Всероссийский заочный финансово-экономический институт.

Кафедра истории, экономики, политики и культуры.

 

 

Аудиторная работа по Культурологии

на тему:

1.Страна «тысячи и одной ночи». Храмы и сады Месопотамии. Культура шумеров. Системы письменности. Первая в мире эпическая поэмы.

2.Русская культура XVII в. Образование. Литература. Архитектура. Живопись.

3.Тест. Установите соответствие:



1. Эразм Роттердамский

2. Ф. Рабле

3. Т. Мор

4. Лопе де Вега

5.  М. Сервантес


А. Похвала глупости

Б. Гаргантюа и Пантагрюэль

В. Утопия

Г.  Собака на сене

Д. Дон Кихот Ламанческий



 

Проверил__________






 

Москва, 2002


1. Страна «тысячи и одной ночи». Храмы и сады Месопотамии. Культура шумеров. Системы письменности. Первая в мире эпическая поэмы.

План

ü Основные достижения шумеро-аккадской культуры

ü Клинопись. Литература Шумеров. Первые поэмы в истории человечества

ü Религия и наука

ü Архитектура Ассирии и Вавилонии

ü Основные вехи культурного развития Месопотамии. Основные памятники культуры


В IV-III тыс. до н. Э. Не территории Двуречья – долине рек Евфрат и Тигр – возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из очагов человеческой цивилизации. В Двуречьи стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичной, чем в Египте, была история и культура в Двуречьи.

Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. Именно шумеры, по мнению большинства современных востоковедов, являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

Отдельного упоминания достоин тот факт, что шумеры  создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке». Золотой век – мифологическое представление, существовавшее в древности о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. В  основе дошедшей до нас версии мифа о Золотом веке лежат народные мифологические представления. В Шумере верил в существование райской страны Тильмун, «страны живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Представления о Золотом веке можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах, в том числе и в представлениях египтян, греков, римлян, а впоследствии  - как прообраз рая, изображенного в библейских сказаниях.

Древнейшая на земле письменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке. Со времени рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят  его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники – шумерские клинописные таблички – относится к середине IV тыс. до н. э. Клинопись – это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо, впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что  язык шумеров не похож ни на один из известных  человечеству  живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа остается загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как и язык древних египтян, относился к семито-хамитской языковой семье.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н. э. При царе Хаммурапи (правил в 1792 – 1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрения их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной жизни. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были вполне реалистичны.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящий урожай и жизнь, вода – это культ плодородия. Вода – это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед. Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизменности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилон видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система,  которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно определили в астрономических наблюдениях египтян.

Астрономия шумерского периода носила наблюдательный характер. Шумеры обожествляли небесные светила. Уже в начале III тыс. до н. э. шумеры знали, что Утренняя и Вечерняя звезда представляют из себя одно и то же светило – планету Венеру. Они так же выделяли планеты, как отдельные небесные тела. К  I тыс.  до н. э. астрономы Месопотамии создали календарь, разделивший год на четыре сезона. Помимо каталога созвездий и звезд и списка дар их утренних восходов здесь был список последовательных кульминаций некоторых звезд и список «Созвездий на пути Луны», включавший 18 созвездий – прообраз современного Зодиака.

 Однако все научные знания и исследования ученых Древней Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например, в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самым главным из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви. Нергал – бог смерти. Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об формировании идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху. Желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить, есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать души. Беседовать с богами, определить будущее  по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страха, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича. Опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы были темнее, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены.  Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличи от Египте территория Двуречья была бедна камнем, а основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные постройки почти сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили  искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тез архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей – чаще всего льва или быка. Замечательны  также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взглядом. Характерной особенностью этих статуэток была более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта, проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

 Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. Э.) ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипала – образованный  и начитанный человек – вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богов, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

Произведения шумерской литературы обычно не велики по объему. Тексты должны были запоминаться наизусть, а ритм служил подспорье для памяти, поэтому почти все они стихотворны. Как и повсюду на Древнем Востоке, в Шумере не было самого понятия «художественная литература». Шумерская литература – это литература школы и храма.

Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предание о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.

Шумерский язык вымер, по-видимому, уже к концу II тыс. до н. э. и на смену шумерской пришла аккадская культура (ее так же называют ассиро-вавилонской: могучие державы Ассирии и Вавилонии были созданы племенами аккадцев). Но еще долгое время шумерский оставался языком культуры. А аккадская литература во многом была продолжением и развитием шумерской.

Более 2 тыс. лет отделяло Царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассиро-вавилонская культура не отделена от жизни и не противопоставлена ей: каждому произведению отведено свое место в жизни человека или общества. Очевиднее всего это демонстрирует излюбленные жанр аккадцев – заклинание. В них строки, звучащие для нас высокой поэзией, соседствуют с самыми прозаическими вещами. Аккадская литература в этом подобна другим древневосточным литературам: незаинтересованное любование словом им несвойственно. Но ее облик иной, чем, например, шумерской или египетской. Ни присущей египтянам нравоучительности, ни архаической величавости шумеров здесь нет. Аккадская литература более динамична и выразительна; развитие сюжета яснее, и сам он занимает больше места в произведении. Характеры тоже раскрыты глубже: поступки персонажей аккадцы анализируют более тщательно.

Судьба аккадской литературы во многом схожа с судьбами шумерской и египетской словесности. За расцветом последовали века полного забвения и только во второй половине 19 века, когда были расшифрованы древние письмена, утраченные шедевры вернулись в сокровищницу мировой литературы.

Ассирийское искусство I  тыс. до н. э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменным человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы. например, изображения из дворца Саргона II ( VII в. до н. э.) Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов – это всегда прославление царя -  могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская деятельность. Не случайно, поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: так, есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов – не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня. 

Вавилон этого периода был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная и толстая стена, над которой могли свободно разъехаться две колесницы. Запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью была Вавилонская башня – одно из семи «чудес света». Это был грандиозный семиярусный зиккурат высотой 90 м. Озелененные террасы Вавилонской башни известные как «висячие сады» Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н. э. О Вавилоне сложено много легенд и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

На смену Вавилону и Ассирии пришла в VI в. до н. э. Иранская империя. Искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, боле спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение животных – это, прежде всего крылатые быки, а так же львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

В IV в. до н. э. Иран, как и Египет, был завоеван Александром Македонским и включен в сферу эллинических культуры.

В  III в. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. Они старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не все войны были удачным для Ирана. Многие памятники культуры Сасанидского Ирана погибли в огне этих войн, многие погибли позже. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства – руины дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебряных сосудов, остатка шелковых тканей и ковров. Средневековые истории донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, который покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца Так-и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачальников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавало  за 20 тыс. дирхемов. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.

Государственной религией в Сасанидской Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии Заратуштра – Зороастра в европейской транскрипции). Исходным положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу добра – света со злом и тьмой, лежащую в основе мироздания. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде;  носителем злого начала выступал Азриман. Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птици; богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры (ислама) разрушившими цветущие города. Впрочем, замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов – на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлантики.

Вывод: Культура Месопотамии была одной из наиболее развитых в свой период. Те достижения, которых она достигла на заре своего существования, впечатляют. В Междуречье развились все стороны культуры. Там существовала самобытная литература, архитектура, музыка, наука, религия. Огромные достижения во всех этих областях не только значительны для того времени и уровня науки, но и признак глубокой духовной организации и высокого уровня развития цивилизации. Тот факт, что именно в этот период были созданы великие произведения всех областей культуры, но и неповторимые памятники, называемые современниками и потомками чудесами света, говорит о своеобразии и гигантском потенциале той цивилизации, которая существовала между Евфратом и Тигром.


2.Русская культура XVII в. Образование. Литература. Архитектура. Живопись.

