в области качества и целями предприятия, периодически проверяются по выбранным показателям на результативность и эффективность.
Документация системы менеджмента качества включает:
- Политику в области качества ОАО «НТЭАЗ»;
- Руководство по качеству;
- обязательные документированные процедуры - методические инструкции качества: МИК – БпУК 4.2-01, МИК – БпУК 4.2-03, МИК – БпУК – 8.2-08, МИК – БпУК – 8.3-07, МИК – БпУК 8.5-09;
- документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования и управления процессами жизненного цикла методические инструкции качества, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала, инструкции и стандарты предприятия, которые в процессе развития системы менеджмента качества будут перерабатываться в методические инструкции качества;
- записи согласно МИК – БпУК 4.2-03, подтверждающие выполнение требований.
Все документы системы менеджмента качества поддерживаются в рабочем состоянии и управляются в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001. Порядок управления различными видами документации и записями определён в соответствующих методических инструкциях качества.
Руководство по качеству содержит общее описание системы менеджмента качества, действующей на ОАО «Чебаркульский электроаппаратный завод».
Руководство по качеству охватывает и представляет все разделы МС ИСО 9001:2000 за исключением подраздела 7.5.4, так как в технологических процессах не используется продукция потребителей, предоставленная для использования или включения в продукцию ОАО «НТЭАЗ»
Руководство по качеству является основным документом системы качества и используется в целях:
- описания и внедрения эффективной системы менеджмента качества, реализации политики в области качества, процессов, процедур и требований;
- представления системы менеджмента качества заказчикам при заключении контрактов, участии в тендерах, если требуется демонстрация соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001.
- предъявления системы качества сертифицирующему органу.
Руководство по качеству утверждается Генеральным директором и вводится в действие приказом по заводу. На титульном листе делается отметка о дате введения в действие и № приказа.
Проект Руководства по качеству и изменения к нему готовит главный инженер как представитель руководства, отвечающий за систему менеджмента качества.
Начальник бюро по управлению качеством осуществляет оформление подлинника, изготовление копий, учет и рассылку экземпляров Руководства по качеству и изменений к нему согласно списку пользователей.
Содержание Руководства по качеству по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года, анализируется и корректируется с точки зрения актуальности на текущий момент времени.
Актуализация Руководства по качеству осуществляется в случаях:
- изменения структуры предприятия;
- изменения задач и функций подразделений и отдельных должностных лиц;
- пересмотра отдельных разделов Руководства по качеству и процессов системы менеджмента качества;
по результатам внутренних и внешних аудитов.
Для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям предприятие постоянно осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства:
- Входной контроль закупленной продукции;
- Операционный и выборочный контроль продукции в процессе производства;
- Приёмо-сдаточные испытания;
- Периодические испытания.
Доказательством мониторинга и измерения продукции являются записи (журнал регистрации результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля, карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты, журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, протоколы периодических испытаний, паспорт изделия).
МИК-ОТК 7.4-05 – Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок проведения входного контроля, необходимого для подтверждения соответствия закупленной продукции установленным требованиям.
Ответственность за разработку, оформление и эффективное применение настоящей методической инструкции несет Заместитель генерального директора по качеству - начальник ОТК.
Входному контролю по сертификату, внешнему виду, замерам и комплектности подлежит вся закупленная продукция. Объём ВК для закупленной продукции, способной значительно повлиять на технические характеристики изделий, определён Перечнем закупленной продукции, подлежащей испытаниям при Входном контроле, который разрабатывается специалистами ОГК и ОГТ.
МИК-ОТК 8.2-10 - Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок проведения приемо-сдаточных испытаний изделий высоковольтной аппаратуры.
Ответственность за разработку, оформление и эффективное применение настоящей инструкции несет Заместитель Генерального директора по качеству - начальник ОТК.
Целью проведения приемо-сдаточных испытаний является подтверждение соответствия изготовленной продукции установленным требованиям.
Объём и последовательность приемо-сдаточных испытаний определяются программой и методикой испытаний на каждый тип изделий.
Распределение изделий для приемо-сдаточных испытаний по испытательным станциям согласно Приложению – «Номенклатура изделий подлежащих приемо-сдаточным испытаниям и распределение по испытательной станции ОТК».
МИК-ОТК 8.4-15 - Методическая инструкция качества, которая устанавливает порядок предъявления на технический контроль ОТК деталей, сборочных единиц и готовых изделий и правила их приемки.
Ответственность за разработку, оформление и эффективное применение настоящей методической инструкции несет Заместитель генерального директора по качеству - начальник ОТК.
Целью проведения технического контроля является подтверждение соответствия изготовленной продукции установленным требованиям.
Технический контроль подразделяется на:
- операционный – в процессе которого проверяется соответствие установленным требованиям при изготовлении составных частей изделий;
- приемочный – в процессе которого проверяется соответствие установленным требованиям продукции, являющейся самостоятельной частью товарной продукции (например, запчасти).
Предъявление продукции на технический контроль ОТК производят все производственные структурные подразделения-изготовители.
Допускается в отдельных случаях, подтверждаемых приказом Генерального директора по заводу, передавать функции ОТК с правом приемки продукции производственному мастеру или начальнику участка.
Рабочие – исполнители сообщают о предъявлении контролеру ОТК изготовленной продукции устно.
Управление несоответствующей продукцией.
Целью управления несоответствующей продукцией является предотвращение её непреднамеренного использования или поставки.
Вся выявленная несоответствующая продукция (закупленная или изготовленная) идентифицируется бирками, регистрируется в журналах и изолируется (способом, установленном в подразделении) до принятия решения о ее дальнейшем использовании.
Решение по действиям с несоответствующей продукцией принимает уполномоченный персонал, учитывая возможности:
- доработки продукции с целью устранения несоответствия;
- разрешения использовать продукцию без доработки по разрешительной записке или по письму потребителя (если это необходимо);
- утилизации несоответствующей продукции.
Ответственность за управление несоответствующей закупленной продукцией несёт начальник отдела материально-технического снабжения.
Ответственность за управление изготовленной несоответствующей продукцией несёт начальник цеха-изготовителя.
Подробно все действия по управлению несоответствующей продукцией описаны в МИК – БпУК 8.3-07.
Анализ данных
Выявленные несоответствия, которые влияют на качество продукции, процесс или систему, регистрируются и систематически анализируются специалистами с целью установления и затем устранения причин их возникновения, а также установления результативности системы менеджмента качества и ее адекватности Политике в области качества.
Для анализа используется информация по:
- результатам проведения внутренних проверок;
- удовлетворенности (претензиям) потребителей;
- результатам измерений продукции и процессов;
- результатам контроля соблюдения технологической дисциплины;
- результатам проведения входного контроля закупленной продукции.
Результаты изучения причин несоответствий по всей имеющейся информации регистрируются специалистами предприятия в виде служебных записок, докладываются и обсуждаются на оперативных совещаниях у генерального директора.
Список использованной литературы
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
6. Менеджмент. 2-е изд./ Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А.– СПб.: Питер, 2003.
7. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
8. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2002.
9. Степанов Е.А. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.