Организация товародвижения и товароснабжения розничной торговой сети

Задание. Подготовить ответы на вопросы.

1. Какие качественные показатели определяют уровень рациональ­ного построения процесса товародвижения?

Время доставки товара, издержки обращения, скорость обращения товаров, уровень запасов.


2. Назовите основные звенья технологической цепи товародвижения.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.


3. Перечислите и охарактеризуйте факторы, оказывающие влияние на организацию процесса товародвижения.

 На  организацию  процесса  товародвижения  оказывает  влия­ние, ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы: производственные, транспортные, социальные и тор­говые.

К числу производственных факторов  относятся: размеще­ние производства, специализация производственных предприя­тий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс  товародвижения  оказывает размещение производства товаров. Приближение про­изводственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, услож­няет процесс  товародвижения , так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет доведение их от производства до потребителей.

Специализация производственных предприя­тий, что касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предваритель­ной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это при­водит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их из­готовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участ­вующих в процессе  товародвижения , существенно изменяется на протяжении года, что вызывает необходимость внесения соот­ветствующих коррективов в организацию  технологического про­цесса  товародвижения.

К транспортным факторам  относятся: состояние транс­портных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

Важное влияние на процесс  товародвижения  оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребите­лям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интен­сивность процесса  товародвижения  оказывает  влияние  и уровень денежных доходов населения.

На процесс  товародвижения  влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свой­ства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс  товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассорти­мента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, прохо­дят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе  товародвижения  требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс  товародвижения  в зави­симости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами.

На характер процесса  товародвижения большое влияние  ока­зывают  его форма и звенность.


4.   Какие формы товародвижения используются на практике?

Прямой сбыт (канал товародвижения нулевого уровня) не предполагает наличия посредников, так как продажа продукции осуществляется непосредственно Потребителям на основе прямых контактов с ними. К ним относится и реализация продукции через собственную торговую сеть, а так же продажа по объявлениям СМИ. Этот вариант наиболее часто используется при реализации продукции производственно-технического назначения и реже - товаров народного потребления.

Косвенный сбыт (многоуровневый канал товародвижения) подразумевает продажу продукции через посредников. Выделяют: одно-, двух- и трехуровневые каналы. Количественной характеристикой канала товародвижения наряду с длиной является и его ширина - число посредников (оптовых и розничных) на любом этапе реализации продукции предприятия (например, число всех оптовых фирм, закупающих продукцию у производителя). Разновидностями косвенного сбыта являются интенсивный, селективный (выборочный) и эксклюзивный сбыт.

Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности. Основное его преимущество состоит в наличие очень плотной сбытовой сети, а недостаток в том, что наличие большого числа мелких Покупателей усложняет контроль за их платежеспособностью и требует дополнительных средств на рекламу.

Селективный (выборочный) сбыт, наоборот, предусматривает ограничение количества торговых посредников в зависимости от типа Потребителей, возможности обслуживания и организации гарантийного ремонта и сервисного обслуживания продукции. Он используется при реализации технически-сложной продукции, требующий специального обслуживания, обеспечения запчастями и специально обученного персонала.

Но в практике достаточно часто используются смешанные формы товародвижения.


5.  Чем определяется звенность товародвижения?

Звенность товародвижения определяется количеством складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.


6.   В каких случаях следует отдавать предпочтение складской форме товародвижения?      

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.

7. Обоснуйте основные принципы рациональной организации про­цесса товародвижения.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

-       применение кратчайших путей движения товаров;

-       установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть;

-       выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

-       широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;

-       постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

8.  В каких показателях определяется эффективность использования транспортных средств?

Для характеристики использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:

1. Техническая скорость движения транспортного средства.

Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60—80 м/мин внутри зданий, 100—150 м/мин вне зданий.

2. Эксплуатационная скорость транспортного средства.

Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.

3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства.

Равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.

4. Коэффициент использования пробега транспортного средства.

Равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.

5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства.

Определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.

Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной засылки грузов, предоставление дополнительных услуг и т.д.


 9. Чем отличаются понятия: товароснабжение и товародвижение?

Товароснабжение – это комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку и продажу товаров.

Товародвижение – процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Исходя из определений мы видим, что главное отличие в том, что товароснабжение более широкое понятие.


10. Хлеб и хлебобулочные изделия доставляют в розничную торговую сеть по какой форме товароснабжения и почему?

Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса, поступают на предприятия розничной торговли непосредственно с производственных предприятий - хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. в магазины транзитом.

При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери.

11. При разработке схемы размещения обслуживаемых предприятий розничной торговли какие маршруты сначала составляют?

С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых розничных торговых предприятий и по  ней  определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. Сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.


 12. Какие данные должны быть положены в основу расчетов потреб­ности в транспортных средствах? 

В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки товаров. Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную многооборотную ящичную и текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведенной выше.


 13. Какие факторы учитывают при определении частоты завоза товаров?

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.


 14. Что представляют собой графики доставки товаров?

Графики представляют собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.

Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров, разрабатываемыми оптовыми базами. Их составление предусматривает более эффективное использование грузоподъемности транспортных средств и кратчайшие пути доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.