План

ü Процесс обмирщения культуры России XVII в.

ü Литературные новшества. Новые жанры и модели повествования

ü Зодчество и гражданское строительство

ü Переход от иконописи к светской живописи. Школа Симона Ушакова

ü Проблема образования. Славяно-греко-латинская академия.


В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившимся процессе ее обмирщения, т. е. Освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т.д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в  расколе. Появляются новые жанры в литературе,  ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело нес живыми людьми, а с носителями добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

Самые выразительные новшества прослеживаются в литературе. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становились предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги и преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полочка и потому именовавшийся в Москве Симеоном полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянсой академии, а затем в Виленской академии, после окончания, которой принял монашеский сан. О себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати, - купи кто хочет! А я рад продати!" Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи, сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительной пример близости культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране  придворным поэтом-одописцое, сочинявшим тяжеловесные силлабические стихи. В  сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке « Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубити» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи и «утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 г., написал ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее, стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.

Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелям и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» - остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия

Содержание так называемых  бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной стороны герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны попытки героя выйти за рамки Домостроя заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть. Среди таких произведений «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудицине».

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Так повесть о «Шемякином суде», о «Ерше Ершовиче» пародируют продажность и беспринципность судейства, а «Клязенская Челобитная» высмеивают монахов Клязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью.

Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII в. произошли наиболее существенные изменения.

Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских,  и палаты и дворцы бояр и царей. Новое в архитектуре состояло в том, что в ХУ!! В. увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпичей. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья, правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий.

В связи с укреплением экономических связей между отдельными областями и возросшей централизацией государства в архитектуре, хотя и сохранились местные особенности, но они утратили прежнее значение, и она приобретала общероссийский характер. Зодчество, как и литература, подверглось обмирщению. Наиболее выразительные его черты состояли в сближении культового стиля с гражданским, в замене суровых и аскетичных сооружений зданиями с украшениями,  им живописность и праздничную торжественность. Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

К выдающимся памятникам зодчества относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Комплекс состоял из больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчал разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке, 1652 г.). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность. 

Несмотря на попытку Никона изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, новые явления проникали и в кирпичную храмовую архитектуру. Никон сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал Успенский собор Кремля. Сам Никон намеривался воплотить традиции зодчества в храмах, строившихся по его заказу, но и он  в конечном итоге поддался воздействию нового.

По заказу Никона были выстроены Валдайский Иверский монастырь, Новоиерусалимский монастырь. Идея превосходства духовной власти над светской выражена также в грандиозном сооружении ростовского митрополита, известного под названием Ростовского кремля.

В XVII в. завершается оформление множества монастырских ансамблей, начало которым было положено в предшествующие столетия: Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и др. Организующем центром каждого из них были соборы, возвышавшиеся над сем комплексом. Сооружались огромные трапезные с большими залами без опор. Значительные по размерам оконные проемы, украшенные затейливой резьбой, роскошные порталы придавали трапезным вполне светский облик.

К выразительным элементам храмового зодчества второй половины XVII в. относились многоярусные колокольни. Легки и изящны шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Москве и девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название московского барокко (нарышкинский). Его использовали при сооружении небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Особенностью храмов нарышкинского стиля является элегантность и строгая симметрия сооружения. Выразительным памятником этого направления стала церковь Покрова в Филях, отличающаяся необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Вместо многоцветных изразцов в церкви Покрова и Филях использованы только два контрастных цвета – красный и белый. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления арок и т. д.

Гражданское строительство в XVII в.  не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661-1665)  и в Архангельске (1668 – 1684), а также Хамовным двором в Москве (1658-1661). Гостинный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулись вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относится здания Земского приказа в Кремле (1683), а также Монетного двора.

Во много крат больше сохранилось жилых зданий. Они строились не только в Москве, но и в других городах. Прообразом для них служили пяти-стенные деревянные дома, состоявшие из двух комнат с сенями посередине. Снаружи здания украшались наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж предназначался для хозяйственных надобностей, второй был жилым.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII в.  представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении святых.

Контроль над деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата кремля. Возникнув еще в XV в., как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII в. становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны,  а так же иностранные мастера. В ней выполнялись работу для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи – одежду, четвертые специализировались по изображению растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта творчества Ушакова – пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетичное лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный». 

Широко известна другая его икона – «Насаждение древа государства Российского». У истока древа находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа – его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой.

Ушаков создал живописную школу. Его  последователями  были  Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев и др.  Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова.

В XVII в.  было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконописи. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и т. д.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. Грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Грамоте обучали либо члены семьи, либо мастера – учителя из священников, дьячков и подьячих.

О возросшем интересе к просвещению свидетельствуют проявление печатных букварей. Первый из них, составлены Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. и затем несколько раз переиздавался.  В конце столетия появился иллюстрированный букварь Кариона Истомин, а так же рукописные руководства по арифметике. Карион Истомин для запоминания букв воспользовался выразительными картинками.

В роли распространителя просвещения выступали как государство, так и церковь. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 г., обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. Скромную сеть учебных заведений венчало открытое в 1687 г. Славяно-греко-латинское училище, переименованное затем в академию, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины: грамматика, пиитика, риторика, богословие и др. Все предметы вели приглашенные греки братья Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. В академии обучался будущий доктор медицины и философии Падуанского университета Петр Васильевич Постников.

Вывод: Весь XVII в. прошел под знаком обмирщения культуры. Родились новые жанры в литературе. Изобразительным стилем эпохи стало барокко. Зримо начало проявляться личностное начало в творческой деятельности людей, почти не известное Средневековью. Выразительные средства всех видов искусств отныне берут истоки в самой жизни. Литературный язык сблизился с разговорной речью. Была преодолена национальная замкнутость культуры.

Под воздействием развития книгопечатания на Руси широко распространилась грамотность. Школьный опыт Россия заимствовала с Украины и Белоруссии. Появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Изжила себя традиция летописей. Ей на смену пришли и тематические произведения с ярко выраженной авторской позицией. Общественно-политическая мысль шагнула вперед. Ее питали исторические уроки Смуты. Из них она сделала заключение о благотворности просвещенной личности государя, призванного исправить общественные пороки (Ю. Крижанич «Думы политичны»). Новыми жанрами русской словесности стали драматургия и поэзия. У истоков которой стояла С. Полоцкий. Новые черты в литературе обнаружили себя в жанре бытовой повести и демократической сатиры. Новшества коснулись и сферы искусства. В России родились школьный и придворный театры. В церковном обиходе рождается явление «концертности», приведшее к возникновению нового музыкального жанра – партерного (многоголосного) церковного пения, исполнявшегося в церквях во время богослужебных пауз. Появился светский жанр портретной живописи – парсуна. Утверждение новой живописной манеры реалистического характера связано с именем Симона Ушакова (ушаковский стиль). Нарядными узорчатыми становятся русские храмы. Для их украшения применяли изразцы, каменную резьбу и скульптуру.

 Список использованной литературы.

1.     Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. – М.,2001 г.

2.     История России с древнейших времен до 1861 года  /Под. ред. Павленко Н.И. М.,2000 г.

3.     Очерки русской литературы XVII в. – М.,1979 г. Ч. 1-2.

4.     Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984 г.

5.     Культурология. История мировой культуры под ред. Марковой А.Н. – М.,1995 г.

6.     Мифы народов мира. Энциклопедия под ред. Токарева С.А. – М., 1991 г.

7.     Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М., 1999 г.


 3.Тест. Установите соответствие:


1.               Эразм Роттердамский - А. Похвала глупости

2.               Ф. Рабле - Б. Гаргантюа и Пантагрюэль

3.               Т. Мор - В. Утопия

4.               Лопе де Вега - Г. Собака на сене

5.               М. Сервантес - Д. Дон Кихот Ламанческий